Пла Просветительская и литературная жизнь Кубани ХIХ-ХI вв Музыкальная жизнь края, создание войскового хора Архитектурное сооружение - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Пла Просветительская и литературная жизнь Кубани ХIХ-ХI вв Музыкальная жизнь края - страница №1/1




Кубань

План1. Просветительская и литературная жизнь Кубани ХIХ-ХI вв.2. Музыкальная жизнь края, создание войскового хора.3. Архитектурное сооружение и скульптурное убранство городов и страницКубани.4. Ф.А. Коваленко и открытие художественной галереи в Екатеринодаре.5. Творчество Кубанских художников. Передвижников на Кубани.6.Деятельность Фелицына в изучение Кубанской истории.7. Издание первой кубанской газеты «Кубанские войсковые ведомости». Вступление В период, когда Россия вступила в полосу кризиса феодальногостроя, буржуазные отношения в экономике края едва ощущались,производительные силы оставались на низком уровне развития. Однако втечение первой половине века, в хозяйственном развитии Кубани и Черноморьяпроизошли значительные изменения. Основой экономической жизни Кубани былосельское хозяйство. В середине XII столетия распахиваются значительныеплощади целинных земель и быстро развивается зерновое земледелие, С 40-хгодов XIX века начали выращивать кукурузу и картофель, развивалосьогородничество, садоводство и пчеловодство. Наряду сземледелием важной отраслью хозяйства являлось скотоводство. Природныеусловия восточного побережья Азовского моря с его многочисленными лиманами,заливами, ериками способствовали о развитию рыболовства. Здесьвылавливались десятки тысяч пудов рыбы, в том числе и осетровых пород.Получили широкое распространение рыболовные "заводы". В 40-е годы ихнасчитывалось около 200. По своему оборудованию "завода" были крайнепримитивными. Большая часть добываемой и обрабатываемой рыбы продавалось запределами Кубани, на рынках Ростова, Керчи, Одессы. Крепостническиеотношения, сложившиеся в казачьем войске несколько отличались отобщероссийских. Здесь земля находилась в общинном владении. Это мешалообразованию крупных помещичьих хозяйств. Крепостные крестьяне были наКубани со времени переселения черноморцев. После настоятельных просьбказачьей знати Николай-1 издал указ, разрешающий покупать крестьян и ей,но только «для услуг", как дворовых людей. Крепостные не имели в личномпользовании земли и своего хозяйства. Промышленность в дореформенный период занимала, незначительноеместо в экономике Кубани, развивалась очень медленно и обслуживала восновном бытовые нужды населения. В 40-е годы Кубани насчитывалось 201 полукустарное предприятие.Было довольно много ремесленных мастерских и ремесленников-одиночек.Предметы и изделия, необходимые для военной службы казаков(оружие, седла, мундирное сукно). В 1848 году на Азовском море был основанпортовый город Ейск. Кубань превращалась в неотъемлемую часть всего российскогорынка. Торговля связаны её как с соседями, так и центральными областямиимперии. Ведущей отраслью сельского хозяйства остается животноводство.Женщины изготовляют из шерсти грубое сукно для одеждымужчин, также войлок и войлочные накидки, из шкур делают себе шубы. Система земледелия мало изменилась. В горах Адыгеи встречалисьв то время золото, серебро, медь, железо. Их научились добывать иобрабатывать. Новым и сильно заметным явлением этого времени явилосьразвитие товарно-денежных отношений. Местная феодальная знать продолжалавладеть землями. В начале XIX века наблюдались определённые успехи в областипросвещения на Кубани. Об этом, например, свидетельствует появление первыхшкол в городах и станицах. Первая школа возникла, в Екатеринодаре в 1803 году. Затем она,преобразуется в уездное училище. В 1812 г, отрывались приходские училища, вТемрюке, Тамани, в станицах. В 1819 г. в Екатеринодаре была открытаКубанская войсковая гимназия. Школы были сословными, совершенно недоступнымассе детей. Лишь небольшая доля их могла, приобщиться к образованию.