Пояснительная записка к вопроснику для изучения ситуации в странах 2013 Что такое глаас - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка «Всякий, кому предстоит делать дело, увидит... 1 200.53kb.
Закон Перечень вопросов, на которые должны быть даны ответы в ходе... 1 80.95kb.
Пояснительная записка Человечество живёт в веке космических инновационных... 1 213.83kb.
Архиповой Еленой Алексеевной Всего часов: 68 часа Срок реализации... 2 643.53kb.
Пояснительная записка на 1 Января 2013 г. Коды 0503760 01. 01. 1 276.78kb.
Пояснительная записка цель данного курса 1 105.27kb.
Для тех, кто изучает английский 1 87.7kb.
Пояснительная записка «Школа-это не здание, не кабинеты. Школа-это... 1 299.69kb.
Пояснительная записка Мы живем в такое время, когда средства массовой... 1 175.96kb.
Рабочая программа по истории для учащихся 7 класса Учитель Брук Е. 1 153.34kb.
Пояснительная записка к учебному плану на 2013-2014 учебный год 1 213.76kb.
Практическая работа в рамках курса: Сквозной тренинг 1 57.89kb.
- 4 1234.94kb.
Пояснительная записка к вопроснику для изучения ситуации в странах 2013 Что такое - страница №1/2


Глобальный анализ и оценка состояния санитарии и питьевого водоснабжения (ГЛААС)

Пояснительная записка к вопроснику для изучения ситуации в странах

2013




1. Что такое ГЛААС
"Глобальный анализ и оценка состояния санитарии и питьевого водоснабжения" (ГЛААС) представляет собой инициативу механизма "ООН–водные ресурсы", осуществляемую Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Инициатива ГЛААС призвана удовлетворять выраженную государствами-членами потребность в более полной информации, включая информацию о пользовании услугами санитарии и питьевого водоснабжения, о характере государственных стратегий и учреждений и их эффективности, об инвестициях в виде финансовых и кадровых ресурсов, об объемах и целевом использовании собственных средств и средств иностранной помощи, выделяемых на нужды сектора (кластера) водоснабжения, санитарии и гигиены (WASH), а также об относительном влиянии всех этих факторов на конечные результаты.

В первом полном отчете ГЛААС, опубликованном в 2010 г., главное внимание было уделено положению дел в отношении целевого выделения ресурсов на нужды кластера WASH; в 2012 г. был опубликован второй отчет, в котором в основном говорилось о том, какие возможности имеются у правительств для расширения, поддержания и сохранения в долгосрочной перспективе услуг санитарии и водоснабжения, а также об их способности освоить выделяемые ресурсы. Планируется, что третий отчет будет опубликован до сентября 2014 г.


Кроме того, что процесс ГЛААС позволяет обеспечить лиц, формирующих политику, и практических работников в области санитарии и питьевого водоснабжения более полной и всеобъемлющей доказательной базой, он также влияет на содержание принимаемых политических решений, в первую очередь благодаря своей связи с инициативой "Санитария и вода для всех" (СВВ). Эта инициатива служит глобальной платформой для дискуссии между странами и донорами, участвующими в Диалоге высокого уровня в рамках инициативы СВВ, кульминацией которого является Совещание участников инициативы СВВ высокого уровня. Донорам и странам, участвующим в обследовании ГЛААС, будет рекомендовано принять участие в Совещании высокого уровня, которое состоится в апреле 2014 г. Будут опубликованы сводный отчет ГЛААС 2014 г. и краткие сводки по отдельным странам, которые послужат основой для обсуждения на Совещании участников инициативы СВВ высокого уровня.
В отчете ГЛААС содержится оценка данных, полученных из нескольких разных источников, включая глобальные данные об охвате услугами санитарии и питьевого водоснабжения1, данные о потоках донорской помощи2, показатели состояния экономики и развития3, данные по показателям здоровья4 и данные, взятые из региональных оценок одного или нескольких секторов. В процессе ГЛААС собираются данные как на уровне страны-получателя помощи, так и на уровне организации-донора, чтобы заполнить основные пробелы в знаниях. Например, в вопроснике ГЛААС у организаций-доноров запрашивается информация о возможных изменениях в сторону повышения или снижения приоритетности сектора санитарии и питьевого водоснабжения. Еще один пример: в вопроснике ГЛААС странам предлагается дать информацию о том, какие требуются кадровые ресурсы для того, чтобы обеспечить надлежащий уровень предоставления услуг санитарии и питьевого водоснабжения. Собранные наборы данных проверяются и анализируются для последующего представления в отчете ГЛААС за двухгодичный период.
2. Партнерства

Одним из ключевых элементов глобального процесса оценки является создание партнерств. Этот элемент затрагивает всех заинтересованных действующих субъектов на глобальном и региональном уровне, участвующих в мониторинге санитарии и питьевого водоснабжения, и позволяет улучшить качество информации, представляемой в рамках механизма ГЛААС, и уменьшить нагрузку, которая ложится на правительства стран в связи с необходимостью представлять отчетность. Например:



  • Начиная с 2009 г., механизм ГЛААС тесно взаимодействует с Программой Всемирного банка в области водоснабжения и санитарии для Африки (ПВС-Африка), обеспечивая техническую поддержку проводимого Африканским министерским советом по вопросам воды (АМСВВ) второго раунда Обзоров положения дел в странах (ОПС). ВОЗ и ПВС-Африка разработали методики и инструменты для совместных обследований, и эти разработки по-прежнему отражаются в нынешнем инструменте для обследования 2013 г.

