Пояснительная записка рабочие программы по риторике для 5-9 классов составлены по программе «Школьная риторика» Т. А. Ладыженской 20 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка Рабочие программы для 3 класса 1 650.29kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 5 классов 2 575.59kb.
Пояснительная записка рабочая программа рассчитана на изучение литературы... 1 416.67kb.
Пояснительная записка к образовательной области «Художественная литература»... 1 167.63kb.
Пояснительная записка Данная программа разработана на основе программы В. 3 809.08kb.
Пояснительная записка нормативные документы для составления рабочей... 1 346.29kb.
Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей... 2 369.51kb.
Рабочая программа по истории для учащихся 7 класса Учитель Брук Е. 1 153.34kb.
Пояснительная записка к учебному плану 4 11 классов 13 1569.29kb.
Бюллетень студенческого научного кружка (снк) Фотогалерея студенческой... 1 20.43kb.
Пояснительная записка Статус программы 5 1019.83kb.
«Влияние детской художественной литературы на нравственное становление... 1 178.08kb.
- 4 1234.94kb.
Пояснительная записка рабочие программы по риторике для 5-9 классов составлены по - страница №1/2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочие программы по риторике для 5-9 классов составлены по программе « Школьная риторика» Т.А.Ладыженской 2008г.

Исходной посылкой создания программ является мысль о том, что риторика, как никакая другая учебная дисциплина, занимая интегральное положение в системе школьного образования, обеспечивает возможности саморазвития и самореализации школьников ( особенно старшеклассников, дальнейшей социализации выпускников. Кроме того, именно риторика, понимаемая нами вслед за С.А.Минеевой и Т.А. Ладыженской как риторическая деятельность по созданию, исполнению, рефлексии и реконструкции авторско-адресного текста, способствует в наибольшей степени дальнейшему самоопределению учащихся: постигая в деятельностном режиме риторику, становясь автором своих риторических текстов, оказывая словом влияние на окружающих, старшеклассник становится ответственным и за свой дальнейший выбор.

По М.М.Бахтину, отношения человека и мира по своей сущности диалогичны( « Быть- значит общаться диалогически), поэтому естественно, что и всякая полноценная риторическая деятельность есть диалог, осуществляемый при помощи различных риторических жанров. Постигая различные способы создания, исполнения и рефлексии собственного риторического текста- жанра, осуществляя постоянный диалог автора с адресатом и наоборот, старшеклассники, с одной стороны, постепенно обогащают свой жанровый репертуар, с другой- содержательно общаются диалогически, что, безусловно, обеспечит личностный рост и дальнейшее развитие выпускников.

Общение( и не только со сверстниками, как в подростковом возрасте) приобретает всё более значимую роль для молодёжи, однако к концу обучения в средней школе, задумываясь о своей дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, старшеклассники, поставив перед собой конкретные цели и в основном самоопределившись, испытывают потребность в получении советов и рекомендаций, а главное- приобретении практических навыков освоения делового общения.

Недостаточно только теоретически освоить данный предмет, необходимы, прежде всего, практические занятия, имитирующие ситуации делового общения, в которые попадали некоторые учащиеся и с которыми они столкнутся после окончания школы. Такими формами работы, позволяющими сочетать и теоретические знания, и практические навыки, являются деловые игры, тренинги, деловые практикумы.

Исходя из вышеизложенного, в преподавании деловой риторики ставим перед собой следующую ЦЕЛЬ: помочь учащимся самореализоваться в эффективной и успешной речевой активности, осваивая риторические жанры общения.

Постепенно, начиная с 5 класса совершенствовать свою речь, развивая креативное мышление, чтобы к 9 классу подготовиться к изучению предмета « Деловая риторика»

ТЕМА 5 класс

Количество часов

ТИП УРОКА

Формы работы



Основные понятия

Сроки проведения

Введение в риторику

1 час

Беседа с элементами игры




1 неделя

Партнёры, собеседники, коммуниканты

1 час

Урок- диалог

Диалог, коммуниканты

2 неделя

Адресат

2 часа

Ролевая игра, работа в парах

Образ адресата,

Ориентация речи



3, 4 недели

Коммуникативная задача

2 часа

Беседа, работа в парах

Цели и задачи в речи

5, 6 недели

Виды общения

3 часа

Групповая работа

Принципы групповой работы, роли в группах, словесное и несловесное общение

7, 8, 9 недели

Главный секрет Демосфена

Скороговорки и

Докучные сказки


2 часа

1 час



Урок- диалог,

Речевые тренинги, разминки



Артикуляционный

аппарат, правильное дыхание

понятие о жанре


10, 11 недели

12 неделя




Речь. Богатство, красота, точность, логичность речи

4 часа

Беседа.

Речевые упражнения, работа в парах, индивидуальная работа. Урок- закрепление. Контрольный урок.



Основные характеристики речи. Правила произношения, нормы.

13, 14, 15, 16

недели


Письменная речь.

Редактирование речи.



