Пояснительная записка. «Преподавание курса «Основы православной культуры» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Пояснительная записка. «Преподавание курса «Основы православной культуры» - страница №1/1



Пояснительная записка.

«Преподавание курса «Основы православной культуры»

в российских школах –

очень правильная инвестиция в хорошее будущее».

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл

Современные условия жизни оказывают свое влияние на требования к образованию. В нашем государстве разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, согласно которым в школах к внеурочной деятельности учащихся планируется обновленный подход: в более тесном сотрудничеством с дополнительным образованием и более выраженным воспитательным эффектом. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников кроме учебной деятельности на уроке, и призвана решать задачи их воспитания и социализации. В этой ситуации очень важно в воспитании выбрать правильную ориентацию на истинные ценности, подтвержденные веками.

Учебный курс «Основы православной культуры» позволяет школьникам узнать о том, что во все века составляло славу России: о ее святых, героях, о памятниках христианской культуры, о духовных корнях русской культуры, о православных традициях и ценностях жизни людей.

Изучение курса «Основы православной культуры» как самостоятельного предмета учебного плана, так и предмета факультативного курса в рамках дополнительного образования, ставит перед учителем задачи:



  • Передачи современным школьникам знаний о духовно-нравственной культуре России (христианской православной культуре);

  • Формирования базовой культуры личности на основе традиционных культурных ценностей.

В процессе изучения курса «Основы православной культуры» решаются следующие задачи:

- дать современным школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;

- способствовать осознанию себя потомками славного прошлого, о котором он и узнали, пройдя маршрутами духовного краеведения;

- дать знания о христианском понимании добра и зла, смысла жизни и пути его воплощения в жизни святых и героев Отечества;

- научить детей беречь святыни родной земли.

Рабочая программа школьного кружка «Основы православной культуры» составлена на основе программы «Православная культура - 1 год обучения», современного педагога-разработчика школьного экспериментального курса ОПК профессора кафедры педагогики, Людмилы Леонидовны Шевченко. Курс успешно апробировался в 55 регионах СНГ в 2003-2009 гг., рекомендован Министерством Образования и науки Московской области и Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации Русской православной Церкви.

В связи с переходом на новые образовательные стандарты, в рамках которых призвана действовать и новая Концепция духовно-нравственного развития личности школьника, интерес к преподаванию духовно-нравственных дисциплин возрастает, поэтому настоящая программа видится особо актуальной и востребованной на сегодняшний день. Методологической основой курса является святоотеческое наследие, труды богословов, философов, культурологов, искусствоведов, психологов, педагогов, специалистов в области художественного (эстетического) воспитания.

В качестве учебного пособия по предмету используется учебник для общеобразовательных школ автора «Православная культура. 1 год обучения» Шевченко Л.Л. в 2 частях. Методическую поддержку в преподавании оказывает разработанное автором учебника методическое пособие для учителя с поурочными разработками.

Учебный материал объединен общей темой года для изучения в 1 классе «Мы и мир Божий вокруг нас» («Творец и творение»). Тематические разделы представлены темами четвертей:

- I - «Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем»;

- II – «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы»;

- III – «Праздники – радости»;

- IV - «Пасха: цвета и звуки весны».

Повысить качество обучения позволяет имеющиеся дидактические средства обучения: иллюстрации к урокам (наглядное пособие «Иллюстрации», которое включает основные иллюстрации по темам учебника в формате А4) и музыкальное сопровождение уроков (музыкальное пособие «Звуковая палитра»). Данным курсом предусмотрено знакомство с духовными православными песнопениями, а также произведениями композиторов-классиков, соответствующих тематике и задачам изучаемых тем, для чего данный учебно-методический комплект содержит аудио-приложение с музыкальными файлами, расположенными в соответствии с последовательностью изучаемых тем. Прослушивание на учебных занятиях классической и духовной музыки, способствует повышению культуры учащихся, а также как активная форма обучения развивает образно-ассоциативное мышление школьников.

