Название исследования Исследовательская беседа - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название исследования Исследовательская беседа - страница №1/1



Методика.

  1. Название исследования – Исследовательская беседа

  2. Экспериментатор (Э.) – Яровая Елена Александровна

  3. Испытуемый (И.) – Н.Г.Ш.

  4. Пол – женский

  5. Возраст – 45 лет

  6. Образование – высшее

  7. Профессия – бухгалтер на частном предприятии

  8. Дата проведения беседы – 12.03.2011 г.

  9. Время проведения беседы – 21ч. 40 мин.

  10. Оборудование – диктофон, бумага , ручка, компьютер

Цель исследования:

Исследование жизненного пути испытуемого.



Композиция беседы:

Беседа проводится по схеме Логиновой и состоит из девяти блоков. Эти блоки представлены следующими вопросами:



1 Блок – Среда обитания: Где Вы родились? Где Вы сейчас живете? Приходилось ли Вам менять место жительство? Что Вы при этом чувствовали?

2 Блок – Семья: Расскажите о Вашей семье? Есть ли у Вас какие-нибудь семейные традиции? Как часто Вы общаетесь с семьей? Что Вам мешает общаться чаще?

3 Блок – Учеба: Ходили Вы в детский сад? Какие воспоминания остались? В школе какой был любимый предмет? Как складывались отношения с учителями? с одноклассниками? Чем занимались после школы? Чем руководствовались при выборе этой профессии? этого института? Оправдались ли Ваши ожидания? Как складывались отношения с преподавателями, с сокурсниками?

4 Блок – Работа: Расскажите, пожалуйста, о первом месте работы? Что Вас побудило пойти на это место? Какое место работы было следующим? Чем мотивировали смену мест работы? Как складывались отношения с коллегами?

5 Блок – Деньги: Материальная сторона является для Вас важной? При отсутствии среднего класса - нищие и богатые, к какому классу Вы себя относите? Что бы Вы выбрали: прекрасная работа, но маленькая зарплата или хорошая зарплата, но работа не интересна?

6 Блок – Друзья: Расскажите о Ваших друзьях? Кто для Вас вообще друг? Как давно Вы дружите? Как Вы вместе проводите время?

7 Блок – Увлечения: Чем занимаетесь в свободное время? Есть ли у Вас увлечения? Какие были в детстве? Юности? Какие-то увлечения остались?

8 Блок – Здоровье: Как у Вас со здоровьем? Что для Вас здоровый образ жизни?

9 Блок – Общественная деятельность: Что вы понимаете под этим понятием? Принимаете ли Вы участие в общественной деятельности?

Протокол беседы.

Э.- Здравствуйте.

И. – Здравствуйте!

Э. – Расскажите пожалуйста о себе, как Вас зовут?

И. – Наташа

Э. – Очень приятно, Елена.

Э. – Расскажите, пожалуйста, Наташа, где Вы родились?

И. – В Свердловске.

Э. – Где Вы сейчас живете?

И. – В Екатеринбурге?

Э. – Я так понимаю, место жительства Вы не меняли? Или Вы родились где-то в области?

И. качает отрицательно головой.

Э. – Нет, в самом городе, да? Сейчас продолжаете здесь жить?

И. – Да!


Э. – Расскажите, пожалуйста, немножко о Вашей семье

И. – О нынешней, настоящей? Или которая была в детстве?

Э. – Можно и о родителях.

И. – Мама, папа, брат – 4 человека.

Э. – Где работали Ваши родители? Чем занимались?

И. – Папа на заводе на Уралмаше, мама работала моляром на стройке

Э. – Скажите, а есть ли у Вас семейные традиции?

И. – Семейные традиции – нет (грустно)

Э. – Нет, а праздники Вы проводите вместе в кругу семьи?

И. – Дни рождения

Э. – Только дни рождения, эх (тяжелый вздох). Как часто Вы вообще общаетесь с родителями?

И. – С мамой часто, потому что ребенок ходит в четвертый класс (улыбка), мама здесь бывает каждый день, с папой – реже.

Э. – Они живут отдельно?

И. – Да.


Э. – Ну а что Вам мешает общаться чаще?

И. – Время.

Э. - С мамой?

И. – Чаще с мамой? Я каждый день общаюсь с мамой

Э. - С папой?

И. - С папой - время, нехватка времени.

Э. – Ну а теперь такой вопрос, Наташа. Ходили ли вы в детский сад?

И. - Да.


Э. – Немножко в детство, по детству пройдемся. Ходили ли вы в детский сад?

И. – Да


Э. – Остались какие-нибудь воспоминания?

И. – Я даже встречаю детей, с которыми ходила в детский сад.

Э. – Замечательно!

И. – Представляешь?! Даже вот ребята не изменились внешне, что я их узнаю! С детского сада!

Э. – Здорово!

И. – Представляешь?!

Э. – Здорово!

Э. - Ну а в школе?

