Похожие работы
|
Медиаобразование №4 2009 медиаобразование - страница №1/6
![]() МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ№ 4 2009 МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ№ 4 2009 Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики Журнал основан в 2005 году. С 2009 года Журнал «Медиаобразование» включен в международный реестр научных журналов DOAJ: Directory of Open Access Journals http://www.doaj.org/doaj?func=loadTempl&templ=070507
Актуальные новости Резолюция Европейского Парламента от 16 декабря 2008 года по медиаграмотности в мире цифровых технологий (2008/2129(INI)) European Parliament resolution of 16 December 2008 on media literacy in a digital world (2008/2129(INI)) Европейский Парламент, руководствуясь следующими документами: – «Конвенция о защите и развитии многообразия форм культуры», принятая ЮНЕСКО в 2005 году, – Директива Европарламента и Европейского совета от 11 декабря 2007 года (2007/65/EC), вносящая поправку в Директиву Совета Европы 1989 года (89/552/EEC) по вопросу координирования определённых мер, установленных в законном и нормативно-административном порядке в странах Евросоюза, и касающихся вопросов телевещания, в особенности, декларативная часть 37 Директивы 2007 года (2007/65/EC) и статья 26 Директивы 1989 года (89/552/EEC), – Решение № 854/2005/EC, принятое Европарламентом и Советом Европы 11 мая 2005 года, о создании долгосрочной общественной программы по повышению безопасности пользователей сети Интернет и новейших он-лайн технологий, – Решение № 1718/2006/EC, принятое Европарламентом и Советом Европы 15 ноября 2006 года, и касающееся реализации программы поддержки европейского аудиовизуального сектора экономики (MEDIA 7), – Рекомендация, выработанная Европарламентом и Советом Европы 20 декабря 2006 года, о защите национальных меньшинств, человеческого достоинства и о праве на ответное возражение в конкурентной европейской индустрии аудиовизуальных и информационных он-лайн услуг (2006/952/EC), – Рекомендация, выработанная Европарламентом и Советом Европы 18 декабря 2006, о ключевых компетенциях обучения в рамках непрерывного образования в течение всей жизни (2006/962/EC), – Коммюнике Еврокомиссии от 20 декабря 2007 года: «Европейский подход к медиаграмотности в мире цифровых технологий» (COM(2007)0833), – рабочий документ Еврокомиссии 2007 года: «Медиаплюрализм в странах Евросоюза» (SEC(2007)0032), – Коммюнике Еврокомиссии от 1 июня 2005 года: «i2010 – Европейское информационное общество профессионального роста и занятости» (COM(2005)0229), – Резолюция от 20 ноября 2002 года о концентрации средств массовой коммуникации, – Резолюция от 6 сентября 2005 года о применении Статьи 4 и 5 из Директивы 1989 года (89/552/EEC) («Телевидение без границ») с учётом поправок Директивы 1997 года (97/36/EC), на период 2001-2002 года, – Резолюция от 27 апреля 2006 года о переходе от аналогового к цифровому вещанию: перспектива развития европейской аудиовизуальной политики и культурного многообразия, – решения Совета Европы от 20 мая 2008 года, касающиеся компетенций межкультурной коммуникации и европейского подхода к медиаграмотности в эпоху цифровых технологий, – Грюндвальская Декларация по медиаобразованию, принятая ЮНЕСКО в 1982 году, – Парижская программа ЮНЕСКО или 12 рекомендаций по медиаобразованию, – Рекомендация Комитета Министров Совета Европы (REC(2006)12) для стран-членов Евросоюза о предоставлении детям широких возможностей в сфере инфокоммуникационных технологий, – Правило 45 Устава Европарламента, – Отчёт Комитета по делам культуры и образования (А6-0461/2008),
а) влияние медиа всё сильнее ощущается в политической и повседневной жизни общества; высокая степень концентрации медиа может угрожать плюрализму средств массовой коммуникации; медиаграмотность играет центральную роль в политической культуре и активном участии граждан Евросоюза, б) границы между всеми видами медиа (аудиовизуальными и печатными, традиционными и цифровыми) стираются и разные формы медиа сближаются в техническом и содержательном плане; новые средства массовой коммуникации проникают во все сферы человеческой жизни благодаря инновационным технологиям; эти новые медиа стимулируют граждан быть более активными медиапользователями; кроме того, сообщества граждан, сетевые блоги и видеоигры также являются формами медиа, в) для юных медиапользователей Интернет выступает в качестве первого и наиболее важного источника информации; они применяют свои навыки работы в Интернете для удовлетворения личных потребностей по