С учетом культурологической направленности данного курса, а также его больших воспитательных возможностей ведущими общепедагогическими принципами при решении учебно-воспитательных задач в младших классах определены принцип опоры на положительное в ребенке и принцип воспитывающего характера обучения.

Важную роль в реализации данной программы играет личностно-ориентированный подход, который предполагает решение в процессе обучения задачи обеспечения личностного отношения детей к учебному содержанию, развитие умения ребенка смотреть на окружающую его жизнь глазами создателя православной культуры (художника, зодчего, музыканта), таким образом, развитие способности эстетического восприятия.

Учебный материал отобран с учетом возрастных ценностных ориентаций и психологических особенностей младших школьников, для которых главными ценностями являются семья и любовь. Исходя из этого, в качестве ведущих базовых понятий изучаются такие, как Бог-Творец, творение, красота.

Данный курс также является интегративным для таких учебных предметов как чтение, окружающий мир. Поскольку рассматриваются события из Священной истории и истории русской православной Церкви, которые неразрывно связаны с историей Отечества, являясь таким образом курсом ее углубленного изучения, что при последующем обучении в средних классах поможет учащимся успешнее овладевать знаниями по литературе и истории.



Виды деятельности учителя и учащихся на уроке: рисование, пение, ритмические движения, игры чтение, сочинение сказок и рассказов, лепка, слушание рассказа учителя, обсуждение, уроки на природе, экскурсии, проведение праздников.

Проверка знаний осуществляется в форме устных опросов по содержанию параграфов учебника, выполнения письменных творческих заданий из учебника, а также составленных педагогом. Данный курс рассчитан на преподавание в количестве 1 часа в неделю, общим количеством учебных часов в год – 33 часа.


Учебно – тематический план.

Четверть

Тема урока

Колич.

часов

Сроки проведения

I

II

III

IV

Тема четверти: «Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем».

  1. Красота в звуках, красках, формах окружающего мира.

2 -3. Поиски красивого вокруг себя: красота рукотворная и нерукотворная.

4. Бог – Творец красивого мира.

5. Сотворение человека. Адам – любимое чадо Божие.

6. Правила жизни, данные Богом в Раю.

7. Как изобразить доброго и красивого человека?

8. Повторение. Урок-путешествие «Красивый Божий мир».


Тема четверти: «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы».

  1. Как Адам и Ева ушли из Рая.

  2. Радость и печаль в красах и звуках окружающего мира.

  3. Добрые и злые люди.

  4. За что Бог наказал людей.

5. Как Бог простил людей. В ожидании Рождества. Дева Мария.

6. Изготовление рождественского ангела.

7. Традиции Рождества: разучивание рождественской колядки.
Тема четверти: «Праздники – радости».

1. Чему мы радуемся зимой? Рождество Христово.



  1. Зимние радости. Святки. Праздник Крещения.

3-4. Праздники в нашем доме: день рождения, день Ангела. Святые. Небесные покровители.

  1. День защитника Отечества.

  2. Масленица. Прощеное воскресение.

    1. Как люди предали Христа. Покаяние.

9. Традиции Великого поста. Изготовление обрядового печенья «Жаворонки». Сорок севастийских мучеников.

10. Человек и поступки. Доброта и милосердие - рядом живут.



Тема четверти: «Пасха: цвета и звуки весны».

  1. Праздник Благовещения.

  2. Как мы готовимся к празднику Пасхи.

  3. Какого цвета Пасха?

  4. Родословие моей семьи. Мои обязанности в семье.

  5. Праздник Дня Победы.

  6. Экскурсия в храм.

  7. Экскурсия в музей.



8 часов





7 часов








10 ч







7 часов








Итого:

32 часа

7.09.
14.09, 21.09


28.09

5.10


12.10

19.10


26.10

2.11


16.11

23.11
30.11

7.12

14.12
21.12



28.12

11.01
18.01

25.01, 7.02,
14.02

29.02


7.03,14.03

21.03


28.03

4.04


11.04

18.04


25.04
2.05

16.05


23.05


Содержание:
I четверть: «Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем» - 8 часов.

Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире: постройки, изображения, украшения, звучания. Поиски красивого вокруг себя: природа, дома, храмы.

