Методические указания для студентов. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания для студентов. Методические рекомендации (материалы) 2 497.49kb.
Методические указания для преподавателя, методические указания для... 4 922.8kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 2 488.35kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 2 482.69kb.
Методические указания к практическим занятиям Для студентов направления... 2 355.96kb.
Методические указания к практическим занятиям Для студентов, обучающихся... 2 307.57kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ, варианты контрольной... 1 210.61kb.
Методические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов для... 1 168.32kb.
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине... 1 275.3kb.
Методические указания к лабораторной работе «делопроизводство» для... 2 503.88kb.
Методические указания для выполнения самостоятельной работы 37 Методические... 6 1220.09kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 4 1158.1kb.
- 4 1234.94kb.
Методические указания для студентов. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя - страница №2/2


Вопросы студенту для самопроверки знаний

  • Назовите основные черты героико-патриотической литературы ВОВ.

  • Назовите симфонические произведения ВОВ.

  • Назовите имена режиссеров и их фильмы о ВОВ.

  • Кто такие «Кукриниксы»?


Тема искусства 50-60х годов по сложности, понимания процессов протекающих в искусстве требует от преподавателя логичности и доказательности.

Война оказала большое влияние на все стороны жизни советского общества. Сформировалось поколение людей, закаленных войной, не знавших страха массовых репрессий 30-х годов. Перенесенные тяготы военного времени рождали надежды, что после победы жизнь будет устроена намного лучше. У людей возросло чувство собственного достоинства, стремление самостоятельно осмыслить пережитое. Это состояние людей можно подтвердить из художественных произведений. Ольга Бергольц писала: «Война очень много взяла от нас. Война разорила немало человеческих душ, опустошив их. И все же неизмеримо больше мы приобрели. Какая это драгоценность, какая первая и чистая гордость – осознание, что мы народ победитель… А в дни мира мы должны быть достойны самих себе, победителем, таких, какими научились быть в дни войны».

Но надеждам, важно заметить преподавателю, на ослабление административно-командных методов руководства обществом и искусством не суждено было сбыться. Новым после войны было появление целой серии постановлений вмешательства партийного руководства в искусство.

Многие писатели высказывали недовольства строгостью цензуры и методами руководства искусством. В интеллигенской среде крепло ожидание перемен. Были уверены, их тревоги будут услышаны. Но ответом на эти настроения стали постановления ЦКВКП(б) 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматургических театров и мерах по его улучшению, и о кинофильме «Большая жизнь». В 1948 г. За ними последовало постановление об опере «Велика дружба» М. Муридели. В этих постановлениях писатели, журналисты, композиторы, деятели кино и театра обвинялись в анолитичности и безыдейности. Желательно назвать имена творческой интеллигенции, на которых обрушились критики: А. Ахматова, М. Зошенко, В. Мурадели, Д. Шестакович, С. Эйзейнштейн и др.

Крупная реформа системы руководства культурой «были проведены в марте 1953г.» создавались союзно-республиканские министерства культуры. Регулярно стали собираться звезды художественной интеллигенции. Преподавателю рекомендуется в качестве примера назвать: Второй (1954) и Третий (1959) Всесоюзные съезды писателей, Первый Всесоюзный съезд художников (1957), Второй Всесоюзный съезд композиторов (1957). В 1958 г. Состоялся Первый съезд писателей РСФСР. Были восстановлены добрые имена многих писателей.

Это время войдет в историю как время «Оттепели». Появилось искусство шестидесятников, стали проходить международные конкурсы, фестивали, выставки. Появляются произведения искусства, наполненные идеями гуманизма. Идеи общечеловеческой проблематики и национального искусства – желательно рассмотреть на творчестве (Р. Гамзатова, Ч. Айтматова, Н. Думбадзе). Появление авторской песни как специального протестве в творчестве (Б. Окуджава, В. Высоцкий).

Завершение рассмотрения этой темы рекомендуется анализом метражением в искусстве воинского и трудового героизма советского народа. Делая вывод по теме важно заметить, что неумелое административное воздействие на искусство оказало на него негативное влияние.

