Похожие работы
|
Образовательная программа основного общего образования - страница №23/23
Тематический план
«Тренинг личностного самопознания»
№
Заня-
тия
|
Цель
|
Ход занятия
| -
|
Знакомство участников группы, информирование о целях занятий, принятие групповых правил
| -
приветствие и знакомство с ведущим;
-
процедура знакомства с участниками «Что в имени моем»;
-
создание рисунка «Моя визитная карточка»;
-
упражнение «Испорченный телефон»;
-
упражнение «Я тебя не понимаю»;
-
упражнение «Не подходи ко мне!»;
-
упражнение «Королевства»;
-
принятие групповых правил;
-
групповая дискуссия «Наши ожидания – наши опасения»;
-
рефлексия.
| -
|
Развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков, навыков партнерских отношений, сплочение группы.
| -
приветствие;
-
упражнение «Повороты»;
-
упражнение «Договоримся?»;
-
упражнение «Такие вот вопросы»;
-
упражнение «Пойми меня»;
-
упражнение «Переправа»;
-
рефлексия.
| -
|
Сплочение группы, развитие коммуникативных навыков, выработка адекватной самооценки.
| -
приветствие;
-
упражнение «Трио»;
-
упражнение «Граффити»;
-
упражнение «Запрещенное слово»;
-
упражнение «От чужого имения»;
-
рефлексия
| -
|
Знакомство с миром чувств.
| -
приветствие;
-
упражнение «Радуга»;
-
упражнение «Такие разные чувства»;
-
упражнение «Я – источник чувств»;
-
упражнение «Наши чувства – наши поступки»;
-
групповая дискуссия «Как управлять своими чувствами»;
-
упражнение «Замороженный»;
-
рефлексия.
| -
|
Развитие навыков самоанализа и способности адекватно принимать свои личностные качества.
| -
приветствие;
-
упражнение «Кто на что похож»;
-
упражнение «Маски»;
-
визуализация «Кто я есть на самом деле?»;
-
притча «Трое слепых и слон»;
-
упражнение «Укажи на партнера»;
-
рефлексия.
| -
|
Развитие навыков принятия оценки со стороны.
| -
приветствие;
-
упражнение «Построение круга»;
-
упражнение «Квадратный или круглый?»;
-
упражнение «Приклеиваем ярлыки»;
-
упражнение «Презентация»;
-
рефлексия.
| -
|
Развитие навыков саморегуляции и терпимости к людям.
| -
приветствие;
-
упражнение «Включаем робота»;
-
игра «Небеса и ад»;
-
упражнение «Устойчив ли я?»;
-
упражнение «Строимся по признакам»;
-
рефлексия.
| -
|
Знакомство с понятием «конфликт», видами конфликтов и способами их разрешения.
| -
приветствие;
-
упражнение «Датский бокс»;
-
упражнение «Разговор с собой»;
-
мозговой штурм «Что такое конфликт?»
-
ролевая игра «Веревочка»;
-
информационная часть «Виды конфликтов и способы их разрешения»;
-
упражнение «Бумажный мячик»;
-
рефлексия.
| -
|
Обучение на практике способам разрешения конфликтных ситуаций в межличностных отношениях.
| -
приветствие;
-
упражнение «Сиамские близнецы»;
-
упражнение «Безмолвный крик»;
-
упражнение «Толкалки»;
-
упражнение «Головомяч»;
-
групповая дискуссия «Чему мы научились при разрешении конфликтов»;
-
упражнение «Веселая гусеница»;
-
рефлексия.
| -
|
Знакомство с понятием «внутриличностный конфликт».
| -
приветствие;
-
упражнение «Дотронься до …»;
-
упражнение «Хочу – могу»;
-
информационная часть «Понятие внутриличностного конфликта»;
-
упражнение «Скелет в шкафу»;
-
упражнение «Мои ресурсы»;
-
упражнение «Драгоценный подарок»;
-
рефлексия.
| -
|
Развитие навыков сотрудничества, управление своими эмоциями и искреннего общения.
| -
приветствие;
-
упражнение «Узкий мостик»;
-
упражнение «Говорим гадости»;
-
упражнение «Разожми кулак»;
-
игра «Город лжецов и город правдивцев»;
-
упражнение «У старого Абрама»;
-
рефлексия.
| -
|
Развитие социально-коммуникативных навыков.