собственной инициативе, в отличие от взрослых, получающих информацию преимущественно благодаря радио, ТВ, газетам и журналам; ввиду этого в современном медиапространстве медиаграмотность помогает успешно решать задачи, которые ставят новые медиа, в особенности, – использовать широкие возможности медиа для интерактивного и творческого участия граждан, а также помогает восполнить знания, необходимые для традиционных медиа, которые продолжают оставаться главным источником информирования общественности, г) некомпетентный пользователь может «утонуть» в океане информации, которую предлагают новейшие коммуникационные технологии, которая никак не систематизируется по степени важности, что приводит к ещё более серьёзной проблеме – нехватке информации, д) соответствующая подготовка граждан в области информационных технологий и использования медиа с соблюдением прав и свобод других граждан, в значительной степени повышает возможности трудоустройства отдельных граждан, способствует развитию экономики в целом и позволяет достигнуть целей Лиссабонской образовательной стратегии; е) широкий доступ к информационным технологиям предоставляет каждому члену общества возможность передачи информации в глобальном масштабе, делая его потенциальным «журналистом», и вызывает необходимость медиаграмотности не только для понимания информации, но также для создания и распространения собственного медиаконтента; притом владение навыками работы на компьютере сами по себе автоматически не ведут к повышению медиаграмотности, ж) когда речь идёт о развитии телекоммуникационных сетей и степени распространения информационно-коммуникационных технологий, выясняется, что в данном вопросе существуют значительные различия между странами-членами Евросоюза, а также между отдельными районами, в особенности это касается отдалённых районов или сельской местности, что угрожает дальнейшему увеличению разрыва в области цифровых технологий на территории Евросоюза, з) школы выполняют важную роль в процессе воспитания граждан, обладающих коммуникативной и критической компетентностью; а ситуация в плане медиаобразования значительно различается между странами Евросоюза и отдельными районами внутри этих стран, аналогичная ситуация складывается и в плане внедрения и использования инфокоммуникационных технологий в сфере образования; медиаобразование может осуществляться, в первую очередь, медиаграмотными учителями, получившими соответствующую подготовку в данной области, и) медиаобразование имеет существенное значение для достижения высокого уровня медиаграмотности – важного компонента политического образования, который помогает людям подкрепить их активную гражданскую позицию и понимание их гражданских прав и обязанностей; более того, хорошо осведомлённые и политически зрелые граждане – основа плюралистического общества; создавая собственный медиаконтент и образцы медийной продукции, пользователи глубже понимают принципы и ценность профессионально созданных медиатекстов; к) медиаобразование пожилых людей не очень развито по сравнению с медиаобразованием молодёжи, поэтому пожилые люди нередко испытывают страх и растерянность перед новыми медиа, л) угрозы безопасности личных данных значительно возросли и усложнились, некомпетентные пользователи подвергаются высокому риску обмана, м) медиаграмотность – это принципиально важное профессиональное качество в обществе инфокоммуникационных технологий, н) медиа предоставляют возможности для глобальной коммуникации и открытого включения в мировое сообщество, медиа – краеугольный камень демократического общества, они передают знания и предоставляют информацию, новейшие цифровые средства коммуникации создают благоприятные условия для активного участия и творчества граждан, тем самым, вовлекая их в общественно-политические процессы, о) на данный момент отсутствует полная информация, которая позволила бы достаточно точно определить уровень медиакомпетентности граждан Евросоюза, п) несомненная важность медиаграмотности была подчёркнута ЮНЕСКО, к примеру, в Грюндвальской Декларацией по медиаобразованию (1982) и Парижской программой ЮНЕСКО – 12 рекомендаций по медиаобразованию (2007), выработал ряд положений, согласно которым он: Принципы
Цели и целевые группы
Обеспечение доступа к информационно-коммуникационным технологиям
Медиаобразование в школах и педагогических образовательных учреждениях
Медиаобразование для пожилых людей