- Большое значение на духовную жизнь советского общества оказало осуждение культа личности Сталина.

- Художественная культура стала объективно исследовать современную действительность.

- В эти годы были созданы произведения искусства, которые составляли «Золотой фонд» Отечественной культуры.



Вопросы для самоконтроля студентам

  • Назовите основные направления партийно-административного воздействия на культуру.

  • Назовите произведения искусства, которые раскрывают воинский и трудовой героизм.

  • В чем суть понятия «Оттепель»?

Тема: «Перестройка в России и ее влияние на художественную культуру» одна из ключевых тем курса.

В этой теме вначале следует отметить те сложные и противоположные процессы в общественно-политической и экономической жизни страны, которые определили развитие художественной культуры. Важно также остановиться на «Политике гласности» и ее значении на перестройку художественной культуры. Показать какие процессы проходили в кадровых перестановках в творческих союзах, органах культуры, а также раскол в рядах интеллигенции и появление демократического крыла. Появление в России массовой западной культуры. Желательно проанализировать черты этой культуры и ее влияние на сознание российского общества.

Появление новых подходов в отображении проблем в таких произведениях: «Пожар» В. Распутин, «Печальный детектив» В. Асенарева, «Плаха» Ч. Айтматова.

Перестройка способствовала пересмотру истории страны и это не могло не повлиять на темы в искусстве: «Дети Арбата» Р. Рыбакова, «Зубр» Д. Гранина, в пьесах Шатрова: «Брестский мир» и «Дальше, дальше, дальше…».

Это время характеризуется возвращением запретной литературы. В лекции желательно сделать акцент на произведения таких авторов: А. Солженицын, В. Гросман, А. Ахматова, Н. Гумилева. Назвать возвращенные «полочные» фильмы: «Агония» Э. Климова, «Комиссар» А. Смирнова и др.

В конце лекции в качестве выводов можно отметить:

- Существенное воздействие на художественную культуру оказали сложные противоречивые процессы в общественно-политической и экономической жизни страны.

- Процессы, протекающие в обществе и усиление демократических тенденций, способствовали появлению произведений в искусстве связанных с переосмыслением истории России, советского народа.

- Какую бы тему не рассматривало искусство – в центре был человек, его патриотические и нравственные устои.



Вопросы студентам для самоконтроля

  • Назовите наиболее значительные литературные произведения данного периода.

  • Какие вы знаете произведения киноискусства, исследующие нравственные проблемы общества?

  • Какие посмотрели спектакли, посвященные проблемам защиты Отечества?

Тема: «Актуальные проблемы современной художественной культуры России» завершает цикл лекций по дисциплине. В ходе ее рассмотрения рекомендуется остановиться на анализе процесса демократизации общества, роста национального самосознания, появления новых проблем и противоречий. Появление многопартийной системы и плюрализация мировоззренческих позиций оказали существенное влияние на художественную культуру. Преподавателю желательно подтвердить это положение на примерах искусства. Важными положениями в раскрытии темы являются сложившиеся в искусстве комерцианализация искусства, пересмотр нравственных ценностей, отражение исторических процессов. Противоречия между накопленными художественными ценностями и их бытованием; взаимоотношения классического и массового искусства, взаимосвязь профессионального, народного и самодеятельного искусства. Рассматривая названные положения, рекомендуется не «скатываться» на бытовой уровень, а показывать их тенденции, положительных и отрицательных сторон.



Вопросы студентам для самоконтроля

  • Назовите основные направления демократизации общества влияющие на художественную культуру.

  • Какие современные произведения искусства вы знаете о трудовых буднях железнодорожника?

  • Какие, на ваш взгляд есть плюсы и минусы «Политического диктата» и «Диктата рынка»?


Практическое занятие

Тема: Актуальные проблемы современной художественной культуры России.



План проведения:

1. Демократизация общества, рост национального самосознания: проблемы и противоречия.

