Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс 17 6717.27kb.
Тесты по русскому языку 7 кл. Литература. Схемы Таблицы. Контрольные... 1 116.97kb.
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе на 2013-2014 учебный... 1 519.35kb.
Методические рекомендации по «Введению» (7 класс) Поурочные рекомендации... 5 1749.29kb.
Русскому языку. Максимальное количество баллов 70 Класс от «16» ноября... 1 99.39kb.
Пособие по русскому языку составлено на основе примерной программы... 1 314.2kb.
Гбоу центр Образования №1409. Аналитическая справка. Диагностическая... 1 27.8kb.
Рабочая программа учебного курса по русскому языку Основное общее... 7 2064.76kb.
Cd-диски русский язык. Литература 1 108.37kb.
Открытый урок по русскому языку 2 класс Учитель: Магомедова А. 1 18.1kb.
Руководство по русскому языку для «иноземцев» «Книга русского языка» 1 135.69kb.
Ветер для всех один 1 16.18kb.
- 4 1234.94kb.
Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс - страница №1/12

Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. — М.: ВАКО, 2008. — 224 с. — (В помощь школьному учителю).


СОДЕРЖАНИЕ

От автора …………………………………………………………………………………………………..4

Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов ……………………………………………...5
I ЧЕТВЕРТЬ

Урок 1. Международное значение русского языка ……………………………………………………..9
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V-VIII КЛАССАХ

Урок 2. Фонетика, графика, орфография ………………………………………………………………11

Урок 3. Лексика. Фразеология. Орфография …………………………………………………………. 12

Урок 4. Состав слова и словообразование. Орфография ……………………………………………..15

Урок 5. Морфология. Орфография ……………………………………………………………………..16

Урок 6. Словосочетание. Простое предложение ………………………………………………………19

Урок 7. Диктант с грамматическим заданием …………………………………………………………21
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Урок 8. Сложные предложения ………………………………………………………………………...23
СОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Сложносочиненные предложения

Урок 9. Основные группы сложносочиненных предложений по значению

и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении ………………………24



Урок 10. Основные группы сложносочиненных предложений по значению

и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении (продолжение) …….26



Уроки 11—12. Подготовка к домашнему сочинению с использованием

основных групп сложносочиненных предложений и анализ сочинений ……………….28


Сложноподчиненные предложения

Урок 13. Строение сложноподчиненного предложения.

Подчинительные союзы и союзные слова ………………………………………………...30



Урок 14. Строение сложноподчиненного предложения. Схемы СПП ………………………………32

Урок 15. Урок развития речи. Сложноподчиненные предложения в речи.

(Пересказ текста с использованием СПП; работа с текстами сборника изложений) …..34



Уроки 16—17. Изложение.………………………………………………………………………………36
II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 18. Основные группы сложноподчиненных предложений

по их значению. СПП с придаточными определительными …………………………… 37



Урок 19. Сложноподчиненные предложения с придаточными

определительными и местоименно-определительными …………………………………39



Урок 20. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными …………………41

Урок 21. Сложноподчиненные предложения с придаточными

изъяснительными (продолжение) ………………………………………………………….43



Урок 22. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными …………….44

Урок 23. Сложноподчиненные предложения с придаточными степени и образа действия ……….46

Урок 24. Сложноподчиненные предложения с придаточными места ……………………………….48

Урок 25. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени ……………………………49

Урок 26. Сложноподчиненные предложения с придаточными условными …………………………51

Урок 27. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины …………………………...53

Уроки 28—29. Изложение ………………………………………………………………………………55

Урок 30. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели ………………………………..55

Урок 31. Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными …………………. 57

Урок 32. Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными …………………..58

Урок 33. Сложноподчиненные предложения с придаточными

следствия и придаточными присоединительными ……………………………………….60



Урок 34. Контрольная работа «Виды придаточных предложений» …………………………………62
III ЧЕТВЕРТЬ

Урок 35. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными ……………………… 63

Урок 36. Сложноподчиненные предложения

с несколькими придаточными (продолжение) ……………………………………………65


БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок 37. Бессоюзные сложные предложения …………………………………………………………67

Урок 38. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях ………………………. 68

Урок 39. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении …………………………………………..70

Урок 40. Тире в бессоюзном сложном предложении …………………………………………………71

Уроки 41—42. Изложение ………………………………………………………………………………73

Урок 43. Сложные предложения с разными видами связи …………………………………………...73

Урок 44. Сложные предложения с разными видами связи (продолжение) …………………………75

Урок 45. Сочинение о выборе профессии с использованием

сложных предложений с разными видами связи …………………………………………76



Урок 46. Подготовка к контрольной работе (диктант

с грамматическим заданием) по теме «Сложное предложение» ………………………...77



Урок 47. Диктант с грамматическим заданием ………………………………………………………..78
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

Урок 48. Понятие о языке. Работа со словарем ………………………………………………………. 79

Урок 49. Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление ………….82

Урок 50. Практическое занятие: Русский литературный язык и его стили ………………………….85

