Основные направления внешней политики республики Беларусь - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
План задачи и основные направления советской внешней политики 1 165.55kb.
Древние славяне Возникновение и развитие Древнерусского государства 3 731.31kb.
Основные направления внешней политики Италии 2 600.04kb.
Государственный комитет по науке и технологиям республики беларусь 1 330.4kb.
Программы и основные направления деятельности управления молодежной... 1 116.74kb.
Основные направления и результаты внешней политики россии во второй... 1 14.51kb.
Согласие на предоставление Национальным банком Республики Беларусь... 1 11.8kb.
Статья 57 Конституции Республики Беларусь Основного Закона страны 1 71.24kb.
Закон республики беларусь о таможенном регулировании в Республике... 8 3706.61kb.
Проблемы координации мер государственной инновационной политики 1 169.86kb.
Декрет президента республики беларусь 21 февраля 2014 г. N 3 О внесении... 1 57.27kb.
Учебно-методический комплекс по специальному курсу «Охрана прав потребителей» 4 1699.95kb.
- 4 1234.94kb.
Основные направления внешней политики республики Беларусь - страница №1/1




Основные направления внешней политики республики Беларусь

Введение. Становление белорусской государственности имеет многовековую историю.Геополитическое положение таково, что белорусские земли расположены междуЦентральной и Восточной Европой. Наличие сильных соседей трагическиотражалось на судьбах белорусов. Борьба белорусского народа за национальнуюнезависимость и суверенитет на протяжении ряда столетий материализовалась всоставе Речи Посполитой и Российской империи.В 1919 году был создан Комиссариат по иностранным делам БССР ( с 1920 годаНародный комиссариат). После образования СССР (декабрь 1922г) внешняяполитика республики постепенно стала определяться и осуществлятьсяверховными органами Союза, несмотря на сохранение за республикоймеждународной правосубъектности. В феврале 1944 г. был принят Закон СССР о праве каждой союзнойреспублики "вступать в непосредственные сношения с иностраннымигосударствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическимии консульскими представителями". В 1945 г. БССР стала одним из членов — учредителей ООН. Однако полного государственного суверенитета в составе СССР республикане имела. Международные договоры заключались в Москве, и Беларусьруководствовалась внешней политикой СССР. О белорусах, о нашей республике,находящейся в центре Европы, даже соседи знали мало.Новым этапом в становлении и дальнейшем развитии белорусскойгосударственности стали 90-е гг. XX в. В июле 1990 г. Верховный Совет БССРпринял Декларацию о государственном суверенитете республики, а в августе1991 г. придал Декларации, до принятия новой Конституции, статусконституционного закона. В Декларации наша республика объявлялась суверенным государством,полноправным и независимым членом мирового сообщества. Полныйгосударственный суверенитет, как известно, означает верховенство,самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах еетерритории, правомочность ее законов, независимость республики во внешнихотношениях. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял решение о переименованиинашего государства. С тех пор оно называется Республика Беларусь. Былавведена также новая государственная символика — бело-красно-белый флаг игерб "Погоня", позже — изменена (1995 г.). Беларусь вышла из состава Союза,денонсировала Договор 1922 г. об образовании СССР, вступила в СодружествоНезависимых Государств (СНГ), которое пришло на смену СССР. [6. стр. 327-329] 1. Общие сведение о государстве. Республика Беларусь расположена в центре Европы. По ее территориипролегают самые короткие транспортные коммуникации, связывающие страны СНГс государствами Западной Европы. Беларусь имеет общую границу с Польшей,странами Балтии, Россией и Украиной.Территория Республики составляет 207 тыс.кв. километров, численностьнаселения - около 10 млн. человек, 70% его сосредоточено в городах.В столице Беларуси - Минске - проживает около одной пятой населения страны.В соответствии с административным делением Республика имеет шесть областей.Государственными языками являются белорусский и русский. Наиболеераспространенные языки делового общения - русский, английский, немецкий.Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовоегосударство (статья 1 Конституции Республики Беларусь). В соответствии состатьей 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанныхпринципов международного права и обеспечивает соответствие имзаконодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства на территорииБеларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне сгражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией,законами и международными договорами (статья 11 Конституции).[19]Ст. 18. Конституции РБ гласит: «Республика Беларусь в своей внешнейполитике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы илиугрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров,невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норммеждународного права. Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядернойзоной, а государство – нейтральным.» [2] Беларусь — первая в мире страна, которая добровольно отказалась отразмещения на ее территории ядерного оружия (после распада СССР).Безъядерный статус государства закреплен в Конституции Республики Беларусь,он одобрен референдумом (1995) белорусского народа. В сентябре 1996 г. руководство Беларуси обратилось к руководителям изаконодателям всех стран ОБСЕ, международным организациям с предложениемначать переговоры по созданию в центре Европы пространства, свободного отядерного оружия. В апреле 1997 г. Министерством иностранных дел РеспубликиБеларусь и Белгосуниверситетом была проведена международная научнаяконференция, в выводах и рекомендациях которой выдвинута задачасотрудничества Беларуси со всеми странами — сторонниками идеибезъядерности, в то же время она высказывается за недопустимость размещенияядерного оружия на территории новых членов НАТО, у границ нашей страны. Республика Беларусь сделала первые шаги на пути развития своегосуверенитета и осуществления самостоятельной внешней политики. Онаустановила дипломатические отношения с более чем со 130 государствами мира.[6. стр. 327-329] Высшими органами управления внешнеэкономической деятельностью вРеспублике Беларусь являются Президент, Парламент и Совет Министров. Совет Министров издает постановления и распоряжения во исполнениезаконов по внешнеэкономической деятельности, осуществляет общее руководствов области отношений республики с иностранными государствами имеждународными организациями. [10. стр.145-175] Белорусская внешнеэкономическая политика направлена на интеграциюэкономики страны в мировое хозяйство, создание благоприятных условий дляразвития отечественного производства, достижение экспортно-импортнойсбалансированности. В настоящее время Беларусь, торгуя более чем со 150странами мира, экспортирует почти 80% произведенных тракторов, более 90%грузовых автомобилей, 80-90% калийных удобрений, почти 76% холодильников иморозильников, более 40% телевизоров. [18] 2. Принципы внешнеполитической доктрины РБ. Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика –по-настоящему ключевой элемент, обеспечивающий ее выживание и развитие.