«Мордовия на карте России» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Уроки Тема урока Количество часов Тип урока Требования к уровню подготовки... 1 181.9kb.
Имена иркутян на карте звездного неба( к юбилею Иркутской области) 1 160.62kb.
Конкурс памяти Святого М 1 30.76kb.
Максимова Марина Ильинична Учитель немецкого языка моу «сош №6» Булатова... 1 252.7kb.
Инструкция по перечислению дополнительных страховых взносов с банковской... 1 27.57kb.
Викторина «Знаете ли вы историю Мордовии?» 1 22.09kb.
1-вариант часть 1 Какие географические координаты имеет точка, обозначенная... 1 53.1kb.
Сабджект сэмпла (subject sаmpler) 1 28.65kb.
Коллегии адвокатов Республики Мордовия Мордовская республиканская... 1 196.19kb.
Тест промежуточного этапа мониторинга «Наша Родина на карте мира»... 1 145.95kb.
Гарантия; модернизация; безнал, кредит, оплата по карте 1 19.95kb.
Всемирный день гемофилии – акции 17 апреля 2011 г 1 43.42kb.
- 4 1234.94kb.
«Мордовия на карте России» - страница №1/1

Тема: «Мордовия на карте России».

Цели:

  1. Познакомить детей с географическим положением Мордовии на карте России.

  2. Систематизировать знания о природе Мордовии, расширить кругозор учащихся, прививать интерес, любовь к родному краю, стремление к его познанию.


  3. Рассказать о заповеднике им. П.Г.Смидовича, воспитывать необходимость беречь и охранять родную природу.


  4. Выступления учащихся, проводивших исследовательскую работу.


  5. Обратить внимание на культуру Мордовского народа, развитие творческих способностей учащихся.



Оборудование:

1.Физическая карта России.

2.Физическая карта Мордовии.

3.Контурная карта Мордовии (у каждого ученика).

4.Коллекция полезных ископаемых.

5.Кроссворд «Мир животных».

6.Гербарий цветущих растений Мордовии.

7.Плакат-эпиграф к уроку: «…Родимый край! Тобою я живу!»Никул Эркай.

8. Слайдовая презентация.


^ ХОД УРОКА




  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Слайд 1


    1. Звучит фонограмма «Гимн Мордовии».


    2. Дети читают стихотворение Никула Эркая. Слайд 2



…Родимый край! Тобою я живу!

Я – в каждом колосе, в былинке каждой.

Где б ни был я – с неутолимой жаждой.

Родимый край – тобою я живу!

Мне без тебя на свете жизни нет.

Ты – вдохновенье, ты – мое дыханье.

Ты – всех моих рассветов полыханье.

Мне без тебя на свете жизни нет.

Все отдаю, родимый край, тебе:

Порыв души, полет счастливой строчки.

Все, от начала до последней точки.

Все отдаю, родимый край, тебе.

Какое счастье нужным быть земле,

Стать рушником для рук твоих усталых,

Сиять веселой лампочкою в залах.


Какое счастье нужным быть земле!


Учитель: Эпиграфом к сегодняшнему уроку я неслучайно взяла эти строки, т.к. их написал наш земляк, уроженец села Курилово – Никул Эркай.
  1. ^ АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ




Учитель:
    1. Что мы называем своим родимым краем?




Дети: Мордовию, Ромоданово
    1. Как вы понимаете слова: нужным быть земле?


    2. Что бы вы хотели узнать о своем родном крае?




Дети: Исторические сведения, о животных и растениях, полезные ископаемые…
    1. Как вы думаете, какие знания и умения нам понадобиться для изучения природы Мордовии?




  1. ^ ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА





Учитель: Таким образом, я понимаю, что вам интересно многое о Мордовии.

Но как любое исследование, а мы с вами именно будем изучать, исследовать родной край на протяжении нескольких уроков, необходима определенная последовательность, ваши знания, умения и желание.


  1. «ОТКРЫТИЕ» ДЕТЬМИ НОВЫХ ЗНАНИЙ Слайд 3






  1. ^ Расположение Мордовии на карте России.


Учитель: На карте нашей Родины Республика Мордовия выглядит небольшим островком. Рассмотрите карту России, скажите, где расположена Мордовия.

