Пояснительная записка в системе современного образования преподавание филологических дисциплин занимает одно из важнейших мест и пре - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Пояснительная записка в системе современного образования преподавание филологических - страница №1/7








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В системе современного образования преподавание филологических дисциплин занимает одно из важнейших мест и претерпевает в настоящее время значительные изменения в связи с пересмотром содержательных и методических подходов. Государственный стандарт основного общего образования выступает основополагающим нормативным документом для осуществления преподавания русского языка в школе. В содержание учебного предмета «Русский язык» стандарт образования вносит существенные изменения с учетом практической значимости русского языка в общественной деятельности и жизни конкретного человека. Особый статус русского языка как учебного предмета определяется его надпредметной функцией, то есть специфическими особенностями языка как средства освоения других предметов, главного средства человеческого общения, культурно-исторического и духовного наследия русской нации.



Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет специфику совершенствования преподавания русского языка в следующих направлениях:

 утверждение личностно-ориентированной парадигмы образования в целом,

 ориентация на планируемые результаты обучения,

 усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе,

 реализация системно-деятельностного подхода в образовании,

 формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать,

 реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Основная задача обучения русскому языку заключается в органическом сочетании, с одной стороны, освоения знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного литературного языка, умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны – интенсивного развития речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника. Актуальность данной программы обучения русскому языку состоит в её направленности на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысление его основных закономерностей, усвоение основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развитие абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2010 года, Примерной программы основного общего образования 2009 года, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 204 часа в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

В рабочей программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программами начального общего образования.



Программа включает разделы:

 «Пояснительная записка», где описан вклад предмета «Русский язык» в достижение целей общего образования; сформулированы цели и основные результаты изучения предмета на нескольких уровнях-личностном, метапредметном и предметном, дается общая характеристика курса русского (родного) языка, его место в базисном плане, отличительные особенности программы.

 «Основное содержание», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.

 «Тематическое планирование», в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), описаны оптимальные виды контроля, предложен региональный компонент.

 «Рекомендации по оснащению учебного процесса», которые содержат характеристику необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания русского ( родного) языка в современной школы.

Вклад предмета «Русский (родной) язык»

в достижении целей основного общего образования

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, консолидации и единения народов России.

Грамотное владение родным языком, умение плодотворно общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Основной целью рабочей программы является формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций учащихся через реализацию в курсе русского языка междисциплинарных учебных программ - «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом».



Задачи программы:

− способствовать освоению учащимися базовых понятий лингвистики, знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

− развивать общеучебные умения и универсальные действия: умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, формулировать цель деятельности, планировать, анализировать и при необходимости изменять её и др.;

− совершенствовать речемыслительную деятельность учащихся, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

− развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, необходимые для успешной самореализации личности;

− воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

− воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку.

Общие учебные умения,

навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).



Общая характеристика учебного предмета

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного и деятельностно-системного подходов в обучении русскому языку.

Программа нацелена на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, культуроведческой, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Программа русского языка для 5 класса направлена на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации системно-деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Обучение на основе системно-деятельностного похода предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речеосмыслительных способностей школьников. Данный подход включает две составляющие процесса обучения: знаниевую и деятельностную. Программа включает в себя несколько блоков: первый описывает лингвистические понятия, обозначающие языковые и речевые явления и особенности их функционирования; во втором перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит из трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Программа реализует:

– идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам;

– идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы;

– культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии.

Яркой особенностью программы является её нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей, аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуется информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать тип чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т.п.

Развивающий характер обучения, направленность его на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции определили и характер предъявления грамматического материала. В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции. Эта установка в первую очередь требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению «скрытой от глаз» внутренней сути языкового явления. Знакомство с разными типами языковых значений приводит школьников к убеждению, что определенным смыслом обладает не только слово, семантическое наполнение которого хорошо «просматривается», например, в толковом словаре, но и другие единицы языка.




