Планирование курса «История Древнего мира» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа «История Древнего мира» 1 176.45kb.
Планирование курса «Всеобщая история. История нового времени» 1 322.45kb.
Календарно-тематическое планирование по истории в 10 классе 1 202.91kb.
Календарно-тематическое планирование курса Всеобщая история «История... 2 306.83kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история... 3 1274.69kb.
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История Древнего... 1 54.47kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира... 1 547.74kb.
Рабочая программа по истории Древнего мира для 5-х классов 8 3318.64kb.
Учебный курс История. Россия и мир. ХХ век предмет история дисциплина... 1 239.5kb.
Древнейшая история и цивилизация Древнего мира на территории нашего... 1 321.2kb.
Учебная программа по истории для 5 класса Пояснительная записка Данная... 2 455.93kb.
Тематическое планирование курса всеобщей истории для 5 класс 1 423.17kb.
- 4 1234.94kb.
Планирование курса «История Древнего мира» - страница №1/2

Календарно-тематическое планирование курса «История Древнего мира» 5 класс.

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Основные элементы содержания

Характеристика основных видов деятельности учащихся на уровне учебных действий

Формы и виды контроля

Домашнее задание

Дата

План

факт

1

Введение. Откуда мы знаем, как жили наши предки.

1


Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

Личностные: Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Познавательные: Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.


Беседа

c.6






2


Раздел 1. Жизнь первобытных людей.

Глава 1.

Первобытные собиратели и охотники.

Древнейшие люди.



6
3

1


Древнейшие люди — наши далекие предки Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота. Первое великое открытие человека- овладение огнем.





П: Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудия труда, собирательство. Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Л: Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. К: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.



Фронтальный опрос



1








3

Родовые общины охотников и собирателей.

1

Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей.Распределение обязанностей в родовой общине.

К: исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей, вступая в сотрудничество со сверстниками и взрослыми. П: называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты. Р: вносить необходимые коррективы в план работы по теме и действовать на основе результатов обсуждения. Л:проявляют интерес к новому учебному материалу.


Индивидуальный и фронтальный опрос. Работа с картой.

2







4

Возникновение искусства и религиозных верований.

1

Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.


Л: сохраняют мотивацию к учебной деятельности ; проявляют интерес к новому учебному материалу. П: рассказать о наскальной живописи, версиях ее происхождения. Объяснить, как ученые разгадывают загадки древних художников. Охарактеризовать первобытные верования людей. К: работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.



Фронтальный опрос

3






5


Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства.

2

1


Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Освоение ремесел. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

П: исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремесла. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремесел в жизни общины. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека. Л: сохраняют мотивацию к учебной деятельности ; проявляют интерес к новому учебному материалу. К: Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.





4







6

Появление неравенства и знати.

1

Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины - к соседской. Возникновение неравенства. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

П: раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделение в ней знати. К: составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Р: осуществлять пошаговый и итоговый контроль, воспринимать оценки учителя. Л: понимают значение знаний для человека и принимают его. Развивают способность к самооценке.


Исторический понятийный диктант.
Работа с картой.

5







7

Повторительно-обобщающий урок «Жизнь первобытных людей».

1

Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности. Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).

К: использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия, сотрудничая со сверстниками и взрослыми. П: решать проблемные и развивающие задачи по теме с использованием мультимедиаресурсов. Р: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. Л: понимают значение знаний для человека и принимают его. Развивают способность к самооценке.



Составление кроссвордов.

Итоговый тест «Жизнь первобытных людей».



1-5







8

Глава 3. Счёт лет в истории.

1

Счёт лет в истории. Хронология- наука об измерении времени. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Наша эра. Лента времени как схема ориентировки в историческом времени.

П: решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени. Л: сохраняют мотивацию к учебной деятельности ; проявляют интерес к новому учебному материалу. К: работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.


Урок-игра в процессе обучения

Стр. учеб.










Раздел II. Древний Восток.

Глава 4. Древний Египет.

Государство на берегах Нила.



20



















9

8
1


Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

П: самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. К: уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу. Л: проявляют интерес к новому учебному материалу.


Работа с картой. Фронтальный опрос.

Тест.


6






10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1

Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги.

Р: находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. К: работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. П : комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Л: оценивать достижения культуры.

Составление плана по любому тексту из параграфа.

Исторический понятийный диктант.



7







11

Жизнь египетского вельможи.