(Дети работают с картой)

Дети: Она расположена в Центральной части Восточно-Европейской равнины, в междуречье Оки и Суры.

Учитель: Она занимает площадь чуть больше 26 тысяч квадратных километров.

Писатель Сергей Фетисов сказал: «При нынешних, хороших дорогах и возросших скоростях передвижения невнимательный путешественник может и не заметить, как пересек Мордовию».



Учитель: А мы с вами узнаем, какое расстояние между главными городами Мордовии и России. Ребята, какие города являются главными?

^ Дети: Саранск, Москва.

Учитель: Что нужно знать, чтобы определить расстояние по карте?

Дети: Масштаб.

Учитель: Что такое масштаб?

Дети: Масштаб показывает, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте.

(Дети работают с картой)

Учитель: Сделайте вывод, на каком расстоянии от Москвы находится Саранск.

^ Дети: Москва – Саранск: по карте 11 см, масштаб в 1 см – 50 км, следовательно, 11 х 50 = 550 (км)


  1. Соседи Мордовии. Слайд 4


Учитель: Впервые Мордовия выделена как самостоятельная административная единица в1928 году – Мордовский национальный округ. В состав Мордовии вошли части Пензенской, Тамбовской, Симбирской, Нижегородской губерний.

Учитель: Настало время познакомиться с настоящими соседями Республики. Узнайте с помощью карты, с какими областями граничит Мордовия?

(Дети работают с картой)

Дети: С севера Мордовия граничит с Нижегородской областью, западная граница – с Рязанской областью, Пензенская область – с юга, восточные соседи – Чувашия и Ульяновская область.

Учитель: На своих картах нанесите простым карандашом соседние с Мордовией области.

(Дети работают на контурных картах). Приложение 1




  1. Полезные ископаемые.


Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на карту Мордовии, есть ли на ней топографические знаки, которые указывают на наличие нефти, каменного угля, железной руды?

^ Дети: Нет, потому что в Мордовии нет залежей этих полезных ископаемых.

Учитель: Но Мордовия богата строительными материалами. Назовите, ориентируясь по знакам на карте, что используют в строительстве, какие полезные ископаемые?

^ Дети: Мел, опока, известняк, песок, глина …

(Рассматривают образцы из коллекции полезных ископаемых)


  1. Водоемы. Слайд 5


Учитель: Рассмотрите карту, скажите, о чем говорит желто-зеленый цвет?

^ Дети: Территория Мордовии расположена на холмистой равнине, по которой протекает довольно много рек.

Учитель: А вы знаете названия рек Мордовии?

Дети: Мокша, Сура, Вад Инсар, Алатырь, Исса, Сивинь….

Учитель: А кто может назвать озера?

Дети: Инерка, Инорка, Имарка.

Учитель: Нанесите на карту название рек Мордовии.

(Дети работают с контурной картой)


Учитель: С жителями водоемов нас познакомят ребята.

Как дорога без конца и края,


Вдаль бежит – струится реченька родная.

Серебром сияет, вьется лентой синей,

На земле как будто нет ее красивей.

А кругом стога да старицы-озера,

Луговые, изумрудные просторы.

Шелестит рогоз, шумит тростник высокий,

Кочки берега позаросли осокой.

По воде плотами плавают кувшинки.

Камышей склонились прутики-былинки.

Зеленеют водокрасы, рдесты, ряска,

Расцвели цветы, прекрасные как сказка.

В этой водной колыбели

Комары живут – злодеи,

Много мелких червячков,

Блох, улиток и жучков.

Он на клин слегка похож:

Рот широк, но узок хвост.

Как бревно на дне лежит

И усами шевелит.

Нет в реке крупнее рыбы.

Вы назвать его могли бы? (Сом.)

Рот большой – вполголовы,

Зубы – игл стальных острее.

Затаилась у травы –

Приплывай плотва скорее.

Люди эту рыбу знают,

Угадал, как называю? (Щука.)

На реке живет работник –

Лесоруб, строитель, плотник.

Без пилы и без лопатки

Ловко строит себе хатки.

Полон дом его добром,

А зовут зверька… (Бобром.)

Жизнь в воде сложна и бесконечна

Как земля, как небо она вечна.

