Практикум Для направления подготовки магистров «Филология» Магистерская программа «Риторика» Квалификация (степень) - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа вступительных испытаний в гбоу впо мгпу по направлению... 1 123.26kb.
Программа дисциплины «Кино как социологический текст: практикум» 1 240.2kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 1 268.08kb.
Рабочая программа дисциплины История древней христианской церкви... 1 198.58kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 3 347.76kb.
Программа дисциплины для направления подготовки магистра для магистерской... 4 781.65kb.
Программа дисциплины «Разработка и технология производства рекламного... 3 338.53kb.
Программа дисциплины Итальянский язык для направления подготовки... 3 384.23kb.
Программа дисциплины Итальянский язык для направления подготовки... 3 384.5kb.
Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» подготовки... 1 250.99kb.
Программа дисциплины «Типографика» 1 144.83kb.
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... 1 186.69kb.
- 4 1234.94kb.
Практикум Для направления подготовки магистров «Филология» Магистерская программа - страница №1/1

Программа производственной практики

Логографический практикум

Для направления подготовки магистров «Филология»


Магистерская программа «Риторика»

Квалификация (степень) «магистр»



I. Цели и задачи практики

А. Цели практики

Логографическая практика призвана обеспечить магистранта опытом создания текстов различных жанровых и стилистических характеристик в реальных (либо в приближенных к реальным) условиях работы профессионального филолога-аналитика, спичрайтера, референта.

В результате прохождения практики студент должен уметь создавать и обрабатывать тексты по запросу заказчика в установленные сроки.

Б. Задачи практики

Познакомить магистранта со спецификой работы филолога в пресс-центрах, референтурах, спичрайтерских группах и агентствах, а также отработать следующие навыки и умения:

– изобретение, создание, редактирование текстов различных жанровых и стилистических характеристик в ограниченные сроки;

– выстраивание логико-смысловой структуры отдельных фрагментов и всего текста в целом;

– реферирование и систематизирование различных текстов деловой документации;

– создание аналитических обзоров и эссе;

– участие в разработке публичного речевого образа руководителя компании или предприятия.
II. Место в структуре ООП

А. Информация об образовательном стандарте и учебном плане

Тип образовательного стандарта и вид учебного плана: ММ – магистр МГУ; направление подготовки магистров «Филология»; магистерская программа «Риторика».

Практика является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки магистра.

Б. Информация о месте практики в учебном плане:

Данный практикум преподается в течение третьего учебного семестра (166 часов, 5 з.е.). Для его прохождения необходимы знания и навыки, приобретенные при изучении курсов «Основы риторики», «Текст в информационную эпоху», «Аналитика и спичрайтинг», «Композиция». Форма промежуточной аттестации – экзамен.

Предполагается, что часть практики проходит в стенах вузах, часть – на предприятиях, в компаниях и организациях, где требуется филологическая экспертиза. Начало практики – не позднее 10 февраля, окончание – не позднее 20 мая.

Практикум включает следующие виды работ:



  • лекции;

  • самостоятельная работа и / или работа в компании/ организации.

Форма текущего контроля: подготовленные по заданию тексты.

III. Распределение трудоемкости по разделам и темам

Всего 166 часов, 5 з.е.



№ п/п

Наименование разделов (этапов) практики

Трудоемкость (в ак. часах) по видам работ

Формы контроля

Аудиторная работа (с разбивкой по формам и видам)

Самостоятель-ная работа

Лекции

Практические занятия (семинары) / Полевые работы

Лабораторная работа / Камеральная работа

1

Принципы работы референта и спичрайтера. Вопросы этики. Этапы создания текста, предваряющее его написание

4

6




4

Подготовка «карты текста»

2

Жанры личной переписки публичного лица

2

12




2

Проекты документов изучаемых жанров

3

Жанры деловой переписки

2

12




2

То же самое

4

Коммуникация с клиентами

2

12




2

То же самое

5

Жанры внутренней коммуникации

2

12




2

То же самое

6

Предлагающие и продающие тексты: гранты, технические и коммерческие предложения

2

12




2

То же самое

7

Правила электронной переписки, вопросы информационной безопасности

2

12




2

Прислать письмо руководи-телю практики

8

Презентации, пресс-конференции и выступления на крупных публичных мероприятиях

4

12




4

Презента-ция в PP либо текст выступле-ния спикера

9

Экзамен







36










Итого: 166 часов:

20

90

36

20





IV. Содержание практики:

Тема 1: Принципы работы референта и спичрайтера. Вопросы этики. Этапы создания текста, предваряющие его написание

Базовые требования к спичрайтеру (референту). Контроль за потоками информации. Современные методы профессионального поиска в базах данных и Интернет.

