Методические рекомендации по дисциплине сд. Ф новейшая история стран запада - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Кафедра истории мировых цивилизаций Е. Н. Пашенцев 3 396.84kb.
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине... 1 275.3kb.
Учебно-методический комплекс учебная дисциплина: новейшая история... 5 1330.36kb.
Программа дпп. Ф. 01. Всеобщая история Новейшая история стран Азии... 1 155.63kb.
Методические рекомендации к практической работе №7 по дисциплине... 1 83.78kb.
Методические рекомендации студентам по подготовке к практическим... 1 312.97kb.
Рабочая программа учебная дисциплина 5 1864.91kb.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине... 1 117.29kb.
Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «история государства и... 1 37.64kb.
Методические рекомендации по «Введению» (7 класс) Поурочные рекомендации... 5 1749.29kb.
Вопросы к зачету по дисциплине «История государства и права зарубежных... 1 37.28kb.
Блок 8 Вопрос 54 1 168.65kb.
- 4 1234.94kb.
Методические рекомендации по дисциплине сд. Ф новейшая история стран запада - страница №1/1

Чапенко А.А., к.и.н., доцент

Методические рекомендации по дисциплине

СД.Ф.4.3. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЗАПАДА
I. Семинарские занятия
1. Подготовка к семинарским занятиям
Семинар (от лат. seminarium – рассадник) – это вид групповых занятий по какой-либо научной или учебной проблеме. Семинарские занятия являются одной из важнейших форм аудиторной учебной работы студента вуза.

Главная цель семинара – подготовка и обсуждение студентами в группе определенной темы по заранее предложенному плану. Поэтому подготовка к семинару должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить готовность студента к освещению любого из вопросов предложенного плана.



Этапы подготовки к семинарскому занятию:

  • Необходимо заранее ознакомиться с темой, планом очередного семинарского занятия, списком источников и литературы к нему.

  • Освоение темы, вынесенной на семинар, следует начинать с изучения соответствующих глав (или параграфов) в учебной литературе, а также лекционного материала, соответствующего данной теме.

  • Следующим этапом подготовки к семинару является изучение указанных в списке источников по теме. Как правило, источники сгруппированы в практикумах, хрестоматиях, сборниках документов. Работа над источником – важнейшая задача студента при подготовке к семинару.

  • После изучения источников следует обратиться к монографической литературе по вынесенной на семинар теме. В ходе знакомства с ней студент должен уяснить основные аспекты изучаемой темы, ее трактовку в научной литературе, степень изученности данной темы в исторической науке, дискуссионные вопросы и т.д.

  • В ходе подготовки к семинару рекомендуется составлять конспекты к каждому занятию. В них должны содержаться выписки из источников и специальной литературы, отражающие готовность студента к обсуждению вопросов предложенного плана. Поэтому целесообразно организовывать конспекты таким образом, чтобы материал в них размещался не сплошным текстом, но точно соответствовал бы вопросам плана.

Семинарские занятия проходят в форме обсуждения в группе вопросов плана заявленной темы. Как правило, по каждому из вопросов выступает основной докладчик, который должен осветить все основные аспекты данного вопроса (подпункта) плана; затем студенты в свободной форме дополняют или, по необходимости, исправляют основное сообщение. Иногда студентам предлагается заранее подготовить сообщения по тем или иным проблемным аспектам темы. Практически каждая тема семинарского занятия содержит доклады по персоналиям, которые также необходимо подготовить в дополнение к конспектам семинара.

Сообщения студентов должны отражать их знакомство с источниками и основной литературой по теме. Выступления студентов по учебнику не допускаются. Обсуждение вопросов плана происходит в соответствии с правилами научной дискуссии и полемической этики.



2. Темы семинарских занятий

Семинарское занятие № 1
ПЕРИОД «НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИИ» В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ (1944-1947 гг.).
План:


  1. Восстановление национальной независимости и ликвидация фашистских режимов в странах Восточной Европы. «Экспорт революции» советскими войсками или народно-демократические революции?

  2. Социально-экономическое и политическое положение стран Восточной Европы к моменту создания национальных народно-демократических правительств.

  3. Народные фронты и национальные правительства в странах Восточной Европы в 1944-1946 гг. и их социально-экономические преобразования.

  4. Режим «народной демократии» и особенности строительства социализма в странах Восточной Европы. Положение компартий этих стран к 1947 г.

  5. Страны Восточной Европы в системе послевоенных международных отношений.


Источники и литература:
-Хрестоматия по новейшей истории. Документы и материалы. 1945-1961. –Т.III. –М., 1961.

-Валеева Е.Л. Политические процессы в Болгарии 1944-1948гг. // Славяноведение. –1999. -№4.

-Вознесенский В.Д. Кризис монархо-фашистской власти в Болгарии // Новая и новейшая история. –1986. -№6.

-Волокитина Т.В. и др. Народная демократия – миф или реальность?

– М., 1993.

-Жигня К.Л. Подготовка и заключение мирных договоров с Болгарией, Венгрией и Румынией после II Мировой войны. – Кишинев, 1981.

-История Венгрии. – Т.3. –М., 1972.

-Краткая история Албании. -М., 1992.

-Краткая история Румынии. -М., 1987.

-История Румынии. – Т.2. –М., 1971.

-Краткая история Чехословакии. -М., 1988.

-Краткая история Болгарии. –М., 1987.

-Краткая история Венгрии. –М., 1991.