В каждом ручейке, в любом болоте

Все слилось в одном круговороте.


Учитель: Назовите обитателей водоемов, если вы были внимательны, вы запомнили названия растений и животных

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Слайд 6



Учитель: Изучая родной край, нашу республику, нельзя не прикоснуться к культуре мордовского народа.

Звучит мордовская народная песня «Кафто терат тикшеледить…», у ребят мордовские народные инструменты






  1. ^ Лес и его обитатели. Слайд 7


Учитель: Скажите, в какой природной зоне расположена Мордовия?

Дети: В лесостепной зоне.

Учитель: Можно ли встретить на территории Мордовии моржа или верблюда?

^ Дети: Нет, т.к. на ее территории встречаются представители животного и растительного мира зон степей и лесов.

Учитель: И сейчас мы узнаем, как вы знаете представителей животного мира. Для этого нужно разгадать кроссворд.

Приложение 3

С





7



К





Т





С

8

А





Р

5



К

Т

Б

10



И

Л

6

В

Е

А

Р

11

Ж

И

В

О

Т

Н

Ы

Х



С

О

Р

Е



С

О



А

Р

Е

Р



Ь

М





О

Ц

Е





Я





Б



В





К





Е















Й
















С





Н

3



Е

К

1

Г

О

М

И

Р

Е

Р

Ш

Д

Ь

У

В



Н

Е





Д





Ь





1.Косолапый лежебока, который готов спать всю зиму.

2.Небольшая серая птичка, у самцов красная грудка, прилетает на зиму.

3.Крупная хищная птица, с длинными крыльями, гнездящаяся на высоких деревьях по опушкам леса.

4.Небольшая птица темной окраски, с коротким клювом и длинными крыльями, стремительная в полете.

5.Пушной зверь, истребитель мышевидных грызунов.

6.Небольшая птичка с серо-черным оперением, самая распространенная жительница городов и сел.

7.Небольшая перелетная, певчая птичка с темным оперением.

8.Крупная охотничье-промысловая птица семейства куриных, на ночь, зарывающаяся в снег.

9.Дикая свинья.

10.Редкий хищник, обитающий в лесах мордовского заповедника.

11.Зверек, ведущий ночной образ жизни, из семейства грызунов, вредитель сельского хозяйства.



(Дети работают парами)

Проверка. Слайд 8


Учитель: А сейчас давайте составим букет. Какое правило поведения в природе мы должны вспомнить?

^ Дети: Не срывать редкие растения, не набирать большие букеты, собирать цветы только там, где их много, перед уходом домой.

Учитель: Отгадайте, какие же растения мы поставим в вазу?

Лепестки, как лучики, белые и чистые.

Не цветок, а солнышко – яркое, лучистое. (Ромашка, поповник, нивяник.)

Дети солнца, дети луга,

Жили дружно в доме круглом.

Буйный ветер налетел –

Сразу домик опустел. (Одуванчик.)

Мед в цветочках, витамины в листочках,

Красою гордится весной… (Медуница.)


Демонстрируются растения из гербария.



  1. Заказники и заповедники. Слайд 9


Учитель: Что вы знаете о заказниках и заповедниках?

Дети: Это охраняемая территория лесного массива, на которой запрещена охота, отлов животных, оберегаются и восстанавливаются виды растений и животных, занесенных в Красную книгу Мордовии и России.


    • Сообщение ученика, проводившего исследовательскую работу на тему: «Мордовский государственный заповедник им. П.Г.Смидовича»

… Гордостью Республики является Мордовский государственный заповедник имени П.Г.Смидовича.

Нигде в нашей Республике нет таких лесов, нет такого богатства зверей и птиц, как в заповеднике, что расположился в Темниковском районе. Высокоствольные сосновые боры, темные дубравы, тихие лесные речки не слышат стука топоров, выстрелов охотников, крика и шума отдыхающих – ничто не тревожит обитателей заповедных дебрей: лосей и зубров, рысей и оленей, глухарей и тетеревов, многих других обитателей заповедной зоны.

Еще Петр Первый обратил внимание на охрану лесов Мордовии. И вот в 1936 году заповедник был организован…




Учитель: Отметьте на контурной карте расположение заповедника имени П.Г.Смидовича.