ом
Взаимосвязь формы и содержания наглядно раскрывается, когда внимание школьников обращается на смысловое наполнение регулярных языковых элементов, формально выраженных в виде типичных моделей, схем, конструкций. Ученик получает возможность наблюдать, как та или иная языковая структура, например, модель щик , определяет сходство всех словоформ, которые соответствуют этой модели: одинаковые языковые значения (значение лица, профессии; грамматическое значение единственного числа, творительного падежа), соотнесенность с одними и теми же грамматическими категориями ( одушевленность, нарицательность), одинаковые грамматические признаки (мужской род, 2-е склонение). Так школьники приучаются даже в языковой схеме «видеть» присущее ей семантическое наполнение. При этом вскрывается и третья сторона языковой единицы - её функционирование, способы реализации внутреннего содержания в более сложных языковых построениях. Указанная модель демонстрирует особенности функционирования конкретных морфем в процессе слово- и формообразования. И в то же время «скрытая» за моделью словоформа является и функционирующим элементом более сложной единицы – словосочетания (доволен стекольщиком, договориться с барабанщиком).

Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Особенно ярко раскрываются подобные связи, когда для анализа предлагаются языковые факты, имеющие частичное или полное внешнее сходство, например, разные виды омонимов. Изучению подобных явлений в курсе отводится особое место.

Установление структурно-семантических особенностей предупреждает формализм в изучении грамматико-орфографической теории, развивает языковое чутье ребенка и приучает школьника обращать внимание на смысловое наполнение языковой единицы в процессе проведения языкового анализа, в том числе и орфографического.

Системно-деятельностный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционального назначения) пронизывают весь курс обучения родному языку в целом, что отражается даже в необычном предъявлении материала в программе. В ней предусмотрены не только описательно-классификационная характеристика системы языка, но и указание на особенности употребления в письменной и устной речи названных в программе языковых единиц. Безусловно, распределение содержания курса на два взаимосвязанных блока («Основные сведения о языке и речи» и «Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности; совершенствование видов речевой деятельности») до известной степени условно, однако наглядно отражает практическую направленность курса – показывать ученикам не только что есть что, что называется чем, но и что употребляется где, как, зачем и на этой основе формировать навыки правильного, уместного и выразительного использования в речи изучаемых единиц языка. Поэтому в настоящей программе предусмотрена целенаправленная работа, связанная с поиском правильных, наиболее точных в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместных, выразительных средств языка в соответствии с целями и содержанием речи. Так реализуется принцип коммуникативной направленности в освещении лингвистических вопросов, когда языковое явление рассматривается с разных сторон на разнообразном речевом материале, а усвоение программных сведений опирается ни практическую речевую деятельность учащихся.

Свободное и умелое использование средств родного языка в речевом общении требует от человека не только хорошего внимания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.

Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка становятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается языковое чутье, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.

Отличительная особенность данного курса – внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове. Такую работу помогает организовать учебный этимологический словарь, с которым школьники начинают работать с первых уроков в 5-м классе.

Нужно отметить, что систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только укрепить разнообразные языковые и речевые умения учащихся (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические), но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.

Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала (он обозначен знаком *), расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциации вводимых лингвистических сведений продиктована неподготовленностью большинства школьников (особенно пятых классов) к восприятию лингвистической теории: они испытывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт общения на научные темы у них практически отсутствует. Именно поэтому в ряде случаев в программе предлагается знакомить учеников с тем или иным языковым явлением, но при этом не требовать от них запоминания соответствующего термина (например, оглушенuе, озвончение, бессуффиксный способ словообразования и т. п.).

Дифференцированный подход к обучению выражается и в том, что в разделе программы «Употребление языковых единиц в речи, применение полученных знаний в учебной и практической деятельности, совершенствование речевой деятельности. содержатся формулировки, которые дают возможность учителю несколько варьировать конкретные цели изучения той или иной темы, приближая их к реальному учебному процессу. Так, формулировка использование в речи определяет довольно широкий диапазон умений, предполагающих как наблюдение за употреблением языковых явлений в речевых образцах, так и непосредственное использование этого явления учащимся в собственной речевой практике. Слабый ученик дольше «задержится» на первом этапе этого процесса, а сильный значительно быстрее пройдет путь от наблюдения до употребления в речи.

Необходимо также отметить, что программа реализует культуроведческий аспект в обучении родному языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии. Предполагается также выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества и художественных текстах, объяснение их значения с помощью разнообразных лингвистических словарей. Таким образом, формируется представление о родном языке как национальном достоянии русского народа, как форме выражения национальной культуры.

Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

Как известно, способность добиваться успеха в процессе коммуникации является той характеристикой человека, которая во многом определяет достижения выпускника школы практически во всех областях жизни. Родной язык не только влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, но и вооружает ученика основным средством общения и обучения, что в дальнейшем будет способствовать успешному овладению профессией.

В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.

Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно-методического комплекса по каждому классу, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, предназначенных для каждодневной работы на уроках; в рабочих тетрадях и дневниках, формирующих навыки организации и проведения самостоятельной работы в домашних условиях, навыки самопроверки и самооценки; в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.

Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с разными видами лингвистических словарей, вниманием к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии.



Для оценки достижений обучающихся

используются следующие виды и формы контроля:

  • Система контрольных работ

– Контрольный диктант

– Тест


– Зачет

– Контрольное упражнение

– Контрольное сочинение

– Контрольное изложение

– Контрольная проверочная работа

– Взаимоконтроль

– Самоконтроль


  • Диагностика уровней сформированности компонентов учебной деятельности (Г.В.Репкин, Заика)

  • Диагностика орфографической грамотности «Грамотей»

Данная программа реализуется через учебно-методический комплекс под редакцией С.И. Львовой.

Учебники реализуют идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.

Рабочая тетрадь предлагает систему проверочных заданий для организации самостоятельной работы учеников и навыков самоконтроля. Задания составлены таким образом, что правильность выполнения каждого из них может быть проверена и оценена самими учащимися.

В методических рекомендациях имеется важная для учителя информация об основных направлениях обучения русскому языку, характеризуется методическая система, заложенная в учебнике, предлагается краткий комментарий по каждой теме с описанием ее лингвистических и методических аспектов, даются конкретные советы по изучению наиболее сложных тем курса. Содержатся также описание системы упражнений, рекомендации по оценке письменных и устных работ малых форм (сочинения-миниатюры, изложения-миниатюры, небольшие по объему устные высказывания). Предложено планирование по четвертям, система итоговых контрольных работ.

Кроме этого, в УМК входит серия пособий для учащихся и учителей. Данные пособия помогают реализовать основные идеи курса, организовать эффективную работу на уроке и дома: «Уроки русского языка», «Дидактические материалы по русскому языку», «На уроке и после уроков» и др.



  • С.И.Львова, Программа по русскому языку для 5-11-х классов общеобразовательных учреждений

  • С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч.

  • С.И. Львова. Русская орфография. Самоучитель: Пособие для учащихся 5-9 классов

  • С.И. Львова. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. Пособие для учащихся

  • С.И. Львова. Краткий словообразовательный словарь школьника: Пособие для учащихся 5-11 классов

  • С.И. Львова. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка в 5—9-х классах: пособие для учителя.

  • И.П. Васильевых. "Уроки русского языка в 5 классе". Пособие для учителя

  • Контрольные и проверочные работы. 5кл

  • И. А. Бажанова, С. И. Львова. Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. 

  • Л.В. Черепанова. Дневник достижений учащегося по русскому языку. 5 кл. Пособие для учащихся

  • Л.В.Прохватилина. Проверь себя. 5 клаcc. Рабочая тетрадь

  • Л.Г. Ларионова. Русский язык. 5 кл. Подготовка к экзаменам шаг за шагом. Книга для учащихся

  • Опыт внедрения УМК по русскому языку под редакцией С.И. Львовой

  • Г.А. Богданова, Г.И. Кириченко. Речевой этикет. 5-6 кл.: Рабочая тетрадь

Рекомендуемые формы

организации учебного процесса

  • Урок – коммуникация

  • Урок – практикум

  • Урок – мастерская

  • Урок – письма

  • Урок – игра

  • Урок – исследование

  • Урок – консультация

  • Взаимообучающие уроки

  • Урок – лаборатория

  • Урок – зачет

  • Урок творчества и др.

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:

  • Активные и интерактивные методы обучения

  • Игровые технологии

  • Исследовательская технология обучения

  • Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

  • Метод проектов

  • Технология мастерских на уроках русского языка и литературы

  • Технологии уровневой дифференциации

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Технологиии ТРИЗ

  • Кейс-метод и др.

Внедрение регионального компонента

на уроках русского языка

Обучение родному языку в отечественной методике всегда рассматривалось в неразрывной связи с развитием и воспитанием ученика. Развитие же личности – духовно-нравственное и эстетическое – в большей мере зависит от окружающей ее речевой среды. Окружающая среда – это мир текстов, которые мы слышим, читаем, произносим. Это они создают ту атмосферу, в которой живет, дышит и развивается ребенок.

