Образовательная программа в области музыкального искусства «фортепьяно» по. 01. Уп. 03 «концертмейстерский класс» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано» 1 1959.34kb.
Образовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано» 2 3967.36kb.
Образовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано» 2 4029.68kb.
Образовательная программа в области музыкального искусства «народные... 1 3824.32kb.
Образовательная программа в области музыкального искусства «духовые... 2 2372.31kb.
Образовательная программа в области музыкального искусства «народные... 2 1124.37kb.
Образовательная программа в области музыкального искусства «народные... 4 2894.33kb.
Образовательная программа в области музыкального искусства «струнные... 1 1203.44kb.
Программа в области музыкального искусства «фортепиано» 2 656.12kb.
Образовательная программа в области музыкального искусства «народные... 1 2591.55kb.
Образовательная программа в области музыкального искусства «народные... 1 4439.72kb.
Группа "magic": "Не можем без музыкального творчества " /апрель 2008 1 105.98kb.
- 4 1234.94kb.
Образовательная программа в области музыкального искусства «фортепьяно» по. 01. Уп. - страница №1/1

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

«Майминская детская школа искусств»

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПЬЯНО»
ПО. 01.УП.03 «КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС»
8-летний срок обучения

9-летний срок обучения

с. Майма 2013г.


«Рассмотрено»

Методическим советом

МБОУ ДОД «Майминская ДШИ»
________________________________

(дата рассмотрения)



«Утверждаю»

Директор М.И. Филатова

________________________________

(дата утверждения)


Разработчики – преподаватель по классу фортепиано Бучнева А.А.


Рецензент –
Рецензент –

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.


II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Методические рекомендации при работе с учащимися в классе вокального аккомпанемента

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.


VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс» разработана на основе и с учетом Федеральных Государственных Требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано». И должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения этой программы в соответствии с настоящими ФГТ.

Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне развитой личности путем приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и

транспонирования; на развитие самостоятельности в данных видах деятельности.

Наряду с практической подготовкой в задачи предмета входит: формирование



  • художественного вкуса,

  • чувства стиля,

  • творческой самостоятельности,

  • стремления к самосовершенствованию,

  • знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки.

Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуре программы "Фортепиано" федеральными государственными требованиями предусмотрены 3 учебных предмета, имеющих общие цели и задачи: "Специальность и чтение с листа", "Ансамбль" и "Концертмейстерский класс", которые в совокупности системно и наиболее полно дают предпрофессиональное образование, позволяющее наиболее эффективно сформировать исполнительские знания, умения и навыки, а также подготовить ученика к дальнейшему профессиональному обучению.

Концертмейстерская деятельность является наиболее распространенной формой исполнительства для пианистов.

Данная программа отражает комплексное развитие и индивидуальный подход к обучающемуся, академическую направленность и разнообразие вокального и инструментального репертуара, используемого в обучении. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития и приобретения художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
2. Срок реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс»

Срок реализации учебного предмета "Концертмейстерский класс " составляет 3 года, с 7 по 8 и 9 класс


3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Концертмейстерский класс».


Виды учебной нагрузки

7-8 класс




9 класс


Максимальная нагрузка

122,5

66

Количество часов на аудиторную

Нагрузку


44

33

Количество часов на внеаудиторную

(самостоятельную) работу



73,5

33


4. Форма проведения аудиторных занятий:

индивидуальная, групповая. Предлагаемая продолжительность урока - 45 минут.

Реализация учебного предмета "Концертмейстерский класс" предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве иллюстраторов могут выступать обучающиеся образовательного учреждения или, в случае их недостаточности, работники образовательного учреждения.

5. Цели и задачи учебного предмета «Концертмейстерский класс»

Цели:


  • Выявление и развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства (аккомпанемента);

  • Развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле.

