Нестандартные формы уроков русского языка - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сторчилова людмила евгеньевна, высшая квалификационная категория... 1 210.33kb.
Урок-форум в 11 классе «Выдающиеся ученые-русисты» 1 118.19kb.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов). Из них: уроков... 1 339.24kb.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе... 2 408.99kb.
Урок русского языка в 8 классе Учитель русского языка Божко Ольга... 1 114.13kb.
Лекции для учителей и учеников г. Москвы и Московской области 1 98.29kb.
Конкурс для девочек состоял из нескольких этапов: супермодель, самая... 1 18.45kb.
Концепция проведения всероссийского фестиваля 1 191.26kb.
Знание русского языка во всем его богатстве необходимо людям всех... 1 177.44kb.
Требования к зачету по дисциплине «Деловой иностранный (английский) 1 40.22kb.
Методическая разработка. Работа учителя русского языка и литературы... 1 137.08kb.
Урок математики по теме «Римские цифры» 1 63.46kb.
- 4 1234.94kb.
Нестандартные формы уроков русского языка - страница №1/1


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования МО «Невьянский район»

МОУ СОШ станции

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
Составитель:

Банникова Т.Б.

Должность:

Учитель русского языка и литературы

2011 г.

Оглавление

Введение …………....3

Глава 1 Мотивация деятельности учителя и ученика……….5

Глава 2 Типы нестандартных уроков...……………………….7


Глава 3 Подготовительный этап урока………………………10
Глава 4 Организация и проведение урока…………………...15

Глава 5 Анализ нетрадиционного урока……………………..19

Заключение....................................................................................21

Использованная литература ………....22



Введение
Словом можно продать, и предать, и купить Слово можно в разящий свинец перелить.

Вадим Шефнер.

«Корень учения горек», - говорили древние римляне и вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры...Никто не спорит. Но меняются нравы и мы вместе с ними. Прошли те времена, когда педагог ассоциировался с человеком с плеткой. В конце прошлого века в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижение интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами.

«Сколько не кричи «халва, халва», - гласит восточная пословица, - во рту слаще не станет». Даже если все вокруг и учителя, и родители, и сам ребенок будут твердить: «Надо учиться!»,-то всё равно очень скоро наступит у него охранное торможение (будет дремать с открытыми глазами) или возбужден (будет вертеться, тормошить соседа).

Как заставить учиться? Увы! Нередко такой вопрос встаёт перед учителем, и сегодня. Вспомним своё школьное детство. Это утомительное скучное сидение за партой, без огонька, без вдохновенья... не хотелось ни учиться, ни слушать сухие объяснения учителя.


С этой проблемой я столкнулась в своей практике. Несмотря на то, что я пыталась разнообразить методы и приемы, применяемые на уроках, все равно почти все они как близнецы похожи были друг на друга: опрос, изложение нового материала, закрепление его, объяснение домашнего задания.

- Что же делать?

Я начала свои поиски. Ведь учиться и учить должно, быть интересно!


Глава 1

Мотивация деятельности учителя и ученика.

Важная задача сегодня - обеспечить учителям возможность работать вариативно, выбирать программы и методики, способы и приемы преподавания. Во Франции, например, для обучения детей существует 150 программ. В Венгрии же учитель сам может выбирать методы обучения, может на 30% менять программу.

На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющие главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартные уроки - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнение педагогов на нестандартные уроки расходятся, одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным

отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Нестандартные формы урока - это реакция учителей на шаблон, догматизм, попытка внести разнообразие, добиться, чтобы каждое занятие носило творческий, индивидуальный характер. Закономерно поэтому, что нестандартные уроки все шире входят в практику школы.

Однако утверждение нового в школе - дело не одного дня. И, тем не менее, лед тронулся. Новое время заставило по - новому посмотреть на взаимоотношения учителя с учеником.

