Мировое машиностроение - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Мировое машиностроение - страница №1/1




Мировое машиностроение

Защитил______Подпись______ РЕФЕРАТ ПО ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ: «МИРОВОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ» Ученика 10 «Е» классаОценка________Новоселова Число_________ Дмитрия СОДЕРЖАНИЕ: Значение отрасли. Различие стран в уровне развития машиностроения……..2 стр. Отраслевой состав машиностроения. Факторы размещения отраслей…….…3 стр. Краткая характеристика отдельных отраслей…………………….…………….4 стр. Главные регионы машиностроения……………………………………………..5 стр. 1) Северная Америка 2) Зарубежная Европа 3) Восточная и Юго-восточная Азия 4) СНГ Литература……………………………………………………………….……12 стр. Значение отрасли. Различие стран в уровне развития машиностроения. Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числузанятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое местосреди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроенияявляется одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроениеопределяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира,обеспечивает машинам и оборудованием все отрасли экономики, производитразнообразные предметы потребления. Кроме машин и оборудования, приборов иинструментов производственного назначения, оно выпускает всевозможныеизделия бытового и культурного назначения. В зависимости от выпускаемойпродукции машиностроение делится на энергетическое, транспортное,сельскохозяйственное, производство технологического оборудования для многихотраслей промышленности, станкостроение и др. Различия стран по уровню развития машиностроения крайне велики.Более 90% машиностроительной продукции производят развитые страны.Безусловными лидерами в производстве являются: США, Япония, Германия,Франция, Великобритания, Италия, Канада, Китай, Россия. Они производятпрактически все виды металлоизделий, машин и оборудования – от «иголок досамолётов». Страны Западной и Восточной Европы, а также, некоторыеразвивающиеся страны (Бразилия, Индия, Сингапур и др.) обычноспециализируются на выпуске определенных видов машиностроительнойпродукции, с которой они выходят на мировой рынок. В целом отставаниеразвивающихся стран в этой отрасли ещё очень велико. Низка и доля продукциимашиностроения в структуре всей промышленности – она не превышает 20%,тогда как в развитых странах она составляет 30-40%. Во многих развивающихсястранах машиностроение представлено ремонтными мастерскими по обслуживаниютранспорта, горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства иизготовлению простейшего инвентаря. Отраслевой состав машиностроения. Факторы размещения отраслей. По отраслевому составу машиностроение – самая сложная отрасль. Оносостоит более чем из 70 отраслей (в зависимости от выпускаемой продукции).Среди них можно выделить:1) транспортное машиностроение (автомобилестроение, судостроение, авиастроение и др.);2) сельскохозяйственное машиностроение (тракторостроение, производство комбайнов);3) приборостроение;4) производство технического оборудования и т.п. В зависимости от технологии производства выделяются: Трудоемкое и наукоемкое машиностроение, требующее больших затрат труда,высокой квалификации работников, постоянного внедрения научных достижений(приборостроение, производство вычислительной техники, радиоэлектроника,роботостроение, и другие новейшие отрасли); Металлоемкое машиностроение, требующее больших затрат металла, такназываемое «тяжелое машиностроение» (тракторостроение, производствокузнечно-прессового оборудования, энергетического машиностроения и пр.). Факторы размещения производства для разных отраслей машиностроенияразличны. Среди основных можно выделить: Фактор трудоемкости; Фактор наукоемкости; Сырьевой фактор; Потребительский фактор; Транспортный фактор; Фактор территориальной концентрации. В соответствии с этим отрасли «тяжелого машиностроения» находятся врайонах, где расположены предприятия черной металлургии (северо-восток США,Рурский район в Германии, Уральский район в России, Верхняя Силезия вПольше). Так, предприятия по производству металлоемкого оборудования длясамого машиностроения, черной металлургии, химической промышленности,энергетики тяготеют к районам черной металлургии. Приборостроение, радиоэлектроника, производство точных машинразмещаются в районах, имеющих трудовые ресурсы высокой квалификации. Вразмещении предприятий по выпуску бытовых приборов и машин огромную рольиграет потребительский фактор, наличие покупательского спроса. Краткая характеристика отдельных отраслей. Ведущей отраслью общего машиностроения является станкостроение.