***
(перевод «European Parliament resolution of 16 December 2008 on media literacy in a digital world» (http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+TA+P6-TA-2008-0598+0+DOC+XML+V0//EN) сделан членом Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России Галиной Викторовной Михалевой, Таганрогский государственный педагогический институт) Актуальные новости Министр связи и массовых коммуникаций подчеркнул значение медиаобразования для граждан информационного обществаВ ходе своей встречи с журналистами газеты «Известия» Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев затронул тему медиаобразования. Отвечая на вопрос журналистов: «Как людям спасаться от информационного потопа?» – Министр отметил, что не только в России актуальна проблема умения обращаться с бесконечным потоком информации. Один из первоочередных шагов в решении этой проблемы – обучение граждан, в первую очередь – детей – умению жить в условиях «информационной лавины». - Мы считаем очень важно как раз сейчас ввести специальную дисциплину «медиаобразование», – отметил Щеголев, – ее суть – научиться вычислять для себя полезное и защищать себя от бесполезного [в части информации]. Вы ребенка, когда отпускаете на улицу, постепенно приучаете, что есть правила дорожного движения... а когда ребенок погружается в Интернет, родители просто сами во многом этими технологиями не владеют и уберечь ребенка не могут. Обществу нужна некая информационная диета. Если человек будет с утра до вечера есть, понятно, что с ним станет. К информации мы почему-то эту аналогию не относим. Мы считаем, что информацией можно себя пичкать круглосуточно. В Москве две основные темы – где вкусно поесть и как быстрее похудеть. По большому счету, с информацией должно быть то же самое – какие самые хорошие сайты и как до максимума ужать время пребывания в Интернете. Мы хотим начать с вузов. В школе есть предметы ОБЖ [Охрана безопасности жизнедеятельности] и информатика. Вместо того чтобы в «фортране» учить писать какие-то формулы, можно детей учить обращаться с информацией. Это не упрек нашим коллегам, которые составляют эти программы, скорее, идея для развития. Может быть, имеет смысл просто давать людям навыки работы с информационной средой. Координатор Программы «Медиаобразование» МОО «Информация для всех» – президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, главный редактор журнала «Медиаобразование», доктор педагогических наук, профессор Александр Федоров прокомментировал выступление Министра: - Современный мир трудно представить без медиа – средств массовой коммуникации (традиционно сюда принято включать печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись и систему Интернет). Особую значимость в жизни человечества медиа приобрели за последние полвека. Медиа сегодня – одна из важнейших сфер в жизни людей всей планеты. Социологи подсчитали, что в среднем «цивилизованный человек», проживший до 75 лет, располагает примерно 50 годами активной, лишенной сна деятельности. И ровно девять лет из них он тратит на то, чтобы смотреть телевизор [Kubey, 1998, p.67]. К примеру, на рубеже XX-XXI веков в 99% американских семей у детей и подростков до 18 лет был хотя бы один телевизор, у 97% – хотя бы по одному видеомагнитофону и радиоприемнику. 74% семей пользовались кабельным или спутниковым ТВ, 69% – персональными компьютерами (из них 45% – с подключением к Интернету). В среднем современный школьник тратит более шести часов в день на общение с медиа (42% этого времени и уходит на просмотр телепередач и фильмов и лишь 12% – на чтение печатных текстов) [Dorr, 2001, p.9495]. В начале XXI века без медиа немыслимо социокультурное развитие любой нации практически во всех областях, включая, разумеется, образование. Начиная с 60-х годов XX века, в педагогической науке ведущих стран мира сформировалось специфическое направление «медиаобразование» (media education), призванное помочь школьникам и студентам лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации, уметь анализировать медиатексты и т.