  • Механизм ГЛААС координирует многие свои мероприятия с мероприятиями, проводимыми ЮНИСЕФ, поддерживая для этого сотрудничество со штаб-квартирой ЮНИСЕФ и его персоналом, работающим в странах. Ожидается, что это сотрудничество станет еще крепче благодаря недавней разработке инструмента ЮНИСЕФ WASHBAT для анализа процессов в кластере WASH на уровне отдельных стран.

  • ГЛААС взаимодействует с сетью региональных организаций в целях содействия процессу сбора данных на уровне стран, используя имеющиеся знания и практический опыт для выявления контактов и источников данных.

  • ГЛААС налаживает техническое сотрудничество с Системой отчетности кредиторов ОЭСР как крупнейшим хранилищем информации об Официальной помощи в целях развития в области санитарии и питьевого водоснабжения.

3. Процесс обследования в странах

Одной из составляющих деятельности в рамках ГЛААС является проводимая ВОЗ работа по сбору данных в странах с целью устранения пробелов в знаниях и отслеживания тенденций в отношении ключевых вводимых ресурсов для обеспечения доступа к улучшенным санитарно-гигиеническим сооружениям и источникам питьевого водоснабжения. В некоторых районах мира эта работа по сбору данных может проводиться совместно с другим международными партнерами, в зависимости от наличия ресурсов и способности извлечь выгоды от синергизма с параллельными процессами.


Правительства стран получат от соответствующего Регионального бюро ВОЗ и/или через страновой офис приглашение участвовать в процессе оценки ГЛААС в 2013 г. Участие в этой работе предполагает заполнение вопросника ГЛААС, предпочтительно подкрепленное проверкой указанной в вопроснике информации всеми заинтересованными сторонами, с последующим рецензированием проекта отчета ГЛААС. Общие шаги и функции бюро и офисов ВОЗ и министерств в странах, необходимые для сбора, проверки и подачи данных, поясняются на рис. 1 "Блок-схема процесса ГЛААС: сбор данных в странах".
Странам, участвующим в процессе ГЛААС, также будет рекомендовано использовать дискуссии и мероприятия по сбору данных в ходе заполнения вопросника ГЛААС для подготовки к участию во встрече министров финансов стран-участниц инициативы СВВ в рамках очередного Совещания высокого уровня СВВ, которое будет организовано ЮНИСЕФ (запланировано на апрель 2014 г.) одновременно с весенними встречами, проводимыми Всемирным банком и Международным валютным фондом.
Участие стран и доноров в процессе ГЛААС является добровольным. Любая страна, желающая участвовать в нем, должна до 30 августа 2013 г. направить в штаб-квартиру ВОЗ (glaas@who.int) и в соответствующее Региональное бюро ВОЗ письмо с выражением заинтересованности в таком участии. Рекомендуется в качестве первого и важного шага назначить национального координатора в головном министерстве или ведомстве, который будет отвечать за координацию участия страны в процессе ГЛААС. Просим сообщить имя, фамилию этого лица и сведения для контактов с ним группе ГЛААС по адресу glaas@who.int и соответствующему Региональному бюро ВОЗ.
Вполне понятно, что всех данных, которые требуются для заполнения вопросника, у одного министерства или ведомства может не быть: эти данные могут иметься во многих других ведомствах. Например, данные о водоснабжении, санитарии и гигиене в школах могут собираться и представляться министерством/департаментом образования. Разные министерства/ведомства могут заниматься вопросами питьевого водоснабжения и санитарии в городах и в сельских районах. Роль координатора по вопросам ГЛААС будет состоять в том, чтобы помогать головному министерству координировать сбор данных, составление ответов на вопросник и возглавлять процесс подтверждения правильности данных.

Рис.1. Предлагаемая блок-схема процесса ГЛААС: сбор данных в стране



полотно 328

4. Организация обследования
Изменения в вопроснике ГЛААС 2013 г. по сравнению с вопросником 2011 г.

Странами и отдельными экспертами была проведена оценка вопросника ГЛААС 2011 г. В результате этого был разработан вопросник ГЛААС 2013 г. В этом новом вопроснике главное внимание уделяется ключевым благоприятным факторам в предоставлении услуг кластера WASH, для чего в нем сформулированы краткие вопросы и, там, где это возможно, варианты ответов на них. Это сделано для того, чтобы обеспечить более точные ответы и помочь повысить качество данных. Страны, которые принимали участие в обследовании ГЛААС и заполняли вопросник в 2011 г.5, заметят существенные изменения в новом вопроснике. Для того, чтобы отслеживать прогресс в решении ключевых проблем, отраженных в предыдущих вопросниках ГЛААС, некоторые вопросы были оставлены без изменений или были сохранены сравнимые варианты ответов.