-Краткая история Польши –М., 1993.

-Краткая история Югославии. –М., 1988.

-Лебедев Н.И. Крах фашизма в Румынии. –М., 1976.

-Матоушек С. Положение национального фронта в политической

системе ЧССР. –М., 1979.

-Милякова Л.Б. План Маршала и Польша // Славяноведение. –1998. -№5.

-Нежинский Л.Н., Пушкаш А.И. Борьба венгерского народа за установление и упрочнение народно-демократического строя 1944-1948. –М., 1961.

-Освободительная миссия Советских вооруженных сил на Балканах. –М., 1989.

-Очерки новой и новейшей истории Венгрии. –М., 1963.

-Парсаданова В.С. Советско-польские отношения 1945-1949гг. –М., 1990.

-Политические системы СССР и стран Восточной Европы. –М., 1991.

-Поп И.И. Чехословакия – Советский Союз. 1941-1947. –М., 1990

-Рапош П. Чехословакия: путь к социализму. – М., 1988.

-Советский фактор в послевоенной Восточной Европе / В кн.: Советская

внешняя политика в годы «холодной войны». –М., 1995.

-Строительство основ социализма в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. –М., 1991.

-Шевяков А.А. Отношения между Советским Союзом и Румынией.

1944-1949гг. –М., 1985.

-Язькова А.А. Восточная Европа в политике СССР и США (1944-1945)

// Новая и новейшая история. –1991. -№3.
Методические рекомендации
Семинар, посвященный началу построения социализма в странах Восточной и Юго-Восточной Европы, является вводным среди комплекса практических занятий, в которых рассматривается история социалистических государств Европы.

Основной целью данного занятия является рассмотрение достаточно короткого периода в историях Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии и Болгарии – 1944-1947гг. Однако, в эти три-четыре года произошли кардинальные изменения в политическом, партийном, экономическом и социальном развитии этих государств. Все они, после свержения фашизма, через относительно короткий период т.н. «народной демократии» перешли к построению социализма. Причем, несмотря на индивидуальные особенности, в целом, этот процесс во всех государствах имел сходные черты и поэтому данный семинар рассматривает все процессы не конкретно по странам, а в комплексе, выделяя общие процессы и тенденции в переходе от «народной демократии» к социализму.

Приступая к характеристике периода «народной демократии», надо охарактеризовать обстановку в странах Восточной и Юго-Восточной Европы на завершающем этапе Второй мировой войны (1944-1945гг.) и попытаться обоснованно объяснить чем же было вступление Красной Армии на территорию этих стран – освобождением от фашизма или новой попыткой экспорта мировой революции.

Затем, необходимо рассмотреть процесс образования Народных фронтов и правительств «народной демократии» в 1944-1946гг., особенности их внутренней политики, положение коммунистических партий в этих странах и общие настроения в массах относительно коммунистов и социалистов.

В завершении занятия надо выделить факторы, предопределившие установление в Польше, Чехословакии, Болгарии, Румынии и Югославии коммунистических режимов, роль начавшейся «холодной войны» в этом процессе, отношение И.В. Сталина к построению социализма в государствах Восточной Европы, возможные альтернативы дальнейшего развития этих стран в случае отказа от построения социалистической модели.
Семинарское занятие № 2
СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ

ХХ ВЕКА. ПОЛЬША.
План:


  1. Становление политической системы ПНР.

  2. Социально-экономическое и политическое развитие Польши в 40-70-е гг. ХХ века. Кризисы 1968 и 1970гг.

  3. Польская Народная Республика в конце 70-х годов: нарастание кризисных моментов во внутриполитическом курсе ПНР.

  4. Кризис «польского социализма» в 80-е годы ХХ века. События 1981г. в ПНР. История движения «Солидарность».

  5. Ликвидация социалистической системы в Польше в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХв.

  6. Польша на современном этапе исторического развития. Польша и НАТО.

    • Доклады: Б. Берут, В. Гомулка, Э. Герек, В. Ярузельский, Л. Валенса, А. Квасьневский.


Основная литература:
-Борецкий Р. Восхождение Л. Валенсы // Новое время. -990. -№19.

-Борецкий Р. Шок по Бальцеровичу // Новое время. –1993. -№15.

-Борецкий Р. Место в истории для генерала Ярузельского // Новое время. –1991. -№37-38.

-Брониславский Е. Польский диалог. –М., 1990.

-Бухарин Н.И. Польская Народная республика. –М., 1989.

-Бухарин Н.И., Синицына И.С., Чудакова Н.А. Польша: десять лет по пути реформ // Новая и новейшая история. –2000. -№4.

-Василевский А. Восток, Запад и Польша. –М., 1989.

-Воронков В.И. События 1980-1981гг. в Польше. Взгляд со Старой площади // Вопросы истории. –1995. -№10.

-Дубнов В. Страна, которая переехала на Запад // Новое время. -1997. -№47.

Краткая история Польши –М., 1993.

-Матвеев Г.Ф. Польша при коммунистическом режиме // История. –1994. -№14.

-Павлов В.Г. Руководители Польши глазами разведчика (1973-1984). –М., 1998.

-Политические системы СССР и стран Восточной Европы. –М., 1991.

-Политический портрет Л. Валенсы. –М., 1992.

-Фадеев М.В. СЭВ. –М., 1974.

-Филиппов Г. Диктатор, которого мучает совесть: О бывшем Президенте Польши -В. Ярузельском // Независимая газета. –2000. –25 мая.

