Министерство здравоохранения Челябинской области - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
И. о. Министра здравоохранения Челябинской области 1 48.18kb.
Vi межвузовская студенческая ассамблея 10 декабря в развлекательном... 1 18.87kb.
Министерство здравоохранения Архангельской области 1 73.97kb.
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области 2 713.85kb.
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области 1 373.63kb.
Министерство здравоохранения республики беларусь 2 508.94kb.
Источниковая база Объединённого государственного архива Челябинской... 1 119.11kb.
Акт предпроектного обследования Данные для создания телекоммуникационной... 1 171.24kb.
Министерство здравоохранения и социального развития 1 126.54kb.
Министерство здравоохранения и медицинской промышленности 51 10440.53kb.
Министерство здравоохранения республики беларусь 12 4268.63kb.
Исследовательская работа: " Изобретение и дальнейшая "жизнь" шариковых... 1 31.83kb.
- 4 1234.94kb.
Министерство здравоохранения Челябинской области - страница №1/2



Министерство здравоохранения Челябинской области

Министерство образования и науки Челябинской области
ГОУ ДПО «Уральская государственная медицинская академия дополнительного образования Росздрава»

ГОУ ВПО «Челябинская государственная медицинская академия Росздрава»

ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Институт психологии, кафедра специальной и клинической психологии

Областная клиническая специализированная психоневрологическая больница №1


Гелототерапия в практике пограничных психических расстройств

(методические рекомендации)


Челябинск – 2009

Методические рекомендации составлены доцентом кафедры клинической и специальной психологии ЧелГУ, кандидатом медицинских наук, врачом психиатром-психотерапевтом А.В. Скутиным (патент на изобретение № 2357764, от 10/06/2009), совместно с:

- заведующей кафедрой кафедры детской и подростковой психиатрии, медицинской психологии с курсом наркологии ГОУ ДПО «Уральская государственная медицинская академия дополнительного образования Росздрава» доктором медицинских наук, профессором Е.В. Малининой,

- заведующей кафедрой психиатрии, наркологии с курсом психотерапии ГОУ ВПО «Челябинская медицинская академия», доктором медицинских наук, профессором И.В. Шадриной,

- заведующей кафедрой специальной и клинической психологии, Института психологии, ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет», доктором медицинских наук, профессором О.С. Колосовой.

В методических рекомендациях подробно изложены вопросы истории возникновения и особенности применения гелототерапии (смехотерапии) в практике пограничных (в том числе невротических) расстройств.

Рекомендации предназначены для врачей-психиатров, психотерапевтов, наркологов, психологов-практиков, студентов психологических факультетов и медицинских вузов.

Рецензент:

Доктор медицинских наук, заведующая 27 клиническим отделением (отделение неврозов и пограничных состояний) ОКСПНБ №1 И.Н. Мороз.

Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры специальной и клинической психологии.

Протокол № 11 от 30 июня 2009 г.

Заведующая кафедрой, профессор, д.м.н. _______________ О.С. Колосова

(подпись)

СОГЛАСОВАНО


Директор Института психологии и педагогики ЧелГУ,


профессор, д.п.н. _______________ С.А. Репин

(подпись)

Инструкция по применению новой медицинской технологии

– гелототерапии.

Методика гелототерапии (смехотерапии) рекомендуется для применения в психиатрической, психотерапевтической практике, а также практике психологического консультирования с целью профилактики возникновения широкого круга пограничных (в том числе невротических) расстройств.

Данная технология предназначена для врачей, специалистов в области психиатрии, психотерапии, а также практических психологов. Методические рекомендации будут полезны также студентам психологических факультетов и медицинских вузов. Методика не имеет сложностей в освоении.


Показания к использованию медицинской технологии:
Гелототерапия показала свою эффективность при коррекции разнообразных пограничных (в том числе и невротических) расстройств: различные расстройства адаптации (шифры с F43.20 по F43.23), в том числе в виде кратковременной (F43.20) и пролонгированной депрессивных реакций (F43.21), ипохондрический невроз (F45.2), конверсионное расстройство (F44.8, F44.9), невротическое состояние (F48.0), ипохондрическое и истеро-ипохондрическое развитие личности (F60.8), соматоформные расстройства (F45.8), диссоциативная фуга (F44.1), диссоциативный ступор (F44.2), диссоциативные припадки (F44.5), смешанные диссоциативные расстройства (F44.7), дистимия (F34.1), рекуррентное депрессивное расстройство, текущий эпизод (F33.01) и рекуррентное депрессивное расстройство в стадии ремиссии (F33.40) и прочее.

Способ не имеет возрастных ограничений, может быть использован не только пациентами, страдающими пограничными (в том числе невротическими) расстройствами, для лечения, но и практически здоровыми людьми для профилактики невротических расстройств.


Противопоказания:

в ходе проведённых клинических испытаний (2001-2009г.г.) выявлено абсолютное противопоказание к гелототерапии (смехотерапии) – все психические расстройства в остром и подостром периоде (М.Д.П., шизофрения, эпилептический психоз, органический психоз, интоксикационный психоз, соматогенный психоз, индуцированный психоз, инфекционный психоз, алкогольный делирий и пр.).

Однако, как следует из зарубежных исследований, имеются также относительные противопоказания, это:

1) Состояние беременности. Беременным женщинам смеяться можно и нужно, поскольку это полезно не только им, но и ещё не родившимся детям, иммунитет которых значительно укрепится. Тем не менее, беременные женщины не должны подвергать себя приступам затяжного смеха.

2) Все послеоперационные состояния.

3) Заболевания глаз, и, прежде всего, те заболевания, где нарушено слёзоотделение (дакриоаденит, болезнь Микулича, синдром сухого кератоконъюктивита, каналикулит), так как очень часто смех бывает «со слезами». Смех здесь должен быть весьма умеренным.

4) Паховые и пупочные грыжи.

5) Если человек болен туберкулезом, хроническим бронхитом и другими заболеваниями, которые связаны с выделением мокроты, он должен позаботиться о том, чтобы, смеясь, не заразить окружающих.