Около двух третьей его продукции приходится на пять стран-производителей:Японию, Германию, США, Италию, Россию. Крупнейшей отраслью машиностроениястало автомобилестроение. Оно во многом определяет состояние экономикикрупнейших развитых стран, так как, во-первых, является важной экспортнойотраслью, во-вторых, к нему «привязаны» многочисленные поставщикипластмасс, резины, стекла и т.д. За 50 лет выпуск автомобилей увеличился в5 раз. При этом 70% приходится на легковые автомобили. Ведущим странам поих производству является Япония, США, Германия, Франция, Испания, Италия,Великобритания, Россия, Республика Корея. В мире ежегодно производится около 50 млн. легковых и грузовыхавтомобилей. Законодателями мод в мировом автомобилестроении выступаютЯпония и США, производящие примерно по 8-10 млн. автомобилей в год. К числукрупнейших автомобильных фирм мира принадлежат «Дженерал моторс», «Форд»,«Крайслер» (США), «Тоёта», «Нисан», «Хонда» (Япония), «Фольксваген»(Германия), «Фиат» (Италия), и др. Размещение крупных автозаводов обычно «кустовое» – в центренаходится головной завод, вокруг него более специализированные предприятия,в том числе поставщики резины, стекла, пластмасс, красителей. Такие «кусты»предприятий имеются вокруг Детройта (США), Вольфсбурга (Германия), НижнегоНовгорода (Россия) и т. д. Повышается роль развивающихся стран в выпуске бытовой ирадиотехники. Лидирующее положение наряду с Японией, США, Германиейзанимают Гонконг, Республика Корея, Малайзия, Сингапур, Бразилия. В мировом (невоенном) судостроении ведущие позиции занимают Японияи Республика Корея. В то же время многие «вчерашние» лидеры (США,Великобритании, Германия, и др.), по сути, свернули свое судостроение,переключившись главным образом на судоремонт. Очень важную роль в машиностроительном комплексе мира играют такжедругие отрасли транспортного машиностроения (вагоностроение,самолетостроение), производство технологического оборудования дляпромышленных предприятий, станкостроение и т. д. Главные регионы машиностроения В целом мире сложились четыре крупных региона машиностроения:Северная Америка, Зарубежная Европа, Восточная и Юго-Восточная Азия, СНГ. Первый регион машиностроения – Северная Америка, где производятсяпрактически все виды машиностроительной продукции, от самой высокой досредней и низкой степени сложности. Среди отраслей машиностроение быстрее других растутэлектротехническая, радиоэлектронная, самолето и ракетостроительная. Так,производство элкетронно-вычелительных машин за последние 10-15 летувеличилась в несколько раз, и теперь США производит две третьей всех ЭВМ вМире. Электротехнические и электронные предприятия размещаются в крупныхгородских агломератах, где много квалифицированной рабочей силы. Станкостроение и производство заводского оборудования по-прежнемуконцентрируются в городах Приозерья и северо-восточного побережья США.Заводы Юга и Запада получают станки и оборудования с Севера. Из отраслей транспортного машиностроения особенно большое развитиеполучили автомобиле и самолетостроение. Автомобилестроение – национальнаяотрасль промышленности США. Здесь впервые начался массовый выпускавтомобилей, и теперь каждый работающий американец производит илиобслуживает автомобили. Эта отрасль отличается высокой производственной итерриториальной концентрацией: большая часть заводов построено в штатеКалифорния. Этот же штат занимает первое место в стране по самолето иракетостроению. Второй регион – зарубежная Европа. Западная Европа является историко-географическим регионом, входящимв регион Зарубежная Европа. В мировой торговле на нее приходится околополовины суммарного оборота. «Лицом» Западной Европы в международном географическом разделениитруда является промышленность, и в первую очередь ее ведущая отрасль –машиностроение. На эту отрасль приходится около одной третьей стоимостивсей промышленной продукцией. Машиностроение Западной Европы представленомножеством подотраслей. Здесь выпускаются практически все видымашиностроительной продукции, особо выделяется производство станков,оптики, электроники и радиоэлектроники, автомобилей. Экономическая и политическая погода в Западной Европе делается введущих