-Ярузельский В. Мне чужда храбрость петуха // Новое время. –1992. -№25.
Методические рекомендации
Цель семинарского занятия состоит в изучении основных этапов истории Польши после окончания Второй мировой войны и до настоящего времени. Первый вопрос плана требует освещения становления политической системы Польской Народной республики. Особое внимание при подготовке ответа следует обратить на особенности политической ситуации в Польше и специфические особенности польской экономики, что предопределило особые пути построения социализма в Польше. Это, прежде всего, относится к процессу коллективизации, на которую у руководства ПНР в лице В. Гомулки была своя точка зрения. Также надо охарактеризовать процесс оформления однопартийной диктатуры Польской объединенной рабочей партии на основе объединения нескольких партий.

Характеризуя события 1981г., прежде всего необходимо осветить предысторию этого конфликта, остановившись на особенностях экономической и социальной политики польского правительства в 70-е гг. ХХ в., которая и предопределила начало глубокого экономического и политического кризиса. Желательно обрисовать основные этапы создания профсоюза «Солидарность» и рассмотреть биографию Л. Валенсы. Важно также рассмотреть путь преодоления кризиса 1981г., оценить роль В. Ярузельского в этих событиях и попытаться чем был совершенный им военный переворот – попыткой спасения Польши от ввода советских войск новым витком коммунистической реакции в ПНР.

Освещая процесс свертывания социализма в Польше, необходимо выделить характерные черты этого процесса. Показать роль профсоюза «Солидарность» в демонтаже ПНР. Нуждаются в анализе внутренняя и внешняя политика Л. Валенсы, рыночные реформы и «шоковая терапия» Л. Бальцеровича.

Завершая занятие, необходимо остановиться на современной политической и экономической обстановке в Польше, показать основные направления политики президента А. Квасьневского и отношения Польши с НАТО, ЕЭС, Россией, Германией и США.



Семинарское занятие № 3

СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ

ХХ ВЕКА. ВЕНГРИЯ.

План:


  1. Социально-экономическое и политическое развитие Венгерской Народной республики в 40-50-е годы ХХ в.

  2. Антикоммунистическое восстание в Венгрии в 1956г.: причины, ход, итоги и значение.

  3. ВНР в 60-80-е годы ХХ века. Характеристика внутриполитического курса Я. Кадара.

  4. Начало свертывания социализма в Венгрии. Всевенгерский демократический форум.

  5. Венгрия на современном этапе исторического развития. Венгрия и НАТО.

    • Доклады: М. Ракоши, И. Надь, Я. Кадар.

Основная литература:
-Венгрия 1956. –М., 1993.

-Дюрко Л. 1956 // Иностранная литература. –1988. -№7-8.

-Желицкий Б.Й. Венгрия 1956 // Новая и новейшая история. –1992. -№3.

-Желицкий Б.Й. Общий кризис «реального социализма» и демократические преобразования в Венгрии // Вопросы истории. –2000. -№6.

-Желицкий Б.Й. Трагическая судьба Ласло Райка. Венгрия 1949. // Новая и новейшая история. –2001. -№ 2,3.

-Исраэлян В.Л., Нежинский Л.Н. Новейшая история Венгрии (1918-1962гг.). –М., 1962.

-Краткая история Венгрии – М., 1991.

-Мусатов В.Л. Венгерское полустолетие // Международная жизнь. –1997. -№4.

-Мусатов В. Кем был Имре Надь? // Правда. –1993. –13 мая.

-Мусатов В.Л. Кем был Имре Надь: путь из сексотов в национальные герои // Новое время. –1993. -№19.

-Мусатов В.Л. Пятьдесят шестой // Новое время. –1993. -№8.

-Мусатов В.Л. События 1956г. в Венгрии и позиция Кремля / в кн.: Осмысление истории. –М., 1996.

-Мусатов В.Л. Трагедия И. Надя // Новая и новейшая история. –1994. -№1.

-Мусатов В.Л. Я. Кадар и время реформ в Венгрии // Новая и новейшая история. –1990. -№3.

-Политические системы СССР и стран Восточной Европы. –М., 1991.

-Родионов Б. Эпоха Кадара ушла, но не пропала // Эхо планеты. –1994. -№50.

-Холлош Э. Чего они добивались. –М., 1969г.

-Янин А.А., Колотков М.А. Венгрия между Западом и Востоком // Мировая экономика и международные отношения. –1995. -№8.



Методические рекомендации
Цель данного семинарского занятия состоит в изучении истории Венгрии в эпоху социализма и в постсоветский период. Вначале необходимо охарактеризовать особенности становления и развития социализма в Венгрии при М. Ракоши в конце 40-х – середине 50-х гг. ХХ в., специфику внутренней политики этого крайне реакционного коммунистического лидера, в частности борьбу с оппозицией в лице Л. Райка и Я. Кадара и экономические преобразования по советскому, сталинскому образцу.

Освещая события 1956г. надо остановиться на причинах и поводе к началу антисоветского восстания в Венгрии. Требует оценки роль Э. Гере и И. Надя в событиях предшествующих массовому выступлению венгерского народа. Желательно отметить характер восстания и определить причины вмешательства СССР и других государств Варшавского договора в венгерских событиях.

Характеризуя политическое и экономическое развитие Венгрии в 60-е – первой половине 80-х гг. ХХ в., необходимо охарактеризовать специфику политического курса и экономические реформы Я. Кадара, определить отношение в современной Венгрии к этому политическому деятелю.