Бог – Творец красивого мира. Как Бог создавал мир?

Сотворение человека. Адам – любимое чадо Божие. Общение человека с Богом. Поручения, данные Богом человеку. Правила жизни, данные Богом человеку.

Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании.

В какой книге написано о сотворении мира? Библия.


II четверть: «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы» - 8 часов.

Нарушение человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия. Непослушание. Печаль. Болезнь. Смерть. Мои поступки. Наказание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим непослушанием? Прощение родителей.

Мог ли Бог оставить Адама и Еву в Раю?

Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? Что мы видим в окружающей природе зимой? Состояние поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания.

Добрые и злые люди. Благочестивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека.

Как бороться с грехом? Может ли человек побороть свои недостатки? Помощь Божия. Промысел Божий.

Добрые праведные люди. Ноев ковчег. Потоп. Как Бог простил людей? Невозможность существования у человека печали сотворенном Богом красивом мире. Обещание Бога людям. Пресвятая Богородица.

Красота зимы. Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. Подарки на Рождество – рождественский ангел – игрушка на елку. Рождественские народные песнопения – колядки.


III четверть: «Праздники – радости» - 10 часов.

Рождество Христово – самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рождество и Крещение Господне в России? Святочные обычаи. Наше участие в православных праздниках.

Праздники в нашем доме: день рождения, Новый год, Масленица.

Как люди предали Христа? Смерть на кресте. Покаяние. Прощение. Прощеное воскресенье.

День Ангела. Добрые и злые ангелы. Ангел-Хранитель. Твой небесный святой покровитель. Имя человека.

Святые вожди в земле русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Дмитрий Донской.

Традиции великого поста. Сорок севастийских мучеников. Обрядовое печенье жавоонки. Встреча весны.

Добрые и злые поступки. Мои ближние. Доброта и милосердие – рядом живут.


IV четверть: «Пасха: цвета и звуки весны» - 7 часов.

Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения.

Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование Пасхи.

Праздник Дна Победы. Радоница. Поминовение усопших воинов за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших.

Лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец.

Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности человека-христианина. Обязанности по отношению к Богу, к людям, к себе. Обязанность человека – сохранить красивый мир. Личная ответственность. За что могу отвечать я?



Духовное и историческое наследие моей Родины. Экскурсии в храм и музей.

Список учебной и методической литературы:

  1. Концепция духовно-нравственного развития школьников. ФГОСТ, М., 2010г

  2. Программа «Православная культура.1 год обучения» Шевченко Л.Л. / М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2003;

  3. Православная культура. 1 год обучения. Учебник для учащихся начальных классов. Шевченко Л.Л. / М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,, 2003;

  4. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Григорьев Д.В., Степанов П.В./ М. Просвещение, 2010;

  5. Преп. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры. М., изд. Сретенский Монастырь., 2003;.

  6. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Изд. Московской Патриархии. 2000;

  7. Прот. Евгений Шестун. Православная педагогика. Учебное пособие. /М., 2002;

  8. Журнал «Воспитательная работа в школе», №2 / 05.

  9. С.А.Рачинский «О воспитании»/М., «Школьная Пресса»,2004;.

  10. Сборник программ летних лагерей, вып. 13 / М.: ГОУ ЦРСДОД, 2005;

  11. Щуркова Н.Е.Педагогическая технология. Педагогическое общество России. /М., 2005;

  12. Методический потенциал дополнительного образования детей. Сборник./Центр «Школьная книга». М., 2007;

  13. Рождественские чтения 2007. Сборник пленарных докладов./ М., 2007;

  14. Как защитить вашего ребенка? Даниловский благовестник./ М ., 2004;.

  15. Педагогические мастерские. Теория и практика. /Новое образование. СПб, 1998;.

  16. Журнал «Методист» № 1,2 2005;

  17. Журнал «Заместитель директора школы по воспитательной работе» №1,2006

  18. Православная культура в школе. Сентябрь. Учебно- методическое пособие. / М., и/д Покров. 2003 .