Спикер и кабинет спичрайтеров. Способы организации работы кабинетов спичрайтеров и копирайтинговых агентств. Принципы командной работы над текстом. Этические аспекты коллективного авторства. Внутренние процедуры организации. Вопросы информационной безопасности. Вопросы копирайта и плагиата.

Анализ риторических и стилевых преференций спикера. Приемы «встраивания в стиль» спикера. Корректирование и моделирование речевого поведения спикера.

Согласование технического задания. Бриф. Разработка текста: исследование темы, анализ проблемной ситуации, создание «карты текста». Сужение темы и выработка тезы. Анализ контекста выступления.

«Полевые работы»: посещение компании / предприятия / организации, где используется филологическая экспертиза (пресс-центры, отделы внешних коммуникаций, референтуры и т.п.), знакомство с руководством и коллективом, вводная лекция об организации рабочего пространства и о технике безопасности.

Задание для самостоятельной работы: используя он-лайновые и офф-лайновые источники, подготовить «карту текста» на заданную тему.
Тема 2: Жанры личной переписки публичного лица

Этос образа оратора: требование преемственности позиции. Категории корреспондентов личной переписки публичного лица. Прогнозирование резонанса и последствий обнародования создаваемого текста.

Поздравительные тексты, благодарности, приглашения. Запросы, прошения, ответы на запросы. Извинения, соболезнования. Способы передачи информации «между строк».

Клише. Стандартные приемы риторической выразительности: метафоры, истории-примеры, перечни, анекдоты и т.д. Контроль за ритмом и динамикой текста. Цитирования и аллюзии.

Формуляр личного письма, понятие бланка, регистрации, истории документа.

«Полевые работы»: подготовка текстов изучаемых жанров по заданию руководителя практики.

Задание для самостоятельной работы: изучить образцы документов, познакомиться с практикой личной переписки в объемах, допускаемых безопасностью компании.
Тема 3: Жанры деловой переписки

Типология жанров деловой переписки. Сопроводительные письма. Инструкции. Переписка с целью организации мероприятия. Переписка после проведения мероприятия. Виды бизнес запросов. Приглашения, поздравления, благодарности от имени организации. Переписка с поставщиками: запросы информации, образцов, документации; выражение неудовлетворенности предоставленной услуги или товара; письма, усиливающие солидарность и стремление сотрудничать и т.д.



«Полевые работы»: подготовка текстов изучаемых жанров по заданию руководителя практики.

Задание для самостоятельной работы: изучить образцы документов, познакомиться с практикой деловой переписки в объемах, допускаемых безопасностью компании.
Тема 4: Коммуникация с клиентами

Переписка с клиентами: информационные письма, благодарность за заказ, напоминания, поздравления, извинения. Переписка с проблемными клиентами. Устная коммуникация с клиентами: основные правила и вопросы этики. Взаимодействие с клиентами в формате блога.



«Полевые работы»: подготовка текстов изучаемых жанров по заданию руководителя практики.

Задание для самостоятельной работы: изучить образцы документов, познакомиться с практикой переписки с клиентами в объемах, допускаемых безопасностью компании.
Тема 5: Жанры внутренней коммуникации

Виды внутренних аудиторий. Особенности внутренних коммуникаций. Деловая внутренняя переписка: запрос, объявление о предстоящем событии, о назначениях, о нововведениях. Проведение совместных мероприятий: составление плана мероприятия («агенды»), протоколирование и стенограмма, согласования после проведения мероприятия. Внутренние отчеты. Эпидейктические жанры, направленные на усиление солидарности в компании. Корпоративные журналы и сайты.



«Полевые работы»: подготовка текстов изучаемых жанров по заданию руководителя практики.

Задание для самостоятельной работы: изучить образцы документов, познакомиться с практикой внутренней переписки в объемах, допускаемых безопасностью компании.
Тема 6: Предлагающие и продающие тексты: гранты, технические и коммерческие предложения

Грантовые заявки и запросы донорам. Спонсорство. Пакет спонсора (генерального, официального, информационного). Правила отчетности по гранту. Особенности грантовых заявок от некоммерческих / общественных организаций. Специфика проектов в рамках направления «социальная ответственность бизнеса». Благодарственные письма, развитие проектов. Технические и коммерческие предложения: особенности и формуляр жанра.



«Полевые работы»: подготовка текстов изучаемых жанров по заданию руководителя практики.

Задание для самостоятельной работы: изучить образцы документов в объемах, допускаемых безопасностью компании, найти отчеты по грантам на сайтах благотворительных организаций.
Тема 7: Правила электронной переписки, вопросы информационной безопасности

Отличие деловой электронной переписки от личной. Отличия электронной переписки от переписки на бумажных носителях. Структура электронного делового письма. Создание темы сообщения, которая вызовет желание открыть письмо. Этика и эстетика электронного письма. Виды электронной подписи. Вопросы информационной безопасности.