Урок 51. Практическое занятие: Применение официально-делового стиля речи на практике……..88

Урок 52. Контрольный тест по программе 9 класса …………………………………………………..90
IV ЧЕТВЕРТЬ
ПОВТОРЕНИЕ

Урок 53. Фонетика. Графика. Орфография ……………………………………………………………93

Урок 54. Лексика. Фразеология. Орфография …………………………………………………………95

Урок 55. Состав слова и словообразование. Орфография ……………………………………………98

Урок 56. Морфология. Именные части речи. Орфография. (Урок-семинар) ………………………100

Урок 57. Морфология. Глагол. Орфография …………………………………………………………102

Урок 58. Морфология. Наречие. Орфография ……………………………………………………….105

Урок 59. Морфология. Предлог, союз, частица. Орфография ………………………………………107

Уроки 60—61. Изложение ……………………………………………………………………………..111

Урок 62. Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение. Пунктуация ………………………111

Урок 63. Синтаксис. Простое и сложное предложения. Пунктуация ………………………………113

Урок 64. Текст. Стили речи. Типы речи ……………………………………………………………...115

Урок 65. Употребление знаков препинания ………………………………………………………….119

Уроки 66—67. Контрольное изложение ………………………………………………………………121

Урок 68. Урок развития речи ………………………………………………………………………….121
ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ I. Материалы для консультаций к экзаменам …………………………………….122

ПРИЛОЖЕНИЕ II. Тексты для изложений …………………………………………………………..125

ПРИЛОЖЕНИЕ III. Творческие задания к изложениям (варианты ответов) ……………………...129

ПРИЛОЖЕНИЕ IV. Итоговые тесты …………………………………………………………………165

ПРИЛОЖЕНИЕ V. Тексты для диктантов …………………………………………………………...170

А. Контрольные словарные диктанты ………………………………………………………170

Б. Контрольные диктанты ……………………………………………………………………171

ПРИЛОЖЕНИЕ VI. Индивидуальные задания ………………………………………………………175
Список использованной литературы ………………………………………………………………….178

От автора
Цель пособия — помочь учителю в организации уроков русского языка в выпускном классе основной школы.

Итоговая аттестация традиционно проводится в форме изложения с творческим заданием (элементами сочинения) по открытым текстам. В связи с этим в пособии значительное внимание уделяется работе с изложениями и выполнению творческих заданий к ним.

Поурочное планирование составлено в соответствии с программой общеобразовательных учреждений по русскому языку авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского.

Пособие включает подробное описание хода уроков с указанием их цели и методических приемов, рекомендации домашних заданий и разбор наиболее сложных вопросов.

В структуре уроков учтена необходимость систематического повторения разделов языкознания, изученных с 5-го по 8-й класс; даны разные типы заданий: словарные, творческие, объяснительные и другие диктанты, сочинения, все виды лингвистического разбора, вопросы по теории языка, практические работы, тесты, лингвистические задачи различной сложности, работы со словарями и т. д. даются рекомендации по подготовке к изложениям и сочинениям, ответы к заданиям, ключи к тестам.

Примеры по стилистике и другим разделам языкознания выбраны с учетом их актуальности.

Кроме того, пособие включает дополнительные материалы для уроков; учитывает разную степень подготовки учащихся, их возрастные особенности (материалы по занимательной лингвистике, истории языка, лингвистические игры).

В приложениях приведены варианты индивидуальных заданий, контрольных диктантов, тестов, тексты тренировочных изложений, варианты выполнения творческих заданий к экзаменационным изложениям, материалы для предэкзаменационных консультаций, в том числе критерии оценки качества знаний.

При работе с пособием учитель может воспользоваться как полным планом проведения уроков, так и отдельными материалами и заданиями. Пособие пригодится и учителям, работающим в старших классах, для подготовки учеников к школьным выпускным экзаменам.

Желаю успешной работы!



ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

К УЧЕБНИКАМ 5—9 классов
Авторы программы М. Т Баранов, Т А. Ладыженская,

Н. М. Шанский
9 КЛАСС (68 ч)
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-8 классах (5 ч +2 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.


СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (1 ч)

Союзные сложные предложения (6 ч)

Сложносочиненные предложения (3 ч +2 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения (19 ч + 5 ч)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему

Деловые документы (автобиография, заявление).


Бессоюзные сложные предложения (6 ч +2 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.


Сложные предложения с различными видами связи (5 ч +2 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему


ОБЩИЕ СВЕДЕIШЯ О ЯЗЫКЕ (3 ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык — первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы, видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.


СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ,

ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ,

КУЛЬТУРЕ РЕЧИ (4 ч +2 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.


ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 9 класса

I. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

— производить все виды разбора: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

— составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

— определять стиль и тип текста;

— соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5—9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

Правильно писать изученные в 5—9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.



По-связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.