Поэтому отправной точкой для определения базового постулатавнешнеполитической доктрины Беларуси должна выступать оценка основныхгеополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику. В этих условиях смысл внешнеполитической деятельности РБ на ближайшийпериод может состоять в уклонении от участия во внешних конфликтах, поискеи привлечении в республику тех крох иностранных инвестиций, которые можнонайти при сегодняшнем дефиците капиталов. Западные инвестиции и небольшиесобственные ресурсы будут направляться на структурную перестройку частибелорусской экономики в сторону ее интеграции в сферу геополитическогопритяжения ЕС. Доктрина С. Шушкевича о государственном нейтралитете Беларуси, отказ отядерного оружия, стремление до конца сохранять близкие отношения с Россией, уклонение от идеологизации своей внешней и внутренней политики и отконфликтов с соседями, поиск политических партнеров и инвестиций на Западе– все это составляло основу внешнеполитической линии Беларуси от самогомомента ее провозглашения. Преемственность такой внешнеполитической линии Президент Лукашенко,судя по его выступлениям, в целом намерен сохранить. В своей деятельности на международной арене Беларусь руководствуетсяпринципом многовекторности. Интересы страны естественным образом охватываюткак западный, так и восточный векторы в связи с тем, что республикарасположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток. Основными направлениями политики на международной арене являются: V вхождение в мировое сообщество в качестве равноправного суверенного независимого государства; V активное взаимодействие с международными, прежде всего европейскими, структурами и организациями; V способствование строительству новой мировой и европейской систем безопасности, свободных от «разделительных линий»; V участие в многостороннем международном экономическом сотрудничестве; V энергичное сотрудничество в международных организациях, прежде всего системы ООН. Республика Беларусь – одно из немногих на постсоветском пространствегосударств, которое не имеет пограничных споров с соседями, межрелигиозныхконфликтов, дискриминации граждан по языковому признаку. В 2000 году открыты посольства в Венгрии, Ираке, Ливии, ОбъединенныхАрабских Эмиратах. К июню 2001 года Республикой Беларусь открыты 49 загранучреждений в 43странах мира, из них: посольств – 41, Генеральных консульств – 6,Постоянных представительств – 2 (Нью-Йорк, Женева). Открыты также: 9отделений Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации вКалининграде, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Тюмени, Мурманске,Новосибирске, Екатеринбурге, Уфе, Хабаровске; отделение Посольства в ФРГ вг. Бонне. Кроме этого, 16 Чрезвычайных и Полномочных Послов РеспубликиБеларусь назначены и аккредитованы послами по совместительству в 26 странахмира. [18] В обращении Президента А. Лукашенко белорусскому народу и парламентуговорится: «Беларусь должна присутствовать во всех регионах мира, где этоэкономически выгодно и сообразно ее национальным интересам. Действиябелорусской дипломатии на основных внешнеполитических направлениях будутоцениваться, главным образом, с позиции их экономической эффективности иреализации мирных инициатив.» [15] 3. Беларусь – Россия. Союзный договор. Беларусь, в силу специфики своей экономики не может позволить себероскоши участия в региональной группировке стран, нацеленной против России.Но и Россия, в свою очередь, не в состоянии поглотить РБ, также как не доРБ Европейскому Союзу, а собственных сил навязать свою волю этимгеополитическим монстрам у республики нет. Выходом из этой диллемы может стать стратегическое политическоепартнерство между РБ и Россией, при котором РБ переняла бы на себя защитучасти геополитических интересов в регионе, а Россия должна датьвозможность диверсификации белорусских рынков сбыта и сырья и закрепленияза Беларусью приемлемой для нее формы региональной экономическойспециализации. Скорее всего, РБ будет по-прежнему специализироваться наточном машиностроении, радиоэлектронике, химической промышленности,развитии транспорта. 21 февраля 1995 года был подписан Договор о дружбе, добрососедстве исотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.Основываясь на положениях этого Договора, 2 апреля 1996 года был заключенДоговор об образовании Сообщества Беларуси и России. Процесс дальнейшейинтеграции Республики Беларусь и Российской Федерации нашел свое отражениев подписании 2 апреля 1997 года Договора о Союзе Беларуси и России.Развитие Союза Беларуси и России осуществлялось в соответствии снаправлениями, определенными Декларацией о дальнейшем единении Беларуси иРоссии от 25 декабря 1998 года. 26 января 2000 года вступил в силу Договор о создании Союзногогосударства. Важнейшими этапами его реализации являются создание общейправовой базы Союза Беларуси и России, а также формирование единогоэкономического, оборонного и гуманитарного пространства. В то же время белорусско-российское межгосударственное объединениебазируется на принципах суверенного равенства государств-участников,добровольности, добросовестного выполнения взаимных обязательств. Каждоегосударство-участник сохраняет суверенитет, независимость, территориальнуюцелостность, государственное устройство, Конституцию, Государственный флаг,герб и другие атрибуты государственности. В среднесрочной перспективе определенные расхождения в экономическихструктурах России и Беларуси сохранятся, но два государства заключилиДоговор именно для того, чтобы унифицировать эти процессы в целях интересовбелорусских и российских граждан. Серьезным итогом интеграционной работы стало подписание Соглашениямежду Республикой Беларусь о введении единой денежной единицы иформировании единого эмиссионного центра Союзного государства, а такжесоглашений, направленных на создание условий по введению единой денежнойединицы на заседании Высшего Государственного Совета 30 ноября 2000 года,межправительственного Соглашения о создании унифицированного налоговогозаконодательства и проведении единой налоговой политики Союзногогосударства на заседании Совета Министров Союзного государства 30 августа2000 года, межправительственного Соглашения о завершении унификации исоздании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзномгосударстве на заседании Совета Министров Союзного государства 17 января2001 года. Одним из наиболее эффективных и значимых направлений экономическойинтеграции наших стран является сотрудничество топливно-энергетическихкомплексов, базирующееся на формировании совместных балансов поставокэнергоресурсов, которые определяют объемы производства и потребления нефти,газа, угля и электроэнергии, а также взаимопоставки продуктовнефтепереработки. В основе интеграции Беларуси и России лежат не только стратегическиеинтересы двух государств, но и многовековые духовные традиции народов,насущные житейские проблемы людей. Будущее Союзное государствопровозглашено как государство социальное, поэтому важнейшим фактором егосоздания и функционирования является проведение согласованной социальнойполитики. Развитие торгово-экономического, научно-технического и культурногосотрудничества с регионами Российской Федерации является неотъемлемойчастью интеграционных процессов по созданию Союзного государства. Всегомежду российскими регионами и органами государственного управленияРеспублики Беларусь подписано более 140 соглашений и протоколов,направленных на создание взаимовыгодных условий для развития торгово-экономических, научно-технических и культурных связей. В Республике Беларусь открыты 13 Представительств администрацийрегионов Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский, Приморский иАлтайский края, Орловская, Калининградская, Ярославская, Мурманская иЧелябинская области, Республики Дагестан, Калмыкия, Марий Эл и Бурятия). Среди всех регионов России – торговых партнеров Республики Беларусь –можно выделить десять, товарооборот с которыми составляет более 70% отобщего объема