Методическая разработка урока «изменения политической системы» (9 класс) Тема: «ссср в 1945- 1953 гг.» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическая разработка итогового урока по истории Тема: СССР в 1953-1964 гг. 1 235.08kb.
Методическая разработка итогового урока по истории: «ссср в 1953-1964 гг. 1 47.47kb.
Методическая разработка урока Организационная информация Тема урока... 1 134.56kb.
Методическая разработка для студентов по теме: «предметы ухода» по... 1 163.61kb.
Сахаров Андрей Дмитриевич Часть 1 1 76.29kb.
Лабораторная работа №1 Политическое развитие в 1945 1953 гг. 1 121.44kb.
Методическая разработка урока физики к дню космонавтики: "Современное... 1 115.26kb.
Методическая разработка по проведению урока-ролевая игра по дисциплине... 1 138.37kb.
Ссср в 1945-1953 гг. Даты: 1946, 1949, 1952 Термины: «План Маршалла» 1 43.66kb.
Методическая разработка урока изо для 7 класса по теме: Богат наследием... 1 51.88kb.
Цибушкина Надежда Константиновна г. Солигалич 2013 пояснительная... 1 70.62kb.
«Оттепель» в духовной жизни, развитие науки и образования» 1 136.79kb.
- 4 1234.94kb.
Методическая разработка урока «изменения политической системы» (9 класс) Тема: «ссср - страница №1/1




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

«ИЗМЕНЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ »

(9 КЛАСС)

Тема: «СССР в 1945- 1953 гг.»

(Учебник А.А Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта История России XX- начала XXIв.М. 2013 г.)

Урок разработала:

Лисман Г.Г.– учитель истории и обществознания

МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа»

Рыльского района Курской области
Урок 43. Изменения политической системы

ЦЕЛИ УРОКА:



  1. Познакомить учащихся с итогами борьбы за власть, реформами политической системы.

  2. Подвести учащихся к пониманию сути изменений во взглядах руководства КПСС на культ личности, демократизацию общественной жизни.

  3. Продолжить формирование умений:

  • работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы;

  • работать с учебником, систематизировать информацию, заключая ее в таблицу, делать выводы;

  • составлять опорный конспект по теме урока.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, тетради, наборы рабочих листов и отрывков из документов для каждого ученика, презентация урока.

ПЛАН УРОКА

  1. Смерть Сталина и борьба за власть. «Коллективное руководство».

  2. XX съезд КПСС.

  3. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: десталинизация, реабилитация, субъективизм, волюнтаризм

ДАТЫ: февраль 1956 г.,октябрь 1964 г.

ХОД УРОКА

Организационный момент

В начале урока учащиеся выполняют письменные задания.


Тестовое задание 1

      1. Отметьте неверную черту «холодной войны».

а) идеологическое противостояние между супердержавами

б) расширение политических и экономических контактов между СССР и западными странами

в)участие в военных конфликтах на стороне третьих стран


      1. У. Черчилль сделал вывод об опустившемся на Европу «железном занавесе»

а) в 1946 г.

б) в 1949 г.

в) в 1947 г.


      1. Блок НАТО был создан

а) в 1945 г.

б) в 1949 г.

в) в 1952 г.


      1. В 1949 г.

а) произошел разрыв дипломатических отношений с Югославией

б) был установлен коммунистический режим в Чехословакии

в)сформулирована «доктрина Трумэна»


      1. Укажите хронологические рамки Корейской войны, в которой прим» ли участие СССР и США.

а) 1945-1947 гг.

б)1949-1950 гг.

в) 1950- 1953 гг.

Тестовое задание 2



        1. Отметьте причину «холодной войны».

а) стремление создать единую военно-политическую организацию

б) борьба СССР за свершение мировой революции

в) борьба супердержав за сферы своего влияния


        1. Отметьте положение «доктрины Трумэна».

а) образование ООН

б)оказание экономической помощи европейским государствам

в) поддержка политических режимов стран Центральной и Юго-Восточной Европы


        1. ОВД была создана

а) в 1947 г.

