Негосударственное образовательное некоммерческое партнерство «центр социальных инноваций - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Негосударственное образовательное некоммерческое партнерство «центр... 1 358.55kb.
Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация 1 24.38kb.
Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация оценщиков 1 117.34kb.
Некоммерческое партнерство 1 17.64kb.
Закон «О национальной платежной системе» 1 56.05kb.
Некоммерческое партнерство «российское теплоснабжение» 2 344.67kb.
Элективный курс по обществознанию «Реальный потребитель» 3 1151.29kb.
Российская Федерация некоммерческое партнерство «союз строителей... 1 86.36kb.
Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по... 1 71.31kb.
Состав экспертного Совета по рассмотрению проектов в рамках губернаторского... 1 138.65kb.
Программа республиканского совещания «Партнерство образования и бизнеса. 1 28.17kb.
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков... 1 96.49kb.
- 4 1234.94kb.
Негосударственное образовательное некоммерческое партнерство «центр социальных инноваций - страница №8/9


Воровство детей
Как себя вести с дошкольником, если он принес в дом чужую вещь?

Сначала попробуйте разобраться, что же на самом деле произошло. Например, малыш просто поменялся с другим ребенком. А если игрушка эта из детского сада или из кабинета детского врача? Понятно, что надо вернуть ее на место. Но при этом стоит задуматься: возможно, мы не слишком внимательны к потребностям ребенка. Или это была именно та вещь, которую он давно хотел иметь?

Как быть, если выяснилось, что игрушка или вещь - собственность другого ребенка? Важно разобраться в нюансах ситуации. Принесена ли эта вещь в дом открыто и ребенок сам рассказал о ней? Или вы нашли ее спрятанной среди домашних игрушек? Какие отношения сложились у него с хозяином вещи? Возможно, он хочет обратить на себя внимание этого ребенка. Или таким образом выказывает свою власть над более слабым.

Испытывает ли он чувство вины, когда вещь обнаружена? Если он не стыдится и не жалеет о своем поступке, нужно высказаться строго и однозначно: вещь должна быть возвращена, вы осуждаете произошедшее. Вы надеетесь, что ваши сын или дочь уже знают, что это плохой поступок, и не повторят его.

Если малыш понимает свою вину, акцент перенесите на переживания владельца вещи: как ему плохо и т. д. И помогите своему ребенку вернуть вещь или игрушку без излишних унижений. Имеется в виду публичное разбирательство в присутствии других детей и взрослых. Лучше сделать это наедине с хозяином вещи. Ребенок может предложить какую-то из своих игрушек и разрешить взять ее домой, чтобы поиграть.

Что делать, если дошкольник берет дома деньги?

Нужно выяснить, зачем они ему понадобились. Возможно, он покупает на них какие-то мелочи или сладости и раздает другим детям. Причина - желание привлечь симпатии сверстников, купить их расположение. Объясните ему, что этот способ приобрести друзей - вовсе не самый надежный. Если вы понимаете, что ребенок действительно испытывает проблемы в установлении контактов, помогите ему - организуйте дома детский праздник и т. д.

Другой вариант: ребенок может отдавать взятые дома деньги во дворе детям постарше - по наивности или под угрозами. Это уже вымогательство, и его следует решительно пресекать. Ребенку же объяснить, как себя вести в случаях, если у него что-то просят или требуют: как ответить, к кому обратиться за помощью и т.д.

Подходящий момент для того, чтобы поговорить с ребенком об отношении к деньгам вообще: их могли откладывать на какую-то покупку или рассчитывали, чтобы их хватило до предстоящей зарплаты и т. д.



А если в воровстве замечен ребенок постарше или подросток?

И в этом случае, чтобы правильно реагировать, нужно задуматься о причине воровства.

Как и у дошкольников, одной из причин может стать импульсивность, неумение сдерживать свои желания и порывы. Но у малыша не старше шести-семи лет такое поведение объяснимо - еще не сформирована произвольность поведения. Если так ведет себя более старший ребенок, это может быть связано с нарушениями нервной системы (подвижность, повышенная возбудимость). Он вполне понимает социальные нормы ("знаю, что нельзя"), но удержаться не может. Более редкий случай - когда ребенок и не усваивает нормы поведения и не может контролировать себя. Это связано с недостаточным уровнем интеллектуального и психического развития. Тогда нужно консультироваться у психиатра.

Есть еще один вариант импульсивного поведения. Неудержимую тягу взять чужое называют клептоманией и квалифицируют как психическое заболевание. На самом деле истинных клептоманов очень мало. Американские специалисты утверждают, что среди взрослых людей больных клептоманией около 5 процентов, да и то половина из них симулирует это отклонение. Среди детей их и того меньше. Как вести себя взрослым, если они понимают, что кража совершена импульсивно, скорее всего, непреднамеренно? Реагировать незамедлительно и однозначно, с осуждением произошедшего. Сама процедура выяснения и возвращения похищенного достаточно тяжела для ребенка. Конечно, ребенка нужно контролировать, развивать в нем ответственность за свои поступки.

