По физике Историко-физические викторины - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок. Физические тела. Вещества. Чистые в-ва и смеси. План урока... 1 41.83kb.
Викторина по физике. Вопросы викторины 1 19.08kb.
Кыргызстан маданиятынын тарыхынан из истории культуры кыргызстана р. 1 98.35kb.
Сборник качественных задач по физике: для 7 9 кл общнобр учреждений /А. 1 51.84kb.
План урока Актуализация знаний Физические основы воздухоплавания... 1 124.08kb.
Педагоги, учащиеся и их родители, а также все другие, кого заинтересует... 1 89.22kb.
Сборник задач по физике 7-9», М. «Просвещение»,2007 год «Самостоятельные... 1 42.26kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «История науки» для специальности... 1 266.39kb.
Физические лица 5 645.68kb.
Приложение лауреаты нобелевских премий по физике за 1901—1999 гг 1 225.92kb.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Историко-культурный... 1 32.21kb.
Всемирное тяготение 2 430.11kb.
- 4 1234.94kb.
По физике Историко-физические викторины - страница №1/1



Викторины

по физике

ломоносов декарт и демокрит

Историко-физические викторины



  • История науки – это всегда история великих личностей. Рассмотрение калейдоскопа фактов из жизни этих ученых наполняет историю физики живым дыханием. В какой семье они росли и воспитывались? Какими были в детстве и в зрелые годы? Как учились? Чем увлекались? Кто был их другом и недругом? Каким характером они обладали? Как спорили и отстаивали свои взгляды? Какое влияние они оказали на научные интересы других людей? Какую научно-общественную деятельность они вели? Какие награды и звания они имели? Эти и многие другие вопросы возникают при знакомстве с историей науки как с историей личностей великих мужей.



  • Большое воспитательное и познавательное значение имеют такие материалы из истории науки и техники, если их использовать в учебном процессе. Но малый лимит времени на уроках не позволяет их широко применять. И в этой связи особое значение приобретают внеклассные мероприятия – школьные физические вечера, посвященные истории развития физики и техники, составной частью которых служат конкурсы знатоков истории физики и соответствующие викторины.




  • Проведению таких викторин и конкурсов предшествует определенная подготовка: учащиеся должны прочитать научно-популярные книги и статьи, найти в Интернете соответствующую информацию.

  • Темами викторин могут служить, как вопросы, изучаемые на уроке ( история открытия физического, закона, явления, физические и технические приборы и установки); так и материалы, посвященные ученым-физикам ( их биография, морально-нравственные качества, отношение к добру и злу, войне и миру, их увлечения, высказывания и шутки и т.д.)

  • Историко-физические викторины можно делать комплексными, а можно проводить их по отдельным разделам физики: механике, акустике, электричеству и т.д.

Предлагаю материалы для викторин: «Ученые-физики – лауреаты Нобелевской премии», «Из истории открытия», «О них говорят…», «Детство гениев», «Семейные династии ученых-физиков», «Ученые-миротворцы».



Викторина
«Ученые-физики – лауреаты Нобелевской премии»

Нобелевская премия – это премия, ставшая символом высшего достижения в области науки. Она была учреждена в конце позапрошлого века (1895 г.) шведским инженером и промышленником Альфредом Нобелем. Все свое состояние он завещал израсходовать на награды ученым и литераторам, внесшим крупный вклад в прогресс человечества, а также общественным деятелям, способствовавшим укреплению мира между народами.

Ежегодные доходы Нобелевского фонда делятся на 5 частей: одна часть дается за крупнейшие открытия в области физики, вторая – за крупнейшее открытие или изобретение в области химии, третья – за открытия в области физиологии или медицины, остальные две части – для награждения лиц, достигших успехов в области литературы или движения за мир ( по завещанию самого Нобеля). А в 1968 году Шведский Национальный банк принял решение об учреждении памятной премии Альфреда Нобеля в области экономических наук.

Сообщение о новых лауреатах публикуется обычно 21 октября – в день рождения Альфреда Нобеля. Официальная церемония вручения премии происходит 10 декабря, в день, когда умер шведский исследователь

10 декабря отмечается день Нобеля и поднимается национальный флаг, а вечером в концертном зале Стокгольмской филармонии из рук его Королевского величества лауреаты получают почетную грамоту и золотую медаль. На другой день лауреаты получают премию в Нобелевском фонде.