(Дети работают с контурной картой)

Учитель: С какими редкими и исчезающими видами растений и животных вы знакомы?


    • Выступают учащиеся, проводившие исследовательскую работу по теме: «Редкие и исчезающие виды растений и животных Мордовии» ( выводы и рекомендации)


  1. Ромодановский район. Слайд 10


Учитель: На территории Мордовии 22 района, 3 района в городе Саранск. Каждый из них интересен, многое может поведать о своих тайнах.

Кто-то любит свой город Иваново,

Ну, а мне по душе Ромоданово…

А здесь небо такое родное,

Для меня это счастье большое. Александр Скопцов.

  1. ^ СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ




Учитель: В своих сочинениях, ребята, вы высказали свое мнение о нашем поселке, поделились чувствами к своей малой родине.

Дети зачитывают цитаты из своих сочинений на тему: «Моя малая родина»
  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Слайд 11




Учитель:

-Что ты называешь своим родным краем?

-На какой равнине расположена Мордовия?

-В какой природной зоне находится наш край?

-Какую площадь занимает?

-Какой город является главным?

-Назовите соседей Республики Мордовия.

-Что является гордостью мордовского народа? (Заповедник)


  1. ^ ИТОГ УРОКА.




Учитель: - Какие «открытия» вы сделали, изучая карту Мордовии?

- Где вам могут пригодиться полученные знания?

- На какие вопросы вы не получили ответа?

- На следующих уроках мы продолжим изучение родного края,



Учитель: Оцените свою работу на уроке по десятибалльной шкале.

Как твою работу оценят одноклассники.

Оценка работы учителем. Приложение 2

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Слайд 12


Внеклассное мероприятие

«Мой край! Мордовия моя!»

(к 1000 летию единения мордовского народа с народами России)

На фоне музыки «Широка страна моя родная» выходят ведущие .

Ведущий 1: Мой край, богатая земля,

Народ мордовский, здравствуй!

Ведущий 2: Шумбрачи, вечкевикс ялгат!

Шумбрачи, вечкевикс оят!

Здравствуйте, дорогие друзья!

Чтец. Сехте покш вечкемам

Чачома мастором!

Тондеть васень валом

Тондеть седей мором!

Касат – монь тонавтат,

Ванстат родной авакс

Секс весе эрямом

Мон макса Тонь славас.

Песня «Умывает красно солнышко».

Умывает красно солнышко

Руки теплые в росе.

И Россия, как Алёнушка,

Предстаёт во всей красе.

Прштев:


Ни вблизи, ни вдали я не знаю земли

Лучше той, что меня растила

Синих рек рукава, в небе синь синева

И светла от берез Россия.

У нее коса пшеничная,

Родниковые глаза,

И поляны земляничные

Щедро дарят ей леса.

Припев.

А случись дорога длинная,



Загрущу в чужом краю,

Вспомню небо журавлиное,

Песню русскую спою.

Припев.


Ведущий. Сегодня мы собрались здесь на праздник, посвященный нашей республике, нашей малой Родине!

Ведущий. «Мордва ли 1000 лет назад вошла в Русь? Русь ли пришла в мордву? Они по воле истории встретились на одной земле, чтобы сохранять и укреплять друг друга, чтобы через тысячу лет русский поэт Сергей Есенин мог сказать: «Край мой! Любимая Русь и Мордва!..» «Мы были вместе и в часы побед, и в часы испытаний»

Ведущий. 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства имеет историческое значение для мордовского народа. По своему глубинному смыслу этот юбилей станет знаковым событием и в жизни страны и республики.

Чтец.

В России, средь березовых просторов



Полянка есть - Мордовия моя !

Она, как песня матери, с которой

За горы уходил и за моря.

На той полянке город есть красивый,

Кормилец мой и вдохновитель мой.

Над Мокшею там наклонились ивы,

Такие же, как рядом над Окой.

Волну к волне соединяют реки:

И вот уже журчит одна струя.

Мордовия! Любимая навеки!

Моя полянка - сторона моя!

Ведущий. Мордовский народ сложился из двух родственных племён – мокша и эрзя, которые ещё с незапамятных времён жили в здешних местах, в бассейнах Мокши и Суры по соседству со славянскими племенами.