Материально-техническое обеспечение
Заявленный способ психотерапии невротических расстройств может быть использован в любом специализированном медицинском или спортивном учреждении, клубе здоровья и т.п., где имеется достаточное место для занятий с пациентами, входящими в группу, чтобы поставить стулья, расстелить коврики, поиграть с мячом и провести другие подвижные и креативные техники.

Таким образом, заявленный способ психотерапии невротических расстройств соответствует критерию «промышленная применимость».

Способ не требует специального дорогостоящего оборудования и может использоваться в комплексной практике лечения пограничных (невротических) расстройств.
«Блаженны смеющиеся,

ибо они освещают землю и питают сердца»

Анхель де Куатье
Одним из активно используемых нами современных видов психотерапии, является гелототерапия. Этот метод показал ранее свою эффективность в лечении невротических расстройств на базе 27 клинического отделения ЧОКПНБ №1, 2001- 2009 (с разнообразными пограничными психическими расстройствами), а также школе №123 г. Челябинска, 2008 (у практически здоровых старшеклассников), Госпитале ветеранов войн ОКБ №1, 2009 (у участников локальных конфликтов с диагностированными ПТСР), как в групповых, так и в индивидуальных сессиях.

Открытые в середине 60-х гг. XX века Уильямом Фраем и Ли Бёрком (см.http://www.nevizv.ru/print/22279) терапевтические свойства смеха привели к возникновению целой отрасли медицины, названной гелототерапия. Её элементы используются сегодня во многих отраслях медицины.

Так, в детских онкологических центрах Германии и Голландии с недавних пор бюджет предусматривает регулярное приглашение клоуна. Во многих городах Западной Европы и Северной Америке существуют «смехосеминары» и «группы смеха», сеансы «смехомедитации».

Выдающийся английский врач XVII века Томас Сиденгам говорил так: «Смех благоприятствует пищеварению, кровообращению, испарению и ободряет жизненную силу во всех органах. Прибытие паяца в город значит для здоровья жителей гораздо больше, чем десятки мулов, нагружённых лекарствами».

Доказано, что психосоматические заболевания (язвенная болезнь, бронхиальная астма, колит и др.) вызваны тем, что человек не даёт выхода эмоциям, а как известно, смех исцеляет, поэтому здесь гелототерапия как нельзя более уместна.

Как следует из проведённых исследований гелототерапия может быть рекомендована как одна из эффективных психотехник (экономический эффект составил 2,5 койко-дня).

«Умный смех – превосходный возбудитель энергии»

М. Горький

«Смех рождает бодрость»

Л. Толстой


История возникновения гелототерапии
В настоящее время исследованием сложных биохимических и нейробиологических процессов, известных непосвящённым под названием «смех», занимается отдельная отрасль науки – гелототерапия (от лат. «гелотос» - «смех»).

В смехе и связанных со смехом ритуалах, которые до сих пор существуют в некоторых культурах народов Севера и юго-восточной Азии, очень много языческого. Именно поэтому в христианстве сложились напряжённые отношения со смехом. Например, в годы инквизиции публичный хохот мог иметь более чем серьезные последствия, поскольку считался рвущимся из человека голосом дьявола. Христианские теологи вели дискуссии на тему «Смеялся ли Христос хоть раз в жизни» и пришли к выводу, что «нет, не смеялся» - по крайней мере, ни у одного из Евангелистов об этом не упоминается. Плакать плакал, а вот о смехе Спасителя ничего не известно. Поэтому слёзы и плач стали считаться благими и очистительными, а смех – безбожным и греховным. Лишь в эпоху Возрождения некоторые из художников позволили своим мадоннам и их младенцам мимолётную улыбку. Реабилитация смеха произошла достаточно интенсивно, это различная «смеховозбуждающая продукция»: телевизионные комик-шоу, комедийные сериалы и выступления юмористов. Социологи говорят даже о «девальвации смеха».

Первыми исследователями в области гелотологии в середине 60-х годов прошлого века были два американца – Ли Бёрк и Уильям Фрай. Оба были студентами, жили в коммунах; смеялись часто и много, что и натолкнуло их – совершенно независимо друг от друга – на идею заняться исследованием смеха. Уильям Фрай рассказывал товарищам по медицинскому факультету анекдоты и делал анализ крови до, во время и после смеха. Результаты обнадёжили: в крови резко увеличивалось количество антител, сопротивляемость организма существенно повышалась.

Независимо от них, несколько позже, в 70-е годы прошлого века американский журналист Норман Казинс, страдавший неизлечимой болезнью соединительной ткани (коллагеноз), вылечил себя с помощью непрерывного многодневного комедийного марафона. Позже он основал кафедру изучения целительных свойств смеха.

«Один день счастья позволяет человеку

забыть обо всех его несчастьях»

Восточная мудрость
Научное обоснование проведения гелототерапии
Что представляет собой физиологически акт смеха? Поднимается диафрагма, резко сокращается дыхательная мускулатура, а выдыхаемый воздух вырывается из лёгких со скоростью, приблизительно, до 100 км в час. Из гортани раздаются нечленораздельные звуки в ритме стаккато. Смех бывает так глубок и заразителен, что лицо краснеет, а глаза наполняются слезами. От хохота не только учащается пульс, ускоряется дыхание, выступает пот и слёзы; во время смеха в кровь выбрасываются «гормоны счастья» - эндорфины. Одновременно тормозится выработка гормонов стресса – кортизола и адреналина. Выделяющиеся в процессе смеха эндорфины оказывают также мощное расслабляющее действие на мускулатуру, так что человеку становится всё сложнее держать их в напряжении, именно поэтому маленькие дети иногда и впрямь падают на пол от смеха. Уильям Фрай и Ли Бёрк доказали, что между определяемой мозгом эмоцией радости и гримасой под названием «улыбка» существует не только прямая, но и обратная связь: если человек искусственно заставил себя поднять уголки губ – в мозгу активизируется участок, отвечающий за положительные эмоции. Таким образом, наше настроение находится в наших руках в куда большей степени, чем мы сами это, быть может, предполагаем.