Поэтому население края оставалось безграмотным, тёмным. Огромное значение в духовной жизни народа имела литература. Нашкрай посетили многие русские писатели, и кубанские мотивы нашли отражение вих творчестве. В 1825 г. был на Кубани автор «Горя от ума» Грибоедов. Известно, что А.С. Пушкин бывал на Кавказе 1820 я 1829 годах.Здесь он провёл три месяца и потом с восхищением говорил: "Очаровательныйкрай! Сколько я почерпнул истинной поэзии, сколько испытал разныхвпечатлений!". М. Лермонтов также посещал Кубань. Царь отправил поэта, наКавказ в действую армию за его вольнолюбивые стихи и сильное обличениецаризма. Он упоминал в некоторых своих стихотворениях о Кубани. Изумительно рассказывал поэт о наших местах в своёмпроизведении "Тамань". В это время она была маленьким и приморским иконечным пунктом ухабистой дороги из Тимрюка. Отсюда Лермонтову предстоялоотправиться в Геленджик. По этому случайно попал в домконтрабандистов. Просветительская и литературная жизнь Кубани ХП-ХХ вв. Среднее образование на Кубани можно было получить в гимназиях ипрогимназиях, реальных коммерческих епархиальных училищах. Девушки изприлигированных семей обучались в Мариинских институтах. С 1864 года классические гимназии в России, разделились наклассические и реальные. В гимназии получали общее образование и подготовкудля поступления в университет. Учились в них восемь лет. Первая гимназия на Кубани открылась в Екатеринодаре в 1819 г.Уже в 1829 кубанскую войсковую гимназию закрыли из-за постоянногопротиводействия Черноморское казачьему атаману Рашпилю, было преобразованооружейное училище. В это время здесь преподавал русский язык и географиюН.И. Воронов-педагог, учёный, корреспондент и связной А.И. Герцина. Ночерез 10 лет опять лишился гимназии, не было надлежащего помещения.Гимназию перевели в Ейск. Только в 1876 г. Кубанская войсковая гимназияокончательно вернулась в Екатеринодар. В 1884 гону в городе открывается первая женская гимназия. Черездва года она переходит в специально построенное здание по улицеБурсаковской, где сегодня школа № 36. В 1905-1906 гг. для городской мужской гимназии было возведенопрекрасное здание на углу улиц Гимназической и Бурсаковской. Но что невозникает на пустом месте и не исчезает бесследно. Первая женская гимназиябыла открыта, в 1884 году. До этого в Екатеринодаре имелось лишь односреднее учебное заведешь для девочек Мариинское училище, принадлежащеевойску. Для детей казачьего сословия при училище существовали такназываемые "параллельные классы" ; число мест в которых было ограниченно.На базе этих классов и открывалась городская женская гимназия. Женскаягимназия была не просто учебным заведением, а именно большой зал, сталкультурным своеобразным центром, где устраивались концерты, ставилисьлюбительские спектакли, проводились народные чтения. В июне 1888 годаместная газета писала: "В великолепном здании женской гимназии состоялсярусско-малороссийский концерт известного певца П.Н Гордовского с капеллою". В 1898 г. женская гимназия стала именоваться Екатерининской, начто было получено "высочайшее соизволение". Позже, когда в городе открыласьвторая женская гимназия, к названию добавилось слово "первая". Училисьздесь дети разных сословий. Для происхождения педагогической практикеучениц старшего класса в 1900 году "Образцовая начальная школа", 1888 годупервую женскую гимназию посетил император Александр III. А через два года сциклом лекций здесь выступил известный русский педагог В.