Задачи:

  • формирование навыков совместного творчества обучающихся в области музыкального исполнительства, умения общаться в процессе совместного музицирования;

  • развитие интереса к совместному музыкальному творчеству;

  • умение слышать все произведение в целом,

чувствовать солиста и поддерживать все его творческие замыслы;



  • умение следить не только за партией фортепиано, но и за партией солиста;




  • приобретение знаний об особенностях вокального (искусство дыхания, фразировка и др.) и инструментального (строение инструмента, настройка, тембровая окраска, принципы звукоизвлечения и др.) исполнительства;




  • навыки работы над звуковым балансом в работе с солистом;




  • приобретение навыков самостоятельной работы и чтения с листа не сложного текста с солистом;




  • приобретение опыта совместной творческой деятельности и опыта публичных выступлений;




  • формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы в области музыкального исполнительства.


Методы и формы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, рассказ, беседа);

- наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);

-практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

В программе используется индивидуальная форма обучения. Это позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Данные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства.

Материально-технические условия реализации

учебного предмета «Концертмейстерский класс»
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории оснащены роялями двумя фортепиано, звукотехническим оборудованием, необходимой мебелью (столами, стульями, стеллажами, шкафами). Имеется библиотека, фонотека.




II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.

Срок обучения – 3года (с 7 по 9 классы)




Распределение по годам обучения


Классы

7

8

9

Продолжительность учебных занятий

(в неделях)



-

-

33

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)



0,5

0,5

1

Общее количество часов на аудиторные занятия (на все время обучения)

33

Количество часов на внеаудиторную

(самостоятельную) работу (часов в неделю)




-

1,5

1,5

Общее количество часов на внеаудиторную

работу (на все время обучения)



73,5





Общее максимальное количество часов на весь период обучения

122,5


66

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Самостоятельную работа обучающихся по учебному предмету определяется из сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

- участие в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской

деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.


2. Годовые требования по классам

"Концертмейстерский класс" начинается с изучения наиболее простого вокального репертуара (эта работа планируется в 7 классе). Инструментальный репертуар, как более сложный, дается позже, когда ученик уже обладает элементарными навыками концертмейстера.



7 класс (0,5 час в неделю)

Знакомство с новым предметом - вокальный аккомпанемент. При отсутствии иллюстраторов-вокалистов вокальную партию может исполнять сам обучающийся. Работа с вокальным материалом требует элементарных знаний о вокальном искусстве, о природе человеческого голоса и его диапазоне, искусстве дыхания и свободной манере исполнения вокалистов. Наличие текста помогает понять художественную задачу произведения.

Следует начать с самых простых аккомпанементов, состоящих из разложенных аккордовых последовательностей или несложных аккордовых построений, где аккорды располагаются на сильной доле такта. Необходимо отметить места цезур, проанализировать фактуру фортепианной партии, определить звуковой баланс голоса и фортепиано. Ученик должен уметь петь вокальную строчку, а преподаватель может ее подыгрывать на другом инструменте.

Аккомпанемент, включающий дублирующую вокальную партию голоса, требует особого внимания. Ученику необходимо учитывать свободу интерпретации вокальной партии солистом.

В течение года следует подробно пройти в классе не менее 3-х вокальных произведений и регулярно читать с листа в классе и дома. В конце года ученик должен сыграть 1-2 произведения на зачете, классном вечере или концерте.
Примерный список произведений для зачета в 1 полугодии:

Булахов Г. "Не пробуждай воспоминаний"

Варламов А. "На заре ты ее не буди", "Напоминание"

Глинка М. "Признание", "Как сладко с тобою мне быть"

Гурилев А. "Матушка-голубушка", "И скучно, и грустно"

Чайковский П. "Мой садик", "Детская песенка"

Шуберт Ф. "Полевая розочка", "Блаженство"

Шуман Р. Альбом для юношества: "Подснежник"


Во 2 полугодии следует пройти в классе 3-5 романсов. Работа над усложнением аккомпанементов, включающих различные комбинации типов фактуры. Следует познакомить ученика с навыками транспонирования: сначала на интервал увеличенной примы (прибавление диеза или бемоля), а затем для наиболее способных учеников - на интервал большой или малой секунды. Материалом для транспонирования служат самые легкие аккомпанементы.

