Общественная правозащитная организация, Санкт-Петербург - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Общественная правозащитная организация, Санкт-Петербург - страница №1/11



О
бщественная правозащитная организация, Санкт-Петербург








Благотворительный фонд

«Центр социальной адаптации

святителя Василия Великого»




Ассоциация судей по делам

несовершеннолетних и проблемам семьи

С. Петербурга


М Е Ж Д У Н А Р О Д Н А Я К О Н Ф Е Р Е Н Ц И Я

«ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ (региональный проект)»

18-19 ноября 2005 года

СТЕНОГРАФИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ




при поддержке



Санкт-Петербург

2006


О
бщественная правозащитная организация, Санкт-Петербург








Благотворительный фонд

«Центр социальной адаптации

святителя Василия Великого»




Ассоциация судей по делам

несовершеннолетних и проблемам семьи

С. Петербурга


М Е Ж Д У Н А Р О Д Н А Я К О Н Ф Е Р Е Н Ц И Я

«ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ (региональный проект)»

18-19 ноября 2005 года

СТЕНОГРАФИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ




при поддержке



Санкт-Петербург

2006

ББК 67.409



П 68


П 68

Международная конференция «Правовые и социальные аспекты ювенальной юстиции (региональный проект)». Стенографический отчет. СПб. Составитель – общественная правозащитная организация «Гражданский контроль», Санкт-Петербург, 2006. 179 стр.








Данное издание содержит материалы конференции, проходившей 18-19 ноября 2005 г. в Санкт-Петербурге.

    Организаторы конференции («Гражданский контроль», Ассоциация судей по делам несовершеннолетних и проблемам семьи Санкт-Петербурга и Благотворительный фонд «Центр социальной адаптации имени святителя Василия Великого») ставили своей задачей не только обсудить общие проблемы, связанные со становлением ювенальной юстиции в России, но и представить новую для российской аудитории тему «служба пробации» применительно к правосудию в отношении несовершеннолетних. С этой целью были приглашены эксперты из стран Западной Европы, где такая служба уже давно существует, и стран постсоветского пространства, где эта служба введена в действие сравнительно недавно.

В поддержку идеи создания в России службы пробации выступили Советник Конституционного Суда Т.Г. Морщакова, ведущий научный сотрудник НИИ изучения проблем законности и порядка при Генеральной прокуратуре Н.Г. Яковлева, председатель Василеостровского суда Санкт-Петербурга Н.К. Шилов, профессор кафедры уголовно-правовых наук Российской Академии Адвокатуры Г.И. Забрянский. Представители российских регионов (Саратовская, Ростовская, Пермская, Нижегородская, Псковская области)

Итоговым документом конференции стала резолюция, которая помещена в Приложении к стенограмме конференции.







ББК 67.409




Издание подготовлено общественной правозащитной организацией

«Гражданский контроль» при поддержке Фонда имени Конрада Аденауэра (ФРГ)

и Фонда Форда (США).


© Фонд имени Конрада Аденауэра, 2006


© Фонд Форда, 2006
© Санкт-Петербургская общественная правозащитная

организация «Гражданский контроль», 2006



Распространяется бесплатно

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Список участников семинара …………………………………………………………………………….....4


18 ноября 2005 года

Вступительное слово:

Б.П. ПУСТЫНЦЕВ ……………………………………………………………………………………………..….8

А.Н. РЖАНЕНКОВ ……………………………………………………………………………………………..….9

Н.Л. ЕВДОКИМОВА ………………………………………………………………………………………10

Д. ЭДГАР ……………………………………………………………………………………………….11

Н.К. ШИЛОВ ……………………………………………………………………………………………….11

Т.Г. МОРЩАКОВА …………………………………………………………………..…………………..12

Доклады и выступления:

А. ДЕМЕНТЬЕВ ……………………………………………………………………………………....14

А. ЭСДОРФ …………………………………………………………………………………………….…18

Л. ПАХКЕЛЬ …………………………………………………………………………………………….…23

О. ЮЖУК ……………………………………………………………………………………………….29

П. НАСИЛОВСКИ ………………………………………………………………………………...…….36

Э. БЕРНХАРДТ ………………………………………………………………………………………44

М.Т. ТИМОФЕЕВ ………………………………………………………………………………………48

Н.П. ЛЕМКЕ ……………………………………………………………………………………………….52

А.И. ЖДАНОВ ……………………………………………………………………………...……….59

Дискуссия …………………………………………………………………………………………..…...63


19 ноября 2005 года
Доклады и выступления:

Н.Л. ХАНАНАШВИЛИ ……………………………………………………………………...………75

Е.Л. ВОРОНОВА ………………………………………………………………………………………81

Х. БЛЮМЕНШТАЙН ………………………………………………………………………………….…...87

У. ШАДЕ ………….……………………………………………………………………………………93

Ю.В. НИКИТИНА ………………………………………………………………………………………97

А. СТЕПАНОВ ……………………………………………………………………………………..102

Ж. ЮНГ ……………………………………………………………………………….……………..106

О. ДЮПОН-ТРОНВИЛЬ …………………………………………………………………...………..113

Р. АЛУАШ ……………………………………………………………………………….……………..118

Дискуссия и выработка резолюции …………………………………….……………………………...124

Резолюция конференции ………………………….………………………………………………....142
Приложение 1: Доклад для конференции «Правовые и социальные аспекты ювенальной

