Наурыз, Новый год восточный. Играет озорной кобыз, Теперь весна уж точно! Теперь равны и день, и ночь, и все невзгоды ушли прочь. В - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Наурыз, Новый год восточный. Играет озорной кобыз, Теперь весна уж точно! Теперь - страница №1/1

Есть праздник Наурыз,
Новый год восточный.
Играет озорной кобыз,
Теперь весна уж точно!
Теперь равны и день, и ночь,
И все невзгоды ушли прочь.
В степи зима суровая,
Но пробуждается природа и начинается жизнь новая.
И радуются, веселятся все,
Готовят наурыз-көже,
Одевают лучшие наряды,
В этот день Весну с почётом встретить надо.
Пусть Наурыз принесёт нам света, тепла,
Надежды, счастья, веры и много добра!

Наурыз

Науры́з (перс. نو روز‎), а также Международный день Навруз (22 марта) — праздник весны и начала нового года ряда народов Евразии (персидский новый год). В переводе с персидского языка означает «новый день».
В настоящее время Наурыз отмечается, как государственный праздник: 21 марта в Иране, а также в Азербайджане, Албании, Афганистане, Грузии, Иракском Курдистане, Индии, Киргизии, Македонии, Турции, Туркменистане и в Узбекистане — а также в Казахстане — 21—23 марта и в Таджикистане (4 дня). Наурыз также празднуется на местном уровне в Татарстане, Башкортостане.
словно Солнце небесных высот,
Сиял повелитель прославленный тот.
Сходился народ на его торжество,
Дивился величью царя своего.
Джамшида, осыпав алмазным дождем,
Назвали тот радостный день Новым днем.
То день был Ормазд, месяц был — Фарвардин.
Забыв о заботах, не помня кручин,
Под говор струны, за ковшами вина,
Вся знать пировала, веселья полна.
И люди тот праздник святой сберегли,
Как память о древних владыках земли.


Подготовка к празднику


«Нов» т.е. новый, руз – день, считается, что человек должен, прежде всего, изменить себя, тогда в действительности для него настанет «новый день». В традиции, восходящей к одному из имамов рода пророка Ислама, говорится, что когда у имама спросили о праздновании Наурыза, имам сказал: «Пусть для вас праздником будет тот день, в который вы не совершили бы греха».

Отмечать Наурыз, т.е. посещать в эти дни близких родственников, друзей, помогать больным и нуждающимся, несомненно, соответствует традиции Ислама. Наурыз обычно отмечался в течение тринадцати дней, и на тринадцатый день (сизда бе дар) люди покидали свои дома и выходили на природу, где и чествовали Новый год. В народе бытовала примета - если в эти дни вы выходите на природу, чтобы насладиться ею, то в течение всего нового года вам будет сопутствовать счастье и благополучие.

В эти дни обычно делали уборку в доме, украшали дома цветами, посещали родных и близких. В дни праздника казахи одевались в праздничную одежду, совершали взаимные визиты, обменивались поздравлениями, пожеланиями благополучия и достатка в будущем году. В эти дни готовилось много еды, которая символизировала достаток и изобилие в наступающем году.

Трапеза приурочивалась к полудню, до и после которой всегда читались аяты из священного Корана, ду’а (мольбы) в честь умерших предков. По завершении старший по возрасту из присутствующих давал благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало семьи. У казахов при праздновании Наурыза обязательным являлось присутствие магического числа 7, так, например, перед аксакалами ставились 7 чаш с "Наурыз-көже" (супом), приготовленным из 7-ми сортов, 7-ми видов злаков. Каждый человек должен пригласить в свой дом 7 гостей и побывать в 7 домах. Празднование Наурыза начиналось традиционной встречей рассвета, из старинного ритуала «Бұлақ көрсең – көзiн аш» («Если увидишь родник - расчищай его исток»). Встречая рассвет, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки лопаты, кетмени, собирались в условленном месте у родника или арыка и производили его расчистку. Затем все вместе под руководством почтенных стариков производили посадку деревьев.

