Организационная культура и лесной бизнес в условиях глобализации Н. В. Левкин - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Трансформация эстетического воспитания в эпоху глобализации и смены... 1 237.02kb.
Трансформация содержания и методов взаимдействия бреттон-вудских... 1 319.57kb.
«Формирование внешнеэкономической деятельности российских субъектов... 1 62.74kb.
Тема межкультурная коммуникация на современном этапе 1 165.29kb.
Теоретические основы обеспечения экономической безопасности в условиях... 1 325.51kb.
Стратегия развития российских коммерческих банков в условиях кризиса... 2 743.32kb.
Право как инструмент снижения инвестиционных рисков национальной... 1 189.33kb.
Популярная культура; Индустрия развлечений; Потребительская культура; 1 130.47kb.
Казанцев Михаил Юрьевич Бизнес-тренер, бизнес-консультант тренингового... 1 30.46kb.
Бизнес: чему и как учиться в условиях спада экономики 1 104.09kb.
Реальный бизнес (Краснодар), 01. 06. 2013, Безответственный бизнес 1 101.26kb.
Звукосниматели 1 79.57kb.
- 4 1234.94kb.
Организационная культура и лесной бизнес в условиях глобализации Н. В. Левкин - страница №1/1

Организационная культура и лесной бизнес
в условиях глобализации


Н. В. Левкин

Петрозаводский государственный университет,
Петрозаводск, Россия


levkin@petrsu.ru

Лесной комплекс включает в себя все предприятия, учреждения и другие организации, деятельность которых направлена на сохранение и использование лесных ресурсов, производство продуктов лесопереработки и связанных с нею услуг.

Лесное хозяйство осуществляет лесоустройство, охрану лесов от пожаров и защиту от вредителей и болезней, лесовосстановление, различные виды ухода за лесом, подготовку и передачу лесного фонда для лесопользования, контроль за рациональным планомерным использованием лесов, а также занимается сохранением биоразнообразия.

Лесопромышленный комплекс (лесная промышленность) включает в себя несколько технологически связанных между собой отраслей – лесозаготовительную, деревообрабатывающую, целлюлозно-бумажную и лесохимическую.

С переходом нашей страны к рыночным отношениям все эти три понятия могут быть связаны одним – лесной бизнес. Таким образом, лесной бизнес – это коммерческая деятельность экономических агентов, связанная с извлечением прибыли от эксплуатации лесных ресурсов.

На сегодня лес является важнейшим стратегическим ресурсом в масштабах мировой экономики. Поэтому процессы глобализации на прямую затронули лесной бизнес. Влияние глобализации на лесной бизнес сказывается двояко. С одной стороны глобализация повышает открытость экономики, усиливаются интеграционные процессы. Это способствует более мобильному движению экономических ресурсов и информации в планетарном масштабе. С другой стороны, обострение конкурентной борьбы на мировых рынках приводит к процессу регионализации, когда страны объединяются в региональные блоки и, таким образом, пытаются создать определенные конкурентные преимущества для национальных производителей. Обе эти тенденции достаточно четко прослеживаются не только на примере лесного бизнеса, но и других высокорентабельных видов предпринимательской деятельности (металлургическая, нефтяная, автомобильная промышленность и т.д.). В любом случае российский лесной бизнес стоит перед фактом усиления конкурентной борьбы, появление которого связано, не в последнюю очередь, с процессами глобализации. По причине этого возникает необходимость определить сильные и слабые стороны лесного бизнеса России, а также возможности и угрозы, которые несет в себе глобализация. Анализ многочисленных публикаций по проблемам лесного бизнеса в отечественной научной литературе позволяет достаточно подробно описать внутреннюю среду лесного бизнеса. К его сильным сторонам можно отнести: большие запасы лесных ресурсов, дешевую рабочую силу, территориальную близость к важнейшим рынкам потребления лесной продукции (Европа, Китай, огромный внутренний рынок), наличие больших производственных мощностей. Слабыми сторонами большинство авторов публикаций признают: низкий технический уровень производства, высокую степень износа основных производственных фондов, недостаточный объем инвестиций в основной капитал, отсутствие во многих регионах страны мощностей для глубокой переработки древесины, недостаточное количество лесных дорог круглогодичного действия, увеличение доли затрат на энергетические ресурсы и железнодорожные тарифы, значительные расходы на содержание объектов социальной сферы, находящихся на балансе градообразующих организаций, криминализация.