| -
приветствие;
-
ролевая игра «Умей задать вопрос»;
-
ролевая игра «Начало беседы»;
-
ролевая игра «Отстаивание своего мнения»;
-
ролевая игра «Завершение беседы»;
-
ролевая игра «Преодолей обвинение»;
-
упражнение «Ритмическое эхо»;
-
рефлексия.
| -
|
Развитие доверия по отношению к партнеру, выработка умения принимать критику, осознавать полноту дружеских отношений.
| -
приветствие;
-
упражнение «Аплодисменты»;
-
групповая дискуссия «Какими качествами нужно обладать, чтобы
вам верили и прислушивались к вашему мнению»;
-
упражнение «Горячий стул»;
-
групповая дискуссия «Дружеское общение и конфликт»;
-
упражнение «Прогулка доверия»;
-
рефлексия.
| -
|
Развитие навыков принятия коллективного решения, навыков креативного мышления и прогнозирования ситуаций. Выстраивание психологических защит в случаях крушения ожидаемого.
| -
приветствие;
-
упражнение «Мы отправляемся в путешествие»;
-
упражнение «Мы высаживаемся на берег»;
-
упражнение «Мы не одни»;
-
упражнение «Куда уходят мечты?»;
-
завершение первого дня приключений.
| -
|
Развитие способностей объективного подхода к ситуации выбора, навыков самоопределения и самопланирования деятельности.
| -
приветствие;
-
упражнение «Мы выбираем вождя»;
-
упражнение «Как мы будем жить на острове»;
-
упражнение «Распределяем обязанности»;
-
завершение занятий.
| -
|
Осознание необходимости профессионального самоопределения и избавления от вредных привычек и негативных черт характера.
| -
приветствие;
-
групповая дискуссия «А вам не обидно?»;
-
упражнение «Украли вождя»;
-
упражнение «Фотография на память»;
-
упражнение «Избавляемся от груза»;
-
завершение игры
|
Тематический план
«Тренинг профилактики правонарушений с основами правовых знаний»
№ занятия
|
Цель
|
Ход занятия
| -
|
Актуализация представлений подростков об их правах и ответственности, знакомство с Законами РФ, определяющими права и ответственность несовершеннолетних.
| -
ритуал приветствия;
-
групповая дискуссия «Для чего нужны законы»;
-
упражнение «Я хочу – я могу»;
-
групповая дискуссия «На что я имею право»;
-
информационно – правовая часть «Конференция о правах ребенка и Законодательство РФ»;
-
групповая дискуссия «Может ли несовершеннолетний привлекаться к правовой ответственности»;
-
информационно – правовая часть «Правовая ответственность несовершеннолетнего»;
-
упражнение «Отнекивание»;
-
рефлексия.
| -
|
Формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций, знакомство с правовыми нормами в отношении ответственности за нанесение морального и физического ущерба.
| -
приветствие;
-
упражнение «Автобус»;
-
ролевая игра «Конфликт»;
-
групповая дискуссия «Ответственность за исход конфликта»;
-
информационно – правовая часть «Статьи законодательства, определяющие ответственность за причинение вреда здоровью»;
-
упражнение «Загибание пальцев»;
-
групповая дискуссия «За что несет ответственность родитель»;
-
информационно – правовая часть «Ответственность родителей за несовершеннолетних»;
-
упражнение «Катание по полу»;
-
рефлексия.
| -
|
Формирование умения противостоять негативному влиянию. Знакомство с ответственностью за групповые правонарушения.
| -
приветствие;
-
упражнение «Учимся говорить «нет»;
-
мозговой штурм «Противостояние влиянию»;
-
ролевая игра «Ситуация принуждения»;
-
упражнение «Невольная борьба»;
-
групповая дискуссия «Кто отвечает в толпе»;
-
информационно-правовая часть «Ответственность за групповые правонарушения»;
-
упражнение «Сбить с ног»;
-
рефлексия.
| -
|
Развитие навыков, позволяющих отказаться от предложения попробовать наркотики или токсические вещества, знакомство с правовой ответственностью за хранение, распространение и применение наркотических и психотропных средств.
| -
ритуал приветствия;
-
упражнение «Настроение»;
-
мозговой штурм «Почему люди применяют наркотики»;
-
мозговой штурм «Цепочка: к чему ведет проба наркотика и токсичного вещества»;
-
групповая дискуссия «Употребление наркотиков – дело личное»;
-
информационно-правовая часть «Ответственность несовершеннолетних за хранение и сбыт наркотиков и психотропных средств»;
-
упражнение «Частота хватаний»;
-
рефлексия.