В работах Ю.В. Урываева, А.Л. Рылова (1986), говорится, что центры смеха расположены в правой части лобных долей головного мозга и непосредственно связаны с центрами речи. Доминирование правого полушария мозга, его префронтальной коры, предопределяет ориентированность на юмор.

В процессе смеха задействуется 80 групп мышц. Сам смех – как минимум дыхательное упражнение. Уильям Фрай рассматривает смех, прежде всего как особый способ дыхания, при котором вдох продлевается и становится более глубоким, а выдох, напротив, укорачивается, но при этом интенсивность такова, что лёгкие полностью освобождаются от воздуха. По сравнению со спокойным состоянием газообмен ускоряется в 3-4 раза. Многие люди дышат неправильно: открытым ртом и без пауз. Их дыхание поверхностно, оно ведёт к респираторному алкалозу, что в свою очередь вызывает нервно-мышечную возбудимость. Такое состояние характерно для нерешительных, робких людей, которых мучают различные страхи. Дыхание во время смеха – правильное дыхание, оно помогает бороться с алкалозом, преодолевать чувство страха.

Американские учёные подтвердили рядом научных исследований, что существует связь между активностью лицевых мышц и кровоснабжением головного мозга: когда человек смеётся или хотя бы улыбается, поток крови к мозгу усиливается, он получает больше кислорода. Это положительно сказывается и на эмоциональном состоянии.

В период проведения групповой гелототерапии заслуживает внимания усиление кровоснабжения головного мозга в связи с сокращением мышц лица, а также положительное влияние на сердечно-сосудистую систему в целом. Последнее может быть объяснено с позиции концепции о моторно-висцеральных рефлексах М.Р. Могендовича (1957, 1971).

С позиций М.Р. Могендовича (1957), А.С. Старицина (1973), проприоцепция является ведущей афферентацией в регулировании уровня деятельности и трофики внутренних органов, в особенности при высокой активности организма. Если пусковым раздражителем моторных актов является чаще всего тот или иной внешний экстероцептивный фактор, то вызванное им движение, возбуждая проприоцептивные импульсы, вторично определяют сдвиги вегетативных функций. Чрезвычайно важна при этом динамика центрального аппарата взаимодействия, выражающаяся в том, что корковый конец моторного анализатора, благодаря обилию структурных связей, обладает ведущим влиянием на функции других отделов головного мозга, в том числе на гипоталамус и ретикулярную формацию. Именно к моторному анализатору сходятся все корковые афферентации, то есть не только проприоцепция, но и все остальные – экстероцепция и интероцепция. Этим определяется сопряжённая роль моторики в отношении висцеральных функций. И.П. Павлов (1951) называл моторный анализатор самым сильным в коре головного мозга, а А.А. Ухтомский (1978) говорил о «моторном стержне», доминирующем в организме. Все анализаторы могут функционировать друг без друга, но есть один, который включается непременно в деятельность всех других. Это именно проприоцепция, так как мышцы реагируют не только на то, что происходит внутри организма, но и во внешней среде. В организме моторный анализатор является ведущим – это основное положение теории М.Р. Могендовича (1971).

Учёные из университета Лос-Анджелеса исследовали влияние смеха на здоровье. Группе детей было предложено держать руки в холодной воде (+10°) так долго, как они смогут. В среднем дети выдержали 87 секунд. Однако, если им показывали комедии, дети могли терпеть эту неприятную процедуру в течение 125 секунд, то есть в полтора раза дольше. Интересно, что у смеющихся детей пульс, артериальное давление и частота дыхания изменялись меньше, а уровень гормона кортизола в слюне свидетельствовал о лучшей переносимости стресса. Американские учёные, проводившие исследование, полагают, что смех стимулирует иммунную систему организма и защищает от стрессов. На втором этапе этого исследования, рассчитанного на семь лет, медики планируют изучить эффект от гелототерапии у больных СПИДом и раком.

Учёные предупреждают, что очень важно не нарушать связь между процессом смеха и эмоциональными реакциями, иначе это может привести к неконтролируемым взрывам хохота, потому в отношении смеха действует правило: «всё хорошо в меру».

Понимание смеха как своеобразного упражнения, лежит в основе гелототерапии. Участники групповых занятий поначалу разучивают «дыхание животом», чтобы активизировать диафрагму – главную мышцу, участвующую в дыхании. После этого приступают к изучению рефлекторного смеха. Каждое занятие продолжается в среднем 1,5 – 2 часа. Эффект весьма впечатляющий: пациенты после упражнения в смехе не только лучше чувствуют себя физически, но и ощущают душевный подъём. Смех меняет ритм сердцебиения, который сначала учащается, а затем снижается. После продолжительного смеха снижается кровяное давление. В конце концов, постепенно расслабляется и мускулатура тела. Уильям Фрай утверждает, что смех в течение 27 секунд, по воздействию на сердечно-сосудистую систему, равен трёхминутной гребле.

В гелототерапии используется четыре принципа.

1. Принцип исследовательской позиции (участники открывают свои собственные ресурсы).

2. Принцип активности (чем больше делятся знаниями, тем больше пользы).

3. Принцип объективации (осознание поведения).

Поведение участников переводится с импульсивного на объективизированный уровень. Универсальным средством объективации является обратная связь.

4. Принцип партнёрского общения (субъект - субъектного).

Важен при этом учёт интересов других участников взаимодействия, их чувств, эмоций, переживаний; признаётся ценность личности другого человека.

В ходе занятий пациенты активно включались в жизнь отделения, помогали медперсоналу, становились синтонными, более внимательными и отзывчивыми к проблемам своих соседей по палате.

«Несчастья подобны тучам,

закрывающим дневной свет…

но вот подул ветер,

и солнце вновь дарит нам свои лучи»

Восточная мудрость


Этапность в проведении гелототерапии
На начальных этапах развития гелототерапии работа осуществляется в социально-перцептивном направлении, с ориентацией на групповые принципы: доверия друг к другу, взаимного принятия, искренности, отсутствия оценочных суждений. Подобный подход является общим для разнообразных психокоррекционных групп с гуманистической ориентацией.