Чтец. У мордвы, у русских корни перевиты.

Глубока их память, дружба велика:

Полчища ногайцев нами вместе биты.

Вместе гнёт царизма нас давил века.

Ведущий. В состав русского государства мордовские земли окончательно вошли после ополчения Иваном Грозным Казани, в 1052….. году. С того времени мордва навечно связали свою судьбу с судьбою русского народа.

Чтец. Между Волгой и Уралом

Мы одной семьёй живём.

И Россию мы недаром

Нашей матушкой зовём.

Чтец. Чтоб одной дорогой люди шли,

Сберегали мир родной земли,

Чтоб звенели песнями слова,

Породнились с русскими мордва.

Чтец. Всю ночь, за лесом, яркие огни,

Светлей небесных звездочек горят.

Друзья мои, на город свой взгляните,

Каким чудесным стал ты, наш Саранск!

Здесь в каждом доме, что в семье одной,

Живут, как братья, русские с мордвой!

Чтец. Мордовия! Земля моя,

Отчизна роз и соловья.

Мордовия! Страна певцов,

Страна стихов и храбрецов!

Ведущий. А сейчас прозвучат частушки о Мордовии.



Частушки

Мы в Мордовии родились

Мы в Мордовии живём

Все мы танцы очень любим

Песни звонкие поём

Мы Мордовские девчата

Любим свой родимый край

С каждым годом он всё краше

И цветёт как вешний май

Здесь умельцев очень много

Любят шить и вышивать

Деревянных кукол делать

И матрёшек украшать

Наш Саранск известен миру

Славится заводами

Самосвальный, Лисма, Лайме

Мордовскими узорами

Хорошо, хорошо просто замечательно

Минек школась пек вадря

Дайте круг вокруг себя

(с движением вперёд, назад, кружатся)

Чтец. Тиринь мастор, вечкень велем,

Седеем кецни тонь кис:

Мон пек вечкса эсень келем,

А стувтса меельце чис.

Эрзянь кель, Эрзянь кель-

Ашо килей, чуди лей,

Чольдердиця горнипов,

Гайсэ морыця цеков.

С.Люлякина

Чтец.

Ю. Попков - "СЛАВИМ ТЕБЯ!"



Ты моя Родина, край наш, Мордовия!
В жизни опора, любовь и судьба.
Мокша и эрзя, русские братья...
Мы, твои дети, славим тебя!
Будь славен, край наш, и хлебом, и песней.
Духом свободы и мирным трудом!
Ты — наша гордость, ты наша вера.
Ты — наш святой, родительский дом.
Дружба народов тебя величает.
Щедрость души и тепло матерей.
Дух Сияжара издревле питает
Мудростью отчей твоих сыновей.
Флаги родные парят в небе синем
В час испытаний и радости час.
Неразделимы Мы и Россия —
Время на прочность проверило нас!

Сценка «Печкин рот».

- С.М. Люлякина сермадсь зярыя пьесат. Среди них «Печкин рот»

Ветицясь: Чачсь велесэ мазый Хрола –


Нузякс ды прять шныця цёра,
Прок сезяка, лабордыця,
Работань а пек вечкиця.
Виде, ульнесь мазый чама.
Кассь, школанть эзизе прядо
Сеетьстэ кортась авазо.

Авась: Хрола, тон а вишка няка:


Мейсь ёмавтнят эсь шкат стяко.
Ялгат важодить паксясо.
Эрьванть ули уш пакшазо.
Тонгак мук эстеть робота,
Чиньчоп стяко иля бота.

Хрола: Монь аволь лишмень кутьмерем


Ошов туян, витьстэ мерян!

Авась: Мезень ошт теть, зярдо теске


А чавови чувтос эске.
А вечкат тевень теме
Эрямонть стака печтеме.
Ошсо сюкорот теть а панить
Медте стяко а каванить.

Хрола: Иля поре, мон туян


Теке теск а кадован.

(уходят)


Выходят девочки, садятся.

Ветицясь: Тусь эрямо ошов Хрола:


Велесэ эзь муе пола
Кадызе сыре аванзо
Тиринь шкинензэ, трицянзо
Ансяк тусь эсь велестэнзэ
Стувтынзе тиринь келензэ
Вейке ие уш ютась
Хрола инжекс велев сась.