1

О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельмож.

К: учиться работать в малой группе над общим заданием. Р: выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. П: выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Л:проявляют интерес к новому учебному материалу.


Фронтальный опрос.

8







12

Военные походы фараонов.

1

Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наемного войска.

К: работать с картой в малых группах по единому заданию. Л:исполняют роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. П:подготовить сообщение о военных походах ТутмосаIII. Р:вносить необходимые коррективы в план работы по теме и действовать на основе результатов обсуждения.


Тест.

9







13

Религия древних египтян.

1

Боги и жрецы. Храмы- жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Представление древних египтян о «царстве мертвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон- сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мертвых».

П: характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. К:творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа, сотрудничая со сверстниками и взрослыми. Л:проявляют интерес к новому учебному материалу. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.



Творческие работы по теме.

10







14

Искусство древних египтян.

1

Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм-жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Образ Нефертити. Искусство древнееегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.

К: искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Подготовить презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). П: рассказывать о внутреннем строении пирамиды. Л: сохраняют мотивацию к учебной деятельности ; проявляют интерес к новому учебному материалу. Р:комментировать иллюстрации на страницах учебника.


Простейшие презентации по теме.

11







15

Письменность и знания древних египтян.

1

Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. . Изобретение материала и инструмента для письма. Свиток папируса- древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Изобретение инструментов отсчёта времен: солнечный календарь, водяные часы, звездные карты. Хранители знаний — жрецы.

П: составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. К:осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Л: дают свою оценку значимости письменности и знаниям египтян. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.



Индивидуальный опрос.

12







16

Повторительно-обобщающий урок «Древний Египет».

1

Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

К: составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). П:анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. Л:высказывают свое собственное мнение о достижениях древних египтян. Р:прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Тест.

Составление таблицы на сравнение образа жизни фараона, вельможи и простого земледельца.



6-12






17



Глава 5. Западная Азия в древности.

Древнее Двуречье.



7

1


Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Клинопись - особое письмо Двуречья. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Мифы и сказания с глиняных табличек.

К: использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. П: характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить ее особенные признаки. Л: сохраняют мотивацию к учебной деятельности ; проявляют интерес к новому учебному материалу. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.


Фронтальный опрос.

Тест.


13






18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммуррапи - власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.

П: выделить основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. К: составлять кроссворд по теме урока, интегрируясь в группу сверстников. Л:сохраняют мотивацию к учебной деятельности ; проявляют интерес к новому учебному материалу. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.



Индивидуальный опрос.

Тест.


14







19

Финикийские мореплаватели.

1

География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах.

П: рассказать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях ее жителей. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. К:подготовить короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников, привлекая различные источники. Л:сохраняют мотивацию к учебной деятельности ; проявляют интерес к новому учебному материалу. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.



Фронтальный опрос.

Тест. Работа по карте.



15







20

Библейские сказания.

1

Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племен. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог дает законы народу.

П: изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям.

Л: объясняют, почему Библия — наиболее читаемая книга с древности и до наших дней. К: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.



Тестовые задания

16







21

Древнееврейское царство.

1

Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.

К: решать развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа-, видео- и аудиоресурсов. П: выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное.Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи. Л:уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.


Индивидуальный опрос.

Тесты.


17







22

Ассирийская держава.

1

Начало обработки железа и последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско и конница. Приспособления для победы над противником. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы.

К: работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. П:перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы. c сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Р: вносить необходимые коррективы в план работы по теме и действовать на основе результатов обсуждения.


Фронтальный опрос.

Тесты.


18







23

Персидская держава «царя царей».

1

Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нем. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий I. «Царская дорога» и «царская почта». Войско персидского царя.

П: работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Рассказывать кратко легенды о персидских царях. Р: систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Л: дают личную оценку деятельности Дария I. К:принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения.


Фронтальный опрос.

Тесты.


19


































24


Глава 6. Индия и Китай в древности.

Природа и люди Древней Индии.



4
1

Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

П: рассказать о местоположении Индии, особенностях ее ландшафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру. Л: сохраняют мотивацию к учебной деятельности. К:работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Р:осуществлять пошаговый и итоговый контроль, воспринимать оценки учителя.



Фронтальный опрос.

Тесты.

20








25

Индийские касты.

1

Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма. Объединение Индии царем Ашока.

