Православный катехизис, составленный Преосвященнейшим Артемием, епископом Гродненским и Волковысским - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Православный катехизис, составленный Преосвященнейшим Артемием, епископом Гродненским - страница №1/18



ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС,
составленный Преосвященнейшим Артемием,




епископом Гродненским и Волковысским.

ВВЕДЕНИЕ 4

Предварительные понятия 4

Необходимость веры и добрых дел для спасения человека 4

Что такое Вера? 5

Предмет веры 6

Различие между знанием и верой 6

Необходимость веры в учении христианской религии 7

Что необходимо для спасения. 9

Понятие о богословии, догматическое сознание 9

Догматическое сознание и ересь 10

Значение вероучительных истин в жизни христианина 11

Православная катихизическая литература 11

О Божественном Откровении 12

Естественный и сверхъестественный пути богопознания 13



Два пути естественного богопознания 13

Сверхъестественное богопознание 13

Провозвестники Божественного Откровения и завершение Откровения во Христе 14

Полнота новозаветного Откровения 14

О Священном Предании и Священном Писании 14



О Священном Предании 14

Важность и необходимость Св. Предания в Христианской Церкви 15

Признаки истинного предания 17

Божественное Откровение - принцип единства Свщ. Предания 17

Три уровня Свщ. Предания 17

О Священном Писании 18

Признаки Божественного происхождения Библии 22

Правила чтения Священного Писания 24

Отношение Священного Писания к Священному Преданию 25

Правило веры 26

Литургическое предание 26

Свщ. Писание – наиважнейшая из форм Свщ. Предания 27

Божественное Откровение и Церковь 28



О Символе Веры 30

Понятие о Вселенских Соборах 31



О первом члене Символа веры 32

/Бог — Творец мира 42

Побуждение и цель творения. 44

О совершенстве творения 44

Сотворение духовного и материального миров 45

Библейское откровение о творении из ничего 50

Время и вечность, понятие о земле 51

Откровение о Духе Божием 52

Дни творения 53

Человек - венец Творения 62

Грехопадение 65

О втором члене Символа веры 67

О третьем члене Символа веры 70

О четвертом члене Символа веры 74

О пятом члене Символа веры 78

О шестом члене Символа веры 80

О седьмом члене Символа веры 82

О восьмом члене Символа веры 85

О девятом члене Символа веры 87

О десятом члене Символа веры 98

Таинство Крещения 102

Таинство Миропомазания 106

Таинство покаяния 109

О таинстве св. Причащения 116

Таинство елеосвящения 120

Таинство брака 124

Таинство священства 128



Об одиннадцатом члене Символа веры 133

О двенадцатом члене Символа веры 135

ПРИЛОЖЕНИЕ 137

Приложение 1. Смерть на кресте 138

Приложение 2. Подлинность телесного Воскресения Христа 142

Приложение 3. Исторические свидетельства об истинности существования на Земле, Крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа 143

Темы рефератов по катехизису 145

Источники и литература 146

ВВЕДЕНИЕ

Предварительные понятия


Мир православного богословия можно уподобить огромному, премудро устроенному и богато украшенному зданию. Курс «Катихизиса» имеет целью – изучить главные несущие конструкции и соединительные узлы этого здания. Понять основные принципы его устройства и таким образом получить возможность более или менее свободно ориентироваться в мире богословского знания. Слово «Катихизис» происходит от греческого глагола κατηχεω, что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете.

«Достопочтенный Феофил», к которому евангелист Лука обращается в начале своего Евангелия, «был наставлен» (κατηχηθης) (Лк. 1,4) в учении христианской веры.

Александрийский иудей Аполлос, пришедший с проповедью в Ефес, «был наставлен (ην κατηχημένος) в начатках пути Господня…» (Деян. 18,25)

Первоначально «катихизисом» называлось устное наставление основам христианской веры. Со временем это наименование распространилось также и на записанные наставления. Таким образом, «катихизис» превратился в жанр христианской вероучительной литературы.

