Правила проведения соревнований по радиоуправляемым моделям вертолётов в категории F3n sport для юниоров, любителей и начинающих пил - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Правила проведения соревнований по радиоуправляемым моделям вертолётов... 1 281.1kb.
Правила соревнований Вступили в силу 23 августа 2013 года Содержание... 1 315.87kb.
Руководство по летным испытаниям транспортное Управление США федеральное... 6 1701.62kb.
Правила соревнований по кикбоксингу 1 395.28kb.
Апреля 2014 г. Положение о соревновании. Цель соревнования 1 37.31kb.
Правила заполнения бланков единого государственного экзамена в 2014... 1 172.94kb.
Проект календаря соревнований по лыжным гонкам в Тульской области... 1 80.41kb.
Проект календарь республиканских соревнований по лыжным гонкам на... 1 50.73kb.
Правила соревнований фкр по каратэ Кекусинкай (кумитэ), принятые 18. 1 221.68kb.
Летная эксплуатация вертолетов 2 828.82kb.
Славится настоящим Зальцбургским гостеприимством, сервисом и комфортом... 1 26.75kb.
«Играем в дидактические игры» 1 60.52kb.
- 4 1234.94kb.
Правила проведения соревнований по радиоуправляемым моделям вертолётов в категории - страница №1/1

ФЕДЕРАЦИЯ АВИАМОДЕЛЬНОГО СПОРТА РОССИИ




« У Т В Е Р Ж Д Е Н О »
на заседании Президиума ФАС РФ

от «____» _____________ 201_ г.

протокол № ____________

ответственный секретарь ФАС России


______________/ _______________.


« С О Г Л А С О В А Н О »
Председатель Всероссийской коллегии судей
_______________Урланов С.М.
« С О Г Л А С О В А Н О »
Председатель комитета F3C
_______________Филиппенков С.А.


Правила проведения соревнований

по радиоуправляемым моделям вертолётов

в категории F3N Sport

для юниоров, любителей и начинающих

пилотов

на 2014 год

Федерация авиамодельного спорта России

Международная авиационная федерация – FAI

Настоящие Правила проведения соревнований по радиоуправляемым моделям категории F3N Sport – далее «Правила» – применимы ко всем соревнованиям, проводимым на территории Российской Федерации, в наименования (соревновательные дисциплины) которых включен класс авиамодельного спорта F3N Sport.

В соответствии с «Положением о межрегиональных и Всероссийских официальных соревнованиях по авиамодельному спорту», утвержденным Министерством спорта, туризма и молодежной политики России (Минспорттуризм РФ) и Президентом Федерации авиамодельного спорта России (ФАС РФ), настоящие Правила включают в себя положения “FAI Sporting Code Section 4 “Aeromodelling” Volume F3 “Radio Control Helicopter F3C , F3N”, действующие с 01.01.2014г., применяемые к условиям организации соревнований в категории F3N Sport в Российской Федерации.

В соответствии с «Положением о межрегиональных и Всероссийских официальных соревнованиях по авиамодельному спорту» соревнования, в том числе соревнования любого уровня, не включенные в «Единый Календарный План спортивных мероприятий Минспорттуризма РФ» (ЕКП), должны проводиться в соответствии с разработанными для каждых конкретных соревнований «Положениями о проведении соревнований». Положения о проведении соревнований в категории F3N Sport могут дополнять, но не противоречить настоящим Правилам.

Никакие изменения не могут быть сделаны в настоящих Правилах до внесения изменений в “FAI Sporting Code Section 4 “Aeromodelling”, за исключением изменений, связанных с безопасностью соревнований.

logofai+f3cn

Класс F3N Sport

Радиоуправляемые модели вертолетов в вольном стиле

1.Определение радиоуправляемых вертолетов

Радиоуправляемый вертолет является моделью летательного аппарата тяжелее воздуха, которая получает движущую силу для своего подъема и горизонтального движения от роторной систем(ы), вращающейся вокруг номинально вертикальной оси (осей). Разрешены фиксированные горизонтальные поддерживающие поверхности до 4% от охваченной несущим ротором (роторами) площади. Разрешен фиксированный или регулируемый горизонтальный стабилизатор до 2% от площади, охваченной несущим ротором (роторами). Аппараты на воздушной подушке, экранопланы, конвертопланы или самолеты, которые зависают благодаря воздушным потокам от пропеллера и отклоняются вниз, не считаются вертолетами.



2. Общие характеристики

Площадь, охватываемая несущим ротором, не ограничена. Максимальный объем двигателя не ограничивается. Использование запрограммированных маневров полета запрещено.



Ограничения:

а) Вес: Вес модели с топливом/батареями не должен превышать 6,5 кг.

b) Батареи. Электродвигатели ограничиваются максимальным напряжением в 63 Вольт (без нагрузки).

c) Лопасти ротора. Цельнометаллические лопасти главного и хвостового роторов запрещены.



