страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Межрегиональная олимпиада по праву «фемида» для учащихся 11 классов - страница №1/1
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() для учащихся 11 классов 2013/2014 уч. год Примерные задания второго этапа Часть I состоит из 10 заданий в форме тестов с выбором одного правильного ответа. За правильный ответ ставиться 1 балл. Максимальное количество баллов за первую часть - 10. 1. Обязательны ли для Российской Федерации нормы международного права, закреплённые в международных пактах, конвенциях и иных документах? а) да, вне зависимости от каких-либо условий; б) да, при условии выражения Россией согласия на их обязательность; в) нет, Россия является суверенным государством и для неё не имеют значения никакие нормы международного права; г) нет, даже если Россия выразит согласие на их обязательность как суверенное государство, она вправе отказаться их выполнять.
а) в военном суде на территории Чукотского автономного округа; б) в Еврейской автономной области; в) в Верховном суде Российской Федерации; г) в районном суде республики Башкортостан.
ОТВЕТ: в 4. Река, протекающая в Российской Федерации по территории нескольких субъектов, находится в: а) федеральной собственности; б) собственности субъектов Российской Федерации; в) муниципальной собственности; г) частной собственности;
а) многонациональный народ Российской Федерации; б) человек, его права и свободы; в) государство; г) благополучие и процветание России.
а) лишение свободы; б) депортация; в) штраф; г) арест.
а) 4 года; б) 5 лет; в) 6 лет; г) 3 года.
а) Федеральным Собранием Российской Федерации; б) Президентом Российской Федерации; в) Конституционным Собранием; г) Правительством Российской Федерации.
а) явка с повинной; б) необходимая оборона; в) активная помощь в раскрытии и расследовании преступлений; г) примирение с потерпевшим.
а) штраф; б) исправительные работы; в) лишение свободы; г) смертная казнь.
Федеральное Собрание – ……… Российской Федерации – законодательный и представительный орган. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и ……... . В состав верхней палаты входят по два представителя от каждого ……. Российской Федерации.
ОТВЕТ: 1 2 4 2. Установите соответствие между «понятиями» и их определениями: а) федеральный конституционный закон; б) федеральный закон; в) закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. 1. Закон, изменяющий и дополняющий положения Конституции. 2. Закон, принимаемый по вопросам, определенным Конституцией Российской Федерации в особом порядке. 3. Закон, принимаемый по предметам ведения Российской Федерации или совместного ведения в обычном порядке.
1. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации за заключением о соблюдении процедуры выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления. 2. Выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. 3. Отрешение Президента Российской Федерации от должности. 4. Обращение в Верховный Суд за заключением о наличии в действиях Президента Российской Федерации состава тяжкого преступления.
а) dura lex, sed lex; б) iudicis est ius dicere, non dare; в) vis probandi. 1. Судье подобает творить суд, а не право; 2. С юридической точки зрения (юридически); 3. Сила доказательства; 4. Ошибка по существу; 5. Суров закон, но закон; 6. Ошибка в факте. ОТВЕТ: 5 1 3 5. Найдите в приведенном ниже списке полномочия Президента Российской Федерации. Запишите цифры, под которыми они указаны.
ОТВЕТ: 13 4 6. Ниже приведен ряд терминов. Все из них (за исключением двух) относятся к институту «Правовой статус личности». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию. Ответ обоснуйте. 1. Гражданство; 2. Компетенция; 3. Права и свободы; 4. Гарантии; 5. Обязанности; 6. Порядок формирования.
ОТВЕТ: субъектов, края, республики 8. Расшифруйте аббревиатуры (комментарии не требуются) 1. МОТ
2. ФССП РФ 3. АПК РФ ОТВЕТ: 1. Международная организация труда 2. Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации 3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации 9. Верно ли утверждение, что республики, входящие в состав Российской Федерации, не вправе устанавливать свои государственные языки, поскольку единственным официальным языков на всей территории России является русский язык? Ответ обоснуйте. ОТВЕТ: Неверно. Конституция РФ в ст. 68 устанавливает государственный язык на всей ее территории. Им является русский язык. Однако во второй части 68 статьи республикам разрешается устанавливать свои государственные языки. Они могут употребляться в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях наряду с русским языком, но только на территории республики. 10. Решите кроссворд и найдите выделенное слово (все слова в кроссворде по горизонтали) (ответ засчитывается при 3 и более совпадениях и верно полученном выделенном слове).