товарооборота с Российской Федерацией: город Москва,Тюменская область, город Санкт-Петербург, Московская, Смоленская,Ярославская, Брянская, Калининградская и Челябинская области и Алтайскийкрай. В рамках реализации Программы согласованных действий в области внешнейполитики государств-участников Договора внешнеполитическими ведомствамидвух государств осуществляется постоянная координация деятельности, обменинформацией, оказание содействия по вопросам, представляющим взаимныйинтерес. [18] В сложившихся условиях стратегический интерес Беларуси состоит вдальнейшем развитии Союза Беларуси и России, придании союзным отношениямновой динамики. «Мы переживаем один из сложнейших этапов развития интеграции. Но кчислу важнейших достижений последнего года следует отнести то, что даже приизменении подходов российского руководства к нашему Союзу нам удалосьсохранить, отстоять достигнутый уровень белорусско-российских отношений ипринципы, на которых основывается Союз. Руководство Беларуси считает дискуссию о вхождении нашей страны всостав России исчерпанной. Суверенитет, государственная самостоятельностьБеларуси (как и России) останутся незыблемыми - это не предмет переговоров.Путь поглощения большим государством меньшего - исторический анахронизм, ккоторому нет смысла возвращаться. У российского руководства есть понимание позиции белорусской стороны иготовность к конструктивному поиску путей дальнейшего становления Союза наоснове принципа суверенного равенства», – заявил в своем ежегодномобращении к народу и Парламенту Президент РБ. [15] Принятый на референдуме Конституционный акт станет документом высшейюридической силы, правовым фундаментом строительства полноценных органовСоюзного государства. При этом Лукашенко говорит в своем обращениипарламенту: «Я хочу честно сказать вам и народу, в руководстве Россиибытует, я считаю, ошибочное одностороннее мнение о том, что она насегодняшний день не может по многим причинам, прежде всего внутреннимизменить свою Конституцию. Это якобы должна делать Беларусь. Это касается игосударственного строительства, и единой валюты будущего Союза. Многиесчитают, что мы чуть ли не можем войти завтра в состав России, однако неучитывают при этом последствий, прежде всего политических. Если кто-то вРоссии думает о том, что Беларусь станет ее субъектом, то это их грубаяошибка. Если мы говорим о Союзе и особенно Союзе тесном, чуть ли не единомгосударстве, то надо иметь в виду комплекс вопросов и направлений, которыевозникнут при этом, — и экономические и политические, и военно-стратегические, и внешнеполитические. Не думаю, что разумные и трезвые силыРоссии и Беларуси могут согласиться на то, что Беларусь станет каким-токраем в Российской Федерации. Как в политической сфере исключается поглощение одной страны другой,так и в финансовой - недопустимо механическое замещение одной валютыдругой. Единственно приемлемым для Беларуси вариантом, является равныйстатус Национального банка Республики Беларусь и Центрального банкаРоссийской Федерации с делегированием функций органа управления единогоэмиссионного центра Межбанковскому валютному союзу. Еще один принципиальный вопрос - это равенство белорусского ироссийского укладов экономической жизни в рамках Союзного государства.Часть российской политической и экономической элиты пытается ставитьперспективу Союза в зависимость от принятия нашей страной российскойнеолиберальной экономической модели, для которой характерны присвоениеосновной части национального богатства небольшой группой так называемыхолигархов, неприемлемо высокий разрыв между сверхбогатыми и беднейшимислоями общества. Сложившаяся в Беларуси модель социально ориентированнойрыночной экономики рассматривается этими кругами как препятствие белорусско-российской экономической интеграции. Разница в подходах к регулированию экономической жизни реальносуществует, и было бы ошибкой ее игнорировать или замалчивать. Но из этого надо делать правильные выводы. Прежде всего не отвечаетдействительности тезис о том, что разница экономических укладовпрепятствует созданию единого экономического пространства. Китай и Гонконг,объединенные по принципу "одна страна - две системы", - убедительное томудоказательство. Правила экономической жизни Союзного государства должны создаваться,ориентируясь на самые современные, передовые международные стандарты.Исключительно важную роль в формировании правовой основы единогоэкономического пространства призван играть Парламент Союзного государства. Отрадно уже то, что именно белорусско-российский союз дает пример дляпонимания необходимости интеграции и поддержки в странах СНГ этой идеи итолько что изложенной мною модели. Но мы можем предложить РоссийскойФедерации и другой вариант государственного устройства Союза. Я не стануподробно на этом варианте останавливаться, но такие поручения мною даны. Мыможем предложить более радикальный вариант, если Российская Федерацияготова с ним согласиться. И в ближайшее время на встрече с моим коллегойВладимиром Владимировичем Путиным я передам ему этот вариант. Пока же он неподлежит публичному обсуждению.» [15] Что же за «другой вариант» имеет в виду Президент РБ? Не будет ли онотступлением от только что провозглашенных им же принципов устройствасоюзного государства? Вопрос пока остается без ответа. 4. Региональные приоритеты РБ. К сожалению, надо признать, решение большинства белорусских проблемневозможно силами одной лишь Беларуси. Слишком масштабны и дорогостоящиалгоритмы их решения для небольшой страны. Решение наиболее важных белорусских проблем лежит вне Беларуси, ибо: - Беларусь живет в условиях экологической катастрофы, выживание крупных белорусских предприятий возможно только путем их успешной деятельности вне национального экономического пространства, - новый виток научно-технической революции в развитых странах ставит под вопрос судьбу белорусской промышленности в случае промедления с модернизацией производственных технологий, - приближение к границам Беларуси НАТО и ЕС создаёт принципиально новую геополитическую ситуацию, к которой Беларусь должна адаптироваться. [20] Региональные приоритеты Республики Беларусь выстраиваются в следующемпорядке: Россия и СНГ, страны Балтии, Украина, Польша, Европа, США, Азия.[18] Прежний курс на однозначную ориентацию на Россию имел свои сильныестороны для решения злободневных экстренных задач по стабилизации экономикии политической ситуации в стране. В критический момент именно восточнаяориентация Беларуси помогла: - сохранить рынок для продукции крупных промышленных предприятий, - сохранить социальную стабильность, - укрепить государственные институты, - закрепить именно белорусское направление для реализации крупнейших проектов Европейского Союза на Востоке континента. [20] Однако восточная ориентация имеет отрицательные черты, которыепостепенно начинают перевешивать имеющиеся плюсы: - идеологическая ориентация на русскую антизападную оппозицию привела к идеологической конфронтации с Западом в условиях, когда Беларусь в геополитическом отношении вела в целом прозападную политику; - Запад создал значительные проблемы для получения Беларусью доступа к западным рынкам, технологиям, инвестициям; - европейская интеграция вышла на новый уровень своей глубины и приблизилась к границам Беларуси, Европа активизировала самостоятельную политику на Востоке; - антизападные силы, на которые ранее опиралась Беларусь, в значительной мере пришли к власти в России, усилив проевропейский вектор ориентации России, потому Беларусь нуждается в изменении однозначной идеологической ориентации на русскую оппозицию; - русский рынок слишком узок для белорусской крупной промышленности, несмотря на начавшийся в России экономический рост; - в России отсутствуют технологии и геополитический потенциал для развертывания глобальных экономических проектов, в которых нуждается для свой модернизации белорусская промышленность, то есть в России нет и, вероятно, в ближайшее время не появится необходимых белорусским гигантам технологий; - замалчивание последствий аварии на ЧАЭС ради успеха интеграции на Востоке влечет за собою нарастание постчернобыльских проблем. [20] Зоной внешнеполитической активности Беларуси объявлены Германия,Польша, Прибалтика. Вместе с тем практика показывает, что в последнее времявнешнеполитические ориентации республики претерпели серьезные изменения.