Авторы программы В. В. Бабайцева, А. П. Еремеева,

А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова,

Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов,

Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова
9 КЛАСС (51 ч + 17 ч)
ВВЕДЕНИЕ

Богатство образность, точность русского языка (1 ч).


СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Основные виды сложных предложений (1 ч).


Сложносочиненные предложения (3 ч)

Союзы и значения сложносочиненных предложений.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
Умения и навыки:

— различать основные группы сложносочиненных предложений по союзам и значениям;

— заменять бессоюзные предложения сложносочиненными, а сложносочиненные — простыми предложениями с однородными членами.
Сложноподчиненные предложения (13 ч)

Строение сложноподчиненных предложений.

Подчинительные союзы и союзные слова.

Роль указательных слов в подчинения предложений.

Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемые, определительные, дополнительные, обстоятельственные.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Запятая в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.

Синонимия простых осложненных и сложных союзных предложений.


Умения и навыки:

— различать главные и придаточные предложения, определяя их границы (с одним и несколькими придаточными);

— определять значение придаточных по сумме признаков: вопросу, союзу или союзному слову;

— заменять сложные бессоюзные и сложносочиненные предложения синонимичными сложноподчиненными предложениями и выявлять различия в их строении и значении;

— заменять сложные предложения простыми осложненными.
Сложные бессоюзные предложения (4 ч)

Значения сложных бессоюзных предложений.

Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.
Умения и навыки:

— видеть границы частей сложного бессоюзного предложения, определять смысловые отношения между ними (значения);

— различать и воспроизводить интонацию перечисления, пояснения, противопоставления;

— производить замену бессоюзных предложений союзными и наоборот; объяснять различия в их строении и значении.


Сложные предложения с различными видами связи (3 ч)

Понятие о сложных предложениях с различными видами связи.

Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.
Умения и навыки:

— разбирать сложные предложения с указанием количества частей и видов связи между ними;

— заменять сложные предложения с различными видами связи более простыми конструкциями и наоборот.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ

Способы передачи чужой речи (4 ч)

Предложения с прямой речью.

Предложения с косвенной речью.

Цитаты. Способы цитирования.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Знаки препинания в предложениях с косвенной речью.

Знаки препинания при цитатах.
Умения и навыки:

— опознавать различные способы передачи чужой речи;

— правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью;

— использовать в речи предложения с прямой и косвенной речью с учетом содержания, стиля высказывания;

— пользоваться различными способами цитирования в тексте в соответствии с задачами и характером высказывания.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ (3 ч)

Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков.

Русский язык как первоэлемент великой русской литературы.

Русский язык как развивающееся явление.


СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ

ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ (19 ч)


I ЧЕТВЕРТЬ
Урок 1. Международное значение русского языка

Цель урока: показать роль русского языка в современном мире и объяснить его авторитета; убедить учеников в необходимости изучения родного языка.
Ход урока

I. Организационные вопросы.

Поздравление с началом учебного года, перекличка; знакомство с общей структурой курса 9 класса (два урока в неделю).


II. Вступительное слово учителя

В 9 классе мы завершаем общий курс русского языка, однако вы понимаете, что это лишь основа, начало. Опираясь на полученную в школе основу, каждый будет строить свои отношения с родным языком всю жизнь. Это необходимое условие вашего успеха в обществе, в семье, условие успешной работы, успешной жизни.

После школы можно продолжить образование, выбрав отправной точкой любой школьный предмет. Особая роль русского языка в том, что без постоянного совершенствования в языке невозможно глубокое изучение всех научных дисциплин — и гуманитарных, и естественных, и технических.

Курс 9 класса завершается обязательным выпускным экзаменом, который уже много лет проводится в форме изложения с элементами сочинения. Одна из основных наших задач на этот год — серьезная подготовка к экзамену. Он проводится по так называемым «открытым» текстам, помещенным в книге Л. М. Рыбченковой и В. Л. Скляровой «Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс». На экзамене вам предстоит написать изложение по одному из этих семидесяти трех текстов. Кстати, на экзамене можно пользоваться разными видами лингвистических словарей. Для эффективности работы со словарями необходим хороший навык. На уроках и дома мы будем и в этом году часто обращаться к помощи словарей. (Для постоянной работы каждому необходим небольшой рабочий блокнот-словарик, в который надо заносить незнакомые слова, термины; слова с орфограммами, которые трудно запомнить.)

Кроме того, мы будем работать с тестами, ведь именно эту форму экзамена по русскому языку выбирают в качестве вступительного испытания большинство вузов, средних специальных учебных заведений. Какую бы специальность вы ни выбрали, экзамен по русскому языку сдавать придется — он обязателен во всех учебных заведениях.

Все это касается прикладного значения русского языка как необходимого инструмента общения, образования, карьеры. В современном мире возрастает необходимость знать, кроме родного, хотя бы еще один язык. Особенно распространен в мире, как язык международного общения, английский. Овладение иностранным языком невозможно без хорошего знания языка родного. Каково же место русского языка в мировом сообществе? От чего зависит это место? В чем особенности русского языка в сравнении с другими языками мира? Попробуем ответить на эти и другие вопросы вместе.