Р: составлять простой план пунктов параграфов по выбору. П: перечислять достижения древних индийцев. Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы-хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. К: подготовить сообщение о жизни Будды. Л: проявляют интерес к новому учебному материалу.

Индивидуальный опрос.

Тесты.


21







26

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

П: вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. К: работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом. Определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. Л:сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Р: осуществлять пошаговый и итоговый контроль, воспринимать оценки учителя.


Индивидуальный опрос.

Тесты.


22







27

Первый властелин единого Китая.

1

Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

П: рассказать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в ее достижениях. К: составлять кроссворды по тематике урока, сотрудничая со сверстниками и взрослыми. Л:сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Р: адекватно воспринимать оценку товарища; вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.


Фронтальный опрос.


23







28

Повторительно-обобщающий урок «Древний Восток».

1

Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

К: выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма, изучения мультимедиаресурсов, работая в группах. П: показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории. Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии. Л:высказывают свое собственное мнение о достижениях народов Древнего Востока. Р: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала(что я знал раньше и что я нового узнал).

Тестовые задания и составление кроссвордов

6-23










Раздел III. Древняя Греция.

Глава 7. Древнейшая Греция.

Греки и критяне.



21


















29

5
1


Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр. Дедал и Икар.

П: определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Назвать отличительные признаки критской культуры. Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Л:рассказывают миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу. К: составлять задания, вопросы, обмениваться ими.




24








30

Микены и Троя.

1

В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен и его последствия.

П: показывать на карте местоположение Микен. Выделять отличия между микенской и критской культурами. На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определить, какое событие произошло раньше других и на сколько по сравнению с другими. К: работать в малых группах по дифференцированным заданиям. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу. Л: понимают значение знаний для человека и принимают его.


Индивидуальный опрос.

Тесты.


25







31

Поэма Гомера «Илиада».

1

Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

П: рассказывать легенду о жизни Гомера. Раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Л: характеризовать образы основных героев «Илиады» и дать личную оценку их поступкам. К: самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.

Фронтальный опрос

26







32

Поэма Гомера «Одиссея».

1

География странствий царя с острова Итака- Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

К: в группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Выделять основные вехи пути Одиссея домой. П: последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Р: читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно. Л: проявляют интерес к новому учебному материалу.



Фронтальный опрос

27







33

Религия древних греков.

1

Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

П: объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Сравнить пантеон богов египтян и греков. Л: дают нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Оценивают роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. К: выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка». Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.

Фронтальный опрос

28






34


Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.



7

1

География, природа Аттики. Дефицит земли, перенаселение Аттики. Основные занятия населения: садоводство, выращивание оливок, винограда. Знать и демос. Законы Драконта. Долговое рабство. Недовольство демоса.



Л: понимают значение знаний для человека и принимают его. П: находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия ее населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским. К: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.

Индивидуальный и фронтальный опрос. Работа с картой .


29








35

Зарождение демократии в Афинах.

1

Демос восстает против знати. Реформы Солона. Отмена долгового рабства. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.


П: показывать смысл понятия «демократия», ее роль в жизни народа. Сравнивать законы Драконта и Солона. К: уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Л: дают оценку поступкам Солона, его противникам и друзьям. Р: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Составление таблицы на сравнение законов Драконта и Солона.

Тест «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах».



30







36

Древняя Спарта.

1

География и природа Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта-военный лагерь. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования.

П: показывать на карте и рассказывать о местоположении Спарты. Давать характеристику основным группам населения. Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев. Л: понимают значение знаний для человека и принимают его. Развивают способность к самооценке. К: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.


Индивидуальный опрос.

Работа с картой .



31







37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

1

Причины и места колонизации. Торговля. Скифы. Единство мира и культуры эллинов. Эллада-колыбель греческой культуры. Танаис -греческая колония в дельте р. Дона.

П: объяснять причины греческой колонизации, ее географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Комментировать наряд грека. Р: адекватно воспринимать оценку товарища; вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения. К: Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Л: сохраняют мотивацию к учебной деятельности ; проявляют интерес к новому учебному материалу.


Работа с картой.

Тест.


32







38

Олимпийские игры в древности.

1

Праздник, объединявший эллинов. Атлеты. Виды состязаний. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.

П: составлять развернутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. К:использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения, вступая в сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Л:оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.



Подготовить творческие работы по теме.
Составление таблицы на сравнение Олимпийских игр в Древней Греции и современных Олимпийских игр.