Зоной белорусской внешнеполитической активности стали такие государства,как Иран, Индия, Китай, Северная Корея, Сирия. [6. стр. 327-329] Из двусторонних отношений в рамках СНГ необходимо выделить отношения сУкраиной как с крупной европейской страной, обладающей мощным человеческим,экономическим и научным потенциалом. Сотрудничество с Украиной не имееткаких-либо препятствий как в политической, так и в экономической областях.Украина также объективно заинтересована в хороших отношениях с Беларусью. Шанс активизировать белорусско-украинские отношения на межпарламентскомуровне появился в 1999 году, после визита в Минск председателя Великой РадыУкраины А. Ткаченко. Однако последовавшие в Украине выборы заморозилидвусторонние контакты до весны 2002 года, когда в Санкт-Петербурге А.Войтович встретился с вице-спикером Верховной Рады А. Зинченко. Официальный Киев всерьез озабочен нератификацией Беларусью договора обелорусско-украинской государственной границе. Спикер Совета республики незнает причин, по которым соглашение так и не поступило в парламент наратификацию, есть только версии. «Всегда такие соглашения в парламентпредставляет правительство. У нас в парламенте этого договора нет… Вызнаете, что этот вопрос обсуждался лидерами двух стран в Чернигове, и тогдаглавам правительств было поручено готовить соглашение в связке с долгомукраинской стороны Беларуси. Думаю, что именно эта связка приводит к тому,что ратификация соглашения затягивается», - считает А.Войтович.Зеркальным отражением политических отношений последних лети следствиемохлаждения явилось резкое падение товарооборота между Беларусью и Украиной:в 1997 году он составлял 1,4 млрд. USD, а в 2002 году – 560 млн. USD – упалпочти в три раза. «Я думаю, что нынешний год станет переломным, теперьпойдет рост» - заверил Войтович. Оптимизм спикера обоснован тем, что « у нас имеется хорошая программапо сотрудничеству с Украиной и очень сильная программа по созданиюсовместных предприятий. Кроме того, сейчас рассматривается вопрос овозможной транспортировке калийных солей через Днепр, однако проблема покаостается нерешенной из-за неурегулированных тарифов на перевозку. Глава Совета республики объясняет период «экономического застоя» тем,что в Украине в полную силу начали функционировать нефтеперерабатывающиепредприятия, и это закономерно привело к общему падению торговых отношений.До недавнего времени белорусские заводы активно поставляли в Украинупродукты нефтепереработки – это была основная статья экспорта. Беларусь, всвою очередь, импортировала металл, продукты химической промышленности,покупала зерно твердых сортов… [12] В основу отношений с Украиной на перспективу Беларусь закладываетвсемерное развитие торгово-экономического сотрудничества. Беларусьзаинтересована в поддержании того уровня отношений, который сложился у насс Литвой и Латвией. Политика этих стран по отношению к Беларуси отличаетсяпрагматизмом: есть контакты на политическом уровне, основное внимание ониуделяют развитию экономических отношений. [18] Однозначно восточная внешнеполитическая ориентация исчерпывает себя вкачестве главной доминанты белорусской внешней политики. По мере сближенияРоссии и европейского Союза Беларусь все более очевидно рискует оказатьсяпод очень резким давлением с обеих сторон в условиях потери однозначнойподдержки со стороны своих прежних союзников в России. Беларусь нуждается видеологической трансформации и резком улучшении отношений прежде всего состранами Европейского Союза. При этом Беларусь не должна и не можетотказаться от союзнических отношений с Россией. Выходом из возникшейдилеммы может быть превращение Беларуси в главного союзника ЕвропейскогоСоюза на постсоветском пространстве и, особенно, в рамках русскогополитического поля. Выдвижение Беларусью инициатив по расширениюевропейской интеграции вплоть до Владивостока может стать основой новойвнешней политики страны. В качестве промежуточного шага может бытьрассмотрено движение Беларуси в сторону вступления в состав ЕС без разрывасоюзных отношений с Россией. [20] 5. Содружество Независимых Государств В Содружестве Независимых Государств оптимальные перспективы развития врамках разноскоростной интеграции имеет Евразийское экономическоесообщество (ЕАЭС). Основные внешнеполитические и внешнеэкономическиеинтересы Республики Беларусь в его рамках на современном этапе заключаютсяв создании на основе этого союза единого экономического пространства. Вперспективе ЕАЭС призван стать объединением, посредством которого экономикигосударств-участников Евразийского экономического сообщества будутинтегрироваться в мировую экономическую систему и прежде всего в мировуюторговлю. Значительная роль в создании единого экономического пространстваотводится социальному, научно-технологическому и информационному аспектам.Решение этого комплекса вопросов будет естественным образом способствоватьсближению экономик государств-участников. Политика Беларуси на российском направлении, а также в рамкахЕвразийского экономического сообщества неразрывно связана с политикой вСодружестве Независимых Государств. Это логично: ресурсный потенциал СНГ неуступает сегодня ни одной из трех главных экономических коалицийсовременного мира – Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА),Европейскому Союзу (ЕС) и Азиатско-Тихоокеанскому экономическомусотрудничеству (АТЭС). По оценкам независимых экспертов, на долю СНГприходится 40 процентов мировых запасов газа, а по запасам нефтиСодружество уступает только Саудовской Аравии. Промышленный потенциалСодружества составляет 10 процентов мирового, запасы основных видовприродных ресурсов – четверть мировых. Безусловно, политический вес СНГ всегда будет адекватен егоэкономическим показателям. При этом активизация интеграционных процессов врамках Содружества по принципу того же Европейского Союза неизбежнопотребует передачи части властных полномочий наднациональным структурам.Сегодня к этому пока не готовы не только те участники СНГ, которых принятоотносить к «равноудаленным», но и страны, входящие в более тесныеэкономические и политические союзы в рамках Содружества, – к примеру,участники «пятерки» или ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан,Молдова). Беларусь последовательно соблюдает все достигнутые в рамках Содружествадоговоренности. В стране завершены все внутринациональные процедуры,связанные с формированием зоны свободной торговли.