3. План территории соревнований

См. рисунок 1 ниже, где показана рекомендуемая схема, форма и расстояния, которые должны быть соблюдены по соображениям безопасности.



Рис. 1. План территории соревнований F3N

3

Flight area – зона полетов Helipad – взлетно-посадочная площадка

Judges and safety line – линия судей (одновременно линия безопасности) Centre line – центральная линия

Judges – судьи

Prohibited flying area – запрещенная для полетов зона

Start box – старт-бокс

Preferred noontime sun direction – предпочтительное направление полуденного солнца

Safety fence – ограждение безопасности

Spectators – зрители

4. Количество помощников

Покинув стартовый бокс, каждый участник имеет право на одного механика/вызывающего. Помощник может давать пилоту информацию во время полета.



5. Количество моделей

Количество моделей не ограничено.



6. Официальный полет

Существует три официальных программы полета:



  1. полет в установленных маневрах (Set),

  2. полет в вольном стиле(freestyle),

  3. полет в вольном стиле под музыку(music freestyle).

Перед полетом пилот официально вызывается. Авиамодель приносится или пилотируется в зону полетов.

Полеты установленных маневров (Set) начинаются, когда модель покидает старт-бокс.

Полеты в вольном стиле начинаются с объявления о начале полета.

7. Выставление баллов

Число судей должно быть от 3 до 5. Полеты Set оцениваются по шкале от 0 до 20 каждым судьей. Если маневр был не закончен или был выполнен не в соответствии с описанием, то он оценивается в 0 баллов с согласия всех судей.

В полетах Set только маневры, выполненные в полетное время 5 минут, могут быть оценены.

В полетах Freestyle и Music Freestyle баллы выставляются в соответствии с критериями оценивания.

Если время полета Freestyle или Music Freestyle меньше 3-х, но больше 4-х минут, то общая оценка будет снижена на 5%. Полет, длящийся меньше 2-х и больше 4-х минут, оценивается в 0 баллов.

Маневры должны выполняться в месте, где они хорошо видны судьям. Если судья, по независящим от конкурсанта причинам, не может отследить маневр, то он может поставить знак «Не наблюдается». В таком случае, оценка судьи за этот конкретный маневр будет выставлена на основании установленного среднего балла, полученного от других судей, округленного до ближайшего полуочка.

8. Классификация

После завершения каждого тура/раунда все результаты упорядочиваются присуждением 1000 очков лучшему полету. Остальные баллы будут определяться процентным отношением к лучшему результату, то есть к 1000.

Проводиться один раунд полета установленных маневров (Set) и один раунд полетов в вольном стиле (freestyle) или в вольном стиле под музыку (freestyle music).

Суммарные баллы двух туров определяют победителя и призеров в личном зачете.

В случае совпадения суммы баллов между двумя или тремя призерами для них назначается дополнительный тур Set, который определяет лучшего.

9. Организация

Порядок полетов в первом раунде (Set) определяется жеребьевкой.

Полеты раунда два (Freestyle) или (Music Freestyle) начинаются в том же порядке или со второй, третьей и четвертой четверти изначального порядка.

Время подготовки: Конкурсант должен быть вызван как минимум за пять минут до его вхождения в старт-бокс. Находясь в старт-боксе, авиамодель может зависать только на высоте 2 метра. После того как предыдущий участник закончил выступление, конкурсанту дается 1 минута (2 минуты в Freestyle), чтобы сделать последние регулировки, затем время полета начинается. Началом времени полета считается тот момент, когда модель покидает старт-бокс.

10. Программа полета

Безопасность во время полетов. Запрещенная для полетов зона (см. рисунок 5.11.А) наблюдается судьями. Если модель пересекает линию безопасности, то полет будет оценен в 0 баллов.

Пилот может выбрать удобное ему расположение во время полета с учетом следующих ограничений:

а) Модель в полете не должна находиться между пилотом и судьями

b) Пилот должен стоять перед судьями

Несоблюдение этих условий будет наказываться нулевым баллом для маневра или полета в вольном стиле.

Если в течение полета в любом из маневров часть вертолета, за исключением шасси или хвостового плавника, касается земли, то полет прекращается и оценивается в 0 баллов. Это не относится к наклону модели после посадки и состоянию авторотации.



Полет в установленных маневрах (Set). Каждый пилот выбирает 5 маневров из предложенного списка маневров (см. пункт 5.11.11). Список выбранных маневров для раунда должен быть предоставлен директору конкурса или официальному лицу до начала раунда. Время полета в раунде Set составляет 5 минут.

Полет в вольном стиле (Freestyle). Каждому конкурсанту дается 3(максимум 4 минуты) для полета. В течение этого времени не существует никаких ограничений для полета и выполняемых маневров, за исключением тех, которые касаются безопасности. Воспроизведение музыки не допускается. Время полета начинается, когда помощник делает определенный сигнал рукой, и заканчивается подачей другого определенного сигнала рукой.