юстиции» (подготовлен Т.Г. Линской, судьей Верховного Суда РФ)……………………….143

Приложение 2: Методические рекомендации мировым судьям Ростовской области

(подготовлены Е.Л. Вороновой, судьей Ростовского областного суда)……………………..…148

Приложение 3: Материалы Комиссии по делам несовершеннолетних Саратовской области

(предоставлены В.С. Чернобровкиным, председателем Комиссии)…………………………...167



СПИСОК УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ




Зарубежные эксперты:



БАРИЛ Паола, координатор проектов по СНГ, глава представительства ассоциации «Врачи мира»;



БЕРНХАРДТ Эндрю, профессор Университета Хертфордшир, Великобритания;



БЛЮМЕНШТАЙН Ханс-Альфред, ювенальный судья, Штутгарт, ФРГ;



ДЕМЕНТЬЕВ Александр, директор Государственной службы пробации Латвии;



ДМОВСКИ Аркадиуш, региональный инспектор Пенитенциарной службы Варшавы, Польша;



ДЮПОН-ТРОНВИЛЬ Одиль, педагог, «Социальная служба детям», Франция;



КУМАРИ Вед, профессор юридического факультета Университета Дели, Индия;



ЛЕ УЕРУ Анна, координатор проектов благотворительного фонда CCFD по Восточной Европе;



НАСИЛОВСКИ Павел, Президент Ассоциации социального благополучия Ханса-Кристиана Кофеда, заместитель начальника тюрьмы г. Седлце, Польша;



ПАХКЕЛЬ Леа, старший прокурор отдела по делам несовершеннолетних Северной прокуратуры Эстонии;



ПУЛЕ Гиртс, руководитель Отдела коммуникаций Государственной службы пробации Латвии;



ПУРИТЕ Ирина, заместитель директора Государственной службы пробации Латвии;



ШАДЕ Урсула, Международный Союз, Майнц, ФРГ;



ЭСДОРФ Аннете, заместитель директора Департамента тюрем и пробации Дании;



ЮЖУК Олег, чиновник уголовного надзора отдела уголовного надзора Таллиннского Городского Суда, Эстония;



ЮНГ Жан-Пьер, психолог и педагог, приют «Ле Брандон», Франция;



ЯГЕЛЛО Владимир, протоирей, руководитель молодежной организации «Витязи», Париж, Франция



ЯКОБСЕН Маргарета, Датский Хельсинский Комитет по правам человека, Копенгаген, Дания.






Москва:



АЛУАШ Рашид, координатор проектов Программы развития ООН;



ЗАБРЯНСКИЙ Григорий Иосифович, профессор кафедры уголовно-правовых наук Российской Академии Адвокатуры;



ГАНЭ Виолен, представительство Благотворительного фонда CCFD;






ЛЮБЧЕНКО Марина Алексеевна, президент детского благотворительного фонда «Моя семья»;



МОРЩАКОВА Тамара Георгиевна, Советник Конституционного Суда РФ;



ПОКРАС Алла Яковлевна, директор проекта «Международная тюремная реформа»;



ТИМОФЕЕВ Максим Тимофеевич, некоммерческая организация ЮРИКС;



ХАНАНАШВИЛИ Нодар Лотариевич, руководитель юридической службы благотворительного фонда НАН («Нет Алкоголизму и Наркомании»);



ЯКОВЛЕВА Нина Георгиевна, ведущий научный сотрудник НИИ изучения проблем законности и порядка при Генеральной прокуратуре.






Регионы:



ВОРОНОВА Елена Леонидовна, судья Ростовского областного суда, Ростов-на-Дону;



ЛОГИНОВА Марина Викторовна, директор Областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Костромской области;



РЕЗИН Михаил, руководитель центра социальной реабилитации «Вера, Надежда, Любовь» для освободившихся из колонии, Ардатов (Нижегородская обл.);



РЕЗИНА Лилия Феликсовна, сотрудник центра социальной реабилитации «Вера, Надежда, Любовь» для освободившихся из колонии, Ардатов (Нижегородская обл.);



СЕМЕНОВ Сергей Григорьевич, директор спец. ПТУ закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей, Себеж (Псковская обл.);



СОБОЛЕВА Лариса Александровна, председатель Комитета по защите прав детей, заместитель председателя областной Комиссии по делам несовершеннолетних, Пермская область;



ЧЕРНОБРОВКИН Владимир Сергеевич, председатель Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Саратовской области.






Санкт-Петербург:



АЛЕКСЕЕВА Полина Михайловна, специалист по связям с общественными организациями общественной правозащитной организации «Гражданский контроль»;



БЕРАР Эммануэль, атташе по вопросам культуры и прессы, Генеральное консульство Франции;



БОЙЕ Ульф, представитель шведского управления по сотрудничеству в области международного развития (SIDA), Генеральное консульство Швеции;



ВАСЮКОВА Светлана Петровна, начальник отдела социальной защиты Администрации Василеостровского района;



ВОЕВОДИНА Татьяна Геннадьевна, старший преподаватель Юридического института Генеральной прокуратуры РФ;



ВОЛЬТСКАЯ Татьяна Леонидовна, корреспондент радио «Свобода»;



ВОРОНОВА Марина Федоровна, председатель Октябрьского суда;



ГАЛАКТИОНОВА Елена Павловна, психолог, государственный приют «Альмус»;