Ветицясь: Ошсо мусь робота паро:


Ульцят тенси сон стамбаро
Велев сась сон шляпасо
Кирьгась свистязь галстуксо
Подходит к девушкам
Девушка: Шумбрачи теть, Хрол Иваныч.
Истя косто тон появить?

Хрол: Что сказал – не понимаю


По-мордовски я не знаю.
Давно в селе не бывал я
Свой язык позабыл я.

Девушка: Вай, тирень келенть уш стувтык


Кодамо кельсэ кортат?
Тон а рузат, а эрзят
Прок сезякак лабордат.

Хрол: Цела год ошсо живу,


Все забыл я, не пойму.

Девушка: Таня, кевстика тон рузонть


Кода лемесь пецька кургонть?

Хрол: Ха-ха-ха! Кода? Печкин рот!


Хотите взять меня в оборот?
Печкин рот я не забыл:
Мать пецька курго говорила.

Девушка: Эх, тон Хрола, нужань цера:


Галстук сюлмить кирьгазот:
Теке сюват пря потсот.
Ламот кадызь эсь велест
Теке эзизь стувт келест
Тон ансяк мелят туить
Кона шкане рузыить?

Ветицясь: Седе мейле те велесэнть


Тунь ёмась Хролань лемезэ
Хрол Иваныч а мераить,
Печкин рот свал сеерить.

Фольклор


Песня «На улице дождик»

Ведущий. Для нас, живущих в Мордовии, в селе Большие Березники, родной является березниковская земля. Районный центр – село Большие Березники – расположен на реке Кша, на левом берегу р. Суры. Село основано до 1669 года как имение князей Ромодановских. В прошлом Березники славились предприимчивостью и торговой хваткой своих жителей, среди которых было много купцов и промышленников.

Чтец.

О край, ты мой! О, Родина моя



«Как ты мила мне, как прелестна!

Как ты красива и чудесна!» -

Скажу я это не тая.

О Родина, ты славилась веками!

Тебя народы славили твои

Поэмами и прозою, стихами

И песни в дар тебе несли.

Когда смотрю я в даль на чудо,

На красоту земли твоей,

И понимаю я, что в мире

Нет места ближе и родней.

Я знаю, что ничто на свете

Не разлучит меня с тобой.

Мы все твои навеки дети,

Гордимся мы родной землей!

Ведущий: Наша республика богата лесами, где живут звери, растут ягоды и грибы. А какие прекрасные луга, где растет сочная трава, цветут красивые цветы, жужжат пчелы, стрекочут кузнечики

Ведущий: А какой же праздник без задорного мордовского танца.

Мордовский танец.

Ведущий. Родина – это и страна, и город, и деревня, где ты родился и живёшь, друзья, соседи твои, это твоя мать и отец, потому Родину ещё Отчизной называют, как дом твой – отчим домом.

Стихотворение "Родной мой край!" Н. Эркай.

Чтец. Родной мой край! Тобою я живу!

Я в каждом колосе, в былинке каждой.

Где б ни был я - с неутолимой жаждой

Родной мой край! Тобою я живу!

Мне без тебя на свете жизни нет,

Ты - вдохновенье, ты - мое дыханье,

Ты - всех моих рассветов полыхание,

Мне без тебя на свете жизни нет!



Песня

Родная земля



  1. Про любимый край заветный мой

Край, что я зову родной землёй

Лишь в твои просторы возвращаясь

Я знаю, что вернулся я домой

Вот опять как в детстве я смотрю

На твою огромную зарю

И уходят прочь мои печали

И вновь я говорю

С волненьем и любовью говорю

Припев:

Родная, родная, родная земля



Холмы и равнины, леса и поля

Ты доброй судьбою на счастье дана

Одна ты на свете и в сердце одна


  1. Как люблю земля, твои луга

Вольных рек крутые берега

Снежною зимой и знойным летом

Ты сердцу дорога

Земля моя, ты сердцу дорога



  1. Много стран на белом свете есть

Где чудес невиданных не счесть

Много стран на свете есть, но знаю

Что счастлив только здесь

Что счастлив быть смогу я только здесь



Вариант 1

1.Реши задачу:

На комбинате в декабре изготовили 7163 л сока, а в январе – на 678 литров меньше. Из всего сока 9789 литров разлили в пакеты, а остальной сок – в бутылки. Сколько литров сока разлили в бутылки?