В традиции у некоторых народов Центральной Азии (таджиков) было принято на праздничный дастархан ставить вещи с семью "син", то есть продуктами, название которых начинаются на букву "с": сабза (зелень), сирке (виноградный уксус), санджит (джигда), сир (чеснок), сиб (яблоко), сипанд (рута) и суманак "проросшая пшеница".

В своих трудах Абдурайхан Бируни пишет, что в каждом доме за 25 дней до Наурыза поднимали семь невысоких колон из сырого кирпича, на которых выращивались семь видов зерновых. Обратите внимание - вновь магическое число. Считалось, что семена той культуры, которые проросли быстрее других, обещали богатый урожай в новом году. И большая часть полей засевалась именно этими зерновыми. В других источниках говорится о 12 колоннах. Видимо, это было связано с количеством месяцев в году. Собрав на шестой день Великого Наурыза выращенную зелень, люди украшали ею свои дома. Некоторые ученые этимологию семь "шин" и семь "син" приурочивают именно к этой традиции, и называют ее "хафт чин" - семь сборов, то есть от семи колонн. И накрытие праздничного дастархана тоже исходит отсюда.

На праздничный стол складывали круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. В Наурыз приготовляют кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы.

В Казахстане праздничным блюдом является «наурыз коже». Поздравляющий говорит: «Наурыз мейрамы кұтты болсын!» («Пусть праздник Наурыза будет счастливым!»), принимающий поздравления отвечает «Бірге болсын!» («Да будет вместе!»).


Праздник Наурыз - один из самых древних праздников на Земле. Он отмечается уже более пяти тысяч лет как праздник весны и обновления природы многими народами Передней и Средней Азии, а по некоторым данным - и у восточных славян.

Исторические сведения об этом празднике встречаются в трудах многих античных и средневековых авторов. По восточному летоисчислению он соответствует иранскому Новому году (Навруз). Из поколения в поколение передавали традиции празднования Наурыза казахи, узбеки, уйгуры. Таджики называли его "Гульгардон" или "Гульнавруз", татары - "Нардуган", а древним грекам он был известен как "Патрих", Корни праздника можно отыскать в древних языческих обрядах. Сама по себе форма празднования с глубокой древности несла в себе принципы любви к природе. Несмотря на давность, этот праздник сохранился в народной памяти, и в настоящее время приобрел новый духовно-этический смысл.

По древнему летоисчислению этот день обычно совпадал с 22 марта - днем весеннего равноденствия. Поэтому казахи назвали месяц март - Наурыз. Считалось, что в этот день происходит обновление в природе, гремит первый весенний гром, происходит набухание почек на деревьях, буйно прорастает зелень. Следует отметить, что Наурыз мейрамы как нерелигиозный праздник весны и обновления имеет общие корни и параллели с проводами зимы и многими другими значимыми моментами в жизни всех народов Казахстана. Если в этот день рождались мальчики, их называли по традиции Наурызбаями или Наурызбеками, а девочек просто Наурыз или Наурызгуль. Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым знаком. Даже девичью красоту в казахских легендах сравнивают с белым снегом Наурыза, поскольку в марте месяце обычно идет мягкий пушистый снег с особенной белизной.

В далеком прошлом казахи называли Наурыз Днем улуса - народа или Великим днем улуса. В народе повелось: чем щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Отсюда - изобилие праздничных обычаев и атрибутов. Накануне праздника весеннего равноденствия люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились находившиеся в ссоре, ибо, как утверждали старики, когда Наурыз входит в их дома, все болезни и неудачи должны обходить их стороной. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой, а в день Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их.