ГИЛИНСКИЙ Яков Ильич, д.ю.н., профессор, директор Центра Девиантологии Социологического Института РАН, Санкт-Петербург;



ГРЕБНЕВ Владимир Александрович, зам. начальника Управления психолого-педагогической и социальной работы с осужденными, начальник отдела по руководству УИИ;



ГРИНЬКО Григорий Николаевич, начальник УИИ Василеостровского р-на;



ГУСЕВА Инга Сергеевна, студентка юридического факультета СПбГУ;



ДАНИЛОВА Наталия, к.с.н., Европейский Университет;



ДИЛАНЯН Олег Борисович, зам. начальника ГУФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, руководитель Управления психолого-педагогической и социальной работы с осужденными;



ДУЛЬНЕВА Юлия Владимировна, Комитет по молодежной политике;



ЕВДОКИМОВА Наталья Леонидовна, председатель постоянной комиссии по социальным вопросам, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга;



ЕГОРЫЧЕВА Светлана Леонидовна, зам. директора благотворительного фонда «Защита детей»;



ЖДАНОВ Александр Иванович, старший инспектор по особым поручениям отдела по руководству УИИ;



ЗАМАЛДИНОВА Ганна Равильевна, Корчаковский центр;



ЗАХАРОВА Марина Сергеевна, начальник УИИ Кировского р-на;



ИВАНОВА Марина Владимировна, судья по делам несовершеннолетних Кировского суда;



ИДЕН Ральф, консул по консульским и правовым вопросам, Генеральное консульство ФРГ;



ИЗЮМЕНКО Галина Петровна, судья по делам несовершеннолетних, Городской Суд;



КОВАЛЕНКО Вячеслав Михайлович, начальник Управления организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений несовершеннолетних ГУВД;



КОРЧЕВСКАЯ Ольга Васильевна, Председатель Коллегии по делам несовершеннолетних, Городской Суд;



КОСТЮКОВСКИЙ Артем Викторович, журналист, еженедельник «Аргументы и Факты;



КРАВЧУК Ольга Николаевна, зам. начальника 2-го отдела Управления организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений несовершеннолетних ГУВД;



КУРГАНОВА Галина Сергеевна, директор НГО «Детский город»;






ЛЕМКЕ Наталия Петровна, начальник Управления перспективного развития и мониторинга, Комитет по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга,



ЛЫКОВА Елена Анатольевна, судья Василеостровского районного суда;



МАСТРЮКОВА Татьяна Борисовна, социальный работник Центра социальной адаптации имени святителя Василия Великого;



МОБЕР Паскаль, Генеральный консул Франции;



МЫСЛОВА Анна, заместитель начальника отдела политики, протокола и связей с общественностью, Генеральное Консульство Великобритании;



НИКИТИН Владислав Михайлович, директор ГУ «Дом милосердия»;



НИКИТИН Николай Анатольевич, директор Христианского Межцерковного Диаконического Совета;



НИКИТИНА Юлия Владимировна, директор Центра социальной адаптации имени святителя Василия Великого;



НОВИКОВА Юлия Викторовна, член Коллегии по делам несовершеннолетних, Городской Суд;



НОВИЦКАЯ Татьяна Карловна, начальник юридического отдела Комитета по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга;



ОСТАПЕНКО Виктория Анатольевна, старший психолог СИ-4 ГУФСИН РФ;



ПРИХОД Наталья Александровна, инспектор по делам несовершеннолетних УИИ Кировского р-на;



ПУСТЫНЦЕВ Борис Павлович, председатель общественной правозащитной организации «Гражданский контроль»;



РАЗУМОВСКАЯ Мария Львовна, координатор программ общественной правозащитной организации «Гражданский контроль»;



РЖАНЕНКОВ Александр Николаевич, председатель Комитета по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга;



РУССИЯНОВА Ирина Анатольевна, начальник УИИ Адмиралтейского р-на;



СТЕПАНОВ Александр, председатель Отдела по благотворительности Санкт-Петербургской Епархии;



СТРЕЛЬЦОВА Татьяна Валентиновна, зам. председателя Кировского суда;



ТУДВАСЕВА Ирина Владимировна, заместитель директора школы № 633 для обучения детей, исключенных из системы образования;



ШАХОВА Елена Владимировна, координатор общественной правозащитной организации «Гражданский контроль»;



ШИЛОВ Николай Кириллович, председатель Василеостровского суда;



ЭДГАР Джордж, Генеральный консул Великобритании.

18 ноября 2005 года

Европейский опыт службы пробации. Возможности создания региональной службы пробации для несовершеннолетних правонарушителей в Санкт-Петербурге

Ведут конференцию:

Борис Павлович Пустынцев, председатель общественной правозащитной организации

«Гражданский контроль», Санкт-Петербург;

Мария Львовна Разумовская, координатор программ общественной правозащитной

организации «Гражданский контроль», Санкт-Петербург.


Вступительное слово:

Б.П. ПУСТЫНЦЕВ

Уважаемые дамы и господа!

От имени правозащитной организации «Гражданский контроль» я хочу сказать спасибо всем, кто согласился участвовать в этой конференции, несмотря на всю свою занятость и, в некоторых случаях, весьма не близкое расстояние до Санкт-Петербурга

Данная конференция – это один из этапов проекта, направленного на становление по возможности полноценной региональной службы пробации, прежде всего для подростков, вступивших в конфликт с законом, который мы проводим совместно с администрацией Санкт-Петербурга, местной службой исполнения наказаний, судейским сообществом и общественной организацией «Центр социальной адаптации имени святителя Василия Великого». Интерес к этой теме оказался столь велик, что всех экспертов и других заинтересованных лиц, пожелавших принять участие в ее обсуждении, наш конференц-зал просто не вместил бы. Мы благодарим руководство и сотрудников Профессионально-реабилитационного центра, приютившего всех нас, а также Комитет по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга, в чьем ведении находится этот Центр.