В отличие от многих психотерапевтических способов данная методика не директивна, используется более мягкий и лояльный, игровой подход к пациентам. С помощью гелототерапии успешно проводится коррекция разнообразных пограничных (в том числе невротических) расстройств.

Установлена целесообразность поэтапного интегрирования дыхательной смехотерапии (своеобразного пневмокатарсиса), в суггестивную психотерапию (смехомедитация) с последующим выходом на психодинамические и креативные психотехники и завершающим этапом в виде смешных историй, анекдотов, смешных афоризмов, вопросов, загадок и частушек.

Данный вид психотерапии осуществляется в 4 этапа, ежедневно, курсом не менее 9-10 сеансов, при этом на первом этапе лечения проводятся дыхательные упражнения, либо в виде рефлекторного смеха, либо в виде контрарного дыхания. На втором этапе проводится смехомедитация, представляющая собой вхождение в состояние сосредоточенности с последующим искусственным растягиванием губ в улыбку. На третьем этапе выполняют психодинамические упражнения, направленные на развитие интеллекта и креативности, сопровождаемые мимикой и пантомимикой, на четвёртом этапе рассказывают смешные истории, анекдоты, афоризмы, загадки для создания и закрепления стойкого лечебного плато, причём, время, затрачиваемое на каждый последующий этап, постепенно увеличивается, а на весь сеанс затрачивается 1,5 – 2 часа.

Все четыре этапа гелототерапии рассчитаны на постепенное вызывание улыбок и смеха у пациентов. Начав с имитации звуков смеха на первом этапе, продолжив раскрепощением при закрытых глазах и «натягиванием» на лицо искусственной улыбки на втором этапе с последующим переходом к подлинному смеху на третьем этапе, благодаря созданию смешных игровых ситуаций, выполнению умственных упражнений, сопровождаемых соответствующей мимикой и пантомимикой, а также динамичным передвижением пациентов относительно друг друга (в том числе посредством танцев). И, наконец, на четвёртом этапе – ознакомление со смешными историями, анекдотами, происшествиями у подготовленных предыдущими этапами пациентов, вызывают адекватный смех, что, в конечном итоге, приводит к расслаблению, отрешению от гнетущих мыслей, заменой негативных мыслей позитивной установкой.

Количество пациентов может быть, как чётным, так и нечётным. При нечётном количестве участников в выполнении парных упражнений принимает участие и сам психотерапевт.


Примерный комплекс упражнений используемых в гелототерапии.



  1. Дыхательные техники.

А) Освоение рефлекторного смеха.

Время проведения – 1-2 минуты.

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч.

Техника проведения.

Глубокий, интенсивный вдох. Короткий, одним толчком выдох со звуковым сопровождением: «ха!». Причём, упражнение может проводиться как индивидуально, так и совместно с группой.


Модификация I. Участники тренинга разного пола и возраста ходят по кругу, и, глядя в лица друг другу, выкрикивают: «Хо, хо, ха, ха!»

Экспериментальным путём доказано, что настроение в ходе проведения этого упражнения резко улучшится.

Используются и другие варианты рефлекторного смеха.
Модификация II - «Угрожающий смех».

Присутствующие делятся на 2 группы и образуют 2 кольца, которые движутся внутри друг друга с встречным движением участников тренинга. Присутствующие грозят друг другу указательными пальцами и с угрожающей интонацией выкрикивают: «Ха!».


Модификация III - «Хохот по мобильнику».

Участники тренинга делают вид, что говорят по мобильному телефону, и, установив контакт глазами, снова начинают громкое скандирование: «Хо, хо, ха, ха!». Каждое упражнение сопровождается глубоким дыханием.


После окончания упражнения необходимо замерить пульс, он должен вернуться к исходному. По мере тренированности – время восстановления должно сокращаться.

Б) Альтернативой вышеперечисленным дыхательным техникам может явиться контрарное дыхание.

Техника проведения.

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. Поднимаем руки вверх – выдох, опускаем – вдох. Сгибаемся в поясе – выдох, разгибаемся, возвращаясь в исходное положение – вдох. Время проведения 5-7 минут. Повторить «обратное», правильнее контрарное дыхание 10-12 раз. В результате проведения этой техники дыхания улучшается настроение, возникает ощущение бодрости, у членов группы появляются улыбки.


II Смехомедитация.
Техника проведения.

Участники группы садятся в круг.

Время проведения упражнения 10-12 минут.

Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, поудобнее и закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши лёгкие. Ощутите, как с каждым вдохом в Ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение… А теперь - ВСЕ улыбаются! Даже те, кому пока не весело. Надеваем улыбку на лицо! Дружнее, без отстающих! Разве бывает улыбка в линейку? Улыбка должна быть полукругом, уголки губ упрямо тянутся к ушам! Замечательно, все молодцы! Сейчас усложним задание. Пожалуйста, вспомните одну из юмористических ситуаций в вашей жизни. Вам весело, всем хорошо. У некоторых из вас появился смех или даже хохот. Пожалуйста, не сдерживайте свои положительные эмоции. Вы не видите окружающих, они не видят вас. Улыбаются все, исключения не принимаются! Дружнее! Замечательно, все просто молодцы! Улыбка становится шире и достаёт мочек ушей! Не верите? Правой рукой медленно ощупайте уголки губ. Дружно держим улыбку ещё в течение одной минуты. Время пошло… Молодцы, все справились с заданием!!! Представим теперь, как свежий, ласковый ветер ласкает лицо, шею, плечи. Он уносит остатки переживаний, забот и печалей… Вы чувствуете необычайную свежесть и бодрость. Обратите внимание на своё тело, почувствуйте его – от ступней ног до макушки головы. Чувствуете, как ваше тело налилось силой и энергией, не правда ли? А теперь пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть некоторое время с закрытыми.




  1. Психодинамические упражнения и упражнения направленные на развитие креативности.


1 день


  1. Участники сидят по кругу.

Инструкция: «Начнём сегодняшний день так: встанем, (тренер встаёт, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Постарайтесь улыбнуться друг другу. Не страшно, если Вы с кем-то поздороваетесь дважды. Главное – никого не пропустить…» (Участие тренера в данном упражнении обязательно).

