Память, взорванная совестью. Жестокая правда о преступной воле Сталина в повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Память, взорванная совестью. Жестокая правда о преступной воле Сталина в повести - страница №1/1

Разработка урока литературы по повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» учителя русского языка и литературы Оленич И.И.
Тема урока: Память, взорванная совестью. Жестокая правда о преступной воле Сталина в повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая».
Цель урока: работая над содержанием повести, разобраться в сложности исторических событий, описанных в повести; доказать необходимость человеческого братства, убедить, что даже в жестоких условиях человек способен на благородство. Развивать исследовательские навыки учащихся, учить высказывать свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать; совершенствовать навыки публичного выступления и выразительного чтения; способствовать формированию положительной «Я-концепции» учащихся.

Тип урока: изучение нового материала (урок-исследование)

Эпиграф урока: Ах! Дети … Сколько на планете.

Их было, сжавшихся в комок! ..

Их души жег жестокий ветер,

А приласкать никто не мог.


И я сред них … Среди осинок,

Среди бурьяна, лебеды …

И кровь моя доныне стынет

От страшной памяти беды.

(Евгений Александров)

Ход урока:
І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорных знаний
Слово учителя
Все вы, вероятно, прочитали повесть А.Приставкина «Ночевала тучка золотая». По словам критика Леонида Жуховицкого, эта повесть о том, как в конце войны часть детдомовцев из голодного Подмосковья вывозили на Северный Кавказ. Эта идея, вроде бы гуманная, обернулась, увы, невиданно жестокостью. Ведь в ту же пору с Северного Кавказа преступной волей Сталина изгоняли на вечную ссылку целые народы. Часть коренных жителей, не знавшая за собой никакой вины и просто не понимавшая происходящего (да и кто бы понял!), отчаянно цеплялась за дедовскую землю…

Солдаты выполняли приказ, уверенные, что наказывают врагов. Горцы защищались, как могли. И в этом братоубийственном безумии закрутило, как щепки в омуте, детей из Подмосковья, сирот и полусирот, бедных детей страшной войны.



  • Что вам известно о судьбе А.Приставкина в годы Великой Отечественной войны


ІІІ. Мотивация учебной деятельности

А.Приставкин – один из тех авторов, кто изобразил этот ад войны, в котором волею обстоятельств оказались дети. В этом аду оказался и он сам, будучи ребенком, а воспоминания о пережитом жгли, требовали выхода. Прислушаемся к некоторым высказываниям автора повести:

« … в 44-м … мы … в Чечне пережили разгром детей. Огромный интернат был разгромлен и уничтожен»;

«Кавказ – моя вторая родина, мое детство прошло в Чечне. В детдоме, где я воспитывался, были ингуши, немцы, ногайцы, татары, осетины. Мы жили одной интернациональной семьей, и это было главным из того, что осталось в каждом из нас как принцип отношений между людьми. Тот кто пришел в автоматами и гранатометами на безоружных первоклассников, будут прокляты и Богом, и своими народами. Тот, кто поднял руку на детей, - убийца вдвойне, потому что он убивает наше будущее».




  • Анализ отрывков из главы 3, главы 19

  • Демонстрация фрагмента фильма по повести «Ночевала тучка золотая»



ІV. Объявление темы и цели урока


  • Запись темы и эпиграфа в тетрадь

  • Постановка основных вопросов урока

1. В чем суть операции «Чечевица», проведенной на Северном Кавказе в 1944-м году?

  1. В чем заключается роль Кавказа в судьбе братьев Кузьменышей?

  2. Каков основной смысл названия повести?

  3. Как бы вы определили основную мысль произведения?


Предварительная самоэкспертиза «Я на уроке».

Работа учащихся с «Листом самооценивания» (после знакомства с основными вопросами урока учащиеся выставляют себе предварительную оценку по степени осведомленности по теме урока).


V. Работа над темой урока.

  • Работа в исследовательских группах (опережающее задание группы получили заранее, на уроке представляют результаты своих исследований).