В своей работе я пытаюсь разнообразить учебно-воспитательный процесс. Стараюсь включить каждого учащегося в познавательную деятельность, в процесс добывания истины заинтересовать учащегося этим процессом - вот задача которую ставлю я перед собой. В центре моего внимания такие формы урока, которые способствуют взаимосвязи между мной - учителем и учащимися, пытаюсь создать каждому ученику возможность выражения своего «Я».



Глава 2

Типы нестандартных уроков

Анализ педагогической литературы и личный опыт позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторые представления о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислю наиболее распространенные типы нестандартных уроков:


  1. уроки - «погружения»

• уроки - деловые игры

  1. уроки пресс - конференции

  2. уроки соревнования

  3. уроки типа - КВН

  4. театрализованные уроки

  5. уроки консультации

  6. компьютерные уроки

  7. уроки взаимоотношения учащихся

  8. уроки - творчества




  1. уроки аукционы

  2. уроки, которые ведут учащиеся

  3. уроки - зачеты

  4. уроки - творческие отчеты

  1. уроки - конкурсы

  2. уроки - обобщения

  3. уроки - игры

  4. уроки - «суды»

  5. уроки - поиска истины

  6. уроки - фантазии

  7. уроки - концерты

  8. уроки - диалоги

  9. уроки - ролевые игры

  10. уроки - экскурсии




  1. уроки - игры «Поле чудес»

  2. уроки - путешествий, и др.

Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков вошли некоторые типы занятий, которые в прежней классификации фигурировали как вспомогательные внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.

Фантазия, творческая выдумка, изобретательность учителей -новаторов поистине безграничны. Арсенал приемов и методов работы с учащимися расширяется. И здесь важно определение

общего направления поиска. А оно заключается в широком обращении учителей к учебно-педагогической игре.

• Учебные игры - явление достаточно разнообразное. Тем не менее, у таких уроков довольно много общих черт.



  • Во - первых, это ярко выраженное стремление к определенной цели: победить в конкурсе, осуществить поиск какого - либо материала, выступить в определенной роли...

  • Во - вторых, игра должна обеспечить более высокую по сравнению с обычными формами урока обучающую, развивающую и воспитательную результативность.

  • В - третьих, игра должна отличаться ярко выраженным добровольным характером.

  • В - четвертых, интрига.... В игре зачастую нельзя угадать, кто окажется победителем. Все участвуют в ней одновременно и при максимальной активности.

Учитель должен добиваться, прежде всего, чтобы заинтересованное отношение ребят к учебе питалось самим предметом, а уже потом игрой. Но сбрасывать ее со счетов не следует. Ведь учиться должно, быть интересно!

Глава 3

Подготовительный этап урока



Замысел

Это самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:



  • определение временных рамок;

  • определение темы урока;

  • определение типа урока;

  • выбор класса;

  • выбор нетрадиционной формы урока;

  • выбор форм учебной работы.

Определение временных рамок
На этом этапе следуют определить:

  • время проведения нетрадиционного урока;

  • время подготовки.

Во-первых, будет ли это отдельный урок (45 минут), спаренный (1,5 часа) или, возможно, это будет серия уроков, проходящих в течение нескольких дней.

Во-вторых, время подготовки может занимать от нескольких дней до месяца. Это зависит от:



  • выбранной формы;

  • целей урока;

  • умелого распределения обязанностей между учителем и учащимися

Поясним на примерах. На подготовку таких нетрадиционных уроков, как семинар, урок-консультация, защита оценки, лекция-пародокс уходит несколько дней, а на разработку ролевой игры или интегрированного урока - месяц. Для большинства нетрадиционных форм урока среднее время подготовки - от двух недель до месяца.

Если цель урока - проверить знания и умения, учащихся по пройденной теме, то основные усилия будут направлены на подборку соответствующих упражнений, что занимает относительно немного времени. А если цель урока -расширить представления школьников по изученной теме, то много времени уходит на поиск и анализ необходимого материала.