  1. Участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.

Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу, чтобы пересели те, у кого есть сёстры, и все, у кого есть сёстры, должны поменяться местами. Тот, кто при этом стоит в центре круга, постарается занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру».

Когда упражнение завершено, тренер может обратиться к группе с вопросом: «Как ваше настроение сейчас?». Как правило, упражнение проходит динамично и весело.



  1. Участники становятся в одну линию.

Инструкция: «Я буду считать, и на каждый счёт вы должны будете прыгнуть, повернувшись при этом на 900 градусов. Выполнять задание будем молча, не переговариваясь друг с другом. Задача всем повернуться лицом в одну сторону и постараться сделать это как можно быстрее». Как правило, упражнение проходит под общий смех, что в целом, заметно поднимает общий фон настроения группы.

  1. Участники становятся в круг.

Инструкция: «Давайте встанем ближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возьмёмся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке у каждого из нас оказалась чья-то одна рука, при этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с Вами. Итак, давайте начнём. Раз, два, три». После того, как тренер убедится, что все руки соединены полярно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разжимая рук. Тренер также принимает участие в упражнении, но при этом активного влияния на «распутывание» не оказывает. В случае затруднения при выполнении задания в группе тренер должен сказать: «это задача решаемая, распутаться можно всегда».

  1. Домашнее задание к упражнению «Улыбка волка».

Инструкция: «Утром в ванной улыбнитесь собственному отражению в зеркале. Представьте, что вы волк. Откройте пасть, оскальте зубы, высуньте язык, широко раскройте глаза и растопырьте пальцы с «выпущенными когтями». Издайте звериный рык, а затем рассмейтесь. Закройте плотно рот и похихикайте с закрытым ртом. Завершите упражнение раскатистым смехом во весь голос».
2 день
1) Участники группы образуют полукруг. Тренер обязательно участвует в упражнении.

Инструкция: «Сейчас каждый, по-очереди, будет выходить в центр, поворачиваться лицом к группе и здороваться со всеми любым способом, не повторяя ранее использованное приветствие. Мы же, вместе и весело будем повторять каждое предложенное приветствие».

Когда упражнение завершено, тренер может обратиться к группе с вопросом: «Каково ваше настроение сейчас? Какое из приветствий вам особенно запомнилось и почему?».

2) Участники садятся по кругу.

Инструкция: «Сейчас мы будем с Вами считать, просто считать: один, два, три и т.д. Кто-то из нас начнёт счёт, а рядом сидящий (по часовой стрелке) продолжит и так далее. Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счёта есть одно условие: если Вам предстоит назвать число, в которое входит, например, цифра №6, затем 16, 26 и т.д., по продолжению счёта, то Вы не называете этих чисел, а хлопаете в ладоши. Если кто-то из Вас ошибётся, то он выбывает из игры».

Упражнение проходит динамично, весело.

3) Все участники садятся по кругу.

Инструкция: «Сейчас нужно будет решить следующую задачу – Вы должны изменить эмоциональное состояние, например, Сергея, которому грустно, он расстроен и не расположен разговаривать с нами. (Тренер заранее договаривается об участии его в упражнении). Мы можем рассказывать Сергею смешные истории, говорить что-то приятное и т.д.». В этом случае усилия всей группы концентрируются на одном участнике, поэтому его состояние меняется очень быстро.



  1. Все участники стоят в круге, крепко взявшись за руки.

Инструкция: «давайте тот, у кого плохое или хотя бы нейтральное настроение попытается вырваться из круга, ваше настроение в ходе упражнения резко улучшится» Участники в ходе проведения упражнения меняются. Тренинг продолжается до тех пор, пока у всей группы не возникнут положительные эмоции.

  1. Домашнее задание к упражнению «Едим руками».

Инструкция: во время трапезы предложите своим домашним, близким друзьям, гостям не пользоваться во время еды вилками, ножами и ложками – любые блюда есть только руками, как это принято в Индии.

Индусы уверены, что металл ложек и вилок негативно воздействует на энергетику пищи. Рекомендуется при этом смеяться!



3 день
1) Все участники сидят по кругу.

Инструкция: «Давайте начнём день с того, что выскажем друг другу пожелания на день. Первый участник встанет, подойдёт к любому, поздоровается с ним и выскажет ему своё пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошёл первый участник, в свою очередь подойдёт к следующему и так далее, до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелания на день». Как правило, настроение у группы заметно повышается, участники становятся более раскрепощёнными и доброжелательными.

2) Группа делится на две подгруппы.

Инструкция: «Сейчас у каждой из двух подгрупп будет время на самостоятельную работу, в течение которого Вам следует выбрать пословицу или поговорку и придумать, как вы можете все вместе её изобразить. Сделать это нужно без слов, невербально, можно использовать действия. В изображении должны принять участие все члены подгруппы. После 10 минут подготовки одна группа покажет то, что она сделала, а другая будет смотреть и постарается понять, что изображено, и, наоборот».

Упражнение проходит весело, динамично.

3) Участники сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

Инструкция: «Для выполнения предстоящего задания нам понадобится знание алфавита. Все его помнят? Я начну и, бросив кому-то из нас мяч, скажу существительное, начинающееся на букву «а». Тот, кому достанется мяч, должен будет сказать слово-ассоциацию в ответ на прозвучавшее слово, но только начинающееся на букву «б», например: арбуз – бахча».

4) Все сидят на стульях.

Инструкция: «Я говорю «раз» - и все закрываем глаза (как вариант – повязки на глаза); «два» - встанем и меняемся местами. Во время передвижений нельзя садиться на стулья, которые находятся слева и справа от Вас. За время выполнения задания я буду следить за безопасностью ваших перемещений. Итак: «раз» (пауза), «два».

Модификация I: «Каждый найдёт себе партнёра из тех, кто сидит напротив. Сделайте это и убедитесь, что пара найдена. (Если в группе нечётное количество участников тренер также включается в выполнение упражнения). Теперь я прошу всех закрыть глаза. Когда я скажу «начали», все мы встанем и, не открывая глаз, поменяемся местами со своими партнёрами. Итак, мы начали».