  • Основные события повести разворачиваются на Кавказе. Кавказ - уникален по своему национальному составу. На крошечной территории живут десятки народностей, в том числе и чеченцы. Еще в 16 веке Шекспир сказал: «Кавказ, как раскаленный уголек, на твердой ладони земли»


Группа «историки»
Задание: 1. История попыток покорения Кавказа;

2. Суть операции «Чечевица» в 1944-м году


(сообщение учащихся на фоне демонстрации фотоматериалов из истории депортации кавказских народов с помощью мультимедийной установки).
***

  • Слово Кавказ возникло само по себе, как рождается в поле ветер. Возникло, прошелестело, пронеслось по ближним и дальним закоулкам детдома. «Кавказ! Кавказ! Что за Кавказ! Откуда он взялся, право никто не мог бы толком объяснить»


Группа «аналитики»
Задание:

1. В чем заключалась роль Кавказа в судьбе детей – братьев

Кузьменышей;

2. С помощью какого литературного приема описана суть

кавказской трагедии.

(выступление учащихся, демонстрация фрагмента фильма «На станции Кубань»)


***

  • В повести ломается стереотип сиротского благополучия «Сиротское лицо войны» рисуется Приставкиным с горечью. «Примите же это невысказанное от моих Кузьменышей и от меня лично, запоздалое непрощение вам, жирные крысы тыловые, которыми был наводнен наш дом-корабль с детишками, подобранными в океане войны» - писал Приставкин.

Группа «эксперты»
Задание: Проведите стилистическую экспертизу:

1. Какими приемами автор воссоздает «сиротское лицо войны»;



  1. Как вокруг темы голода и способов его утоления сроится повесть Приставкина.

(сообщение учащихся, демонстрация фотоматериалов сиротского детства в годы войны, сопровождается исполнением песни «О кошке»)


***

  • Прием контраста – в основе описаний. Он готовит читателя к кульминации в развитии событий.


Группа «психологи»
Задание:

1. Определите кульминационный момент этой повести;



  1. Проведите анализ этой сцены

(выступление учащихся, демонстрация фрагмента фильма –монолог Кольки об убийствах и мести)
***


  • Приставкин говорил: «В детстве мы не знали, кто из нас какой национальности. Для нас это не имело никакого значения. Мы объединялись, но совсем не по принципу общей национальности. Просто объединение было для нас средством самозащиты от жестокого мира взрослых, где царствовал сталинизм»


Группа «текстологи»
Задание: Регина Петровна говорит: «Нет плохих народов, есть плохие люди»

  1. Согласны ли вы с этим высказыванием?

  2. Найдите в тексте эпизод, который дает возможность говорить, что ведущей темой является тема интернационализма.

(выступление учащихся; разыгрывание сцены отправки детей разных национальностей)


VI. Закрепление и систематизация изученого материала


  • Обсуждение названия повести «Ночевала тучка золотая» (чтение стихотворения Лермонтова «Утес»)

  • Усное рисование-оформление титульного листа книги

  • Определение ведущих тем повести (учащиеся складывают пазлы: правильно выбранный вариант позволяет получить «тучку»)


VII. Подведение итогов урока



  • Работа с «Листами самооценивания» (учащиеся выставляют оценки и сравнивают их с предварительным оцениванием).




  • Заключительное слово учителя (на фоне песни И.Талькова «Я мечтаю вернуться с войны»)

За ошибки взрослых платят дети: зверски убит Сашка, осиротел Алхузур. Одна судьба у всех, кто пережил кавказскую трагедию: скитаются по детприемникам русские, чеченцы, крымские татары, немцы; сломаны жизни детей и взрослых. До сих пор звучит эхо сталинских репрессий, отзываясь болью в сердцах людей. Как 40-м годам ХХ столетия, так и нашому времени созвучны слова Регины Петровны: «Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди».

Не умом, а сердцем поняли эту истину Алхузур и Колька, став братьями не по крови, а по духу, по удивительной человечности. Именно дети ставят точку в цепи насилий и преступлений, судят жизнь по высшим меркам человечности.

Нам с вами жить на земле, нам отвечать за настоящее и будущее. К нам обращается автор своей повестью, призывает людей к человеческим отношениям, к мужеству в борьбе с произволом, равнодушием, жестокостью. Совесть художника требует не забывать уроков прошлого, в большом и малом быть человеком.



VІІІ. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру «Страшная память беды, объединившая автора и героев повести».

Объявление оценок.