Другой причиной краж может стать стремление привлечь к себе внимание родителей. Например, если в семье не до него - родители близки к разводу, постоянно заняты на работе и т. д.

Обычно в таких случаях пропажи денег или вещей быстро обнаруживаются. Нередко за этим следует громкое разбирательство, скандал. То есть цель "воришки" достигнута - получена немалая порция родительского внимания. Даже такая реакция устраивает ребенка больше, чем недостаток тепла или полная отстраненность.



Что делать? Психологически обоснованное поведение взрослых в этих случаях - меньше внимания уделить самому факту воровства (не игнорируя его), гораздо больше - восстановлению утраченных теплых отношений с ребенком. Возможна даже совершенно неожиданная реакция - похвалить за какие-то успехи или сделать сыну или дочери подарок. Не исключено, что если они и не признаются в краже, то, во всяком случае, испытают неловкость и стыд.

Иногда ребенок таким образом покупает расположение сверстников. Он надеется либо завоевать внимание других детей (если его не замечают), либо откупиться, если его третируют в детском коллективе. В таком случае необходимо помочь ребенку установить контакты с ребятами. Например, посоветовать ему найти в своем окружении сверстников со сходными интересами, создать им условия для общения дома. Если сложилась особо острая ситуация и ребенка или подростка активно не принимают в классе, обратитесь за помощью к школьному психологу. Иногда подросток ведет себя "неодобряемым способом", желая утвердиться в своих глазах ("Я - сильная личность"), а чаще - в глазах сверстников ("Смотрите, какой я храбрый, ловкий, плевать хотел на запреты"). Надо помочь ему переключиться на другие, приемлемые способы самоутверждения. Если это затруднительно сделать своими, родительскими силами, с подростком может поработать психолог.

Как причина воровства возможен протест подростка против излишних запретов и ограничений. Неизбежный родительский контроль не должен быть тотальным и излишне жестким, особенно если речь идет о подростке. Стоит пересмотреть семейный кодекс вместе с сыном или дочерью, предоставив им больше прав (не забывая об обязанностях).

Иногда родители, сами того не осознавая, формируют у детей неадекватные установки по отношению к воровству. Например: "Вот наш сосед: воровал годами с производства - и живет теперь припеваючи", "Работаешь честно, надрываешься - а что толку?" и т. д. Ребенок или подросток делает свои выводы: зачем надрываться, если есть более легкие и ненаказуемые в мире взрослых пути. Мотивом может стать и месть за незаконно нажитое богатство более удачливым сверстникам или их обеспеченным родителям.

В таких случаях остается надеяться, что подростка удастся остановить в начале пути. Самое же эффективное средство - воздерживаться от подобных разговоров при детях. Лучше направить усилия на то, чтобы помочь ребенку развить его сильные стороны. Ведь за счет них он может утвердиться в жизни, не завидуя никому и не считая денег в чужих карманах.

Не исключены и случаи вымогательства у ребенка или подростка денег, вещей сверстниками или ребятами постарше. Здесь необходимы правовые меры. Важно иметь доверительные отношения с сыном или дочерью. Тогда вероятность, что эта стрессовая для ребенка ситуация перейдет в хроническую, очень мала.



О чем стоит задуматься, если вы не хотите, чтобы случаи воровства возникали или продолжали повторяться?

- Обратите внимание, как в семье хранятся деньги - это не должно быть легкодоступное место. Не провоцируйте ребенка.

- Ребенок должен понимать, что есть вещи, принадлежащие лично каждому члену семьи. То есть необходимо установить границы собственности: чем ты можешь распоряжаться по своему усмотрению (дарить, обменивать), а чем - нет (в том числе вещами общего пользования).

- Установите и соблюдайте договоренность о выдаче регулярных сумм на карманные расходы.

- Старайтесь понимать и по возможности удовлетворять разумные потребности ребенка или подростка (популярная в среде сверстников одежда, экипировка, техника и т. д.). Если не можете совершить покупку сейчас - договоритесь о более далекой перспективе или о том, что можно сделать самому: научиться шить, вязать, где-то подработать, чтобы оплатить хотя бы часть покупки.

Если ребенок был замечен в краже:

- не называйте его вором, предсказывая недалекое уголовное будущее,

- не сравнивайте его с другими детьми, не добивайтесь того, чтобы он чувствовал себя пристыженным и подавленным ("Мне стыдно за тебя", "Никому из родителей не приходится так краснеть", "Мой сын не мог так поступить" и т. п.);

- не устраивайте судилище за каждый, даже незначительный проступок ребенка - иначе он будет скрывать от вас все;

- не напоминайте ребенку о случившемся, если он совершил другой проступок, не имеющий отношения к кражам.

Если ваш ребенок ворует, вы должны это пресечь - но только если вы абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Вы должны ему сказать, что его поведение неприемлемо, но в то же время важно заверить, что очень его любите - даже если не одобряете сейчас его поведение.



Рекомендации родителям:

Как вести себя, если вы подозреваете ребенка в воровстве?