б) в 1953 г.

в) в 1955 г.


        1. В 1949 г. была создана

а)Организация Объединенных Наций

б)Североатлантический блок НАТО

в)Совет экономической взаимопомощи


        1. Первый Берлинский кризис разразился

а) в 1949 г.

б) в 1948 г.

в) в 1951 г.

1. Приступая к изучению вопроса, учащимся предлагается вспомнить особенности политического режима в годы пребывания у власти И.В. Сталина, сформулировать тему урока (слайд 1). Далее идет совместная работа учителя и учащихся по составлению плана урока (слайд 2). Формулируется основной вопрос урока- «Каковы последствия развенчания «культа личности?», к которому учащиеся вернутся в конце урока (слайд 3).

Обобщая ответы учащихся, учитель отмечает, что после смерти

И.В. Сталина его ближайшее окружение твердо решило не допускать единоличного руководства страной. Было сформировано так называемое «коллективное руководство» — все посты были разделены, и их совмещение не допускалось: Председателем Веста Министров стал Г.М. Маленков (1953-1955), а затем Н.А. Булганин Ю55-1958), объединенное министерство ВД и ГБ возглавил Л.П. Берия 0953), председателем Президиума Верховного Совета СССР стал К.Е. Воронов (март 1953 — май 1960), секретариат ЦК КПСС возглавил Н.С. Хрущев. Учитель рассказывает о борьбе за власть, используя презентацию, схему (слайд 4).

Параллельно учащиеся работают с документами 1 и 2, отвечают на вопросы (Приложение 1).

Мини –проект «Личность Хрущева» (слайды 8-13).

Учитель говорит о начале процесса реабилитации, начатом после смерти Сталина. Учащиеся записывают в тетрадь определение терминов- десталинизация, реабилитация (Приложение 2). Задание для учащихся: выписать в тетрадь из рассказа учителя преобразования советского общества, вызванные решениями съезда

(1.осуждение культа личности Сталина с возложением вины за репрессии кроме Сталина на Берию и Ежова).



          1. начало реабилитации полит заключенных

          2. изменение законодательной базы государства, отмена некоторых законов.

          3. реформа органов госбезопасности.)

Далее учитель отмечает, что неожиданно даже для самых высоких партийных руководителей Н.С. Хрущев выступил на XX съезде с речью, разоблачавшей культ личности И.В. Сталина. Учащимся предлагается ответить на вопрос: Почему доклад не был опубликован, а зачитывался на партийных и комсомольских собраниях? (слайд 15).

Период некоторой демократизации, начатой в советском обществе, получил название «десталинизации», а писатель И.Эренбург назвал его более поэтично — «оттепелью». Однако прекращение террора по отношению к обществу не изменило характера власти. Политика гласности была ограничена. Хрущев понимал, что полного развенчания фигуры И.В. Сталина допустить было нельзя, так как под сомнение могли быть поставлены основы политического строя. Поэтому в постановлении ЦК указывалось, что допущенные Сталиным ошибки «не увели его в сторону от правильного пути развития к коммунизму». В обществе изменения в политике были восприняты с энтузиазмом. Власть среагировала на это довольно жестко. По стране прокатилась волна арестов и весьма суровых приговоров судов за «клевету» на сойотскую действительность и «ревизионизм», попытку пересмотреть сущность и методы построения социализма.

3. Учащимся предлагается на основе текста учебника выписать в тетрадь изменения в государственном аппарате управления, произошедшие в годы правления II С. Хрущева на посту председателя правительства и первого секретаря ЦК КПСС (слайды 16, 17). По окончании работы учащимся предлагается ответить на вопросы: Изменилась ли сущность советского государственного строя в результате проведенной реорганизаций? Реальны ли были планы построить коммунизм к 80-м гг. XX в.? Какие элементы внутренней политики Н.С. Хрущева вызвали недовольство в обществе и партийном аппарате?

Учитель говорит о смещении Хрущева с занимаемых постов, учащиеся вписывают в тетрадь определения понятий волюнтаризм и субъективизм (Приложение 2).