П. Вахтёров,внёсший большойвклад в теорию и практику. Проводились здесь и литературные вечера. Наодном из них в 1908 году, читал свои неизвестно рассказы Серафимович. В1918 году" в зале первой женской гимназии с лекцией" о правде и красотемузыки" выступал известный музыкант, педагог, композиторМЛ. Гнесин. Кроме того, что в Екатеринодаре была открыта, женская гимназия,которая стала культурным и образовательным центром. Повышала квалификациимолодёжи, а значит и улучшался жизненный уровень населения. Здесь же былорганизован войсковой хор. Музыкальная жизнь края, создание войскового хора. 18 января 1811 года войсковой хор, или, как назвали его казаки- "Войсковая пивча", был утвержден самостоятельной штатной единицейЧерноморского Казачьего войска. Первым регентом хора был назначен К. Кречинский, а Россинскийсобрал голосистых казаков. Долгое время войсковой хор пел в старомдеревянном соборе на екатеринодарской Крепостной площади, а когда былотстроен Белый собор, переселились под его своды. Начав жизнь в скромномсоставе из 8-ми человек, Войсковой хор вскоре и по многочисленности певчихи по редкостному подбору голос стал лучшим на Северном Кавказе иЗакавказье. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. В частности. для"укрепления" хора Корпусного собора Кавказского военного округа в Тефлисежегодно отправляли певчих из Кубанского войскового хора. Подчиняясь церквиВойсковой хор в тоже время существовал на правах воинской части, светскойстороны его обязательной службы было участие в торжественных парадах,войсковых праздников, чествованиях, вечерах офицеров в Воинском собрании.Певчие выступали совместно с симфоническим оркестром, местными музыкантами.Участие в светских концертах программах: расширяя репертуар хорапроизведениями классики и народной музыки. Архитектурное сооружение и скульптурноеубранство городов и станиц Кубани. Уроженец Ставрополья, офицер Кубанского казачьего войска. Е.Д.Фелицын как историк хотя и являлся представителем буржуазной школы, всюжизнь посвятит очень мирному и доброму занятию изучения нашего края. Без его исторических работ, к которых конечно, уже надоотноситься критически, без разнообразных: и обширных материалов, собранныхим, в местной истории было бы немало белых пятен. Фелицин весь свой досуг посвящал истории Кубани. В 1878 г.войсковое начальство поручает ему организовать для Антропологическойвыставки в Москве отдел Кубанской области. С любовью и старанием относитсяФелицын к своему делу. Питая искреннею сыновнюю любовь к Кубанскому краю,Е.Д. Фелицын по крупицам копил сведения о его древней жизни, археологиирезультатом чего была впервые обстоятельно составлена археологическая картаКубанской области в 20-вёрстном масштабе , изданная в 1882 году в Москве.Филицын много путешествовал по Кубани, производил раскопки курганов«исследовал старинные - границы. Он изучал черкесские наречия этнографию,культуру и историю горских племён. Составил карту прежних названий,рек, аулов, урочищ. Часто ли мы останавливаемся у старинных зданий, чтобыполюбоваться красотой камня, чёткостью работы мастера? Увы, нет. А ведь внашей городе немало ценных исторических, архитектурных патлятников. Онипостроены на удивление и загляденье потомкам точно терема волшебные. Здание-образец архитектуры русского модерна начала двадцатого века. Построено онов 1910-1915 годах по проекту гражданского инженера Н.М. Козо-Полянского иархитектора. Рыбкина, для Екатеринодарской комнаты Госбанка Российскойимперии. В период Великой Отечественной войны здание было сожженонемецко-фашисткими захватчиками. В первоначальном виде восстановлено в 1849году по проекту инженера Аловердина и Козьменко. Здание кирпичное,трёхэтажное, с подвалом. Весьма пластично решён фасад. Он украшен четырьмябольшими скульптурами льва. Скультуры-аллегорические фигуры из античноймифологии. Не только великолепно убранство городов но также не меньшезамечательно убранство станиц Красноярского края, которое выполнено внародном стиле. Вот к примеру станица Елизаветинская. Сельсовет ничем не напоминает станичное проявление "о двухкомнатах с одной печью и одной трубой", с тали нарицательным такие слова,как, "постами" и "курень" но память о далёком прошлом не должна исчезнутьбесследно. Этому обязаны служить памятники истории. А какое же положение спамятниками истории сложилось в станицеЕлизаветинской? Не осталось и следа от великолепной церкви, построеннойперед началом первой Мировой войны, не осталось ни правления, ни казарм, нидаже амбара .