1 час

Работа над текстами

Правила редактирования

17 неделя

Вежливость. Жанры: «Просьба», Вежливый отказ»

2 часа

Составление собственных риторических текстов.Урок-Диалог.

Жанры. Понятие о такте.

18, 19 недели

Слышать- слушать- внимать

1 час

Беседа.

Риторическая игра.



Правила для собеседников.

20 неделя

Чтение.Выразительность.

1час

Лекция с элементами игры.

Правила выразительного чтения

21 неделя

Жанр « Небылицы»

1 час

Групповая работа.

Составление собственного текста.

22 неделя

Текст. Тема- микротема. Визитная карточка.

2 часа

Беседа. Работа в парах.

Тема- микротема.


23 неделя

Вторичные тексты

2 часа




Подробный и сжатый пересказы.

24 неделя

25 неделя



Жанр « Комплимент»

1 час

Урок- диалог. Работа в парах

Понятие о комплименте

26 неделя

Жанр « Похвала»

1 час

Групповая работа

Понятие о данном жанре.

27 неделя

Похвала и похвальба.

1 час

Беседа

Разграничение жанров.

28 неделя

Жанр « Объявление»

1 час

Беседа

Понятие о данном жанре

29 неделя

Афиша.

1 час

Беседа. Работа в группах

Секреты составления афиш

30 неделя


Рассказ

1 час

Беседа. Индивидуальная работа

Принципы составления рассказов.

31 неделя

Сказка

2 часа

Беседа . Работа в группах. Конкурс на лучшего сказочника

Секреты сочинительства

32, 33 недели

Риторический праздник

1 час

Обобщающий урок




34 неделя








































































































































































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

6 класс


Составлено на основе концепции, программы по школьной риторике Т.А. Ладыженской и учебников под её научной редакцией.

Овладение умениями создавать тексты в разных жанрах- одно из основных условий успешного общения. Для шестиклассников главное- риторика повседневного общения, естественно, в её практическом преломлении.

Поэтому в планировании уроков большое место занимает риторический анализ текста, речевой ситуации, риторические задачи и риторические игры; продолжается линия на развитие дыхательной и артикуляционной гимнастики, на развитие словесно- импровизационных способностей, на использование таких разных стимулов и средств обучения, как текст, музыка, видео-, кинофрагменты, рисунок, иллюстрация, репродукция. ЦЕЛИ:

Риторика повседневного общения предполагает специальное обучение умению слушать информационную речь; умению вести записи для себя в форме дневника, писать такие письма, как поздравительные, благодарственные; вести беседу; создавать такие вторичные тексты, как аннотация, предисловие, отзыв.



Основные умения:

Умение анализировать и оценивать общение:

степень эффективности общения ( степень реализации коммуникативной задачи);

уровень владения языком( правильность речи, разнообразие использованных средств, их точность) ;

корректность поведения.

Умение общаться в пределах, обозначенных в блоке « Речевые жанры»:

Ориентироваться в ситуации общения, учитывать специфику адресата, коммуникативную задачу и обстановку общения ;

Формулировать свои коммуникативные намерения;

Определять свои коммуникативные удачи и неудачи.

ТЕМА

Количество часов

Тип урока.

Формы и виды деятельности.



Основные понятия

Сроки проведения

Адресат и адресант. Риторическая ситуация.

2 часа

Беседа.

Разыгрывание риторических ситуаций.



Адресат и адресант.

1,2 недели

Двуликое «Что»

1 час

Беседа .Анализ текста.

Логическая и эмоциональная информации.

3 неделя

Коммуникативная задача.

1 час

Урок-диалог


Компоненты конкретной речевой ситуации

4 неделя

Сигналы речи

1 час

Беседа

Анализ речевых ситуаций



Оценка речи

5 неделя

Виды общения

3 часа

Беседа

Создание текстов с учётом обстановки общения.



Официальное- неофициальное общение.

Объяснительная записка.



6, 7, 8 недели

Обращение

1 час

Беседа с элементами игры

Уместность обращения

9 неделя

Великая сила голоса

1 час

Речевой тренинг

Артикуляция.

Интонации.



10 неделя

Жесты и мимика


1 урок

Беседа

Однозначные и многозначные жесты, уместные и неуместные

11 неделя

Виды речевой

деятельности



1 урок

Лекция с элементами игры

Понятие о речевой деятельности, структура видов

12 неделя

Слушание. Приёмы слушания.

1 урок

Урок- игра

Установка на восприятие

13 неделя

Беседа

2 урока

Беседа

Понятие о талантливом собеседнике

14, 15 недели

Управление спором

2 урока

Беседа

Понятие о дискуссии

16, 17 недели

Чтение учебной книги

1 урок




Графическая сегментация текста

18 неделя

Изобретение речи.