Таким образом, катихизисом вообще называется первоначальное наставление в главных истинах веры, догматических и нравственных - на основании Священного Писания и Священного Предания, т.е. на основании Библии и учения Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Катихизис, изучаемый нами, православными, носит название православного катихизиса1. Слово Православный, прибавляемое к нашему катихизису, показывает превосходство его пред всеми другими изложениями веры - катихизическими.

В православной церкви преподается то самое учение, которое открыто Богом в Священных Книгах Ветхого и Нового Завета и в Священном Предании - которое раскрыто и уяснено святыми отцами церкви на семи Вселенских и девяти Поместных соборах, и которое всегда и неизменно содержала и до сих пор содержит Православная Церковь во всей чистоте и неповрежденности. По определению «Пространного Христианского Катихизиса»:

«Православный Катихизис есть наставление в православной Вере Христианской, преподаваемое всякому Христианину для благоугождения Богу и спасения души».

Для благоугождения Богу и для спасения души нужно, во-первых, познание Истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела.

Необходимость веры и добрых дел для спасения человека


Вера есть первое из условий, необходимых для оправдания; она есть начало спасения людей, основание всего оправдания. Без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6), а, следовательно, невозможно и спастись.

I. Но с верою необходимо соединять и добрые дела, потому что Вера без дел мертва (Иак. 2,20), т.е. недействительна, неистинна, а потому не может спасти человека.

Учение о вере и добрых делах с особенной ясностью и цельностью изложено апостолом Иаковом (Иак. 2, 14-26).

Различают три вида веры: вера мертвая, не дающая жизни; вера демонов, состоящая в страхе и отчаянии; и, наконец, вера живая, живая и деятельная, соединенная с любовью, доставляющая нам вечное спасение. Вера - корень, дела наши - само дерево, а спасение - это уже плод. Спасение т.о. есть добровольное наше оправдание перед Богом. Для достижения спасения требуется известная мера наших забот и трудов, и наше спасение - изобильная награда, которою Бог Отец награждает всякого работника, послушавшагося гласа Его Единородного Сына.

Для спасения недостаточно одной веры, холодной и мертвой. Нет, спасает нас вера живая, деятельная - выражающаяся нравственно в добрых делах; последние должны быть рассматриваемы не как простые свидетельства нашей веры, но как непосредственное ее выражение, как живые, действительные плоды веры. Где нет добрых дел христианских, там без всякого сомнения, нет и истинной христианской веры, и наоборот, где является истинная христианская жизнь, там необходимо предполагается истинная христианская вера.

Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14, 21).

А эта деятельная любовь есть необходимое выражение живой действительной веры во Христа Спасителя, дающая силу к нравственному самоусовершенствованию в деле любви, высочайший образец, который представил Спаситель наш Иисус Христос и которому мы обязаны подражать.

Итак, вера и добрые дела составляют необходимые условия со стороны самого человека для усвоения им искупления.

В духовной жизни Православной Церкви проблемы "веры и добрых дел" нет. Соотношение между верой и добрыми делами становится "проблемой" только тогда, когда оправдание понимается внешне, как юридическое отношение между Богом и грешным человеком. Тогда люди начинают бояться, что добрые дела встанут "между" душой и Христом, или наоборот, считают дела заслугой перед Богом. Согласно православному пониманию, добрые дела являются не самоцелью, а спасительным орудием для преображения испорченной человеческой природы в "новую тварь" (2 Кор. 5,17).

Исполнение содержащихся в Евангелиях заповедей Христовых - молитва, пост, служение ближнему, смирение и воздержание от осуждения - можно сравнить с листьями духовного дерева. Дары Святого Духа - любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, доброта, верность, кротость и самообладание - подобны плодам дерева. Они являются признаками очищенного сердца. Мудрость и трудность духовного странствия заключается в том, что не следует принимать листья за плоды; не нужно также думать, что можно вырастить плоды без листьев - нельзя стяжать дары Духа без усилий (Гал. 5, 22).