III. Беседа о международном значении русского языка

Примечание: эту часть урока можно построить как лекцию. Однако более эмоциональным, а значит и более воспринимаем скорее всего будет разговор, обмен мнениями, который отразит представления учеников о месте родного языка в мире, расширит эти представления, заставит детей задуматься, даст импульс патриотическому чувству. Желательно избегать набора хвалебных высказываний о русском языке: обычно они скользят по поверхности сознания, не задевая души. Вне контекста, вне жизненного опыта детей эти фразы порой звучат слишком претенциозно, напыщенно. Лучше оттолкнуться от какого-то одного высказывания и прокомментировать его, обсудить, устроить небольшую дискуссию.

Например, можно обратиться к лирическому отступлению в конце пятой главы поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», тем более что это произведение входит в программу по литературе в 9 классе, К тому же, это лирическое отступление может прояснить авторское определение произведения как поэмы. Хорошо, если на каждой парте будет распечатка с фрагментом «Мертвых душ»:



«Как несметное множество церквей, монастырей, с куполами, главами, крестами рассыпано на святой благочестивой Руси, так несметное множество племен, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли, И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров Бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера. Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца, легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Предложим ученикам выделить ключевые мысли этого фрагмента.

Во-первых, Русь — «святая, благочестивая» страна. Это утверждается сопоставлением «несметного множества церквей, монастырей» Руси с «несметным множеством» племен и народов, населяющих Землю. Причем в качестве несомненного образца для сравнении берутся именно русские церкви, объединяющие людей, наставляющие их на путь истинный. В то же время Гоголь признает за любым народом «творящие способности души», одаренность от Бога. Главные же отличительные черты характера каждого народа проявляются в Слове и через Слово — великий Божественный дар.

В последнем предложении этого фрагмента тоже содержится сопоставление, через которое утверждается исключительность русского слова среди других великих языков. Исключительность в необычайной энергии слова, в его непосредственности, искренности, естественности.

Да и слово самого Гоголя несет эти яркие черты русского языка. Силу и выразительность гоголевской фразе придают меткие, неповторимые эпитеты, олицетворения, метафоры. Чего стоит определение немецкого слова как «умно-худощавого». Одним эпитетом обрисованы облик и характер народа, его творческие возможности. Этот эпитет служит в то же время олицетворением, одухотворяющим слово, подчеркивающим его определяющую роль в жизни народов.

— Что вы думаете о роли слова, роли языка в жизни человека?

— Какова, по-вашему, роль русского языка? В чем она заключается?

— В каких сферах жизни и деятельности мирового общества значение русского языка особенно велико?

— Какие примеры, доводы вы можете привести для подтверждения своих мыслей?
IV. Работа с учебником

Выполним упражнение 1, прокомментируем высказывания о русском языке. Сопоставим их с фрагментом «Мертвых душ»: мысли, высказанные М. В. Ломоносовым, В. Г. Белинским, Н. А. Добролюбовым, у Гоголя выражены ярко, живо, образно, оригинально. Недаром «Мертвые души» автор назвал поэмой.

Отличительная особенность поэтической мысли не в том, что она написана стихами, в рифму, главное — в ее глубине, насыщенности смыслом, образности.
V. Выводы урока

В мире насчитывается более двух с половиной тысяч языков. Русский — в числе самых распространенных, на нем говорит примерно четверть миллиарда человек, это один из шести официальных языков ООН (Организации Объединенных Наций), а значит, он используется для написания различных международных соглашений, договоров, деклараций. Международный авторитет русского языка во многом определяется политическими соображениями. После распада Советского Союза число изучающих русский язык в мире, особенно в бывших республиках СССР, резко снизилось. Однако стабилизация политической ситуации в стране, в новой России, привела к новому всплеску интереса к русскому языку. Вновь стала очевидной необходимость в нем как в средстве межнационального и межгосударственного общения.

Достижения ученых в различных областях науки и техники, опубликованные на русском языке, также получили международное признание.

Непререкаемый авторитет русского языка во многом объясняется выдающимся вкладом классической русской литературы в мировую художественную культуру.



Справка: среди шести официальных языков ООН английский, французский, испанский, китайский, японский и русский.
VI. Домашнее задание

Познакомиться с учебником русского языка для 9 класса: с его легендой (условными обозначениями) и структурой. Выполнить упражнение 5.




ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V-VIII КЛАССАХ
Урок 2. Фонетика, графика, орфография.

Цель урока: Познакомиться со структурой учебника; закрепить знания по фонетике, полученные в предыдущих классах.
Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Перелистаем страницы учебника. Обратим внимание на фамилии авторов: по учебникам, написанными этими авторами, учится уже несколько поколений, учебник выдержал более двадцати изданий. Рассмотрим условные обозначения на с. 2, а также те, которые вынесены на форзацы. Бегло ознакомимся с содержанием учебника: поймем, что нам предстоит изучить и закрепить. Обязательно просмотрим приложение. В нем находятся подсказки: как сделать различные виды лингвистического разбора, как правильно писать отдельные слова, помещенные в тексте учебника в рамки.