В завершение необходимо охарактеризовать «тихую революцию» в Венгрии, выделив основные этапы отхода страны от социализма. Надо оценить роль Всевенгерского демократического форума в становлении венгерской демократии, осветить ситуацию в современной Венгерской республике, ее внешнюю и внутреннюю политику.


Семинарское занятие № 4
СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ

ХХ ВЕКА. ЧЕХОСЛОВАКИЯ.

План:


  1. Социально-политическое и экономическое развитие Чехословакии в 40-50-е годы ХХ в. События февраля 1948г. в истории ЧССР.

  2. Строительство социализма в Чехословакии в 40-60-е годы ХХ в.

  3. События 1968г. в истории ЧССР. Оценка «пражской весны» современной исторической наукой.

  4. Чехословакия в 70-80-е годы. Нарастание кризисных явлений в политической и экономической жизни страны.

  5. Начало демократических преобразований в ЧССР. Движение «Гражданский форум». Мирная дезинтеграция государства - появление независимых Чехии и Словакии, их развитие в 90-е годы ХХ в.

  6. Чехия и Словакия на современном этапе исторического развития. Перспективы дальнейшего развития этих стран и их сотрудничество с НАТО и ЕЭС.

    • Доклады: К. Готвальд, А. Дубчек, Г. Гусак, В. Гавел.

Источники и литература:
-Документы и материалы по истории советско-чехословацких отношений. – Т.1-2. –М., 1973-1977.

-Советско-чехословацкие отношения 1945-1960гг. –М., 1972.

-Советско-чехословацкие отношения 1961-1971. –М., 1975.

-Елин Л. Братислава наедине с собой // Новое время. –1993. -№5.

-История Чехословакии. – Т.1-3. –М., 1956-1960.

-Ковригин А., Дидусенко А. Спор на Дунайской плотине // Новое время. –1992. -№47.

-Коровицына Н.В. Агония соцмодернизации. –М., 1993.

-Краткая история Чехословакии – М., 1988.

-Латыш М.В. Уроки чехословацкого кризиса 1968 // Новая и новейшая история. –1992. -№6.

-Майоров А.М. Вторжение. Чехословакия. – М., 1998.

-Марьина В.В. Чехословацкий «февраль» 1948 // Вопросы истории. –1998. -№10.

-Млынарж З. Мороз ударил из Кремля. –М., 1992.

-Мурашко Г.П. Февральский кризис 1948г. в Чехословакии и советское руководство // Новая и новейшая история. –1998. -№3.

-Мусатов В.Л. О «пражской весне» 1968г. / В кн.: Осмысление истории. – М., 1996.

-Орлик И.И. Запад и Прага в феврале 1948г. // Новая и новейшая история. –1998. -№2.

-Пихоя Р.Г. Чехословакия 1968г. Взгляд из Москвы // Новая и новейшая история. –1994. -№6; -1995. -№1.

-Политические системы СССР и стран Восточной Европы. –М., 1991.

-Рапош П. Чехословакия: путь к социализму. –М., 1988.

-Стахов А. Потертый бархат чешской революции // Итоги. –1998. -№23.

-Чехословацкая Социалистическая Республика. –М., 1975.

-Фролов В.В. Политические силы в постсоциалистических обществах. Чехия и Словакия // Общественные науки и современность. –1993. -№2.
Методические рекомендации

Данное семинарское занятие посвящено обзору истории Чехословакии в эпоху социализма, а также оценке положения современных Чехии и Словакии. Приступая к работе, необходимо остановиться на положении Чехословакии к началу построения социализма, осветить особенности экономического развития страны, которые предопределили и особенности чехословацкого социализма.

Требует подробного рассмотрения такое важное этапное событие в истории ЧССР. как «Пражская весна». Необходимо отметить предпосылки и причины демократических реформ А. Дубчека, охарактеризовать внутреннюю политику «демократического социализма» и основные этапы свертывания попытки построения «социализма с человеческим лицом». Оценивая события 1968г., также уместно показать отношение армии Чехословакии к началу вторжения войск Варшавского договора и резонанс «Пражской весны» в мире.

Рассматривая экономическое развитие Чехословакии в эпоху Г. Гусака, следует отметить более высокий уровень развития промышленности и сельского хозяйства ЧССР в соцлагере, что предопределило более высокий уровень жизни в сравнении с другими социалистическими странами.

Занятие завершается освещением чехословацкой «бархатной революции», ее специфики и особенностей. Требует анализа работа «Гражданского форума» во главе с В. Гавелом. Особенно стоит выделить процесс борьбы за обеспечение прав человека. Уместно остановиться также на характеристике процесса добровольной дезинтеграции Чехословакии и оценке современного состояния Чехии и Словакии, отношениях этих стран с НАТО, ЕЭС и Россией.
Семинарское занятие № 5
СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ

ХХ ВЕКА. БОЛГАРИЯ.

План:


  1. Социально-экономическое и политическое развитие Болгарии в 40-60-е годы ХХ в. Особенности болгарского социализма.

  2. Строительство социализма в БНР в 70- начале 80-х годов.

  3. Трансформация социалистического режима в Болгарии в конце 80-х годов ХХ века. Болгария в 90-е годы ХХ века.

  4. Болгария на современном этапе исторического развития: перспективы дальнейшего развития, развитие сотрудничества с НАТО и ЕЭС.

