Православное Рождество - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Православное Рождество - страница №1/1

Симонова Т.М.

Главный символ Рождества: «В лесу родилась елочка…»
Православное Рождество «отстает» от католического на 13 дней. В 1582 г. Папа Римский Григорий XIII ввел «григорианский календарь» (т.н. «новый стиль»). Прежний «юлианский календарь» получил наименование «старый стиль». Различие между этими «стилями» каждое столетие возрастает на 1 сутки.

В 1923 г. по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных церквей, на нем приняли решение исправить «юлианский календарь», в результате чего появился «новоюлианский календарь». Русская Православная церковь не смогла принять участие в этом совещании; но Патриарх Тихон издал постановление о переходе на новый календарь. Это решение было воспринято в штыки и старый «юлианский стиль» летоисчисления был сохранен.

Таким образом, Христиане празднуют два Рождества - в ночь с 24 на 25 декабря (католики, протестанты, 11 Поместных Православных церквей); в ночь с 6 на 7 января следующего года (Русская, Украинская, Грузинская, Иерусалимская, Сербская православные церкви, монастыри Афона, католики восточного образца и часть российских протестантов).

Главным символом Рождества у христиан в наше время принято считать еловое дерево (или венки), украшенное игрушками, сладостями и огнями. Откуда появился этот символ? Существует несколько версий ответа на этот вопрос, одну из которых возводят к верованиям древних германцев, которые почитали ель – вечнозеленое дерево, символ бессмертия и вечной жизни. Они украшали ели лентами, амулетами, фруктами, у стволов на земле зажигали свечи.

Принято считать, что первое упоминание о ели относится к VIII в. связано с монахом Бонифацием, который просвещал язычников-друидов, читая им проповедь о Рождестве Христовом. Чтобы убедить их, Бонифаций срубил один из священных дубов, который повалил все деревья на пути падения, кроме ели. Якобы Бонифаций истолковал этот факт как чудо и воскликнул: «Да будет это дерево деревом Христа!».

Праздник в Германии начинается 1 декабря и 4 недели перед Рождеством называются «Advent». Неотъемлемым атрибутом является «сладкий календарь (24 окошка с маленькой сладостью в каждом). 6 декабря христианская Европа празднует день Святого Николая Мирликийского (Санта Клаус, Святой Николаус). Действо, связанное с появлением рождественских подарков - достаточно сложное и носит воспитательный характер. Святой Николаус не просто приносит подарки, но приходит вместе с помощником – Рупрехтом и Ангелом с книгой, в которой записаны грехи и хорошие поступки. Кнехт Рупрехт приносит связку розог и мешок для провинившихся детей. Принято считать, что образ Рупрехта восходит к германскому языческому богу Вотану (скандинавский Один).

Существует еще одна легенда о появлении зеленой елочки в домах в средние века. Реформатор церкви Мартин Лютер, возвращаясь домой, посмотрел на небо и увидел звезды сквозь голые ветви деревьев. Придя домой, он установил елочку и украсил ее свечами. Случилось это, по преданию, в 1513 году. В Сочельник елку стали устанавливать в кирхах и украшать ее яблоками, которые напоминали о библейском яблоке раздора. Позже на елках стали появляться лепешки из пресного теста (символ просфоры), яйца (символ благополучия и гармонии), орехи (символ непостижимости Божественного промысла), колокольчики (символ пастушьих колокольчиков на шее овец), фонарики (символ звезд и костров, освещавших мир в Рождество). Макушку ели украшала восьмиконечная звезда (символ Вифлеемской звезды). Известно высказывание Мартина Лютера: «как вечный Бог воплотился в образе маленького младенца, так и вечно зеленая ель приходит к нам в дом, дабы возвестить радость Рождества Христова».

В Англии при дворе Генриха VIII первая ель появилась в 1516 г. и была она золотой, украшена розами и гранатами. До этого в преддверии Рождества англичане украшали дома остролистом (чертополохом), плющом и омелой. Эти традиции во многом сохранились и сейчас.

Во Франции первые елочки, украшенные сладостями, яблоками и орехами, появились в домах эльзасских бюргеров в конце XVI – начале XVII вв.

В XIX в. рождественские ели стали устанавливать повсеместно - в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России.

Российский император Петр I специальным Указом предписал праздновать Новый год, начиная с 1 января 1700 г., «по знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых», а также «чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни»… При Петре елки не украшали, только веточки и лапник, после его смерти этот обычай был забыт. Возродила его Екатерина Великая, но до первой половины XIX в. елки ставили лишь в домах русских немцев. Украшать и ставить повсеместно елки стали только во второй половине XIX в. – полагают, что с 1852 г.

К концу XIX в. праздничные ели стали главным украшением городских домов. Однако уже в конце века стали звучать призывы в защиту лесов и вырубки елей для Рождества. Православная церковь не поддерживала этот «иноземный обычай», а Святейший Синод вплоть до 1917 г. издавал указы, запрещавшие устройство Рождественских елок в гимназиях, реальных училищах, школах.

Крестьянская культура долго не принимала обычай, распространившийся в городах, поскольку у древних славян ель была символом смерти – именно еловыми лапами устилали последний путь, под елями хоронили, лапником украшали могилы.

В 1918 г. атеистическая советская власть осудила традицию установки Рождественских елей как «буржуазный предрассудок». С 1925 г. началась планомерная и жестокая борьба с религией и христианскими праздниками, Рождество было «отменено» в 1929 г., став обычным рабочим днем. Однако традиция продолжалась в тайне, за закрытыми дверями и шторами.



Установку елок на Новый год для детей восстановил товарищ Сталин в 1935 г., провозгласив лозунг: «новогодняя елка – праздник радостного и счастливого детства в нашей стране». Вифлеемская звезда трансформировалась в пятиконечную. В 1937 г. на елке в Доме Советов рядом с Дедом Морозом впервые появилась Снегурочка. Нерабочим днем Первое января стало только с 1949 г.

В декабре 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Постановление об объявлении праздника Рождества нерабочим днем.