странах, входящих в «большую семерку»: Германия, Франции,Великобритании, Италии; лидирующее положение среди них имеет Германия. В международном разделении труда лицо Германия определяет, преждевсего, развитое машиностроение. Монополистическая элита страны – этоконцерны новых отраслей – не только автостроение, но и аэрокосмическаятехника, «Фольксваген», «Сименс» (электроника), «Дойче телеком»(информационная техника) и др. Великобритания. В самой крупной отрасли британской промышленности –машиностроении – работает одна четвертая всех занятых в обрабатывающейпромышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Около однойтретьей капитала, затрачиваемого на производство транспортных средств,принадлежит американским компаниям, которые закрепились на британскихостровах после 2-ой мировой войны. Предприятия этой отрасли, имеютсяпрактически во всех районах и в большинстве городов Великобритании. Первымкрупным районам автомобилестроения стал Западный Мидленд с центром вБирмингеме. Этому способствовало его центральное положение, котороеоблегчало не только получение деталей и вспомогательных материалов отрасположенных вокруг многочисленных предприятий, но и сбыт готовойпродукции на внутреннем и внешнем рынке – через Ливерпуль и Лондон. Вторымрайоном автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде,Лутоне и Данемеге), где имелись в избытке рабочие руки. Одна из наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения –самолетостроение. Доминирует здесь одна крупная государственная фирма –«Бритиш айрспейс». По выпуску самолетов Великобритании уступает в зарубежном миретолько США. Она выпускает около 22 типов машин: военные, пассажирские,грузовые и несколько типов самолетов небольших размеров для специальныхцелей. К растущим и развивающимся производствам относятся электротехника,занимающая 2-ое место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числузанятых. Господствует в электротехнике несколько крупных компаний.Продукция «тяжелой» электротехники – электромоторы, мощные генераторы,трансформаторы и турбины. Они производятся практически одной крупнейшеймонополией – «Дженерал электроник», с которой слились две другиеэлектротехнические фирмы – «Инглиш электрик» и «Ассошиэйтедэлектрикалиндастриз». Особенно быстро развивается электроника. Однако число рабочих местна предприятиях электронной промышленности растет довольно медленно. ВВеликобритании прочно обосновались американские корпорации электроннойпромышленности. Франция. Наряду с Германия и Великобританией крупную роль в мировойэкономике и международных отношениях играет Франция. Высокоразвитаяпромышленность этой страны занимает передовые позиции в мире в атомнойэнергетике, в некоторых видах транспортного машиностроения, химическойпромышленности. Она заметно уступает промышленности США, Япония, Германия.Крупнейшие индустриальные центры – Париж, Марсель, Гавр, Дюнкерк, Лилль,Страсбург, Нант, Тулуза. Особое положение в Западной Европе занимают так называемые малыестраны. Их всего 13 (не считая карликовых государств Лихтенштейна, Монако идр.): Австралия, Бельгия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Люксембург,Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Швейцария и Швеция. Иногда кним относят Испанию. Несмотря на то, что удельный вес каждой из этих стран в мировойэкономике сравнительно невелик, взятые в совокупности, они представляютмощную силу. Их доля в промышленном производстве Западной Европы составляетоколо 30%, а во внешней торговле – 40%. Большинство из них имеетвысокоинтенсивное сельское хозяйство. Особенно внушительны позиции малых стран Европы в производствеоборудования, станкостроении, судостроении, электротехнической. Восточная Европа включает Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию,Болгарию, Словению, Хорватию, Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину,Македонию, Албанию, а также Литву, Латвию и Эстонию. Польша – самая крупная из этих стран по экономическому потенциалу.Машиностроение здесь, достигло высокого уровня, однако, оно отличаетсяповышенной металлоемкостью. Здесь производят машины и оборудование дляпромышленности, строительства и сельского хозяйства, развито такжетранспортное и тракторостроение. По большинству видов производимой в этойотрасли продукции Польша занимает лидирующие места в Европе. Особое место вмашиностроении Польши принадлежит судостроению – отрасли международнойспециализации. В Польше производят суда различных типов и назначения. Быстро развивается электротехническая промышленность, в т. ч.