Окружная научно-практическая конференция по литературе «память русской души это дух победы» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Окружная научно-практическая конференция учащихся «Ломоносовские... 1 41.62kb.
Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга Десятая юбилейная научно-практическая... 2 713.07kb.
Программа аниме-фестиваля «Цветущая Сакура» 1 30.58kb.
Научно-практическая конференция студентов и аспирантов «инновационное... 2 429.85kb.
Xvii международная научно-практическая конференция для студентов... 11 1219.82kb.
Iii международная научно-практическая конференция «Современные проблемы... 1 27.56kb.
Научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «правовое... 1 16.65kb.
Научно-практическая конференция с международным участием Смоленщина... 5 1548.2kb.
А. Н. Блеер 2011 г. Положение 1 65.26kb.
«социум» международная научно-практическая конференция 20 2304.27kb.
«социум» международная научно-практическая конференция 23 2766.15kb.
Приложение Перечень крупных промышленных предприятий Тамбовской области 1 302.75kb.
- 4 1234.94kb.
Окружная научно-практическая конференция по литературе «память русской души это дух - страница №1/1

ОКРУЖНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«ПАМЯТЬ РУССКОЙ ДУШИ - ЭТО ДУХ ПОБЕДЫ»

«Особенности композиции рассказа Л.Бородина «Встреча»

в передаче трагедийности событий»


Работу выполнила
БОЙКО АНАСТАСИЯ -

ученица 9В класса ГОУ СОШ №851
(Учитель – Тарнавская Алла Серафимовна, тел.: 8 916 842 06 59)
Москва, 2012
Особенности композиции рассказа Л.Бородина «Встреча»

в передаче трагедийности событий

Судьбу Леонида Ивановича Бородина сравнивают с остросюжетной книгой. Он выдающийся русский писатель и общественный деятель, лауреат премии Александра Солженицына и ряда других отечественных и зарубежных премий. Он человек поступка, познавший истину в советских лагерях, где отсидел два долгих срока за свои убеждения. По словам критика Владимира Бондаренко, Л.Бородин – «один из тех редких людей, кто сумел и жить, и выживать достойно…все свои лишения и житейские тяготы он перенес гордо».

Именно такие герои в центре внимания автора в одном из ранних его рассказов «Встреча».

К числу ранних произведений Бородина относится и стихотворение, строки из которого как нельзя лучше перекликаются с данным рассказом:



Узел  бессмыслиц  умом не расплесть. 
В тайне бессмыслицы мысль не убита.
Верую, Господи, в то, что Ты есть!
Верю в святую запутанность быта.

Верю: однажды в назначенный срок 
Вспомнятся болью прошедшие весны.
Верую в мудрость забытых дорог,
Верую в щедрость дорог перекрестных.

Робостью шага заслужена месть -
Высушат душу тоской изуверы!
Верую, Господи, в то, что Ты есть!
Как бы я, Господи, выжил без веры!..

Итак, о какой встрече пойдет речь в рассказе? История достаточно запутанная.

В художественной литературе композиция - мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают "отрезок" произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих "отрезков" образуют композиционное единство произведения.

Во всяком случае композиция данного рассказа такова, что мы не можем в прямом порядке узнать о произошедшем. К тому же на пути героев произошло несколько встреч. Козлов среди тридцати пленных солдат выхватил взглядом одного – очкарика, с которым они потом и бежали из фашистского плена. Во время побега Козлов повстречается со стариком и женщиной, чья судьба тронула героя. Говоря о Самарине, автор рассказывает все лишь один эпизод из его довоенной жизни – из времени пребывания в советском лагере. В основе этого эпизода - гадкая встреча Самарина с «хозяином» - лагерным капитаном. «Верую в святую запутанность быта…Верую в щедрость дорог перекрестных…»- так писал Бородин.В чем же смысл этих встреч? Почему надо было автору именно так построить свой рассказ?



«Когда-то давно Козлов занимался боксом, несколько раз получал нокаут, оттого и было знакомо ему состояние, когда возвращаешься из небытия, когда сначала не чувствуешь своего тела и будто впервые открываешь, что ты - есть; затем сознание выходит вовне и обнаруживает мир. Оно само еще как тысяча осколков. Но вот осколки медленно, потом все быстрее стягиваются к центру, воссоздавая целое. И тогда происходит узнавание себя и мира и начинаешь чувствовать свое тело».