Полет в вольном стиле под музыку (Music freestyle). Те же критерии, что в полете в вольном стиле, но во время полета воспроизводится музыка. Время полета начинается, когда помощник делает определенный сигнал рукой, и заканчивается подачей другого определенного сигнала рукой. Если музыка включается перед полетом, то полет должен начаться не позднее 15 секунд после начала музыки.

Приложение 5Ф

Класс F3N: описание маневров F3N и схемы

Набор содержит тридцать (30) основных маневров.

Пилот или его вызывающий должен объявить название и время начала и окончания каждого маневра.

Все фигуры высшего пилотажа начинаются и заканчиваются с прямого горизонтального полета ≈10м минимальной длины параллельной линии судей. Все маневры со стационарных положений начинаются и заканчиваются зависанием минимум на 1 секунду с параллельным положением модели к линии полета. Все маневры (с учетом входа и выхода) должны быть выполнены симметрично центральной линии.

Рисунки в пункте 5.11.12 иллюстрируют маневры, в случае возникновения спора следующий текст имеет приоритет над эскизами. Все маневры могут быть выполнены и в противоположном направлении, чем показано на рисунках.

Основной список маневров

Номер, название,

К-фактор


Описание

    1. Внутренняя петля

К3,5

Inside loop

Модель (далее М.) летит в прямом полете, выполняет внутреннюю петлю


1.2 Перевернутый пируэт

К4,0

Inverted pirouette

М. висит в перевернутом положении и выполняет медленно (не менее 4 секунд) 360° пируэт, сохраняя боковое положение.

1.3 Круг назад К4,0

Backward circle

М. летит назад (хвостом вперед) в прямом полете и выполняет горизонтальный круг симметрично центральной линии.

1.4 Двойной иммельман

К4,0

Double Immelmann

M. летит в прямом полете, выполняет половину внутренней петли и сразу после нее половину бочки, затем снова летит в прямом полете. После прямолинейного полета около 20 метров M. выполняет половину внешней петли и снова сразу после нее половину бочки, затем летит в прямом полете.

1.5 Двойная бочка назад

К4,5

Double roll backwards

М. летит в прямом полете назад (хвостом вперед) и выполняет две последовательных бочки.

1.6 4-точечная бочка

К4,5

4-point roll

М. летит в прямом полете, затем выполняет 4-точечную бочку, разделенную на видимые одинаковые части.

1.7 Внешняя петля с полубочками

К5,0

Outside loop with half rolls

М. выполняет полубочку и летит в перевернутом полете горизонтальный видимый отрезок, затем выполняет внешнюю петлю (вверх). После петли М. снова летит горизонтальный видимый отрезок, затем выполняет полубочку и летит в прямом полете.

1.8 Перевернутая горизонтальная восьмерка

К5,0

Inverted horizontal eight

М. входит в перевернутый полет параллельно к линии судей, осуществляет поворот 90° от пилота и летит над центральной линией, а затем выполняет горизонтальную восьмерку, состоящую из двух кругов 360°.

1.9 Пируэт на ноже назад

К5,5

Backward knife edge pirouette

М. входит в прямой полет назад (хвостом вперед), переходит к небольшому подъему (до 15°) и осуществляет 1/4 бочки. После пролета видимого отрезка M. выполняет пируэт 360°, затем пролетает другой видимый отрезок и делает 1/4 бочки в направлении, противоположному первому, и продолжает прямой полет назад.

1.10 Четыре передних полу-сальто

К5,5

Four pushed half flips

М. висит в прямом положении, затем выполняет четыре половины передних сальто (вперед) отделенных друг от друга с зависанием 2 секунды. М. сохраняет свою позицию в ходе маневра.

1.11 Тик-Так (Метроном)

К6,0

Tic-toc (Metronome)

М. висит в прямом положении, затем поворачивается (нос вверх) около 135°. Затем начинает качаться поочередно около поперечной оси примерно на 90° вперед или назад. Обе крайние 45° позиции должны быть достигнуты по крайней мере три раза. Хвостовой ротор остается практически в одном положении во время маневра (и является осью, вокруг которой качается модель).

1.12 Разворот на горке на 360 ° с бочкой

К6,0

360°- turn with roll

М. входит в прямой полет вперед и выполняет четверть внутренней петли и входит вертикальный подъем. Сразу после остановки M. выполняет 360° пируэт и вертикально движется вниз (хвостом вперед), затем снова выполняет четверть внутренней петли и перейдя в прямой полет назад выполняет бочку назад (хвостом вперед).

1.13 Обратная петля

К6,5

Backward loop

М. входит в прямой полет назад (хвостом вперед) и выполняет петлю с хвостом вперед, причем хвост М. всегда точно расположен в направлении полета.

1.14 4-точечная бочка назад

К6,5

4-point roll backwards

М. входит в прямой полет назад (хвостом вперед), а затем выполняет 4-точечную бочку, разделенную на видимые одинаковые части. Хвост М. всегда точно расположен в направлении полета.