производство бытовой техники. Главные центры машиностроения: Варшава,Лодзь, Вроцлав, Познань, Гданьск, Быдгощ. В Чехии (Прага, Пльзень, Брно и др.), машиностроение наиболееразвито. Оно поставляет на внешний рынок станки, комплектное оборудованиедля предприятий, вычислительную технику, бытовые приборы и т. п. Третий регион – Восточная и Юго-восточная Азия, в котором лидируетЯпония. В него входят и «азиатские тигры», специализирующиеся прежде всегона выпуске бытовой электронике, и Китай. Япония (столица – г. Токио) – островное государство в Тихом океанеу восточных берегов Евразии. Она занимает архипелаг Японских островов,наиболее крупные из них: Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо. Япония – один из«экономических столпов» современного мира. Свидетельства бурного роста, разносторонности и высокоготехнического развития японского машиностроения можно найти почти в любомуголке земного шара. Суда, построенные на японских верфях, бороздят водывсех океанов. Японские фотоаппараты, транзисторные приемники и швейныемашины завоевали репутацию изделий самого высокого класса, и спрос на нихна мировом рынке очень велик. Японские автомобили, автобусы, грузовики и железнодорожныйподвижной состав осуществляют перевозки на дорогах 5 континентов планеты.Электрогенераторы, сделанные в Японии, обеспечивают светом и энергией домаи промышленные предприятия в Азии, Африке, Австралии, в Северной и ЮжнойАмерике. Японское прядильное и ткацкое оборудование является базой развитиятекстильной промышленности во многих странах Азии и других континентов. Производство электрических аппаратов представляет собой наиболеебыстрорастущую отрасль машиностроения. Фантастически быстрый рост этойотрасли определяется тем, что для развивающейся страны нужны были мощныеэлектроагрегаты, а также тем, что очень быстро рос спрос на бытовыеэлектроприборы. Электрические аппараты, включая продукцию электроннойпромышленности, направляются на экспорт, в основном, в Северную Америку,Азию и Европу. Одним из основных достижений японского машиностроения запоследние годы явился феноменально быстрый рост производства изделийэлектронной промышленности. Такие изделия электронной промышленности, кактелевизоры, магнитофоны, радиоприемники, стереофонические радиолысоставляют 46,7% общего выпуска продукции. Китай – великое древнее государство. Современный Китай – КитайскаяНародная Республика (столица – г. Пекин) – занимает третье место в мире поразмерам территории (9,6 млн. кв. км.) после России и Канады. Машиностроение отличается разнообразием выпускаемой продукции,причем преобладают не специализированные, а универсальные предприятия,которые размещены рядом с крупными городами, металлургической базой иморскими портами. Уровень используемой КНР техники и технологии пока неочень высок, имеется много изношенного оборудования, все еще низкапроизводительность труда. Однако в последние годы в результате проводимойэкономической реформы КНР добилась заметных успехов в изготовлении бытовойэлектроаппаратуры, приборов, ЭВМ, новейших средств связи и т.д. Широкоераспространение получили предприятия с привлечением иностранного капитала. Главные центры машиностроения – Шанхай, Шэньян, Тань-цзинь, Харбин,Пекин, Лоян, Чанчунь и др. Группа новых индустриальных стран Азии, состоит из двух «эшелонов».К первому из них было принято относить Республику Корею, Сингапур, Тайваньи Гонконг, которые из-за осуществленного ими быстрого экономического скачкастали называть четверкой «азиатских тигров» (или «драконов»). Затем ихпримеру последовали еще три страны – члены АСЕАН, образовавшие как бы«второй эшелон» НИС Азии, - Малайзия, Таиланд и Индонезия. В 70-80-х гг. произошла перестройка экономики этих стран по образцуяпонской модели. В них возникла крупная автомобильная,нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, судостроительная и особенноэлектротехническая и электронная промышленность; ежегодно здесь выпускаютдесятки миллионов радиоприемников, телевизоров, магнитофонов,видеомагнитофонов. «Экономическое чудо» этих стран объясняется как активностью местныхбизнесменов, так и тем, что ТНК избрали их в качестве важной сферыприложения своих капиталов, ориентируясь, прежде всего на выгоды их ЭГП иисключительно выносливую, дисциплинированную и в то же время относительнодешевую рабочую