Н. В. Гоголь «Ревизор». Хлестаков и хлестаковщина - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Н. В. Гоголь «Ревизор». Хлестаков и хлестаковщина - страница №1/1

Открытый урок по литературе в 8 – Б классе

Тема: Н.В. Гоголь «Ревизор». Хлестаков и хлестаковщина

Учителя

Русского языка



И литературы

Козиной Е.И.



Тема. Н.В. Гоголь « Ревизор ». Хлестаков и хлестаковщина

Цели: совершенствовать умения и навыки обсуждения вариантов проделанной работы, актуализировать понятие « хлестаковщина » и соотнести его с содержанием комедии Гоголя; развивать речь учащихся, расширять словарный запас; воспитывать справедливость, честность, интерес к литературе, творчеству Гоголя.

Оборудование: выставки художественной литературы Н.В. Гоголя, портрет писателя, мультимедийный материал по комедии Гоголя.

У страха глаза велики. Пословица

Ход урока


  1. Актуализация урока

Постановка целей и задач урока.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель: Мотивацией нашего урока является причина изучения творчества Гоголя. Что мы взяли хорошего после прочтения комедии ? Чему она нас учит ? А лучшей мотивацией урока является авторская исповедь.

« Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния всеобщего. В « Ревизоре» я решился собрать всё дурное в Росии, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем. Сквозь смех, который никогда ещё во мне не появлялся в такой силе, читатель услышал грусть».



  1. Проверка домашнего задания

Учитель: Читая комедию Гоголя, вы, конечно, обратили внимание на то, что её основу составляют события, связанные – с чем, ребята ? (с ожиданием и приемом ревизора).природа.jpg

1 слайд – сообщение Городничего о приезде ревизора.

- Где же происходят события, связанные с ожиданием ревизора ?



2 слайд – уездный город годов.

- Что вы о нём знаете ? Зачитайте описание этого города.

- Кто подсказал Гоголю сюжет комедии ? – Кто нашёл этот материал ?

Верно, ребята, А.С. Пушкин.

В каждом из таких городов есть чиновники. И у каждого из них в «Ревизоре» есть собственное лицо, свои характерные черты. Вам было дано задание, найти из учебника характеристики чиновников.

3 слайд – чиновники: 1. Городничий. городничий.jpg

2. Почмейстер. 3. Судья Ляпкин-Тяпкин. 4. Смотритель училищ Хлопов. 5. Смотритель богоугодных заведений – Земляника.


Учитель: В роли ревизора по нелепой случайности до поры до времени выступает Хлестаков.

4 слайд – Образ Хлестакова.

Возвратимся к теме урока. Вам домой было дано задание, каждой группе, а их у вас 3, представить статью о своём традиционном видении образа Хлестакова и причин его лживости. Слово предоставляется учащимся Ι группы.хлестаков.jpg

Во время представленных статей учащиися работают над словарной работой, записывают значение слов в тетрадь.

Словарная работа: 1. «Табель о рангах» - закон о порядке государственной слыжбы, изданный в Росии Петром Великим 24 января 1722 года.

2. Нарциссизм – склонность к фантазированию, потребность во внимании окружающих.



Учитель: Возвращаемся к обсуждению статей.

Физкульт минутка: Показ слайдов природы, пение птиц, шум воды.dscn0039.<iframe width=jpg" align=bottom width="537px" height="403px" border=0>

  1. Работа по теме урока

Беседа:

- Итак, Хлестаков оказался ничтожеством. Или нет ?

- Почему, собственно говоря, он ничтожество ? Ведь вот как красиво врёт – мог бы сам сочинять комедии, прославиться, как Гоголь ?

- Почему Гоголю не нравится современная молодежь ?

- А где же выход ? ( нужно кем-то быть, получить власть )

- Верно, и этой властью воспользовался Хлестаков. Если попытаться выделить главную тему в комедии, затронутую Гоголем ? ( тема личности и власти )

- Отсюда, определяющая черта Хлестакова ?

- Так что же тогда «хлестаковщина», открытая Гоголем ?

- Как бы вы определили понятие «хлестаковщина» ?

- Есть ли у нас хлестаковы, «хлестаковщина» ? Опасны ли они для общества ? – Докажите .



Учитель: По мере того, как развертывается действие, всё отчётливее и резче проступают пустота и легкомыслие Хлестакова.

5 слайд – Поступки Хлестакова, вызывающие смех у зрителя.

Гоголь говорит об одном честном лице в своей пьесе. – Это честное , благородное лицо был ? (смех)



Словарная работа :

Итак, речь идёт о комическом пафосе ( запись в тетрадь )

- смех автора, вызывающий смех читателя. Вместо того, чтобы смеяться вместе с Хлестаковым, мы смеёмся над ним.

- Недаром сам русский язык требует к глаголу смеяться какого предлога ? ( над ) – Смех поднимает нас над агрессивной обыденностью, помилостью жизни. Гоголь хотел, чтобы после его сочинения насмеялся вволю человек. И это ему удалось.

- А что обличает смех, комедия, какие черты характера и пороки высмеивает у человека ? ( ответы учащихся )

Учитель: Читая Гоголя, мы подвергаем глубокой проверке самих себя, собственные души. Ведь «засмеяться добрым, светлым смехом может только одна глубоко добрая душа».

- Чем заканчивается всеобщий самообман ? ( найдите и зачитайте это место )



6 слайд – немая сцена ( чтение письма Хлестакова своему приятелю ).

3. Литературный диктант с целью проверки усвоения мотивации урока. Учитель читает предложение, учащиеся записывают продолжение .

- Содержание пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» представляет собой события в …

- Городничий узнаёт, что Хлестаков не ревизор из …

- У Хлестакова нет реплик в сторону потому что …

- «Ревизор» Гоголя заканчивается …

- Комедия Гоголя научила меня многому …


  1. Подведение итогов урока.

  1. Обращение к эпиграфу.

У страха глаза велики.

- Отчего обманулся Городничий от страха или от глупости ? ( от страха )

- Докажите. ( Комментирование оценок )


  1. Связь с действительностью. Обращение учителя к выставке литературы.

- Не одно поколение воспитывалось, воспитывается и и будет воспитываться на произведениях Н.В. Гоголя. Они учат нас честности, справедливости, смелости. Мне хочется напомнить о тех, кто навечно останется в нашей памяти.

Рассказ учителя о Сталинградской битве. 2 февраля исполняется 70 лет со дня освобождения Сталинграда. 200 дней и ночей держали оборону города.



  1. Учитель: Памяти Н.В. Гоголя Иван Нечитайло ( современный писатель ) написал сборник стихов, назвав его «Свіча безсмертя».

Это стихотворение читает учитель и 2 учащихся наизусть, поджигая свечу.dscn0043.jpg

Не понесуть його вже крила

До мрії – рідного села…

Свіча життя його згоріла,



Свіча безсмертя зайнялась.

  1. Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению рассказа Н.В. Гоголя «Портрет».