Полезный топик



1 урок

Беседа

Понятие о топиках в речи

19 неделя

Различие речевых жанров

1 урок

Беседа

Речевые жанры

20 неделя

Аннотация

1 урок




аннотация

21 неделя

Предисловие

1 урок




предисловие

22 неделя

Отзыв

1 урок




отзыв

23 неделя

Штампы и находки в речи

1 урок

Игра

Штампы и находки

24 неделя

Письмо

2 урока




Виды писем, структурно- смысловые особенности письма

25, 26 неделя

Дневниковые записи

1 урок

Самостоятельная работа




27 неделя

Похвальное слово

1 урок

Работа в группах

Комплимент и похвальное слово

28 неделя

Интервью

2 урока

Работа в парах

Интервьюер, анализ достоинств и недостатков интервью

29, 30 недели

Притча

1 урок




притча

31 неделя

Классное собрание

1 урок




Типы собраний

32 неделя

Бывальщины и небывальщины

1 урок




Автор- рассказчик- герой рассказа

33 неделя

Риторический конкурс

1 урок







34 неделя






























7 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В программе можно выделить 2 смысловых блока:

1- « Общение»,- соотносящийся в определённой мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;

2- « Речевые жанры»,- соотносящийся с так называемой частной риторикой( « Роды, виды, жанры»).

1 блок- в частной риторикой( « Роды, виды, жанры»).

1 блок- в 5, 6 классах дети получили представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; в 7 классе они подробнее и глубже знакомятся с коммуникативной ситуацией, с речевой деятельностью, с коммуникативными качествами речи,- на основе этого у них формируются привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение ( своё и партнёра), оценивать степень их реализации в общении.

2 блок- « Речевые жанры»- в 7 классе ребята знакомятся с необычными текстами, с «газетными» жанрами, с разными формами высказывания.



ЦЕЛИ: формирование умения ориентироваться в ситуации общения; определение коммуникативного намерения, развитие креативности и как результат: составление необычных текстов.

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТИП УРОКА,

Формы и виды деятельности



Основные понятия

Сроки проведения

Речевая ситуация

2 часа

Беседа, риторические игры

Речевая стратегия

1, 2 недели

Личное представление

2 часа

Разыгрывание речевых ситуаций, индивидуальная работа

Разные формы представления в зависимости от ситуаций

3, 4 недели

Виды общения

2 часа

Лекция с элементами игры

Личное, публичное общение

5,6 недели

Вежливое возражение

1 час

Работа в парах

Такт

7 неделя

Голос- сила ритора

1 час

Речевой тренинг

Средства воздействия на слушателя

8 неделя

Жесты и мимика

1 час

Риторическая игра

Установление контакта

9 неделя

Достойный ответ

2 часа

Беседа, индивидуальная работа

Определения

10, 11 недели

Жанр « Совет»

1 час

Работа в группах

Советы уместные и наоборот

12 неделя

Качества речи

2 часа

Беседа

Соответствие стилю высказывания и речевой ситуации

13, 14 неделя

Редактирование текста

2 часа

Беседа, анализ текстов, индивидуальная работа

Правила редактирования текста

15, 16 недели

Чтение учебной литературы

1 час

Беседа, индивидуальная работа

Приёмы осмысления учебного текста

17 неделя

Изобретение речи

1 час

Беседа

Этапы изобретения речи

18 неделя

Заголовок

1 час

Риторическая игра, работа в парах

Заголовок- прогноз,

Заголовок- ассоциация.



19 неделя

Необычные тексты

2 часа

Работа в группах, парах, ИКТ

Фотография + слово= ?

20, 21 недели

Коллективный дневник

1 час

Работа в группах

Летопись класса

22 неделя

Чужая речь в собственном тексте

1 час

Лекция с элементами беседы и игры

Цитата

23 неделя

От отзыва к рецензии

2 часа

Индивидуальная работа, работа в парах, просмотр фильма

Рецензия

24 неделя, 25

Спор

2 часа

Дискуссия

Тезис, аргументы

26, 27недели

Газетная информация

2 часа

Работа в группах

Хроника, заметка

28, 29 недели

Репортаж

2 часа

Работа в парах, просмотр профессиональных репортажей

Репортаж, репортёры

30, 31 недели

Уроки житейской мудрости

1 час

Анализ текстов.

Риторическая игра



Аллегорическое повествование

32 неделя

Риторический конкурс

2 часа

Составление текстов в разных жанрах

Различие жанров

33, 34 недели










































































































8 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школьный курс риторики носит сугубо практический характер, и центральное место в программе должны занимать коммуникативные умения:

1. формирующие умения анализировать и оценивать общение, созданный текст;

2. формирующие умения говорить, слушать, писать, читать- умение общаться.

Смысловые блоки программы:

« Общение»

« Речевые жанры»

ЦЕЛИ и ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: В 8 классе учащиеся должны будут иметь представление о стилях языка и речи, об оправданном взаимопроникновении стилей и стилистических ошибках, об индивидуальном стиле и стилизации; о тексте как продукте речевой( коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста.

Впервые восьмиклассники будут выстраивать модели жанров. Ученики должны к концу года усвоить теорию об особенностях, характеризующих высказывание( смене речевых субъектов, специфической завершённости, отношении высказывания к самому говорящему, автору и другим участникам речевого общения.



ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТИП УРОКА,
ФОРМЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

Введение в риторику

1 час

Повторение

Адресат, коммуникативные ситуации, речевые задачи

1 неделя

Коммуникативные помехи и неудачи

2 часа

Введение теоретических сведений, разыгрывание риторических ситуаций

Причины коммуникативных ошибок

2, 3 недели

Виды общения

1 час

Введение теоретических сведений, самостоятельная работа

Общение контактное- дистантное

4 неделя

Подготовленная и неподготовленная устная речь

2 часа

Беседа, работа в парах

Приёмы подготовки речи

5,6 недели

Жесты, мимика, поза

1 час

Риторическая игра

« Говорящие» жесты, мимика, позы

7 неделя

Сравнения в речи

2 часа

Беседа, работа в парах, риторические игры

Сравнительно- сопоставительные слова, построение сравнения.

8, 9 неделя

Инструктивная речь

1 час

Введение теоретических сведений, самостоятельная работа

Инструктивная речь

10 неделя

Выразительность- особое качество речи

1 час

Риторическая игра, речевой тренинг

Выразительность и другие качества речи

11 неделя

Жанр « Утешение»

1 час

Групповая работа

Речевые формулы утешения, прямые и косвенные утешения

12 неделя

Конспект

1 час

Самостоятельная работа

Правила конспектирования

13 неделя

Реферат

1 час

Лекция с элементами беседы

Строение реферата

14 неделя

Этапы подготовки текста

2 часа

Введение теоретических сведений, самостоятельная работа

Изобретение, расположение, выражение.

Риторические фигуры.



15, 16 недели

Спор

2 часа

Дискуссия

Способы доказательства, построение аргументированного текста

17,18 недели

Инсценировка

1 час

Разыгрывание ситуаций

Структурные части инсценировки

19 неделя

Жанр « Письмо»

1 час

Работа в парах, беседа

Речевые формулы

20 неделя

Модель жанра

1 час

Работа в группах

Понятие о модели

21 неделя

Застольное слово

2 часа

Работа в группах

Культура застолья, модель жанра « Похвала»

22, 23 неделя

Рецензия на фильм

2 часа

Просмотр фильма, обсуждение, составление рецензии

Понятие о критике

24, 25 недели

Текст- характеристика

3 часа

Беседа, работа в парах, самостоятельная работа

Модель жанров «Представление»

« Биография» Отличие жанров



26, 27,28 недели

Очерк

2 часа

Беседа, составление и анализ текстов

Основы портретного очерка

29, 30 недели

Тексты « с чужого голоса»

1 час

Речевой тренинг

Прецедентный текст

31 неделя

Риторический конкурс

« Заговори, чтобы я тебя узнал»



3 часа

Составление текстов в разных жанрах по выбору учащихся, выступления, обсуждения, рефлексия




32, 33, 34 недели













































9 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исходной посылкой создания программы является мысль о том, что риторика, как никакая другая учебная дисциплина, занимая интегральное положение в системе школьного образования, обеспечивает возможности саморазвития и самореализации школьников ( особенно старшеклассников, дальнейшей социализации выпускников. Кроме того, именно риторика, понимаемая нами вслед за С.А.Минеевой и Т.А. Ладыженской как риторическая деятельность по созданию, исполнению, рефлексии и реконструкции авторско-адресного текста, способствует в наибольшей степени дальнейшему самоопределению учащихся: постигая в деятельностном режиме риторику, становясь автором своих риторических текстов, оказывая словом влияние на окружающих, старшеклассник становится ответственным и за свой дальнейший выбор.

По М.М.Бахтину, отношения человека и мира по своей сущности диалогичны( « Быть- значит общаться диалогически), поэтому естественно, что и всякая полноценная риторическая деятельность есть диалог, осуществляемый при помощи различных риторических жанров. Постигая различные способы создания, исполнения и рефлексии собственного риторического текста- жанра, осуществляя постоянный диалог автора с адресатом и наоборот, старшеклассники, с одной стороны, постепенно обогащают свой жанровый репертуар, с другой- содержательно общаются диалогически, что, безусловно, обеспечит личностный рост и дальнейшее развитие выпускников.

Общение( и не только со сверстниками, как в подростковом возрасте) приобретает всё более значимую роль для молодёжи, однако к концу обучения в средней школе, задумываясь о своей дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, старшеклассники, поставив перед собой конкретные цели и в основном самоопределившись, испытывают потребность в получении советов и рекомендаций, а главное- приобретении практических навыков освоения делового общения.

Недостаточно только теоретически освоить данный предмет, необходимы, прежде всего, практические занятия, имитирующие ситуации делового общения, в которые попадали некоторые учащиеся и с которыми они столкнутся после окончания школы. Такими формами работы, позволяющими сочетать и теоретические знания, и практические навыки, являются деловые игры, тренинги, деловые практикумы.