2. Нравственные ценности в произведениях современного искусства.

3. Свобода творчества и комерцианализация в искусстве.

Главная задача семинарского занятия состоит в том, чтобы студенты правильно оценили процессы, протекающие в обществе и искусстве. Получили опыт самостоятельного анализа значимости произведения искусства для новой России и лично каждому.

При подготовке к данному занятию преподавателю желательно дать рекомендации студентам по подготовке к занятиям. Эффективность занятия будет выше, если на занятиях будет преобладать творческий дух, свобода изложения своей точки зрения на базе изученной литературы. По возможности необходимо использовать технические средства – выставку литературы, а также творческие работы студентов. Рекомендуется, чтобы студенты увязывали излагаемый материал со своей профессиональной деятельностью. При подведении итогов семинарского занятия преподавателю важно обобщить высказанные идеи студентов, сильные и слабые выступления и в целом данного занятия.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

РОССИЙСКАЯ ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА (РОАТ МИИТ)

Кафедра «Философия, социология и история»

Автор Игнатов Вячеслав Сергеевич, кандидат философских наук, профессор


МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ




Художественная культура России XIX – XX вв.

(название)

Москва 2010 г.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА ПО

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ 19-20 ВЕКОВ


  1. Сущность, содержание и структура культуры.

  2. Закономерности и социальные функции культуры.

  3. Понятие, структура художественной культуры.

  4. Влияние общественной ситуации России на развитие художественной культуры первой половины 19 века.

  5. Характерные особенности художественной культуры России первой половины 19 века.

  6. Литература первой половины 19 века (А.С. Пушкин, В.Г. Белинский).

  7. Русский театр первой половины 19 века.

  8. Музыка первой половины 19 века (М.И. Глинка, А.С. Дрогомижский)

  9. Архитектурные стили первой половины 19 века.

  10. Живописный романтизм О.Кипренского, классицизм К.Брюлова.

  11. Живописный реализм А.Венецианова и П.Федотова.

  12. Социально-экономическая и политическая жизнь России второй половины 19 века и ее влияние на художественную России.

  13. Товарищество передвижников, его противостояние академизму.

  14. Социально-политические мотивы творчества П.Репина, В.Сурикова.

  15. Музыкальная культура России второй половины 19 века.

  16. Творчество П.И. Чайковского.

  17. Серебряный век русской поэзии.

  18. Русский авангард второй половины 19 века. (А.Н. Островский, М.Н. Ермолова, П.А. Стрепетова, М.П. Щепкин)

  19. Театральная культура второй половины 19 века.

  20. Сущность культурной революции и ее влияние на художественную культуру.

  21. План монументальной пропаганды.

  22. Тема революции и гражданской войны в произведениях М.Горького, А.Блока, В.Маяковского, М.Булгакова.

  23. Отечественное киноискусство 20 – 30-х годов.

  24. Изобразительное искусство 20 – 30-х годов (К.Петров-Водкин, И.Шадр, Б.Иогансон).

  25. Военно-патриотическая тема в художественном творчестве К.Симонова, И.Эренбурга, А.Твардовский и др.

  26. Документальный кинематограф ВОВ.

  27. Художественный кинематограф ВОВ.

  28. Изобразительное искусство ВОВ.

  29. Театрально-концертные бригады на фронтах ВОВ.

  30. Музыкальная культура периода ВОВ.

  31. Культурная политика в период оттепели (50 – 60 г).

  32. Трудовой героизм народа в произведениях искусства в 50 – 60 года.

  33. Перестройка гласности и ее значение в перестройке художественной культуры.

  34. Массовая западная культура в России.

  35. Возвращение запрещенных произведений искусства.

  36. Художественная культура в условиях перехода к рынку.

  37. Отражение исторических процессов в современных художественной культуре.

  38. Взаимопомощь профессионального, народного и самодеятельного творчества.

  39. Современные модели многонациональной Русской культуры.

  40. Отражение темы труда и героизма работников ж.д. транспорта в современных произведениях искусства.






<< предыдущая страница