Олимпиада по русскому языку для учащихся 8-9 классов - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Олимпиада по русскому языку для учащихся 10-11 классов 1 69.94kb.
Олимпиада по русскому языку для учащихся 8-9 классов 1 68.09kb.
Дистанционная олимпиада по русскому языку среди учащихся 6 классов... 1 34.64kb.
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе на 2013-2014 учебный... 1 519.35kb.
Составила учитель начальных классов мбоу сош №12 имени С. Н. 2 450.74kb.
Сценарий праздника «Halloween» для учащихся 8- 9 классов 1 43.62kb.
Одним из ведущих лингвометодических принципов в обучении русскому... 1 132.12kb.
Тесты по русскому языку 7 кл. Литература. Схемы Таблицы. Контрольные... 1 116.97kb.
Руководство по русскому языку для «иноземцев» «Книга русского языка» 1 135.69kb.
22, 23, 29 января в мбоу сош №94 проводились олимпиады 4 классов... 1 38.08kb.
Ответы олимпиада по русскому языку 9 класс задание №1 1 67.82kb.
Экзаменационные вопросы для Второго высшего образования 1 12.48kb.
- 4 1234.94kb.
Олимпиада по русскому языку для учащихся 8-9 классов - страница №1/1

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ

ТУР I

Задание 1. Сделайте фонетическую транскрипцию (графическую запись звучащей речи) подчеркнутого слова из стихотворения А.С Пушкина:



Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Ударение в слове: уединённый

Деление слова на слоги: уеди-нён-ный (для переноса)

Фонетическая транскрипция слова уединённый: [`уид'ин'оный]

Характеристика всех звуков:

у [`у] - гласный, ударный

е [и] - гласный, безударный

д [д'] - согласный, мягкий, звонкий, парный

и [и] - гласный, безударный

н [н'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный

ё [о] - гласный, ударный

н [н] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный, долгий

ы [ы] - гласный, безударный

й [й'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный

10 букв, 9 звуков

Есть ли в произношении слова в этом стихотворении отличия от современного произношения? Какие? Отличий от современного произношения - нет


Задание 2. Найдите в предложениях слова, значения которых в наше время изменились, объясните их:

Но лишь божественный глагол (глагол – слово, а теперь глагол - часть речи, которая обозначает действие) до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел (А.С. Пушкин).

Бог дал живот (живот – жизнь, сейчас «живот» - брюшная полость человека), даст и здоровье (пример из «Словаря живого великорусского языка» В.И. Даля).

Слух обо мне пройдет по всей Руси (Русь – Россия) великой, и назовет меня всяк (всяк – каждый) сущий в ней язык (язык – обозначает представителей разных национальностей, язык – орган речи) (А.С. Пушкин).

Чем вы, гости, торг (торг – купля–продажа) ведёте (ведете – осуществляете, ведете – показываете направление пути) и куда теперь плывёте? (А.С. Пушкин).

Входит человек ваш или баба (баба – женщина), зачастую в Петербурге отправляющая(отправляющая – исполняющая, отправляющая – куда-нибудь) должность и за лакея и за кухарку, входит и докладывает, что от какого-нибудь вашего знакомого человек пришел к вам (Н.С. Лесков).
Задание 3.

Подберите русские эквиваленты к следующим фразеологизмам, пословицам и поговоркам, кратко сформулируйте их обобщенный смысл:



  1. Не вспотеет лоб - не закипит котел (башкирская) - Не прыгнув в воду, не научишься плавать

  2. И в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетинская) - Капля дегтя бочки меда.

  3. Когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу (болгарская) - Когда рак свиснет.

  4. Трава всегда зеленее на том берегу (английская) – Хорошо там, где нас нет

  5. Конный пешего не поймет (монгольская) – Сытый голодного не разумеет.

Задание 4. Сделайте разбор по составу и словообразовательный разбор каждого слова.



Кошачий: кош-корень, ач – суффикс, ий – окончание. Кошачий – кот (суффиксальный способ словообразования)

Сверхпроводимость: сверх – приставка, про - приставка, вод – корень, им – суффикс, ость – суффикс, нулевое окончание. Сверхпроводимость – проводимость (приставочный способ словообразования)

Непробиваемый: не – приставка, про – приставка, би – корень, в – суффикс, а – суффикс, ем – суффикс, ый – окончание. Непробиваемый – пробиваемый(приставочный способ словообразования)

Новоселье: нов и сел – корень, е – окончание. Новый, селиться (сложение корней)

Выход: вы – приставка, ход – корень, нулевой суффикс, нулевое окончание. (выходить – выход) - суффиксальный
Задание 5. Определите, к каким частям речи относятся подчеркнутые слова. Могут ли те же самые слова относиться к другим частям речи? К каким именно? Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы пояснить свою мысль.

Раз (наречие) зимой (наречие) будят деда посреди (предлог) ночи. Вышел, видит: полно (предлог) жандармов, однако (союз) нет никаких арестантов (По К.Г. Паустовскому).

Раз (числительное) дрова, два дрова

Любуюсь русской зимой (существительное)

Ведро полно (краткое прилагательное) от дождя

Мне стоило бы, однако, (вводное слово) поговорить с ним.

Однако! (междометье) Ну и мороз!
Задание 6.

Определите, каким членом предложения является выделенное существительное с предлогом в каждом случае.



Витя пил чай с пирожком. - (С чем?) дополнение

Витя пил чай с лимоном – ( Какой?) определение

Чай был с кислинкой. – ( Какой?) определение

Витя пил чай с удовольствием. ( Как?) обстоятельство

На кухне пили чай Витя с Николаем. (О ком говорится в предложении?) подлежащее
Задание 7. Найдите в стихотворении как можно больше средств художественной выразительности.