По уставу Нобелевского фонда лауреаты в течение полугода должны выступить в Стокгольме с Нобелевской лекцией, которая является популярным изложением сути работы, за которую они были награждены.

(Чолаков В. Нобелевские премии. Ученые и открытия: пер. с болг. – М., Мир,1986).
Вопрос 1. Альфред Нобель был известным инженером и изобретателем, выдающимся предпринимателем и финансистом. Он в совершенстве владел пятью языками. В 1968 году он был награжден медалью Шведской академии наук. По своим убеждениям он был ярым пацифистом (сторонником мира) и в 1905 году писал: «Мои открытия скорее прекратят войны, чем ваши конгрессы в защиту мира. Когда враждующие стороны обнаружат, что они в один миг могут уничтожить друг друга, люди откажутся от этих ужасов и от ведения войны».

Какое открытие сделал Альфред Нобель?

(динамит)

Вопрос 2. Эта женщина в виде исключения дважды (!) была удостоена Нобелевской премии ( обычно эти премии присуждаются единожды ). В 1903 году она получила премию по физике (за изучение явления радиоактивности), а в 1911 году – по химии (за открытие элементов радия и полония).

Назовите имя этой женщины.

(Мария Склодовская-Кюри)
Вопрос 3. Один великий физик был приглашен в гости. Сидя в гостиной, он заметил, что два кресла около него пустуют: никто не смел в них сесть.

-«Сядьте около меня», - смеясь, попросил он хозяина дома, - «А то мне кажется, что я в Прусской Академии наук.

В 1922 году ему была присуждена Нобелевская премия за заслуги в области математической физики ( и, особо, за открытие закона фотоэлектрического эффекта).

Кто этот великий физик?

( Альберт Эйнштейн)
Вопрос 4. Этот человек является первым лауреатом Нобелевской премии по физике. В 1901 году ему была присуждена Нобелевская премия за открытие (лучи), которое носит его имя.

Назовите его открытие.

(Рентгеновские лучи)

Вопрос 5. В 1909 году Нобелевская премия по физике была присуждена итальянцу Гильельмо Маркони за работы по созданию беспроволочного телеграфа. На самом же деле первым это открытие сделал другой человек – русский физик и электротехник. У нас его имя известно каждому.

Назовите его имя.

( Александр Степанович Попов )
Вопрос 6. Накануне встречи Нового 2001 года, русский физик, лауреат Нобелевской премии 2000 года, сказал следующий тост: «У меня есть замечательное дело. Оно преображает мир, и я хочу, чтобы оно преображало нашу страну. Мне хотелось бы поднять тост за то, чтобы все открытия, которые делают наши ученые, были нужны здесь, в России, а не перекупались Западом. Чтобы они использовались предприятиями «Рубин». «Светлана», а уж только потом «Сименсом» и «Сони». И чтобы иностранцы в очереди за нашими открытиями стояли.

Назовите имя этого физика.

( Жорес Иванович Алферов )
Вопрос 7. В 2006 году сразу два российских физика стали лауреатами Нобелевской премии: Абрикосов Алексей Алексеевич и Гинзбург Виталий Лазаревич.

Назовите их открытие.

(высокотемпературная сверхпроводимость)


Викторина
«Из истории открытия»
Вопрос 1. Для демонстрации этого открытия понадобилось 8 пар лошадей и 2 полушария.

На демонстрации опыта присутствовал император Фердинант Ш.



Что это за открытие и кто его сделал?

( Отто фон Герике. Опыт с магдебургскими

полушариями. Атмосферное давление.)

Вопрос 2. Для демонстрации этого изобретения понадобилось несколько десятков пар

Монет из разных металлов и картон, смоченный соленой водой.

На демонстрации этого опыта присутствовал Наполеон Бонапарт. Ученый за

Свои исследования получил титул графа.



Что это за ученый и что он изобрел?

(Алессандро Вольта. «Вольтов столб» -

Первый источник тока ).

