«Мы увидим алые паруса» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Кравцова Валентина Фёдоровна Бинарный урок 1 105.88kb.
2005 г. Урок внеклассного чтения по повести а. Грина «алые паруса»... 1 51.8kb.
Литературно-музыкальная композиция по книге А. Грина «Алые паруса» 1 118.62kb.
Шестакова Наталья Владимировна заместитель директора по методической... 1 52.38kb.
«А. Грин. Слово о писателе. Победа романтической мечты над реальностью... 1 150.89kb.
Программа "Алые паруса" 2 479.07kb.
«Ребята, надо верить в чудеса» 1 29.48kb.
Урок внеклассного чтения в 7 классе по повести А. Грина «Алые паруса» 1 104.69kb.
Урока. Александр Грин. «Алые паруса»- произведение о поэтической... 1 35.33kb.
А. Грин «Алые паруса». Тайна алых парусов. Звук, цвет, образ в повести. 1 54.61kb.
Урок внеклассного чтения по повести- феерии Александра Степановича... 1 167.96kb.
Тесты для тематического и итогового контроля по русскому языку 1 312.52kb.
- 4 1234.94kb.
«Мы увидим алые паруса» - страница №1/1

РАЙОННАЯ НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Надежда Губернии»

СЕКЦИЯ «Культурология»


«Мы увидим


алые паруса»
Автор: Служаева Дарья

учащаяся 6 класса,

МОУ «СОШ № 1 г. Ртищево Саратовской области»

Руководитель: Попова Наталья Анатольевна,

учитель основ православной культуры

г. Ртищево, 2012 г.


План


  1. Введение

  2. Мы увидим алые паруса

    1. Религиозная символика повести Александра Грина

    2. Язык притчи

    3. Символика цвета в повести

  3. Заключение

  4. Приложение

  5. Список используемой литературы


Ведение

Принято считать, что «Алые паруса» Александра Грина – это книга юных мечтателей, тех кто влюблен в сказочную романтику, грезит о совершенном мире. А почему бы и нет? Но это далеко не все, что можно сказать о книге. В этом произведении есть особенная тайна, которая до сегодняшнего дня остается неразгаданной для большинства читателей (до этих пор и для меня тоже).

Ключ к пониманию этой сказки можно найти на страницах Евангелия. Может кто-то поспорить со мной и скажет, что все иносказательные образы – это лишь совпадения? Да и писал ли Грин на самом деле особую книгу о вере? Возможно такой цели он и не ставил. Но ведь его книга предназначена читателям, живущим прежде всего в России; а все лучшее, что есть в великой русской литературе, изначально в высшей степени духовно по своей природе, т.е. говорит нам о Боге и о душе.

Именно это я и хочу раскрыть в своей работе. И поэтому целями работы ставлю: раскрыть религиозный смысл повести А. Грина «Алые паруса».

А вытекающие отсюда задачи: сопоставить Евангельские события с действиями повести, его героями, символами, рассмотреть значение притч (иносказательных рассказов поучительного содержания) в наши дни.

Мы увидим алые паруса

Наверное, никто не будет спорить о том, что в данном произведении говорится о любви. Значит она говорит о Боге, поскольку сказано: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть Любовь»1. И, будучи русским писателем, Александр Грин не мог не писать о главных духовных добродетелях: Вере, Надежде и Любви, именами которых нарекла своих дочерей премудрая София.

Грин трогательно описывает простую детскую вере маленькой Ассоль в Бога. Вставая утром, она говорит «Здравствуй, Бог», а ложась спать «До свиданья, Бог». Но это не единственная причина, исходя из которой можно утверждать, что «Алые паруса» - это книга о вере.

Итак, что такое – вера? Нетрудно верить в то, что доступно зрению и пониманию. Но вере в духовном значении, это - вера в недоступное и невидимое, это – особое таинственное устремление к тому, что еще не познано умом, но уже открыто сердцу. Только такая вера достойна самой чудесной награды. И поэтому «Алые паруса» - это не только история мечтательницы Ассоль; но это также притча о любящей Бога человеческой душе, которая вглядывается в вечность, ожидая пришествия в мир Иисуса Христа – грядущего Жениха праведной ночи.



Религиозная символика повести

Один из самых значительных символов книги – это, конечно, море. Море – образ того беспредельного и вечного бытия, которое то бурно и грозно, то почти неслышно вздыхает и плещется у самого порога нашего восприятия.