Возвращение к заданию урока (слайд 19). Ответы учащихся. В заключение учащимся предлагается прокомментировать мнение ученого В.П. Данилова о вкладе Хрущева в ликвидацию системы сталинских репрессий: «Что бы ни говорили о Н.С. Хрущеве, только перед одним этим великим делом меркнут негативные деяния генерального секретаря, в том числе и попытки сразу решить продовольственную проблему путем подъема целины на юго-востоке, главным образом в Казахстане, бросив туда все силы и средства, и неудачные попытки повсеместного внедрения кукурузы, и нелепые попытки его окружения создать новый культ личности («Дорогой наш Никита Сергеевич!)... Н.С. Хрущев был отстранен партийно- государственной бюрократией, на власть которой он поднял руку».

Домашнее задание (слайд 20) и его комментарий.

§ 39, вопросы и задания на с. 276. Дополнительное задание: подготовить сообщение о развитии советской космонавтики и Ю.А. Гагарине.

Выставление оценок за урок.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


            1. Из постановления пленума ЦК КПСС о преступных антипартийных и антигосударственных действиях Берия

7 июля 1953 г.

После смерти И. В. Сталина главной заботой Центрального Комитета и его Президиума была задача обеспечить единство в руководстве партии и правительства на основе марксистско-ленинских принципов для успешного решения коренных задач строительства коммунистического общества. Коварными интриганскими действиями Берия пытался разобщить и расколоть ленинско-сталинское руководящее ядро нашей партии, дискредитировать руководящих деятелей партии и правительства каждого по отдельности, чтобы повысить свой собственный «авторитет» и осуществить свои преступные антисоветские замыслы.

Добившись поста Министра внутренних дел СССР, Берия пытался использовать аппарат Министерства внутренних дел для того, чтобы развернуть свои преступные махинации по захвату власти. Как подлый провокатор и враг партии, он начал с того, что пытался поставить Министерство внутренних дел над партией и правительством, использовать органы МВД в центре и на местах против партии и ее руководства, против правительства СССР. Берия использовал охрану членов Президиума ЦК для шпионажа за руководителями партии и правительства. Им был установлен порядок обязательных докладов его агентов о том, где бывают руководители партии и правительства, с кем они встречаются; были организованы подслушивание и запись их телефонных разговоров и т.д.


            1. Из постановления Пленума ЦК КПСС «Об антипартийной группе Маленкова Г.М., Кагановича Л.М., Молотова В.М.»

... В то время, когда партия под руководством Центрального Комитета, опираясь на всенародную поддержку, ведет огромную работу по выполнению исторических решений XX съезда, направленных на дальнейшее развитие народного хозяйства и непрерывный подъем жизненного уровня советского народа, на восстановление ленинских норм внутрипартийной жизни, ликвидацию нарушений революционной законности, на расширение связи партии с народными массами, развитие советской социалистической демократии, на укрепление дружбы советских народов, проведение правильной национальной политики, а в области внешней политики — на разрядку международной напряженности в целях обеспечения прочного мира; и когда достигнуты уже во всех этих областях серьезные успехи, о которых знает каждый советский человек, — в это время антипартийная группа Маленкова, Кагановича и Молотова выступила против линии партии. ..

... Тт. Маленков, Каганович и Молотов упорно сопротивлялись тем мероприятиям, которые проводил Центральный комитет и вея наша партия по ликвидации последствий культа личности, по устранению допущенных в свое время нарушений революционной законности и созданию таких условий, которые исключают возможность повторения их в дальнейшем.

В то время как рабочие, колхозники, наша славная молодежь, инженерно- технические и научные работники, писатели, вся интеллигенция единодушно поддержали мероприятия партии, проводимые на основе решений XX съезда КПСС...

Вопросы к документам.



  • Какие обвинения были предъявлены Берии?

  • Почему против Берии объединились практически все руководители КПСС?

  • Какие качества Хрущева проявились во время борьбы за власть?

  • Какие из обвинений в адрес политических противников Хрущева выглядят надуманными, неправдоподобными?