33







39

Победа греков над персами в марафонской битве.

1

Над греками нависла угроза порабощения. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

П: выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Использовать различные виды информации для составления собственного рассказа о Марафонской битве. Л:дают оценку поступку афинскому юноше. К:использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения, вступая в сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Р: адекватно воспринимать оценку товарища; вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов.

Индивидуальный опрос.

Работа с картой. Составить собственный рассказ о Марафонской битве.




34







40

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

Подготовка эллинов к новой войне. Фемистокл. Создание афинского флота. Вторжение персов в Элладу. Защита Фермопил. Подвиг 300 спартанцев и царя Леонида. Саламинское сражение. Эсхил о победе греков на море. Битва при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».

П: называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу. К:использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о создании военного флота, о Фермопильском сражении, о Саламинской битве, взаимодействуя с группой сверстников. Р:прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. Л:сохраняют мотивацию к учебной деятельности ; проявляют интерес к новому учебному материалу.


Индивидуальный опрос.

Работа с картой.

Составить собственный рассказ о создании военного флота, о Фермопильском сражении, о Саламинской битве.

Тест «Греко-персидские войны»

.


35






41


Глава 9. Возвышение Афин в Vв. до н.э. и расцвет демократии.

В гаванях афинского порта Пирей.



5

1


Военные и торговые гавани Пирея. Военный и торговый флот. Население Афинского полиса. Пошлины. Рабский труд. Афины-крупнейший центр ремесла и торговли.

П: сравнивать военную и торговую гавани. Л:оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. К:использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях. Р:вносить необходимые коррективы в план работы по теме и действовать на основе результатов обсуждения.

Фронтальный вопрос.

Работа с картой.

Исторический диктант.


36








42

В городе богини Афины.

1

Миф о рождении Афины. Керамик. Краснофигурные и чернофигурные вазы. Агора. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры. Фидий. Мирон. Поликлет.

П: рассказывать о достопримечательностях Афин. Составлять план вертуальной экскурсии по Акрополю. Л: высказывать свое собственное мнение о достопримечательностях Афин. К: создавать короткую презентацию об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками. Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему(по уроку). Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.


Составить план экскурсии по Афинскому Акрополю.

Творческая работа по созданию краткой презентации по культуре Афин и составлению кроссворда по этой теме.



37







43

В афинских школах и гимнасиях.

1

Воспитание детей педагогами. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие ученые о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. Обучение красноречию.

П: савнивать типы школ и систему обучения в них. Рассказывать о каждой из них. Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли. К:выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу. Л:понимают значение знаний для человека и принимают его. Развивают способность к самооценке.


Индивидуальный опрос.

38







44

В театре Диониса.

1

Возникновение театра в Древней Греции. Его устройство. Трагедии (Софокл «Антигона») и комедии(Аристофан «Птицы»). Воспитательная роль театра.

П: объяснять причины особой любви греков к представлениям. Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона».Л:оценивать роль современного театра для общества. Р: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. К: уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.



Фронтальный опрос.

Составление таблицы на сравнение древнегреческого и современного театров.




39







45

Афинская демократия при Перикле.

1

Сущность афинской демократии в Vв. до н.э. Выборы на общественные должности. Полномочия Народного собрания, Совета пятисот. Перикл. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

П:cамостоятельно подготовить тематическое сообщение по выбору. Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Группировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла. Р: осуществлять пошаговый и итоговый контроль, воспринимать оценки учителя. К: принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения. Л: сохраняют мотивацию к учебной деятельности ; проявляют интерес к новому учебному материалу.


Тест.

Составить схему управления Афинским полисом при Перикле ( в V в. до н.э.)



40






46


Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.

Города Эллады подчиняются Македонии.



3

1


Возвышение Македонии при Филиппе. Македонская фаланга. Конница .Осадные башни. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее. Гибель Филиппа. Александр-царь Македонии и Греции.

П: показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объяснять причины потери независимости Греции и причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции. Л: сохраняют мотивацию к учебной деятельности ; проявляют интерес к новому учебному материалу. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу. К: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения.


Работа с картой.

Тест.


41







47

Поход Александра Македонского на Восток.

1

Поход в Азию. Победа над войсками Дария у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Александрия Египетская. Битва при Гавгамеллах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

П: используя карту ,рассказывать о военных походах А.Македонского на Восток. Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А.Македонского. Л:оценивают поступки А.Македонского, его противников. К: уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Р:прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.