Упражнение проходит весело, динамично.

5) Домашнее задание к упражнению «Средство от неприятностей».

Инструкция: Наденьте тесную, жмущую ноги обувь меньшего, чем необходимо, размера и отправьтесь на часик погулять.

Сработают железные законы физиологии и принцип контраста – сняв после прогулки мучающую ноги обувь, вы не только забудете о своей недавней депрессии, но и ощутите настоящее блаженство. Наше настроение чётко реагирует на состояние тела, физиологический комфорт или дискомфорт.

Разрушить привычный негативный круг мыслей можно, начав с воздействия (физического) на тело, организм, нарушив его привычное функционирование какой-нибудь «встряской».
4 день
1) Участники стоят по кругу.

Инструкция: «Начнём сегодняшний день так: бросаем мяч, тот, кому попал мяч, называет своё имя и изображает состояние, в котором тот находится. Все остальные – подражают и затем, прочувствовав, начинают вслух, поочередно, обсуждать, что здесь у участника». Упражнение раскрепощает, задаёт единый духовный настрой группе.



  1. Участники тренинга стоят по кругу.

Инструкция: «Напишите своё имя головой в воздухе».

Упражнение стимулирует мозговую деятельность, проходит динамично, весело.



  1. Участники садятся по кругу.

Инструкция: «Я раздам Вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если Вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон». Прочитайте, пожалуйста, что написано на Вашей карточке, сделайте это так, чтобы надпись видели только Вы. Теперь карточку можете убрать – задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только говорить и издавать характерные звуки вашего животного. Другими словами, всё, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда Вы найдёте свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только тогда, когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось…». Тренер раздаёт карточки (если в группе нечётное количество участников, то также принимает участие). После того, как все участники нашли свою пару, тренер спрашивает у каждой пары: «Кто Вы?». Это упражнение обычно проходит очень весело, снимает усталость.

  1. Участники тренинга стоят произвольно, занимая всю аудиторию.

Упражнение проходит под ритмичную музыку с участием барабанов.

Инструкция: «Закричать диким голосом, попрыгать, побить себя в грудь, подобно горилле, пробежать несколько метров. Оскальтесь во всю «пасть», порычите. В течение 10 минут выполняйте интенсивный бег на месте или быстрый танец с прыжками. Пусть танец станет спонтанным. Затем быстро остановится и в последующие 2 -3 минуты думайте быстро, всё, что придёт на ум. Затем расслабиться и выкинуть все мысли из головы».

5) Домашнее задание к упражнению «Начихайте на свои проблемы».

Инструкция: «Понюхайте молотый перец, или стиральный порошок, пощекочите травинкой в носу – чихните 2-3 раза на все свои проблемы! Ваше настроение обязательно улучшится».




  1. день

1) Участники тренинга стоят, разбившись на пары, глядя друг другу в лицо.

Инструкция: «Начните с улыбки. Затем, открытым ртом, почистите кончиком языка нижние и верхние зубы, старательно доставая все межзубные промежутки». Упражнение вызывает «шквал» улыбок и усмешек, поднимает настроение группы в целом.

2) Упражнение «Кобра». Исходное положение: Участники тренинга лежат на животе по кругу (на тёплом, чистом полу). Тренер в центре круга, исходное положение: лёжа.

Инструкция: «Представьте, что вы кобра. Насколько возможно, поднимите туловище, выпрямив руки, одновременно с этим раздуйте лёгкие и издайте громкий шипящий звук».

Шипящие звуки, произнесённые громко, обладают свойством преобразовывать негативные эмоции в приподнятое, радостное, смешливое настроение.



  1. Упражнение «Чепуха».

Инструкция: Принять участие могут два и более человека. Во время тренинга участники заполняют по очерёдности лист бумаги, передавая его друг другу. Тренер держит в голове примерный план будущего «произведения» и напоминает его участникам, контролируя ход игры.

Примерный план таков:

1.Кто? 2. Где? 3. Когда? 4. Что делал (делали)? 5. Что из этого вышло?

Начинающий участник пишет ответ на первый вопрос «Кто», причём остальные участники не должны видеть, что он написал. Выбрать «главным героем» «Чепухи» по принципу абсурда можно кого угодно – например всем известного человека, литературного героя, персонажа мультфильма, животное, кого-нибудь из друзей и знакомых. Потом этот участник заворачивает тот кусочек листа, где он только что написал слово, назад, так, чтобы его не было видно остальным играющим. Следующий участник берёт лист и на оставшемся участке пишет ответ на следующий вопрос: «Где? (происходили события)». Писать можно наобум, «от фонаря», всё, что в голову придёт. Теперь уже второй участник заворачивает то, что он написал, потом передаёт лист следующему. И так до пункта 5 плана, то есть до пятого участника.

В результате лист оказывается полностью свёрнутым в трубочку. После этого тренер разворачивает и громко читает получившийся «шедевр». Упражнение проходит весело, динамично.

Модификация I. Участники составляют по принципу абсурда общий текст без всякого плана. Начинающий игру на листе бумаги пишет первое, что ему приходит в голову, так чтобы это было похоже на начало какой-нибудь байки, истории, рассказа, например: «Однажды Шапокляк зашла в домик к Чебурашке…», загибает лист назад вместе с написанной строчкой, так чтобы не было видно написанного текста, и, передавая эстафету, пишет следующему игроку вопрос, логически связанный с написанным им ранее, например: «Зашла зачем?». Затем лист передаётся следующему игроку, тот наобум отвечает на приготовленный для него вопрос первое, что приходит в голову, например: «Попросить взаймы». Загибает написанный текст, пишет вопрос следующему, например: «Для чего нужны деньги?». Следующий участник отвечает: «В казино сыграть». И, в свою очередь, следующий вопрос задаёт. Когда листок будет полностью израсходован, его разворачивают и получившийся «бред» читают вслух – невероятно, странно, но в большинстве случаев в результате игры получается достаточно логичный и смешной текст, абсолютно непредсказуемый и неожиданный по смыслу!!! Фразы, «сляпанные» воедино наугад, по жребию, как правило, оказываются необыкновенно смешными. Изречения чепуховые и глупые, на первый взгляд, в итоге оказываются очень даже логичными, складными, осмысленными и при этом смешными!



