Образовательная программа основного общего образования мбоу сош №3 г о. Пущино фгос ООО - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа основного общего образования 12 5142.93kb.
Пояснительная записка к ооп по реализации фгос на основной ступени... 3 1037.87kb.
Образовательная программа мбоу сош №81 г о. Самара на 2013-2017 годы 17 6782.06kb.
Образовательная программа основного общего образования гбоу сош №1387 38 18798.59kb.
Образовательная программа начального общего образования Фкгос мбоу... 7 2380.62kb.
Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных... 1 262.3kb.
Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Учебник «Музыка» 7... 1 264.23kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 2 736.62kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 2 684.8kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 12 4413.23kb.
Образовательная программа, реализующая общеобразовательные программы... 5 2869.84kb.
Утром солнышко встает, в детский сад меня зовет 1 232.33kb.
- 4 1234.94kb.
Образовательная программа основного общего образования мбоу сош №3 г о. Пущино фгос - страница №8/8

раздел основной образовательной программы.


  1. Учебный план основного общего образования (далее – учебный план).

Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).

В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

филология (русский язык, литература, иностранный язык);

общественно-научные предметы (история, обществознание, география);

математика и информатика (математика);

естественно-научные предметы ( биология);

искусство (изобразительное искусство, музыка);

технология (технология);

физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

Учебный план образовательного учреждения предусматривает возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет.

Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020  часов.


Учебный план 5 классов
МБОУ СОШ № 3 на 2013-2014 учебный год
ФГОС



Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Обязательная часть

Филология

Русский язык

5

Литература

3

Иностранный язык

3

Математика и информатика

Математика

5

Общественно-научные предметы

История

2

Обществознание

1

География

1

Естественно-научные предметы

Биология

1

Искусство

Музыка

1

Изобразительное искусство

1

Технология

Технология

2

Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности

ОБЖ

1

Физическая культура

3

ИТОГО:




29

Часть, формируемая участниками образовательного процесса




0

Максимально допустимая недельная нагрузка




29




  1. План внеурочной деятельности

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа предусматривает внеурочную деятельность.

План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы.



План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.

Согласно  ФГОС  организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей.

Основными факторами, определяющими модель организации внеурочной деятельности, являются:

- территориальное расположение образовательного учреждения и его пространственные возможности: МБОУ СОШ №3 расположена в микрорайоне «Г», обеспечена шаговая доступность учреждений дополнительного образования (ДЮЦ «Радуга», спортивной школы, музыкальной школы, художественной школы, МЦ «Вертикаль»);

- уровень внеурочной работы в школе:

(в школе функционируют 11 объединений дополнительного образования:

вокальная группа «Контрасты», руководитель Егорова О.Я.;

«Светофор», руководитель Смирнова Е.В.;

«Рукодельница», руководитель Крылова Т.В.;

«Клуб веселых домохозяек», руководитель Павлычева В.С.;

исследовательский химико-экологический кружок, руководитель Есина В.А.;

«Зарничник» , руководитель Купрюхина И.Е.;

«Здоровячок», руководитель Купрюхина И.Е.;

Спортивная секция «Баскетбол», руководитель Горбатенко Н.И.;

Спортивная секция «Волейбол», руководитель Купрюхина И.Е.;

Спортивная секция «Мини-футбол», руководитель Воронцова Г.С.)

- программное обеспечение внеурочной деятельности учителей и классных руководителей;

- кадровое обеспечение внеурочной деятельности;



- материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности.

План внеурочной деятельности

Направления внеурочной деятельности

Форма организации

Классы







Духовно-нравственное

Клуб

«Мой дом, моя семья, мой край, моя Родина»

«Мой дом, моя семья, мой край, моя Родина»

«Мой дом, моя семья, мой край, моя Родина»

Общекультурное

Студия

«Юный художник»

«Юный художник»

«Юный художник»




Общеинтеллектуальное

Проектная деятельность

«Юный биолог»

«Юный биолог»

«Юный биолог»

Физкультурно-спортивное и оздоровительное

Секция

«К вершинам Олимпа»

«К вершинам Олимпа»

«К вершинам Олимпа»

Социальное

Кружок

«Кем быть, каким быть»

«Кем быть, каким быть»

«Кем быть, каким быть»




  1. Система условий реализации основной образовательной программы основного общего образования (далее – система условий).