2. Проверим упражнение 5: ученики по очереди читают предложения, объясняя правописание слов и пунктуацию.
II. Повторение раздела «Фонетика»

1. Вопросы на повторение теории фонетики.

— Назовите самую малую единиц языка. (Звук.)

— Какой раздел лингвистики изучает звуки речи? (Фонетика.)

— На какие группы делятся звука речи? (Можно начертить на доске схему, отражающую особенности гласных и согласных звуков, различия гласных ударных и безударных согласных твердых и мягких, глухих и звонких.)

— В чем различие между звуками и буквами? (Буквы — это знаки, графически изображающие звуки, подобно тому как цифры — это знаки, с помощью которых изображаются числа.)

— Сколько звуков в русском языке? (Вопрос некорректный: количество звуков подсчитать невозможно, мы имеем дело с основными звуками, обладающими общими чертами. На самом же деле живые звуки имеют множество оттенков, вариантов: не случайно мы узнаем человека по голосу, по только ему присущим особенностям произношения.)

— Сколько букв в русском алфавите? (33.)

— В чем особенность букв Е, Ё, Ю, Я? Приведите примеры, когда эти буквы обозначают один звук, два звука.

— Каковы функция букв Ъ и Ь? Приведите примеры.


2. Практические задания.

Решим несколько фонетических задач. (В сильных классах задания готовят ученики.)

1) Сделать фонетический разбор слов счастье, дождь, чувство, сберечь.

Отметим, что произношение слова дождь имеет два варианта: на конце может быть [шт’] и [щ]. Напомним, что в русском языке последующий согласный звук влияет на предыдущий, уподобляет его себе. Поэтому, например, звук «ч» в слове счастье смягчает предыдущий «с», уподобление приводит к тому, что мы слышим начальный [щ]. А в слове дождь слабая позиция конечного согласного оглушает не только его, но и предыдущий звук. В слове сберечь звонкий «б» делает первый звук себе подобным, тоже звонким: мы слышим начальный [з]. Функция Ь в этом слове заключается не в смягчении и без того всегда мягкого «ч», а в исполнении традиционной роли опознавательного знака инфинитива.

При подсчете количества звуков и букв следует учитывать также двойную роль Е, Ё, Ю Я, вспомогательную функцию Ъ и Ь, позиции, при которых согласные звуки не произносятся.

Подчеркнем, как важно слушать звучание слова, уметь отключаться от графического облика слова.


2) Образуйте новые слова, прочитав в обратном порядке звуки данных слов: лёд, торг, лес, лещ, куль.

(Учитывая, что для выполнения задания важен звуковой облик слов, сделаем предварительный фонетический разбор, а затем произнесем звуки в обратном порядке. В результате получатся слова толь, крот, сель, щель, люк.)


3) Сколько звуков «с» и сколько «з» в предложении: «Позже раздался резкий звук, словно сделанный железкой по стеклу».

(В предложении четыре звука [с] в словах «резкий», «словно», «железкой», «по стеклу» и три звука [з] в словах «раздался» «звук», «сделанный». В слове «позже» нет этих звуков: [ж] уподобляет себе предыдущий звук и произносится как удвоенный [ж].)


3. Объяснительный словарный диктант:

Сдача, нянчить, отрежьте, гигантский, сменщик, январский, фальшь, лестница, фотосъемка, вечный, невтерпеж, исподлобья, сверхъестественный, сельдь, сбрить, прилечь, мачта, мощность, мужчина, женщина, вскрикнуть, взлететь, сжечь, просьба.

Дополнительное задание: подчеркнуть слова, в которых количество звуков не совпадает с количеством букв.


4. Занимательная лингвистика.

В чем заключается необычность стихотворения В. Я. Брюсова?


Алый бархат вечереет,

Горделиво дремлют ели,

Жаждет зелень, и июль

Колыбельной лаской млеет.


(Первые буквы каждого слова стихотворения соответствуют порядку букв русского алфавита.)
III. Домашнее задание

Вспомните, по какому принципу выбирается написание букв О и Е после шипящих и Ц. Составьте предложения со словами, подчиняющимися этому правилу, или составьте словарный диктант из 15—20 слов или словосочетаний.




Урок 3. Лексика. Фразеология. Орфография

Цель урока: повторить пройденное по теме «Лексика и фразеология». В предыдущих классах; закрепить знания по теме; активизировать творческие способности учеников.
Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Словарный диктант.

Такой диктант можно провести «по цепочке»: ученики по очереди читают слова или словосочетания из подготовленного дома словарного диктанта на правописание О и Е после шипящих и Ц. Слова диктанта пишем в два столбика: слева с О, справа с Е. В слабых квасах такой диктант может провести сам учитель.