  1. Участники тренинга сидят на стульях по кругу.

Инструкция: На подиум приглашаются два участника тренинга (желательно мужчины). По команде тренера участники начинают «складировать» во рту леденцы поочерёдно, при этом старательно выговаривают следующую фразу: «я самый большой сладкоежка», побеждает тот, у кого при набитом рте наиболее чётко слышна эта фраза. Сам процесс вызывает у группы и у самих участников положительные эмоции, смех и оживление.

5) Дать время на подготовку. Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: «Сейчас каждый, по очереди, будет входить в круг и задавать каждому участнику неожиданный вопрос. Задав вопрос, нужно дождаться ответа, после чего переходить к следующему участнику».

Вопросы могут быть, например, такими:

- Где край земли?

- Где кончается ночь?

- Где найти чудо?

- Если солнце потухнет, что делать?

- Отчего гуси плавают?

- Летела стая, совсем небольшая кто это был и сколько их было?

Упражнение проходит весело, динамично.

6) Домашнее задание к упражнению «Луковые слёзы».

Инструкция: Очистите и нарежьте пару луковиц. Главная задача процесса – вызвать слёзы. С ними уйдёт печаль, вы почувствуете себя освежённым и обновлённым.


  1. день




  1. Участники стоят по кругу.

Инструкция: «Пусть каждый из присутствующих выскажет свои пожелания группе на весь последующий день». Упражнение способствует сплочению группы, развитию коммуникабельности.

  1. Участники делятся на 2 подгруппы. Звучит лёгкая, динамичная и приглушённая музыка.

Инструкция: «Из каждой подгруппы выбирается пара: мужчина и женщина. Сейчас Вы будете танцевать под музыку на этой газете. По команде танец останавливается, а газета сворачивается вполовину, а затем и в четверть, участники же продолжают танцевать. Каждая подгруппа поддерживает свою пару». Упражнение проходит динамично и весело.

  1. Участники стоят по кругу. Один из участников находится за дверью, все остальные – с тренером.

Инструкция: «Давайте возьмёмся за руки так, чтобы у нас получилась цепь. Эта цепь изображает змею, а 2 крайних участника – её голову и хвост. Как это часто бывает, змея сворачивается во всевозможные кольца – «запутывается». (Тренер помогает «змее» запутаться, предоставляя инициативу запутывания «голове». В процессе запутывания можно перешагивать через сомкнутые руки, подлезать под них. В конце запутывания «голова» и «хвост» змеи могут спрятать свои свободные руки, но браться за руки они не должны).

Когда «змея» запуталась, тренер приглашает участника, находившегося за дверью, и предлагает ему распутать «змею». При этом ему могут сообщить, что у неё есть «голова» и «хвост».

(Если участник ссылается на то, что задача невыполнима, тренер побуждает его к продолжению работы). Упражнение проходит весело.


  1. Все участники садятся по кругу.

Инструкция: «Сейчас нужно будет решить следующую задачу – вы должны изменить состояние Сергея (на выбор), которому грустно, он расстроен и не расположен с вами разговаривать. (Тренер заранее договаривается об участии его в упражнении). Мы можем рассказывать Сергею смешные, юмористические истории, говорить что-то приятное и так далее». (Так как в этом случае усилия всей группы концентрируются на одном участнике, его состояние меняется в лучшую сторону достаточно быстро).

  1. Участники сидят по кругу.

Инструкция: «Сейчас я раздам некоторым из Вас карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Получившие карточки прочитают, что на них написано, но так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и, затем, по-очереди, изобразят это состояние. Мы все будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено».

Все участники поочерёдно называют то или иное состояние, которое изображено. Упражнение проходит весело, динамично.



  1. Домашнее задание к упражнению «Жизнь – клизма!».

Инструкция: Клизма – большая «радость» для желудка и кишечника, очищенные от шлаков, они с новым энтузиазмом, силой и радостью начинают всасывать из пищи питательные вещества, и эта биологическая жизнерадостность охватит всё ваше существо, распространится из желудка и кишечника и на голову, настроит мысли на радостный лад.

Чистота физиологическая автоматически спровоцирует очищение психики. Смойте водой негативные эмоции!




  1. день




  1. Участники стоят по кругу.

Инструкция: «Пусть каждый из присутствующих поздоровается с остальными участниками группы невербальным способом, но чтобы эти способы не повторяли предыдущие!». Упражнение показывает творческие способности каждого из участников, проходит весело.

2) Упражнение «Обезьяна перед зеркалом».

Группа садится в круг. Каждому участнику предлагается выбрать себе пару, ориентируясь при этом на то, чтобы избранник был наименее знакомым ему человеком.

Инструкция: «Пусть каждая пара займёт удобное место так, чтобы не мешать никому. Встаньте друг против друга (лицом друг к другу). Договоритесь, кто будет начинать задание, а кто продолжит. Итак, сейчас тот, кто начинает, будет делать различные движения руками, головой, глазами, всем телом. Второму участнику необходимо с максимальной точностью повторять все движения партнёра. Через некоторое время, по моему сигналу, партнёры меняются ролями». Упражнение проходит с юмором и смехом.

3) Участники группы делятся на две подгруппы, причём подгруппы находятся в разных помещениях.

Инструкция: «Каждой подгруппе даётся 7 минут на подготовку, во время которой она должна будет выбрать какое-либо чувство, или эмоцию (эмоциональное состояние) и продумать, как его можно изобразить. Это может быть или скульптурное изображение, или невербальное действие. В изображении должны принимать участие все члены подгруппы. В то время как первая подгруппа показывает то, что она подготовила, вторая группа отгадывает, какое чувство или эмоции изображены. Затем подгруппы меняются местами». Упражнение проходит дружно, динамично и весело.

4) Участники садятся по кругу.