Как известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России.

Однако Новгородская область имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности, поэтому нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся. Введение регионального компонента в уроки русского языка является одним из условий развития и совершенствования коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся.

В настоящее время учитель русского языка при подготовке к проведению конкретного урока может использовать в качестве материала связные тексты, которые могут быть использованы не на одном уроке, а на целом ряде уроков и расширят знания учащихся о нашей стране, нашем городе и области, его истории, природе, животном мире.

Региональный компонент на уроках русского языка основывается на идеях модернизации содержания общего образования, программы по внедрению стандартов второго поколения, отвечает интересам и потребностям новгородской области и обеспечивает возможность введения регионального содержания в предмет «русский язык».



Задачи внедрения регионального компонента:

Создать условия для овладения каждым учащимся умением понимать и читать несложные аутентичные тексты с целью понимания основного содержания, деталей, извлечения специальной информации о родном крае, быте, культуре, истории, значимости, проблемах народов, населяющих наш регион. 

Создать условия для овладения каждым учащимся умением создавать авторские тексты о быте, культуре, истории, значимости и проблемах своего региона.

Создать условия для формирования выпускника пятого класса - умелого хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций региона.



Номер урока

Тема урока

Региональный

компонент

№11

Орфоэпический словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи

Составление школьного орфоэпического словарика новгородской области,

№ 15

Элементарные сведения из истории происхождения письменности и русского алфавита.

Составление сообщения «Берестяные грамоты в Новгороде»

№16 №128

Сочинение – описание по картине

Картина новгородских художников или из музея изобразительного искусства

№26

Понятие об этимологии. Этимологический словарь: его назначение, структура и содержание словарной статьи

Этимологический анализ новгородской лексики

№27-28

Изложение подробное по тексту художественного стиля

Текст о Великом Новгороде

№30

Толковый словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи. Словарь синонимов и антонимов: его назначение, структура, содержание словарной статьи.

Составление словарной статьи для лексического словаря новгородской области

№47

Сочинение – рассуждение «Берегите родной город»

Сочинение о Великом Новгороде

№75

Подготовка к сочинению «Приключение у стен Кремля»

Сочинение - повествование

№ 102-103

Сжатое изложение

Текст о Великом Новгороде

№116

Сочинение « Новгород будущего»

(используя неологизмы, созданные на основе словообразовательных образцов)



Сочинение о Новгороде будущего

№149

Защита проектов урока

Проект по теме «Происхождение названий улиц Великого Новгорода»

№130

Лексический анализ текста исторического содержания

Анализ текста о Новгороде

Составление словарика устаревших слов новгородской области



№132

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их языковые особенности. Фразеологическое богатство русского языка

Фразеологизмы новгородской области




Использование дидактического материала с учетом регионального компонента на любом уроке

Использование на уроках русского языка информационно-компьютерных технологий повышает интерес к изучаемым предметам, активизирует познавательную деятельность учеников, развивает их творческий потенциал, позволяет эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляет индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствует совершенствованию практических умений и навыков школьников, обеспечивает надёжность и объективность оценки знаний учащихся, повышает эффективность обучения, качество образования (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации, разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке), включает школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствует самореализации и саморазвитию личности ученика.

В последнее время возможности использования информационных технологий при обучении русскому языку значительно расширились. Кроме стандартных программных модулей (Освоение среды Microsoft Word, Microsoft Power Point, графического редактора Paint и др.), рекомендуется применение программно-методического комплекса серии «Школьный наставник. Русский язык. Средняя школа. Часть 1, 2; «Учебный тренажер. Централизованное тестирование»; «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» (5–11); компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках, например, «Русский язык. Программа-тренажер» из серии «Репетитор» (9–11), «Фраза», «Русский язык-синтаксис и пунктуация», Flash уроки-сказки Мудрейкина, Тренажёр по русскому языку с заданиями конкурса «Русский Медвежонок - языкознание для всех»; использование компьютера, мультимедийного проектора для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по русскому языку и литературе; электронных учебников по русскому языку, а также разнообразных компьютерных программ, предназначенных для работы на интерактивной доске, и цифровых образовательных ресурсов Единой коллекции ЦОР.