По объяснению святого апостола Павла: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11, 1), т.е. уверенность в невидимом - как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом - как в настоящем.


Что такое Вера?


Она нигде не определяется в Священном Писании, и знаменитые слова апостола Павла составляют не столько определение, сколько описание. Они не составляют определения, потому что не указывают сущность веры. Они говорят нам, что вера производит, а не то, что она есть, - указывают только плоды, а не ее сущность. Вера дает нам основание, на котором могут уверенно покоиться наши надежды, и убеждение, что существуют и такие вещи, которые не имеют земного или временного характера и которые, поэтому, мы не можем видеть. Сама вера - в ее более обыденном смысле есть духовная сила, которая дает нам возможность занимать то верное основание, на котором могут покоиться наши надежды. Для сердца вера, надежда столь же действительны, как и сами предметы, и небесные обетования более драгоценны, чем земные владения.

Что такое вера?

а) Прежде всего под верой понимают состояние психологической уверенности в истинности некоторых положений, которые не могут быть логически доказаны и опытно проверены. Применительно к христианской религии вера означает уверенность в бытии Бога и духовного мира, а также в исполнении Божественных обетований. Ап.Павел определяет веру как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11,1).

По истолкованию «Пространного Катихизиса» это означает «уверенность в невидимом, как бы в настоящем». Такая вера является основанием религиозной жизни как таковой, «ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал. что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11,6).

б) Верой называется также и самый предмет уверенности, т.е. некоторое учение, в истинности которого человек убежден. В таком значении использует слово «вера» ап. Павел, когда говорит о людях, которые «отвергли прежнюю веру» (1Тим. 5,12), о «невеждах в вере» (2Тим. 3,8). В таком смысле можно говорить о христианской, мусульманской, иудейской и другой вере.

в) Бог Библии не есть отвлеченная сущность, но живая Личность, свободно-разумное существо, с которым человек может вступить в непосредственное личностное общение, соединиться теснейшим внутренним союзом. Верой мы получаем доступ к Божественной благодати, верою Христос вселяется в наши сердца (Еф. 3,17). Христианская вера изначально есть вера именно в личность, а не в доктрину, поэтому вера христиан в принципе не может быть ограничена лишь формальным признанием истинности христианского учения. С субъективной стороны такая вера раскрывается прежде всего как доверие, доверие тому, что Бог открывает нам в Своем слове, доверие Промыслу Божию:

«Поверил Авраам Богу и это вменилось ему в праведность» (Рим.4,3).

Акт веры, совершенный Авраамом, заключался не в том, что патриарх признал бытие Божие, в этом он не сомневался и ранее, а в том, что он доверился Богу, всецело предал себя воле Божией.

Доверие Богу, его повелениям и обетованиям, порождает в человеке желание хранить верность Богу. На низких степенях духовного развития стремление быть верным Богу может быть обусловлено страхом наказания или желанием получить награду. Однако ни страх, ни корыстный расчет не могут сообщить верности положительного нравственного основания и потому несовместимы с христианским совершенством. Таким основанием может быть только любовь как «совокупность совершенства» (Кол.3,14).

«Бог есть любовь» (1Ин. 4,8;16),и вера в Бога – Любовь по мере своего роста растворяется любовью, а любовь побуждает хранить верность тому, кого любишь:

«Если любите Меня, соблюдите мои заповеди» (Ин.14.15); «кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое» (Ин.14.23).

г) Т.о., христианская вера не может быть сведена ни к простой уверенности в истинности христианского учения, ни к состоянию души, ни даже к личному отношению человека к Богу. Можно сказать, что вера есть образ жизни, сущность которого заключается, с одной стороны, в стремлении к богообщению, а с другой, в твердой решимости исполнять волю Божию, привести свою жизнь в соответствие с Божественным замыслом о человеке. В этом смысле ап.Павел говорит о «вере, действующей любовью» (Гал.5,6)



следующая страница >>