Исходя из вышеизложенного, в преподавании деловой риторики ставим перед собой следующую ЦЕЛЬ: помочь учащимся самореализоваться в деловой активности, осваивая риторические жанры делового общения.

Помогут в осуществлении данной цели такие ЗАДАЧИ:



  • расширить жанровый репертуар учащихся, осуществляя постепенный переход от межличностных отношений в коллективе к деловым;

  • создавать риторические ситуации делового общения, в которых будут востребованы освоенные тексты- жанры;

  • обеспечить условия для возникновения потребности разрабатывать целевую установку риторического текста и воплощать её в конкретной ситуации;

  • создавать условия для рефлексии учащимися собственной риторической деятельности в процессе организации практических занятий.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ к концу обучения можно выразить в виде представлений:

  • о специфике делового общения, его видах;

  • об особенностях моделирования устных и письменных риторических жанров делового общения;

  • о характере диалогических отношений в деловом общении;

умений:

  • применять освоенные риторические жанры в существующих ситуациях делового общения;

  • ориентироваться в различных ситуациях, складывающихся в процессе делового общения с разными адресатами, видя возможности самореализации;

  • сопоставлять цели автора в конкретной риторической ситуации со степенью успешности ( влиятельности) риторического текста;

  • осуществлять рефлексию собственной риторической деятельности и авторского влияния в данной ситуации.

Материал данного курса целесообразно разделить на 3 блока, каждый из которых предполагает реализацию собственной цели, обеспечивает свой вид диагностики, имеет конечный продукт деятельности учащихся:

1. Диагоностико- мотивационный( определить специфику делового общения, проблемы и трудности учащихся в этой сфере,мотивировать учащихся на изучение предмета).

2. Теоретико- практический( определять цели делового общения в конкретной ситуации).

3. Диагностико-рефлексивный( рефлексия риторической деятельности для успешности вне школы).



ВЕДУЩИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:

  • Беседа по теме дня.

  • Разработка учащимися выступлений в изученных жанрах делового общения.

  • Групповая работа.

  • Ролевые и деловые игры.

  • Тренинги.

  • Анализ образцов текстов различных жанров.

  • Работа с видео- и аудиозаписью.

  • Индивидуальная и коллективная рефлексия.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ:

  • Риторические тексты различных жанров, созданные учащимися в процессе изучения материала.

  • Аудио- и видеоматериалы.

  • Тексты- образцы различных жанров делового общения для анализа.

  • Материалы сборника « Шаги к искусной речи».

УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Проведение занятий каждую неделю.

Наличие компьютера и проектора.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТИП УРОКА

Виды и формы деятельности



Основные понятия

Сроки проведения

Введение в деловую риторику

2 часа

Лекция

Беседа по теме дня



Деловая риторика

1,2 недели

Адресат и адресант в деловом общении

1 час

Ролевая игра

Адресат и адресант

3 неделя

Анализ и планирование делового общения

1 час

Лекция

Риторические упражнения



Обоснование делового предложения

Стратегия



4 неделя

Затруднения в общении

1 час

Риторические упражнения

Оценка коммуникативных способностей, темперамент

5 неделя

Навыки установления делового контакта

1 час

Ролевая игра

Невербальные способы, вербальный контакт

6 неделя

Активное слушание

1 час

Риторические упражнения

Техника активного слушания

7 неделя

Речь в деловом

общении


3 часа

Упражнения, речевые тренинги

Речевые нормы

Техника речи

Речевая этика

Эффектная речь



8,9,10 недели

Общение по телефону

1 час

Ролевая игра

Деловые переговоры

11 неделя

Интервью

1 час

Ролевая игра

Интервью в деловом мире

12 неделя

Дискуссия

2 часа

дискуссия

Аргументация, тезис, полемика

13,14 недели

Виды делового общения

3 часа

Беседа, объяснение нового материала, самостоятельная работа

Сообщение, выступление на совещании, доклад.

15, 16, 17 недели

Общение в конфликте

1 час

Разыгрывание риторических ситуаций, анализ, работа в группах.

Творческое разрешение конфликта

18 неделя

Корпоративная культура

2 часа

Лекция с элементами беседы, работа в группах.

Корпоративная культура, принципы и ценности корпорации

19, 20 недели

Жанр « Реклама»

1 час

Работа в группах

Составляющие рекламы

21 неделя

Резюме

1 час

Введение теоретического материала, самостоятельная работа

Резюме, принципы составления

22 неделя

Жанр «Представление»

1 час

Работа в паре

Представление в деловом общении

23 неделя

Жанр «Презентация»

4 часа

Работа в группах, видеосъёмка выступлений, индивидуальная и групповая рефлексии

Презентация фирмы

24,25,26,27 недели

Отчёт о работе

1 час

Самостоятельная работа




28 неделя

Протокол

1 час

Введение теории, работа в парах

протокол

29 неделя

Искусство выступления на аудиторию

2 часа

Тренинги, упражнения

Оценка аудитории, целеполагание

30.31 недели

Конкурс

« Риторическая трибуна»



3 часа

Подготовка к конкурсу: составление текстов выступлений, репетиции. Видеосъёмка конкурса. обсуждение




32,33,34 недели
























































































































Искусство



ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТИП УРОКА,

Формы и виды деятельности



Основные понятия

Сроки проведения

Понятие художественной культуры

2 часа

Беседа, презентация

Культура и натура

1 неделя

Материальная и художественная культура первобытного человека

2 часа

Беседа, презентация, игра «Пиктография»

Наскальная живопись, мегалитическая архитектура

2 неделя

Культура Египта

2 часа

Лекция с презентацией

Основные элементы заупокойного комплекса и их назначение, Сфинкс, храмовые комплексы.