1.15 Перевернутая горизонтальная восьмерка назад

К7.0

Inverted backwards horizontal eight

М. входит в перевернутом полете назад (хвостом вперед) параллельно к линии судей, выполняет разворот от судей на 90° для прямого полета над центральной линией, затем выполняет горизонтальную восьмерку, состоящую из двух 360° окружностей с хвостом, всегда указывающим в направлении полета.

1.16 Круг с бочками

К7,5

Rolling circle

М. выполняет горизонтальный круг одновременно с последовательными бочками. Скорость движения по кругу, скорость вращения (бочек) и радиус окружности должны быть постоянными.

1.17 4 радуги с полу-бочками

К7,5 4

rainbows with half rolls

М. выполняет радугу (симметричный полукруг в вертикальной плоскости по оси полета) с видимой остановкой, при остановке выполняет стационарную полубочку. Затем М. входит в другую радугу, останавливается на позиции начала маневра и снова выполняет стационарную полубочку. Выполняется четыре радуги четыре полубочки.

1.18 Воронка

К7,5

Funnel

М. входит в перевернутом полете и выполняет четверть пируэта. Затем M. выполняет три наложенных круга в движении боком в перевернутом полете с наклона диска ротора минимум на 45° от горизонтальной плоскости. Диаметр круга должен быть не менее 10 метров.

1.19 Змея

К8,0

Snake

М. входит в прямой полет назад (хвостом вперед), а затем описывает извилистые линии, выполняя поочередно в прямом и перевернутом полете противоположные сегменты кругов одинакового диаметра и длины. Должно быть не менее четырех полных сегмента, а длина маневра должна быть не менее 50 метров.

1.20 Тройное сальто с пируэтами

К8,0

Triple pirouetting flip

М. висит, а затем начинает пируэты. Одновременно или после одного пируэта M. начинает переворачиваться в сальто три раза, одновременно продолжая выполнять пируэты. Должен быть хотя бы один пируэт в течение каждого 360° сальто (2 пируэта показано на рисунке). Повороты должны быть с постоянной скоростью, а М. сохраняет свою позицию в ходе маневра.

1.21 Кубинская восьмерка назад

К8,0

Cuban eight backwards

М. входит в прямой полет назад (хвостом вперед) и выполняет 5/8 внутренней петли до положения наклона 45°. М. выполняет полубочку, а затем другую часть внутренней петли до положения наклона 45°. М. снова выполняет полубочку. М. завершает маневр и снова входит в прямой полет назад. Хвост М. всегда точно расположен в направлении полета.

1.22 Петля с пируэтами

К8,0

Pirouetting loop

М. входит в прямой полет и начинает выполнять пируэты. Затем выполняет петлю, постоянно вращаясь вокруг оси направления. Во время выполнения петли должно быть сделано от 2 до 6 пируэтов. Пируэты должны быть распределены равномерно по периметру петли.

1.23 Круг назад с бочками

К9.0

Backward rolling circle

М. входит в прямой полет назад (хвостом вперед) и выполняет горизонтальный круг одновременно с последовательными бочками. Скорость движения по кругу, скорость вращения (бочек) и радиус окружности должны быть постоянными. Хвост М. всегда точно расположен в направлении полета.

1.24 Вальс

К8.5

Waltz

М. входит в перевернутом полете и выполняет четверть пируэта (хвост поворачивается к центру воронки) и начинает выполнять большую воронку. После четверти воронки М выполняет целую меньшую воронку (максимальный размер до половины диаметра первой), затем продолжает другую четверть большой воронки, а затем снова делает целую меньшую воронку и т.д. После того как большая воронка завершается и сделана последняя меньшая воронка, сразу же выполняется четверть пируэта и выход из маневра в перевернутом полете. Диаметр большой воронки должен быть не менее 20 метров.

1.25 Двойной 4-точечный Тик-Так

К9,0

Double 4-point Tic-toc

М. висит, а затем поворачивается (нос вверх) около 135°. Затем М. начинает качаться поочередно около поперечной оси примерно на 45° в каждом направлении. После первого полного колебания в 45° позиции (один тик-так) М. выполняет четверть пируэта. М. выполняет еще один полный тик-так в этом положении, затем снова выполняет еще четверть пируэта и так далее, пока не выполнены два полных пируэта во время выполнения тик-таков.

1.26 Воронка с пируэтами

К8,5

Pirouetting funnel

М. входит в перевернутый полет, а затем начинает выполнять пируэты с одновременным выполнением трех наложенных кругов в боковом перевернутом полете с наклоном диска ротора по крайней мере на 45° от горизонтальной плоскости. Диаметр круга должен быть не менее 10 метров и должно быть минимум три пируэта во время каждого круга.

1.27 Воронка с полубочкой

К9,5

Funnel with half rolls

М. входит в перевернутый полет и выполняет четверть пируэта. Затем М. выполняет три наложенных кругах в боковом перевернутом полете с наклоном диска ротора минимум на 45° от горизонтальной плоскости. После каждой половины воронки, кроме последней, M. выполняет половину бочки. Через три воронки (и пять полубочек) M. выходит в горизонтальный прямой полет. Диаметр круга должен быть не менее 10 метров.