- Если ребенок "не пойман за руку", невзирая ни на какие подозрения не спешите его обвинять. Помните о презумпции невиновности. Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, ведь перед вами не вор-рецидивист, а ребенок. От вас зависит, каким он вырастет. Поспешив, дав волю своему негодованию, вы можете испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.
Некоторые родители в сердцах бьют детей по рукам, приговаривая, что в древности ворам отрубали руку, грозятся в следующий раз сдать их в милицию. Это ожесточает детей, создает ощущение собственной порочности.

- Разделите с ребенком ответственность, помогите ему исправить положение, а о таких радикальных мерах пусть он узнает из книг и радуется, что его-то родители в беде не бросят.

- Дайте ребенку понять, как вас огорчает то, что происходит, но старайтесь не называть происшествие "воровством", "кражей", "преступлением". Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений.

- Постарайтесь понять причины такого поступка. Возможно, за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема. Например, ребенок взял дома деньги, потому что с него требуют "долг", а ему стыдно в этом признаться, или он потерял чью-то вещь, и эту потерю требуется возместить...

- Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните - это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.

- Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку.

- Если вы уверены, что вещь взял ребенок, но ему трудно в этом сознаться, подскажите ему, что ее можно незаметно положить на место. Например, для маленьких детей подойдет следующий ход: "У нас дома, видимо, завелся домовой. Это он утащил то-то. Давай поставим ему угощение, он подобреет и вернет нам пропажу".

- Вообще, оставляйте ребенку пути к отступлению. Психолог Ле Шан советует: обнаружив у ребенка чужую игрушку, которую он стащил у приятеля, но утверждает, что она была ему подарена, нужно сказать ему следующее: "Я могу представить, как сильно тебе захотелось куклу, если ты действительно поверил, что тебе ее подарили".

- Причиной воровства может быть не только попытка самоутвердиться или слабая воля, но и пример друзей, так называемое воровство "за компанию".

- В младшем возрасте ребенку часто достаточно объяснить, что он поступает нехорошо, и оградить от общения с подбивающими его на плохие поступки детьми.

- В подростковом возрасте все гораздо серьезнее. Ребенок сам выбирает себе друзей, и ваши уверения, что они ему не подходят, могут произвести прямо противоположенное действие. Подросток отдалится от вас и начнет скрывать, с кем и как он проводит время.
Кроме того, совершение краж в определенных компаниях повышает авторитет в глазах товарищей.

- Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Приглашайте их домой, по возможности познакомьтесь с их родителями.

- Самое главное - ненавязчиво создайте приемлемый круг общения для ребенка. Об этом надо позаботиться, пока он еще маленький. Это могут быть дети ваших друзей, его одноклассники, какой-то клуб, кружок, секция - словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.
Несколько слов о профилактике:

- Доверительная беседа - лучшая профилактика возможных сложностей. Обсудите проблемы ребенка, расскажите о своих. Особенно хорошо будет, если вы поделитесь собственными переживаниями, расскажете, какие чувства вы испытывали в подобной ситуации. Ребенок почувствует ваше искреннее желание понять его, дружеское живое участие.

- Его активность хорошо бы направить "в мирное русло": выясните, что на самом деле интересует вашего ребенка (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т.д.). Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным. Ему нет нужды привлекать к себе внимание, у него обязательно появится хоть один друг.

- Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: "Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой", и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.

- Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье — за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7–8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Постепенно передавайте ему дела, делитесь с ним ответственностью.

- Наибольшую тревогу вызывают случаи воровства, выходящие за рамки дома или неоднократно повторяющиеся. А из всех возрастных категорий наиболее опасен подростковый возраст. Когда ребенок часто ворует, это перерастает в дурную привычку. Если он ворует за пределами семьи - это уже потакание своим порочным желаниям. Если ворует ребенок старшего возраста - это черта характера.

- Детские проблемы на фоне наших взрослых часто выглядят смешными, надуманными, не стоящими внимания, но ребенок так не думает. Для него очень многие ситуации могут казаться безвыходными. Помните об этом и почаще вспоминайте свое детство и свои детские проблемы, подумайте, как на его месте поступили бы вы. Ребенок должен знать, может ли он рассчитывать на ваше внимание и понимание, сочувствие и помощь.
Чувство вины родителей
Давайте посмотрим, что происходит, когда мы погружаемся в чувство вины:

1. Попадаем в зависимость от своих деток и тогда:

а) усиленно опекаем их, задабриваем, заискиваем, задариваем, становимся снисходительными там, где надо проявить твёрдость и характер, в общем, попустительствуем;

б) или, наоборот, становимся слишком строгими, грубыми, нетерпеливыми, авторитарными родителями.

2. Осуждаем себя и попусту теряем энергию, силы и время: силы уходят не на то, чтобы исправить, а на то, чтобы покаяться. И тогда: дети манипулируют нами.

3. Ищем виноватых. И тогда: перекладываем ответственность на чужие плечи.