А сейчас наша задала, не варварски уничтожать, то что нашиотцы, деды и прадеды строили без применения строительной техники. Возводилиони это своими руками и как говорится кровью и потом простого народа. Мыдолжны вкладывать в нашу архитектурную копилку всё новые и новые взносы, стой целью, чтобы памятники архитектуры реставрировались, сохранилисьпотомкам. Ибонарод без этой истории, это не народ. Ф.А. Коваленко и открытие художественнойгалереи в Екатеринодаре. История создания художественного музея в Екатеринодаре уходитсвоими нормами в глубину десятилетий. Всё началось с того, что однажды 15-летний украинский подростокФедя Коваленко после успешного окончания двухклассного учреждения попал вказачью Кубань, да еще на службу в бакалейную лавку купца Пяткова.Несколько лет он был на побегушках, выполняя всевозможные прихоти хозяина,и покупателей. А когда его старшие братья разбогатели, н одни из них,Александр Акимович, открыл своё "торговое дело", то Федор стал работать унего приказчиком. «Единственный исход для своего благополучия - бытьдовольным тем, что лишено, даже от даров неизбежно уклониться. Не имеющихбогатств и славы так же велики возвышен, как и имеющий их, если он остаётся исправным на своём долгу вжитейских обязанностях». Коллекция Коваленко постепенно настолько разрослась, чтозаполнила всю комнату, в доме Пяткова. В 1890 году прямо на дому собиратель устраивал свою первуювыставку картин обратившую на, себя внимание общественности Екатеринодара.Вскоре он узнаёт из газет о пожертвовании братьями Третьяковскими своейгалереи в дар городу Москве. А спустя10 лет сам дарит своё художественное достояние, по вещичке бережнособранное, людям. 7 января 1903 года Ф.А. Коваленко писал в городскую управуписьмо: "Всю мою коллекцию, состоящую из картин, книг, старинных денег,марок и прочих предметов, приношу в дар Екатеринодара. В коллекции только одних картин насчитывается 117, да акварелей29, а общая стоимость её насчитывается в пять тыс. рублей. И вот 2 апреля 1904 года в Екатеринодаре произошло выдающеесясобытие, открылась картинная галерея имени Коваленко. Благодаряподвижнической жизни Коваленко, музей стремительно рос и богател. И вскорев нем появились археологический и литературный отделы. С 1905 года в Екатеринодаре ежегодно устраивались весенняя иосенняя выставки. У Коваленко завязываются отношения с местнымихудожниками, которые учась в Академии, жили в впроголодь он им частопомогал. 17-я, последняя, периодическая выставка, картин в Екатеринодарепришла без Ф.А. Коваленко. Фёдор Акимович умер от тифозной горячки 9февраля 1919 года. Творчество Кубанских художников. Передвижники на Кубани. Знаменитый Кубанский художник Иван Павлович Похитонов, былочень талантливым, но удивительно то, что он не заканчивал ни однойакадемии, ни даже художественной школы: его обучение носило чисто случайныйхарактер.0н был самоучкой. Правда уроки, полученные у выдающегося русскогохудожника профессора Академии художеств Боголюбова, жившего в то время вПариже, и у импресианистов, конечно, чего то стоило. Характерно, чтовпервые миниатюры Похитонова, выставленные им в Парижском Салоне, сразу жеобратили на себя внимание и публики, и продавцов картин, и художественныхкритиков. Позже Репин писал:"3а. всю муку и хандру по бесконечным