Понятие о цикле и о детективном жанре - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Понятие о цикле и о детективном жанре - страница №1/1

Урок № 1.

Тема урока : Артур 'Конан Дойл- автор детективного цикла о Шерлоке Холмсе.

Понятие о цикле и о детективном жанре.

Цель урока:

  • заинтересовать учащихся творчеством А,К. Дойля, познакомить их с основными фактами жизни и деятельности писателя;

  • дать теоретическое понятие о цикле и определить особенности цикла детективных рассказов о Шерлоке Холмсе, развивать навыки устной речи, умение отвечать на поставленные вопросы;

  • воспитывать непримиримость ко злу, моральные качества учеников, любовь к литерапгуре.

Оборудование:

портрет писателя, выставка его книг, тексты рассказа «Голубой карбункул», иллюстрации и рисунки к произведением А. Конан Дойля, словарь литературо-ведческих терминов: для инсценировки - небольшой стол, газета, халат, старая шляпа, драгоценный камень, трубка, трость.



Теория литературы: углубление понятий «рассказ», «сюжет» , « композиция»

Словарь: Новое - детектив, цикл, дедукция и дедуктивный метод, досье.
Ход урока
Большое сердце, большого роста и с большой

душой человек

Джером К. Джером.

Никакие детективы не могут сравниться в популяр-

ности с детективами Конан Дойля, и следует знать,

что он заслужил популярность уже только за то, ч то

придумал Шерлока Холмса

С. Моэм


І. Мотивация учебной деятельности .

Сегодня у нас необычный урок. Мы встретимся с самым популярным увлекательным жанром в литературе - детективом. Я думаю, что и вы очень много знаете о нем и без сомнения, знакомы со многими произведениями.

В: А кого из писателей, работающих в жанре детектива, вы знаете? (Среди осново-положников - Эдгар По. Коллинз, Конан Дойл, Агата Кристи и др. В украинской литературе жанр возник в 20-е годы XX века — Ю. Смолич),

В: Как вы думаете, а в чем популярность произведений детективной литературы? (Захватывающий сюжет, яркие образцы, вечная тема борьба добра и зла, живой доступный язык и др.)



Действительно, ребята, в истории литературы есть образцы, которые никогда не умирают. Они всегда интересны человечеству. Читатели увлекаются ими. стремятся унаследовать их слова, возвратится к ним. Одним из таких образов который воспринимается как реальный человек, является Шерлок Холмс, великий детектив, созданный воображением английского писателя Конан Дойля. По мотивам его рассказов создано десятки фильмов, в Англии даже есть музей Шерлока Холмса, расположенный в Лондоне на Бейкер-стрит, где, по замыслу писателя жил детектив вместе со своим другом доктором Ватсоном. И популярность его не угасает. В чем же ее секрет? Почему о нем хочется читать? Почему практически во всех странах существуют клубы ценителей творчества Артура Конан Дойля? На эти вопросы мы ответим, когда ближе познакомимся с его героями.
II. Оглашение темы, целей, эпиграфа урока.

ІІІ. Формирование новых знаний.
А. Конан Дойл и его произведения:


Понятие о детективе;



Цикле детективных рассказов:
1.Составление опорной схемы - конспекта вместе

с учителем (По ходу урока заполняется). Можно

предложить задания творческого характера: составить досье.(прил.№1)

  1. Словарная работа (запись в тетрадь заранее к этому вопросы готовилась группа учеников -

исследователей. Они выступают, а класс

конспектирует).

Детектив — (от англ. Detective -агент розыс-ка) - это разновидность приключенческой литературы ,в которой раскрывается тайна, чаще всего связанная с преступлением.

Цикл - ( от греч. - круг) связанные между собой художественные произведения одного жанра, которые объединяются по замыслу автора в одно целое.

Учитель в дополнение

Таблица.

предлагает поработать

с таблицей Своеобразие детективов Конан Дойля

  1. В центре произведения - тайны, загадка, преступление.

2.Сюжет - интеллектуальный процесс расследования, разгадывания тайны

  1. Герой - выдуманная умная личность, которая разгадывает эту тайну с помощью дедуктивного метода. (Холмс).

Дедукция — (от deductio) - способ размышления, с по-мощью которого новая мысль или вывод возникает путем раздумий над многими фактами.

Дедуктивный метод - способ исследования, основанный на дедукции. В литературе его основал Эдгар По.

  1. Устное рисование.


а) В: Какими вы представляете себе образ Шерлока Холмса? Определите черты

его характера, дайте оценку его поступкам. (Физическая сила, отсутствие корыстолюбия, умение беречь тайну, смелость, острый ум).

б) В: Зачитайте, пожалуйста, из «Воспоминаний доктора Ватсона» о Шерлоке

Холмсе (стр. 15 , Шерлок Холмс - его возможности),

в) Сообщение ученика о киносериале о Ш. Холмсе и докторе Ватсоне, где в глав-ных ролях снялись В. Ливанов и В. Соломин.
Учитель : Много необычно было в личности создателя Шерлока Холмса сэра Артура Конан Дойля. Есть две точки зрения на образ знаменитого сыщика: одна сводится к тому, что А.К. Дойл в этом образе описывал людей, которые произвели на него сильное впечатление; другая - что в образе Шерлока Холмса очень многое «списано» с самого писателя.

В: На ваш взгляд, какая из этих точек зрения более убедительна?

Вспомним слова самого писателя; «Если Холмс и существует, то, должен признать-ся, - это я сам и есть».