В учебном году предусмотрена промежуточная аттестация (зачет), которая может проводиться в виде выступления на академическом вечере, классном концерте или любом другом публичном выступлении в конце учебного года. Ученик должен исполнить 1-2 произведения.



Примерный список произведений для зачета во 2 полугодии:

Варламов А. "Горные вершины", "Красный сарафан", "Белеет парус одинокий"

Глинка М. "Как сладко с тобою мне быть", "В крови горит огонь желания"

Гурилев А. "Домик-крошечка", "Сарафанчик", "Однозвучно гремит колокольчик"

Дюбюк А. "Не брани меня, родная", "Не обмани"

Мендельсон Ф. "Весенняя песня"

Чайковский П. "Нам звезды кроткие сияли"
8 класс (0,5 час в неделю)

Продолжением предмета "Концертмейстерский класс" может быть аккомпанемент в классе других инструментов. В качестве сольного инструмента может быть взята труба, балалайка. В этом случае следует воспользоваться программами и репертуарными списками, соответствующими выбранному инструменту.

Объем часов рассчитан на весь учебный год по 0,5 часа в неделю. Необходимо наличие иллюстраторов. Это могут быть учащиеся старших классов, студенты или преподаватели образовательного учреждения.

Процесс последовательного освоения музыкального материала включает: определение характера и формы произведения, работа над текстом, цезурами, агогикой, динамикой, фразировкой, педалью и звуковым балансом.

За год учащиеся должны пройти в классе (с разным уровнем подготовки) минимум 3 произведения различного характера.

В конце года ученики играют зачет - 2 произведения.


Примерный список произведений для зачета в 1 полугодии 8 класса:

Бах И.-С. Сицилиана

Рахманинов С. «Элегия»

Рахманинов С. «Весенние воды»

Массне Ж. Размышление

Поппер Д. Прялка

Рис Ф. Вечное движение

Сен-Санс К. Лебедь

Шуберт Ф. «Аvе МARIA»

9 класс (1 час в неделю)

Девятый выпускной класс предусматривает профессиональную подготовку в СУЗ, по этому очень важно воспитать и закрепить у выпускника начальные практические навыки репетиционно-концертной деятельности в качестве концертмейстера; навыки транспонирования и чтения с листа.

Объем часов рассчитан на весь учебный год по 1 часу в неделю.

Продолжается работа с иллюстраторами. Совершенствуется качество исполнения концертмейстерской партии в произведениях, умение слушать и слышать партнера в ансамбле.

За учебный год обучающийся должен пройти 3-4 произведения различного характера (с разным уровнем подготовки).

В конце года на зачете исполняются 2 произведения.



Примерный список произведений для зачета 9 класса:

Вебер К. "Хор охотников"

Майкапар С. "Вечерняя песнь"

Перголези Дж. Сицилиана

Хачатурян А. «Мелодия»

Русская народная песня «Степь, да степь кругом»

Рамо Ж. Ф. "Тамбурин" (переложение Г.Дулова)
Примерный рекомендуемый репертуарный список для учащихся 7-9 классов:

Агабабов С. "Колыбельная", "Лесной бал"

Алябьев А. "Соловей", "Два ворона", "И я выйду ль на крылечко"

Аракишвили Д. "На холмах Грузии", " Догорела заря"

Балакирев М. "Взошел на небо", "Слышу ли голос твой"

Бетховен Л. "Тоска разлуки", "Люблю тебя", "Воспоминание" "К надежде"

Брамс И. "Колыбельная", "Кузнец"

Багиров В. Романс

Бакланова Н. Мазурка, Романс

Бах И. С. Ария

Бетховен Л. Два народных танца, Багатель

Боккерини Л. Менуэт

Бом К. "Непрерывное движение"