Главные изменения сводятся к следующему:


  • Включение новых вопросов после получения замечаний от стран и экспертов;

  • Там, где это имеет смысл, предполагаются раздельные ответы в отношении подсекторов, т.е. водоснабжения, санитарии, гигиены и/или городских и сельских районов;

  • Откорректированы шкалы ответов в зависимости от отдельных вопросов: от простых вариантов "да/нет" до пятибалльной шкалы;

  • На всем протяжении вопросника требуется подтверждение ответов фактическими данными либо путем указания респондентами ссылок на документы, либо путем приведения конкретных примеров.

Вопросник ГЛААС 2013 г. для изучения ситуации в странах (прилагается) состоит из четырех основных разделов:



  • В разделе A запрашивается информация о стратегическом руководстве

  • В разделе В запрашивается информация о мониторинге

  • В разделе С запрашивается информация о кадровых ресурсах

  • В разделе D запрашивается информация о финансировании и распоряжении финансами

В первых трех разделах вопросник ГЛААС нацелен на получение как качественной, так и количественной информации, позволяющей оценить потребности в организационном потенциале, финансовых и кадровых ресурсах для улучшения работы сектора и достижения успеха. Каждый раздел содержит несколько вопросов с несколькими вариантами ответа как для городских, так и для сельских условий, а также вопросы, требующие краткого описания для пояснения логики тех или иных даваемых ответов или для приведения дополнительных данных или источников данных.


От респондентов требуется выбрать ответ, наиболее точно отражающий ситуацию в их стране, и более подробно пояснить свои ответы, приведя дополнительные замечания или мнения в имеющихся текстовых ячейках. В пояснениях также можно коротко выделить недавние достижения и препятствия, сдерживающие прогресс. В некоторых разделах запрашивается количественная информация, хотя и понятно, что иногда получить ее может быть трудно (например, данные о потребностях в кадровых ресурсах). Если точных цифр для ответа на вопрос нет, приведите, пожалуйста, свою наиболее вероятную оценку, если это возможно в принципе, и напишите "оценка" рядом с величиной.
В последнем, четвертом, разделе запрашивается информация о финансировании санитарии, питьевого водоснабжения и мер по повышению уровня гигиены с разбивкой по источникам финансирования и категориям расходов. Мы были бы весьма признательны национальным координаторам за их труд по заполнению данной таблицы в максимально возможной степени с использованием имеющейся информации за последний финансовый год. Кроме того, если это возможно, приведите, пожалуйста, ссылку на имеющиеся документы, касающиеся бюджета или оценки сектора, в которых можно найти часть этой информации или всю ее. Также важно, чтобы в последней таблице этого раздела было еще раз указано лицо для контактов, которое смогло бы дать разъяснения, особенно касающиеся этой таблицы.
5. Пояснительная записка по отдельным вопросам в вопроснике ГЛААС 2013 г.

1. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ КОНТАКТОВ С ПРИНЯВШИМИ УЧАСТИЕ В ОБСЛЕДОВАНИИ ГЛААС 2013 г.:

  • Национальный координатор по вопросам ГЛААС. Рекомендуется указать одного координатора по вопросам ГЛААС на национальном уровне, который будет отвечать за координацию и взаимодействие с основными респондентами по секторам, а также с другими ключевыми заинтересованными сторонами, и за контроль над информацией, вводимой в вопросник разными респондентами, включая информацию по всем областям кластера WASH и по разделу "Финансы".




  • Основной респондент по категориям санитарии, питьевого водоснабжения и гигиены может быть подобран так, чтобы наилучшим образом представлять основных респондентов: например, вместо гигиены это может быть "Общественное здравоохранение", или же на некоторые вопросы мог ответить специальный департамент "статистики" или "финансов". Укажите, пожалуйста, точную область, в которой работают основные респонденты, и приведите как можно более точную информацию для контактов.

Также, пожалуйста, адаптируйте таблицу таким образом, чтобы отразить в ней каждый ответ страны на данный вопросник, для чего при необходимости добавьте строки или разбейте ячейки. Например, могут быть разные координаторы по городскому и по сельскому водоснабжению.


Информация для контактов нужна для того, чтобы можно было при необходимости получить разъяснения по определенным разделам/вопросам.

РАЗДЕЛ A: Стратегическое руководство

A1. Право человека на воду и санитарию

  • Многие страны ратифицировали международные конвенции, в которых закреплено право человека на воду и санитарию. Первым шагом в реализации положений этих конвенций является включение этого права в национальную конституцию или законодательство. Этот вопрос имеет целью выяснить, предприняли ли страны этот первый шаг.




  • Одним из главных примеров такой международной конвенции является Резолюция 15/L.14 Совета по правам человека (Организация Объединенных Наций) – Права человека и доступ к безопасной питьевой воде и санитарии.




  • Для подтверждения ответов в пп. (а) и (b) в ячейке (с) обязательно нужно указать название и привести основной текст закона.


Примечание: Право на воду и санитарию в конституции или законодательстве может в положительно выраженной форме признаваться как самостоятельное право или быть указано в перечне вместе с другими правами, такими как право на услуги образования и здравоохранения, необходимыми "для обеспечения минимального социального и культурного благополучия людей" (источник: база данных WaterLex по Уганде).