Система условий разработана на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Система условий учитывает организационную структуру образовательного учреждения, а также его взаимодействие с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия).

Системы условий опиратеся на локальные акты образовательного учреждения, нормативные правовые акты муниципального, регионального, федерального уровней.

I.Федеральный уровень.




  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации».

  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

  3. Распоряжение Правительства РФ от 07 февраля 2011г. №163-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015годы».

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010г. № 1241, зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011г., рег. № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».

  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011-2012 учебный год», зарегистрирован в Минюсте РФ 10 февраля 2011г., регистрационный № 19776.

  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299.

  9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993.

  10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638.

  11. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.02.2011г. №03-114 «Модель мониторинга введения ФГОС начального общего образования».

  12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

  13. Постановление правительства РФ от 31 мая 2011 г. №436 «О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования».

II. Региональный уровень.

1.Постановление Правительства МО от 29.08.2012 №1071//2 «Об утверждении долгосрочной целевой программы МО «Развитие образования на 2013-2015 годы»

2. Постановление Правительства МО от 29.12.2012№1610/8 «О внесении изменений в .Постановление Правительства МО от 29.08.2012 №1071//2 «Об утверждении долгосрочной целевой программы МО «Развитие образования на 2013-2015 годы»

3. Постановление Правительства МО от07.11.12.№1397/40 «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу МО на 2013-2015 годы»

4. Закон МО от 08.11.10.№131/2010-03 «О внесении изменений в Закон МО «О финансовом обеспечении программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в МО за счет средств бюджета МО»

5. Приказ Министерства образования МО от 28.07.2009№ 2881 «ОБ организации и координации деятельности апробационных площадок в МО»

6. Приказ Министерства образования МО от 08.07.10.№1561 № «О введении ФГОС начального общего образования»

7. Приказ Министерства образования МО от 03.06.2011№ 1476«О введении ФГОС начального общего образования в ОУ МО»

8. Приказ Министерства образования МО от 14.07.11 №1742 «Об организации координации введения ФГОС ООО в ОУ в МО»

9. Приказ Министерства образования МО от 12.04.11 №754 «Об утверждении Положения о системе общественного наблюдения»

10. Приказ Министерства образования МО от 10.05.2012.№2159 «О внесении изменений в Перечень ресурсных центров -ОУ в МО, осуществляющих введение ФГОС ООО, утвержденных Приказом Министерства образования МО от 28.07.2009№ 2881 «ОБ организации и координации деятельности апробационных площадок в МО»

III. Муниципальный уровень.


  1. Приказ начальника отдела образования города «О подготовке к введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в ОУ города»

  2. Письмо отдела образования города «О проведении самооценки готовности ОУ к введению ФГОС НОО».

  3. Распоряжение администрации города об утверждении Плана-графика по переходу на ФГОС ООП.

IV. Документация общеобразовательного учреждения.

Протокол заседания Управляющего совета ОУ, на котором принято решение о введении ФГОС ООО в ОУ.



  1. Приказ «О распределении обязанностей по разработке проекта модернизированной образовательной системы основного общего образования»

  2. Приказ «О создании и полномочиях рабочей группы по введению ФГОС ООО».

  3. Приказ «О создании и полномочиях Совета по введению ФГОС ООО»

  4. Приказ «Об утверждении проекта и плана-графика введения ФГОС основного общего образования»

  5. Приказ «Об утверждении ООП ООО ОУ».

  6. Приказ «Об утверждении годового календарного учебного графика».

  7. Приказ «Об утверждении программ внеурочной деятельности».

  8. Приказ «Об утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».

  9. Приказ «Об утверждении списка учебников и учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе ОУ».

  10. Система контроля и мониторинга введения ФГОС ООО.

  11. План деятельности рабочей группы по разработке образовательной программы основного общего образования.

  12. План внутришкольного контроля с определением направлений контроля по реализации ФГОС ООО образовательного учреждения (в структуре плана учебно-воспитательной работы ОУ).