1.28 Квадрат из радуг

К9,0

Square of rainbows

М. висит и входит в маневр с радугой (на вертикальную дугу с полукруглой траекторией полета не менее 10 метров диаметром). На вершине радуги M. выполняет половину сальто/бочки вокруг оси, вертикально на данный момент (например, радуга вокруг хвоста или носа – полубочка, а радуга через бок модели – полусальто), заканчивает первую радугу и зависает. Затем М. входит в другую радугу (не меняя курса нос-хвост) с новой половиной сальто/бочки посредине и т.д. Радуги выполняются попеременно относительно продольной и поперечной оси, пока М. не достигнет в исходное положение после четвертой радуги. Четыре позиции висения между радугами располагаются по краям квадрата не менее 10 метров.

1.29 Тик-так с пируэтами в четыре стороны

К10.0

Four-way pirouetting tic-toc

М. зависает и начинает пируэты. Затем поднимается около 135° продолжая вращаться. Попеременно через боковую или продольную оси отклоняется примерно на 45° в любом направлении, при этом выполняются пируэты с постоянной скоростью. Обе 45° позиции должны быть достигнуты два раза (т.е. два тик-така с пируэтами). После двух тик-таков с пируэтами М. меняет направление тик-така на 90° (если смотреть сверху), выполняет еще два тик-така с пируэтами, изменяет направление снова на 90° и продолжает выполнять тик-таки с пируэтами для всех 4 направлений. Должен быть по крайней мере один полный пируэт на каждом тик-таке.

1.30 Глобус с реверсными пируэтами

К10,0

Pirouetting globe reversal

М. входит в прямой полет, а затем выполняет четыре петли с пируэтами. Во время каждого цикла траектория полета постоянно меняется таким образом, что нижняя точка поворачивается на 45° (вид сверху) с каждой новой петлей. После каждого цикла пируэты меняют направление M. выходит из маневра на той же высоте, но в обратном направлении к его началу. Во время каждой петли М. должна выполнять по крайней мере два пируэта.


Графики маневров

Графики установленных маневров (Set) 1-18

4

Графики установленных маневров (Set)19-30

http://1.bp.blogspot.com/-gz_2f3p43g8/us8f5k5if4i/aaaaaaaaege/fapg_-udf3w/s1600/5.jpg

Руководство для судей F3N Sport

1. Цель: обеспечение судей точными описаниями критериев судейства, а также использование данного пособия в качестве основы для развития высоких стандартов судейства.

2. Принципы. Принципы судейства радиоуправляемых моделей вертолетов должны быть основаны на оценивании степени совершенства исполнения моделью каждого из маневров, описанных в приложении 5Ф.

Главными критериями оценки являются:

1) Точность маневра

2) Плавность и грациозность маневра

3) Позиция и демонстрация маневра

4) Размер маневров относительно друг друга

Требования перечислены по степени важности в порядке убывания, однако для получения высокого балла все они должны быть соблюдены.

В основном, оценивание начинается с определения соответствующего максимального балла, из которого вычитаются баллы согласно критериям выставления оценок данного руководства.

4. Правильное и согласованное судейство

Наиболее важным аспектом судейства является последовательность. Каждый судья должен установить свой стандарт и затем поддерживать его в течение соревнований.

До начала соревнований для судей рекомендуется провести конференцию (директором или организатором соревнований), где будет обсуждено будущее судейство и приведены его стандарты к единому требованию. Это может быть достигнуто путем проведения демонстрационных полетов, во время которых судьи конфиденциально и единовременно оценивают маневры. По итогам полетов судьи должны обсудить ошибки каждого маневра и прийти к соглашению по поводу серьезности этих ошибок. После начала соревнований каждый отдельный судья не должен изменять свой стандарт. Точность судейства также является важным фактором. Для судей недостаточно быть единодушными (в низких или высоких оценках), оценки, прежде всего, должны объективно оценивать выполненный маневр.

Критерии оценки маневров

Описание каждого маневра предоставляется в Приложении 5Ф.



Баллы за каждый маневр могут быть снижены в соответствии с:

1) Типом ошибки

2) Тяжестью ошибки

3) Количеством повторений одной и той же ошибки

4) Позицией маневра

5) Размером маневра по отношению к другим маневрам

Высокая оценка должна выставляться только в том случае, если не отмечено никаких серьезных ошибок и маневр точно позиционируется. В случае возникновения сомнений ставится более низкая оценка.

5. Расположение и линия полета

Траекторией полета модели является траектория ее центра тяжести. Расположением является ориентация диска ротора по отношению к траектории полета.

Судейство должно быть основано на траектории полета: угол между траекторией полета и диском ротора не должен превышать 15º (если не указано иное). При превышении указанного размера угла следует вычесть 1 балл.