    • Доклады: Г. Димитров, Т. Живков, Ж. Желев, П. Стоянов.

Основная литература:

-Благоев Д. Очерки истории социализма в Болгарии. – М., 1989.

-Денчев К. Болгария: время перемен. 1989-1994гг. // Новая и новейшая история. –1994. -№6.

-Койчев Н. Экономические реформы в Болгарии // Проблемы управления. –1994. -№1.

-Краткая история Болгарии. – М., 1987.

-Нарышкин А. Первые дни президента Стоянова // Эхо планеты. –1997. -№47.

-Нарышкин А. Петр Стоянов: Портрет // Эхо планеты. –1996. -№47.

-Политические системы СССР и стран Восточной Европы. – М., 1991.

-Райчев В. Он мечтал о Болгарии в составе СССР // Московские новости. –1998. -№31.

-Смирнов А. Живков и три язвы // Эхо планеты. –1995. -№26.

-Смирнов А. Три часа с Тодором Живковым // Эхо планеты. –1990. -№48-49.

-Советский фактор в послевоенной Восточной Европе / В кн.: Советская внешняя политика в годы «холодной войны». – М., 1995.

-Станилов С. Что происходит сегодня в Болгарии // Российская Федерация. –1996. -№19.
Методические рекомендации
Целью данного занятия является изучение истории Болгарии в эпоху социализма и на современном этапе исторического развития.

Приступая к рассмотрению данных проблем, необходимо остановиться на специфике становления социализма в Болгарии. При этом следует отметить, что в Болгарии становление социализма шло более быстрыми темпами, чем в других восточноевропейских странах и осуществлялось в точном соответствии с советской моделью. Полностью в просоветском русле осуществлялась и внешняя политика Народной Республики Болгарии.

Характеризуя построение социализма в НРБ в 70-80-е гг., необходимо выделить основные черты структурного кризиса социализма в Болгарии и охарактеризовать политику Т. Живкова, в частности попытки реформ конца 70-х гг. ХХ в.

В завершение занятия, необходимо осветить процесс крушения социализма в Болгарии. Уместно отметить отсутствие какой либо организованной оппозиции режима Т. Живкова в Болгарии и мирный характер демонтажа социализма. Желательна оценка современного положения Болгарии, ее связей с НАТО, ЕЭС и Россией.


Семинарское занятие № 6

СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ

ХХ ВЕКА. РУМЫНИЯ
План:


  1. Социально-экономическое и политическое развитие Румынии в 40-60-е годы ХХ в. Особенности румынского социализма.

  2. Строительство социализма в СРР в 70- начале 80-х годов. Характеристика особенностей внутренней и внешней политики Н. Чаушеску.

  3. Румынская революция 1989 года: ход, итоги, последствия.

  4. Румыния на рубеже столетий. Перспективы дальнейшего развития страны. Отношения с НАТО и ЕЭС.

    • Доклады: Г. Георгиу-Деж, Н. Чаушеску, И. Илиеску.

Основная литература:
-Бэр Э. Целуй руку, которую не можешь укусить [о Н. и Е. Чаушеску] // Иностранная литература. –1992. -№4.

-Краткая история Румынии. – М., 1987.

-Морозов Н. Ион Илиеску: политический портрет // Эхо планеты. –1990. -№35-36.

-Паньев Н.И. Чаушеску и Живков. – М., 1990.

-Пещерский В. Бесславный конец: Взлет и падение клана Чаушеску // Новое время. –1990. -№2.

-Писмаров В. Сны о великой державе // Новое время. –1994. -№1.

-Потапов В.И. Судьба диктатора Чаушеску // Новая и новейшая история. –1990. -№4.

-Проблемы внутри- и внешнеполитической истории Румынии в новое и новейшее время. – Кишинев, 1988.

-Цейтлин А. Бухарест: пейзаж после битвы // Новое время. –1996. -№8.
Методические рекомендации
Семинарское занятие, посвященное истории Румынии во второй половине XX века имеет своей целью, прежде всего, рассмотрение специфики построения социализма в Румынии и историю Социалистической Республики Румынии в послевоенный период и в 50-80-е гг. Безусловно, что характеризуя румынский социализм нельзя не остановиться на оценке такой одиозной фигуры в истории не только Румынии, но и социалистического лагеря в целом, как Н. Чаушеску. Рассматривая Румынию эпохи Н. Чаушеску надо рассмотреть специфику особого внешнеполитического курса, отношение к событиям в Чехословакии в 1968г., отношения с КНР. Нуждается в подробном рассмотрении и внутренняя политика тоталитарного кланово-семейного режима Н. Чаушеску, его крайне консервативная экономическая политика и стремление любой ценой избежать демократического обновления, что и стало главной причиной стихийного народного восстания, свержения и гибели Н. Чаушеску.

В завершение необходимо дать оценку политической, экономической и социальной обстановки в Румынии, ее отношениям с ЕЭС, НАТО и Россией.



Семинарское занятие № 7

СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ

ХХ ВЕКА. ГДР.
План:

  1. Создание Германской Демократической республики. Особенности социализма в ГДР. «Социалистическая альтернатива ФРГ».

  2. Германская Демократическая республика в системе международных отношений 50-70-х годов ХХ в. Отношения с ФРГ. Проблема Западного Берлина (1960-1961гг.).

  3. Социально-экономическое и политическое развитие ГДР в 50- 60е годы ХХ в.