После взаимопроверки необходимо вспомнить правило, которому подчиняются слова диктанта.



Бечёвка, дирижёр, облицовка, парчовый, недочёт, чащоба, шёлковый, горячо, крыжовник, бельчонок, ночёвка, шорох, пальтецо, шероховатый, старичок, решётка, трущоба, плечо, шёпот, кольцевой, щётка, капюшон; чёрная, чёлка, ударить мячом, жжёный сахар, цокот копыт, разгорячённый жокей, дешёвое платьице, ожоговый центр, лицевой счёт, говорить общо, укрыть плащом; чопорный человек смешон; солнце печёт жгуче.

Попробуем объединить правила, относящиеся к правописанию О и Е после шипящих и Ц в разных частях речи. Если мы имеем дело с глаголом и его формами, в том числе с отглагольными существительными, в суффиксах и окончаниях пишем только Е (Ё): печёт, разгорячённый, ночёвка, жжёный. Если перед нами существительное, прилагательное (полное или краткое), наречие, то пишем в суффиксах и окончаниях таких слов под ударением О, без ударения Е: облицовка, бельчонок, пальтецо, парчовый, смешон, горячо, общо, но: платьице, кольцевой, жгуче. Заметим, что заимствованный суффикс –ёр- пишется через ё: дирижёр, стажёр (но мажор!). Проверить гласную в этом суффиксе можно другими словами, тоже обозначающими род деятельности: актёр, гренадёр, сапёр.

Что касается гласных О и Е в корнях слов, то надо учитывать, что наблюдается в словах с чередованием е/ё в корне: бечёвка (бечева), недочёт (чета), шёлковый (шелка), решётка (решето), шёпот (шепчет), щётка (щетина), чёрный (чернеть), чёлка (чело), счёт (счета). Если такого чередования нет, в корне пишется О: шорох, капюшон, цокот, жокей, ожог (сущ.).
II. Повторение раздела «Лексика»

1. Вопросы на повторение теории.

— Что изучает лексика? (Словарный состав языка.)

— Каково самое общее деление слов по значению? (Однозначные и многозначные.)

— Какие группы слов вам известны? Дайте определения этим группам, приведите примеры. (Желательно пополнить рабочий словарик терминами, которые забылись.)

Синонимы — слова, сходные, близкие по значению: красный — алый, саммит — встреча, будто — словно.

Антонимы — слова, противоположные по значению: север — юг, вверху — внизу, далекий — близкий.

Омонимы — слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение: зреть («смотреть» и «вызревать»), брак («некачественная работа» и «супружество»), засыпать («погружаться в сон» и «сыпать что-либо»).

Омографы — слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному: за́мок — замо́к, му́ка — мука́, хло́пок — хлопо́к.

Омофоны — слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и по смыслу: чистота — частота, луг — лук, литься — лица.

Паронимы — слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу: страшный — страстный, будить — бдить, невежа — невежда.

Архаизмы — устаревшие слова, обозначающие существующие предметы, явления; употребляются обычно в поэтической речи: ланиты (щеки), выя (шея), очи (глаза).

Историзмы — слова, обозначающие ушедшие в прошлое понятия, явления: ямщик, паровоз, ликбез.

Неологизмы — слова, образованные недавно в связи с появлением новых понятий, явлений: интернет-кафе, сайт, пиарщик.

Диалектизмы — слова, употребляемые только в данной местности: кочет (петух), темы (валенки), вица (прут).

Профессионализмы — слова, употребляемые только в профессиональной речи: кок (повар на корабле), склянки (часы на корабле), офсайд (положение вне игры в футболе).

— Что такое фразеологизмы? (Устойчивые словосочетания, выражения, имеющие единое лексическое значение: бить баклуши (бездельничать), быть на виду (выделяться), сломя голову (быстро).)
2. Практические задания.

1) Определите слова по их лексическому значению.

а) «Частный вид метафоры, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление». (Олицетворение.)

б) «Повторение одинаковых или сходных согласных звуков в слове, во фразе». (Аллитерация.)

в) «Письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада». (Реферат.)
2) Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный»?

Пессимистичный, апатичный, циничный, аскетичный.

Определите значения оставшихся слов.


3) Определите, к каким лексическим группам относятся слова в данном тексте.

Когда выстраивается шеренга солдат, то впереди становятся самые рослые и бравые, а в конце всегда бывает маленький солдатик. Так дом Пантелевны стоял в конце и был самый маленький, в три оконца. Про такие дома говорят, что они пирогом подпёрты, блином покрыты.

Я бросил березовую жердь на землю и присел на лавочку перед домом.

Как называется ваша деревня? — спросил я.

Чистый Дор.

Чего Чистый?

Дор.

Дор... Такого слова я раньше не слыхал.

А что это такое — Чистый Дор?

Это, батюшка, деревня наша, — толковала Пантелевна.

