Музыкально-литературная гостиная «… Когда я слышу джаз моя душа поёт!» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Музыкально-литературная гостиная «… Когда я слышу джаз моя душа поёт!» - страница №1/1



Музыкально-литературная гостиная

«… Когда я слышу джаз – моя душа поёт!»

(внеклассное мероприятие)



Цель:
Познакомить со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки.

Раскрыть черты стиля характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;

Прививать интерес к джазовой музыке и джазовым исполнителям.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, документальный фильм,

карточки, медали «Знаток джаза».


Хронология: рассчитано на два академических часа (45 мин. + 45 мин.)
Ход мероприятия:

Учитель:

- Добрый день, говорю так, потому что сегодня действительно добрый день. Я очень рада видеть вас в своей музыкальной гостиной.

Сегодня у нас в гостях ученики школы искусств нашего города. Они сегодня будут не только нашими гостями, но и моими помощниками. Давайте поприветствуем их.

Мы собрались в нашей гостиной чтобы снова окунуться в бескрайний мир музыки. Насладиться чарующими звуками музыки. Откроет нашу гостиную Госпожа Поэзия.
Чтецы выходят на сцену (Читают стихотворение Жанны Улановой «Джаз»)
1 чтец.

И вновь душа летит за облака

На крыльях нестареющего джаза.

Перебирает клавиши рука,

Захватывая сердце в плен экстаза.
 2 чтец.

Несет волнами радость саксофон

В ответ на вызов дерзкого рояля.

Труба с гитарой вторят в унисон,

Даря прохладу летнего мистраля.
 3 чтец.

И вдруг вступает голос с хрипотцой,

И чувственностью обжигает кожу.

Начальных нот напев, как бы с ленцой,

Перерастает в страстный джаз, до дрожи.
 4 чтец.

Поет от наслаждения душа,

Шагнув в ворота джазовой нирваны…

В реальность возвращаюсь не спеша,

Вновь обновленной и немного пьяной.
Учитель:

- Я думаю, что все догадались - речь сегодня пойдет о джазе, одном из самых интересных и непредсказуемых направлений в музыкальном искусстве.
На сцену выходит ученик школы искусств и на фортепиано исполняет джазовую композицию. Неожиданно появляется «Прохожий»
Прохожий:

-Что это?


Музыкант:

- Джаз.
Прохожий:



- Какое странное имя?

- Кличка какая-то?

- Кто он? (появляется с другой стороны еще один прохожий)
2 Прохожий:

- Этот дикарь с бандитским именем не знает правил приличия!

- Вы слышали, какой шум от него?

- Вы видели, как он развязен в движениях?

- И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет!!!
Музыкант:

- Он парень что надо! А ведёт себя так потому, что притворяться не умеет! Зато говорит, что чувствует. И уж поинтереснее иных грамотеев!


Учитель:

-Друзья и враги Джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась эта скандальная личность (слайды 1-3 )
Джаз - не просто музыкальное направление, пусть и очень масштабное. История джаза - это история двадцатого века и самых острых его вопросов: о равенстве людей, о расовой и национальной дискриминации, о соотношении искусства и коммерции, о таланте и профессионализме... Джаз не только обозначал эти проблемы, он решал их - порой мучительно, но искренне и бескомпромиссно. Джаз искал и находил новый, свободный язык, созвучный новой эпохе, способный раскрепостить людей не только в музыке. Вокруг джаза кипели страсти, бушевали скандалы, ломали копья политики - но джаз и сам был политическим движением и затронул жизни всех людей в этом веке - даже очень далеких от музыки.

Просмотр 1 части фильма Джаз / Ken Burns Jazz (2001) Режиссер и продюсер Кен Бернс. Производство: "Флорентайн-филмз", Би-Би-Си, Пи-Би-Эс


Учитель:

-Мы просмотрели документальный фильм об истории рождения джаза. Давайте проверим насколько вы были внимательными. Что запомнили из увиденного.


Проведем игру «Крестики-нолики»
Я буду задавать вопросы, нужно будет на них ответить «да» или «нет». Ответ «да» будем обозначать – « 0», а «нет» - « Х». Выполнять задание начинаем от отмеченной точки в ваших карточках.


.
