К сожалению, проекты законов о ювенальной юстиции, в том числе о службе пробации, в течение длительного времени благополучно «спят» в Государственной Думе, уже принятые в первом чтении. Очевидно, у депутатов – другие приоритеты. Завтра нам расскажут о состоянии и возможных перспективах развития законодательства в этой сфере.

В итоге получилось так, что в отношении ювенальной юстиции практика у нас опережает теорию. Не дожидаясь появления новых законов, российские судьи в Санкт-Петербурге и некоторых других центрах вводят специализацию по делам несовершеннолетних в рамках существующей законодательной базы, администрация в ряде регионов давно внедряет в практику отдельные элементы службы пробации для несовершеннолетних. Краткое обобщение этой практики в нашем регионе и в некоторых других мы услышим от участников семинара.

В России существуют различные точки зрения на структуру и ведомственную принадлежность службы пробации. Мы рассчитываем за эти два дня ознакомиться с опытом организации и работы подобных служб как в государствах с развитой системой ювенальной юстиции, так и в некоторых постсоветских странах, где эта служба появилась недавно. Думаем, что позитивный европейский опыт может быть адаптирован и к нашим реалиям, что нет необходимости каждый раз заново «изобретать велосипед».

К концу второго дня мы просим специалистов, работающих с молодежными «группами риска», обсудить предлагаемую концепцию регионального пилотного проекта, которую вам представит член рабочей группы Наталья Петровна Лемке, начальник отдела перспективного развития и мониторинга Комитета по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга, и помочь нам составить соответствующий заключительный документ конференции.

Программа у нас весьма насыщенная, поэтому мы будем стараться придерживаться регламента. Настоятельно просим всех докладчиков попытаться уложиться в 20 минут, оставляя 10 минут на вопросы и ответы. Если кто-то не успеет задать вопрос, это можно будет сделать во время дискуссии. Материалы конференции стенографируются, поэтому обращаемся ко всем с просьбой пользоваться микрофонами и представляться каждый раз, даже если вы только задаете вопрос. Материалы будут изданы и разосланы всем участникам.

По всем техническим вопросам вы можете обращаться к сотрудникам «Гражданского контроля», они всегда к вашим услугам. Участников конференции, которым мы должны возместить проездные расходы, просим в перерыве подойти к бухгалтеру.

Благодарю за внимание и предоставляю слово Александру Николаевичу Ржаненкову.

Александр Николаевич РЖАНЕНКОВ, председатель Комитета по труду и социальной

защите населения Правительства

Санкт-Петербурга

Уважаемые дамы и господа! Уважаемые гости нашего города!

Тема сегодняшней конференции не просто актуальная, она кричащая, очень жизненно востребованная.

Я хочу выразить благодарность всем вам и организаторам этой конференции за то, что вы нашли возможность сегодня и завтра пообщаться, проанализировать ситуацию и выработать конкретные предложения для дальнейших наших совместных действий по решению задач известной темы.

Я не хочу подробно останавливаться на цифрах и фактах. Вам коллеги нашего комитета и другие достоверно доведут информацию о состоянии проблем в городе с детьми, с теми приоритетами и сложными вопросами, которые на сегодняшний день мы решаем. Правильно было сказано, что применение ювенальной политики в области защиты прав детей – наверное, одна из эффективных форм. И, конечно же, мы должны сообща добиться внесения изменений во все нормативные документы федерального уровня и, соответственно, местного уровня, чтобы эффективно использовать те наработки, которые сегодня существуют и давно существуют в других государствах, в других регионах бывшего Советского Союза и сегодня в регионах России.

Я хочу выразить благодарность всем тем, кто очень активно занимается этой темой и уже небезрезультатно. Сознана в городе определенная структура. Мы активно взаимодействуем по этой теме с органами исполнительной и представительной власти. Думаю, что сообща, безусловно, мы сможем изменить ситуацию, но для этого нужно выработать совместные действия. Я думаю, что конференция позволит это наметить пути решения этих проблем. Искренне благодарен вам за эту работу. Удачи в конференции! Думаю, что в последующем мы еще не раз будем встречаться, обсуждать эти темы, делать анализ и внедрять те эффективные методы, которые приносят конкретные плоды.

Спасибо.

Б.П. ПУСТЫНЦЕВ

Спасибо, Александр Николаевич.

Я предоставляю слово Евдокимовой Наталии Леонидовне.

Наталья Леонидовна ЕВДОКИМОВА, депутат Законодательного Собрания СПб,

Председатель Комиссии по социальным вопросам

Спасибо большое.

Уважаемые коллеги, очень рада вас приветствовать от имени Законодательного Собрания. Вижу здесь классиков ювенальной политики – господ Гилинского, Шилова, Хананашвили. Каждый раз вас вижу, и спасибо вам, что вы в этом принимаете участие. Посмотрите, из каких разных они областей: ученые, судейское сообщество, общественные объединения. И государственный муж у нас тут присутствует. Как же нам эту проблему-то никак не решить?