2.Выполни вычисления и сделай проверку:

700000 – 24618 804608+ 96395 312879 -179542


3.Вычили, записывая вычисления в столбик:

28 км 640 м- 9 км 890 м

18 т 360кг + 16 т 740 кг

4 ч 40 мин – 55 мин


4.Реши уравнение:

290 + х = 640 – 260


5.Укажи порядок действий:

a: b – c d+ k m : n




Вариант 2

1.Реши задачу:

Зимой в магазине продали 3486 кукол, весной – на 697 кукол меньше. Из всех проданных кукол 4486 кукол были в платьях, а остальные в спортивных костюмах. Сколько кукол было в спортивных костюмах?


2.Выполни вычисления и сделай проверку:

600600 – 24863 143807+ 57296 529631 – 181479


3.Вычисли, записывая вычисления в столбик:

16 т 230 кг – 9 т 750 кг

32 км 560 м + 19 км 540 м

2 ч 2 мин – 45 мин


4.Реши уравнение:

400 – х = 275+25


5.Укажи порядок действий:

a : (b – c) d+ k (m:n)



«Мой край! Мордовия моя!»

Цели:

1.Познакомить детей с географическим положением Мордовии на карете России.

2.Сформировать представления учащихся о родном крае.

3.Рассказать о заповеднике им.П.Г.Смидовича, воспитывать необходимость беречь и охранять родную природу.

4.Познакомить с великими людьми, которые прославили Мордовию на весь мир (С.Д.Эрьзя, Сычков, спортсмены)

Оборудование: карта России, раздаточный материал, перезентации, карта Мордовии.

Ход урока:

1.Организационный момент

Звучит фонограмма песни «Живи, Мордовия моя»



2.Постановка проблемы

- Как вы думаете, почему прозвучала эта песня?

(Потому что , говорить сегодня мы будем о Мордовии- нашей малой Родине, и о людях, которые прославили её на весь мир.)

3. «Открытие» детьми новых знаний.

1)Расположение Мордовии на карте России.



- На карте нашей Родины Республика Мордовия выглядит небольшим островком. Она расположена в Центральной части Восточно-Европейской равнины в междуречье Оки и Суры (она занимает площадь чуть более 26 тысяч квадратных километров).

2)Сообщение . Канаева Татьяна.(климатические условия, реки, озера)



4.Соседи Мордовии(работа с картой)

1) -Впервые Мордовия выделена как самостоятельная единица в 1928 году – Мордовский национальный округ. В состав Мордовии вошли части Пензенской, Тамбовской, Симбирской (ныне Ульяновской), Нижегородской губерний.

-Настало время познакомиться с настоящими соседями Республики.

(Дети работают с картами)



Дети: С севера Мордовия граничит с Нижегородской областью, западная граница- с Рязанской областью, Пензенская область с юга, восточные соседи – Чувашия и Ульяновская область.

2)-Сколько городов в Мордовии? (7)

Темников- самый старый город(в 1536г)

Саранск – столица Мордовии

Краснослободск

Рузаевка

Ардатов


Ковылкино

Инсар


-Какой город самый старый?

-Близ города Темников находится единственный заповедник в Мордовии им.П.Смидовича. Подробнее о нем нам расскажет Зимин Влад

3)Сообщение Влада Зимина (презентация)

4)- Ежегодно в Мордовию приезжают тысячи людей со всех концов нашей Родины и из других стран, многие из них приезжают взглянуть на достопримечательности города Саранска. Одной из них является музей С.Д.Эрьзя.

Сообщение Кати Ларькиной (презентация)

5)-Да, главное богатство нашего края –люди. Разные по национальности – мордва, русские, татары, они прославляют нашу малую родину Мордовия на весь мир.

Сакмаева Яна(презентация о спортсменах)

5.И заканчиваем свое короткое путешествие по родному краю стихотворением. Читает Настя Гераськина.