A2. Разработка и реализация политики/планов

  • Данный вопрос имеет целью оценить уровень разработки и реализации политики/планов, касающихся кластера WASH, и того, все ли области WASH указаны в них. Для каждой области WASH должна быть выбрана одна колонка, представляющая уровень разработки и реализации.




  • Если для разных географических районов разработана разная политика/планы, укажите, пожалуйста, эти различия в текстовой ячейке.




  • Определения политики (стратегий) и планов для целей обследования ГЛААС в 2013 г.: Политика (стратегии) – это принципы, которыми руководствуется правительство или государство при принятии мер. В плане указываются цели, которые должны быть достигнуты, и приводятся подробности их достижения (исходя из политики в случае ее наличия). В нем указывается, как ответственное учреждение будет реагировать на организационные требования, какой вид обучения и повышения квалификации будет обеспечен и как будут распределяться бюджетные средства, и т.д.




  • Разные области WASH могут быть охвачены единой политикой в отношении кластера WASH или же несколькими стратегиями, отдельно касающимися водоснабжения, санитарии, образования или здравоохранения.

Области WASH:




  • Определения областей WASH в городских и сельских районах основаны на определениях, принятых в каждой стране. Разработчикам вопросника ГЛААС известно о существовании различий между определениями, принятыми в разных странах. Эти определения можно описать в п. А4: Определение улучшенных услуг санитарии и водоснабжения.




  • Категория общественных мест, мест работы или условий на рынках сужена до школ и учреждений.




  • Доступ для обездоленных групп, таких как перемещенные лица, охвачен в п. A8.




  • Гигиена: в вопросах, содержащихся в вопроснике ГЛААС 2013 г., под гигиеной понимается повышение уровня соблюдения правил гигиены, дополняющее водоснабжение и санитарию. Инициативы, на выяснение наличия которых в национальной политике/плане нацелен вопрос А2, должны быть инициативами на общенациональном или региональном уровне, т.е. не инициативами малого масштаба. (В вопросе А5 содержится просьба дать национальное определение гигиены).

В текстовой ячейке для дополнительных комментариев к п. А2 можно привести любую дополнительную информацию.


A3. Разработка и реализация политики/планов

  • Вопрос A3 дополняет вопрос A2 и содержит просьбу указать целевые показатели и сроки их достижения, а также название политики/плана, в которых определена каждая область WASH.




  • Некоторые названия политики или планов могут повторяться для нескольких областей WASH, например, для водоснабжения и санитарии. Укажите, пожалуйста, год принятия каждой политики или каждого плана, которые вы называете.




  • Важно отметить все целевые показатели и год достижения целевого показателя охвата. Это могут быть промежуточные целевые показатели или показатели всеобщего доступа. Обратите, пожалуйста, внимание на то, что главное – это национальные целевые показатели (а не Цели тысячелетия в области развития).




  • В отношении повышения уровня гигиены целевые показатели могут включать проведение кампании по повышению уровня соблюдения правил гигиены, которая должна охватить 50% населения, или предоставление мыла и улучшенных санитарно-технических сооружений и разъяснение необходимости мыть руки в 100% школ. (Определение гигиены см. в п. А5).

A4. Определение улучшенных услуг

  • В вопроснике ГЛААС признается, что в разных странах могут быть разные определения улучшенных услуг. Приведите, пожалуйста, определение улучшенных услуг. Это поможет связать в единый контекст ответы в других разделах вопросника.

  • Например, целевые показатели охвата улучшенными услугами для одной страны могут включать круглосуточное предоставление воды, тогда как другая страна может ставить перед собой цель обеспечить 50 л воды на душу населения в день.

  • Особенно полезны критерии, которые выходят за рамки стандартных определений улучшенных услуг, например, количество воды, расстояние от источников и т. д. (имеются ввиду такие стандартные определения, которые даются в Совместной программе мониторинга (СПМ) ЮНИСЕФ/ВОЗ http://www.wssinfo.org/definitions-methods/watsan-categories/ ).

  • Интерес также представляют национальные различия между областями WASH в городах и в сельских районах, и их необходимо отмечать.

A5. Определение гигиены

  • В вопросах, содержащихся в вопроснике ГЛААС 2013 г., повышение уровня соблюдения правил гигиены рассматривается как дополняющее водоснабжение и санитарию.




  • Повышение уровня соблюдения правил гигиены может включать программы и мероприятия, предназначенные для просвещения населения и пропаганды безопасных правил гигиены, которые минимизируют распространение диарейных заболеваний, острых респираторных инфекций и других родственных заболеваний. Подобные мероприятия могут включать работу с местными сообществами по выявлению рисков, кампании по пропаганде мытья рук с мылом, безопасное удаление человеческих экскрементов, в том числе экскрементов детей грудного и более старшего возраста, работу по вопросам гигиены пищевых продуктов и т.д.