Я уже лет десять принимаю участие в подобных конференциях. И, к сожалению, на местах мы об этом уже говорили. Мы даже думали, а не использовать ли нам для этого наши региональные суды. Но все они строятся всё равно по единому принципу, существует единая система судов; и нам туда с нашей ювенальной юстицией, ювенальной политикой влезть пока очень сложно.

Мне сейчас Геннадий Григорьевич Иванов, директор Санкт-Петербургского Профессионально-реабилитационного центра, в помещении которого мы находимся, принес газету, в которой написано, как в известном выражении «Казнить нельзя помиловать». Куда запятую будем ставить? Послушайте: «Наказывать нельзя воспитывать». Куда запятую поставим? Оттого, куда поставим запятую, как раз и зависит то, что мы будем делать с этим поколением детей. Это очень важно.

К сожалению, наша система достаточно неповоротливая. И необходимо повернуться, наконец, к детским проблемам лицом. Я абсолютно уверена, что даже самые тяжкие преступления, которые наши дети, наши подростки совершают, зависят от нас, взрослых. Значит, мы что-то недоработали, значит, мы в этом мире не сделали всё, что от нас зависело, чтобы этих жутких преступлений не было.

Еще раз хочу сказать, что мы в городе всё, что можем, делаем. Уже третий раз будет приниматься Законодательным Собранием программа профилактики правонарушений среди молодежи в Санкт-Петербурге. И там мы эту самую ювенальную политику проводим. Каким образом? Кого мы забираем в наши организации, которые предоставляют рабочие места оступившимся молодым людям? Как раз тех, кто уже совершил правонарушения (причем тяжкие правонарушения в том числе), и суд вынес решение, но без заключения их в места «не столь отдаленные»; кроме того, тех, которые состоят на учёте в органах милиции. И что интересно? Рецидивов среди этих молодых людей, которые прошли… макаренковскую школу, что ли, в наших организациях практически нет. Значит, мы верный путь выбрали – поставили запятую там, где надо: «Наказывать нельзя, воспитывать!».

Поэтому я очень хочу, чтобы наше дело двигалось. Хотя оно маленькими шажками движется. Мы сейчас говорим, что уже никто «не против». Начинали мы еще тогда рассуждать, помните? Все были «против», «все в белом»! Сейчас уже все в одном цвете – никто «не против». В чем проблема? Почему это никак не двигается в наших органах федеральной власти? Сложно сказать. Может быть, депутатов не тех выбираем.

Я очень желаю вам успешной конференции. Обязательно завтра буду присутствовать, выслушаю доклады (выбрала уже, что буду слушать).

Шаг за шагом все-таки мы движемся в нужном направлении. Всё не так просто в нашей стране. Спасибо вам.



Б.П. ПУСТЫНЦЕВ

Спасибо, Наталия Леонидовна.

Позвольте предоставить слово господину Джорджу Эдгару, Генеральному консулу Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии.

Джордж. ЭДГАР, Генеральный консул Соединенного Королевства

Великобритании и Ирландии

Дамы и господа!

Я скажу только несколько слов. Во-первых, я очень рад, что консульство поддерживает эту важную конференцию. Мы уже несколько лет знакомы с организацией «Гражданский контроль», успешно с ними сотрудничаем. Мы знаем, с какой энергией они работают в области прав человека, в области юстиции в Санкт-Петербурге.

Сегодняшняя тематика, как уже было сказано, очень важная. Это развитие системы ювенальной юстиции и службы пробации, особенно для молодых людей. Это очень важно в любом государстве – и в Великобритании, и в России. Эффективная система юстиции – необходимая основа для успешного социального развития, поэтому такая тематика очень актуальна.

Один из выступающих на конференции – Эндрю Бернхардт из Университета Хертфордшир, Великобритания. Я очень надеюсь, что в результате этой конференции будут предприняты конкретные шаги к развитию системы юстиции.

И я рад, что здесь есть представители разных организаций, в том числе негосударственных, и представители власти, парламента, академических учреждений. Я считаю, что это так и должно быть, так как это вопросы и проблемы, для решения которых все должны работать вместе.

Еще раз поздравляю организаторов этой конференции. Желаю всем интересных обсуждений в дни конференции.

Спасибо за внимание.



Б.П. ПУСТЫНЦЕВ

Спасибо, господин Генеральный консул.

Позвольте вам представить нашу вторую ведущую – Разумовскую Марию Львовну.

И разрешите предоставить слово Шилову Николаю Кирилловичу.



Николай Кириллович ШИЛОВ, председатель Василеостровского суда

Санкт-Петербурга, председатель Ассоциации судей

по делам несовершеннолетних и проблемам семьи

Уважаемые дамы и господа, коллеги и друзья!

Я хочу сказать, что для меня сегодня – праздничный день, потому что я сегодня вижу всех вас и вижу, что вы собрались для того, чтобы обсудить вопросы, связанные с воспитанием детей, с защитой прав и интересов ребенка.

Ни в одном обществе нет цели более важной и значимой, чем воспитание детей. А мы занимаемся детьми, которые оказались без надлежащего попечения, поэтому вопросы развития ювенальной юстиции являются, конечно, для нас приоритетными.

Мне приятно видеть здесь представителей программы развития ООН, с которыми мы начинали работать в 1998 года.

