Пояснительная записка Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается послед - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка к тематическому планированию по истории Нового... 2 408.81kb.
№ урока Тема раздела, урока Кол час дата пров-ня материалы и оборудование 1 138.62kb.
Пояснительная записка Курс «История Средних веков» 1 93.47kb.
Программа история России. XX – начало XXI века. 9 класс (47 ч) 2 505.66kb.
Из мировой истории цифровой вычислительной техники очерки 1 199kb.
Тема Новейшая история. Первая половина ХХ в.(18 ч.) 1 114.25kb.
Учебный курс История. Россия и мир. ХХ век предмет история дисциплина... 1 239.5kb.
Программа по истории России и Всеобщей истории, 7 класс Пояснительная... 2 496.57kb.
Элективный курс в 8 классе, построенный на интеграции таких предметных... 1 232.8kb.
- 2 558.43kb.
Н. И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших... 3 943.63kb.
Архитектор А. А. Парланд. Храм Воскресения Христова. Спас на крови 1 158.74kb.
- 4 1234.94kb.
Пояснительная записка Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического - страница №1/1

история 9 класс сидорова.jpg

Пояснительная записка

Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории – ХХ век и начало XXI столетия – «Новейшая история».



Интегративная цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.

Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:

- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;

- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;

- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;

- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.


Рабочая программа уроков истории для 5, 6, 7, 8, 9 классов составлена в соответствии с нормативными документами:

1. Примерная программа основного общего образования по истории www.edu.ru,2004 г.

2. Федеральный Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1312 от 09.03.2004.

3.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерством образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089.

4. История. 5-11 кл.; Примерные программы для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2007, 128 стр..

5. Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «История России», разработанной под руководством и редакцией доктора исторических наук А.А. Данилова, кандидата исторических наук Л.Г. Косулиной.

Изучение истории за курс основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Цели формирования: овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.

Цели образования: освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности.

Цели воспитания: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

Цели формирования ключевых компетенций: применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом м многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Основные задачи учебного предмета:


  1. Реализовать деятельностный и личностно- ориентированный подход в образовательном процессе.

  2. Содействовать овладению учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, быть востребованными в повседневной жизни.

  3. Осваивать основные понятия учебного предмета «История».

Место предмета в базисном учебном плане

  1. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования. в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

  2. Рабочая программа рассчитана на 348 учебных часа. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 55 учебных часов (или 15,7 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.



Классы

Объем учебного времени

(часов)


Часов в неделю

Разделы программы










История России

Всеобщая история

V класс

70

2

-

История Древнего мира-70 часов

VI класс

70

2

История России (с древнейших времён до XVI в.)-36 часов

История Средних веков-34 часа

VII класс

70

2

История России (XVI- XVIII вв.)

-40 часов



История Нового времени 1500-1800гг. – 30 часов

VIII класс

70

2

История России (XIX- начало ХХ вв.) -42 часа

История Нового времени (XIX- начало ХХ вв.) –

28 часов


IX

класс


70

2

История России: XX- начало XXI века – 43 часа

Новейшая история-27часов

Устанавливается следующая система распределения учебного материала и учебного времени для 9 класса:



Класс

Объем учебного времени

Всеобщая (новейшая) история ХХ – начало ХХI века

История России

ХХ – начало ХХI века



Резерв учебного времени

9класс

68 часов (+ 2 часа резерв)

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

2 часа

34 часов

24 часа

68 часа

44 часа



Учебник: 9 класс А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт - история России XX - начало XXI века, Просвещение, 2008
Основное содержание курса истории России. Россия в начале ХХ в.

Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте.

Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы. Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на российское общество.

Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы.

Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.

Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.



Российская культура на рубеже XIX-XX вв.

Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев.

«Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К.С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв.


Новейшая и современная история истории России

Россия в годы революции и гражданской войны

Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.

Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности.

Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.



Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.

Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. «Военный коммунизм». Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны.



СССР в 1920-е гг.

Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.

Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.

Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.



СССР в 1930-е гг.

Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.

СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР.

Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укрепления обороноспособности страны.

Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.

Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.

СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.

Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг.

Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны.



Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.

СССР в 1953-1964 гг.

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.

Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.

Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.

СССР в 1960-е - начале 1980-х гг.

Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.

Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын.

Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война.

Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.



Советское общество в 1985-1991 гг.

Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.

Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.

«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».



Российская Федерация на рубеже ХХ – XXI вв.

Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.



События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.

В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.

Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.

Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА:

История России- 44 часа, 2,3 триместр. 9а класс





УР ок

а

Дата

Тема раздела, урока

Домашнее задание §

Примеч ание

Раздел 1. Россия на рубеже XIX - XX вв. - 7 часов

1




Государство и российское общество в конце XIX - XX вв.

1




2




Экономическое развитие страны. Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.

2,3




3




Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг.

4




4




Первая российская революция. Реформы политической системы

5




5




Экономические реформы

6




6




Политическая жизнь в 1907 - 1914 гг. Духовная жизнь Серебряного века

7,8




7




Россия в Первой мировой войне

9




Раздел 2. Великая российская революция. 1917 - 1921 гг. - 6 часов

8




Свержение монархии

10




9




Россия весной - летом 1917 года

11




10




Октябрьская революция. Формирование советской государственности

12




11




На фронтах Гражданской войны

13,14




12




Экономическая политика красных и белых

16







13




Экономический и политический кризис начала 20-х гг.

17




Раздел 3. СССР на путях строительства нового общества - 7 часов

14




Переход к нэпу. Образование СССР

18,19




15




Международное положение и внешняя политика в 20-е гг.