Работа с картой.

Фронтальный опрос.




42







48

В Александрии Египетской.

1

Распад державы Александра после его смерти. Складывание эллинистического мира на ее территории. Фаросский маяк -одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека.

П: называть причины распада державы А. Македонского. Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывать об Александрии- центре эллинистического мира. Сравнивать Александрию и Афины. Л: сохраняют мотивацию к учебной деятельности ; проявляют интерес к новому учебному материалу. К: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.



Работа с картой.

Составить собственный рассказ о достопримечательностях Александрии Египетской и сравнить с Афинами.

Тест.


43







49

Повторительно-обобщающий урок «Древняя Греция».

1

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.

П: называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии. Л:понимают значение знаний для человека и принимают его. Развивают способность к самооценке. Р: осуществлять пошаговый и итоговый контроль, воспринимать оценки учителя. К:принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения.

Понятийный диктант по теме.

Итоговый тест по теме «Древняя Греция».



24-43







50


Раздел IV.Древний Рим.

Глава11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.
Древнейший Рим.

18
3

1


Легенда об основании Рима. Ромул- первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Отказ римлян от царской власти.

П: сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции. Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. Характеризовать общественный строй. Использовать карты, мультимедиаресурсы и др. источники информ. для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме. К:принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу. Л:понимают значение знаний для человека и принимают его. Развивают способность к самооценке.


Работа с картой.

Тест.


44






51

Завоевание Римом Италии.

1

Возникновение республики. Консулы. Борьба плебеев за свои права. Народные трибуны. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

П: исследовать по карте территории, завоеванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины ее возникновения. Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром. Сравнивать территориальные приобретения Рима во II и III вв. до н.э. К:принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу. Л:понимают значение знаний для человека и принимают его. Развивают способность к самооценке.


Составление таблицы на сравнение демократии в Древней Греции и республики в Древнем Риме.

45







52

Устройство Римской республики.

1

Плебеи - полноправные граждане Рима. Устройство Римской Республики. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

П: сравнивать устройство Римской республики с греческим полисом. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. Выделять и называть преимущества легиона в отношении фаланги. Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента. Р:прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. Л: понимают значение знаний для человека и принимают его. К: работая в группах, уметь слушать товарищей, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Работа с картой.

Индивидуальный опрос.


46








53


Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Карфаген-преграда на пути к Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном.



3

1


Карфаген - стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Поход Ганнибала через снежные Альпы и вторжение в Италию. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.



П: называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами. Л:сохраняют мотивацию к учебной деятельности ; проявляют интерес к новому учебному материалу. К: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.


Тест: Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

Составить простой план параграфа.



47






54

Установление господства Рима во всём Средиземноморье.

1

Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй».Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон – автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье – провинция Рима.

П: работать с картой в процессе изучения событий обеспечивших господство Рима в Средиземноморье. Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима. Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, для Рима. Составлять простой план параграфа. Л: сохраняют мотивацию к учебной деятельности ; проявляют интерес к новому учебному материалу. К: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.


Фронтальный опрос.

48







55

Рабство в Древнем Риме.

1

Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Римские провинции. Раб –«говорящее орудие». Гладиаторские игры. Амфитеатры. Римские ученые о рабах.

П: вделять в тексте главное о рабстве. Доказывать бесправное положение рабов в Риме. Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян. Л:сохраняют мотивацию к учебной деятельности ; проявляют интерес к новому учебному материалу. К: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. Р: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.


Фронтальный опрос.

Тест.


49







56


Глава 13. Гражданские войны в Риме.

Земельный закон братьев Гракхов.



4
1

Обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.

Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Обнищание населения. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх- продолжатель дела брата. Гибель Гая.



П: устанавливать причины гражданских воин в Риме. Называть причины, которые заставили Т. Гракха выступить в защиту бедняков. К:работать в малых группах, систематизируя информацию. Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Л: оценивают поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных римлян. Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.


Работа с картой.

Творческая работа по созданию краткой презентации по теме урока.



50







57

Восстание Спартака.

1

Причины восстания. Первая победа восставших над римским войском. Ход восстания. Итоги восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восстания.

П: устанавливать причины восстания. Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки.

Л: составляют рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. К: разрабатывать краткосрочный проект на темы «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака». Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.


Работа с картой.