3 неделя

Культура Индии

1 час

Презентация, работа в парах

Буддийские и индуистские культовые сооружения, синтез искусств

4 неделя

Культура Китая

1 час

Презентация,

индивидуальная работа «Китайская письменность»



Архитектура китайского дома, дворца, храма, принципы фэн-шуй

4 неделя

Культура Греции

2 часа

Презентация, игра «Ораторы»

Дворцы Крита и их росписи, Афинский акрополь, греческая керамика. Древнегреческий театр.

5 неделя

Культура Рима.

1 час

Просмотр фильма

Наследие Римской империи

6 неделя

Семь чудес света.

2 часа

Беседа с элементами презентации, индивидуальная работа

Колосс, ойкумена, реконструкция.

6,7 недели

Культура Средневековья.

1 час

Презентация, творческие задания.

Иконоборчество,

Реформа церковной музыки.



7 неделя

Культура Киевской Руси.

2 часа

Беседа с элементами презентации.

Деревянное строительство.

Орнамент в художественной культуре.



8 неделя

Церковный театр Средневековья

1час

Беседа, анализ текстов, индивидуальная работа

Литургическая драма, миракль,мистерия

9 неделя



Средневековая рукописная книга

1 час

Презентация, работа в группах.

Палеография, скриптории, иллюминированные манускрипты.

9 неделя.

Культура мусульманского мира

2 часа

Презентация, индивидуальная работа.

Особенности архитектуры, нравы и обычаи

10 неделя

Светский театр Средневековья

2 часа

Презентация, анализ авторских пьес

Рыцарская культура, моралитэ, фарсовые пьесы.

11 неделя

Культура эпохи Возрождения. Введение.

1 час

Лекция с элементами игры

Переход от религиозного мышления к светскому. Большой европейский стиль.

12 неделя

Последний поэт средневековья.

1 час

Работа с текстами, иллюстрациями.

Средневековая картина мира в произведении Данте. Фрески Джотто.

12 неделя

Смеховая культура

1 час

Работа с текстами в группах.

Формы смеховой культуры – средство критики нравов человеческого общества.

13 неделя

Художники эпохи Возрождения.

3 часа

Презентация. Доклады.

Творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело.

13,14 недели

Музыкальное искусство эпохи Возрождения.

1 час

Прослушивание музыкальных творений.

Особенности музыкальной культуры. Творческий портрет Джованни Палестрины.

15 неделя

Художественная культура 17 века. Введение.

1 час

Беседа с элементами презентации.

Формирование научной картины мира. Отказ от религиозных представлений.

15 неделя

Новый стиль Барокко в искусстве.

1 час

Презентация, индивидуальная работа.

Барокко, академизм

16 неделя

Новый стиль классицизма в искусстве.

1 час

Презентация, индивидуальная работа.

Классицизм. Архитектурный ансамбль.

16 неделя

Шедевры архитектуры.

2 часа

Презентация, познавательная игра с несколькими уровнями сложности.

Архитектурные сооружения, зодчество, трехмерные модели.

17 неделя

Новые темы в изобразительном искусстве.

2 часа

Презентация, творческие задания.

Бытовой пейзаж, натюрморт. Жанр, портрет, бодегонес.

18 недели

Рождение оперы

2 часа

Прослушивание оперы « Орфей и Эвридика».

Камерата, трактат, мотет, либретто.

19 неделя

Художественная культура 18 века. Введение.

1час

Лекция с элементами презентации.

Просвещение. Обмирщение, старообрядцы.

20 неделя

Русская культура 18 века.

2 часа

Презентация, работа в группах.

Историческая и мифологическая картина, интимный и парадный портрет. Петергоф. Зимний дворец.

20, 21 недели

Театр эпохи Просвещения.

2 часа

Презентация, работа в парах с текстами.

Памфлет, сатира, театр на мольберте.

21, 22 недели.

Урок-обобщение.

1 час

Индивидуальные контрольные и творческие задания.




22 неделя

Проект в художественной культуре

1 час

Работа в группах

Этапы создания проекта. Выбор тем.

23 неделя

Проект « В поисках приключений»

2 часа

Презентация проекта Михаила Кожухова

Работа над проектом.

23, 24 недели

Проект «Виртуальные экскурсии по музеям мира»

1час

Проведение экскурсий с использованием презентаций

Эрмитаж, Лувр, Прадо, Британский музей, ГМИИ.