  4. «Эра Хонеккера» (1971-1989гг.). Социально-экономическая и политическая ситуация в ГДР к концу 80-х годов ХХ в.

  5. Место ГДР в истории Европы второй половины ХХ в. Современное положение земель бывшей ГДР в составе ФРГ.

    • Доклады: В. Пик, О. Гротеволь, В. Ульбрихт, Э. Хонеккер.


Основная литература:

-Бонвеч Б., Филитов А. Как принималось решение о возведении Берлинской стены // Новая и Новейшая история. –1999. -№2.

-Висков С.И., Кульбакин В.Д. Союзники и «германский вопрос». 1945-1949. –М., 1990.

-Внешняя политика и международные отношения ГДР. –М., 1974.

-Германская история в новое и новейшее время. –Т.2. –М., 1970.

-Елисеев М.Г., Снапковский В.Е. Два германских государства и европейская безопасность. –Минск, 1989.

-Кульбакин В.Д. Очерки новейшей истории Германии. –М., 1962.

-Остерман К. США и события 17 июня 1953г. в ГДР // Вопросы истории. –1999. -№2.

-Павлов Н.В. Германия на пути в третье тысячелетие. Пособие по страноведению. –М., 2001.

-Последний год ГДР. –М., 1993.

-Филитов А.М. Германский вопрос: от раскола к объединению. –М., 1993.

-Черняев А. Объединение Германии // Свободная мысль. –1997. –№8. -«Холодная война». Новые подходы, новые документы. –М., 1995.


Методические рекомендации
Целью данного семинарского является освещение основных этапов становления, развития и крушения Германской Демократической республики.

Приступая к работе над данной темой, необходимо остановиться на проблеме создания ГДР и определить роль «холодной войны» в процессе послевоенной дезинтеграции Германии. Также необходимо обосновать, что создание Германской Демократической республики стало реакцией СССР на начало создания странами Запада сепаратного западногерманского государства.

Освещая особенности политического и социально-экономического развития ГДР, необходимо охарактеризовать государственное устройство ГДР, показать место Германской Демократической республики в составе СЭВ и Организации Варшавского договора. Надо выявить специфику построения социализма в ГДР, взаимоотношения между двумя германскими государствами, место Западного Берлина в истории как «холодной войны» (Берлинские кризисы 1948-1949гг. и 1961г.), так и взаимоотношений между ФРГ и ГДР.

Оценивая развитие ГДР при Э. Хонеккере, надо отметить усиление консервативных тенденций в руководстве СЕПГ, что отразилось как в экономическом, так и политическом курсе Германской Демократической республики. Желательна оценка взаимоотношений лидера ГДР и М.С. Горбачева, отношение Э. Хонеккера к перестройке и центробежным процессам в Советском Союзе.

Характеризуя основные этапы кризиса и крушения ГДР, отдельного разговора заслуживает проблема произошедшего в 1990г.: воссоединение Германии или поглощение Федеративной Республикой Германией Германской Демократической республики.

В завершении занятия, уместно охарактеризовать современное состояние земель бывшей ГДР в составе ФРГ и оценить экономические и социальные проблемы, стоящие перед Восточной Германией.


Семинарское занятие № 8
СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ

ХХ ВЕКА. ЮГОСЛАВИЯ.

План:


  1. Образование ФНРЮ. Особенности югославского социализма. Советско-югославские отношения в 40-50-е годы ХХ в.

  2. Создание СФРЮ. Югославия в 60-70-е годы (характеристика политического и социально-экономического развития). Конституция 1974г. и ее значение.

  3. Строительство социализма в Югославии после смерти И.-Б. Тито (в 80-е годы).

  4. Распад Югославии и его последствия. Образование независисмых государств из республик бывшей СФРЮ. Войны в Хорватии и Боснии-Герцоговине. Их итоги и значение.

  5. Сербия, Черногория, Хорватия, Босния, Словения, Македония и автономный край Косово на современном этапе исторического развития. Косовская проблема.

    • Доклады: И.-Б. Тито, С. Милошевич.


Основная литература:
-Арбатова Н. Мир или перемирие? // Мировая экономика и международные отношения. –1998. -№9.

-Боровой Я. Счастливчики на Балканах // Новое время. –1994. -№33.

-Брагин Ю.А. Распад Югославии // Международная жизнь. –1995. -№4-5.

-Волков В.К. Трагедия Югославии // Новая и новейшая история. –1994. -№4-5.

-Гиренко Ю.С. И.-Б. Тито – политическая биография // Новая и новейшая история. –1990. -№2-3.

-Гиренко Ю.С. СССР – Югославия. 1948 // Новая и новейшая история. –1988. -№4.

-Гиренко Ю.С. Сталин – Тито. –М., 1991.

-Гиренко Ю.С. Югославия: система самоуправления, политика неприсоединения //

-Дубнов В. Начало конца войны // новое время. –1999. -№23.

-Исламов Т.М. Югославия: от объединения к разъединению // Вопросы истории. –2001. -№5.

-Качалин К. Из диссидентов в президенты [А. Изитбегович] // Интерфакс – Аргументы и факты. –1997. -№43.

-Кинзер С. «Демократ» с диктаторской жилкой: О президенте Хорватии Ф. Туджмане // Федерация. –1993. –21 августа.

-Краткая история Югославии. –М., 1988.

-Михайлович К. Экономическая действительность Югославии. – М., 1986.