Вопрос 3. Когда один из жителей французского города Сент-Оморе использовал это

изобретение, его соседи подали на него в суд, так как боялись погибнуть.

Четыре года длился судебный процесс. Защитником выступал на суде

Робеспьер, а экспертом со стороны истца – Марат.



Что это за изобретение и кто его сделал?

(Бенджамин Франклин. Громоотвод).

Вопрос 4. Чтобы усовершенствовать это изобретение, понадобилось найти материал,

который был бы наиболее тугоплавким. Нужное растение искали в Японии,

на Кубе, Ямайке, в Китае, Бразилии, Индии. Многие при этом погибли от

желтой лихорадки или укусов змей. Необходимым материалом стал бамбук,

обработанный химическим раствором.

Назовите изобретение и его создателей.

(А.Н. Лодыгин и Т.А. Эдисон. Лампа

накаливания)

Вопрос 5. Чтобы подтвердить этот закон, ученому понадобилось подняться на знамени-

тую башню в г. Пиза.

Как заметил известный американский физик Ю. Вигнер, эта удивительная зако-

номерность «наблюдается безотносительно к тому, идет ли дождь или нет, про-

водится ли эксперимент в закрытой комнате или на Пизанской падающей баш-

не и кто его проводит: мужчина или женщина.»



Что это за закон и кто его открыл?

(Свободное падение всех тел, независимо от их

массы и объема происходит с одним и тем же

ускорением. Галилео Галилей. )


Вопрос 6. В книге, в которой излагался открытый этим ученым закон, он писал, что «ре-

комендует ее добрым людям с теплым чувством отца, не ослепленного обезь-

яньей любовью к детям, но довольствующего указанием на открытый взгляд,

с которым его дитя смотрит на злой мир.»

Мир действительно оказался злым и его книга подверглась уничтожающей

критике. В дальнейшем ученый писал: «Рождение «Электрических цепей»

(книга называлась «Теоретические исследования электрических цепей») при-

несло мне невыразимые страдания и я готов проклясть час их зарождения.»

Сейчас этот закон знает каждый школьник.

Что это за закон и кто его открыл?

(Закон Ома. Георг Симон Ом)

Вопрос 7. Для проведения своего опыта, ученый проделал дырку в ставне, и на про-

тивоположной стене увидел очень красивую картину - результат своего опыта.

Результаты этого опыта он описал в трактате «Оптика».

Как имя этого ученого, какое явление он наблюдал

и какой предмет понадобился ему для опыта?

(Исаак Ньютон. Явление дисперсии

света в стеклянной призме.)

Вопрос 8. Говорят, что это открытие сделала жена ученого, причем она ужасно испуга-

лась, увидев на экране скелет своей руки. Сам ученый назвал свое изобрете-

ние Х-лучами.

Как сейчас мы называем эти лучи?

( Рентгеновские лучи.)

Вопрос 9. Говорят, что этот закон ученый открыл во сне. Это – один из фундаментальных

законов природы. А в 1887 г. этот ученый поднялся на воздушном шаре, что-

бы наблюдать солнечное затмение, за что получил диплом от Французской

Академии метеорологического воздухоплавания «за проявленное мужество».



Как называется закон, открытый этим ученым ?

(периодический закон химических

элементов)
Вопрос 9. Опыт, поставленный этим замечательным русским ученым, стал причиной его

трагической гибели. От прибора, созданного этим ученым «вышел бледно-си-

неватый огненный клуб с кулак величиною прямо ко лбу господина профессо-

ра» - описывалось в «Санкт-Петербургских Ведомостях».



Какой прибор использовал ученый и что он изучал?

(лейденскую банку, атмосферное

электричество).


Викторина
«О них говорят»
Вопрос 1. О нем наш великий поэт А.С. Пушкин сказал, что он создал первый в России

университет, что «он, лучше сказать, сам был первым русским университетом».



О ком эти слова?

( о М.В. Ломоносове)
Вопрос 2. Когда этот ученый ослеп, его ученик Вивиани писал «Совсем остался он без

глаз – да, говорю я, без своих глаз, которые за краткое время увидели в этом

мире более, чем все человеческие глаза за ушедшие столетия смогли увидеть

и наблюсти.