В силу возрастных, психологических и интеллектуальных особенностей пятиклассников внедрение ИКТ на уроках русского языка начинается со знакомства с простейшими компьютерными технологиями и носит систематический характер.

Система работы

1.Понятие информационной культуры школьника. Компьютер как средство получения информации. Техника безопасности при работе на ПК.

2. Простейшие технологии работы с текстом. Блокнот. Набор и редактирование текста. Строка меню. Сохранение документа.

3. Освоение среды Microsoft Word. Создание. Редактирование и сохранение документа. Преобразование информации. Изменение формы представления информации.

4.Освоение среды графического редактора Paint. Основные возможности графического редактора PAINT по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель Палитра. Панель Инструменты. Создание рисунков. Редактирование рисунка. Фрагмент рисунка. Создание коллажа. Сохранение рисунка.

5. Освоение среды Microsoft Power Point. Создание презентации: требования к содержанию и оформлению. Вставки. Демонстрация презентации.

6. Возможности Интернет-ресурсов. Интерактивные задания. Интернет-словари. Поиск информации. Сохранение, редактирование, преобразование информации. Участие в Интернет-форумах. Электронная почта. Отправка документов.

Данная программа направлена на освоение учащимися пятых классов инновационных технологий: проектной и учебно-исследовательской деятельности. Исходя из этого, в планирование включены уроки по освоению проектной деятельности и созданию самостоятельных проектов.



Результаты изучения предмета

«Русский (родной) язык»

Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном.



Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.



Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 5 классе является

1) владение всеми видами речевой деятельности.



Аудирование. Понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста.

Чтение. Владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; используя просмотровое чтение, определять, какая информация текста учебника является новой; использовать ознакомительное и изучающее виды чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; пользоваться справочным аппаратом учебника, ориентироваться в структуре параграфа; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.

Говорение. Доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато пересказывать прочитанный научно-учебный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.

Письмо. Подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры) разных стилей, в том числе и научного (например, отвечая на вопрос Для чего нужно знать алфавит?); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи.

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;



3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 5 классе являются:

Текстоведение. Определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить в тексте типовые фрагменты – описание, повествование, рассуждение; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.

Фонетика и орфоэпия. Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; производить фонетический разбор слов; находить в художественном тексте явление звукозаписи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем.

Графика. Правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.

Лексикология и фразеология. Объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; толковать значения фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.

Морфология. Различать части речи (простые случаи); правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать слова, образовывать формы наклонения и т.п.; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи. Производить морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола.

Орфография. Находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

Синтаксис и пунктуация. Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращением, вводными словами; находить предложения с прямой речью. Производить синтаксический разбор простого предложения и упрощенный разбор сложного предложения. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Место предмета «Русский язык»

в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе – 175 часов (5 часов в неделю), возможно добавление из части, формируемой участниками образовательного процесса 35 часов (6 часов в неделю).



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИНГВИСТИКА – НАУКА О ЯЗЫКЕ (2 ч.)

Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики.

ВВЕДЕНИЕ В ЛИНГВИСТИКУ



Вводный курс

Фонетика (4 ч.)

Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки. Фонетическая транскрипция. Фонетический разбор. Звукопись в художественном тексте. Слог. Ударение.



Орфоэпия (5 ч.)

Орфоэпия как раздел лингвистики. Произношение гласных звуков. Произношение согласных звуков. Орфоэпический словарь.



Графика (8+1ч.РР)

Графика как раздел лингвистики. Алфавит и его использование. Звуки и буквы. Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я. Роль букв ъ и ь в обозначении звукового состава.



Морфемика (5 ч.+2ч.РР)

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова. Отличие морфемы от звука (буквы) и слога. Словарь значения морфем. Морфемы как источник информации о лексическом значении, грамматических свойствах, стилистической принадлежности слова. Морфемы словообразующие и формообразующие. Морфемная модель слова. Чередование гласных и согласных в морфемах. Понятие об этимологии.



Лексикология (5 ч.)

Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка и речи. Лексическое значение слова. Способы объяснения лексического значения слова. Тематические группы слов. Слова, обозначающие родовые и видовые понятия. Толковый словарь, словари синонимов и антонимов.



Орфография (15ч.)