К возможностям, которые несет глобализация принадлежит: доступ к мировым финансовым и информационным ресурсам, высоким технологиям, появление новых рынков, интеграция с зарубежными партнерами по бизнесу.

К угрозам относится: изменения в законодательстве и приведение его в соответствие с мировыми требованиями, необходимость поиска дополнительных ресурсов для становления «цивилизованного» лесного рынка (стандартизация, сертификация, фитосанитарный контроль и пр.), открытое противостояние мощных зарубежных ТНК на новых и традиционных рынках лесной продукции.

Российская наука предлагает достаточно разнообразные и многочисленные рецепты безболезненного вхождения отечественного бизнеса в глобальную экономику. В целях повышения конкурентоспособности национальных производителей на мировой арене подчеркивается необходимость проведения следующих мероприятий: создание интегрированных структур (ФПГ, холдинги); усиление взаимодействия науки и бизнеса; создание и проведение эффективной государственной лесной политики, касающейся самых разных сторон бизнеса (начиная с прямого лоббирования интересов отечественного лесного бизнеса за рубежом и заканчивая строительством лесовозных дорог). Конечно, все эти мероприятия важны, но истоки низкой эффективности лесного бизнеса для российского общества носят более глубинный характер. Это значит, что и решение проблем лесного бизнеса должно отталкиваться от факторов, носящих системообразующий характер. Одним из таких факторов, по нашему мнению, является отсутствие в лесном бизнесе России эффективного собственника. Оценка эффективности ускоренной приватизации объектов лесопромышленного комплекса показывает, что экономическое поведение новых собственников (или их приемников, которые появились в результате последующего неоднократного передела собственности) сильно отличается от поведения «традиционного капиталиста». Многие из них не нацелены на долгосрочную, устойчивую работу. Основная тенденция частных предпринимателей – изъять ликвидные ресурсы предприятия, использовать их для личного обогащения.

Есть ли какая-нибудь возможность у общества исправить системную ошибку, которая позволила бы устранить негативные последствия широкомасштабной приватизации в лесном секторе экономики страны? Внеэкономических способов достаточно много. Сюда можно отнести и пересмотр итогов приватизации (реприватизацию), и национализацию, и использование репрессивных методов по отношению к частным собственникам. В любом случае внеэкономические методы будут эффективными лишь в краткосрочной перспективе. Необходим поиск иного экономического пути. При этом не нужно «изобретать велосипед», а стоит обратиться к опыту других стран, которые находились в похожем с Россией положение экономического аутсайдера, но смогли вырваться в мировые лидеры. Классическим примером такой страны является Япония. По мнению многих ученых истоки «японского экономического чуда» (как впрочем и других экономических прорывов) не в последнюю очередь связаны с существованием соответствующей организационной культуры в масштабах всей страны, отраслей и отдельных фирм. Именно сильная организационная культура способствует мобилизации всего экономического потенциала общества и приводит его к процветанию. К сожалению, в современной России господствует организационная культура компрадорской буржуазии, которая ориентирует предпринимателей на получение сиюминутной прибыли, игнорирование стратегических интересов жизни российского общества, безответственное отношение к духовным, социальным и экономическим основам своего народа.



Лес всегда был фундаментом социально-экономической и духовной жизни русского человека. Столетиями наши предки вырабатывали особое, трепетное отношение к лесу и лесным богатствам. Это отношение не сумели изменить ни советская индустриализация лесного хозяйства, ни рыночные преобразования лесного сектора экономики последних лет. В связи с этим считаем, что именно сфера лесного бизнеса является той областью, где может быть сформирована принципиально новая организационная культура, ориентированная на долгосрочный подъем отечественной экономики.