ОТВЕТ:
Часть III состоит из 5 заданий в форме задач. Требуется аргументированный развернутый ответ. Задание носит творческий характер, направлено на выявление у участников способности формировать правовую позицию, оценивать, анализировать, изучать правовые нормы и реальные правоотношения, факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. Вне зависимости от предложенной правовой ситуации собственная аргументация должна опираться на анализ норм законодательства, Конституции Российской Федерации. Количество баллов за одно задание составляет - 12 в зависимости от полноты ответа. Максимальное количество баллов за третью часть - 60.
1. Помогите ребятам из 11 «А» разобраться: кто из них прав? 2. Сравните эти два положения Конституции Российской Федерации. Содержат ли они противоречие? Мотивируйте свой ответ с учетом иных положений Конституции Российской Федерации. ОТВЕТ: Правы те ребята, которые говорят, что правосудие осуществляется только судом. Приведенные нормы не противоречат друг другу. Правосудие – это урегулированная процессуальными нормами права деятельность судов по разрешению гражданских, уголовных, административных и иных дел; это государственная деятельность, которая осуществляется специальным органом государственной власти - судом. В соответствии с положениями Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. В то же время Конституцией Российской Федерации и процессуальным законодательством допускается коллегиальное рассмотрение дел, в том числе с участием «непрофессиональных судьей». Например, согласно части 2 статьи 47 Конституции Российской Федерации обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом. Второй формой участия граждан в отправлении правосудия является их участие при рассмотрении дел в арбитражных судах в качестве арбитражных заседателей.
Несколько дней спустя, ГИБДД Москвы, отреагировав на видеозапись, выписала штраф поэту-песеннику Р. по ч. 1 ст. 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а инспектор ДПС, не привлекший Р. к административной ответственности, был уволен. Поэт-песенник Р. сделал публичное заявление, что нарушение Правил дорожного движения, которое он допустил, в сущности, было малозначительным; этот случай серьёзно подорвал его здоровье, пострадала его репутация. Согласно ч. 1 ст. 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней влечёт наложение административного штрафа в размере пятисот рублей». 1. Оцените действия участников описанной ситуации (поэта-песенника Р., инспектора ДПС, ГИБДД Москвы, активиста из Федерации автомобилистов России) с точки зрения правомерности. 2. Кто из них имеет право в контексте названных обстоятельств выбирать, как им действовать, а кто не имеет? 3. Какие соответствующие отношения будут, на ваш взгляд, публично-правовыми? Упоминаются ли здесь частноправовые отношения? ОТВЕТ: 1. Неправомерными являются действия поэта-песенника Р., который сознательно нарушил Правила дорожного движения, выехав за обозначенный специальной разметкой край проезжей части, а также инспектора ДПС, который не составил в отношении нарушителя протокол об административном правонарушении. ГИБДД Москвы и активист из Федерации автомобилистов России поступили правомерным образом: увольнение инспектора ДПС – санкция за его дисциплинарный проступок; наложение штрафа на поэта-песенника Р. – санкция за совершение им административного правонарушения; запись и размещение в Интернете инцидента подпадают под действие ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации («Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом»). 2. Безусловная свобода действовать по своему усмотрению в данном случае имелась только у активиста из Федерации автомобилистов России. Он реализовывал своё конституционное право, оказавшись очевидцем ситуации и располагая подходящими техническими средствами. Действия остальных участников описанных отношений строго регламентированы нормативными правовыми актами. При этом для водителя существует обязанность соблюдать Правила дорожного движения; для инспектора ДПС – обязанность привлечь нарушителя к административной ответственности; для ГИБДД Москвы – обязанность оштрафовать нарушителя, если это не сделал инспектор ДПС, и привлечь к ответственности провинившегося сотрудника. Обязанность не предполагает свободы действия в подразумеваемом здесь значении. 3. Частноправовые отношения – общественные отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу частных собственников и объединений частных лиц в их имущественной деятельности и в личных отношениях. К частному праву относится гражданское право. В обозначенной ситуации отношения между всеми участниками скорее публично-правовые.
Супруг настаивал на включении в текст контракта условия о том, что супруга прекращает обучение на заочном отделении педагогического университета и обязуется, находясь в отпуске по уходу за ребенком, больше времени посвящать воспитанию сына и уходу за больной матерью Сапрыкина. Супруга потребовала закрепить в контракте условие о том, что Сапрыкин обязуется устроиться на другую работу или дополнительно на работу по совместительству, чтобы его ежемесячный заработок составлял не менее 30 000 рублей. Нотариус Иванова, выслушав супругов, отказала в удостоверении контракта.