Вебер К. "Хор охотников"

Глинка М. Мазурка, Полька, "Чувство"

Глюк К. В. Веселый танец

Данкля Ш. Вариации на тему Вейгля

Данкля Ш. Вариации на тему Паччини

Зейтц Ф. Концерт Соль мажор, 1-я часть

Майкапар С. "Вечерняя песнь"

Багиров В. Романс

Бакланова Н. Мазурка, Романс

Бах И. С. Ария

Бетховен Л. Два народных танца, Багатель

Боккерини Л. Менуэт

Бом К. "Непрерывное движение"

Вебер К. "Хор охотников"

Глинка М. Мазурка, Полька, "Чувство"

Глюк К. В. Веселый танец

Данкля Ш. Вариации на тему Вейгля

Данкля Ш. Вариации на тему Паччини

Зейтц Ф. Концерт Соль мажор, 1-я часть

Майкапар С. "Вечерняя песнь"

Моцарт В. А. Вальс, Менуэт

Перголези Дж. Ария (обр. В.Бурмейстера)

Перголези Дж. Сицилиана

Рамо Ж. Ф. Ригодон

Рамо Ж. Ф. "Тамбурин" (переложение Г.Дулова)

Тартини Дж. Сарабанда

Телеман Г. Ф. Бурре

Чайковский П. Вальс, Мазурка

Моцарт В. А. Вальс, Менуэт

Перголези Дж. Ария (обр. В.Бурмейстера)

Перголези Дж. Сицилиана

Рамо Ж. Ф. Ригодон

Рамо Ж. Ф. "Тамбурин" (переложение Г.Дулова)

Тартини Дж. Сарабанда

Телеман Г. Ф. Бурре

Чайковский П. Вальс, Мазурка

Варламов А. "Красный сарафан", "Горные вершины",

"Белеет парус одинокий", "На заре ты ее не буди"

Глинка М. "Скажи, зачем", "Бедный певец", "Сомнение",

"Признание", "Как сладко с тобою мне быть", "Мери",

"Уснули голубые", "Я люблю, ты мне твердила"

Григ Э. "Песня Сольвейг", "Первая встреча", "Розы",

"Лебедь", "Люблю тебя", "Сердце поэта", "В челне"

Гурилев А. "Разлука", "Матушка-голубушка", "И скучно, и грустно"

Каччини Д. "Амариллис"

Моцарт В. "Вы, птички, каждый год", "Волшебник", "Мой тяжек путь"

Хренников Т. "Зимняя дорога", "Колыбельная Светланы"

Чайковский П. Из песен для детей: "Весна", "Мой садик",

"Детская песенка", "Ни слова, о друг мой", "Нам звезды кроткие сияли"

Шопен Ф. "Желание", "Колечко"

Шуман Р. Альбом для юношества: "Подснежник", "Совенок", "Приход весны"

Хачатурян А. «Мелодия»

Глинка М. «Мазурка»

Русская народная песня «Степь, да степь кругом»

Новиков А. «Дороги»

Можно использовать популярные песни известных групп и исполнителей:

Таривердиев М. «Маленький принц»

Русская народная песня «Мой костер»

Соловьев-Седой В. «Подмосковные вечера»

Богословский Н. «Темная ночь»

Блантер «Катюша»

Журбин А. - «Ах, эти тучи в голубом»

Дж. Уорнер - мелодия из к/ф «Титаник» - «My heart will go on»(из реп. Селин Дион)

Сильвестр А. «I will always love you» из репертуара Уитни Хьюстон

Песня из репертуара гр. «Evanescence» - «My Immortal»;

Майкла Джексона «You are not along» (Ты не одинок).