Определение темы урока

Выбор учителя не ограничен. Это может быть введение в новую учебную тему, обзорная, «промежуточная» (второстепенная по значимости) или одна из основных тем курса. Однако для начала необходимо определить: выгодно ли тратить достаточно много сил и времени на подготовку нетрадиционного урока по теме, носящей прикладной характер, не имеющий особой практической ценности и не играющей большой роли при изучении курса.



Определение типа урока

Нетрадиционные формы применимы ко всем типам урока. Более интересной является проблема влияния типа урока на выбор конкретной нетрадиционной формы. Для успешного решения этой проблемы надо иметь определенный опыт работы с работы с разными нетрадиционными формами урока.



Выбор класса

Выбор класса, в котором будет проведен нетрадиционный урок, определяется его особенностями: профилем, уровнем обучаемости, работоспособностью, организованностью и др. В одном классе учителю легче и интереснее работать, реализуя собственные возможности, апробируя новые идеи и задумки,

творчески подходя к своему труду, В таком классе можно проводить уроки в любой нетрадиционной форме.

В другом (по уровню подготовленности и обучаемости) классе использование нетрадиционных форм урока не только будет способствовать поднятию у учащихся интереса к предмету, но и позволит учителю успешно решать ряд учебных и воспитательных задач.



Выбор формы урока

Выбор нетрадиционной формы урока зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:



  • специфика предмета и класса,

  • характеристики темы,

  • возрастные особенности учащихся.

На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип урока, выбрать класс, в котором он пройдет, а затем, опираясь на перечисленные факты, выбрать конкретную нетрадиционную форму.
Выбор форм учебной работы

На выборе форм учебной работы на уроке следует учитывать два главных фактора:



  • особенности и возможности выбранной формы урока;

  • характеристики класса (в том числе, какие формы учебной работы - индивидуальная, коллективная, фронтальная - и как часто применялись в данном классе.

На многих нетрадиционных уроках целесообразно использовать коллективные формы работы. Они имеют определенные преимущества перед индивидуальной и фронтальной формами и решают не только учебные, но и воспитательные задачи урока.

Глава 4

Организация и проведение урока



Организация

Этот этап в подготовке нетрадиционного урока состоит из подэтапов:



  • распределение обязанностей;

  • написание сценария урока;

  • подбор заданий;

  • разработка критериев оценки деятельности учащихся.

Распределение обязанностей
В разработке и подготовке нетрадиционного урока могут
принимать участие: ,

• учитель.

Он пишет сценарий урока, подбирает задания, критерии оценки заданий и деятельности учащихся; распределяет роли между учащимися и т.д.

• учитель и группа учащихся.

Ту же работу, что и в первом случае, выполняет учитель и немногочисленная группа учеников, состав которой определяется, как правило, учителем в зависимости от целей и выбранной формы урока, и индивидуальных способностей учащихся.


  • Учитель и класс.

  • В этом случае к уроку готовится весь класс. Заранее объявляется тема урока, распределяются роли и задания между учащимися. Подготовка может идти как индивидуальная, так и групповая в зависимости от того, какую форму учебной работы предполагает предстоящий урок. Учитель дает каждому ученику индивидуальное задание, осуществляя, таким образом, дифференцированный подход в обучении. При групповой подготовке целесообразно давать группам разные задания: для учащихся одноуровневой группы-задания одинаковой сложности, для учащихся разноуровневой группы задания подбирает сам учитель.

Разработка сценария урока
Придумывание сценария, пожалуй, ответственный и трудный этап при подготовке нетрадиционного урока. Его могут писать:

  • учитель,

  • учитель совместно с группой учащихся.

Сценарий должен отражать следующие моменты:



  • подробный план урока (с указанием целей урока);

  • инструкция по проведению каждого этапа урока;

  • список ролей участников и реквизита;

  • подборку заданий, вопросов, упражнений;

  • критерии оценки деятельности;

  • вопросы для анализа.

Подбор заданий

  1. Задания должны быть занимательными, они должны развивать логику, смекалку, сообразительность.

  2. Задания должны отличаться уровнем сложности.