A6. Обслуживаемое население по типам поставщиков услуг

  • Приведите, пожалуйста, приблизительную цифру (т.е. свою наиболее вероятную оценку) населения в миллионах человек, обслуживаемого поставщиками услуг, которые предоставляют услуги, считающиеся "улучшенными" услугами водоснабжения и санитарии в соответствии с определением, указанным страной в п. А4. Для того, чтобы обеспечить сравнимость между странами, ответы необходимо давать в миллионах человек. (Проценты могут привести к путанице в отношении того, какой исходный уровень брать для расчета). Представить ответы на вопросник ГЛААС в общем контексте может помочь разбивка на разные категории.

  • Для расчета вашей оценки рекомендуется использовать и сравнивать различные недавно появившиеся источники, такие как Медико-демографические обследования (DHS ) или Информационные системы по организации здравоохранения (HMIS).

Примеры поставщиков услуг по категориям:

Официальные поставщики услуг:

  • Обозначает поставщиков, признанных органами власти и соблюдающих минимальные требования к уровню услуг. К официальным поставщикам относятся государственные и частные компании.

  • В области водоснабжения в эту категорию входят крупные сетевые системы, но могут также входить и небольшие системы, такие как находящиеся в ведении компаний коммунального водоснабжения киоски по продаже воды.

  • В области санитарии в эту категорию входят трубные канализационные системы и септиктенки, если их содержит поставщик услуг, деятельность которого регламентируется органами власти.

Поставщики услуг, базирующиеся в местных общинах:

  • В категорию поставщиков услуг водоснабжения, базирующихся в местных общинах, входят точечные источники, такие как насосы, киоски по продаже воды и защищенные родники или колодцы, если они находятся в собственности общин или управляются ими.

  • В области санитарии к категории поставщиков услуг, базирующихся в местных общинах, относятся упрощенные канализационные системы для поселений, системы септиктенков общего пользования и общие уборные, либо находящиеся в собственности общин, либо управляемые ими.

Неформальные поставщики услуг:

  • К числу примеров водоснабжения, осуществляемого неформальными поставщиками услуг, может относиться продажа воды в киосках, из автоцистерн или в канистрах, организованная независимо от компаний коммунального водоснабжения или от органов власти.

  • В области санитарии в эту категорию входят уборные или септиктенки, которые обслуживаются (опорожняются) неформальными поставщиками услуг.

Самообеспечение индивидуальными домашними хозяйствами:

  • В области водоснабжения в эту категорию входят частные защищенные колодцы, забор воды из защищенных родников или сбор дождевой воды.

  • В области санитарии в эту категорию входят уборные, которые строятся и опорожняются членами домашних хозяйств.

refers to rain that is collected or harvested from surfaces (by roof or ground catchment) and stored in a container, tank or cistern until used.

A7. Улучшение и обеспечение устойчивости услуг

  • Политика/планы должны включать меры по улучшению и обеспечению устойчивости услуг. Перечень, приведенный в вопросе А7, содержит несколько важных областей, на которые необходимо обращать внимание при самооценке, хотя не все из них могут быть включены в национальные планы. Этот вопрос нацелен на то, чтобы стимулировать дискуссии между ключевыми заинтересованными сторонами.

  • В подпункте (h) приведите, пожалуйста, примеры, чтобы можно было показать наиболее яркие из них для подражания другим странам. Также в подпункте (h) укажите любые другие области, которые не вошли в перечень, но предусмотрены в национальных планах, и дайте любые другие комментарии по этому вопросу.

A8. Всеобщий доступ для обездоленных групп населения

Поступательная реализация права на воду и санитарию означает, что государств должны быстрыми темпами продвигаться к полной реализации этого права. Реализация не может быть достигнута без решения вопроса о распространении услуг на обездоленные группы населения.6

  • В нескольких местах в данном вопроснике упоминается термин "обездоленные" группы населения. Цель этого вопроса заключается в том, чтобы определить, предусматривается ли странами в положительно выраженной форме предоставление услуг кластера WASH людям, находящимся в неблагоприятном социально-экономическом положении. В каждой стране могут быть свои, отличные от других определения "обездоленных" групп населения, которые соответствуют специфике страны. Укажите, пожалуйста, определения и принимаемые меры в подпункте (h).

  • Перечень, приведенный в вопросе A8, дан в качестве примера групп населения, которые могут считаться обездоленными. Не все группы могут быть включены в него на данный момент, или же могут быть другие группы, и если это так в вашем случае, отметьте это в подпункте (h).

A9. Роль и обязанности различных учреждений и головные учреждения

  • Цель этого вопроса заключается в том, чтобы понять, как распределяются обязанности по обеспечению водоснабжения, санитарии и гигиены между министерствами/общегосударственными учреждениями. Например, в одной стране может быть министерство водных ресурсов, которое выступает головным ведомством по вопросам водоснабжения и санитарии, тогда как в другой стране головным ведомством по вопросам санитарии может быть министерство общественного здравоохранения и санитарии.

  • В отношении повышения уровня гигиены обязанности могут быть распределены между разными министерствами, включая министерства образования и здравоохранения, но без какого-либо головного ведомства.