силу. Но почти вся наукоемкая, да и другая продукцияпредназначена для сбыта на рынках стран Запада. Тайвань вышел на одно из первых мест в мире по экспорту мониторов,кинокамер, швейных машин; Республика Корея – судов, телевизоров, магнитныхдисков; Малайзия – кондиционеров, электронных компонентов и т. д. Навнешнем рынке промышленная продукция этих стран обладает высокойконкурентоспособностью. Четвертый регион – Содружество Независимых Государств (СНГ). ДляРоссии, Белоруссии и Украины, входящих в этот регион, машиностроение – однаиз главных отраслей международной специализации. В машиностроении Белоруссии ведущее место занимает авто итракторостроение (Минск, Жодино, Могилёв) и станкостроение (Минск, Витебск,Гомель). Развито – приборостроение и радиоэлектроника. Главные отрасли машиностроения Украины: тяжелое машиностроение,автомобиле -, вагоно-, судостроение, сельскохозяйственное машиностроение,станкостроение, приборостроение (Киев, Донецк, Запорожье, Днепропетровск). Сегодня в России существует около 48 тыс. заводовмашиностроительной отрасли. На российских предприятиях производят восновном отдельные детали и узлы машин и механизмов, которые поступают наголовные заводы, где из них собирают уже готовые изделия. На многихмашиностроительных заводах изготавливают запасные части или узлы дляремонта уже работающих машин, поломка которых совсем не редкость. Этоосвобождает от необходимости изготавливать на головном заводе абсолютно вседетали и узлы, которые нужны для производства готовой продукции. Машиностроение выпускает самую разную продукцию: и шагающийэкскаватор весом в тысячи тонн, и почти невесомые, по сравнению с ним,ручные часы. Объём производства готовых изделий тоже разный: легковыхавтомобилей, например, выпускают сотни тысяч, а баллистических ракет –всего несколько штук в год. Российское машиностроение подразделяется на энергетическое,авиационное, транспортное, сельскохозяйственное. Энергетическое машиностроение производит различное оборудование дляэлектростанций, а также двигатели для морских и речных судов и др. Такиегигантские и сложные изделия как паровые котлы, весом тысячи тонн и высотойс 10-ти этажный дом выпускают Белгородский, Таганрогский и Бийскийкотельные заводы. Турбины и генераторы, требующие трудавысококвалифицированных рабочих и инженеров, и уникального оборудованияпроизводят в Санкт- Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Заводы поизготовлению реакторов для АЭС находятся в Санкт-Петербурге и Волгодонске. Авиационное машиностроение выпускает технику самого высокогокласса. Авиационная техника оснащена различными приборами, имеетэлектронные устройства, которые помогают управлять летчику машиной,ориентироваться в пространстве, использовать систему вооружения. В мирешироко известны российские фирмы «Сухой», «Миг», «Бериев», «Туполев»,«Камов», «Миль», «Ильюшин». Центры самолетостроения в Казани, НижнемНовгороде, Самаре, Саратове, Комсомольске-на-Амуре, Новосибирске, Иркутске,Улан-Удэ, Таганроге. Транспортное машиностроение имеет для нашей страны стратегическоезначение. Производство автомобилей в отечественном транспортноммашиностроении занимает первое место. В столице разместились два завода –«Москвич» и «ЗИЛ». В Поволжье – заводы-гиганты в г. Тольятти, Ульяновске,Набережных-Челнах, Горькове. Промышленные автобусы выпускают в Павлове (наОке), вездеходы - в Заволжье и Арзамасе, самосвалы - в Саранске. Крупнейшиецентры морского судостроения – Санкт-Петербург, Выборг, Северодвинск,Комсомольск-наАмуре, Астрахань. Морские и речные суда производят вРыбинске, Зеленодольске, Волгограде, Навашине, Городце. Сельскохозяйственное машиностроение ориентированно на производстветехники для больших коллективных хозяйств (колхозов). В России многотракторных заводов, которые производят почти все известные типы тракторов.Самые мощные колесные тракторы «Кировец» изготовленные на Кировском заводев Санкт-Петербурге, а самые маленькие – во Владимире. Ведущее место в электронном машиностроении принадлежит Москве имосковской области, Зеленограду, Санкт-Петербургу, Пскове, Новгороде,Саратов, Уфа, Пермь, Ижевск, Новосибирск, Красноярск, Владивосток. ЛИТЕРАТУРА География 10 и 11 классы. Е. Ю. Мишняева («Аст-прессшкола» 2002г.) География 10 класс. В. П. Максаковский («Просвещение»2000г.) Экономическая география 10 класс. Ю. Н. Гладкий(«Просвещение» 2002г.) Энциклопедия для детей, том 13. М. Е. Аксенова («Аванта +»1999г.)