20




16




Политическое развитие и духовная жизнь в 20-е гг.

21,22




17




Социалистическая индустриализация

23




18




Коллективизация сельского хозяйства

24




19




Политическая система СССР в 30-е гг.

25




20




Духовная жизнь и внешняя политика СССР в 30-е гг.

26,27




Раздел 4. Великая Отечественная война. 1941 - 1945 гг. - 7 часов

21




СССР накануне Великая Отечественная войны.

28




22




Начало Великая Отечественная войны.

29




23




Немецкое наступление 1942 года и предпосылки коренного перелома

30




24




Советский тыл в Великой Отечественной войне

31




25




Коренной перелом в Великой Отечественной войне

32




26




Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом

33




27




СССР на завершающем этапе Второй мировой войны

34




Раздел 5. СССР в 1945 - 1953 гг. - 3 часа

28




Восстановление экономики

35







29




Политическое развитие

36




30




Идеология и культура. Внешняя политика

37,38




Раздел 6. СССР в 1953 г. - середине 60-х гг. XX века - 3 часа

31




Изменения политической системы

39




32




Экономика СССР в 1953 - 1964 гг.

40




33




«Оттепель» в духовной жизни. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия

41,42




Раздел 7. СССР в середине 60-х - середине 80-х гг. XX в. - 3 часа

34




Консервация политического режима

43




35




Экономика «развитого социализма»

44




36




Общественная жизнь в середине 60-х -середине 80-х гг. XX в. Политика разрядки: надежды и противоречия

45,46




Раздел 8. Перестройка в СССР (1985 - 1991) - 3 часа

37




Реформа политической системы; цели, задачи, итоги

47




38




Экономические реформы 1985 - 1991 гг.

48




39




Политика гласности: достижения и издержки. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.

49,50




Раздел 9. Россия в конце XX - начале XXI в. - 2 часа

40




Российская экономика на пути к рынку

51




41




Политическая жизнь в 1992 - 1999 гг.

52




42




Духовная жизнь России

53




43




Строительство обновленной федерации

54





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА:

История России- 44 часа, 2,3 триместр. 9б класс





УР ок

а

Дата

Тема раздела, урока

Домашнее задание §

Примеч ание

Раздел 1. Россия на рубеже XIX - XX вв. - 7 часов

1




Государство и российское общество в конце XIX - XX вв.

1




2




Экономическое развитие страны. Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.

2,3




3




Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг.

4




4




Первая российская революция. Реформы политической системы

5




5




Экономические реформы

6




6




Политическая жизнь в 1907 - 1914 гг. Духовная жизнь Серебряного века

7,8




7




Россия в Первой мировой войне

9




Раздел 2. Великая российская революция. 1917 - 1921 гг. - 6 часов

8




Свержение монархии

10




9




Россия весной - летом 1917 года

11




10




Октябрьская революция. Формирование советской государственности

12




11




На фронтах Гражданской войны

13,14




12




Экономическая политика красных и белых

16







13




Экономический и политический кризис начала 20-х гг.

17




Раздел 3. СССР на путях строительства нового общества - 7 часов

14




Переход к нэпу. Образование СССР

18,19




15




Международное положение и внешняя политика в 20-е гг.

20




16




Политическое развитие и духовная жизнь в 20-е гг.

21,22




17




Социалистическая индустриализация

23




18




Коллективизация сельского хозяйства

24




19




Политическая система СССР в 30-е гг.

25




20




Духовная жизнь и внешняя политика СССР в 30-е гг.

26,27




Раздел 4. Великая Отечественная война. 1941 - 1945 гг. - 7 часов

21




СССР накануне Великая Отечественная войны.

28




22




Начало Великая Отечественная войны.

29




23




Немецкое наступление 1942 года и предпосылки коренного перелома

30




24




Советский тыл в Великой Отечественной войне

31




25




Коренной перелом в Великой Отечественной войне

32




26




Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом

33




27




СССР на завершающем этапе Второй мировой войны

34




Раздел 5. СССР в 1945 - 1953 гг. - 3 часа

28




Восстановление экономики

35







29




Политическое развитие

36




30




Идеология и культура. Внешняя политика

37,38




Раздел 6. СССР в 1953 г. - середине 60-х гг. XX века - 3 часа

31




Изменения политической системы

39




32




Экономика СССР в 1953 - 1964 гг.

40




33




«Оттепель» в духовной жизни. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия

41,42




Раздел 7. СССР в середине 60-х - середине 80-х гг. XX в. - 3 часа

34




Консервация политического режима

43




35




Экономика «развитого социализма»

44




36




Общественная жизнь в середине 60-х -середине 80-х гг. XX в. Политика разрядки: надежды и противоречия

45,46




Раздел 8. Перестройка в СССР (1985 - 1991) - 3 часа

37




Реформа политической системы; цели, задачи, итоги

47




38




Экономические реформы 1985 - 1991 гг.

48




39




Политика гласности: достижения и издержки. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.

49,50




Раздел 9. Россия в конце XX - начале XXI в. - 2 часа

40




Российская экономика на пути к рынку

51




41




Политическая жизнь в 1992 - 1999 гг.

52




42




Духовная жизнь России

53




43




Строительство обновленной федерации

54





График контрольных, административных, проверочных работ и срезов:

Дата

Класс

Вид контроля

Форма контроля






промежуточный

тест






итоговый

Тест


График контрольных, административных, проверочных работ и срезов:

Дата

Класс

Вид контроля

Форма контроля






промежуточный

тест






итоговый

Тест