4. Формируем у собственного ребёнка стойкое чувство вины ("если бы ты..."). И тогда: падает его самооценка, ребёнок теряет уверенность, он низко себя ценит, а мы, выходит, готовим его к неудачам и повторению собственных ошибок.

5. Теряем ориентиры. И тогда: дети перестают верить в нашу безусловную любовь.



Как избавляться от чувства вины:

1. Задайте себе правильный вопрос. Не "кто виноват?", а "что делать?".

2. Вина появляется из-за противоречия между "надо" и "не могу/не хочу". (Выбирайте что-то одно.)

3. Делайте.

A. Подойдите и извинитесь. Сказать "извини" - это выйти из вины. Если нет ребенка рядом - позвоните, напишите письмо. Возможно, письмо вы и не отправите, но для себя объясните, почему так поступили. И поймете: в тот момент вы не могли поступить иначе - не получалось. Например, вы накричали на ребенка ни за что ни про что. Покайтесь. Это здорово: честно раскаяться в том, в чем виноват. Сразу почувствуете облегчение. Вы не оправдываетесь, а извиняетесь, то есть признаете свою ошибку и хотите исправить ее.

Б. Решите, что можете сделать прямо сейчас.

B. А потом проанализируйте ситуацию как следует. Найдите в "минусах" свои "плюсы". Например, "зато, когда я извинился, мой подросток впервые за месяц мне улыбнулся".

Г. Решите, как вы будете действовать в подобных случаях в будущем. Если, например, вам трудно сдерживаться, когда вас захлестывают отрицательные эмоции. Придумайте способы, как от них избавиться, не обижая своих близких. Например, кидайтесь мыть пол, стирать одеяло, можно выскочить с собакой на прогулку, поднять крышку унитаза и хорошенько высказаться. Заставляйте себя соблюдать это правило всегда! Поначалу срывы будут, так как вам надо избавляться от застарелой привычки. Продержитесь три недели - это минимальный срок для того, чтобы выработалась привычка. За это время новая полезная привычка (которой вы заменили дурную) начнет пускать корни.

Д. Хвалите себя за последовательность, за то, что у вас хватает мужества поступать так, как вы решили. Еще лучше фиксировать свои победы. Например, отмечать их в календаре-ежедневнике большим восклицательным знаком. Чем больше их будет, тем легче вам.

Е. Относитесь лояльно к "рецидивам". Вы снова можете взяться за старое - такова наша природа овладения новым. Шаг назад бывает почти всегда. Но не думайте, что у вас ничего не получилось. Вина - как болезнь: если она застарелая, нужно время, чтоб излечиться. Зато с каждым шагом у вас будет получаться все лучше и лучше.

И еще: простите себя. Что это значит - простить? Это - просто расти. Расти вместе со своим ребенком - как родитель. Давайте вслушаемся в эти слова. "Извини" - "из вины". Из вины - выйти, то есть освободиться от нее. "Прости" - "просто расти". Обратите внимание! Не каяться, не страдать, а исправить. И расти, просто расти вместе со своим маленьким человеком. То есть становиться мудрее…
Родителям о талантах ребенка: как их узнать?
Ваш ребенок имеет одаренность в одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о врожденных способностях ребенка или помочь в этом важнейшем деле поможет тест-анкета, разработанная учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Ханом и Г.Кафом, получившая распространение в США.

Эту анкету можно применять для анкетирования детей с пяти лет, ее точность значительно повышается, когда ребенку шесть-семь лет.



Технические способности

Итак, у вашего ребенка совершенно очевидные технические способности, если он:



  1. интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

  2. любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

  3. сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов в работе механизмов;

  4. может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;

  5. любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;

  6. интересуется специальной, даже «взрослой» технической литературой.

Музыкальный талант

Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:



  1. любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

  2. очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

3).поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, свое настроение;

4).сочиняет собственные мелодии;

5).научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Способности к научной работе

У вашего ребенка способности к научной работе, если он:

1) обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;


  1. умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя;

  2. любит читать научно-популярные издания, «взрослые» статьи и книги, опережая в этом сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;

  3. часто пытается найти собственное объяснение причин и
    смысла самых разнообразных событий;

  4. с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;

  5. не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант

Артистический талант проявится у вашего ребенка, если:



  1. часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

  2. стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;

  3. меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

  4. с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;

  5. с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;

  6. пластичен и открыт всему новому;

Незаурядный интеллект

У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:



  1. логически рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

  2. обладает хорошей памятью;

  3. легко и быстро схватывает новый школьный материал;

  4. задает много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

  5. любит читать книги, причем по собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;

  1. обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;

  2. гораздо лучше своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;

  3. обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

  4. очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Спортивный талант

Не сердитесь на вашего шалуна - просто у него спортивный талант, если он:



  1. энергичен и все время хочет двигаться;

  2. смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;

  3. почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

  4. неизвестно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

  5. физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

  6. предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню ;кажется, что он никогда всерьез не устает;

  7. неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Литературное дарование

У вашего ребенка литературное дарование, если он:

1) рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

2) любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

3) выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

изображает персонажей своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;



  1. любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.….