Ниже приводится пример:Министерство или национальное учреждение

Уровень ответственности в каждом секторе:

Питьевое водоснабжение

Санитария

Повышение уровня гигиены

Никакой

Поддержка

Головное

Никакой

Поддержка

Головное

Никакой

Поддержка

Головное

Например, Минздрав



















Напр., государственный орган по водоснабжению и санитарии (в городах)



















Напр., Министерство по делам муниципальных образований (в сельской местности)








































Ниже этот вопрос дополняется вопросом D2, в котором выясняется, какой годовой бюджет выделяется каждому ведомству.

A10. Координация между действующими субъектами

  • Официальные механизмы координации могут принимать разные формы. Данный вопрос включен в вопросник для того, чтобы определить, имеется ли на общегосударственном уровне какой-либо официальный механизм для координации мероприятий по кластеру WASH. Эти механизмы могут представлять собой договорный акт на страновом уровне, меморандум о взаимопонимании, принцип общесекторального подхода или кластера WASH. Например, договорный акт на страновом уровне представляет собой соглашение, достигнутое между правительством и партнерами в области развития. В нем оговаривается, как они будут сотрудничать более эффективно для повышения действенности помощи и реализации приоритетов, определенных в национальной стратегии или плане. Такой акт обычно подписывает правительство и зарубежные партнеры в области развития, однако все чаще его также подписывают и другие важные партнеры внутри страны, такие как организации гражданского сектора или частные организации, работающие в области здравоохранения.7

A11. Согласование действий с неправительственными организациями:

  • Данный вопрос имеет целью выяснить, какова доля неправительственных организаций, координирующих свою деятельность с местными или центральными органами власти, и отчитываются ли НПО перед государством.

  • Например, Пакистан в ответах на вопросник ГЛААС в 2011 г. назвал две программы повышения уровня гигиены. Первая – это программа для Национального сектора первичной медико-санитарной помощи. Участвующие в ней НПО координируют свою деятельность на общенациональном уровне. Что же касается НПО, участвующих в программе "Охрана здоровья и питание в школах провинции Пенджаб", они взаимодействуют с местными властями. В обоих случаях НПО могут представлять отчеты государственным учреждениям.

A12. Порядок участия

  • Цель данного вопроса – определить, имеются ли официальные механизмы, обеспечивающие участие пользователей услуг в планировании мероприятий в кластере WASH, и как используются эти механизмы.

  • Участие пользователей услуг помогает добиваться того, чтобы вырабатываемые решения приносили для них реальные результаты. Тем самым у пользователей также вырабатывается чувство полноправного хозяина программ, что в свою очередь помогает добиться устойчивости услуг в долгосрочной перспективе.

  • Например, планирование национальной кампании по повышению уровня гигиены потребовало бы выяснения мнений представителей местных сообществ, чтобы понять главные проблемы, которые нужно решать в связи с повышением уровня гигиены, и определить ресурсы, необходимые для проведения кампании. Это обеспечивает небезразличное отношение к кампании и повышает ее устойчивость.

A13. Сигналы/жалобы от населения

  • С помощью этого вопроса оценивается наличие и степень доступности механизмов рассмотрения жалоб по поводу водоснабжения и санитарии в городах и в сельских районах.

  • В вопроснике предложены варианты ответа "для немногих, для некоторых, для большинства" с указанием примерных диапазонов процента обслуживаемого населения.

  • Примеры, которые предлагается привести в подпунктах A13e и f, важны для понимания того, какой тип механизмов имеется в стране и в каких областях требуются улучшения.

РАЗДЕЛ B: Мониторинг

B1. Последняя оценка, проведенная на уровне всей страны (напр., Совместный обзор работы сектора)

  • Этот вопрос включен для выяснения того, проводилась ли оценка/оценки на уровне страны, и когда проводились такие оценки.

  • Санитария, питьевое водоснабжение или гигиена могут быть охвачены оценкой сектора либо по отдельности, либо в совместном обзоре работы сектора.

B2. Эффективность обзора работы сектора

  • Цель данного вопроса состоит в том, чтобы определить, используются ли результаты оценки работы сектора при разработке новых стратегий.

  • Внешняя техническая помощь при проведении обзора работы сектора может принимать форму "Обзоров положения дел в стране" (CSO), "Инструмента анализа узких мест в секторе WASH" (BAT) и т. д.: в ответе следует указать все аспекты, включенные в обзор работы сектора.

  • Если техническая помощь приносит реальную пользу, укажите, нужна ли дальнейшая помощь, т.е. продолжение поддержки в проведении "Обзоров положения дел в стране" (CSOs), продолжение использования "Инструмента анализа узких мест в кластере WASH" (BAT) и т. д.

B3. Независимый мониторинг и аудиты

  • Этот вопрос помогает понять уровень проводимых проверок с анализом проб, выяснить наличие практики аудиторских проверок обеспечения качества и определить, используются ли реально результаты проверок и аудита при выработке мер по устранению недостатков.

  • В этом вопросе главный акцент сделан на надзоре. Надзор может осуществляться поставщиком услуг с проверкой, проводимой независимым регулирующим органом, или же непосредственно независимым регулирующим органом.

B4. Наличие данных для принятия решений

  • Наличие данных для принятия решений часто является проблемой в кластере WASH. В подпунктах a-h перечислены основные области, в которых принимаются решения. Цель этого вопроса – оценить наличие данных для этих областей и фактическое использование этих данных.