По-моему, эти строки из первого абзаца текста определяют весь смысл последующих событий. Нужно «по осколкам» жизни собрать целое, понять, что есть важного в ней, кто ты в этом мире.

Композиционно текст распадается на несколько частей, которые идут не в хронологическом порядке. Эта смена событий коснется каждого из двух главных героев – Козлова и Самарина.

Сначала автор повествует о Козлове. Он только что очнулся от нокаута. «…почему еще и ногу больно?.. Неужели еще и пнул? Ну и задачка с одним неизвестным! Неизвестный смотался. Автомат оставил…»

Пока читателю ничего не ясно. В следующем абзаце автор дает нам предысторию Козлова, из которой узнаем, что он кадровый военный, служил на финском. «Война шла уже третий месяц. Считая себя кадровым, он не мог себе простить, что попался, но это была короткая, но тяжелая история». Подробностей нет, да это и неважно. Главное, как сейчас поведет себя персонаж. Автор показывает Козлова настоящим героем и во время побега из фашистского плена, и во время сопротивления им при поимке во второй раз. Он, чувствуется, был хорошим командиром, правильно все рассчитал для побега, отдает четкие команды напарнику. Козлов – хороший человек. Он заботится о товарище, просит женщину в деревне покормить того: «Если он придет, покормите. Он отличный парень, только не в себе немного. Контузия. Со мной идти не захотел.

Про контузию он соврал. Но такое объяснение странностям очкарика казалось ему очень правдоподобным».

Козлов – совестливый человек. Он постоянно испытывает угрызение совести: и оттого что «бредет он сейчас по своей земле, как волк затравленный», и оттого что, сам того не желая, вывел немцев на своего бывшего напарника. В то же время он хорошо знает себе цену, об этом автор упоминает не раз. «…беда пришла, и не все знают, как ей противостоять. Как же иначе объяснить, что тридцать русских мужиков согнули спины по приказу восьмерых чужих, точнее, шестерых, и двух псов…Немцы – народ ученый. Они подсчитали. Если шесть поделить на тридцать, получится одна пятая. Выходит, он, Козлов, оценен в одну пятую вот этого хлюста с автоматом…» С этим мириться он не намерен. Хочет бежать из плена, прорваться через линию фронта, партизанить.



Итак, Козлов бежал из плена вместе с напарником- очкариком, длинноногим – имени его он не знает. Именно он помог нанести сокрушительный удар кувалдой по немцу. Позже начались еще странные вещи. Напарник не захотел знакомиться.

«Непонятно чем разъяренный человек, наконец, шевельнул бледными, до того в судороге застывшими губами, и хрипло прокричал в самое темя



Козлову:

- Нам не надо знакомиться! Понятно?! Понятно вам?!

Вся его длинная - многокостная худоба нависла над Козловым, и он даже отступил на шаг, непонимающий, удивленный. А тот наступал на него и кричал, широко раскрывая рот, выпячивая кадык, тараща близорукие глаза с расширенными зрачками. Это было смешно, и Козлов наверняка рассмеялся бы,если бы как раз в этот момент не получил удар в челюсть, начисто выключивший его на продолжительное время».

Именно с этого момента и начинается повествование. Не зная ничего о своем напарнике, не понимая его действий и отношения к себе, Козлов решит, что тот контуженный или чокнутый. Иначе никак не объяснить.

«На Руси к "чокнутым" всегда относились с почтением, в этом отношении было не только сострадание, но и еще что-то неосознанное и неназванное. Впрочем, это не только на Руси. Так, наверное, происходит оттого, что разум человеческий склонен к лукавству, пороку распространенному. И только обиженный в разуме напрочь лишен этого недостатка. На Руси же издревле люди чаще апеллировали к чувству, нежели к разуму, хотя, что и говорить, от бед это не спасало...»

Дороги Козлова и Самарина то сходятся, то расходятся. Несмотря на отчаянное сопротивление фашистам, они снова попадают в плен. И тут мы узнаем от автора историю Самарина. Бородин долго держал нас в неведении. Нарушение порядка событий, прерывистость повествования усилили интригу. С другой стороны, как потом окажется, привели к нагнетанию трагических событий.