  13. Основная образовательная программа (далее ООП) ООО (вторая ступень) образовательного учреждения, рассмотренная и принятая на заседании Управляющего совета гимназии и утвержденная директором.

  14. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (приложение к ООП ООО школы).

  15. Программы внеурочной деятельности (приложение к ООП основного общего образования ОУ).

  16. Список учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников и учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе образовательного учреждения (приложение к приказу).

  17. Договоры с учреждениями дополнительного образования детей и (или) физическими лицами по реализации направлений внеурочной деятельности.

  18. Договор о сотрудничестве ОУ с родителями (законными представителями) обучающихся о предоставлении основного общего образования.

  19. Устав ОУ с внесенными изменениями в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, связанными с внедрением ФГОС ООО.

  20. Локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующие надбавки и доплаты, порядок и размеры премирования в соответствии с НСОТ.

  21. Приказ «Об оплате внеурочной деятельности».

  22. Приказы «Об установлении стимулирующих выплат работникам ОУ» и т.д.

  23. Дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками (с учетом требований ФГОС).

  24. Локальные акты, регламентирующие привлечение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительных финансовых средств.

  25. План методической работы ОУ по введению ФГОС ООО с учетом мероприятий по внутришкольному повышению квалификации учителей с ориентацией на проблемы реализации ФГОС ООО.

  26. Приказ «Об утверждении плана-графика (программы) повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников ОУ».

  27. Приказ «Об утверждении должностных инструкций педагогических и руководящих работников ОУ» (учителя, разрабатывающие и реализующие рабочие программы по предметам, курирующий вторую ступень школы зам. директора по УВР).

  28. Должностные инструкции работников ОУ (в соответствии с требованиями ФГОС ООО и новыми квалификационными характеристиками).

  29. План-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОУ в связи с реализацией ФГОС ООО.

  30. Информационно-аналитическая справка об укомплектованности ОУ педагогическими кадрами с указанием образовательного ценза, квалификации, квалификационной категории, сведений о повышении квалификации учителей среднего звена школы.

  31. Материалы для организованного изучения общественного мнения родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам введения ФГОС ООО. Документы, отражающие анализ результатов изучения общественного мнения (анкеты, опросники и др.).

  32. Положение о сайте ОУ в сети Интернет.

  33. Информация о созданных в ОУ условиях реализации ООП основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО, размещенная на официальном сайте ОУ в сети Интернет.

  34. Инструкция по организации делопроизводства (электронного документооборота) в образовательном учреждении.

  35. Соглашения с родителями (законными представителями) обучающихся о персональных данных для ведения электронных дневников и журналов.

  36. Локальные акты, регламентирующие организацию и проведение публичного отчета образовательного учреждения.

  37. Информационно-аналитическая справка о материально-техническом обеспечении ОУ в соответствии с требованиями ФГОС ООО, санитарными и противопожарными нормами, нормами охраны труда работников ОУ, нормами охраны здоровья обучающихся.

  38. Информационно-аналитическая справка о создании в ОУ информационно-образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

  39. Локальные акты, устанавливающие требования к различным объектам инфраструктуры ОУ с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса (положение о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре, учебном или учебно-методическом кабинете и др.)


Описание имеющихся условий.

Кадровые: в школе функционирует высокопрофессиональный стабильный педагогический коллектив, состоящий из 47 педагогических работников (работающих на постоянной основе): учителя – 38 человек; другие педагогические работники (руководитель физического воспитания, социальный педагог, педагог-организатор, педагог-организатор спортивной направленности, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования – 9 человек; воспитатели групп продленного дня). Среди учителей высшую категорию имеют 23 педагога, I категорию – 7 педагога, II категорию и без категории – 8 учителей.

Среди учителей школы:

Заслуженный учитель Российской Федерации:

Щербинина Тамара Васильевна – учитель русского языка и литературы.

Заслуженный учитель Московской области:

Волчкова Тамара Николаевна – заместитель директора по учебно - воспитательной работе.



  • Учителя, награжденные Нагрудным знаком «Отличник народного просвещения» - 9 педагогов;

  • Учителя, награжденные Нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» - 5 педагогов;

  • Лауреаты премии Губернатора Московской области – 2 педагога;

  • Победители приоритетного национального проекта «Образование» – 3 педагога.