24 неделя

Проект «Культура Прикамья»

2 часа

Презентация проекта

Усолье, Суксун, Чердынь, Кунгур. Каменный город.

25 неделя

Проект « Мода в МХК»

1 час

Презентация проекта

История моды.

26 неделя

Проект «Музыкальные стили»

2 часа

Презентация проекта

Рок, джаз, поп.

26,27недели

Проект «Искусство кинематографии»

1 час

Презентация проекта

Немое кино. Жанровая проблематика.

27неделя

Проект «Современный театр»

2 часа

Презентация проекта. Ролевая игра « Театр»

Современная драматургия. Интерпретация.

28 неделя

Проект «Мировая кулинария»

1час

Презентация проекта. Игра «Дегустация»

Национальные традиции.

29 неделя

Проект « Игры разных народов»

1час

Презентация проекта. Проведение игр.

Специфика игр

29 неделя

Проект «Субкультура»

1 час

Презентация проекта.

Субкультура.

30 неделя

Проект « Моё хобби»

2 часа

Доклады с элементами презентации

Разнообразие интересов и увлечений. Коллекционеры.

30, 31 неделя

Этикет.

1 час

Ролевая игра.

Различие норм поведения в странах мира.

31 неделя

Книга рекордов Гиннесса

1час

Ролевая игра.

История создания книги.

32 неделя

Проект «Незабываемое путешествие по родной стране»

2 часа

Доклады с элементами презентации.

Известные во всём мире объекты культуры.

32, 33 недели.

Искусство фотографии.

2 часа

Фото- кросс.

История создания фотографии.

33, 34 недели

Будущее МХК

1 час

Творческие задания. Работа в группах.

Изменения в культуре

34 неделя.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Модифицированная программа создана на основе работ А.М. Вачьянца, Ю.А. Солодовникова, С.А. Ивлева. Изучение Искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области Искусства в развитие личности выпускника заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни, в обеспечении определённого уровня эрудиции в сфере культуры. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками литературы, истории и географии.



ЦЕЛИ КУРСА:

  • Развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно- образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • Формирование устойчивого интереса к мировой художественной культуре, способности воспринимать её исторические и национальные особенности.

  • Становление эстетической культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

Цели достигаются через творческую деятельность учащихся.

Материал данного курса целесообразно разделить на несколько блоков:



  • Введение в область мирового искусства;

  • История развития искусства разных стран;

  • Проектная деятельность учащихся.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

Презентации, работа в группах, творческие задания, проектная деятельность, индивидуальная работа, ролевые игры.



ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТИП УРОКА,

Формы и виды деятельности



Основные понятия

Сроки проведения

Введение в основы искусствознания

2 часа

Беседа, презентация. Индивидуальная работа.

Культура и натура. Искусство слова, звука, изображения. Виды искусств.

1,2 недели

Пространственные или пластические искусства.

1 час

Беседа, презентация, игра «5 видов пластического искусства»

Пространство-конструкция, объём-материал, плоскость-линия,пятно,цвет.

3 неделя

Живопись. Жанры в изобразительном искусстве.

2 часа

Лекция с презентацией, работа в группах.

Портрет, пейзаж,натюрморт, анимал., батальный, историческ.жанры.

4,5 недели

Новые темы в изобразительном искусстве.

1 час

Презентация, работа в парах. Практические занятия.

Тема. Панно.Мозаика. Витраж.

6 неделя

Жизнь и творчество великих художников.

3 часа

Презентация. Доклады. Защита рефератов.

Пейзажисты, анималисты, сюрреалисты. Методы и техника.

7,8,9 недели

Настоящее и будущее изобразительного искусства.

1 час.

Обобщающий урок. Тест.

Виды, жанры, темы изобразительного искусства.

10 неделя

Монументальное и станковое искусство

1 час

Просмотр фильма. Работа в парах.

Синтез искусств.

11 неделя

Графика.

1 час

Беседа с элементами презентации, индивидуальная работа

Станковая графика. Пейзаж в рисунке и гравюре.

Плакат.


12 неделя.

Архитектура.

3 часа

Презентация, творческие задания. Проект «Архитектурные стили». Защита проекта.

Стили в архитектуре. Архитектурный проект. Язык архитектуры.

13,14,15 недели

Ландшафтная архитектура.

1 час.

Просмотр фильма.

Ландшафт. Садовые ансамбли. Петергоф.

16 неделя

Скульптура.

1 час

Презентация. Творческие задания.

Виды скульптуры.

17 неделя

Памятники.

1 час.

Виртуальные экскурсии .

Материал. Техника исполнения.

18 неделя.

Декоративно-прикладное искусство.

2 часа.

Презентация, практические задания.

Виды ДПИ. Гжель. Хохлома. Дымковская игрушка. Кружево.

19,20 недели.

Театр. История развития театрального искусства.

4 часа

Презентация. Работа с текстами. Актёрские тренинги.

Литургическая драма, миракль, мистерия. Жанры и виды театрального искусства. Система Станиславского.