6. Критерии для сегментов маневров

Маневры Set состоят из сегментов.

Следующие критерии приведены с целью обеспечения судей руководством по снижению баллов за отклонение от заданных сегментов маневра, таких как: петли, бочки, горизонтальный круг, поворот, пируэт, авторотации, сальто, тик-так, радуга, змейка, воронка или их части.


  1. Если маневр состоит из нескольких сегментов одного и того же типа, то они должны быть похожи, например, одинаковые радиусы петель, одинаковая скорость вращения для бочек, одинаковая скорость пируэтов и т.д.

  2. В основном, все фигуры высшего пилотажа начинаются и заканчиваются прямым горизонтальным полетом протяженностью как минимум 10 метров параллельно линии судей (за исключением горизонтальной восьмерки).

  3. Все стационарные маневры начинаются и заканчиваются зависанием как минимум 1 секунду, при этом модель должна быть параллельна или перпендикулярна линии полета.

  4. Если один из сегментов отсутствует, то вычитается 2 балла. Если весь маневр или его сегменты ориентированы не параллельно заданной линии или плоскости, то за каждые 5 градусов отклонения должен быть вычтен 1 балл. Если маневр не расположен симметрично к центральной линии, то за каждые 5 метров отклонения должен быть вычтен 1 балл. Эти два критерия (минус 1 очко за каждые 5° и минус 1 очко за 5 м) также могут быть использованы в качестве «правила большого пальца» (некого общего принципа, который может применяться к ситуации, недостаточно прописанной в правилах) в случае возникновения сомнений и если правилами не предписано иной принцип понижения баллов.

  5. Если в горизонтальных пассажах изменяется высота полета, то баллы вычитаются следующим образом: 1 балл за 2 м для высшего пилотажа и 1 балл за 50 см для зависания маневров.

  6. В целом, каждая грубая ошибка должна вести к вычитанию до 6-ти баллов, ошибка средней тяжести – до 3-х баллов, легкая ошибка – примерно 1 балл.

  7. Количество ошибок тоже имеет значение, если маневр имеет много серьезных дефектов, первый приведет к понижению результата на 6 баллов, второй – на 4 балла, третий – на 2 и каждый последующий – на 1 балл.

  8. Если, несмотря на многие тяжелые ошибки, маневр по-прежнему узнаваем и не пропущены его части, оценка не должна опускаться ниже 5 баллов. Если целые сегменты отсутствуют или маневр полностью неузнаваем, оценка должна быть равна нулю.

6.1. Петля

Петля, по определению, должна иметь постоянный радиус и должна быть выполнена в вертикальной плоскости. Расположение диска ротора и траектории полета должны отличаться, чтобы сохранить импульс (но менее 15°). Скорость модели не должна меняться слишком заметно, а радиус петли должен быть плавным и несегментированным.



6.2. Бочка

Бочка – это вращение вокруг продольной оси модели. Для сохранения скорости должен поддерживаться постоянный угол к горизонтальной плоскости для горизонтального полета с вращением вокруг продольной оси. Начало и конец бочки должно быть четким и хорошо различимым.



6.3. Горизонтальный круг

Скорость и диаметр окружности должны быть выбраны таким образом, чтобы круг был выполнен с менее чем 20° наклоном диска ротора. Скорость и диаметр круга должны быть постоянными.



6.4. Поворот

Поворот – это вращение вокруг оси после вертикального подъема непосредственно перед полной остановкой модели. Такое вращение должно быть симметричным, которая достигается выполнением половины вращения до и половины вращения после того момента, как модель приходит к остановке. Вращение должно происходить с постоянной скоростью, без перерывов, с четко выраженными началом и концом.



6.5. Пируэт

Пируэт – это вращение вокруг оси курса. Вращение должно происходить с постоянной скоростью, без перерывов, с четко выраженными началом и концом. Так как в F3N пируэты не выполняются как стационарные, а только в сочетании с другими сегментами маневра (например, петли, сальто, воронки), важно, чтобы пируэт не влиял на траекторию полета.



6.6. Авторотация

Во время этого маневра модель должна следовать почти прямой траектории полета от начала до приземления на взлетно-посадочной площадке. Эта траектория может быть прервана сальто или бочкой, но должна быть возобновлена сразу после этого. Если посадка сделана не в круге, то снимается 1 балл за 1 метр расстояния.



6.7. Сальто

Сальто – это вращение вокруг оси, перпендикулярной к оси ротора. Стационарные сальто должны иметь небольшие колебания высоты (меньше, чем 50 см). За боковое отклонение вычитается 1 балл на 50 см. Сальто в движении не должно влиять на траекторию полета.



6.8. Тик-так

Модель зависает или движется медленно и поворачивается вверх с помощью циклического шага около 135°. Затем модель раскачивается в 90°. Движение центра тяжести модели будет менее 2 м для простого тик-така и менее 5 м для тик-така с пируэтами. За отклонение больше указанного будет вычтен 1 балл.