-Никифоров К. Югославские народы в ХХ в. // История. –1995. -№30.

Новая и новейшая история. –1989. -№2.

-Новые государственные образования на территории бывшей Югославии // Зарубежное военное обозрение. –1994. -№6.

-Рябов И. Последняя битва за Бихач // Новое время. –1994. -№48.

-Симич П. Гражданская война в Югославии. Причины и последствия // Международная жизнь. –1993. -№7.

-Симич П. Неизвестный Тито // Новое время. –1990. -№42.

-Трифонов Е. Ловушка для Запада // Новое время. –1999. -№17-18.

-Тягуненко Л.В. Союзная республика Югославия на рубеже ХХI века // Новая и новейшая история. –2001. -№3.


Методические рекомендации
Данное семинарское занятие имеет своей целью показать генезис государства Югославии в послевоенный период, кризис и крушение этой страны, современное состояние республик бывшей Югославии.

Приступая к рассмотрению данной темы, необходимо, прежде всего, осветить специфику становления Федеративной Народной республики Югославия после окончания войны. Важно дать оценку политическим и национальным проблемам, возникавшим по ходу этого процесса, показать роль И.-Б. Тито в создании социалистической Югославии. Всесторонней характеристики требует специфика югославского самоуправленческого социализма, его сильные и слабые стороны, особенно экономическая политика Й-Б. Тито. Характеризуя развитие Югославии в 50-70-е гг., желательно осветить особенности отношений с СССР, странами социалистического лагеря и странами Запада. Уместным будет так же и анализ национальной политики И.-Б. Тито и характеристика конституции 1974г.

В вопросе, касающемся дезинтеграции Югославии, необходимо определить период, когда эти процессы приняли необратимый характер и насколько они были связаны со смертью И-Б. Тито и началом перестройки в СССР. Освещая собственно распад СФРЮ, надо показать эволюцию этого процесса в Словении, Хорватии и Боснии-Герцоговине. Используя карту, необходимо отметить территории этих республик, определить анклавы сербов в Хорватии и Боснии, мусульманские и хорватские анклавы в Боснии и Герцоговине. Необходимо показать, в чем заключались противоречия между этими этническими группами, и что привело к началу полномасштабной войны в Хорватии и Боснии. Освещая эти конфликты, надо охарактеризовать планы Запада относительно их урегулирования и интересы каких сторон были максимально учтены.

Анализируя косовский конфликт, желательно оценить обстановку в Автономном крае Косово до ввода туда сербских войск и сил правопорядка. Уместно показать причины ввода армии и милиции и их действия в отношении албанских сепаратистов, а также реакцию НАТО и России на косовский кризис.



В завершении занятия, необходимо остановиться на освещении современной обстановке в Сербии, Черногории, Хорватии, Македонии и Словении, на интеграции этих стран в Европу и НАТО, на специфике отношений с Российской Федерацией.
II. Рефераты по теме
1. Подготовка рефератов
Реферат (от лат. refero – докладываю, сообщаю) – это краткое изложение в письменной форме результатов изучения научной проблемы на определенную тему, включающее в себя обзор соответствующих источников или литературы и имеющее научно-информационное назначение.

Основные требования, предъявляемые к реферату:

  • Реферат выполняется в рукописном варианте, в тетради на 12-18 листов или машинописном (компьютерном) вариантах.

  • На титульном листе указывается фамилия и имя студента, литера группы и № курса, тема реферата, год написания ФИО преподавателя.

  • Объем работы конкретных рамок не имеет, но должен насчитывать не менее 10 листов в стандартной тетради на 12 листов, либо 12-15 листов в машинописном варианте, на листах формата А4, 14-м шрифтом, с полуторным межстрочным интервалом.

  • Обязательно наличие в конце работы списка использованных источников и литературы (не менее 6 проработанных хрестоматий, учебников, монографий или статей периодики). Делать сноски постранично необязательно.

  • В случае отсутствия со стороны студентов интереса к предлагаемым темам, они имеют возможность предложить собственные темы не выходящие за временные рамки курса.


2. Рекомендуемые темы рефератов.


  1. Результаты и последствия Второй мировой войны.

  2. Роль плана Маршалла в восстановлении экономики послевоенной Европы.

  3. Берлинский кризис 1948г.: причины, суть и итоги.

  4. Создание блока НАТО.

  5. Характеристика «справедливого курса» Г. Трумэна.

  6. Ультраправые тенденции во внутренней политике США. Маккартизм.

  7. Д. Эйзенхауэр – генерал и политик.

  8. Социальная политика лейбористского кабинета К. Эттли в Великобритании после Второй мировой войны

  9. Государственное устройство Франции по конституции IV республики.

  10. Алжирская проблема в истории Франции.

  11. Экономическая реформа 1948г. в западных оккупационных зонах Германии.

  12. Формирование блока ХДС/ХСС и его политика в первые послевоенные годы.

  13. Роль К. Аденауэра и Л. Эрхарда в создании ФРГ.

  14. Причины «германского экономического чуда».

  15. Италия в послевоенное время. Характеристика конституции 1947г.

  16. Основные факторы экономического подъема в Италии в 50-е гг. ХХ в.

  17. Берлинский кризис 1961г. и строительство Берлинской стены.

  18. Карибский кризис 1962г.: истоки, эволюция, проблемы разрешения.

  19. Проблемы сокращения ядерных вооружений в международных отношениях. Характеристика договоров ОСВ-1 и ОСВ-2.