| -
|
Формирование умения отказаться от употребления алкоголя, поиск способов общения и повышения настроения без применения алкоголя, знакомство с ответственностью за правонарушения в состояния алкогольного опьянения.
| -
приветствие;
-
ролевая игра «ОХ, этот праздник…»;
-
групповая дискуссия «С пьяного взятки гладки»;
-
информационно-правовая часть «Ответственность за правонарушения в состоянии алкогольного опьянения»;
-
мозговой штурм «»Кто идет за «Клинским»?»;
-
групповая дискуссия «Альтернатива алкоголю»;
-
упражнение «Выпячивание себя»;
-
рефлексия.
| -
|
Знакомство с понятием «вандализм» и «вандалы», предоставление информации об ответственности за акты вандализма.
| -
приветствие;
-
упражнение «Мы строили, строили…»;
-
мозговой штурм «Что такое «вандализм» и кто такие «вандалы»?»;
-
информационная часть «Вандалы и вандализм»;
-
информационно-правовая часть «Ответственность за вандализм»;
-
групповая дискуссия «Создатели граффити – это вандалы или свободные художники?»;
-
упражнение «Настенные рисунки»;
-
рефлексия.
| -
|
Осознание чувств, возникающих при угрозе жизни и здоровью в случаях террористических актов; знакомство с ответственностью за терроризм, геноцид и разжигание межнациональной розни.
| -
приветствие;
-
мозговой штурм «Сообщение о террористическом акте»;
-
информационно-правовая часть «Ответственность за ложное сообщение об акте терроризма»;
-
упражнение «Подскоки от страха»;
-
мозговой штурм «Чем люди отличаются друг от друга? Существует ли в мире равенство всех рас и наций?»;
-
Информационно-правовая часть «Ответственность за разжигание межнациональной вражды»;
-
рефлексия.
| -
|
Осознание личной ответственности при выборе возраста вступления в половые отношения, последствия неразборчивых половых связей, знакомство с ответственностью за сексуальное насилие.
| -
приветствие;
-
групповая дискуссия «Когда мы любим, то…»;
-
информационно-правовая часть «Знакомство с ответственностью за сексуальное насилие»;
-
групповая дискуссия «Как избежать сексуального насилия»;
-
упражнение «Повороты обратно»;
-
групповая дискуссия «Как избежать насилия со стороны незнакомых людей»;
-
упражнение «Набор скорости»;
-
рефлексия.
| -
|
Информирование подростков об ответственности за присвоение чужого имущества.
| -
приветствие;
-
групповая дискуссия «Чем отличается грабеж от кражи»;
-
информационно-правовая часть «Ответственность за грабеж, разбои и кражи»;
-
упражнение «С оглядкой»;
-
информационно-правовая часть «Ответственность за причинение ущерба путем обмана, злоупотребление доверием и вымогательство»;
-
упражнение «Хлопки по карману»;
-
групповая дискуссия «Покатался на чужом автомобиле – преступление или нет?»;
-
информационно-правовая часть «Ответственность за неправомерное завладение транспортным средством»;
-
упражнение «Бег в спокойном темпе»;
-
рефлексия.
| -
|
Информирование подростков о процедуре принятия законов в РФ; актуализация правовых знаний, полученных на занятиях, завершение занятий правового блока.
| -
приветствие;
-
упражнение «Сказка за сказкой»;
-
групповая дискуссия «Можно ли жить без установленных правил?»;
-
упражнение «Тяга к родному дому»;
-
информационно-правовая часть «Основные законы РФ, как и кем они устанавливаются»;
-
ролевая игра «Суд идет»;
-
рефлексия.
|
Тематический план
«Тренинг самоопределения и достижения жизненных целей»
№ занятия
|
Цель
|
Ход занятия
| -
|
Знакомство с целями данного блока занятий; осознание важности адекватной оценки свих возможностей и необходимого времени; развитие навыков анализа собственных усилий для разрешения проблем.
| -
приветствие;
-
знакомство с целями блока;
-
упражнение «Представление о времени»;
-
упражнение «Чувство времени»;
-
групповая дискуссия «Однажды я подвел»;
-
информационная часть «Правило гармоничного распределения времени»;
-
рефлексия.
| -
|
Ориентация подростков на поиск истинных целей жизни, формирование позитивного настроя, взгляда в будущее.
| -
приветствие;
-
обсуждение результатов прошлого занятия;
-
групповая дискуссия «В поисках смысла жизни»;
-
упражнение «События моей жизни»;
-
упражнение «Формула удачи»;
-
рефлексия.