Мы создали в Петербурге систему специализации судей по делам несовершеннолетних, создали социальные службы, которые работают с несовершеннолетними правонарушителями и оказывают им соответствующую помощь. Мы нашли центры, которые занимаются социальной реабилитацией условно осужденных, то есть в Петербурге накоплен значительный опыт, который, конечно, нуждается в дальнейшем развитии. С тем опытом, который мы приобрели в рамках проекта программы развития ООН, мы поделились с другими регионами страны, в частности в Ростове этот проект получил дальнейшее развитие. И нам завтра об этом расскажет судья Ростовского областного суда Елена Леонидовна Воронова.

Я рад видеть, что к нам приехали специалисты из европейских стран. У меня еще свежи впечатления от прекрасных специалистов, с которыми я встречался осенью в прибалтийских странах – Эстонии, Латвии, а также в Германии. И мне очень приятно сознавать, что они откликнулись на наше приглашение и приехали на конференцию, потому что сегодня мы нуждаемся не только в законодательном закреплении достигнутого опыта, но и в создании новых технологий социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей. А надо признать, что в этих вопросах специалисты европейских стран ушли далеко вперед.

Наталия Леонидовна правильно сказала, что уже десять лет скоро будет, как мы работаем вместе. Надеюсь, наша целеустремленность и направленность нашей работы помогут нам получить реальные результаты. Тем более что исполнительная власть Санкт-Петербурга более активно подключилась к нашей работе. Если мы начинали работу в основном только с Комитетом по делам семьи, детства и молодежи, то сегодня Комитет по труду и социальной защите населения активно включился в эту работу, создает соответствующие учреждения, технологии. И это вселяет оптимизм.

Всем участникам конференции, гостям хочу пожелать не только успешной работы, но и суметь немножко отдохнуть, полюбоваться зимним городом, который сегодня, видимо, специально для вас природа преподнесла.

Удачи вам и удачной работы!



Б.П. ПУСТЫНЦЕВ

Спасибо, Николай Кириллович.

Слово имеет Тамара Георгиевна Морщакова, которой мы премного благодарны за то, что она всё-таки нашла время к нам приехать.

Тамара Георгиевна МОРЩАКОВА, советник Конституционного суда Российской Федерации

Мне доставляет большое удовольствие, дорогие коллеги, приветствовать такую большую аудиторию, заинтересованную в решении проблем молодежи. Потому что в действительности тема этого семинара позволяет рассмотреть очень широкий круг вопросов. И лично мне очень нравится, что именно так она сформулирована, потому что ювенальная юстиция – это, конечно, широкое понятие. Его нельзя сводить исключительно только к судебной деятельности, нельзя сводить и исключительно только к деятельности тех учреждений и общественных организаций, которые работают с несовершеннолетними правонарушителями уже после суда. Я думаю, что само понятие «ювенальная юстиция» требует от нас всех – и от общества, и от государственных структур – широких подходов, с тем, чтобы мы понимали, что несовершеннолетний правонарушитель, как тут уже правильно сказали, – это продукт всей нашей жизнедеятельности.

Проект закона о ювенальной юстиции, который разработан и давно уже обсуждается в государственных структурах на федеральном уровне, характеризуется именно этим подходом к ювенальной юстиции и именно поэтому встречает, должна вам признаться, большое сопротивление. Было бы много легче, если бы мы решили проблему только одних судов по делам несовершеннолетних или только вопрос об организации работы системы, которая в иностранном опыте называется службой пробации. Но любая попытка решить эту проблему социальными усилиями, государственными усилиями в более широком аспекте очень трудно воспринимается почему-то именно публичной властью.

Я думаю, что такие мероприятия, как сегодняшнее, как раз показывают нашу с вами общую готовность делать больше, чем нам пока позволено «сверху» по федеральному закону. Радостно, что все мы – энтузиасты этого дела, и многие уже имеют позитивный опыт в развитии ювенальной юстиции в своих регионах. Я знаю факты серьезной положительной работы и обмена опытом, который в этой области существует не только в Санкт-Петербурге, не только в Ростове, как уже говорили здесь, но и в других городах – в Самаре, например, есть такой опыт и в Москве.

Спасибо за вашу активность. Я тоже очень ждала этого семинара, потому что на самом деле не так много публичных площадок, где можно обменяться опытом такой работы. Я обещаю всем присутствующим здесь, что буду, как и прежде это делала, работать с этой идеей ювенальной юстиции, в том числе и в качестве члена Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Хочется, чтобы, выступая от имени разных общественных организаций, мы могли предложить как можно больше проработанных идей, потому что тогда гораздо легче их продвигать, пытаться внедрить, в том числе и на самом высоком федеральном уровне. Желаю всем нам успеха.

М.Л. РАЗУМОВСКАЯ

Большое спасибо, Тамара Георгиевна.

На этом мы заканчиваем вступительную часть и приступаем к докладам основной темы сегодняшнего дня – о службе пробации.

Разрешите предоставить слово господину Александру Дементьеву, который расскажет о пути становления службы пробации в Латвии и о том, что она собой представляет.



Доклады и выступления:

Александр ДЕМЕНТЬЕВ, директор Государственной службы пробации Латвии

«Создание службы пробации Латвии – укрепление безопасности общества»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Во-первых, огромное спасибо за приглашение на эту конференцию и за то, что мне выпала большая честь начать доклады на этой конференции, то есть, наверное, я должен задать тон.