Художественные способности

Художественные способности вашего ребенка могут проявиться в том, что он:



  1. не находя слов или захлестываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;

  2. в своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;

  3. серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

  4. когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

  5. стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды и т. д.;

  6. не боится высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Познакомившись с «признаками опознания» таланта, вооружитесь карандашом и бумагой и оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех восьми описанных талантах. Если какая-то характеристика особенно подходит вашему ребенку, ставьте ему пять баллов, если она выражена только хорошо - четыре балла и т. д. (не ставьте оценку ниже двух баллов!).

Затем суммируйте баллы внутри каждой из восьми анкет по каждому типу таланта. Полученную сумму разделите на число признаков таланта (например, сумму, полученную при суммировании баллов, оценивающих спортивный талант, надо разделить на восемь). Теперь необходимо построить график уровня интересов вашего ребенка.

Постройте оси координат. На горизонтальной оси расположите восемь (по числу исследованных вами видов таланта) позиций. На вертикальной оси отложите через равные расстояния цифры от 2 до 5. На пересечении проекций средней оценки в баллах ивида таланта поставьте точку. Соединив полученные точки, вы получите нужный вам график. Это необходимо для того, чтобы принять правильное решение, если вы захотите, чтобы ваш ребенок одновременно занялся музыкой и плаванием, а также математикой и рисованием.
Правила семейного воспитания
Приоритет ближайшего круга (окружения) основан на том, что сила влияния людей друг на друга прямо пропорциональна степени их близости. Установки ближайшего круга общения для нас весомее и сильнее, чем норма отстоящих сообществ, включая и общество в целом. Следовательно, семья дает родителям наибольший шанс сделать своих детей счастливыми.

«Власть любимого» напоминает нам, что у тех, кого мы любим, всегда есть власть над нами. Любите детей, и они станут воспитанными без дополнительных усилий с вашей стороны.

В.Гёте высказал пожелания, которые могут служить формулировкой еще одного важного положения семейного воспитания: «Если мы принимаем людей такими, какие они есть, мы делаем их
хуже. Если же мы относимся к ним так, как будто они таковы, какими им следует быть, мы помогаем им стать такими, какими они в состоянии стать».

Усиление простительного желания, обращенного к ребенку, уменьшает вероятность отклонения просьбы. Поэтому правильным вектором поведения будет инверсия: настойчивое, нарочитое выражение какого-то нежелания увеличивает шансы скрытых чаяний. Учитывая это, родители расшалившемуся ребенку приказывают делать противоположное. Если хотят, чтобы он шел спать, приказывают не смыкать глаз; если хотят, чтобы он помыл руки, запрещают это делать и т. д. Здесь, конечно, нужно чувство меры, все должны понимать, что это игра. Но ребенок всегда получает шанс спасти своё «Я». «Делай со мной, что хочешь, братец Лис, только, пожалуйста, не вздумай бросать меня в этот терновый куст», - читают и смеются вместе папа и сын.

В семейном воспитании весьма полезно применять прием «вызывание кризиса», который требует, чтобы в опасных и малопонятных, с неизвестным ходом ситуациях сознательно обострять отношения, доводя их до «псевдокризисных», где ситуацию еще держат под контролем и можно корректировать поведение ребенка. Это своеобразная деловая игра. Тогда настоящий кризис не застанет вас врасплох. И вы, и ваши дети будете знать, как действовать. К этому примыкает прием «дестабилизации»: если протекание семейных процессов воспитания вас больше не удовлетворяет, то самое лучшее средство приведения психики вашего ребенка и вашей собственной в нужное русло - прервать ход событий.

Избегайте действия зависимости «давящего молчания»: контактная ситуация, сознательно удерживаемая одной стороной от пре вращения ее в общение, становится для другой стороны нарастающе и очень быстро непереносимо-неприятной с появлением унизительно явственного чувства, когда человек сам в себе вдруг начинает слышать непроизнесенное чужое «Отстань» или «Пошел прочь!» «Держание в строгости», которое было в чести у наших предков, тоже не мешало бы изредка вспоминать: из посуды без трещин содержимое не вытекает. В строгих рамках задаваемого детям образа поведения они способны быть существами предсказуемыми и неопасными.

В воспитании нет мелочей. Достигайте крупных сдвигов в воспитании через мелочи. Хотите, чтобы ребенок вырос аккуратным - педантично приучайте, скажем, застегивать все пуговицы; хотите воспитать добрым - начинайте с вежливого приветствия соседей.

Педагогам и родителям всегда полезно помнить зависимость «заданности отношения», когда восприятие события зависит вовсе не от события, а от стереотипа нашего восприятия. То есть, привыкнув смотреть на поступки детей осуждающе, мы уже не дифференцируем сами поступки. Факт возвращения подростка домой после 20(21) часов всегда осуждается, но могут быть ведь и важные причин.