Кто этот ученый?

(Галилео Галилей)
Вопрос 3. На его статуе помещена надпись: «Разумом он превосходил род человеческий»,

а на его памятнике можно прочитать слова: «Пусть смертные радуются, что су-

ществовало такое украшение рода человеческого».

О ком это написано?

(об Исааке Ньютоне)
Вопрос 4. Этот ученый очень любил фильмы Чарли Чаплина. Однажды он написал в

письме к Чаплину: «Ваш фильм «Золотая лихорадка» понятен всем в мире,

и вы непременно станете великим человеком». На это Чаплин ответил так:

«Я Вами восхищаюсь еще больше. Вашу теорию никто в мире не понимает,

А Вы все-таки стали великим человеком.

Кто этот ученый?

(Альберт Эйнштейн)
Вопрос 5. О каком ученом говорят, что «он первым стал работать на войну и пал жерт-

вой войны»?



(об Архимеде)
Вопрос 6. П.Л. Капица, работавший в лаборатории этого ученого, писал, что фундамен-

тальные эксперименты этого ученого в области определения основных свойств

атома и его ядра по своему значению, несомненно, равны фундаментальным

открытиям, которые были сделаны гениальными физиками: Галилеем, Франк-

лином, Ньютоном, Ломоносовым, Фарадеем, Ленцем.

Кто этот ученый?

(Эрнест Резерфорд)
Вопрос 7. Говорят, что этот ученый принялся за одно из своих великих изобретений после

скандала с газовой компанией.

«Вы имеете большой долг за газовое освещение», - заявила газовая компания и

отключила газ.

«А я и без вас обойдусь», - возмутился ученый и изобрел электрическую лам-

почку.


Назовите имя ученого.

(Томас Эдисон)
Вопрос 8. На его могильном камне сделана надпись: «Он был так же добр и так же прост,

как и велик».



О ком эти слова?

(об Андре Мари Ампере)
Вопрос 9. Современники отзывались о нем как о « самом мудром из богачей и самом бо-

гатом из мудрецов. Он был богатым аристократом и состоял в родстве с герцо-

гом Девонширским, однако вел жизнь отшельника, с наслаждением предаваясь

научным исследованиям. Его работы посвящены молекулярной физике и теп-

лоте. Он определил гравитационную постоянную.

Как звали этого ученого?

(Генри Кавендиш)
Вопрос 10. В одной старой энциклопедии о нем писалось: «На протяжении всего своего

пути на научном поприще он придерживался мнения, что магнитные действия

теми же телами, что и электрические, причем руководствовался он не столько

обычными причинами, сколько философскими принципами, согласно кото-

рым все явления следует приписывать одной и той же первосиле».

О ком написаны эти слова?

(о Кристиане Эрстеде)
Вопрос 11. В отзыве об этом ученом говорится: «Подлинная, огромная страсть к научно-

му исследованию – основной его признак до сегодняшнего дня. Мало того,

эта страсть у него расширяется и углубляется с годами. Вся его жизнь подчи-

нена единой цели – активному ненасытному научному творчеству. Дни он

проводил в лаборатории, нередко работая собственными руками, а вечером

сидит за расчетами и анализом проводимых опытов.».

Лауреат Нобелевской премии, дважды Герой Социалистического Труда,

дважды лауреат Государственной премии СССР, член многих зарубежных

академий наук и научных обществ.

Кто этот ученый?

(П.Л. Капица)

Вопрос 12. Этого ученого называли «Леонардо да Винчи двадцатого века». В своих вос-

поминаниях он писал: « Я рос хилым и слабонервным ребенком и с детства

испытывал на себе влияние внешних метеорологических факторов, причем в

такой степени, что предсказывал перемены погоды, дождь или грозу –

за сутки и более до их наступления… Эти мои черты вынудили меня еще с

детства прилежно изучать естественные науки. Меня непреодолимо влекло к

изучению внешних влияний на организм, и поэтому я отдал изучению этого

всю последующую жизнь. В 1939 г. Первый Международный конгресс по

биологической физике и космической биологии в Нью-Йорке избрал его одним

из своих почетных президентов и выдвинул его кандидатуру на соискание

Нобелевской премии. Но этой награды ученый не получил, как и заслуженного

признания при жизни. Подобно идеям Леонардо да Винчи, научные направле-

ния этого ученого не нашли в свое время практического применения.