Празднование Наурыза начиналось традиционной встречей рассвета, связанного со старинным ритуалом - "Если увидишь родник - расчищай его исток". Встречая рассвет, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки лопаты, кетмени, собирались в условленном месте у родника или арыка и производили его расчистку. Затем все вместе под руководством почтенных стариков производили посадку деревьев. При этом по установившейся традиции произносились слова: "Пусть останется в памяти от человека дерево, нежели стадо", "Срубил одно дерево - посади десять!".

После исполнения ритуальных мероприятий три человека в образе жыршы - зазывалы (глашатая) обходили все улицы, площади, дворы и звали всех на праздник. Они одевались в яркие, праздничные костюмы. Ими могли быть персонажи казахских сказок - Алдар Косе, Жиренше и красавица Карашаш. После этого начиналось праздничное представление. Люди веселились, поздравляли друг друга с наступлением Нового года, желали друг другу добра, пели песни, которые издавна были сложены специально для этого праздника - Наурыз жыр, устраивали борьбу мужчины с женщиной, состязания в скороговорках - жанылтпаш, отгадывании загадок - жумбак.

В эти дни готовилось много еды, которая символизировала достаток и изобилие в наступающем году. В полдень на установленном месте у селения резали быка и варили из его мяса блюдо "бель-котерер", что означает "выпрямляющий стан", поскольку бык считался одним из самых сильных животных, и пища из него давала людям силу и выносливость.

Дастархан накрывали в каждой семье. Трапеза приурочивалась к полудню, до и после которой мулла читал молитвы в честь предков. По завершении старший по возрасту из присутствующих давал благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало семьи. У казахов при праздновании Наурыза обязательным являлось присутствие числа "7", которое олицетворяет семь дней недели - единицы времени вселенской вечности: перед аксакалами ставились семь чаш с напитком Наурыз-коже, приготовленным из семи сортов семи видов злаков. В состав семи компонентов обычно входили мясо, соль, жир, лук, пшеница, курт, ирим-шик (творог).

Празднование всегда сопровождалось массовыми играми, традиционными скачками, развлечениями. Самыми известными и любимыми в народе были игры "Айкыш-уйкыш" ("Навстречу друг другу") и "Аудары-спек", во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла. Праздник Наурыз не обходился без спортивной борьбы, участвовать в которой могли не только юноши, но и девушки. Девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее желания. В таких случаях Наурыз превращался в свадебные торжества.

Все люди, независимо от пола, возраста и социальной принадлежности, освобождались от повседневных обязанностей и на равных правах принимали активное участие в весельях и играх. В это время снимались всевозможные этические запреты во взаимоотношениях мужчин и женщин, даже те, что всегда существовали между старшим деверем (кайынага) и невесткой (келен). Ученые считают, что эта веселая игра ради забавы есть далекий отголосок свободных встреч и массовых совместных развлечений в дни возрождения умершей природы между двумя взаимообручающимися родами или фратриями, когда на короткое время снимались запреты и ограничения во взаимоотношениях мужчин и женщин.

День заканчивался представлением, где два акына в стихотворной форме состязались в песнях. Их состязания прекращались с заходом солнца за горизонт, когда добро побеждает зло. Затем разжигали костер, и люди с зажженными от него факелами обходили все окрестности селения, пели и плясали, тем самым завершая праздник весеннего обновления и равноденствия.

История праздника Наурыз имеет непростую судьбу. В эпоху сложения тоталитарной системы, когда все национальное было признано несущественным, а все упоминания о традиционном наследии причислены к анахронизмам и пережиткам древности, Наурыз мейрамы был отменен (1926 г.) Впервые после долгих лет забвения в Казахстане он праздновался в 1988 году и, как ни странно, получил широкий общественный резонанс. Официальное признание Праздник Наурыз приобрел 15 марта 1991 года после выхода Указа Президента Казахской ССР "О народном празднике весны - "Наурыз мейрамы". Президент страны объявил 22 марта, день весеннего равноденствия, праздничным днем - "Наурыз мейрамы". С этого времени началось широкое празднование "Наурыз мейрамы" по всей республике.