Орфография как раздел правописания. Разделы русской орфографии. Понятие об орфограмме. Правописание корней. Правописание окончаний. Правописание слов с ь и ъ. Слитные, дефисные и раздельные написания. Понятие об омофонах и особенностях их значения.



Морфология ( 4 ч.)

Морфология как раздел лингвистики. Самостоятельные и служебные части речи в русском языке. Изменяемые и неизменяемые слова. Типичные суффиксы и окончания разных частей речи. Образование форм слова с помощью окончания. Нулевое окончание и его значение.



Культура речи (4 ч.+1ч.РР)

Культура речи как раздел лингвистики. Соблюдение норм современного русского литературного языка. Норма как правильное употребление в речи языковых единиц. Употребление в речи этикетных слов. Понятие речевой ситуации.



Синтаксис и пунктуация ( 28 ч.+3ч.РР)

Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний и их модели. Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения. Грамматическая основа предложения и её типы. Второстепенные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания.

Виды предложений по эмоциональной окраске. Виды предложений по наличию второстепенных членов предложения. Виды предложений по количеству грамматических основ. Простое осложнённое предложение. Предложения с прямой речью. Связь пунктуации и синтаксиса. Основные разделы пунктуации.

Текстоведение (15 ч.РР)

Текстоведение как раздел лингвистики. Текст и его признаки. Тема и основная мысль текста. Типы речи. Основные нормы построения текстов разных типов речи. План текста.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ

Систематический курс

Словообразование (12ч.+1 ч.РР)

Словообразование как раздел лингвистики. Словообразующие морфемы. Основные способы образования слов в русском языке. Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка. Правописание букв а — о в корнях с чередованием. Буквы о — ё после шипящих в корнях слов. Словообразование имён существительных. Словообразование имён прилагательных. Словообразование глаголов. Правописание приставок.



Лексикология и фразеология (18 ч.+1ч.РР)

Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные. Синонимы. Антонимы. Исконно русские и заимствованные слова. Лексика ограниченного употребления. Устаревшие слова. Фразеология как раздел лингвистики. Языковые особенности фразеологизмов.



Морфология (1ч.)

Слово как часть речи. Морфология как основной раздел грамматики. Принципы классификации частей речи. 1 ч.



Имя существительное (17 ч.)

Общее значение имён существительных и их употребление в речи. Морфологические признаки имени существительного. Синтаксическая роль имени существительного. Словообразование имён существительных. Правильное употребление существительных



Имя прилагательное (15ч.+1 ч.РР)

Общее значение имён прилагательных и их употребление в речи. Морфологические признаки имени прилагательного. Синтаксическая роль имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Правильное употребление прилагательных.



Глагол (23ч.+1 ч.РР)

Общее значение глаголов и их употребление в речи. Инфинитив. Постоянные морфологические признаки глагола. Непостоянные морфологические признаки глагола. Безличные глаголы. Синтаксическая роль глагола. Правильное употребление глаголов в речи.



Повторение изученного в 5 классе (11ч.+1 ч.РР)

Проектная деятельность (метапредметные темы) - 2

Учебно-методическое обеспечение

образовательного процесса

  1. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений (в трёх частях). Часть 1. – Мнемозина. М.2010. – 216с.

  2. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений (в трёх частях). Часть 2. – Мнемозина. М.2010. – 174 с.

  3. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений (в трёх частях). Часть 3. Справочные материалы. Приложение к учебнику. – Мнемозина. М.2010 – 48с.

  4. Васильевых И.П. Уроки русского языка. Пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык.5класс» . под редакцией С.И.Львовой. – Мнемозина. М. 2008 – 366с.

  5. Прохватилина Л.В. Проверь себя. Рабочая тетрадь по русскому языку. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией С.И.Львоовй – Мнемозина. М.2010 – 95с.

  6. Черепанова Л.В. Дневник достижений учащегося по русскому языку. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией С.И.Львоовй – Мнемозина. М.2009 – 68с.

  7. Бажанова И.А., Львова С.И.. Учимся читать, слушать, говорить, писать. Рабочая тетрадь по русскому языку для 5 класса (в двух частях). Часть 1. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Мнемозина. М. 2010. – 72с.

  8. Бажанова И.А., Львова С.И.. Учимся читать, слушать, говорить, писать. Рабочая тетрадь по русскому языку для 5 класса (в двух частях). Часть 2. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Мнемозина. М. 2010. – 77с.



следующая страница >>