заламСалона я отдохнул с наслаждением передминиатюрным перлами нашего Пахитонова. В 1901 году он покупал усадьбу в Белоруссии, где художниксоздал десятки живописных миниатюр. Он получает указ от русского правительства - написать десятьпана из истории освободительной, войны в Болгарии. За эти работы он, 25октября 1904 года., по ходатайству Репина, избирается академиком живописи,А в 1904 году - становится членом "Товарищества передвижники". Революция в1905 году выбивает художника из колеи и он покидает Россию и уезжает вБельгию. И только в трудную годы родины, когда над Европой сгущаютсятучи предвещающие первую империалистическую войну, Иван Павловичвозвращается в Россию. Он мучительно переживает международную войну. После отреченияНиколая II, покидает Петроград и подаётся на юг в Екагеринодар. По началу поразил его сам городе бесконечными улочками, судивительно малым количеством больших зданий. Да и центр показался емунезаметным, будничным: мало хороших магазинов, нет солидных отелей, нетресторанов - всё больше кофейнь. На зиму Похитонов уезжал в Горячий Ключ, там художник моготдохнуть, собраться с мыслями. С больше настроением художник писал своюзнаменитую картину "Двор под снегом", тогда же Иван Павлович закончил своюработу "Горячий Ключ". В Екатеринодаре Похитонов сдружился с местными художниками -Фором Акимовичем Коваленко, который любя искусство разорился т покупкахкартин. С 10 февраля по 10 марта, 1919 года Коваленко готовил персональнуювыставку Похитонова. После выставки Похитонов покинул наш город и уехал наУкраину, где впоследствии и скончался. Издание первой кубанкой газеты "Кубанские войсковые ведомости" Субботний день 30 марта 1863 г. Именно тогда вышел первый номергазеты « Кубанские войсковые ведомости ». Печаталась она на двух сортахбумаги - серой и белой, отчего и различалась и цена, годовой подписки-344рубля. Номер состоял из официальной и неофициальной части. В последнюювходили Кубанские новости и перепечатки из петербургских газет. ПерваяОригинальная статья принадлежала будущему известное историограф П.П.Короленко и называлась о рыболовстве, в шестнадцатом номере был помещенпервый фельетон. В следующем,1864 году произошло непредвиденное, задержка свыходом газеты, о чём редакция с извинением сообщила, заждавшимсячитателям: выписанная из Одессы бумага ... очень долго пролежала в Керчи,так как Керченский пролив замёрз, и доставить её в Тамань не быловозможности. В связи, с чем очередной номер вышел лишь 4 апреля. Через несколько лет газета стала называться «Кубанскиеобластные ведомости". С назначением в 1873 году наказным атаманом Кубанскогоказачьего войска Кармалина, Ведомости становятся более интересными«Кармалин в истории Кубани известен как историк народного просвещения,развития производительных местных сил. Это ему писал деловое письмо великойрусский учёный профессор Д.И. Менделеев, посетивший Кубань летом 1880 годас целью изучения нефтяных богатств, благодарим его за "содействие". С девятнадцатого номера 1897 года редактором неофициальнойчасти стал СД. Фелицын - самоотверженный, неутомимый исследователь. При нёмвводится рубрика общеполезных знаний и сведений, корреспонденций изстраниц, ни одно выдающееся событие не пройдёт незамеченным. Газетастановится злободневной. Но вскоре на редактора была подана жалоба вТифлинсскую судебную палату; 0н, мол, оговаривают "порядочных людей". Насамом же, деле газета, публиковала материалы, критиковавшие должностныхлиц, небрежно исполняющих свои служебные обязанности. Но любопытно, чтоэтим жалобам дан быстрый ход. Еще более любопытнее приговор. Филицына было решено: « подвергнуть денежному взысканию вразмере 25 рублей серебром ». Фелицын сделал для себя определённые вывод.Газета, превратилась в исторической листок и в собрание сухой информации.