Оказывается, Самарин Алексей Владимирович - «длинный»- был преподавателем музыкального училища, но позже был арестован по делу своего тестя и сослан на работы в лагерь на лесоповал. Арестанты трудились в поте лица. « Долго надрывно и злобно сгоняли охранники полумертвых людей в обязательные для следования колонны». Эта история случилась, когда закончилась махорка. «Хозяин» (начальник лагеря) заставляет выполнить план, пообещав за это 4 коробки махорки. Из последних сил лагерные делают свою работу. Но не успевают выполнить план, и хозяин говорит, что «уговор дороже денег». Самарин не выдерживает и смело заявляет, что «хозяин» - мерзавец.



« - Я погорячился... от усталости... прошу вас, дайте им махорку.

- А сам ты что, некурящий? - с наигранным удивлением спросил "хозяин".

- Не курящий.

- Так какого хрена ты суешься не в свои дела?

Капитан поднялся, подошел к Самарину.

- Я мог бы пристрелить тебя, как последнюю тварь, но не хочу делать из

тебя героя. Я проучу тебя. Там, в бараке, ты изображаешь из себя отважного интеллигента-народолюбца. А я хочу, чтобы ты сегодня понял, что раз ты здесь, то ты есть мразь, отребье народное, понял? Хоть ты и зовешься официально враг народа, но ты даже не враг, а мразь. Ты хотел пострадать за народ, ну так пострадай».

И потом начинается настоящее унижение: «хозяин» заставляет Самарина лизать сапоги на четвереньках. Сама сцена не показана. Бородин прерывает повествование. Но нам и так понятно, чем дело кончилось.

Унижение, избиение пленных в фашистском лагере еще можно объяснить, но вот унижение в советском лагере поражает воображение. Физическая боль ясна, но вот моральную представить трудно. Это и унижение со стороны начальника, и возможное избиение толпы за дерзкие выпады.

Теперь становится понятно, почему «этот день ему не забыть», «никогда не забыть ему унижения, никогда не расстаться с болью. Рана его была смертельна. Никакой компенсации быть не может». Только теперь мы понимаем, что три года он вынашивал месть обидчику. И теперь, когда «дороги перекрестные» свели героев, он обрушил на Козлова весь свой гнев и злобу. Хотя раньше этот «музыкант» ни разу никого не ударил, сейчас он отправил бывшего боксера Козлова в нокаут. А зачем еще и пнул по ноге? Нога, сапог – это свидетельство жуткого унижения, пережитого в лагере.

Стало ли ему легче на душе? Автор прерывает свое повествование.

Развязка – последняя часть рассказа.



«Поддерживая Самарина, Козлов повернулся к нему лицом и с больной улыбкой сказал:

- Прощаться будем. Может, перед смертью скажешь, за что морду бил?

Самарин взглянул ему в лицо, хотел ответить словами, которые придумал заранее. Эти слова должны были быть словами прощения. Он почти вплотную приблизился к Козлову и вдруг увидел, что у того нет фиксы. Он чудовищно ошибся.

- Боже мой! - вскрикнул Самарин».

Он просто обознался. У лагерного капитана был металлический зуб («фикса»), а у этого нет. Критик Павел Басинский писал, что « дело не в «фиксе», конечно. Дело в том, что в ненависти своей он не распознал хорошего человека. Все силы душевного узнавания поглотили обида и ненависть. Вот чего больше всего на свете страшится Бородин».

Композиция рассказа «Встреча» такова, что она помогает передать всю трагедийность событий. Каждый эпизод по-своему драматичен. А в целом недосказанность, прерывистость повествования – все это отражает главное: герой – Самарин – обознался. При ином раскладе отношений Козлова и Самарина они, возможно, уцелели, спаслись от фашистов. Но судьба распорядилась иначе: два хороших человека погибли. На мой взгляд, книг о трагических судьбах солдат на войне много. Но в данном рассказе автор в первую очередь обвиняет советский лагерь, который убил Самарина еще до войны. Его личность была уничтожена, растоптана. А это для человека самое страшное.

Робостью шага заслужена месть -
Высушат душу тоской изуверы!