Дж.Керн «Дым»

Р. Ловленд «Song from a secret garden» и др.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения учебного предмета «Концертмейстерский класс» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

-знание основного концертмейстерского репертуара (вокального инструментального);

- знание основных принципов аккомпанирования солисту;

-навыки по воспитанию слухового контроля, умение слышать произведение целиком (включая партии других инструментов или голоса), умение управлять процессом исполнения музыкального

произведения;

-умение аккомпанировать солистам несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;

-умение создавать условия, необходимые для раскрытия исполнительских возможностей солиста;

-умение разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;

-навыки по разучиванию с солистом его репертуара;

-наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в качестве концертмейстера.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества занятий по учебному предмету включает в себя текущий

контроль и промежуточную аттестацию. В качестве форм текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, прослушивания, классные вечера. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В конце каждой четверти выставляется оценка.

Промежуточная аттестация по учебному предмету «Концертмейстерский класс» предполагает проведение зачетов. Формами зачетов являются: академические концерты, участие в творческих мероприятиях школы. Зачеты могут проходить в конце полугодий за счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

По завершении изучения учебного предмета "Концертмейстерский класс" проводится промежуточная аттестация с оценкой, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно.

2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценитьприобретенные знания, умения и навыки.



Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:



Оценка5 («отлично») технически качественное и художественноосмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо») оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно») комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без оценки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Для успешной реализации программы по учебному предмету "Концертмейстерский класс" необходимо наличие в школе квалифицированных специалистов, имеющих практический концертмейстерский опыт, работающих с различными инструментами, голосами, знающих репертуар, владеющих методикой преподавания данного предмета, а также наличие иллюстраторов.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.

Весь процесс обучения должен быть построен по принципу - от простого к сложному. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, его физические данные, уровень развития музыкальных способностей и пианистическую подготовку, полученную в классе специального фортепиано.

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над произведением. Ученик должен обязательно проиграть и внимательно изучить партию солиста; определить характер произведения и наметить те приемы и выразительные средства, которые потребуются для создания этого замысла.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. При составлении плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные ученику по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как

отечественных, так и зарубежных композиторов.
2. Методические рекомендации при работе с учащимися в классе вокального аккомпанемента

Ученику-концертмейстеру необходим предварительный этап работы над вокальным сочинением. А именно: знание вокальной строчки, осмысление поэтического текста, определение жанра произведения (колыбельная, баркарола, полька, мазурка, вальс, марш и т. д.). Необходимо научить ученика петь вокальную строчку под собственный аккомпанемент. Большое значение у вокалистов имеет правильное дыхание. Начинающий концертмейстер должен научиться предчувствовать смену дыхания у певца; понимать закономерности дыхания, зависящие от профессиональной подготовки вокалиста, состояния его голоса и от правильно выбранного темпа.

Важно обратить внимание учащегося на степень употребления педали, применения динамики и артикуляции в партии фортепиано в зависимости от тесситуры, силы и тембра голоса вокалиста.

Одна из первостепенных задач преподавателя - научить будущего концертмейстера понимать вокальную природу музыкального интонирования, научить слышать наполненность интервалов, грамотно и выразительно фразировать музыкальный текст.

Обучающиеся должны получить первоначальные знания о вокальной технологии и понимать:

- как вокалист берет и как держит дыхание;

- что такое пение "на опоре" и "бездыханное" пение;

- различие между чистой и фальшивой интонацией, а также иметь представление о "филировке" звука,

- пении " portamento" и т.д.

Преподаватель должен четко проанализировать совместно с учеником структуру произведения, обозначив такие понятия, как вступление заключение, сольные эпизоды. В сольных эпизодах важно сохранить общий эмоциональный настрой, не теряя формы произведения. Вступление, заключение и проигрыши должны быть частью целого и подчиняться единому художественному замыслу. Необходимо сразу определить основной темп произведения, а также обратить внимание на темповые отклонения, ферматы, цезуры и т.д. Подобные отступления диктуются стилистическими требованиями и особенностями индивидуальной интерпретации произведения у каждого солиста. Пианист должен чутко поддерживать солиста, добиваться единого движения, избегая отставания или опережения его партии, добиваться свободы исполнения за счет слышания всей фактуры.

