страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
«Миражная интрига» в комедии Гоголя «Ревизор» это целое море страха. Ю. Манн Главное - страница №1/1
![]() «Миражная интрига» в комедии Гоголя «Ревизор» «Ревизор» - это целое море страха. Ю.Манн Главное действующее лицо драматического творения есть центр пьесы. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около Солнца И.Кронеберг (цитируется по книге Ю.Манна «Поэтика Гоголя») I.Организационный моментII.Работа по теме урока1.Объяснение целей и задач урока 2. Работа в тетрадях. Запись темы урока и эпиграфов. 3. Слово учителя:
4. Словарная работа №1
внешних условиях жизни)
5. Слово учителя
III.Детальное рассмотрение первой фразы Городничего
а) Какой фразой начинается комедия? (Уже современники писателя отметили чрезвычайную стремительность и емкость фразы) б) Что же делает эту фразу такой волшебной? Подумаем вместе. Ролевая игра «ситуация ревизора»
в) Какую же реакцию вызывает эта фраза? Ещё её называют ключевой, запускающей. г) Объясните причины страха чиновников по составленной таблице.
Музыка передаёт пляску гномов, которая, начавшись в достаточно спокойном темпе, постепенно становится все неистовее и неистовее. Внезапно слышны мощные удары, напоминающие удары посоха горного короля, гномы на секунду застывают, но тут же их пляска возобновляется в ещё более безудержном ритме. Разгневанный король опять ударяет посохом в пол, повергая гномов в ужас и оцепенение. Попытки вновь начать лихорадочную пляску вызывают страшную ярость горного короля, удары посоха буквально сотрясают все подземное королевство, и наступает тишина. IV Своеобразие композиции I и V действий комедии. «Ревизор» начинается с такого удара фразы Городничего, после минутного окаменения всё приходит в какое – то судорожное и лихорадочное движение. Страх ускоряет это движение, удесятеряет силы: «Успеть, успеть, успеть!» - но тут же следующий удар: сообщение Бобчинского и Добчинского о том, что ревизор уже здесь! Опять минутное оцепенение и замешательство – опять энергия действия, невиданная по силе. Успеть уже ничего нельзя – и одновременно успеть нужно многое. Только теперь точка приложения сил изменилась: не приводить в порядок город, а «брать ревизора». Забегая вперёд, скажу вам, что симметричное построение мы найдем в последнем действии комедии, где первым ударом станет сообщение Почмейстера о перехваченном письме Хлестакова, а вторым, заключительным, фраза –удар Жандарма о ревизоре, после чего наступает окончательное окаменение - Мы с вами вплотную подошли к понятию «миражная интрига». Но теперь самое важное – надо поговорить о её носителе – Хлестакове.
V. Образ Хлестакова – главного носителя «миражной интриги»1). Выступление, подготовленное учащимся 2). Слово учителя а) При появлении Хлестакова мираж материализуется. б) Гоголь неоднократно настаивал на том, что Хлестаков – главный герой. в) Постановка этого персонажа в центр комедии и придаёт всей пьесе фантастический, даже фантасмагорический характер. Я – директор. Я – генерал. Я-главнокомандующий. Я-везде,везде,везде и т.д. г) Но почему же он главный?
Запись на доске, а ребята в тетрадях: «Главное лицо драматического творения есть центр пьесы. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около Солнца»
5). Слово учителя Да, он центр вселенной – но ненастоящий, иллюзорный, мнимый. Он – пустота, принятая за центр. Понятие о «миражной интриги» заключается в превращении Хлестакова в значительное лицо, т.е. в наполнении пустоты вымышленным содержанием. 6). Словарная работа №3 – «интриган» VI. Обобщающий вывод по теме урока
Итак, в центре комедии оказывается человек, который менее всего способен вести активную игру. За всем действием, всей интригой ощущается большой «нуль», поставленный в привычную для героев и зрителей позицию «единицы». Именно в этой постановке и проявляется «миражная интрига». Он специально поставлен в центр пьесы, он не догадывается о положении, в котором он оказался, и поэтому не пытается извлечь выгоду.
3.Викторина VII. Домашнее задание |