| -
|
Актуализация представлений о личностных чертах, знаниях, навыках, необходимых для достижения жизненных целей.
| -
приветствие;
-
упражнение «Такое вот кино»;
-
упражнение «Перекресток»;
-
групповая дискуссия «Чем нужно обладать, чтобы достичь желаемого»;
-
рефлексия.
| -
|
Развитие навыков постановки жизненных целей и самоопределения в их достижении.
| -
приветствие;
-
упражнение «Я – великий мастер»;
-
упражнение «Хочу, могу, умею»;
-
упражнение «Тропинка к мечте»;
-
упражнение «Мои ресурсы»;
-
опросник «Держу ли я удар»;
-
рефлексия.
| -
|
Создание плана действий для достижения жизненных целей.
| -
приветствие;
-
упражнение «Цели и дела»;
-
упражнение «Закончи предложение»;
-
упражнение «Волшебная подушка»;
-
упражнение «Четыре сферы»;
-
рефлексия.
| -
|
Развитие навыков свободного выбора, актуализация знаний, полученных на занятиях всего цикла, подведение итогов.
| -
приветствие;
-
упражнение «Должен или выбираю»;
-
упражнение «Чемодан в дорогу»;
-
упражнение «Я – подарок человечеству»;
-
прощание.
|
ГРУППОВАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПОДРОСТКОВ
Условия формирования групп родителей
Группы формируются по принципу добровольности. На первичном собеседовании показывается родителям необходимость их активного участия в исправлении поведения ребенка.
Время проведения
Каждое занятие с родителями рассчитано на 2 академических часа, частота проведения – один раз в неделю.
В программе предусмотрено 5 занятий, время реализации – 1 месяц.
Цели:
-
изменения отношения родителей к своему ребенку в сторону принятия;
-
развитие конструктивных способов разрешения конфликтной ситуации с подростком и в супружеских отношениях;
-
формирование благоприятного семейного микроклимата, способствующего раскрытию личностного потенциала подростка.
Ожидаемые результаты
Эффективность занятий оценивается в соответствии со следующими критериями:
-
формирование благоприятного семейного микроклимата для всестороннего развития детей;
-
повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания детей;
-
приобретение и использование родителями навыков конструктивного взаимодействия с подростками;
-
формирование адекватной самооценки в родительской роли.
Структура групповых занятий с родителями подростков
Каждое занятие выстроено по общему плану:
-
приветствие;
-
разминка;
-
информационная часть;
-
ролевая игра;
-
групповая дискуссия;
-
информационно-правовая часть;
-
релаксация;
-
рефлексия.
Приветствие направлено на создание благоприятной рабочей обстановки.
Целью упражнений – разминок является формирование доверительных отношений в группе. Информационная часть способствует повышению родительской компетенции в вопросах воспитания детей и особенностях подросткового периода. Групповые дискуссии направлены на трансляцию позитивного опыта в семейных взаимоотношениях. Информационно-правовая часть знакомит с Законами РФ, определяющими обязанности и ответственность родителей и их несовершеннолетних детей. Рефлексия предназначена для получения обратной связи и подведения итогов.
Для проведения диагностической работы по программе девиантного поведения используются:
- тест «Шкала социально-психологической адаптированности» К.Роджерса, Р.Даймонда (СПА);
- тест «Коммуникативной толерантности В.В.Бойко»;
- «Опросник Баса – Дарки»;
- Диагностика личностного роста подростков (П.В.Степанов, Д.В.Григорьев, И.В.Кулешов);
- опросник Баса – Дарки (для родителей);
- шкала родительской озабоченности (ШРО).
Содержание:
-
Пояснительная записка.
-
Планируемые результаты освоения образовательной программы основного общего образования.
-
Учебный план основного общего образования.
-
Учебные программы основного общего образования.
-
Русский язык.
-
Литература.
-
Культура общения.
-
Иностранный язык.
-
Математика.
-
Информатика и ИКТ.
-
История.
-
Обществознание (включая экономику и право).
-
Природоведение.
-
Георгафия.
-
Краеведение.
-
Биология.
-
Физика.
-
Химия.
-
Искусство (Музыка).
-
Искусство (ИЗО).
-
Технология.
-
ОБЖ.
-
Физическая культура.
-
Специализированные курсы.
-
Предметно-ориентированные элективные курсы.
-
Формы контроля и учета достижений учащихся.
-
Педагогические технологии, используемые при реализации учебных программ основного общего образования
-
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
-
Программа коррекции девиантного поведения
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
|
<< предыдущая страница
|