Безусловно, современные очертания праздника существенно отличаются от их прежнего содержания. Это не только театрализованные представления и богато убранные юрты, вкусно приготовленный наурыз-коже, но и проведение благотворительных акций, народно-спортивных игр, уход за зелеными насаждениями, посадка деревьев, очистка парковых и других зон отдыха, улиц и площадей.

В наши дни "Наурыз мейрамы" стал общенародным праздником весны, труда и единства. Сегодня этот праздник одинаково дорог всем народам, живущим в многонациональном Казахстане. Древний праздник Наурыз гармонично трансформировался в современную жизнь, сохранив преемственность традиций древности.



А сейчас игры и состязания…


  1. Приготовить Наурыз-коже:


Даны: вода, мясо, соль, жир, мука, рис, молоко, айран, сыр, картофель, яйца, имбирь.

Ваша цель: выбрать ингредиенты, которые используются для приготовления этого праздничного блюда.
Закончено. А знаете ли вы что символизируют данные ингредиенты?

Эти ингредиенты символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту.


(Нужны листочки с надписями ингредиентов).

2. Кокпар


Для данного состязания требуются несколько настоящих джигитов(3-4). Вы должны отвечать на вопросы по очереди, кто ответит на большее количество вопросов, тот джигит является победителем состязания. Готовы?
Вопросы совсем несложные:


  1. Когда отмечаем Наурыз?

  2. Что означает слово “Наурыз”?

  3. Какое блюдо готовят на праздник?

  4. Первая столица Казахстана.

  5. Переведите на казахский слова: праздник, новый, радость.

  6. Из скольки ингредиентов состоит “Наурыз коже”?

  7. Какие вы знаете национальные казахские игры?

  8. Какие знаете традиции?

  9. Как поздравляют друг друга люди в этот праздник?

  10. В каких странах еще отмечают этот светлый праздник?

  11. Какое число у казахов считается магическим и удачным?

  12. Священная книга мусульман.

  13. Из каких составных частей состоит юрта?

  14. Как называется генеалогическое древо у казахов?

  15. Бий Среднего жуза.

  16. Как называется древнейший закон казахов, составленный Тауке-ханом и 3-мя известными биями?


Ответы:


  1. 22 марта.

  2. Новый день”.

  3. Наурыз коже.

  4. Оренбург.

  5. Мереке(мейрам, думан, той), жаңа, қуаныш.

  6. Состоит из 7 ингредиентов.

  7. Алтыбакан, Кыз куу, Кокпар, Аударыспак, Байга, Куме алу, Ак каскыр — байланган каскыр, Балапандар, Такия тастамак!

  8. Тусаукесер, кыркыдан шыгару, «жеты ата», бесике салу, атка отыргызу и другие.

  9. Поздравляющий говорит: «Наурыз мейрамы кұтты болсын!» («Пусть праздник Наурыза будет счастливым!»), принимающий поздравления отвечает «Бірге болсын!» («Да будет вместе!»).

  10. В настоящее время Наурыз отмечается, как государственный праздник: 21 марта в Иране, а также в Азербайджане, Албании, Афганистане, Грузии, Иракском Курдистане, Индии, Киргизии, Македонии, Турции, Туркменистане и в Узбекистане — а также в Казахстане — 21—23 марта и в Таджикистане (4 дня). Наурыз также празднуется на местном уровне в Татарстане, Башкортостане.

  11. Число – 7.

  12. Коран.

  13. Юрта (уй, кииз уй) состоит из деревянного каркаса и кошомного покрова. Каркас юрты состоит из трех частей: кереге (решетчатый остов), уык (жерди, подпирающие верхний круг), шанырак (верхний круг).

  14. Шежире.

  15. Казыбек би.

  16. Жеты жаргы”.



Homework.ucoz.kZ

19 марта 2011г.