Хронологический диктант.

Тест.


51







58

Единовластие Цезаря.

1

Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Диктатура. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря.

П: составлять рассказ, используя понятия: наемная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализировать действия и поступки Ю.Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Ю.Цезаря. Л: сохраняют мотивацию к учебной деятельности ; проявляют интерес к новому учебному материалу. К: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.


Работа с картой.

Составление таблицы на сопоставление действий Антония и Октавиана в борьбе за власть.



52







59

Установление империи.

1

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Клеопатра в судьбе Антония. Победа флота Антония у мыса Акций. Правление Октавиана Августа. Римское государство становится империей. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона- римского философа. Поэма Виргилия «Энеида».

П: Определять причины поражения сторонников республики. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых греков. Л: сохраняют мотивацию к учебной деятельности ; проявляют интерес к новому учебному материалу. К: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. Р: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.


Работа с картой.

Тест.


53






60


Глава14. Римская империя в первые века нашей эры.

Соседи Римской империи.



5

1


Протяженность империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения. Мир с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.

П: показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. Рассказывать о племенах- соседях Римской империи и их взаимоотношениях. Р:комментировать иллюстрации на страницах учебника. К:составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Л: сохраняют мотивацию к учебной деятельности ; проявляют интерес к новому учебному материалу.

Фронтальный опрос.

54







61

Рим при императоре Нероне.

1

Складывание культа императоров. Актер на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

К: использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в н.э. П:осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона. Л: оценивают деятельность императора Нерона; высказывают свое отношение к Сенеке. Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.


Индивидуальный опрос.

55







62

Первые христиане и их учение.

1

Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди .Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Преследование римскими властями христиан.

П: объяснять причины распространения христианства. Л: комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни. К: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.


Составление таблицы на сравнение положения свободного земледельца, колона и раба в Римской империи.

56







63

Расцвет Римской империи во II в.

1

Неэффективность рабского труда. Возникновение колоната. Правление Траяна. Тацит о Траяне. Последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство. Новое в строительном ремесле. Обуст ройство городов в провинциях империи.

П: сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления Трояна. Рассказывать о достижениях империи во II в. Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Доказывать, что римляне строили на века. Л: сравнивают новизну в строительном деле Рима и современность. К:принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.


Творческая работа по созданию краткой виртуальной экскурсии по Риму.

Составить рассказ от любого лица любого жителя об одном дне в Риме.



57







64

«Вечный город» и его жители.

1

Все дороги ведут в Рим. Архитектура. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Повседневная жизнь римлян. Термы. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

К: инсценировать виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, интернет - ресурсов, электронных изданий). П: доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Л: составляют рассказ от лица простого римлянина, богатого, торговца, сенатора об одном дне в Риме. Р:прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.


Работа с картой.

Индивидуальный опрос.



58







65

Глава15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.

Римская империя при Константине.



2
1

Рим и варвары. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Правление Константина. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского папы. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ад и рай в книге христиан.

П: объяснить причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивать положение на границах империи в I в. и при императоре Константине. Обосновывать факт переноса столицы империи. Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией. Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу. Л: сохраняют мотивацию к учебной деятельности ; проявляют интерес к новому учебному материалу. К: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.


Работа с картой.

Тест.


59







66

Взятие Рима варварами.

1

Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наемничество варваров в римскую армию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом- вождем готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Конец эпохи античности.

П: обозначить причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Л:оценивают поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю. К: уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Р: адекватно воспринимать оценку товарища; вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.

Работа с картой.

Тест.


60







67

Повторительно-обобщающий урок «Древний Рим».

1

Культурное и политическое наследие Древнего Рима

П: анализировать культурное, политическое наследие Древнего Рима, раскрывать его историческое значение для мировой цивилизации. Л:понимают значение знаний для человека и принимают его. Развивают способность к самооценке. К: уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Р:прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.



Итоговый тест по теме «Древний Рим».

Защита проектов.



44-60







68-69

70


Итоговое повторение по курсу «История Древнего мира».

Резерв

2

1


Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

П: показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. Решать кроссворды, проблемно-развивающие задания инсценировать сюжеты. Л: сохраняют мотивацию к учебной деятельности ; проявляют интерес к новому учебному материалу. К: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. Р: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль, воспринимать оценки учителя.


Итоговый тест по курсу «История Древнего мира».

Защита проектов.











следующая страница >>