6.9. Радуга

Радуга – это полукруг, начинающийся с зависания, с диском ротора всегда перпендикулярным к линии полета. Диаметр полукруга должен быть не меньше 10 метров. Начало и конец радуги должны быть хорошо различимыми.



6.10. Змейка

В быстром полете модель делает извилистые линии, летя поочередно в прямом и перевернутом положении в круговых сегментах одинаковой длины. Во время этих круговых сегментов наклон ротора должен быть не ниже 45°. Наклон менее 20° дает лишь ряд окружностей на четверти, а не змейку и тем самым делает маневр неузнаваемым, что ведет к его оценке в 0 баллов.



6.11. Воронка

Воронка представляет собой круг, диаметром не менее 10 метров, выполненный с наклоном диска ротора не менее 45° от горизонтальной плоскости. Скорость модели, наклон и диаметр окружности должны быть постоянными. Наклон менее 20° дает лишь горизонтальный круг, а не воронку, делает маневр неузнаваемым, что ведет к его оценке в 0 баллов.



6.12. Реверс

Циклические фигуры и пируэты с реверсом должны быть выполнены таким образом, чтобы число оборотов в каждом направлении было практически одинаковым. Например, отношение 2:1 приведет к снятию до 4 баллов. Если не указано иное, после каждого поворота в 360° направление вращения следует изменить.



7Коррекция ветра.

Все маневры должны быть скорректированы таким образом, чтобы траектория полета модели соответствовала описанию (приложение 5Ф). Чтобы компенсировать боковой ветер, модель должна использовать крен против ветра. Такое расположение не должно вести к потере баллов, если траектория полета остается правильной. Ветер параллельно линии полета должен быть компенсирован шагом в вертикальном пролете, и угол крена в этом случае приводит к понижению баллов: 1 балл за 5 градусов.



8. Критерии судейства полетов в вольном стиле

Для оценки полетов в вольном стиле (Freestyle) и в вольном стиле под музыку (Music freestyle) используется следующая таблица:



Критерий

Максимальное кол-во баллов Freestyle

Максимальное кол-во баллов Music freestyle

Сложность

80

40

Гармония

20

40

Креативность

20

40

Точность

20

20

Безопасность исполнения

20

20

Баллы выставляются по всем пяти критериям после полета. Важно, чтобы баллы по каждому критерию отражали весь полет, а не только некоторые детали полета.



8.1. Сложность

Этот критерий оценивает уровень сложности полета в вольном стиле. Важно, чтобы оценивался весь полет, а не только основные моменты. Таким образом оценка будет отражать средний уровень сложности. К-факторы заданных маневров могут дать некоторую информацию о сложности, но судья должен получить четкое представление о диапазоне сложности всех маневров.



8.2. Гармония

Сочетание маневров, гладкость и плавность переходов между ними – главные факторы для этого критерия. Помимо этого имеют значение размер и динамика маневров. Темп здесь не играет роли, поскольку гармония может быть показана как в динамичном выступлении, так и в более спокойном. В полетах в вольном стиле под музыку большое значение играет гармония между музыкой и выступлением.



8.3. Креативность

Новые комбинации или новые маневры в данном критерии позволят получить наиболее высокий балл. Динамичные и разнообразные последовательности также высоко оцениваются. В выступлении должны присутствовать различные темпы исполнения. Последовательности без маневров или повторения приведут к снижению баллов. В полетах под музыку большое значение имеет выделение музыкальных акцентов.



8.4. Точность

Точность и узнаваемость маневров оцениваются высоко. Критерии не могут быть такими же строгими, как и для маневров Set, но принципы остаются те же.



8.5. Безопасность исполнения

В дополнение к общим правилам безопасности во время полета (См. п.10), здесь оценивается впечатление от выступления, связанное с безопасностью. Если пилот не превышает предела своих навыков или летит небезопасно (например, слишком близко к себе), то в любом случае может быть поставлена высокая оценка. Низкий полет (в пределах правил) сам по себе не является причиной для снижения баллов.



8.6. Оценка уровня сложности полетов вольном стиле.

6 баллов – Иммельман/ Immelmann , короткие пассажи в инверте/ short inverted passages, петля/loop, петля с полным пируэтом на вершине/ loop with full pirouette on top, бочка/roll, разворот/turn, разворот в 540°/ 540° turn, пируэты/ pirouettes, авторотация/ autorotation.

11баллов - ½ Кубинской восьмерки/ ½ Cuban eight, пируэты в движении/ travelling pirouettes, длинные пассажи в инверте/ long inverted passages, прямой полет назад /straight backwards flight, внешняя петля/ outside loop, вертикальные бочки/ vertical rolls, круг носом в центр/ nose-in circle, flips /сальто (флипы).