Контрастом мечтательной и невинной душе героини служит грубость и приземленность нравов жителей приморского поселка. Знаменательная беседа маленькой Ассоль со сказочником Эглем, который говорит ей: «Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не услышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен…» Какие печатные эти слова! Мы и сами начинаем подменять сказки анекдотами, а поэмы и песни - частушками. А песни, которые звучат сегодня с нашей эстрады – либо воровские застольные, либо откровенная пошлость. И возможно, так с нами происходит потому, что мы отучились мечтать о идеальном и совершенном, и настолько в своих чувствах огрубели, что не хотим себе в этом признаться.

Белый корабль и Алые паруса, это символы, указывающие на Церковь и Христа, поскольку уже с первых столетий христианства Церковь в учении святоотеческом была связана с символом корабля. Церковь и доныне – корабль спасения, преодолевающий жизненные бури и приводящий верных к тихой гавани Божественной любви - Иисусу Христу. А цвет парусов указывает на Христа еще яснее, поскольку алый цвет, обозначающий царскую порфиру -знак власти и царственного достоинства Капитана, ведущего корабль. И нам, конечно, известно, что капитан корабля, плывущий навстречу Ассоль – он и есть ожидаемый благородный принц и жених.

Есть и мистическое толкование этого образа: ведь принц, это – наследник престола, Царский Сын, в руках которого власть и могущество его Царственного Отца: «…да прославится Отец в Сыне»2.

Вспомним святую великомученицу Екатерину, отказавшая знатным и богатым женихам ради Жениха Небесного. Из жития святой известно, что Сам Господь, явившись в видении, вручил ей в залог обручения Свой перстень, и девушка, проснувшись, проснувшись обнаружила этот перстень на своей руке. Такое же тайное обручение происходит и с главной героиней книги - Ассоль, которая проснувшись утром в лесу, находит на своей руке кольцо, и с этого момента не только лишь мечтает, но уже твердо верит в предстоящую встречу.

Сам Спаситель, беседуя, беседуя с учениками о грядущем Своем пришествии, часто в притчах сравнивал Себя с женихом, души праведников с невестами, а их будущее блаженство с брачным пиром.

Теперь понятно и то, что, являясь перед всеми во образ торжествующей и царственной Церкви на белом корабле с алыми парусами, жених простирает руки навстречу своей невесте именно так, как говорит о том ветхозаветный пророк Исайя: «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному…»3.

Но особенно необычной даже для сказочной повести предстает именно долгожданная встреча жениха и невесты, поскольку первый вопрос, который задает жених своей избраннице, указывает скорей на евангельскую притчу, нежели на первую встречу юных влюбленных. Подняв невесту на руки, жених спрашивает ее: «Вот, я пришел. Узнала ли ты меня?»


Язык притчи

Для чего все-таки нужны иносказательные книги? Языком иносказаний были написаны все пророческие книги; и Сам Господь нередко поучал притчами, говоря апостолам: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает притчах».4. Поэтому в иносказаниях надо видеть стимул к духовному развитию: ведь утончая и облагораживая свою душу, недостойные когда-нибудь станут достойными и смогут наконец приблизиться к пониманию высоких истин. И, обращаясь к символическому языку, писатель точно знал: звучание наиболее тонких струн человеческой души может заставить звучать всего человека.

О том, что «Алые паруса2 – пророческая книга мы также можем судит из того, что содержит особое пророчество, содержит целый ряд евангельских символов и обращение к каждому читателю. Я еще раз назову эти символы: море – символ вечности, белый корабль – символ Церкви и Алые паруса -символ грядущего вечного Царства и Сына Божия Иисуса Христа. «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру».5 И Сам Христос, простирающий к нам руки со Креста, и описание цветущей розовой долины и звезд, сходящих с небес: символ вечного блаженства и общения с ангелами.


Символика цвета в повести
Описывая приготовления Грэя автор пишет:«Роясь в легком сопротивлении шелка, он различал цвета: красный, бледный, розовый и розовый темный; густые закипи вишневых, оранжевых и мрачно-рыжих тонов; здесь были оттенки всех сил и значений, различные в своём мнимом родстве, подобном словам: «очаровательно»-«прекрасно»-«великолепно» -«совершенно»; в складках таились намёки, недоступные языку зрения, но истинный алый цвет долго не представлялся глазам нашего капитана… Наконец, один цвет привлёк обезоруженное внимание покупателя…

Этот совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем гордым цветом, какой разыскивал Грей. Он рдел, как улыбка прелестью духовного отражения». И вот паруса установлены на корабле: «… воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз.

Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, всё было белым, кроме раскинутых плавно двинутых парусов - цвета глубокой радости».

По-иному представлен алый цвет в словаре Ожегова. Это всего лишь ярко- красный цвет. А теперь посмотрим, что осталось от этой ало-розово-белой блистательной палитры в словах нищего, подслушавшего разговор отца с дочерью: «Специальный красный корабль…». Оговорка здесь не случайна: Алый цвет – цвет мечты. Красный – кровавый, недобрый. Изображая дома в Каперне, автор обращает внимание на Красные стекла окон.

Очень много в повести белого цвета. Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Главное и исходное его значение — свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет — это божество, благо, жизнь, полнота бытия,чистота.

В повести мы не раз видим сияющую громаду алых парусов белого корабля.

Ему противопоставляется черная крыша трактира. Вернувшись домой после случая с Меннерсом, Лонгрен говорит дочери: «Черную игрушку я сделал, Ассоль». Черный цвет символизирует траур, скорбь, печаль, зло.

Очень интересно автор использует золотой и желтый цвета. В словаре Ожегова это слова-синонимы. Золотой цвет – блестяще- желтый. А в повети Грина это скорее антонимы. «Золотое кольцо, величиной с солнце, «золотые ворота Моря» откроют Грэю путь к мечте. И здесь же «пожелтевшая скатерть» в трактире Миннерса, рыжие глаза Хина. Желтый цвет часто ассоциируется с чем-то болезненным, фальшивым.

Значительная роль отведена синему и серому цветам.
Это прежде всего «Синее сияние океана» , о котором так мечтал Грин и его герой. Символика синего исходит из очевидного факта — синевы безоблачного неба. Главные символы синего — божественность, таинственность, благородство и чистота.

Серый цвет часто считают цветом несчастья и посредственности. Однако у серого цвета есть и позитивное значение. В эпоху Возрождения серой цвет считался цветом изящества, элегантности, благородства. Именно такого цвета глаза благородного сказочника Эгля «серые, как песок, и блестящие, как сталь.»

Присутствуют в произведении зеленый цвет – цвет жизни. Голубой - цвет неба, свободы. Оранжевый - олицетворяет солнце, радость. Разовый – цвет мечты.

Заключение

Итак, о чем эта сказка? Я понята то, что главная ее мысль очень проста: «Мечтайте о высоком и недоступном! Питайте любовь в сердце, верьте и не теряйте надежду на то, что ваша вере будет вознаграждена!» Не об этом ли говорит нам Священное Писание?

Да, «Алые парса» можно назвать сказкой. Но ведь именно сказки помогают верить в совершенное счастье.

В те дни, когда в России царствовал террор, когда взрывали храмы, ссылали и убивали священников, писателей и музыкантов, когда книги и иконы сжигали на уличных кострах, писатель сочинил сказку о прекрасном: о надежде и о любви… мы не знаем – думал ли он о Боге, но, я думаю, что Бог помнил о нем. И Он вложил в измученное сердце писателя пророческие слова, обращенные к тем, кто был еще способен верить в добро и счастье. (Приложение 1)

Воображение, мечта, надежда помогают человеку стать творцом своей судьбы и сквозь горести и скорби, потери и поражения нести свет надежды и веру в человека. К. Паустовский писал: “Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства — умения мечтать и любить”


Приложение
Приложение 1

Отрывок из повести А. Грина «Алые паруса»

«… Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов и белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе… Тогда ты увидишь храброго красивого принца: он будет стоять и протягивать к тебе руки. «Здравствуй, Ассоль! – скажет он.



- Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увести тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, чего только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали». Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом»

Список используемой литературы

  1. Евангелие

  2. Повесть А. Грина «Алые паруса»

  3. Научно-просветительский журнал «Духовно-нравственное воспитание» №4, 2003 год.

  4. http://metod-sunduchok.ucoz.ru/load/37-1-0-1035

  5. http://lit.1september.ru/2002/05/2.htm




1 1Ин. 4, 8

2 Ин. 14, 13

3 Ис. 65, 2

4 Мар. 4, 11

5 Иню 4, 14