Понятно, понятно. А что такое «дор»?

А дор — это вот он весь, дор-то. Всё что вокруг деревни, — это всё и есть дор.

Я глядел и видел поле вокруг деревни, а за полем — лес.

Какой же это дор? Это поле, а вовсе не дор никакой.

Это и есть дор. Чистый весь, глянь-ка. Это всё дор, а уж там, где ёлочки, — это всё бор.

Так я и понял, что дор — это поле, но только не простое поле, а среди леса. Здесь тоже раньше был лес, а потом деревья порубили, пеньки повыдергивали. Дёргали, дёргали — получился дор.

(Ю. Коваль.)

(Антонимы: рослые — маленький, впереди — в конце, раньше — потом; синонимы: глядел — видел; диалектизм: дор.)
4) Придумать по два предложения с фразеологизмами (или подобрать такие предложения из литературных произведений): 1 вариант — с книжными по происхождению, 2 вариант — с народными.

Например:

1 вариант. Хорошо владеть пером — редкий дар. Нашим футболистам удалось одержать победу в матче, который уже ничего не решал.

2 вариант. На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. Только что мы о нем говорили, а он легок на помине.


3. Занимательная лингвистика.

1) Какими частями речи могут быть слова мой, гол, стекло, сев? (мой — имя прилагательное и глагол в повелительном наклонении; гол — имя существительное и краткое прилагательное, стекло — имя существительное и глагол прошедшего времени среднего рода, сев — имя существительное и деепричастие.)

2) Что означает выражение «попасть впросак» и каково его происхождение? («Попасть впросак» означает «оказаться в неловком положении по своей же вине». Выражение попало в русский язык из речи кустарей, изготавливавших канаты, веревки и т. п. с помощью приспособления, которое называлось «просак». Это был небольшой прядильный станок с вращающимся колесом. Если по неосторожности мастера его одежда или волосы попадали в просак, это заканчивалось печально. Судя по тому, что выражение «попасть впросак» стало распространенным, такие случаи были нередкими. В дальнейшем предлог слился с существительным, которое потеряло самостоятельное лексическое значение.)
III. Домашнее задание

Составить небольшой рассказ с использованием фразеологизмов.




Урок 4. Состав слова и словообразование. Орфография

Цель урока: закрепить навыки разбора слова по составу и словообразовательного разбора слова.
Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Два—три ученика читают свои сочинения с использованием фразеологизмов.


2. Осложненный диктант.

Подобрать синонимы к каждому фразеологизм графически объяснить орфограммы.



Работать спустя рукава (работать кое-как); остаться в недоумении (удивиться); сказать наобум (сказать не подумав); ни рыба ни мясо (неопределенный); положа руку на сердце (откровенно, искренне); на злобу дня (актуально, злободневно); вносить свою лепту (вносить посильный вклад; участвовать); вернуться на круги своя (вернуться к началу); одержать победу (победить); попасть как кур в ощип (попасть в неприятное, сложное положение); остаться на бобах (остаться у разбитого корыта; остаться ни с чем, проиграть); наступить на больную мозоль (напомнить о неприятностях); прийтись по сердцу (понравиться); без царя в голове (безответственный, бесшабашный); лечь костьми (не щадя живота своего; приложить все усилия); скрепя сердце (неохотно); читать по глазам (понимать); открыть душу (поделиться сокровенным); водить за нос (обманывать); зарубить на носу (хорошо запомнить); попасть не в бровь, а в глаз (сказать точно, метко), быть начеку (быть внимательным, осторожным).

Примечание. В зависимости от конкретных условий, можно провести такой диктант по вариантам, устроить взаимопроверку; по очереди прокомментировать орфограммы.
II. Повторение темы «Состав слова. Словообразование»

Напомним, что в учебнике задания такого рода обозначаются цифрой «2». Например: словообразование2.

1. Вопросы на повторение теории.

— Что изучает словообразование? (Этот раздел языкознания изучает возникновение новых слов и состав слов, уже имеющихся в языке. По-другому: изучает морфемный состав слов и способы их образования.)

Из каких частей (морфем) состоит слово?

— Что называется основой слова?

— В чем заключается особое положение окончания по сравнению с основой? (Основа состоит из значимых частей: корня, приставки, суффикса, окончание же играет вспомогательную роль — служит для связи слов в предложении, несет на себе грамматическую нагрузку — определяет род, число, падеж, лицо. Окончание может быть нулевым. Некоторые части речи и их формы не имеют окончаний, поэтому речь о нулевом окончании не идет. Например: следуя — деепричастие; надолго — наречие, оба слова состоят только из основы.)

— Чем отличается словообразовательный разбор от разбора слова по составу?


2. Практические задания.

1) Выполнить словообразовательный разбор и разбор по составу слов подоконник, пригородный (по вариантам). Указать способ их образования. Выстроить словообразовательные цепочка.



Подоконник ← окно; приставочно-суффиксальный способ.