На современном этапе интересы Беларуси заключаются прежде всего в созданииполноценной зоны свободной торговли государств-участников Содружества,необходимой с точки зрения формирования в СНГ полноценной рыночнойинфраструктуры, перехода к более высоким ступеням хозяйственногосотрудничества, развития в будущем общего экономического пространства,основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы икапиталов. Доминантой политики СНГ и сегодня, и на перспективу должно статьформирование реального интеграционного сообщества постсоветских республикпри максимальном использовании возможностей политического и экономическоговзаимодействия с формирующимися мировыми полюсами влияния. Республика Беларусь последовательно выступает за развитие процессавоенно-политической интеграции в рамках Договора о коллективнойбезопасности (ДКБ) государств-участников СНГ, объединяющем сегодняБеларусь, Россию, Армению, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. [18] 6. Взаимоотношения с Европейским Союзом Территория РБ в современных границах сложилась в результате длительногоразвития на рубежах Запада и Востока. Республика, не обладая практическибогатыми природными ресурсами имеет высокий коэффициент транзитивноститерритории – именно здесь проходит самый короткий путь из России в ЗападнуюЕвропу, и прежде всего в Германию. По прогнозам ООН в XXI веке сохранится большая потребность вэнергетических ресурсах, в первую очередь, в газе. Он является важнейшимэнергетическим источником для Западной Европы. Этим объясняется наличиемногочисленных проектов строительства и расширения газотранспортных сетей.Эти проекты позволяют создать новые формы взаимозависимости наобщеевропейском уровне: Страны Западной, Центральной и Восточной Европы,которые являются основными потребителями этого вида топлива, сотрудничаютсо странами – производителями и странами транзита. А ведь именно черезБеларусь проходят важнейшие газо- и нефтепроводы. С этой точки зренияБеларусь является связующим звеном между Западом и Востоком.Перспективы сотрудничества объединенной Европы и Республики Беларусьвидятся в постепенной подготовке белорусов к индивидуализму и демократиичерез промежуточные формы экономической и политической жизни. Немаловажным фактором интеграции Беларуси с объединенной Европойвидится и сотрудничество на микроуровне – между общественными организациямии партиями, университетами и общественными движениями, предприятиями ишколами. Формирование гражданского общества должно начинаться сформирования новой психологии каждого. А она, в свою очередь, не можетвозникнуть в одночасье. Вот почему сотрудничество объединенной Европы иБеларуси, несмотря на общую неблагоприятную и возможно неприемлемую дляЗапада государственную политику, следует продолжать со смещением центратяжести в этом сотрудничестве на микроуровень. Смысл процессов глобализации заключается в быстром и эффективномвхождении в быстро развивающиеся всемирные рыночные отношения, мировыеинформационные и коммуникативные сети, что дает возможность на болеевысоком уровне осуществлять экономические, финансовые и иные процессы итрансферты. По характеру экономических, культурных и геополитическихизмерений, Беларусь является европейской страной. Интеграция Беларуси вмировое сообщество будет осуществляться как вхождение в европейскоецивилизационное пространство. Значительную роль при этом будут играть исубрегиональные коммуникации, развитие отношений с соседними странами:Россией, Украиной, Польшей, странами Балтии. Особенностью интеграции в мировую экономику для Беларуси являетсяинтеграция в Европейское сообщество. Именно это обстоятельство значительновоздействует на развитие внешних факторов жизни страны. Историческойловушкой можно назвать и то, что после горбачевской эпохи разрушенияграниц и стен, Беларусь оказалась перед условным выбором, который неявляется условным в практическом смысле. Это выбор между Россией и ЕС. Мыпопали в специфическую ловушку, когда ценности прошлого и будущегостановятся предметом политического торга и геополитических спекуляций. [14] Включение Беларуси в общеевропейский процесс происходит сложно, труднои болезненно в силу непризнания европейскими государствами результатовноябрьского референдума 1996 г. и изменений и дополнений к Конституции 1994г. [6. стр. 327-329] Важное направление внешней политики Беларуси – укрепление поясадобрососедства. Беларусь сегодня немного озабочена состоянием политических отношенийили уровнем политических отношений с Польшей. Географически мы находимся водном регионе, мы соседи, мы открыты, готовы развивать добрососедскиеотношения, укреплять их. Беларусь понимает значение, которое сейчасотводится Польше в рамках объединяющейся или будущей объединенной Европы, имы ни в коем случае не заинтересованы в том, чтобы Польша превратилась вто, чем была Беларусь в рамках СССР: той стеной, которую переступить илипройти для нас будет сложно. Предпосылки к такому развитию событий имеются.Основной задачей в двухсторонних отношениях с Польшей будет снятие техострых вопросов, которые сегодня препятствуют нормализации политическихотношений и которые сказываются на уровне экономических отношений. Будущее место и роль Беларуси в системе международного разделения трудав Европе неразрывно связаны со степенью ее участия в европейскихинтеграционных процессах. В этой связи руководство страны уделяет серьезноевнимание диалогу и развитию отношений с Европейским Союзом (ЕС). Во взаимоотношениях с Европейским Союзом Беларусь готова идти такдалеко, насколько ЕС в состоянии двигаться навстречу Беларуси. РасширениеЕС является реальным ответом на большинство общеевропейских проблем. Многиетревожные явления в сфере безопасности, в политике, в социальной областикоренятся в экономической разобщенности Европы – военно-политическиеразделительные линии пролегают, как правило, по социально-экономическимрубежам. Поэтому Республика Беларусь предлагает конкретные шаги попреодолению этой разобщенности. С учетом расширения ЕС на Восток для республики приоритетное значениеприобретает сближение с Европейским союзом, который уже сегодня являетсяодним из крупнейших экономических партнеров Беларуси. Существенное значениеприобретает изучение опыта ЕС в области осуществления реальной интеграциигосударств и его использование в процессе сближения Беларуси и России,Беларуси и европейских стран. Имевшее место в последние в годы снижение уровня сотрудничества странЕС с Беларусью было основано преимущественно на субъективных факторах.Приостановление контактов на высшем и высоком уровне вследствие решенийСовета ЕС от 15 сентября 1997 года затруднило полноценный политическийдиалог с руководством западных стран, привело к тому, что сегодня Беларусьвынуждена поддерживать свою экономику и решать сложные социальные вопросыфактически без помощи извне. Несмотря на ряд ограничений, наложенных Заключениями СоветаЕвропейского союза на взаимоотношения с нашей страной, Беларуси удалосьдобиться важных подвижек в области сотрудничества с этой влиятельнойорганизацией. Так, Европейская Комиссия пролонгировала до 2004 годаСоглашение о торговле текстильными изделиями между Республикой Беларусь иЕвросоюзом с существенным увеличением квот на импорт белорусскихтекстильных изделий; смягчены действующие антидемпинговые санкции ЕС вотношении импортируемых из Беларуси калийных удобрений; удалось добитьсяприменения Евросоюзом режима наибольшего благоприятствования (РНБ) вторговле с Беларусью; интенсифицировалась реализация Программы техническогосодействия странам СНГ и Монголии «ТАСИС». Многое во взаимодействии России и ЕС зависит от ситуации вгосударствах, расположенных между ними. Роль Беларуси в геополитической оси«Российская Федерация – Европейский союз» велика. Например, с вводомбелорусского участка газопровода «Ямал – Западная Европа» доля газа,транспортируемого из России в Европу через Беларусь, составит более 30процентов российского газового экспорта. Учитывая транзитное положениеБеларуси, весьма важным, исходя из общих интересов, является установлениетесного сотрудничества с европейскими странами в деле борьбы спреступностью, незаконной миграцией, торговлей оружием, наркобизнесом. Значительным