  3. Задания должны быть интересные, поучительные, имеющие практическую значимость.

  1. Задания должны быть сформулированы так, чтобы их выполнение было невозможным без хорошего знания теоретического материала

  2. задания должны быть связаны с изучаемой темой, способствовать усвоению, креплению, совершенствованию полученных при ее изучении умении и навыков.

Отдельно хочется остановиться на проблеме экономии времени при проведении урока. Практика показывает, что следует исходить из следующих положений:



  • не нужно допускать пустого переписывания упражнений, благодаря которому теряется интерес к предмету

  • в течение урока необходимо предложить детям несколько разных работ;

  • учащиеся средних классов пишут еще довольно медленно, поэтому рекомендуется давать как можно больше заданий типа «Вставьте буквы», «Расставьте знаки препинания», предпочитая их заданиям типа «спишите текст».

Глава 5

Анализ нетрадиционного урока.

Оценивание качества урока, довольно сложное и ответственное дело. Многократные попытки создать единую теорию анализа и оценки урока как целостной системы пока не увенчались успехом. Обойтись же без оценивания мы никак не можем в силу специфики педагогической деятельности. В своей практике я применяю следующие вопросы анализа урока:


  • Каково место урока в теме, разделе?

  • Связан ли этот урок с предыдущими, на что он опирается?

  • Как этот урок работает на последующие?

  • Как были учтены особенности учащихся при планировании урока?

  • Какие задачи были решены на уроке?

  • Как реализовался принцип доступности?

  • Какие способы организации познавательной деятельности использовались?

За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся?

Наблюдалось ли на уроке восхождение от простого к сложному, от коллективной работы к самостоятельной? Какие умения и навыки при этом проверялись? В чем заключается нестандартность данного урока? Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся.

В чем заключался элемент экспериментальности на уроке?
Как использовалась технология развивающего обучения?
Как обеспечивался на уроке поисковый и
исследовательский характер занятия?
Как выполняются требования минимума содержания
образования?


Заключение

Подводя итоги моих поисков новых форм уроков, которые призваны воспитывать именно творческую личность, я пришла к такому выводу: нестандартные уроки необходимы нашей школе для воспитания яркой личности. Ученик должен постоянно видеть перед собой пример творческого отношения к делу своих наставников, тогда он сам все время учится творчеству и уже не представляет другого возможного для себя стиля деятельности. Вот почему поиски новых форм урока русского языка приобретают такую актуальность в моей работе. Поэтому практиковать такие уроки я буду, но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему, я считаю, нецелесообразно, из-за большой потери времени, как в организации, так и в проведении урока. Считаю, что такие уроки необходимо проводить чаще на закрепление пройденной темы, как повторительно-обобщающие, комбинированные, когда у учащихся есть достаточно знаний, чтобы эти нестандартные уроки проходили интересно и содержательно.



В дальнейшей перспективе мне хочется поработать над расширением и углублением данной темы. При получении хороших результатов, я буду распространять свой опыт среди других учителей.
Использованная литература

  1. Безрукова B.C. «Все о современном уроке в школе», книга 2 журнал «Директор школы» № 5 2004 г.

  2. Булгакова И.В. «Нестандартные уроки русского языка 5-7 класс», Ростов «Феникс», 2002 г.

  3. Пайгусов А.И. «Методика интегрированного урока», журнал «Методист», № 6 2003 г.

  4. Подласый И.Л. «Педагогика», Москва 2003 г.

  5. Полежаева Е.А. «Современные открытые уроки русского языка» Ростов «Феникс» 2002 г.

  6. «Открытая школа» № 6 2000 г. «Современный урок»

  7. Русский язык и литература в средних учебных заведениях. «Игровые задания на уроках русского языка» 1992 г. № 1

  8. Статья «Нетрадиционная форма урока», газета «Математика» 1998 г. № 9

  9. Сергеев Ф.П. «Речевые ошибки их предупреждение» Волгоград «Учитель» 1998 г.