«Полевые работы»: подготовка текстов изучаемых жанров по заданию руководителя практики.

Задание для самостоятельной работы: изучить образцы документов в объемах, допускаемых безопасностью компании, создать индивидуальную электронную подпись.
Тема 8: Презентации, пресс-конференции и выступления на крупных публичных мероприятиях

Функции референта-филолога при подготовке крупного публичного мероприятия. 1) Подготовка текста либо презентации. Основные современные тенденции в стилистике оформления презентации Power Point. Способы оформления текста речи к выступлению. Графическая стилистика документа: шрифты, поля, нумерация. Обеспечение технических условий выступления спикера. 2) Подготовка спикера: разъяснение структуры текста. Обучение приемам удержания в памяти больших объемов информации, отработка «речевого мышления».

Обучение спикера интонированию, паузам, контроль за полетностью голоса и громкостью речи. Работа с органикой спикера: мимика, жесты, кинесика. Правила реагирования на аплодисменты. Уязвимые моменты выступления. Контроль эмоций и борьба со страхом. Этические вопросы.

«Полевые работы»: создание деловой презентации в РР.

Задание для самостоятельной работы: изучить образцы документов в объемах, допускаемых безопасностью компании.
V. Перечень компетенций, формируемых в результате прохождения практики

Универсальные компетенции:

а) общенаучные: М-ОНК-1; М-ОНК-3.

б) инструментальные: М-ИК-2; М-ИК-3; М-ИК-4.

в) системные: М-СК-1; М-СК-2; М-СК-3; М-СК-4; М-СК-5.



Профессиональные компетенции:

М-ПК-2; М-ПК-3; М- ПК-4; М-ПК-5; М-ПК-6; М-ПК-7; М-ПК-8; М-ПК-9; М-ПК-10; М-ПК-14; М-ПК-15; М-ПК-16; М-ПК-17.


VI. Используемые образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии

Отрабатывается технология работы с текстом во всем многообразии (создание, интерпретация, трансформация, обработка, переработка, распространение, обучение и т.п.) через обращение к образцам и через практический опыт в каждом виде работ. Задействуется традиционные образовательные технологии (теория, примеры, практической задание, обнаружение ошибок и неточностей, их исправление). Также применяется технология редакторской работы с текстом и исследовательской – с предметом речи.


VII. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов предполагает доступ к книгам и электронным ресурсам, перечисленным в пункте VIII.

Формы текущего контроля – задание создать новый либо обработать готовый текст с определенной целью в установленные сроки по заданию руководителя практики.

Форма аттестации – экзамен, состоящий из одного теоретического вопроса и практического задания (создание текста по заданной проблематике в определенном жанре).



Примеры теоретических вопросов:

  1. Базовые требования к спичрайтеру (референту). Основные способы разработки текста. «Карта текста».

  2. Принципы командной работы над текстом. Этические аспекты коллективного авторства.

  3. Вопросы информационной безопасности. Вопросы копирайта и плагиата.

  4. Образ оратора. Приемы «встраивания в стиль» спикера. Корректирование и моделирование речевого поведения спикера.

  5. Согласование технического задания. Бриф.

  6. Принципы функционирования текста в публичном пространстве. Способы прогнозирования последствий.

  7. Жанры личной переписки публичного лица.

  8. Поздравления от публичного лица как эпидейктический жанр.

И т.д.

Примеры практических заданий:

  1. Напишите поздравление юбиляру, солисту Большого театра, от лица Президента РФ.

  2. Напишите соболезнование губернатору области в связи с гибелью значительного числа людей во время природного бедствия (от лица премьер-министра).

  3. Напишите приглашение ветерану ВОВ на чаепитие в связи с грядущим празднованием Дня победы (от лица губернатора либо руководителя компании).

  4. Напишите запрос поставщикам о причинах задержки поставки образцов нового товара.

  5. Поблагодарите партнеров компании за участие в совместном социальном проекте, направленном на адаптацию детей с синдромом Дауна к условиям жизни в современном мегаполисе.

  6. Напишите проект письма «проблемному» клиенту, который требует смены руководства компании из-за мятой коробки приобретенного чайника.

И т.д.
VIII. Учебно-методическое и информационное обеспечение

А) основная литература:

  1. Отзвук слова: Из опыта работы спичрайтеров первого Президента России / А. Ильин, В. Кадацкий, К. Никифоров, Л. Пихоя .- М. : Центр полит. консалтинга "Никколо М" : ИМА-пресс, 1999 – 136с.

  2. Bly, Robert W. Letter Writing Handbook. Webster’s New World. Wiley Publishing, Inc. Indianapolis, Indiana, 2004.

  3. Cook, Jeff Scott. The Elements of Speechwriting and Public Speaking. Longman Publishers, 1991.

  4. Perlman, Alan M. Writing Great Speeches: Professional Techniques You Can Use (Part of the Essence of Public Speaking Series). Allyn and Bacon, 1998.