Это люди, у которых ключевой компетенцией является учебно-познавательная, это люди, готовые и способные учиться на протяжении всей жизни, желающие реализовывать на практике свои знания и опыт.

Тем не менее, меняющиеся социально-политические условия, смена парадигмы образования в стране, введение ФГОС заставляют педагогов постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность.

Все педагогические работники прошли соответствующие курсы повышения квалификации по введению ФГОС ООО.

Социальное партнерство школы

- Органы управления учреждениями образования;

- учреждения повышения квалификации: УМЦ.

- общественные организации: Совет ветеранов г. Пущино, Комитет ветеранов боевых действий « Боевое братство»

- правоохранительные органы: КДН, ОВД г. Пущино;

- учреждения культуры: Центральная муниципальная библиотека, городской экологический музей, КДЦ « Молодость»

- учреждения дополнительного образования: МОУ ДЮЦ «Радуга», спортивная школа, ДМШ им.А.А. Алябьева, Дом учёных ПНЦ РАН, молодёжный центр « Вертикаль»; - службы психолого-педагогической и социальной поддержки и адаптации: СРЦ « Солнышко»

- медицинские учреждения: детская поликлиника ПНЦ РАН

- дошкольные детские учреждения.

Для введения ФГОС ООО необходимо модернизировать материально-техническую базу учреждения, информационно-методическое сопровождение образовательного процесса. В настоящее время материально - технические условия соответствуют современным требованиям к осуществлению учебно - воспитательной деятельности, её целям и задачам.



В школе имеется два стационарных компьютерных класса, количество персональных компьютеров - 99, среднее количество учащихся на один персональный компьютер составляет 6,8. В учреждении имеется локальная сеть, 35 учебных кабинетов имеют доступ к сети Интернет. Введен в действие шахматный класс, что позволить осуществлять шахматный всеобуч в рамках часов внеурочной деятельности.

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, имеет необходимые для обеспечения образовательной (в том числе детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), административной и хозяйственной деятельности:

учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников, лекционные аудитории;

помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (лаборатории и мастерские), музыкой, хореографией и изобразительным искусством;

лингафонный кабинет, обеспечивающие изучение иностранных языков;

актовый и хореографический залы, спортивные сооружения (2 зала, бассейн, стадион, спортивные площадки, оснащенные игровым, спортивным оборудованием и инвентарем), автогородки;

помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;

помещения медицинского назначения;

административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации учебного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

гардеробы, санузлы, места личной гигиены;

участок (территорию) с необходимым набором оборудованных зон;

полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности (бумага для ручного и машинного письма, картриджи, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации);

мебель, офисное оснащение и хозяйственный инвентарь.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:

реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;

включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования; цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений;

художественного творчества с использованием ручных, электрических и ИКТ-инструментов и таких материалов, как бумага, ткань, нити для вязания и ткачества, пластик, различные краски, глина, дерево, реализации художественно-оформительских и издательских проектов, натурной и рисованной мультипликации;

создания материальных и информационных объектов с использованием ручных и электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространенных технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных, технологиях ведения дома, информационных и коммуникационных технологиях), и таких материалов, как дерево, пластик, металл, бумага, ткань, глина;

формирования личного опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной социальной деятельности, развитие экологического мышления и экологической культуры;



проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов; управления объектами; программирования;

наблюдений, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;

физического развития, систематических занятий физической культурой и спортом, участия в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;

исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий;

занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных технологий;

размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;

проектирования и организации своей индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);

обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся

планирования учебного процесса, фиксации его динамики, промежуточных и итоговых результатов;

проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью для массового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиа сопровождением;

организации качественного горячего питания, медицинского обслуживания и отдыха обучающихся.

Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования бюджетного учреждения осуществляется исходя из расходных обязательств на основе муниципального задания учредителя по оказанию муниципальных образовательных услуг в соответствии с требованиями Стандарта.

Учреждение укомплектовано печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.

Фонд дополнительной литературы включает: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.
<< предыдущая страница