  20. Политический портрет Д. Кеннеди.

  21. Расовые проблемы в США после Второй мировой войны и их разрешение. Мартин Лютер Кинг.

  22. Развитие профсоюзного движения в США после Второй мировой войны.

  23. «Студенческая революция» 1968г. во Франции.

  24. Становление V республики во Франции.

  25. Ш. де Голль во главе V республики: анализ внешней и внутренней политики.

  26. Голлизм и голлисты.

  27. «Большая коалиция» К. Кизингера и политика «глобального регулирования» в ФРГ.

  28. В Брандт: политический портрет на фоне эпохи.

  29. История взаимоотношений ФРГ и ГДР.

  30. Социально-экономическое развитие Италии в 50-70-е гг. ХХ в.

  31. Причины и значение структурного экономического кризиса первой половины 70-х гг. ХХ в.

  32. Р. Рейган и «Рейганомика».

  33. Политический портрет М. Тэтчер.

  34. Франция в эпоху Ф. Миттерана.

  35. Характеристика неоконсервативной политики Г. Коля.

  36. Кризис «левоцентризма» в Италии в 70-е гг. ХХ в.

  37. Период «народной демократии» в странах Восточной Европы.

  38. Антисоветское восстание в Венгрии 1956г.: причины, ход, итоги и значение.

  39. «Пражская весна» 1968г. в истории социалистического лагеря.

  40. Характеристика югославского «самоуправленческого социализма».

  41. Й.Б. Тито – портрет на фоне эпохи.

  42. Венгрия в эпоху Я. Кадара.

  43. События 1981г. в Польше. Роль профсоюза «Солидарность» и генерала В. Ярузельского в этих событиях.

  44. Политический портрет Н. Чаушеску.

  45. США в эпоху президентства У. Клинтона.

  46. Агрессивный курс во внешней политике США на рубеже XX-XXI вв.: борьба с международным терроризмом или расширение сфер влияния.

  47. Основные этапы европейской экономической и политической интеграции.

  48. Великобритания на современном этапе исторического развития.

  49. Внутренняя и внешняя политика современной Франции.

  50. ФРГ в эпоху Г. Шредера: основные направления внешней и внутренней политики.

  51. Кризис политической системы Италии в начале 90-х гг. ХХ в. Современная политическая ситуация в Италии.

  52. Мировой финансовый кризис 2008г. и его влияния не экономическое и политическое развитие стран Европы и Америки.


III. Вопросы к экзамену
1. Особенности генезиса стран Европы и Америки во второй половине XX – начале XXI веков. Хронология и внутренняя периодизация Новейшей истории стран Европы и Америки после 1945г.

2. Международные отношения после окончания Второй мировой войны (1945 – середина 50-х гг. ХХ в.).

3. Соединенные Штаты Америки во второй половине 40-х – 50-х гг. ХХ в.

4. Великобритания во второй половине 40-х – 50-х гг. ХХ в.

5. Четвертая республика во Франции.

6. Послевоенная дезинтеграция Германии.

7. ФРГ в «эпоху Аденауэра».

8. Италия во второй половине 40-х – 50-х гг. ХХ в. Особенности политического курса Христианско-демократической партии.

9. США в «бурные шестидесятые годы» и в начале 70-х гг. ХХ в.

10. Великобритания в 60-е – начале 70-х гг. ХХ в.: между консерваторами и лейбористами.

11. Пятая республика во Франции. Особенности внутренней и внешней политики Ш. де Голля.

12. Постголлизм: Франция в эпоху президентства Ж. Помпиду и В. Жискар д’Эстэна.

13. Федеративная Республика Германия в 60-е – начале 70-х гг. XX в.

14. Италия в 60-е – начале 70-х гг. ХХ в. Характеристика политики «левоцентризма».

15. Структурные и экономические кризисы 70-х гг. ХХ в. в странах Запада. Основные направления и этапы становления постиндустриального информационного общества.

16. США в середине 70-х – 80-х гг. ХХ в. Рейганомика.

17. Великобритания в середине 70-х – 80-х гг. ХХ в. Тэтчеризм.

18. Франция при Ф. Миттеране. Специфика политического курса социалистов.

19. Консервативная политика в ФРГ в эпоху Г. Коля.

20. Объединение Германии и проблема адаптации восточной части страны.

21. Италия в середине 70-х – 80-х гг. ХХ в. «Неоконсервативная волна»

22. США на современном этапе исторического развития.

23. Великобритания на рубеже XX-XXI вв.

24. Франция на современном этапе исторического развития.

25. ФРГ на рубеже XX-XXI вв.

26. Италия на современном этапе исторического развития.

27. Основные этапы зарождения и становления ЕЭС/ЭС.

28. Период «народной демократии» в странах Центральной и Юго-Восточной Европы (1944-1947гг.).

29. Польша в эпоху социализма.

30. Чехословакия в эпоху социализма. Характеристика событий 1968г.

31. Венгрия: генезис социализма от М. Ракоши до Я. Кадара.

32. Болгария в эпоху социализма.

33. Румыния в эпоху социализма. Характеристика политического курса Н. Чаушеску

34. ГДР: история создания, становление, развитие и крушение.

35. Югославия в эпоху «самоуправленческого социализма». Кризис и распад СФРЮ.

36. Страны Восточной и Юго-Восточной Европы на современном этапе исторического развития: проблемы и перспективы развития.