И. – В школе... школ было много, 1-й класс я ходила в одну школу, 2-й, 3-й класс я ходила в другую школу, 4-й,5-й,6-й я ходила в третью школу, 7-й, 8-й я ходила в четвертую школу, 9-й, 10-й я ходила в пятую школу.!

Э. – Ну и как вот эта смена школ?

И. - Нормально

Э. - Никаких потрясений при смене?

И. – Неа. Первую школу поменяли - место жительства поменяли, вторую школу поменяли - перевели, якобы сказали что не по месту жительства в школу ходим, потом по болезни школу поменяли, та школа, которая была по болезни, она была 8-ми летка, надо было идти в 9-й – снова школу поменяли, вот.

Э. – Как общение со сверстниками?

И. - Нормально.

Э. – С одноклассниками встречаетесь? Встречи одноклассников?

И. – Только на этих ... на...

Э. – На встречах

И. – На встречах, на 20 лет

Э. – В школе любимый предмет?

И. – Любимый?

Э. - Угу

И. - Алгебра, математика

Э. – Учителя любимые?

И. – Любимые? По русскому

Э. – А были такие, которые...

И. – Не было, все учителя хорошие

Э. - Как проводила свободное время после школы?

И. – После школы я ходила на танцы, потом я ходила в шахматную школу, потом я ходила на баскетбол, потом я это все бросила и стала гулять.

Смех


Э. – После окончания школы, чем занимались, куда поступили?

И. – В институт.

Э. – Сразу после окончания?

И. – Да, сразу после окончания, но на вечерний факультет и пошла работать.

Э. – А чем руководствовались при выборе именно этого института, этой профессии?

И. – Чем руководствовалась?

Задумалась

Э. – Что послужило вот именно туда поступить?

И. – Ну...(пауза). Поступала на электрофак по физике, еще у меня физика была

Э. – Оправдались ли ваши ожидания?

И. – Ну сейчас бы я не пошла в технический вуз.

Э.– Как складывались Ваши отношения с преподавателями, с однокурсниками?

И. – Хорошо

Э. – Вы встречаетесь?

И. – С подругой да, подруга у меня с 17-ти лет

Э. – Расскажите, пожалуйста, о Вашем первом месте работы?

И. – Первое место... Я там работала 19 лет, это Уралмаш - завод. Было два цеха: один был механо-сборочный цех, второй был... как сказать завод-ремпуть: ремонтно- механическое предприятие, на одном я отработала 9 лет, на другом – 10. В том числе декрет – 3 года.

Э. – Что побудило Вас пойти на это место?

И. – На Уралмаше?

Э. - Да


И. - Рядом с домом, близость к дому.

Э. – Расскажите о дальнейшем месте работы.

И. – Дальнейшее место работы было рекрутинговое агентство, где я занималась подбором персонала и изучала психологию.

Э. – А что мотивировало вот на смену места работы?

И. – Был декретный отпуск, и я работала по совместительству главбухом. Ну просто дали возможность поработать в рекрутинге.

Вздох


Э. – А вот материальная сторона является для Вас важной?

И. – Да, конечно.

Э. – Вот такой вопрос: ну вот, допустим, отсутствует средний класс

И. – Какой средний (перебивает)

Э. – Какой средний?! Ну средний класс. Ну существует мнение, что у нас есть нищие, средний класс и богатые. Вот среднего класса нет, но есть нищие и богатые вы себя к какому классу относите?

И. – К богатым.

Э. – Чтобы вы выбрали...

И.(перебивая) – Когда?

Смех экспериментатора

Э. (смеясь) – Чтобы вы выбрали: интересную работу, но зарплата не очень, маленькая зарплата или хорошие деньги, но работа неинтересная?

И. – Когда?

Э. – Вот когда, сейчас, в данное время, если такое предложение поступило?!

И. – Нет я же все равно выбираю работу, которую я люблю. Работа у меня связана с цифрами, я всю жизнь любила математику.

Э. – Материальная сторона интересует?

И. – Да

Э.- Т.е. мы выбираем...



И. – Математику плюс высокооплачиваемую работу.

Э.- Расскажите о Ваших друзьях.

И. – Друзьях? Друзья у меня сейчас, ну с теми с кем, с которыми я вообще часто общаюсь и вижусь - это мамочки из детского часа. В основном молодые мамочки, так как мы достаточно поздно родили (смех). Вот. У меня друзья сейчас на 10 лет моложе, чем я, то бишь подружки. Вот. Дети у них ровесники моей дочери, есть еще маленькие. Общаемся, встречаемся.

Э. – Как вы проводите время?

И. – Время? Гуляем

Э. – Ну и такой вопрос, Наташа. Скажите кто для Вас вообще друг?

И. – Друг?! Если вдруг (смех), то друг, да?! (задумалась)

Э. – Ну как Вы понимаете слово «друг»?

Задумалась

Э. – Не знакомый, а именно друг.

И. – Ну друзья (пауза). Ну, я не скажу, что вот были какие-то ситуации, что где-то меня там срочно надо было выручать, но тем не менее если – есть у меня подруга, то в любой момент обращения с чем-то – всегда придет на выручку, на помощь.