Пригородный ← пригород ← город; суффиксальный способ.
2) Назовите основные способы словообразования и приведите примеры.

(Приставочный: услышать ← слышать.

Суффиксальный: охотник ← охота.

Приставочно-суффиксальный: предгорье ← гора.

Сложение: целых слов — мать-и-мачеха (мать, и, мачеха), основ слов — луноход (луна, ход), основ и суффикса — первомайский (первый, май, суфф. -ск-), первых букв слов (аббревиатуры: РФ — Российская Федерация, вуз — высшее учебное заведение).

Слияние: долгоиграющий ← долго играющий.

Переход из одной части речи в другую: гостиная (сущ.) ← гостиная (комната; прилаг.); несмотря на (предлог) ← не смотря (дееприч. с отрицательной частицей).)
3) Определите, какое из перечисленных слов состоит из приставки, корня, суффикса и окончания, выделите части слов (по вариантам):

подбор, подгорный, подиум, подробно (Подгорный.)
3. Занимательная лингвистика.

1) «Третий лишний»:

а) прервать, премия, премудрый (премия — нет приставки, в остальных случаях — приставка пре-).

б) исходный, испуганный, известный (известный — приставка из-, в остальных случаях — ис-).

в) подьячий, подробный, подсобить (подсобить — приставка под-, в остальных случаях — по-).
III. Домашнее задание

Повторить темы «Чередование гласных в корнях слов», «Чередование гласных и согласных в приставках». Сделать словообразовательный разбор и разбор по составу слов небезопасный, испугаться, служащий (офиса), подыгрывая, черноглазый. Определить способ словообразования.




Урок 5. Морфология. Орфография

Цель урока: закрепить теоретические знания по теме «Морфология», практические навыки морфологического разбора.
Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Проверяем словообразовательный разбор и разбор слов по составу:



Небезопасный ← безопасный ← опасный. Приставочный способ (приставка не-).

Испугаться ← испугать ← пугать. Суффиксальный способ (суффикс -ся-).

Служащий (офиса) ← служащий (причастие) ← служить. Переход из одной части речи в другую (причастие перешло в существительное).

Подыгрывая ← подыгрыватьигратьигра. Суффиксальный способ. (Отметим, что окончания нет и не может быть в деепричастиях.)



Черноглазыйчерные глаза. Способ словообразования — слияние.
2. Выборочный диктант.

Первый вариант записывает слова с приставкой пре-, второй — с приставкой при-.



Приноровиться, преданность, прекратить, приступить к делу, пребывать в унынии, прискорбное известие, преследовать зверя, злой-презлой, пригодный к работе, непрерывный процесс, присовокупить, беспрестанные разговоры, признание заслуг, превозмочь, пристань, придорожная трава, знаки препинания, прибыть вовремя, призадуматься, презабавная собачонка, присмотреться к человеку, кентервильское привидение, непререкаемый авторитет, приятель, прищелкнуть пальцами, преподаватель, присобачить, приволжские степи, неприступная крепость, неприкасаемый, преступить закон, президиум.
3. В каких приставках происходит чередование согласных? Приведите примеры. (В приставках с согласными з-с на конце. Перед звонкими согласными пишем з: размах, безмолвный, возможность, чрезмерный, изгиб, низвергаться, перед глухими — с: распахнуть, бесполезный, восхищаться, чересчур, исподтишка, ниспадать).
4. В каких случаях происходит замена гласной и на ы после приставок? (После приставок на согласную и меняется на ы: разыскать, взыграть, предыстория, безысходный. Исключения составляют русские приставки меж- и сверх- и все иноязычные приставки, после которых замена не происходит, а также слово взимать).
5. Вспомните, в каких корнях наблюдается чередование гласных? Приведите примеры.

1) зар-зор и гар-гор (зависят от ударения): заря — зорька (исключение — зарница); загар — загореть.

2) лаг-лож, кас-кос (зависят от чередования корневых согласных): приложить — прилагать, коснуться — касаться.

3) раст-ращ-рос, (зависят от чередования корневых согласных): подрастающий, приращение, водоросли. Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

4) бер-бира, блест-блиста, дер-дира, жег-жига, мер-мира, пер-пира, стел-стила, тер-тира, чет-чита (зависят от суффикса -): заберу — забирать, зажечь — зажигать, постелить — выстилать, вычет — вычитать и т. д.

Примечание

Стоит напомнить о словах с чередующимися сочетаниями в корне:

а) слова с явлением полногласия-неполногласия, которые в корне имеют сочетания оро-ра, оло-ла: горожанин — гражданин, порох — прах, холодильник — прохлада, молодость — младенец, полотно — платок.

б) слова с чередованием о-а в корне: копать — подкоп — откапывать, ломать — лом — отламывать, поклонение — поклон — кланяться, сплотить — плот — сплачивать, колоть — укол — укалывать, стонать — стон — постанывать, солить — соль — засаливать. Под ударением в корнях данных слов может быть и о и а, без ударения — только о.


следующая страница >>