потенциалом обладают научные и культурные связи. Беларусьделает упор на развитие непосредственных контактов между учебными инаучными заведениями, учреждениями культуры, общественными организациями ифондами. Сотрудничество в этих областях, основанное, как правило, наобоюдном интересе, осуществляется достаточно плодотворно. Беларусь намерена сохранить эту тенденцию, не только интенсифицируясвое участие в научных, образовательных, культурных программахсотрудничества с Евросоюзом, но и работая по таким важнейшим направлениям,как привлечение новых технологий и инвестиций государств-участников ЕС. Серьезным инструментом строительства действительно единого континентапризван стать Совет Европы. Важно, чтобы он оставался верен своемуназначению – быть не судьей, а помощником европейских стран в гуманитарнойсфере, действовал в духе сотрудничества, а не отчуждения. Беларусь будетвзаимодействовать с СЕ исходя именно из такого понимая его роли и места. Внешняя политика Беларуси по отношению к европейским организациям,странам Центральной, Восточной и Южной Европы будет строиться, преждевсего, на условиях партнерских отношений. В этом контексте – контекстеевропейского региона – основной и главной задачей является восстановлениеотношений с европейскими институтами, прежде всего, с европейскимипарламентскими институтами: Парламентской Ассамблеей ОБСЕ, НАТО, СоветомЕвропы и Евросоюзом. Этот год начался с "развязки" вопроса о присутствии ОБСЕ в Беларуси.«Я хочу высоко оценить деятельность депутатов, сумевших добиться разрешенияабсолютно надуманного конфликта относительно участия нашего Национальногособрания Республики Беларусь в Парламентской ассамблее ОБСЕ. Разумные иаргументированные доводы рано или поздно находят отклик и собираютнеобходимое число сторонников. То же самое я могу сказать и о такназываемых визовых ограничениях, которые сегодня, похоже, остались впрошлом. Считаю, что в таком же ключе должна продолжаться работа повосстановлению статуса специального приглашенного в Парламентской ассамблееСовета Европы. Убежден, что мы услышаны и в этом органе.Беларусь вносит достойный вклад в укрепление региональной безопасности иразвитие общеевропейского сотрудничества. Мы ожидаем, что это обстоятельство будет в полной мере учтено вразрабатываемой в настоящее время Евросоюзом политике новых углубленныхотношений с будущими соседями в рамках концепции "широкой Европы". У насздесь достаточно точек соприкосновения. Это - возрастание внешнеторговоготоварооборота, общие проекты по упрочению безопасности, ликвидациипоследствий Чернобыля и другие. Исходя из политических и прежде всего экономических интересов,необходимо активнее развивать наши отношения и с государствами другихрегионов.» - говорит Президент Лукашенко в своем обращении к народу ипарламенту. [15] Исходя из того, что Организация по безопасности и сотрудничеству вЕвропе является наиболее развитой региональной организацией, единственнымобщеевропейским институтом поддержания мира и безопасности, РеспубликаБеларусь намерена последовательно, на неконфронтационной основе вестидиалог с руководством ОБСЕ по ключевым вопросам международной повестки дня,в том числе в области безопасности, гуманитарных проблем. Республика Беларусь в соответствии со взятыми на себя обязательствами врамках ОБСЕ продолжает придерживаться линии на конструктивноесотрудничество с Консультативно-наблюдательной группой (КНГ) ОБСЕ вБеларуси по развитию демократических институтов в стране и рассматривает еедеятельность в качестве важного инструмента взаимодействия с ОБСЕ.Одновременно белорусская сторона настоятельно призывает КНГ ОБСЕ к строгомусоблюдению мандата группы, не предусматривающего вмешательства вовнутриполитические процессы. [18] Несмотря на обострение взаимоотношений Белоруссии с западными странамиимеются определенные возможности не только для ослабления ее международнойизоляции, но и для повышения роли и влияния республики на международнойарене, создания в перспективе в Белоруссии восточно - европейскогофинансово - политического центра, который по своим потенциальнымвозможностям мог бы стать сопоставимым с Швейцарией, Гонконгом иСингапуром. Беларусь имеет все предпосылки для превращения в одно извлиятельных государств Европы за счет: V использования преимуществ геополитического положения на путях транзита российских, а в перспективе каспийских и ближневосточных энергоносителей в Европу; V грамотного использования нарастающих противоречий между основными европейскими государствами (Германия, Франция) и США, что может создать РБ предпосылки для решения проблемы взаимоотношений с Европейским сообществом; V развития тезиса о Беларуси как о примере европейского государства, в котором рационально решаются межконфессиональные проблемы, что позволяет рассматривать Белоруссию в качестве страны - посредника для разрешения этнических и религиозных конфликтов. При этом необходимо учитывать, что европейским центром противостояния американской экспансии в политической, экономической и культурной областях является германо - французский тандем, руководители которого кровно заинтересованы в наличии в государствах - участниках Союза Беларуси и России лидеров, лояльно относящихся к идеям европейской интеграции и способных конструктивно работать во имя их реализации. [21 ] У Евросоюза, по словам А. Лукашенко в одном из выступлений, должны бытьхорошие отношения с соседями - Молдавией, Украиной, Белоруссией. И Евросоюзэто понимает. "Мы отдаем себе отчет, - сказал белорусский Президент, - чтотемпы интенсификации наших отношений с Европой во многом будут зависеть иот нормализации отношений с Соединенными Штатами. Влияние этого государствана мировые процессы немаловажно" [17] Белорусско-американские отношения и отношения с НАТО Состояние белорусско-американских отношений сегодня далеко отидеального в силу как объективных, так и субъективных причин. Тем не менее,Беларусь заинтересована в развитии отношений с США – одним из признанныхлидеров современного мира. Первые годы дипломатических отношений междуБеларусью и США заложили потенциал для дальнейшего расширениясотрудничества в политической, торгово-экономической и культурной сферах. Ксожалению эти возможности пока не используются в полной мере. Политическиестереотипы, недопонимание, а часто и попытки давления на Беларусь состороны США не смогли позволить белорусско-американскому сотрудничествупродвинуться вперед. [17] В своем ежегодном обращении, принципиально осудив США, А. Лукашенко тутже говорит о сотрудничестве: «Осуждая Америку за развязанную войну, зажертвы и страдания людей, вызванные вторжением в Ирак, мы в то же время незлорадствуем по поводу ее потерь. США на сегодняшний день являются самоймощной и влиятельной страной в мире. С этим трудно спорить. С Америкойнужно и можно налаживать нормальные отношения. Конструктивно решатьимеющиеся проблемы. Мы об этом заявляли неоднократно, и в последние дни дляподобных заявлений появилось еще больше оснований. Но не все зависит отнашей доброй воли. В Соединенных Штатах из года в год не прекращаютсяпопытки протащить через конгресс пресловутый акт о демократии в Беларуси,предусматривающий выделение на насильственную "демократизацию" нашей страныоколо полусотни миллионов долларов.» [15] Во время посещения Хатыни в августе 2003г Александр Лукашенко публичноназвал Вашингтон мировым агрессором, а в интервью одной из газет подтвердилвозможность принятия на территорию Белоруссии Саддама Хусейна. "Мнепришлось видеть лицо нынешнего агрессора в Югославии, - сказал Лукашенко. -Теперь мы все видим это лицо в Ираке". В продолжение мысли белорусскийлидер заявил, что его народ должен позаботиться