Вздох экспериментатора

Э. – Скажите, Наташа, чем занимаетесь в свободное время? Есть ли у Вас хобби?

И. – Читаю, изучаю изотерику любимую.

Э. – А хобби? Вот из детства что-нибудь осталось? Вот хобби, увлечения в детстве были?

И. – В детстве я увлекалась танцами, танцевать конечно, я сейчас не танцую. Но, я начала писать стихи, да! А еще я собираюсь писать музыку! А еще я пишу роман! И я сразу слышу музыку!

Э. – Замечательно! Надеюсь услышать в будущем!

И. – Но я имею в виду не музыку, я а слышу не просто строчку, я слышу как она поется!

Э. – Вы уже ее представляете в воображении?

И. – Я ее... ну как ты песню слышишь?! Ты же не слышишь этот мотив. Я слышу строчку на определенный мотив или определенный мотив, как я... ну я не знаю, как тебе это объяснить!

Э. – Я надеюсь, что когда-нибудь тоже пойму (смех).

Э. – Как у вас со здоровьем?

И. – Великолепно!

Э. – Что для Вас здоровый образ жизни?

И. – Здоровый образ жизни? Встать с рассветом, сделать комплекс упражнений, который называется: Ива - жива - дубрава! Потом пойти под душ, потом приготовить завтрак, позавтракать легко – это называется: «ешьте солому, практически» (смех). Потом поехать на работу.

Э. – Скажите, м-мм. Какой медицине Вы отдаете предпочтение традиционной или нетрадиционные методы лечения, ну там бабушки-знахарки, экстрасенсы?

И. – И той и той.

Э. – Вы доверяете т.е. и бабушкам и в тоже время нашим врачам?

И. – Да, да.

Э. – Ну и такой вопрос еще: что Вы понимаете под общественной деятельностью?

И. – Деятельность, которая не оплачивается.

Э. – Принимаете ли Вы в этом участие, в этой общественной деятельности?

И. – Которая не оплачивается? (пауза)

Э. – Угу.

И. – Ну если смотреть глобально, то принимаю!

Э. – Ну расскажите о ней немножко, поделитесь.

И. – О деятельности? Общественной?! Любовь к Богу, любовь к миру, любовь ко всем (смех).

Э. - Вы принимаете участие, я так понимаю, где-то участвуете в каких-то собраниях?

И. – Нет, я в этом не участвую. Как ты ее понимаешь, я не участвую.

Э. – Ну хорошо, как Вы понимаете, расскажите мне, как принимаете участие в этой общественной деятельности? Любовь к Богу?!

И. – Любовь к Богу, любовь к Миру. Ты же отпускаешь любовь и что делаешь или чистишь землю там или океан чистишь – это любовь к океану, это же ты делаешь бесплатно. Ты посылаешь любовь. Любовь океан принимает и точно также купается там, купается в любви, грубо говоря, я же за это деньги не получаю?!

Э. – Понятно. Я потом переосмыслю, подумаю об этом и пойму – поняла я или нет.

Э. - Ваши планы на будущее?

И. – Планы на будущее? Замуж выйти, не знаю, это сейчас называется «Мы поженимся».

Э. – Замечательно! Желаю Вам, чтобы все Ваши желания сбылись. Спасибо большое, Наташа, очень интересная беседа!


Анализ беседы
Беседа проводилась в квартире испытуемого, в детской комнате. Из обстановки там находились: письменный стол, два стула, диван-кровать, шкаф-купе и аквариум с рыбками на тумбочке, светлые портьеры и бежевые обои создавали уютную обстановку. Беседа проводилась в 22-00, из-за переноса встречи по личным обстоятельствам испытуемой. Беседа длилась 30 минут.

В ходе беседы испытуемая предстала как спокойная, сдержанная личность, имеющая свои взгляды на окружающий мир. На заданные вопросы отвечала коротко и конкретно, порой даже снисходительно. Только в блоках - Здоровье и Увлечения заметно оживилась. Испытуемая периодически дублировала вопросы экспериментатора и только потом продолжала отвечать. В ходе возникающих пауз, экспериментатор задавал уточняющие вопросы.

В ходе беседы были представлены все 9 блоков. В блоке Семья чувствовалась напряженность испытуемой, поэтому экспериментатор постаралась не задавать прямых вопросов, затрагивающих личную жизнь, и перейти к следующему блоку.

В блоке – Общественная деятельность, возникла ситуация, в которой экспериментатор не понял смысла ответов собеседника на заданные вопросы, но постарался с честью выйти из сложившейся ситуации.



В целом беседа прошла в дружественной и спокойной обстановке. Экспериментатору удалось установить контакт с собеседником, но надо еще поработать над постановкой вопросов, чтобы беседа была еще более сдержанной и интересной. В конце беседы экспериментатор поблагодарил испытуемого и пожелал ему исполнения всех его желаний.