  • Данные, касающиеся политики и стратегий в области санитарии, могут включать уровни охвата услугами и случаи сбросов неочищенных сточных вод, требующие усиления правоприменительных мер.

  • Данные, касающиеся выделения ресурсов, также могут включать уровни охвата услугами, планируемый рост населения, состояние основных фондов и т. д.

B5. Отслеживание прогресса в обслуживании обездоленных групп населения

  • В качестве меры поступательного расширения доступа к услугам (или реализации всеобщего доступа) системы мониторинга должны также отслеживать усилия, прилагаемые к охвату услугами обездоленных групп.

  • Приведенный в вопроснике перечень лишь указывает на то, какие могут быть обездоленные группы населения. Не все группы удается выявить или отслеживать.

  • Укажите, пожалуйста, какие группы населения отслеживаются.

B6. Использование отдельных показателей функционирования для отслеживания прогресса

  • Этот вопрос имеет целью установить, отслеживаются ли ключевые показатели функционирования для всех областей WASH и установлены ли исходные данные и используются ли эти данные.

  • Показатели нужны для того, чтобы отслеживаемые данные были сопоставимы по всей стране.

  • Для каждой перечисленной области даются примеры. Они являются лишь иллюстративными и даются для пояснения используемого термина: например, для определения соотношения затрат и эффективности программ повышения уровня гигиены потребуется мониторинг затрат, численности охваченного услугами населения и установление некоторых исходных цифр затрат, населения, минимального содержания программ и т.д.

  • Укажите, пожалуйста, главный показатель (или, если имеется несколько, перечислите все главные показатели) для каждой области.

B7. Поставщики услуг

  • Этот вопрос предназначен для того, чтобы определить, проводится ли внутренний мониторинг достигнутых результатов по сравнению с установленными нормативами обслуживания, сообщаются ли данные мониторинга регулирующему органу и приводит ли это к принятию своевременных мер по устранению недостатков.

  • В случае поставщиков услуг водоснабжения в городах может проводиться мониторинг требуемого качества воды и давления в сети и результаты могут сообщаться, но это может не приводить к принятию мер по устранению недостатков.

  • В случае неформальных поставщиков услуг санитарии операторы септиктенков могут представлять информацию о том, куда сбрасывается их содержимое.

B8. Распространение данных

  • Цель этого вопроса – установить, публикуются ли показатели функционирования официальных поставщиков услуг.

  • Изучение удовлетворенности потребителей также важно для обеспечения гласности. Оно может охватывать время реагирования на аварии, такие как разрыв трубы, или часы подачи воды. В этом же вопросе предлагается указать, публикуются ли результаты изучения.

Раздел C: Кадровые ресурсы

C1. Кадровая стратегия

  • Цель этого вопроса – выяснить, существует ли общая кадровая стратегия, определены ли в ней пробелы в обеспеченности кадрами и предусмотрены ли меры по устранению этих пробелов.

  • Примером пробела в обеспеченности кадрами может быть использование общинных работников или квалифицированных инструкторов по распространению знаний в местных общинах.

  • В подпункте (с) опишите, пожалуйста, какие меры принимаются для устранения пробелов в кадровом обеспечении, поскольку они могут послужить примером для подражания для других стран.

  • Обратите, пожалуйста, внимание на то, что для целей данного вопроса стратегия определяется как разработанный для всего сектора план – либо отдельный документ, либо включенный в более широкую стратегию/план. В этом вопросе не ставится цель изучить планы развития кадровых ресурсов отдельных организаций.

C2. Факторы, ограничивающие обеспеченность кластера WASH кадровыми ресурсами

  • Этот вопрос включен для того, чтобы выяснить, где проявляются факторы, наиболее всего ограничивающие обеспеченность кластера WASH кадровыми ресурсами.

  • Например, в области гигиены в течение короткого времени может быть проведено обучение людей, требующееся для проведения кампаний по повышению уровня гигиены, и может быть достаточное число кандидатов для проведения кампании, поэтому по всем пунктам может быть поставлен балл 1, кроме пункта (а) – наличие финансовых ресурсов, которых может быть недостаточно для осуществления широкомасштабных кампаний.

C3. Ограничивают ли кадровые ресурсы предоставление услуг водоснабжения, санитарии и повышения уровня гигиены (WASH)?

  • Цель этого вопроса – выяснить, имеются ли приоритетные задачи, для решения которых нужно в самом срочном порядке устранить препятствия. Эти препятствия обычно также определяются в кадровой стратегии.

  • Такая проверка может быть полезной на уровне отдельной страны, и она же может показать, существуют ли проблемы, общие для всего региона (например, Африканского региона или региона Юго-Восточной Азии) или глобальные проблемы.

  • Если взять в качестве примера гигиену, тремя задачами, решение которых может выиграть от укрепления кадрового потенциала, могут быть укрепление здоровья, мобилизация общественности и координация действий различных учреждений.

Раздел D: Финансирование

D1: Наличие плана финансирования/бюджета

  • Цель этого вопроса – выяснить наличие плана финансирования или бюджета для кластера WASH и степень его реализации и определить, включает ли он все основные области (водоснабжение, санитарию, гигиену в городах и сельских районах).