  5. Worth, Richard. Business Writing Handbook. Webster’s New World. Wiley Publishing, Inc. Indianapolis, Indiana, 2002.


Б) дополнительная литература:

  1. Бартон Ш. 8 шагов к интересному выступлению: основные этапы написания речи // PR в России. - 2005. - №11, с.21-24.

  2. Валладарес, Джун А. Ремесло копирайтинга / Дж. А. Валладарес ; [пер. с англ. М. Ланина]. М.: Питер, 2005.

  3. Волков А.А. Концепция публичной речи. В кн.: Роль языка в средствах массовой коммуникации: Сб.обзоров -М.: ИНИОН, 1986. -С.46-81.

  4. Геттинс, Доминик. Секреты создания рекламных материалов, или неписаные правила копирайтинга: множество оригинальных практических примеров ярких креативных решений от таких брендов, как Microsoft, Volvo, Nike / Доминик Геттинс; [пер. с англ. А. А. Строкова]. М.: АСТ : Астрель , 2006. – 186 с.

  5. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. / АН СССР, Ин-т рус.яз. - М.: Наука, 1989. -254с.

  6. Кохтев Н. Н. Ораторская речь: композиционно-стилистическая структура: Дис…д-ра филол.наук/ МГУ им.М.В.Ломоносова. Фак.журналистики Каф.стилистики рус.яз.- М.,1993.- 479л.

  7. Метафора в языке и тексте / [В.Г.Гак, В.Н.Телия, Е.М.Вольф и др.]; Отв.ред. В.Н.Телия; АН СССР, Ин-т языкознания. - М.: Наука, 1988. - 174с.

  8. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: введение в теорию и исследования: [монография] / М. М. Назаров ; Российская акад. наук, Ин-т социологии, Центр социологического и политологического образования. - Изд. 4-е, перераб. и доп. М., 2010 - 354 с.

  9. Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. 2е изд. - М.: SvR: Аргус, 2000. - 135с.

  10. Рождественский Ю.В. Проблема влиятельности и эффективности средств массовой информации: (Вместо введения) - В кн.: Роль языка в средствах массовой коммуникации: Сб.обзоров. -М: ИНИОН, 1986. -С.7-45.

  11. Романенко А.П. Образ ритора в советской словесной культуре: Учебное пособие. - М., Флинта: Наука, 2003.-432с.

  12. Сайтэл, Фрэйзер П. Современные паблик рилейшенз / Пер. англ. – М.: Инфра-М. 2002.

  13. Смолененкова В.В. Анализ выступления В.В.Путина перед доверенными лицами в МГУ 12 февраля 2004 года // Смолененкова В.В. Риторическая критика как филологический анализ публичной аргументации. Дис. … канд.филол.наук ./ МГУ им.М.В.Ломоносова.- М., 2005. – С.175-196.

  14. Теория и практика референтской деятельности: учебное пособие // Э. Я. Соловьев, О. Я. Гойхман, Т. В. Гордиенко, Т. М. Надеина, Н. Н. Романова, А. В. Филиппов. М.: Инфра-М, 1999 г. – 272 с.

  15. Тульчинский Г.Л. Подготовка текстов выступлений (спичрайтинг). - СПб.: Справ.Петербурга, 2005.

  16. Dean, Fletcher. 10 Steps to Writing a Vital Speech: The Definitive Guide to Professional Speechwriting. Vital Speeches of the Day, a McMurry Inc.publication, 2011.

  17. Gavin, William F. Speechwright: An Insider's Take on Political Rhetoric. Michigan State University Press, 2011.

  18. Lehrman, Robert. The Political Speechwriter's Companion: A Guide for Writers and Speakers. CQPress, 2009.

  19. Shosky, John. Speaking to Lead: How to Make Speeches That Made a Difference. Biteback Publishing Ltd, 2010.


В) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Возможность работать в программах Word и PowerPoint (либо их аналогах).

Доступ к Интернету, в частности к следующим сайтам:


  • www.gramota.ru

  • www.krugosvet.ru

  • www.ruscorporo.ru

  • www.inspirationalstories.com

  • www.idea-bank.com

  • www.kremlin.ru

  • www.patriarchia.ru

  • www.presidentialrhetoric.com

и др.
XII. Материально-техническое обеспечение

Для прохождения практики студенту необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

– возможность выхода в сеть Интернет;

– персональный компьютер с установленными программами Word и PowerPoint (либо их аналогами);



– принтер.


Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по направлению подготовки «Филология».

Разработчик:
К.ф.н., старший преподаватель кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ им М.В. Ломоносова
В.В. Смолененкова