Концертмейстер должен выполнять не только функцию аккомпаниатора, но и функцию дирижера, иметь навык целостного восприятия 3-строчной или многострочной фактуры.
3. Рекомендации по организации

самостоятельной работы обучающегося

Преподавателю следует распределить время домашнего занятия с учетом всех предметов, связанных с игрой на инструменте. Необходимо учить партию аккомпанемента в произведениях, соблюдая все авторские ремарки в нотах - темп, штрихи, динамику, паузы и т.д. Наизусть партию выучивать нет необходимости. Партию солиста следует для ознакомления поиграть на фортепиано, вникая во все подробности фразировки и динамики. Ученик всегда должен работать по рекомендациям преподавателя, которые он получает на каждом уроке. Очень полезно слушать записи исполняемых произведений и посещать концерты инструментальной музыки.


VI. СПИСКИ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемых нотных сборников

Сборники вокального репертуара

Бетховен Л. Песни. М., Музыка, 1977

Булахов П. Романсы и песни: / сост. Г. Гослова, М., Музыка,1969

Варламов А. Романсы и песни. Полное собрание, том 4. М., Музыка, 1976

Глинка М. Романсы и песни. М., Музыка, 1978

Григ Э. Романсы и песни. М., Музыка, 1968

Гурилев А. Избранные романсы и песни. М., Музыка,1980

Даргомыжский А. Романсы. М., Музыка, 1971

Кабалевский Д. Избранные романсы и песни. М., Музыка, 1971

Кюи Ц. Избранные романсы. М., Музыка, 1957

Моцарт В. Песни. М., Музыка, 1981

Популярные романсы русских композиторов / сост. С.Мовчан, Музыка, 2006

Рахманинов С. Романсы. М., Музыка, 1977

Романсы и дуэты русских композиторов. СПб: Композитор, 2012

Римский-Корсаков Н. Романсы. М., Музыка, 1969

Рубинштейн А. Романсы. М., Музыка, 1972

Свиридов Г. Романсы и песни.М., Музыка, 1970

Чайковский П. Романсы. М., Музыка, 1978

Шопен Ф. Песни. М., Музыка, 1974

Шуберт Ф. Песни на стихи Гете. М., Музыка, 1961

Шуман Р. Песни. М., Музыка, 1969



Список рекомендуемой методической литературы

1. Брыкина Г. Особенности работы пианиста-концертмейстера с

виолончельным репертуаром / " Фортепиано",1999, N 2

2. Визная И., Геталова О. Аккомпанемент /изд. Композитор, СПб, 2009

3. Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов вмузыкальном училище/ Методические записки повопросам музыкального образования. М.,1966

4. Живов Л. Работа в концертмейстерском классе над пушкинскимиромансами М.Глинки / О работе концертмейстера. М.,Музыка,1974

5. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения.Л., 1961

6. Кубанцева Е. Концертмейстерский класс. М., Изд. центр "Академия"

7. Кубанцева Е. Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера / Музыка в школе, 2001: № 4

8. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента: методологическиеосновы / Л., Музыка,1972

9. Подольская В. Развитие навыков аккомпанемента с листа / О работеКонцертмейстера. М., Музыка,1974

10. Савельева М. Обучение учащихся-пианистов в концертмейстерскомклассе чтению нот с листа, транспонированию, творческим навыкам и аккомпанементу в хореографии /

Методические записки по вопросам музыкальногообразования, вып.3. М., Музыка,1991

11. Смирнова М. О работе концертмейстера. М., Музыка, 1974

12. Шендерович Е. Об искусстве аккомпанемента. М., 1969, №4

13. Шендерович Е. "В концертмейстерском классе". Размышления

педагога. М., Музыка,1996

14. Чачава В. Искусство концертмейстерства. СПб, Композитор, 2007