Кто этот ученый?
(А.Л Чижевский)

Викторина
«Детство гениев»

Вопрос 1. Этот великий физик, сын коммерсанта, никогда не ходил в школу, но в 13 лет

представил в Лионскую Академию свой первый доклад по математике, а к 18

знал греческий, латинский и итальянский языки, физику, высшую математику,

ботанику и литературу. Он ввел в физику понятие «электрический ток».



Назовите имя этого ученого.

(Андре Мари Ампер)
Вопрос 2. Сын кузнеца, с 12 лет работал посыльным, затем учеником и подмастерьем пе-

реплетчика в книжном магазине. За десять лет, проведенных в переплетной ма-

стерской, будущий физик полностью ликвидировал пробелы в образовании,

проводя опыты, описанные в переплетаемых им книгах.



О ком это?

(Майкл Фарадей)
Вопрос 3. Физик, создатель волновой теории света, в 2 года – свободно читал, в 4 – знал

на память множество стихотворений английских поэтов и охотно их деклами-

ровал, в 8 лет – вытачивал на токарном станке детали для сконструированных

им же физических приборов. К 14 годам – знал греческий, арабский, итальян-

ский, французский языки, латынь и математический анализ. Был студентом

трех университетов.



Кто это?

(Томас Юнг)
Вопрос 4. Сын фермера, воспитывался бабушкой. Уже в детстве любил строить сложные

механические игрушки, модели машин, солнечные и водяные часы, хорошо ри-

совал, любил запускать воздушных змеев, Ночью он привязывал к ним фонари,

а случайных зрителей убеждал, что это – кометы. С 12 лет учился в Королевс-

кой школе г. Грантеля, а в 18 – поступил в самый престижный колледж Кем-

бриджского университета.



Кто этот ученый?

(Исаак Ньютон)
Вопрос 5. Первый из голландцев, удостоившийся Нобелевской премии, сын земледельца.

В 17 лет поступил в Лейденский университет, а уже через год (!) получил дип-

лом кандидата наук. В 22 года с отличием защитил диссертацию и стал докто-

ром наук.



О ком это?

(о Хендрике Антоне Лоренце)

Вопрос 6. Немецкий физик. В детстве был слабым и болезненным ребенком, помогал отцу

обслуживать посетителей в трактире. Но ему очень хотелось учиться, и сельс-

ский учитель помог мальчику поступить в школу. Учась в университете и гото-

вясь стать священником, он узнал об учении Коперника. Это изменило его пла-

ны на будущее.

Кто этот физик и астроном?

(Иоганн Кеплер)

Вопрос 7. Этот древнегреческий ученый в детстве был дружен с сыном царя – Филиппом

будущим отцом Александра Македонского.



Как звали этого ученого?

(Аристотель)
Вопрос 7. Родился в дворянской семье. В детстве он был хрупким и странным ребенком.

Мать умерла, когда мальчику не было и трех лет. В колледже не учился, его

обучал отец. В 17 лет он первым пришел к идее счетной машины и сам сконст-

руировал ее.



Кто этот математик и физик?

(Блез Паскаль)
Вопрос 8. Этот ученый оглох в десятилетнем возрасте, не смог учиться в школе и вынуж-

ден был заниматься самостоятельно. В 16 лет он увлекался астрономией, фи-

зикой, механикой и изобретательством. В дальнейшем он стал школьным учи-

телем.


Кто этот знаменитый ученый?

(Константин Эдуардович Циолковский)
Вопрос 9. Этот ученый в детстве работал продавцом газет в поезде и для опытов обору-

довал себе лабораторию в багажном вагоне этого поезда, затем он стал теле-

графистом.

Как звали этого ученого?