Органы следствия возбудили в отношении К. уголовное дело, обвинив его по ч. 1 ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации. Доказательством умысла К. уклониться от призыва на военную службу сторона обвинения назвала попытку К. оспорить в суде решения призывной комиссии. Согласно ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации «гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену её альтернативной гражданской службой». В соответствии с ч. 1 ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации «уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет». 1. Оцените действия участников описанной ситуации (гражданина К., призывной комиссии, органов следствия) с точки зрения правомерности. 2. Что важнее с юридической точки зрения – формальность (пропуск срока подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой) или убеждения гражданина? 3. Можно ли, с вашей точки зрения, квалифицировать факт обращения К. в суд с требованием отменить решение призывной комиссии как злоупотребление правом и сознательный способ уклониться от призыва на военную службу? ОТВЕТ:1. Неправомерны действия: - призывной комиссии, которая принимала решения об отправке К. в армию вопреки имеющемуся у него конституционному праву на замену воинской службы альтернативной гражданской службой, его волеизъявлению и наличию оснований для такой замены. Пропуск срока подачи заявления не может являться основанием фактического лишения его такого права призывной комиссией. Кроме того, призывная комиссия не обладает полномочиями принять решение, отправлять или не отправлять человека в армию, при наличии оснований для замены ему военной службы альтернативной гражданской службой; - органов следствия, которые возбудили в отношении К. уголовное дело без учёта того, что он не пытался скрыться от призывной комиссии, в частности, не выходить на связь, а также того, что у него были законные основания для освобождения от военной службы ввиду замены её альтернативной гражданской службой. Действия гражданина К. правомерны – наличие у него пацифистских убеждений является достаточным основанием для замены ему военной службы альтернативной гражданской службой. Пропуск им срока на подачу соответствующего заявления, как следует из фактических обстоятельств, вряд ли был вызван стремлением избежать выполнения им его конституционной обязанности, а следовательно, сам по себе не может быть расценен как неправомерное деяние. 2. Альтернативу: «формальность» либо «убеждения» перевешивают убеждения. Срок для подачи заявления как таковой не порождает и не прекращает прав и обязанностей; он устанавливается не ради самого себя. В определённых обстоятельствах пропущенный срок может быть продлён или восстановлен. Наличие же у человека убеждений – непременное условие для осуществления им права на замену военной службы альтернативной гражданской службой, что логически следует из установленного Конституцией Российской Федерации правила: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления» (ч. 1 ст. 21). 3. Факт обращения К. в суд с требованием отменить решение призывной комиссии ни в коем случае нельзя квалифицировать как злоупотребление правом и сознательный способ уклониться от призыва на военную службу. Согласно Конституции Российской Федерации «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»; «Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд» (чч. 1 и 2 ст. 46). Под злоупотреблением правом принято понимать разновидность неправовых действий, связанных с совершением поступков «во зло» и в противоречие с назначением предоставленного права, его «духом». Это асоциальное, девиантное (отклоняющееся) и вредное поведение, проявляющееся в недозволенных действиях, причиняющих вред другому лицу или угрожающего чужому праву. К злоупотреблению правом относятся притворные (мнимые) сделки, фиктивные браки без намерения создать семью и т.д. Ничего асоциального, девиантного и причиняющего вреда другим лицам в действиях К. по обжалованию решения призывной комиссии в суд нет.
В соответствии с ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решение Конституционного Суда Российской Федерации обязательно на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
ОТВЕТ: 1. При ответе на этот вопрос следует оценить понимание абитуриентом категорий общеобязательности решений, прямого действия, окончательности. Решение КС обязательно для всех органов государственной власти, в том числе и законодательных, федеральных и региональных. Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. 2. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Следовательно, дополнительная отмена акта, признанного неконституционным, не требуется. 3. Органы государственной власти в силу особых юридических свойств решений Конституционного Суда Российской Федерации должны следовать правовым позициям, выраженным в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Если решением Конституционного Суда Российской Федерации признается норма федерального закона не соответствующей Конституции Российской Федерации, действие решения распространяется на все представительные, исполнительные и судебные органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, должностных лиц, граждан и их объединений. В силу общеобязательности решений Конституционного Суда даже рекомендации должны исполняться органами государственной власти. 4. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» был принят Федеральным Собранием Российской Федерации, следовательно, изменен он должен быть именно этим органом. 5. В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законодательное Собрание г. Санкт-Петербурга не должно ждать изменений федерального законодательства. Собственный акт должен быть принят в соответствии с решением Конституционного Суда Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения Российской Федерации или совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации по предметам исключительного ведения Российской Федерации или совместного ведения, действует федеральный закон. |