Не начинайте снова там, где вы уже раз начинали. Посмотри те на природу: расставшись с деревом, плод не возвращается на прежнее место. Ребенок растет, отсекая вчерашние пути влияния на него, опираясь на «инерцию интереса», давайте ребенку послабление в начале любого дела. Потом увеличивайте требования и, в конце концов, отменяйте фору. «Ощущение праздника» обладает свойством продолжительной стойкости, и ребенок будет помнить о нем даже тогда, когда исчезнет сам повод.

Многие неудачи в воспитании детей имеют одну и ту же причину - увеличение сводимого вместе количества. Собранные вместе «мелочи» уже определяют не «человека», а его «истинное лицо». Образ ученика, сложившийся в сознании учителя, - общий, а поэтому недоступный для конкретного воспитания. Семья должна настаивать на исключительности своего ребенка и заставлять педагогов приноравливаться к нему.

Если позволяют жилищные условия, поставьте дома стол овальной формы. Замечено, что люди за круглым столом непроизвольно более доброжелательны.

О родительской ласке и ее магическом действии на детей знают все. Остается немного напрячься. В семье нет места для мести. «Выходя на дорогу мести, писал О. Уайлд, - не забудь приготовить два гроба, один из которых для себя». Родители, лишающие ребенка каких-то привилегий за проступок, по существу мстят ему. Лучше переведите эту проблему в русло чисто экономических отношений: не сделал, сделал не так - не получишь. Без этой преамбулы ваши ограничения будут весьма похожи на субъективное отмщение.

Еще никому не удавалось прожить свой век гладко – без ошибок, потерь и унижений. Жизнь сложна и удивительна. Больше
беседуйте о жизни. Вместо нотаций - пример, притча, жизненный опыт, семейная история.

Великое искусство делать человека хорошим состоит в том, чтобы сначала заставить его признать это начало внутри себя, а затем внушить ему, что он может стать лучше. Ничего не делайте, а лишь развивайте гордость в человеке, и его страх перед позором всегда будет пропорционален стремлению стать лучше, ибо, чем больше человек ценит себя, тем больше он приложит стараний и тем больше лишений перенесет, чтобы избежать позора.

В физике существует «принцип Челомея»: «Чтобы система была устойчивой, ее надо время от времени трясти». Устраивайте проверку «на прочность» своим детям и вы будете точно знать, чего стоит ваш воспитательный талант.
Советы бабушкам и дедушкам по воспитанию

внуков и внучек (по Ш.А.Амонашвили)


  1. Свою любовь и преданность к детям не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение.

  2. Не берите на себя детские заботы, которые нужны им самим для самовоспитания.

  3. Не балуйте их бессмысленным множеством подарков и доставлением удовольствий.

4.Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.

5.Рассказывайте им чаще о себе, о своем детстве, о своей работе.

6.Раскройте им свою душу, доверьте им свои сомнения, горести, переживания.

7.Секретничайте с ними, играйте и гуляйте вместе с ними.

8.Показывайте им примеры смелости, отзывчивости, трудолюбия.

9.Давайте им трудиться рядом с вами.

10 Говорите с ними как со взрослыми.

11.Не напоминайте им, что они еще маленькие.

12.Старайтесь вовлекать их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.

13.Заботьтесь о том, чтобы у них создавалось яркое представление о вас как о новом человеке.



14.Не забывайте, что ваш образ должен воспитывать их и после того, как вас уже не будет в живых.
Рекомендации по установлению контакта с ребёнком


  1. Глубоко и тонко понимать детей, уметь по глазам и внешним признакам «читать» и понимать их внутренний мир и психическое состояние.

  2. Выработать в себе умение точно и выразительно передавать детям свои мысли и чувства.

  3. Уважение и справедливая требовательность - вот что поможет найти правильный тон, подход к ребенку.

  1. Не быть к ребенку равнодушным.

  1. Учить детей своевременно реагировать на слова родителей и других членов семьи.

  2. Приучать детей улыбаться людям и искать в каждом человеке не «пятна на солнце», а свет его души.


Советы родителям по воспитанию ребёнка


  1. Интересоваться жизнью ребенка. Спрашивать у него, что с ним происходит. Постараться быть первым человеком, к которому придет ребенок за советом или с рассказом о своих тревогах.

  2. Обращаться к ребенку вежливо, опираясь на его чувство личного достоинства и помогая ему чувствовать себя уверенно, знать, что в любой ситуации родители его понимают и принимают.

  3. Постараться чаще прикасаться к ребенку. Не отстраняться от него в моменты, когда ребенок ждет приветливого взгляда, улыбки.

  4. Проводить совместные вечера, в которых спокойная задушевная беседа, звуки прекрасной музыки будут сочетаться с любящим взглядом, теплыми прикосновениями. В такие вечера хорошо узнать у ребенка о событиях прошедшего дня, рассказать, чем занимались сами. Такие минуты подарят родителям и детям удивительный мир любви, взаимопонимания.

5. Препятствовать плохому поведению, стараясь правильно реагировать на совершенный ребенком проступок, а к наказанию прибегать в исключительных случаях. В ситуации применения наказания ребенок должен точно знать, за что он наказан, и иметь возможность пережить эту ситуацию.