Итак, начнем:


1.Джаз – форма музыкального искусства, возникшая в конце ХV начало XVI века (нет)

2.Джаз возник в результате синтеза африканской и европейской культур (да)

3.1916г. - появилась первая джазовая пластинка (нет)

4.Колыбелью джаза был американский Юг и прежде всего Новый Орлеан (да)

5.Автором «Голубой рапсодии» является Полл Вайтман (нет)

6.Истоки джаза: блюз, спиричуэлс, регтайм (да)

7.Дж. Гершвин – выходец из семьи немецких эммигрантов (нет)

8. Согласны ли вы с утверждением: «Луи Армстронг - Бах американской музыки» (да)

9. История джаза стала историей двух городов - Нью-Йорка и Чикаго (нет)


х

0

х

0

х

0

х

0

х


Учитель объявляет правильные варианты ответов. Дети, обменявшись работами проверяют. Те ребята, у которых все ответы верны получают медаль « Знаток джаза»
Учитель:

-А сейчас мы подробнее остановимся на джазовых исполнителях и жанрах джаза.

Внимание на экран (слайд 4)



- Итак, истоками джаза , как мы выяснили являются блюз, спиричуэлс и регтайм.
- Рассмотрим более глубоко эти понятия.
Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии (слайд )
*Блюз (англ. blues от blue devils) — музыкальная форма и музыкальный жанр, зародившиеся в конце XIX века в афроамериканском сообществе Юго-востока США, в среде выходцев с плантаций «Хлопкового пояса». Блюз сложился из таких её проявлений, как «рабочая песня», холер (ритмичные вскрики, сопровождавшие работу в поле)

Блистательной исполнительницей блюзов была Элла Фицджеральд.

Давайте послушаем одну из лучших ее джазовых композиций (слушание – слайд6)
Гениальный исполнитель, который всю свою жизнь прожил в ритме джаза и до сих пор остаётся легендой — Луи Армстронга (слайд 7- слушание)

*Спириучэлс – песни северо-американских негров религиозного содержания.

Как жанр спиричуэлс оформился в последней трети XIX века . (слайд 8)

Среди исполнителей— как академические певцы (Мариан Ан, Поль Робсон), так и джазовые (Розетта Тарп, Махелия Джексон) (слушание – слайд 9)
*Рэ́гта́йм (англ. ragtime) — жанр американской музыки, особенно популярный с 1900 по 1918 год. Это танцевальная форма, имеющая размер 2/4 или 4/4, в которой бас звучит на нечётных, а аккорды — на чётных долях такта (слайд 10)

Давайте послушаем Регтайм в исполнении С. Джоплина (слушание - слайд 11)


Существует еще одно очень важное понятие в джазе - свинг.

Свинг - стиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 1920—30-х годов в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки (слайды 12-13)

Представителями стиля свинг являются: ДюкЭллингтон, БенниГудмен, КаунтБэйси, Арти Шоу, Чик Уэбб, Гленн Миллер, Томми Дорси, Джимми Лансфорд, Чарли Барнет


Учитель:

- Ребята, а кто знает когда появился джаз в СССР? (ответы детей)



-Джаз зарождается в СССР в 20-е годы одновременно с её расцветом в США. Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Днем рождения отечественного джаза традиционно считается 1 октября 1922 года, когда состоялся первый концерт этого коллектива. (слайд 14)

- Как джаз выживал в СССР ярко показано в художественном фильме «Мы из джаза»

Сейчас ребята из школы искусств исполнят песню из этого фильма.


Исполнение песни дуэтом учениками вокального отделения школы искусств из

к/ма «Мы из Джаза»
- Ребята, давайте кратко вспомним. Что нового мы сегодня узнали о джазе, в этом нам поможет опорный сигнал, внимание на экран! (слайд 15)

( Дети с мест произвольно проговаривают опорный сигнал)
Учитель:

- А вот так свое отношение к джазу передал неизвестный современный поэт-любитель.


Выходят чтецы:
1.Говорят, что джаз не моден,
И прошла его пора,
Что толпе он неугоден,
Не звучит по вечерам!
И поклонников немного
Этой музыки души,
Я-то знаю – голос Бога
В этой музыке звучит!

2. Джаз для меня – это свобода,


Импровизация – это полёт!
И пусть в стороне суетится мода,
Когда я слышу джаз – моя душа поёт!

3. Не звучит на дискотеках


Джаз – не музыка для ног,
Он не создан для потехи –
Это знания глоток!
Познавай себя и душу,
И таланты раскрывай,
Сердце ты своё послушай,
А толпу – не замечай!

4. Джаз послушать соберутся


Твои лучшие друзья,
Здесь и плачут, и смеются
Вместе – ты, и он, и я!
Пусть в больших концертных залах
Иная музыка звучит,
Пусть джазменов нынче мало –
Джаз никогда не замолчит!
Учитель:

-На этой прекрасной возвышенной ноте мы закроем сегодня нашу гостиную.