21,22,23,24 недели.

Кино. История развития киноискусства.

3 часа.

Просмотр фильма. Урок-диспут.

Виды и жанры кино.

25,26,27

Музыка.

2 часа.

Прослушивание музыкальных творений. Индивидуальные творческие задания.

Музыкальные стили и направления.Виды музыкальных инструментов.

28,29 недели

Зрелищно-игровые искусства

1 час.

Работа в группах « Вся жизнь-игра»

Виды, жанры, знаменитые деятели.

30 неделя.

Фотоискусство.

1 час.

Игра « Фотокросс»

Современные возможности фотоискусства.

31 неделя

Современные виды искусств.

1 час.

Доклады с элементами презентации на тему: « Представление современного вида искусства»

Песочная анимация. Декупаж. Флористика.

32 неделя

« Люби искусство в себе, а не себя в искусстве!»

2 часа

Обобщающий урок. Самостоятельная работа. Ролевая игра.

Эссе «Искусство и я»

33,34 недели.
















































Понятие искусства как части мировой культуры

1 час

Беседа, презентация

Искусство и культура. 2 значения слова

« искусство».



1 неделя

Искусство первобытного человека

1 час

Беседа, презентация, игра «Пиктография»

Наскальная живопись, мегалитическая архитектура

2 неделя

Искусство Египта

1 час

Лекция с презентацией

Основные элементы заупокойного комплекса и их назначение, Сфинкс, храмовые комплексы.

3 неделя

Искусство Индии

1 час

Презентация, работа в парах

Буддийские и индуистские культовые сооружения, синтез искусств

4 неделя

Искусство Китая

1 час

Презентация,

индивидуальная работа «Китайская письменность»



Архитектура китайского дома, дворца, храма, принципы фэн-шуй

5 неделя

Искусство Греции

1 час

Презентация, игра «Ораторы»

Дворцы Крита и их росписи, Афинский акрополь, греческая керамика. Древнегреческий театр.

6 неделя

Искусство Рима.

2 часа

Просмотр фильма. Работа в группах. Составление рецензии на фильм.

Наследие Римской империи

« Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Санта- Мария-делле-Грацие.



7,8 недели

Семь чудес света.

2 часа

Беседа с элементами презентации, индивидуальная работа

Колосс, ойкумена, реконструкция.

9,10недели

Искусство Америки

1 час

Презентация, творческие задания.

Музей Метрополитен. Статуя Свободы. Эмпайр Стэйт Билдинг.

11 неделя

Искусство Киевской Руси.

2 часа

Беседа с элементами презентации.

Деревянное строительство.

Орнамент в художественной культуре.



12,13 неделя



Средневековая рукописная книга

1 час

Презентация, работа в группах.

Палеография, скриптории, иллюминированные манускрипты.

14 неделя.

Искусство мусульманского мира

1 час

Презентация, индивидуальная работа.

Особенности архитектуры, нравы и обычаи

15 неделя

Искусство России.

2 часа.

Презентация. Викторина. Работа в группах.

Историческая и мифологическая картина, интимный и парадный портрет. Петергоф. Зимний дворец.

16,17 недели.

Искусство Прикамья.

2 часа.

Просмотр фильма

« Страна Рифея». Индивидуальная работа с текстами(легенды и были Присылвенского края.)



Уникальные памятники природы и культуры Пермского края. Пермь- центр культуры и искусства. Проект

« Зелёная линия».



18, 19 недели.

Урок-обобщение.

1 час.

. Индивидуальные контрольные и творческие задания.




20 неделя

Проекты в области искусства.

1 час.

.Работа в группах.

Этапы создания проекта. Выбор тем.

21 неделя

Смеховая культура

1 час.

Работа с текстами в группах. Презентация проекта.

Формы смеховой культуры – средство критики нравов человеческого общества.

22 неделя

Шедевры архитектуры.

1 час.

Презентация пректа. Познавательная игра с несколькими уровнями сложности.

Архитектурные сооружения, зодчество, трёхмерные модели.

23 неделя.

Мода. Искусство создания костюма.




Презентация проекта

История моды

24 неделя

Искусство кинематографии.

3 часа.

Презентация проекта. Просмотр художественного фильма. Обсуждение. Работа в группах.

Немое кино. Жанровая проблематика.

25, 26, 27 недели

Современный театр.

2 часа.

Просмотр спектакля театрального коллектива «Лёгкий свет». Встреча с актёрами.

Критический анализ спектакля.

28, 29 недели.

Художественная фотография.

2 часа.

Фото- кросс. Презентация проектов.

История создания фотографии.

30, 31 недели.

Искусство игры.

1 час.

Презентация проектов. Проведение игр.

Специфика игровой деятельности.

32 неделя.

Дизайн.

1 час

Игра « Юный дизайнер».

Дизайн интерьера. Ландшафтный дизайн.

33 неделя.

Будущее современного искусства.

1 час

Творческие задания. Работа в группах.




34 неделя.
















следующая страница >>