(Томас Алва Эдисон)

Викторина
«Семейные династии ученых-физиков»
Вопрос 1. Эта династия известна в истории физики в трех поколениях. Работы деда – основателя династии - относятся к исследованию минералов, пьезоэлектричества, термоэлектричества. Он окончил Политехническую школу и инженерное училище, участвовал в военных действиях в Испании в армии Наполеона. Выйдя в 24 года в отставку, посвятил себя науке. Был избран членом Парижской академии наук, а затем ее президентом, награжден медалью Копли. Его сын, как и отец, был директором Музея естественной истории. Он выполнил цикл фундаментальных исследований по фосфо-

ресценции. Третий член династии, названный в честь деда, был удостоен Нобелевской премии за открытие явления естественной радиации.



Назовите имя внука.

(Антуан Анри Беккерель)
Вопрос 2. В этой династии четыре поколения связаны с Академией наук: прадед – был членом-корреспондентом императорской Российской академии наук, дед, сын и младший внук - академиками. Старший внук, профессор, доктор физико-математических наук, стал выдающимся популяризатором науки, ведущим научной телепередачи. Наибольший вклад в науку внес третий представитель династии – советский физик, академик, лауреат Нобелевской премии, член многих зарубежных академий наук и научных обществ. Его работы посвящены ядерной физике, физике и технике сверхсильных магнитных полей, физике и технике низких температур, физике высокотемпературной плазмы.

Назовите его имя.

(Петр Леонидович Капица)
Вопрос 3. В этой династии занятия наукой унаследовала дочь. Отец и мать в 1903 г. были удостоены Нобелевской премии по физике, а их дочь вместе со своим мужем в 1935 г. получили Нобелевскую премию по химии.

Назовите фамилии этих супругов.

( Ирен и Фредерик Жолио-Кюри)
Вопрос 4. В этой династии из 11 членов рода 8 были математиками, причем 3 – выдающимися. В течение 105 лет кафедра математики в Базельском университете была, по сути дела, «фамильной» кафедрой, поскольку руководил ею один из членов этой семьи. Из 8 мест, предназначавшихся Парижской академией наук для иностранных членов, 2 в течение почти 100 лет занимали члены этой династии. Вклад этой замечательной династии в науку отражен в многочисленных научных терминах и понятиях: числа…, многочлены…, лемниската…. Уравнение гидродинамики, выведенное одним из членов этой фамилии сегодня известно каждому школьнику.

Назовите фамилию этой династии.

(Бернулли)
Вопрос 5. В этой династии Нобелевской премии в 1915 г. были удостоены отец вместе с сыном за большой вклад за исследование кристаллов с помощью рентгеновских лучей. Эксперименты отца и сына положили начало рентгеноструктурному анализу и рентгеновской спектроскопии.

Назовите фамилию отца и сына.

(Брэгг)

Викторина
«Ученые – миротворцы»
Вопрос 1. Вряд ли существовал другой такой ученый, личность которого была бы столь популярна среди людей нашей планеты. Он родился 14 марта 1879 года в маленьком немецком городке Ульме, из которого семья позже переехала в Мюнхен, а в 1893 году – в Швейцарию. В 1905 году никому не известный эксперт Берлинского патентного бюро публикует работу под названием «К электродинамике движущихся тел». В этом же году он дает объяснение фотоэффекта. В течение 1907-1916 гг. создает новую теорию - теорию тяготения. С 1914 г. продолжает свою научную деятельность в Германии.

Ему была чужда безучастность и к судьбе общества в целом, и к острым социальным проблемам. Он был тесно связан со многими общественно-политическими событиями, они его волновали и побуждали к активным действиям в защиту прогресса, мира и справедливости. В 30-е годы он вплотную сталкивается с фашизмом. Его, ученого с мировым именем, зачисляют в разряд врагов гитлеровского режима. Его научные труды были сожжены в огромном костре на одной из берлинских площадей вместе с книгами Гейне, Шиллера и Гете, а за его голову было обещано 50 тысяч марок. В 1933 г. выдающийся физик двадцатого столетия был вынужден эмигрировать в Соединенные Штаты Америки, где продолжал свою научную и общественную деятельность до самой смерти. Знаменитый испанский виолончелист Пабло Казалье назвал его «совестью человечества в такое время, когда многие достижения цивилизации теряли цену».



Назовите имя этого ученого.