  1. Выражать свою любовь к детям ежедневно. Использовать при этом разнообразные способы передачи любви: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание и др.

  2. Беречь детей, помня, что их внутренний мир хрупок и беззащитен, и только от взрослых зависит, какими станут дети в будущем.

  3. Стремиться к прекрасной цели - безусловной любви. Постараться растить ребенка на светлой, чистой любви.


Рекомендации родителям по проблеме любви
• Научитесь любить себя, считать себя достойным любви, иметь веру в действительность любви к себе другого человека.

  1. Следует дарить любовь, а не требовать ее от других.

  2. Надо научиться любить.

  3. Важно соблюдать семейные традиции.

  4. Чаще улыбайтесь друг другу.

  5. Окружайте детей благорасположением.

  6. Дети должны знать, что родители их любят.

  7. Важно слышать ребенку от мамы и папы три магических слова - «я люблю тебя».

  8. Нужно поддерживать друг друга в трудную минуту.

  9. Будьте милосердными.

  10. Дайте ребенку понять, что он самый ценный, самый любимый человек в вашей жизни, ваше главное «дело».

  11. Любовь в семье предполагает мир, миролюбие.

  12. Важно создать взаимоуважение в семье.

  13. Чрезмерность вредна, даже если это касается любви.

  14. Родительская любовь должна «проявляться в действии».

  15. Необходимо учить ребенка с уважением относиться к близким, чувствовать их состояние, сопереживать.

  16. Всячески оберегать и защищать семью.

  17. Родителям всегда следует находить время для того, чтобы побыть вместе с детьми, пообщаться с ними; необходимо обеспечивать эмоциональную поддержку своим детям.


Рекомендации по воспитанию в ребенке доброты


  1. Из всех способов воспитания самый эффективный - самовоспитание.

  2. Учить детей не жалеть для людей тепла и света своей души, проявлять к людям сердечный интерес.

  3. Искренняя похвала за выполненное доброе дело поможет ребенку ощутить собственную значимость и не останавливаться на достигнутом; не следует скупиться на похвалу.

• Если вы хотите воспитать ребенка добрым, постарайтесь сделать так, чтобы он сам захотел этого, а задача, которую вы ставите перед ним, казалась ему интересной и нетрудной.

  1. Систематически напоминайте детям, что нужно чаще ставить себя на место других.

  2. Напоминайте детям, что в сочувствии нуждается не только ребенок, но и взрослый человек.

  3. Учите детей признавать собственную неправоту, так как именно это быстро снимает напряжение и не вызывает у окружающих отрицательной реакции.

  4. Учите детей быть снисходительными к чужим недостаткам.

  5. Не воспринимайте людей исключительно с функциональной точки зрения. Каждый из них - прежде всего человек со своими чувствами, достоинствами и недостатками.

  6. Поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы поступали с вами.

  7. Доставляйте радость другим людям.

  8. Как считали наши предки, поздно быть бережливым, когда осталось на донышке, поэтому, не упуская ни часу, надо совершать добрые дела.

  9. «Величайшая цель образования - не знание, а действие» (Герберт Спенсер). Поэтому следует попробовать применить знания повоспитанию «доброты» на практике.


Воспитательные средства трудового воспитания
• Действия с предметами, продуктивная деятельность: конструкторы, кубики, строительные наборы.

  1. Освоение домашней техники (орудия труда, бытовые приборы, магнитофон, проигрыватель, фильмоскоп, видео, компьютер).

  2. Знакомство ребенка с малой мастерской: молотком, отверткой, гвоздями, винтами и гайками, ножницами и ножом.

  3. Обеспечение ребенку своего жизненного пространства в доме (манеж, потом «угол», комната).

  4. Обслуживающий труд: уборка постели, игрушек и вещей, поливка цветов, мытье и вытирание посуды, уход за младшими, больными.

В трудовом воспитании важен пример родителей.
Рекомендации для родителей по трудовому воспитанию детей


  1. Как можно раньше приобщайте детей к труду, самостоятельной деятельности, самостоятельному мышлению.

  2. Используйте игру-труд как средство развития активности ребенка, стимулируйте их свободной инициативой деятельности.

  3. Учитывайте возможности и желания детей.

  4. Учите ребенка выполнять трудовое задание.

  5. Практикуйте в семье совместный труд детей и взрослых.

  6. Усиливайте содержательный аспект труда.

  7. При организации труда детей учитывайте три уровня помощи, соответствующие трем уровням ответственности. Первый уровень - ребенку нужно помогать в выполнении работы или делать еевместе с ним; второй - есть необходимость в контроле или напоминание; третий - ребенок выполняет работу без посторонней помощи или напоминания.

  8. Нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у детей «былочто делать», ребенок должен иметь постоянные обязанности.

  9. «Вкладывайте в труд всю свою душу», работайте с душой.

  10. Работу выполняйте, будучи в «хорошем расположении духа»!

  11. Соблюдайте рабочие правила и инструкции.