Инструкция: «У меня в руках несколько карточек. На них написаны названия различных предметов, состояний, понятий. Например: лампа, сон, веселье и так далее. Я приколю карточку на спину одному из вас, допустим, Марку, но сделаю это так, чтобы он не видел, что на ней написано. Затем Марк будет подходить к разным участникам группы (по своему выбору) и те, к кому он подошёл, невербально будут показывать ему, что написано у него на карточке. Задача Марка - понять, что написано на карточке». В ходе упражнения каждому участнику группы необходимо проиграть эту роль. Упражнение проходит весело.

5) Участники разбиваются на пары. У каждого из участников в руке ручка и тетрадь.

Инструкция: «Пять минут внимательно смотрим друг на друга, а затем поворачиваемся друг к другу спиной и пишем в тетради:

- какого цвета глаза у Вашего партнёра?

- есть ли на лице у него родинки?

- какого цвета брови?

- есть ли на лице ямочки?

- есть ли на руках какие-либо украшения?

- на какой руке часы?

- какие пуговицы на одежде вашего партнёра?

- какого цвета носки на вашем партнёре?

Упражнение проходит с юмором и смехом.

6) Участники группы сидят по кругу.

У тренера в руках карточки, на которых написаны названия предметов, состояний, любые понятия, например: сон, веселье, ночь, весна, фараон и другое.

Инструкция: «Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из нас, допустим Оксане, и сделаю это так, чтобы она не видела, что написано на ней. Мы все прочитаем написанное слово, но при этом не будем говорить участнику о нём. Ваша задача (обращаясь к участнику) – узнать, что написано на карточке. Для выполнения этой задачи Вы можете назвать любого из нас, по своему выбору, и тот, кого Вы назовёте, постарайтесь пользоваться только невербальными средствами, объясните участнику с помощью жестов и мимики, что написано на карточке».

По ходу выполнения задания отгадывающий может высказывать возникающие у него гипотезы и, как только называется правильное слово, тренер сообщает ему об этом.

7) Домашнее задание к упражнению «Терапия плохой погодой».

Инструкция: Выйдите из дома на улицу и погуляйте в плохую погоду – босиком по лужам, под проливным дождём, на морозе, под градом или на шквалистом ветру. Это стимулирует защитные силы организма и психики, поднимает настроение. Такой способ укрепления иммунитета очень популярен на Западе.


  1. день




  1. Группа делится пополам, каждая подгруппа выстраивается в одну линию.

Инструкция: «Каждая подгруппа идёт навстречу друг другу и шлёпает в ладоши навстречу идущему. Невербальные действия сопровождаем вербальными, например: привет!». Упражнение выводит из состояния сонливости, вялости, апатии, поднимает настроение группы в целом.

  1. Участники группы стоят по кругу.

Инструкция: «Сейчас мы все закроем глаза (выполнять упражнение удобнее, если есть повязки – шарфы, платки, полотенца, которыми можно завязать глаза) и будем перемещаться по комнате, стараясь никого не задеть. Делать мы это будем примерно 3 минуты. Я скажу, когда они закончатся».

Упражнение стоит выполнять в комнате, где участники могут и с закрытыми глазами чувствовать себя безопасно. Для повышения чувства безопасности у членов группы и контроля действий участников тренер может не принимать участие в упражнении.

Упражнение содержит элемент неожиданности – при столкновении участников группы у многих возникает приглушённый смех.


  1. Участники группы сидят по кругу. Тренер может принять участие в упражнении.

Инструкция: «Сейчас каждый из Вас получит карточку, на которой написано название животного. Прочитайте, что на ней написано, но так, чтобы подпись видели Вы сами».

Тренер раздаёт карточки с названиями птиц и животных, н: «собака», «петух», «кошка», «медведь» и так далее. Название одного и того же животного должно быть написано на 3 или 4 карточках.

«Теперь закройте глаза. Мы все сейчас встанем и по моей команде начнём решать такую задачу: обладатели карточек с одинаковыми названиями должны собраться в группы, прибегая только к одному средству – издавать звуки, принадлежащие Вашему животному. Открыть глаза можно будет только по моей команде».

Как все собрались, тренер подходит к каждому и задаёт вопрос: «Вы кто?»

Упражнение проходит динамично, весело.


  1. Группа делится на две половины.

Изучение сенсомоторики.

Инструкция: «Одна подгруппа рисует буквы на листе бумаги на спине других, другая делает это потом. Участники пытаются отгадать, какая буква была нарисована у них на спине.

Модификация I. Буквы участникам на спинах, для большей чёткости, можно прорисовывать пальцами».

Тренер ходит и спрашивает: «Что Вам нарисовали? Какие трудности Вы испытали?». Упражнение проходит с юмором и улыбками.

5) Участники группы стоят по кругу.

Инструкция: «Сейчас мы будем ходить по комнате и тот из нас, чьё имя я назову, предложит ситуацию, в которой каждый попробует себе представить, постарается в неё включиться и осознать те чувства и состояния, которые при этом возникают. Итак, я начну: мы идём по густой чаще леса…»

Далее через каждые 20 – 30 секунд тренер называет имя следующего участника, при этом задаёт следующие вопросы: «Какие состояния у Вас возникают в разных ситуациях?», «В какой из предложенных ситуаций Вам было легше всего себя представить, в какой - сложнее?».

Примеры различных ситуаций:

- спешим в театр;

- оказались на приёме у английской королевы;

- идём по лесу, где очень много комаров;

- ходим по картинной галерее;

- в магазине пробираемся в толпе к прилавку;

- идём по узкой тропинке в горах;

- идём по берегу моря;

- идём по битому стеклу босиком;

- встречаем клоуна.

6) Домашнее задание к упражнению «Неровный пол».

Инструкция: «Положите на пол книги, прочные детские пластмассовые игрушки. Медленно опуститесь на пол и полежите на таком неровном полу в течение нескольких минут, да так, чтобы тело заныло и заболело, - вы словно родитесь заново! У вас гарантированно поднимется настроение, уйдут прочь плохие мысли».


  1. следующая страница >>