д. В 90-х годах XX века медиаобразование стало обязательным компонентом обучения во всех средних школах Канады и Австралии (с 1-го по 12-й класс). Медиаобразование интегрировано в уроки родного языка в школах Великобритании, где, к примеру, 25.000 старшеклассников и 8.000 студентов университетов ежегодно выбирают курс медиа для сдачи итоговых экзаменов. Кстати, интенсивному развитию медиаобразования во многих странах способствовала экспансия американских средств массовой коммуникации: многие европейские медиапедагоги развивают «критическое мышление» учащихся, чтобы помочь им противостоять воздействию заокеанской массовой культуры. В резолюциях и рекомендациях ЮНЕСКО неоднократно отмечалась важность и поддержка медиаобразования (конференции ЮНЕСКО в Грюнвальде, 1982; Тулузе, 1990; Париже, 1997; Вене, 1999; Севилье, 2002, Париже, 2007 и др.), Совета Европы (2002, 2008) и Европейского парламента (2008). В рекомендациях ЮНЕСКО 2002 года подчеркивается, что «медиаобразование – часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение информации, оно способствует поддержке демократии. Признавая различия в подходах и развитии медиаобразования в различных странах, рекомендуется, чтобы оно было введено везде, где возможно в пределах национальных учебных планов, так же как в рамках дополнительного, неформального образования и самообразования в течение всей жизни человека» [ЮНЕСКО, 2002]. В этой связи особенно знаменательным кажется выступление Министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева на встрече с журналистами «Известий». Ассоциация кинообразования и медиапедагогики всецело поддерживает изложенный Министром подход. Более того, нами уже разработан целый пакет учебных программ по медиаобразованию для разных уровней обучения. С 2002 года по нашему ходатайству и обоснованию Министерство образования и науки открыло и зарегистрировало новую вузовскую специализацию 03.13.30 «Медиаобразование». Теперь от специализации надо сделать шаг к открытию вузовской специальности «Медиаобразование», выпускники которой могли бы читать лекции и проводить практические занятия со студентами педагогических вузов и школьными учителями (на курсах повышения квалификации) с тем, чтобы каждый российский учитель в итоге был медиакомпетентным, был бы способен квалифицированно интегрировать медиаобразование в различные школьные предметы и т.д. В помощь российским специалистам, заинтересованным в ознакомлении с проблематикой медиаобразования, имеющимися отечественными и зарубежными наработками в этой области с 2005 года выпускается журнал «Медиаобразование», а с 2008 года им доступен портал «Информационная грамотность и медиаобразование» (www.mediagram.ru) и сотни представленных на нем материалов. ![]() (Пресс-служба МОО «Информация для всех» http://www.ifap.ru) Актуальные новости Бюро ЮНЕСКО в Москве поддерживает проект по тематике медиаграмотности и медиаобразования Бюро ЮНЕСКО в Москве поддерживает проект по тематике медиаграмотности и медиаобразования: при его содействии факультет журналистики МГУ (декан факультета - доктор филологических наук, профессор, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России Е.Л.Вартанова) с июня 2009 года организует работу летней школы по медиаграмотности для школьных учителей. Источники: http://portal.unesco.org/ci/en/ev.php-URL_ID=28533&URL_DO=DO_PRINTPAGE&URL_SECTION=201.html http://portal.unesco.org/ci/fr/ev.php-URL_ID=28533&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html Актуальные новости В Московской городской думе обсудили проблемы внедрения медиаобразования в школах столицы 25 мая 2009 года на совместном заседании комиссии Мосгордумы по науке, образованию и думской комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья в понедельник была поддержана идея внедрения в столичных школах уроков по медиаобразованию. «Цель медиаобразования - формирование у молодежи критического отношения к СМИ. Мы прекрасно понимаем, что не можем остановить поток информации, которая на нас сегодня обрушивается, но мы можем научить ребят отфильтровывать полезную информацию от манипулятивной», - сказала на заседании глава думской комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова. В свою очередь декан факультета журналистики МГУ имени Ломоносова Елена Вартанова отметила на заседании, что в информационном обществе очень важно воспитать критическое отношение к информации в СМИ, информирует «Интерфакс». - Медиаобразование - комплексная стратегия, которая позволит готовить более активных, более зрелых потребителей информационного общества. В скандинавских странах медиаобразование направлено на все группы населения, в России целесообразно нацелить эту программу на школьников и студентов непрофильных вузов, - пояснила декан. По словам Вартановой, можно внедрить медиаобразование отдельным предметом как факультатив, но можно включить его в курс обществоведения и литературы. По итогам заседания депутаты решили предложить департаменту образования столицы организовать подготовку учителей по курсу медиаобразования, создать сеть экспериментальных площадок на базе гимназических классов для отработки технологии медиаобразования.
следующая страница >> |