П. Чайковский. Увертюра фантазия Ромео и Джульетта - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
П. Чайковский. Увертюра фантазия Ромео и Джульетта - страница №1/1

МКОУ Игодовская средняя общеобразовательная школа
План-конспект.
Урок в 7 классе из раздела «Музыкальный образ».

Тема: «П. Чайковский. Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта».

Учитель музыки: Соловьева Н.Ф.
Цели: - познакомить учащихся с творчеством композитора П. Чайковского,

его произведениями;

- записать, разучить и исполнить песню «Песня о родном крае» Д.Кабалевского и А.Пришельца;

- прививать интерес к музыке и искусству;


Оборудование: ноутбук, портрет композитора П.Чайковского, иллюстрация к произведению «Ромео и Джульетта», портрет У.Шекспира.

Метод: рассказ, беседа.
Повторение ранее изученной песни «Катюша» Музыка М. Блантера, слова М. Исаковского
Разучивание: «Песня о родном крае».
Ход урока
1. Организация класса (приветствие, проверка готовности к уроку).

2. Повторение ранее изученного материала



а). Повторение ранее изученной песни

- распевание голосового аппарата;

- повторение слов песни «Катюша» Музыка М. Блантера, слова М.Исаковского;

- беседа по содержанию;

- исполнение песни;

б). Беседа по вопросам:

- Почему песня так называется? Когда эта песня была наиболее ппулярна?



(Ответы детей)

3. Сообщение темы и целей урока:

- Сегодня на уроке мы познакомимся с увертюрой-фантазией композитора П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта», разучим «Песню о родном крае» Д.Кабалевского и А.Пришельца;



4. Изучение нового материала:

1. Рассказ о творчестве П. И. Чайковского:

- Пётр Ильич Чайковский (1840 – 1893 гг.) – гениальный русский композитор 19 века, основоположник русского балета. Родился в 1840 году на Урале в городе Воткине. Первые музыкальные впечатления унаследовал от матери, в 10 лет его отдали в училище правоведения. Он узнал и полюбил народную


П.И.Чайковский


песню. Посещал театр, оперу, изучал теорию музыки. В 1862 году поступил в открытую Петербургскую консерваторию. Окончил её с серебряной медалью.
Тяжёлые, нервные потрясения вызвала у Петра Ильича Чайковского его неудачная женитьба, а также работа, постоянные перегрузки в консерватории. Работал он и дирижёром. Является основателем балета и опер.

Клавирное творчество П.И. Чайковского:



- БАЛЕТЫ: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»;

- Симфонии (6 симфоний): «Симфония № 6 «Патетическая»,

«Симфония № 4», 100 романсов, симфонические сюиты,

«Цикл «Времена года»;



- ОПЕРЫ:«Пиковая дама», Иоланта», «Евгений Онегин»,

«Черевички», «Чародейка», «Мазепа»;

- Детский альбом фортепианных песен.

2. Слушание увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта».

3. Беседа по прослушанному произведению:

- «Ромео и Джульетта» - одна из трагедий великого английского драматурга У. Шекспира, жившего более 400 лет назад. Но и сегодня люди читают Шекспира, смотрят постановки его произведений на сценах драматических, оперных и балетных театров, слушают симфоническую музыку, написанную на их основе, и всегда восхищаются яркостью шекспировских образов, могучей драматургической силой пьес.

К этой увертюре-фантазии П.И. Чайковский написал музыку, которая помогает понять полностью события, происходившие в произведении.

В данном произведении рассказывается о родовой вражде двух старинных семей: семьи Монтекки, к которой принадлежал Ромео, и семьи Капулетти, к которой принадлежала прелестная Джульетта. Многолетняя вражда между этими семьями становится преградой для любви молодых людей. Любящие друг друга безграничной, чистой и верной любовью Ромео и Джульетта погибают в расцвете своей юности из-за предрассудков своих семей.

Образы любви и вражды ярко противостоят друг другу в музыке Чайковского. В ней они воплощены так выразительно, так остро, что вне всякого сомнения, каждый услышит их совершенно отчётливо.

Отчётливо развивается образ любви: сначала она (тема звучит очень скромно, хотя и виолончели придают ей характер напряжённого человеческого голоса; постепенно каждое проведение темы любви звучит всё более и более взволнованно и напряжённо; последнее звучание – смерть Ромео и Джульетты – подобно траурной песне, но светлое, как бы подчёркивающее, что настоящая, большая любовь даже после смерти продолжает озарять своим светом людей. Последние аккорды оркестра – интонации вражды – словно напоминают о причине случившейся трагедии. Музыка вступления в увертюре-фантазии напоминает звучание органа. Это образ монаха Лоренцо – наставника и покровителя юных Ромео и Джульетты, которого Шекспир и Чайковский наделили глубоким умом и добрым сердцем.

П
У.Шекспир


роизведение написано в сонатной форме: вступление (образ Лоренцо), экспозиция (образ вражды и образ любви), разработка (борьба зла и добра), реприза (развитие образов вражды и любви) и кода (смерть и торжество любви).

Физкультминутка:

Мы вязали узелки,

В этом руки помогли,

А глаза за всем следили

Взглядом круг они ловили.

А теперь ты посмотри-

Волны слева, впереди,

Овал глазами начерти.

Закрой глаза, теперь открой.

Поработай ты со мной.

5. Слушание и разучивание песен: «Песня о родном крае»

- слушание песни; - беседа по содержанию;- распевание голосового аппарата;

- запись слов песни

- разучивание песни;

- работа над трудными местами в песне;

- исполнение песни;

6.Закрепление изученного материала: (по вопросам учителя).






7. Итог урока.

- Какую песню мы сегодня разучили? Почему она так называется?

- Почему идёт вражда между добром и злом?

– Что послужило смертью Ромео и Джульетты?




«Ромео и Джульетта»
– Почему именно так называется увертюра «Ромео и Джульетта»?

- Урок окончен. Всего доброго!