Урок №2
Тема урока : Захватывающий сюжет и композиция рассказа «Голубой карбун-

кул» .Удивительные способности и творческая одарённость

Шерлока Холмса.
Цель урока :

  • продолжить работу по изучению творчества Конан Дойла посредством

анализа рассказа «Голубой карбункул», дать характеристику главного героя и определить жизненную философию Холмса, его отношение к людям; попытаться определить «секрет» человеческой любви к Шерлоку Холмсу, определить вклад Конан Дойля в развитие детективной литературы;

  • развивать навыки устной речи, умение отвечать на поставленные вопросы;

  • воспитание уважения к человеку, формирование готовности помочь тому, кто нуждается в помощи; воспитание ответственности за свои поступки.




  1. Мотивация учебной деятельности.

Обращаю внимание детей на стол в углу, где лежат голубого цвета камень, старая шляпа, газета, халат, трубка.

  • Найдите связь между предметами лежащими на столе, и нашим уроком.

  • Какое впечатление произвел на вас рассказ «Голубой карбункул»?

  • Таким ли уж мелким и смешным оказался эпизод, ставший основою рассказа? Какова роль Ш. Холмса в раскрытии этой тайны.

  • Ведь могло получиться что камень был бы найден, но пострадал невиновный человек, осужденный за его якобы кражу?

ІІ. Формирование новых знаний.

  1. Составляем план, который отображает сюжетные элементы рассказа «Голубой карбункул».


Возможный вариант плана.
Экспозиция. 1. Старая шляпа, (дедуктивный метод детектива).

Завязка. 2. Необычный гусь. Нить преступления в руках Шерлока

Холмса.

Развитие действия. 3. Ш. Холмс проводит расследование (посещение лавки,

трактира).

Кульминация. 4. «Игра проиграна, Райдер!»
Развитие действия 5. Исповедь преступника
Развязка 6.Ш.Холмс освобождает преступника.


2. Обсуждение произведения строим в рамках рассмотрения поведения Шерлока Холмса на каждом этапе развития действия.
При анализе экспозиции. Обращаю ваше внимание на время действия («на

третий день Рождества». А. Холмс трудится

(размышление над шляпой).

В: В чем Холмс убежден? («... и на этот раз дело окажется столь же невиновным). /И мы настраиваемся на вполне заурядное происшествие/. Мы соглашаемся, что все так просто.
При анализе завязки: Появление посыльного Питерсона порождает массу

вопросов. Итак, камень найден, не о чем беспокоиться..

. В: - Обращался ли кто-нибудь к Ш. Холмсу с просьбой отыскать похитителя?

  • Почему же он занимается этим? (Ваша задача теперь — выяснить каким образом из футляра графини камень попал в гусиный зоб?!

Теперь давайте проследим за действиями сышика. начиная с того момента, когда появляется Генри Бекер —► у III. Холмса в руках оказывается нить, способная привести его к разгадке тайны : хозяин «Альфы» сообщает важные сведения.

В: Какое время суток и погода? /Поздно, холодно, и самое лучшее вернуться домой/. Но Холмс отправляется по следу.
Работа над кульминацией.

Итак, встреча героев с Джеймсом Райдером. Что мы узнаем из его исповеди?

В: Как отреагировал Холмс «Убирайтесь!» И это развязка.

Такую ли развязку ждали читатели? /Поступок омерзительный, страдает невиновный/. Но Ш. Холмс отпускает его Почему? Послушаем самого III.Холмса. «В конце концов, Ватсон...»

Так почему? Холмс - не полицейский, тайну он блестяще разгадал, камень будет возвращён хозяйке, а несправедливо обвиненный в краже человек будет оправдан. Но сыщику не безразлична и судьба Райдера . Холмсу хорошо известно,какое губительное влияние на человека может оказать тюрьма. Джеймсу Райдеру был сделан самый дорогой подарок - свобода, возможность начать новую жизнь. А вы согласны?
ІІІ. Закрепление и обобщение


  1. Заслушиваются досье на Артура Копан Дойля и Шерлока Холмса.

  2. План характеристика образа Ш. Холмса.

1.Шерлок Холмс - популярный литературный герой,

2.Необычность детектива;

а) наблюдательность; нетипичность;

б) глубина мышления;

в) творческая выдумка сыщика,

г) благородство, порядочность;

д) мужество ;

е) бескорыстие;

3.Секрет популярности этого героя.

3.Итоговая беседа.


  • Какое преступление раскрыл III Холмса?

  • Какие черты характера он проявил?

  • Что вам особенно понравилось?

  • Представьте себя ка месте детектива. Как бы вы себя вели?

  • Какие идеи утверждает писатель?


Домашнее задание:

  1. Прочитать 1-2 рассказа о Ш. Холмсе и подготовить устный рассказ «Шерлок Холмс и А. Конан Дойлто привлекает читателя в их образах?»

  2. Закончить план .

  3. Письменный ответ на вопрос: «В чем секрет популярности рассказов о Шерлоке Холмсе?» или «Моё отношение к Шерлоку Холмсу».


Приложение № 1.

Представьте себя на месте детектива и составьте досье на Артура Конан Дойля.
План литературного досье
1. Место проживания.

2. Внешность , характерные приметы .

3. Образование, профессия.

4. Окружение,

5.Род занятий.

6.Хобби.

7.Поступки.

Досье - собрание документов, относящихся к какому-нибудь делу,

лицу, а также папка с документами.