  • В некоторых странах может быть несколько таких планов, каждый из которых охватывает определенную область: например, отдельные планы по питьевому водоснабжению, санитарии и гигиене, отдельные планы для городов и для сельских районов, а иногда даже и разные планы для городов, различающиеся в зависимости от границ участков компаний водоснабжения и канализации и городских районов, не охваченных государственными коммунальными компаниями, и т. д.

  • Хотя в странах могут иметься планы и бюджеты, которые могут содержать разные цифры/оценки, цель данного вопроса заключается в том, чтобы выяснить, имеет ли место согласованное распределение средств на нужды кластера WASH. Данные о фактических расходах требуется указать в таблице D11. Любые пояснения в отношении планов или бюджетов можно дать в подпункте (f).

D2: Бюджет, специально выделенный правительством на водоснабжение, санитарию и гигиену

  • Данный вопрос имеет целью получить представление о распределении бюджетов между министерствами/учреждениями, ответственными за кластер WASH. Перечислите, пожалуйста, заинтересованные ведомства/министерства/национальные учреждения.

  • Бюджеты могут быть дезагрегированы по областям WASH, или же кластер WASH может быть включен в другие области. В подпункте D2d выделено место, где можно указать подробности других типов дезагрегирования.

  • Если никакой информации о бюджете НЕ ИМЕЕТСЯ, укажите, пожалуйста, причины этого в подпункте D2e.

D3: Финансовая отчетность

  • Данный вопрос имеет целью выяснить, имеются ли отчеты о расходовании средств, позволяющие сравнивать фактические расходы на нужды WASH с выделенными средствами. Отчетность может быть дезагрегирована по источникам финансирования (внешнее финансирование, государственные средства) или может иметь другой формат. В подпункте D3f выделено место для описания того, что есть.

  • Примечание: В целом ряде ответов, полученных в ходе обследования ГЛААС в 2011 г., было указано, что выделенные средства – как государственные, так средства доноров – не всегда удавалось освоить, из чего можно сделать вывод о том, что какая-то отчетность ведется.

  • ОПР: Официальная помощь в целях развития8.

Комитет ОЭСР по содействию развитию (КСР) определяет официальную помощь в целях развития как потоки финансовой помощи, которые поступают в страны и территории, включенные в Список получателей ОПР, а также в многосторонние учреждения, работающие в области развития, и которые:

i. предоставлены официальными ведомствами, в том числе центральными и местными органами государственного управления или их исполнительными учреждениями и

ii. каждая сделка по которым:

a) осуществляется с главной целью содействия экономическому развитию и благосостоянию развивающихся стран и



b) имеет льготный характер и включает в себя элемент гранта размером не менее 25 процентов (который рассчитывается по учетной ставке 10 процентов).9

  • Средства, не являющиеся ОПР:

Внимание, уделяемое финансированию в целях развития, не ограничивается рамками Официальной помощи в целях развития (ОПР). Средства, не являющиеся ОПР, включают другие официальные потоки, но это не льготное финансирование (см. выше), а частные гранты и частные потоки финансовых средств, которые предоставляются на рыночных условиях. Потоки, не являющиеся ОПР, часто называют "Добровольными трансфертами", что означает средства, предоставляемые международными и национальными негосударственными донорами, в том числе благотворительными фондами, неправительственными организациями (НПО) и организациями гражданского общества.

D4: Стратегии возмещения затрат

  • Цель этого вопроса – определить, предусматривается ли в плане финансирования/бюджете, если такой план существует, что расходы на эксплуатацию и элементарное техническое обслуживание должны покрываться за счет тарифов или платежей домашних хозяйств.

  • Возмещение затрат имеет большое значение для обеспечения устойчивости услуг. Некоторые страны включили этот принцип в свою национальную стратегию. Однако бывает и так, что возмещение затрат может предусматриваться только в некоторых областях WASH (например, в городском питьевом водоснабжении) и не предусматриваться в других (например, санитария в сельских районах).

  • Данный вопрос в первую очередь нацелен на плановые затраты, учитывая, что реальные затраты могут колебаться.

  • Расходы на эксплуатацию и элементарное техническое обслуживание по определению являются расходами на мероприятия, которые необходимы для текущего предоставления услуг, но не включают, например, расходов на строительство крупных объектов инфраструктуры, таких как плотина.

D5: Социальная справедливость

  • Цель этого вопроса – выяснить, предусматриваются ли в бюджете/плане меры по устранению социальных несправедливостей.

  • Такой мерой может быть выделение специальных бюджетных средств на устранение выявленных неравенств, например, в сельском, пригородном или трущобном районе с низким уровнем доступа к улучшенным санитарным услугам. Другой мерой может быть установление низкого тарифа для оплаты услуг водоснабжения при минимальном потреблении Х литров воды на человека в день для удовлетворения основных потребностей и более высоких тарифов для домашних хозяйств с высоким уровнем потребления.

  • Могут приниматься меры и в отношении других неравенств; в подпунктах D5iv и v выделено место для описания этих неравенств.

следующая страница >>