Цветок

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:

Где цвёл? когда? какой весною?


И долго ль цвёл? И сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,


Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?


И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?


(А.С. Пушкин).

Эпитеты: цветок безуханный, цветок забытый, мечтою странной, нежного свиданья, разлуки роковой, одинокого гулянья, тени лесной, неведомый цветок

Метафоры: душа наполнилась, на память свиданья, в тиши полей

Ряд вопросительных предложений: Где цвёл? когда? какой весною? И долго ль цвёл? И сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем?

Антонимы контекстуальные: Чужой - знакомой (рукой)

Анафора: И жив ли тот, и та жива ли? И нынче где их уголок?

Задание 8. Найдите ошибки в предложениях. Объясните, в чем заключается каждая ошибка, исправьте предложения.



Разведчик упал навзничь (ничком) и прижался лицом к земле.

На этом вернисаже (вернисаж – торжественное открытие, первый день художественной выставки) я уже бывал (я побывал)

Художник нарисовал (воспроизвел) репродукцию (воспроизведение подлинника в иной технике и материале) знаменитой картины Айвазовского.

Мой брат недавно демобилизовался (вернулся) из армии.

Если я ошибаюсь, пожалуйста, исправьте (поправьте) меня!
Задание 9.

В издательстве «Астрель» в 2006 г. вышел орфографический словарь-справочник Л.А. Глинкиной. Прочитайте две статьи из этого словаря и определите, отличительные черты каких видов лингвистических словарей объединяет в себе этот словарь-справочник и какую цель ставила перед собой автор этого словаря.

ДЕЖУРИТЬ. 1. Исполнять в порядке очереди какие-либо обязанности. 2. Долго и неотлучно находиться где-либо с определённой целью.

Собственно русск. Известно с XVIII в. Образовано на основе фр. фразеологизма etre de jour — быть на дежурстве (etre — быть, de — предлог, jour — день, -ить- суф.)

Дежурка (разг.), дежурный, дежурство.

КОММЕНТАРИЙ. 1. Толкование, разъяснение какого-либо текста. 2. Рассуждения, пояснительные или критические замечания по поводу чего-либо.

Заимств. в XV в. из лат. яз.: commentarious — памятка, объяснение, гл. commentor — commentare — объяснять, изучать (mens, род. п. mentis — мысль, com— прист. вместе; comm...) comm...

Комментатор, комментаторский, комментирование, комментировать.



Этот словарь объединяет в себе признаки следующих лингвистических словарей: этимологического, словообразовательного и толкового

Задание 10.

Выразите свое отношение к одному из предложенных высказываний (по вашему выбору) в форме сочинения-рассуждения объёмом не более пятидесяти слов.

Слово есть поступок (Л.Н. Толстой).

Если бы острое слово оставляло следы, мы бы все ходили перепачканные. (В. Шекспир).

Что такое слово? Какими качествами и признаками обладает слово? Что может слово? Каждый человек понимает значение слова по-своему. В словарях можно найти такое определение: слово — самостоятельная языковая единица, которая предназначена для называния различных явлений, живых и неживых предметов, отношений и свойств. По данному определению получается, что слово — это просто набор звуков. Но если задуматься оказывается это совсем не просто…

В обычном значении слово - это возможность упорядочить и озвучить свои мысли. Хорошие слова можно сказать своим родителям, друзьям. При помощи слов можно сформулировать четкий и внятный ответ на любой вопрос. С другой стороны, слово – это «данное обещание»: действие или призыв к действию.

Вильям Шекспир отметил еще одну сторону слова, он сказал: «Если бы острое слово оставляло следы, мы бы все ходили перепачканные». Неужели слово так грязно? Давайте рассуждать.

Сила слова огромна: оно может утешить, обидеть, порадовать, испугать, а может ли оно ранить? Да, может. Все важные слова, которые собираешься произнести, нужно тщательно обдумывать. Зачем? Чтобы более точно и полно понять их смысл и значение.

Библия начинается с фразы «Сначала было Слово». И слово здесь воспринимается не в простом и обычном своем значении, а как объединение мысли, тела и разума человека. В Библии Слово приравнивается к Премудрости.

Во все времена слово имело особую силу. Слово, сказанное с ненавистью и злобой, способно нарушить спокойствие и гармонию жизни, разбить сердце любящего человека, навсегда разъединить друзей. А произнесенное в благоприятный момент – принести пользу, укрепить дружбу и просто сделать приятно на сердце.

Так почему же сейчас многие молодые люди не задумываются перед тем, как произнести какое-то слово? Ответ прост: не читают добрых книг, не интересуются информацией, которая могла бы им самим и окружающим принести пользу. Что же получается, если мы не бережем слово, бросаемся острыми, колкими выражениями в чужой адрес, значит мы все перепачканные? Видимо, да.

Поэтому я считаю, что слова – это бриллианты наших мыслей, которые надо оттачивать и не раскидываться зря. Тогда чистота души отразится на наших лицах и тех, кого мы одариваем ими.

Имя, фамилия автора работы; класс


Фазлыева Айгуль, 8а класс
Фамилия, имя, отчество руководителя, должность, место работы.
Закирова Фандалиса Индусовна, учитель, МОБУСОШ №2 с.Старобалтачево
Адрес и контактные телефоны: 452980 Балтачевский р-н, с. Старобалтачево ул.Советская 92, 89174920619