Начало службы пробации Латвии – 1998 год. Только через пять лет (в 2003 году) было принято политическое направление – службе пробации в Латвии быть! Работа была довольно трудная – убедить политиков, убедить судей, прокуроров, общественность, что такая служба нужна. Дата создания этой службы 7 октября 2003 года.

В Латвии имеется 28 отделений службы пробации, из них 18 были созданы только в этом году, так что служба создана по всей Латвии, и она работает неплохо.

Я думаю, что число наших работников довольно большое. В этом году принято 240 работников, до конца года будет 247, а в следующем году (бюджет на следующий год в Латвии уже утвержден) у нас будет 430 работников. Это достаточное количество, чтобы мы смогли, я думаю, работать на довольно хорошем уровне.

Перейдем к функциям нашей службы. Вы увидите, что функции службы пробации Латвии довольно обширные, но они очень тесно связаны между собой.

Наша основная функция – предоставлять досудебный доклад о клиенте пробации. Это доклад о нашем клиенте с его дня рождения до сегодняшнего дня. Мы с судьями и с прокурорами договариваемся о том, что предоставляем этот досудебный доклад буквально как бы в помощь при принятии решения. Мы говорим: да, этот клиент опасен для общества, и, конечно, его место – в заключении. Или: нет, он не опасен для общества, и он может наказание пробыть в обществе. В принципе, это основное для досудебного доклада.

Почему этот досудебный доклад, говоря о несовершеннолетних, обязателен для судей и прокуроров? Если этот досудебный доклад идет к прокурору, то дальше – в суд. И после принятия решения (а это может быть и заключение), этот доклад идет в место заключения. Там уже знают и могут решить, какие воспитательные меры предпринять для этого несовершеннолетнего. После отбытия заключения он опять становится клиентом пробации, и тогда мы смотрим, как воздействовать на него. Так что мы хотим ввести целый круг мер.

Конечно, это довольно сложно, потому что судьи у нас независимые, и они говорят, что введение такого обязательного досудебного доклада необоснованно, хотя мы провели опрос, и где-то 50 процентов судей всё-таки ответили, что это надо делать. Посмотрим, как у нас получится.

Далее наша функция – организовать создание программ коррекции социального поведения и обеспечивать выполнение превентивных мероприятий. Были, конечно, разные программы по поводу употребления наркотиков, алкоголя и так далее, но когда я создавал службу пробации, программ коррекции социального поведения подростков в Латвии было «ноль». На сегодня у нас пять таких программ. Одна из программ была создана с помощью наших голландских коллег (программа «Эквип») и уже работает в полной мере. Мои работники обучены и работают по этой программе и в местах заключения, и в центрах социальной коррекции.

Следующая наша функция – координировать. Мы исполняем уголовное наказание и принудительные работы, потому что эту меру мы приняли от самоуправления. Она была введена и исполнялась самоуправлением, но, откровенно говоря, в Латвии самоуправление исполняло это на очень-очень низком уровне или, могу даже сказать, не исполняло. Поэтому было принято решение передать выполнение этого уголовного наказания в руки службы пробации. В этом году мы исполняем это уже в девяти районах и даже переняли это уже в десятом районе. А с 1 января следующего года будем исполнять во всей Латвии. Я думаю, что ничего нового в этом нет. Во многих государствах существует такая мера наказания. И многие службы пробации в европейских странах исполняют это наказание.

Далее наша функция – осуществлять надзор за принятием тех решений, которые связаны с общественными работами несовершеннолетних. Этот вид вступил в силу в Латвии только в марте этого года, потому что вступил в силу Закон о воспитательных мерах, применяющихся для несовершеннолетних. Там разные меры пресечения, но одна из мер, которую исполняем мы, – общественные работы. Суд может присудить несовершеннолетнему соответствующее количество часов, которые он должен отработать. Мы уже исполнили довольно много таких решений судов, но я, как педагог, считаю, что эта мера правильная, потому что она все же дает возможность этому несовершеннолетнему исправить свои проступки. Мы знаем, что в Латвии до этого было место заключения или условное наказание. В Латвии условное наказание пока еще не на таком хорошем уровне, как мы хотели бы. Об этом я буду говорить позже, это третья мера того, как мы можем воздействовать на несовершеннолетнего. Есть, конечно, тут проблемы. Основная проблема: в Латвии несовершеннолетний может получить уголовное наказание с 14 лет, а эти общественные работы – с 11 лет. Но наш Закон о труде и все соответствующие законодательные акты – с 14 лет. Так что мы должны где-то в следующем году очень сильно поработать над тем, чтобы изменить эти законодательные акты, а это довольно сложно, довольно трудно.

Во время испытательного срока мы должны осуществлять надзор за лицами, в отношении которых прекращено уголовное дело, и они условно освобождены от уголовной ответственности. Эту функцию исполняла полиция Латвии, а теперь мы будем исполнять с января следующего года. Эта функция идет вместе со следующей нашей функцией (надзор за лицами, условно осужденными).

Мы хотим обязательно повысить рейтинг надзора. Обычно, если молодого парня, выходящего из зала суда, спросишь: «Что тебе дали?», то он отвечает: «Да ничего не дали, условно осудили на один год». То есть рейтинг этого условного осуждения, наверное, не на должном уровне. Может быть, и у вас так?