об иракских женщинах, детяхи стариках. Белоруссия, по словам Лукашенко, окажет иракцам гуманитарнуюпомощь. Поразительно, но в этот же день Лукашенко сказал также, что собираетсястроить добрые отношения с Америкой, и назначил новым белорусским послом вСША человека из своего ближайшего окружения. Интересы Минска в Вашингтонетеперь призван представлять Михаил Хвостов, до этого возглавлявшийМинистерство иностранных дел. Белорусский лидер объяснил свое решение так:"Надо усиливать западный вектор. Без США это невозможно. Нам не надостроить конфликтных отношений с Америкой…" Лукашенко даже заявил, что он"жертвует" человеком в ранге министра для того, чтобы построить с мировымагрессором добрые отношения. Лукашенко пока никак не объяснил, как намерен совместить двавзаимоисключающих вектора во внешней политике страны. Но он еще разпрокомментировал решение подать руку Вашингтону и указал вполне конкретныепричины своих западных симпатий: "То, что цены на энергоресурсы падают, этонашей экономике не во вред. Но есть вопрос человечности… Нам надоналаживать добрые отношения с Западом. Тем более что оттуда идут хорошиесигналы (последним из них является февральское решение Парламентскойассамблеи ОБСЕ о восстановлении белорусского парламента в этой организации.)". [17] Республика Беларусь выступает за развитие отношений с СоединеннымиШтатами на равноправной основе, полагая, что в отношениях Беларусь – США несуществует непреодолимых расхождений. Белорусы так же, как и американцы,разделяют фундаментальные ценности свободы, независимости, уважения кличности и ее правам. Представляется, что парламенты двух стран могли бы, отбросивукоренившиеся стереотипы и недоразумения, найти возможности для оптимизациисотрудничества. Открытый, но уважительный межпарламентский диалог по всемострым вопросам создал бы благоприятную почву для нормализации отношениймежду исполнительными ветвями власти Беларуси и Соединенных Штатов. [18] Михаил Хвостов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в США в своеминтервью газете «Советская Белоруссия» так говорит об отношениях между СШАи РБ: Наши торгово—экономические отношения складываются относительноблагополучно, несмотря на разные подходы в администрации Джорджа Буша кэтой сфере двусторонних отношений с Беларусью. Бизнес есть бизнес. Там, гдеесть интерес, он всегда перешагнет через политические преграды. А интерес кнашим товарам действительно большой. По объему товарооборота СоединенныеШтаты занимают девятое место среди стран дальнего зарубежья. По количествусовместных предприятий или предприятий полностью с американским капиталомСША идут на втором месте после России. Отмечу, что те товары, которые мыэкспортируем на рынок США, — это стопроцентно ликвидные товары. Они суспехом будут продаваться и на других рынках. Я выполняю задачу,поставленную Президентом страны: дипломатия должна содержатьвнешнеэкономический подход. [ 16] Предметом особой заботы в Беларуси являются взаимоотношения республикис Организацией Североатлантического договора (НАТО). Интересам республики объективно не отвечает конфронтационный характерсистемы военно-политических отношений. Этим обусловлено стремлениеРеспублики Беларусь принимать активное участие во всех региональных исубрегиональных организациях обеспечения безопасности. В данном направленииважная роль отводится сотрудничеству со странами-членами НАТО игосударствами-партнерами по сотрудничеству в рамках Программы «Партнерстворади мира» (ПРМ) и Совета евроатлантического партнерства (СЕАП). Беларусь уважает выбор государств, выразивших желание вступить вСевероатлантический альянс. В то же время Республика Беларусь исходит изтого, что решение о расширении НАТО в условиях самороспуска Варшавскогодоговора и фактического отсутствия в этой связи угрозы военной агрессии вЕвропе не имеет серьезных геополитических оснований. Беларусь выступает зато, чтобы граница Беларуси с обновленным альянсом стала не новойразделительной линией в Европе, а границей доверия и добрососедства.В настоящее время политический диалог между Республикой Беларусь и НАТОвключает регулярные контакты руководства МИД и Минобороны с руководствомальянса и постоянными представителями стран – его членов в ходеминистерских сессий Совета евроатлантического партнерства (СЕАП) –преемника созданного в 1993 году Совета североатлантического сотрудничества(ССАС). Сотрудничество между Беларусью и НАТО осуществляется на основеизвестной Программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) в соответствии с целями изадачами, которые Беларусь определила в своем Презентационном документе1996 года. [18] 7. Международная безопасность За последние несколько лет ситуация в мире и в Европе сильно измениласьв сторону расширения функций глобальных и региональных международныхорганизаций. Наряду с этим объективным процессом более расплывчатым сталопонятие государственного суверенитета, на который влиятельныемеждународные силы посягают под предлогом различного рода гуманитарныхинтервенций. [8. стр.54-69] На первый план в системе международной безопасности вышелСевероатлантический альянс. Теперь он претендует на то, чтобы статьсиловой основой образующегося однополярного миропорядка. Безусловно,не последнюю роль в построении евроатлантической системыбезопасности играет сегодня и ОБСЕ. Понятно, что именно от взвешенногоподхода к планированию отношений по линии Беларусь - НАТО и Беларусь - ОБСЕво многом будет зависеть качество внешней политики нашего государства истепень его встроенности в общую систему безопасности. В качестве одного из главных факторов, создающих угрозу безопасностиРеспублики Беларусь в политической сфере, концепция национальнойбезопасности Республики Беларусь определяет тенденцию к избирательномурасширению Организации Североатлантического Договора за счет государствЦентральной и Восточной Европы. В то же время Республика Беларусьзаинтересована в нормальных контактах с НАТО, поскольку игнорированиетенденций его развития и одностороннее осуждение экспансии альянса наВосток представляется малоконструктивным с точки зрения среднесрочных идолгосрочных внешнеполитических интересов Беларуси. [8. стр.54-69] Главным событием мировой политики является вооруженное нападение США иВеликобритании на Ирак. «Война была развязана в обход международных правовых норм. Жертвы средимирного иракского населения, женщин, детей, потери среди американцев,англичан, граждан других государств - вот лишь первая, видимая часть ценыэтой войны. Очевидно, основная цель акции - не только Саддам Хусейн, Ирак и даже ненефть, а формирование нового порядка в мире с особыми правами единственнойсверхдержавы по произвольному использованию военной силы. Послевоенный миропорядок, благодаря которому более полувека удавалосьизбегать крупных агрессивных войн, основывался на недопустимости применениявооруженной силы без решения Совета Безопасности ООН.» – так говорится вобращении Президента к Парламенту и народу.[15] Беларусь вместе с подавляющим большинством стран мира делает все от неезависящее для восстановления нарушенного правопорядка и сохраненияоснованной на принципах международного права системы международнойбезопасности. Наша страна, которая еще помнит ужасы Второй мировой, готова внестипосильный вклад в предотвращение гуманитарной катастрофы в Ираке. Нашастрана никому не угрожает и ни с кем не имеет конфликтов, чреватыхвооруженными столкновениями. Реальной угрозы вооруженного нападения на нашустрану не существует. «Но, - продолжает Президент, - чтобы никому такая мысль не моглаприйти в голову, мы должны держать порох сухим.