  12. Учите детей относиться с уважением, вниманием, доброжелательностью к окружающим людям.

  13. Выполняйте работу качественно, проявляйте усердие к труду и работе.

  14. Не стесняйтесь принимать помощь от других, если в этом есть необходимость.

  15. Помните о цене времени. Целесообразно использовать время, не проводить жизнь в лености и ничегонеделании. Не жалейте о затраченном времени, если оно было необходимо для качественного завершения работы.

  16. Уважайте труд и его результаты, а значит, и людей труда, это необходимо культурному человеку.

Таким образом, родителям необходимо следить за работой детей, способствовать тому, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца и видел результаты своего труда. Кроме того, дети должны быть окружены атмосферой, в которой царят доброта, терпение, терпимость
Предупреждение детско-родительских конфликтов
Разработано много рекомендаций по нормализации детско-родительских взаимоотношений, предупреждению перерастания спорных ситуаций в конфликты. Большинство из них сводится к следующему. Уважай себя, а тем более другого. Помни, что он (она) -самый близкий для тебя человек, отец (мать) твоих детей. Старайся не накапливать ошибки, обиды и «грехи», а сразу реагируй на них. Это исключает накопление отрицательных эмоций.

Основные направления профилактики конфликтов родителей с детьми.

  1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

  2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

3.Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.

4.Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. Предотвратить конфликт между детьми можно на стадии его возникновения, т. е. нужно выявить и разрешить возникшее противоречие. Для этого понадобятся чуткость, особая психологическая проницательность, а главное - желание наладить и сохранить добрые отношения.

Для конструктивного поведения родителей в конфликтах с детьми следует придерживаться следующих правил:


  1. Всегда помнить об индивидуальности ребенка.

  2. Учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения.

  3. Стараться понять требования маленького ребенка.

  4. Помнить, что для перемен нужно время.

  1. Противоречия воспринимать как факторы нормального развития.

  1. Проявлять постоянство по отношению к ребенку.

  2. Чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив.

  1. Одобрять разные варианты конструктивного поведения.

  2. Совместно искать выход путем перемены в ситуации.

  3. Уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно».

  4. Ограниченно применять наказания, соблюдая при этом справедливость и необходимость их использования.

  5. Дать ребенку возможность почувствовать неизбежность негативных последствий его проступков.

  6. Расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений.

  7. Использовать положительный пример других детей и родителей.

  8. Учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.

  9. Таким образом, для предупреждения и разрешения детско-родительских конфликтов можно предложить следующие рекомендации:

  10. исключайте столкновения родителей и детей, так как они могут стать основой для разрушения хороших отношений;

делайте все от вас зависящее, чтобы быть добрым к ребенку и в то же время проявлять оправданную твердость;

  1. научите ребенка справляться со своим гневом;

  2. применяйте все способы выражения любви к ребенку: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание и дисциплина;

  3. предупреждайте конфликты при помощи понимания, прощения и способности уступать;

  4. основным методом общения с ребенком должна быть безусловная любовь;

  5. эффективно используйте стили поведения в конфликтной ситуации, учитывая конкретные обстоятельства.


Тест для родителей

«Ваше общение с ребенком»
Отметьте те фразы, которые вы чаще всего употребляете в общении с детьми

1.Посоветуй мне, пожалуйста.

2.Не знаю, что бы я без тебя делал(а).

3.И в кого ты только уродился.

4.Какие у тебя замечательные друзья.

5.Ну на кого ты похож(а)!

6.Я в твое время.….

7.Ты моя опора и помощник(ца).

8.Ну что за друзья у тебя!

9. Сколько раз тебе повторять!

10.О чем ты только думаешь!

11.Какая ты у меня умница!

12.А как ты считаешь, сынок (доченька)?

13.У всех дети как дети, а ты.….

14.Какой ты у меня сообразительный(ая)!
Результаты определите по следующей схеме.

Поставьте по 2 балла за отмеченные вами фразы 1, 4, 6, 7, 9, 10, 13 и по 1 баллу - за фразы 2, 3, 5, 8, 9, 12, 14. Подсчитайте общее число баллов.

5-9 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

10-13 баллов. (Если преобладают оценки с одним баллом.)

Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

6-12 баллов. (Если преобладают оценки с двумя баллами.)

Вам необходимо быть к ребенку внимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.

13-18 баллов. (Если преобладают оценки с двумя баллами.) Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделить ему больше внимания, прислушайтесь к его словам.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методический материал

к профилактическому блоку
Основные биологические факторы риска злоупотребления ПАВ
Генетическая предрасположенность:

- наличие у несовершенно летнего отца, матери, брата или сестры больных алкоголизмом или наркоманией;

- наличие алкоголизма и наркомании у более отдаленных родственников;

Нейрофизиологическая предрасположенность:

- выраженная межполушарная ассиметрия с подавлением активности правого полушария головного мозга;

- снижение или полное отсутствие волны Р300 коркового вызванного потенциала;

- истощенность нейромедиаторных систем;

- степень изначальной толерантности;


<< предыдущая страница   следующая страница >>