(Альберт Эйнштейн)
Вопрос 2. Этот русский физик и электротехник впервые в мире применил электромагнитные волны для практической связи. В начале 1895 г. он усовершенствовал порошковый детектор электромагнитных волн и на его основе создал прибор для беспроволочной передачи электрических сигналов. 7 мая этого же года он продемонстрировал созданный им радиоприемник на заседании Русского физико-химического общества. Является изобретателем грозоотметчика – прибора для регистрации грозовых разрядов. Будучи ректором Петербургского электротехнического института, оказался в водовороте событий первой русской революции. На одно из предложений уехать за границу ответил так: «Я – русский человек, и все свои знания, весь свой труд я имею право отдавать только своей родине. И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи».

Каково имя этого ученого?

(Александр Степанович Попов)
Вопрос 3. Этот французский физик родился в Париже, в семье коммунара. Он окончил школу физики и химии и Нормальную школу, после чего в течение года работал в Кавендишской лаборатории у Дж.Дж. Томсона. В 1902 г. получил степень доктора в Парижском университете. В 1903 г. начал работать в Колледж де Франс в должности профессора, одновременно став профессором Школы физики и химии, заменив на этом посту П. Кюри, и до последних дней был ее директором.

Работы посвящены ионизации газов, квантовой теории, теории относительности, ультраакустике, магнетизму. В 1905 г. разработал термодинамическую и статистическую теорию диа- и парамагнетизма.

Известный общественный деятель, активный борец за мир и справедливость, принимал активное участие в организации антифашистского комитета и создании Народного фронта Франции, свыше 20 лет работал в Лиге прав человека. Его считали знаменем Сопротивления нацизму.

Ему принадлежат слова: «В наши дни задача творцов науки – добиться, чтобы достижения науки не использовались во вред человечеству».



Назовите имя этого ученого.

(Поль Ланжевен)
Вопрос 4. «Каждый из нас обязан работать над собой, над совершенствованием своей личности, возлагая на себя определенную часть ответственности за жизнь человечества…»

Это высказывание принадлежит физику – основоположнице учения о радиоактивности, испытавшей много элементов на радиоактивность, исследовавшей их свойства, установившей влияние радиоактивности на живую клетку, а в годы первой мировой войны организовавшей 220 передвижных и стационарных установок для рентгено- и радиологического обслуживания госпиталей Франции.



Кто это?

(Мария Склодовская-Кюри)
Вопрос 5. Удивительная судьба была у этого человека. Один из авторов самого страшного оружия — водородной бомбы, стал обладателем Нобелевской премии мира!
Над его могилой академик Д.С. Лихачев сказал: «Он был настоящий пророк. Пророк в древнем, исконном смысле этого слова, то есть человек, призывающий своих современников к нравственному обновлению ради будущего».

Назовите имя этого ученого.

(Андрей Дмитриевич Сахаров)
Вопрос 6. Выдающийся физик-теоретик, один из создателей современной физики., создал принципиально новый подход для создания физической картины атомных процессов. В 1922 г. удостоен Нобелевской премии. Он принимал участие в создании атомной бомбы. Впоследствии, осознав огромную опасность, которую несет его открытие, он предпринял огромные усилия для предотвращения применения атомной бомбы во второй мировой войне. Создал Институт теоретической физики, ставший международным центром физиков-теоретиков и сыгравший большую роль в международном общении ученых.

Имя этого ученого…

(Нильс Бор)
Вопрос 7. Этот ученый преподавал в Сорбонне, был профессором Колледж де Франс и верховным комиссаром Комиссариата по атомной энергии. На этом посту он много сделал для развития атомной науки и техники во Франции. Работы посвящены ядерной физике, ядерной химии и ядерной технике. В 1950 г. французское правительство отстранило его от руководства Комиссариатом из-за его отказа вести ядерные исследования в военных целях. С 1956 г. профессор Парижского университета. С 1950 г. он являлся председателем Всемирного Совета Мира, выступил инициатором Стокгольмского воззвания. За деятельность в защиту мира в 1951 г. удостоен Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». С 1947 г. Президент общества «Франция – СССР», один из основателей и президент Всемирной федерации научных работников, Президент Французского физико-химического общества.

Как его имя?

(Фредерик Жолио-Кюри)