17 баллов – Иммельман в инверте/ Inverted Immelmann, зависания в инверте на уровне глаз/ inverted hovering on eyelevel, круг назад/ circle backwards, петля с половиной пируэта на вершине/ loop with half pirouette on top, петля назад / loop backwards, сальто вбок/ flip sidewards, кубинская восьмерка / Cuban eight, сальто с остановками в зависании / flips with hovering stops.

22 балла – горизонтальная восьмерка назад/Horizontal eight backwards, петля вбок /loop sidewards, бочка назад /backwards roll, вертикальная бочка назад /vertical backwards roll, разворот с остановками или с изменением направления /turn with hesitations and or changes of turning direction,горка с бочками/ rolling stall turn, авторотация с разворотов в 180 градусов /autorotation with 180 degree turn, смертельная спираль /death spiral, авторотация назад/ autorotation backwards.

28 баллов - ½ Кубинской восьмерки назад/½ Cuban eight backwards, прямой полет назад в инверте/straight inverted backwards flight, стационарный перевернутый круг с пируэтами / stationary inverted nose-in hovering, круг с пируэтам/pirouetting circle, 4-х точесная бочка/4-point roll, круг в инверте носом в центр/inverted nose-in circle

34 балла – круг назад в инверте/Inverted circle backwards, внешняя петля назад/outside loop backwards, ½ Кубинской восьмерки в инверте/ ½ Cuban eight inverted, разворот назад/turn backwards, пируэт «на ноже»/knife edge pirouette, круг в инверте на скорости/inverted speed circle

39 баллов – пируэт в инверте/ inverted pirouette, ½ Кубинской восьмерки вбок/ ½ Cuban eight sidewards,пируэты в инверте в движении/ travelling inverted pirouettes, горизонтальная восьмерка назад в инверте/ inverted horizontal eight backwards,разворот назад в инверте/ inverted backwards turn, 4-х точечная бочка назад /4-point roll backwards, круг с бочками/rolling circle

45 баллов – петля с флипами/ Loop with flips, флипы вбок носом в центр/ nose-in flips sidewards, полет вбок с флипами/sideward flight with flips,круг в инверте с пируэтами/ inverted pirouetting circle,стационарный тик-так/ stationary tic-toc, воронка/funnel,авторотация в инверте/ inverted autorotation

49 баллов - ½ Кубинской восьмерки назад в инверте/ ½ backward Cuban eight inverted, Кубинаская восьмерка назад/ Cuban eight backwards,петля вбок в инверте/ inverted loop sidewards, флипы с пируэтами/pirouetting flips

53 балла– комбинация петель с изменением направления и/или ориентации/ Combination of loops with changing direction and/or orientation, воронка в инверте/inverted funnel,змейка/ snake, авторотация назад в инверте/inverted autorotation backwards, круг на скорости назад в инверте/ inverted speed circle backwards

57 баллов –петля с пируэтами/ Pirouetting loop, 4-х точечный тик-так/4-point tic-toc, горизонтальная восьмерка с бочками/ rolling horizontal eight,круг назад с бочками/ rolling circle backwards,круг с флипами/ circle with flips, Кубинская восьмерка вбок/ Cuban eight sidewards, авторотация с пируэтами/pirouetting autorotation

60 баллов – восьмерка воронкой в инверте/ Inverted funnel eight, внешняя петля с пируэтами/pirouetting outside loop,круг с бочками и с реверсом/ rolling circle with reversal,горизонтальная восьмерка назад с бочками/ rolling horizontal eight backwards, авторотация с перевернутыми пируэтами/ autorotation with inverted pirouettes

64 балла – Кубинская восьмерка вбок в инверте/ Inverted Cuban eight sidewards, петля с бочками/rolling loop, круг или петля с флипами и пируэтами/ circle or loop with pirouetting flips, круг тик-так/tic-toc circle, авторотация с бочками/rolling autorotation



68 баллов – тик-так с пируэтами/ Pirouetting tic-toc,петля назад с бочками/ rolling loop backwards, круг или восьмерка с флипами в различных направлениях/ circle or eight with flips in varying directions, воронка с пируэтами/ pirouetting funnel, Кубинская восьмерка назад в инверте/ inverted Cuban eight backwards

72 балла – змейка с бочками/ Rolling snake, тик-так с бочками или флипами/ tic-toc with rolls or flips, 4-х или более точечный тик-так/ 4- or more point tic-toc,воронка в инверте с пируэтами/ inverted pirouetting funnel, глобус с пируэтами/ pirouetting globe, авторотация с пируэтами и флипами/ autorotation with pirouetting flips

76 баллов – Биг Бен/ Big Ben, глобус в инверте с пируэтами/ inverted pirouetting globe, змейка с пируэтами/ pirouetting snake, сальто с пируэтами и реверсом/ pirouetting flip with reversal

80 баллов – Маневры с пируэтами в реверсе (петля, глобус, воронка, змейка,тик-так) / Pirouetting manoeuvres with reversal (loop, globe, funnel, snake tic-toc), авторотация с пируэтами и флипами и бочками/ autorotation with pirouetting flips and rolls