С 1 января следующего года в нашем Уголовно-процессуальном кодексе и в Уголовном кодексе будет написано, что при условном осуждении разными мерами мы сможем воздействовать на этих лиц. Суд, во-первых, может решить, что осужденный должен обязательно проходить программы пробации; суд может решить, что это лицо должно быть дома, скажем, с восьми вечера до восьми утра – разные меры, которые, я думаю, в течение двух-трех, может быть, четырех лет будут вводиться. И я думаю, что рейтинг условного осуждения в Латвии обязательно повысится.

Далее наша функция – сотрудничать с учреждениями лишения свободы при подготовке лиц к освобождению. Эта работа довольно сложная, как и следующая функция – оказание пенитенциарной помощи лицам, освобождающимся из учреждений лишения свободы.

И последняя наша функция, наверное, для нас довольно интересная – обеспечение возможности примирения. Такая функция для службы пробации осуществляется довольно сложно, потому что надо обучить работников это делать. Примирение вводится, и я думаю, что где-то в течение ближайших лет число разных уголовных дел, конечно, снизится, если провести очень хорошую рекламу. Примирение в Латвии сможет дать очень хорошие плоды, и мы на это надеемся.

Следующее, о чем я хотел бы сказать, это о возрасте наших клиентов.

Сегодня мы говорим только о ювенальной политике. От 14 до 24 лет – 40 процентов всех наших клиентов. Я считаю, что это очень много. Создавая службу, мы сказали, что наш приоритет – работа с молодежью, так мы и делаем.

С учреждениями лишения свободы (как одной из наших функций) мы работаем в очень тесном контакте. Во-первых, у нас совместный план работы. Во-вторых, мы работаем индивидуально с каждым заключенным за шесть месяцев до его освобождения. По моему приказу уже с 1 июля наши работники встречаются с каждым заключенным, который освобождается, чтобы узнать, что он будет делать, когда выйдет из места заключения. Мы знаем, что мотивация у наших клиентов (мы их так называем) очень-очень низкая. Следующее – это работа с программами, потому что в местах заключения проводятся программы, в основном – мотивирующие. Мы работаем с этими клиентами и осуществляем подготовку заключенных к освобождению. Это происходит в разных видах, осуществляя разные программы.

Когда лицо освобождается, есть три главные проблемы: отсутствие места жительства (50–60, даже 70 процентов заключенных не имеют места жительства по каким-то причинам); отсутствие работы и проблемы со здоровьем и поведение в обществе. Все эти проблемы мы должны решать.

Во-первых, мы заключаем договор, который является основой совместной работы.

Цель помощи – ресоциализация и реинтеграция в обществе.

Методы – консультации, программы, помощь. Естественно, деньгами мы не помогаем. Какие же виды помощи мы осуществляем?

Мы помогаем оформить документы личности, найти место жительства, помогаем найти работу, направляем в социально-адаптационные центры. Мы применяем, как я уже говорил, разные программы.

В прошлом и в этом году мы создали, я считаю, что очень быстро, десять центров реабилитации (один женский и три центра для несовершеннолетних), потому что нам кажется, что в Латвии это самая главная, основная проблема.

Конечно, у нас есть Закон о социальной помощи самоуправления, которое должно в обязательном порядке предоставлять жилую площадь для лиц, освобождающихся из мест заключения. Но, к сожалению, приватизация дала свой отрицательный вклад. Самоуправление, естественно, это может сделать, но не за один день или месяц. Поэтому мы и ввели такую систему, что работаем с этим заключенным в течение шести месяцев до его освобождения. Шесть месяцев он находится в местах заключения, в социально-реабилитационном центре он проводит до года. Значит, есть время – полтора года – для того, чтобы найти ему жилую площадь. Это хороший срок. В таком социально-реабилитационном центре у нас довольно строгие правила. Такой центр должен обеспечить жильем, самое главное – работой, чтобы он мог самостоятельно заработать какие-то средства на свое существование плюс это помощь психолога, социального работника и осуществление разных программ социальной коррекции. Так что я думаю, у нас создана довольно хорошая база (на сегодня 162 места). Может быть, кто-то скажет, что это очень мало, но мы посчитали, что этого хватает на сегодняшний день и, наверное, на будущий год и еще на 2008 год тоже, потому что наполнение этих центров пока не составляет даже 50 процентов.

Центры для несовершеннолетних, как правило, оборудованы полностью: жилье прекрасное. Можно готовить себе на месте еду, есть комната отдыха. Существует специальный центр для мужчин. Там могут жить 20 мужчин. Больших центров мы не создаем. В молодежных центрах проживают по пять-семь юношей, или даже трое, то есть это маленькие центры. Самый первый центр называется «Рантияке», он был создан в 1998 году. Ваши коллеги были в этом центре, посмотрели, как он работает. Как я говорил, в центре обязательна работа, чтобы могли заработать деньги плюс у нас есть один центр, где мы проводим лечение от алкогольной и наркозависимости. С таким центром мы тоже заключили договор.

Какая же отдача от этих центров? На сегодня мне трудно сказать, потому что мы работаем только два года. Но вот через центр «Рантияке» прошло более сотни клиентов, и обратно в тюрьму за все восемь лет работы центра попали только трое. Я думаю, что это довольно хороший результат. Естественно, клиенты в этот центр попадают мотивированные. Они сами хотят в этот центр, их никто не заставляет. Можно и об этом говорить, но мы считаем, что если и один клиент не попадет обратно в тюрьму, то это тоже наш успех.

Спасибо за внимание. Пожалуйста, ваши вопросы.


следующая страница >>