Белорусско-российское единое оборонное пространство - важнейший факторобеспечения безопасности наших стран, региональной безопасности в целом.Я очень высоко оцениваю подготовленное к подписанию Соглашение о совместнойохране внешней границы Союза в воздушном пространстве и создании единойрегиональной системы ПВО. Мы заинтересованы в скорейшем его подписании. Сегодня Беларусь - единственный верный и боеспособный, подчеркиваю,боеспособный союзник России. В результате целенаправленных и постоянно проводимых преобразованийбелорусские Вооруженные силы становятся мобильнее, материально и техническилучше оснащаются. Более того, мои последние действия в последнее время, втом числе и посещения ведущих предприятий ВПК, организуются и проводятся сединственной целью - скорейшей модернизацией наших Вооруженных сил. И хочусказать, что мы сегодня имеем отдельные виды оружия, которое можно назватьоружием сдерживания агрессора и его пособников. Это обычное оружие, но оноспособно нанести значительный урон на значительных расстояниях оттерритории нашего государства. Со всей ответственностью заявляю: сегодня Беларусь располагаетВооруженными силами, по профессионализму, численности и оснащениюспособными вести боевые действия на современном уровне. Одновременно следует продолжить укрепление военной составляющейСоюзного государства и Договора о коллективной безопасности. Преобразование Договора о коллективной безопасности в полномасштабнуюрегиональную организацию требует скорейшего формирования действенныхмеханизмов и выработки конкретных направлений практической работы. Важнейшим приоритетом для Беларуси остается активное участие вмеждународных и региональных системах безопасности.В условиях, когда три из пяти граничащих с нами государств становятсячленами НАТО (а четвертая - Украина - стремится в альянс), мы должнынаходить оптимальные формы взаимодействия с этим военно-политическимблоком.» [15] Позиция Республики в процессе строительства европейской безопасностиопределяется следующим образом: V новая система европейской безопасности должна обеспечивать надежный и равный для всех европейских государств уровень безопасности; V Европа должна быть раз и навсегда освобождена от разделительных линий; V Европа должна быть освобождена от ядерного и любого другого оружия массового уничтожения; V Европа должна постепенно избавляться от всякого оружия. Факт добровольного отказа Беларуси от обладания ядерным оружием нашелсвое позитивное отражение в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. Вкачестве официального документа 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН былораспространено письмо Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на имяГенерального секретаря ООН Б.Бутроса Гали относительно вывода последнеймежконтинентальной баллистической ракеты с территории Беларуси. Беларусьратифицировала Договор о сокращении стратегических наступательныхвооружений (СНВ-1), Лиссабонский протокол к нему, присоединилась к Договоруо нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве неядерногогосударства. В числе первых Беларусь подписала Договор о всеобъемлющемзапрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и Конвенцию о запрещении разработки,производства, накопления и применения химического оружия и о егоуничтожении. В 2000 году Беларусь первой ратифицировала адаптированныйДоговор об обычных вооруженных силах в Европе. Всецело поддерживая механизм создания безъядерных зон в различныхрегионах планеты, Беларусь выдвинула с трибуны Генеральной Ассамблеи ООНинициативу о формировании пространства, свободного от ядерного оружия, вЦентральной и Восточной Европе. Принятие Генассамблеей ООН резолюции 53/77H «Региональное разоружение» стало первым шагом на пути практическойреализации данной инициативы, направленной на укрепление климата доверия ипартнерства на региональном и глобальном уровнях. Неизменную поддержку Беларуси встречает миротворческая деятельностьООН, направленная на урегулирование региональных и внутригосударственныхконфликтов в Африке, Азии, предотвращение возникновения кризисных ситуаций.Белорусы осуществляли наблюдение за выборами в составе миротворческихмиссий ООН в Намибии, ЮАР и Мозамбике, представитель Беларуси работал всоставе Специальной комиссии ООН в Ираке, белорусские эксперты входили всостав миссий ООН в Грузии, Хорватии и других странах. Являясь с 1997 годачленом Специального комитета ООН по операциям по поддержанию мира (ОПМ),Беларусь намерена существенно расширить свое участие в невоенныхкомпонентах миротворческих операций ООН. 19 мая 2000 года Беларусь стала полноправным членом Группы ядерныхпоставщиков (ГЯП). Принятие Беларуси в ГЯП – признание вклада страны вядерное нераспространение и разоружение, ее высокого научно-техническогопотенциала, соответствия национальной системы экспортного контроля мировымстандартам. Беларусь, стремясь быть ответственным членом мирового сообщества,считает его главной задачей покончить с угрозами человечеству, опираясь напозитивные достижения ушедшего века. [18] 8. Организация Объединенных Наций На протяжении своего более чем полувекового членства в ОрганизацииОбъединенных наций (ООН) Республика Беларусь твердо отстаивает цели ипринципы Организации, самым активным образом стремится содействоватьукреплению ООН в решении всего комплекса сложных проблем международнойжизни. Беларусь избиралась членом Совета Безопасности ООН (1974-1975 годы),Экономического и Социального Совета ООН (1947-1949, 1981-1983, 1986-1988,1992-2000 годы) и ряда его функциональных комиссий. Ключевым во взаимодействии Беларуси с Организацией Объединенных Нацийявляется участие официальных делегаций Республики Беларусь в работеежегодных и специальных сессий Генеральной Ассамблеи ООН и других органовОрганизации, специализированных учреждений ООН, а также в работе различныхмеждународных форумов, проходящих под эгидой ООН. В 2000 году центральнымсобытием в деятельности ООН стало проведение Саммита Тысячелетия, в которомприняла участие делегация Республики Беларусь во главе с Президентом А.Г.Лукашенко. Беларусь является членом более 50 специализированных учреждений ООН идругих межправительственных организаций, осуществляющих взаимодействие сООН на основе специальных соглашений. В их числе: Организация ОбъединенныхНаций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международнаяорганизация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ),Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО),Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и многие другие. С 1993 года в Минске действует Отделение ООН/ Программы развития ООН(ПРООН) для осуществления проектов технической помощи Беларуси по линииэтой Программы и оказания необходимого консультационного и техническогосодействия в области рыночных преобразований. В Минске открыто отделениеДетского фонда ООН (ЮНИСЕФ) с соответствующим финансированием дляосуществления программы по защите материнства и детства. ООН оказываетподдержку национальным усилиям по урегулированию проблем беженцев ивопросов миграции. Конкретные результаты приносят последовательные и целенаправленные шагив таких областях как: V всестороннее отражение интересов Беларуси как государства с переходной экономикой в торгово-экономической, научно-технической, природоохранной и социально-гуманитарной областях программной деятельности ООН; V привлечение ресурсов и опыта межправительственных организаций системы ООН для полноценной интеграции стран с переходной экономикой в систему мировых хозяйственных связей; расширение вклада системы ООН в укрепление международного сотрудничества в области ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и закрепление долгосрочного подхода ООН к решени