Литература народов стран зарубежья (европейская и американская литературы) - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Жизнь и творчество соме’ одиназаде 10. 01. 03. Литература народов... 1 338.45kb.
Проблемы традиции и новаторства в творчестве мухаммеджана рахими 10. 1 467.03kb.
Сравнительный анализ социальных мотивов поэзии ФуругиФаррухзод и... 2 430.42kb.
Символы в рубаятах исползованных в произведениях айнулкузата хамадани 10. 1 352.22kb.
Парвин Этесами и традиция полемической поэзии (мунозира) в персидской... 1 416.75kb.
Особенности поэтики стихов Фарзоны Худжанди и ее литературные отношения... 1 424.27kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 03 «Литература... 1 284.14kb.
Мотивы 'порок' и 'успех' в творчестве джона ванбру 1 301.03kb.
Программа вступительного экзамена Направление подготовки: 45. 1 160.78kb.
Арабские поэтические заимствования в касыдах носира хусрава 10. 2 391.36kb.
Литература народов зарубежных стран 1 284.07kb.
Культурология 2 602.1kb.
- 4 1234.94kb.
Литература народов стран зарубежья (европейская и американская литературы) - страница №1/1

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

по специальности 10.01.03 Литература народов стран зарубежья (европейская и американская литературы)

1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Вступительный экзамен по специальности ВЭ.А.3

Научная специальность: 10.01.03 Литература народов стран зарубежья (европейская и американская литературы).

Программа вступительного экзамена по специальности «Литература народов стран зарубежья (европейская и американская литературы)» составлена на основании федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2011 г. № 1365, Приказа Министерства образования и науки № 274 г. от 08 октября 2007 г. «Об утверждении и программ кандидатских экзаменов», на основе паспорта научной специальности 10.01.03 Литература народов стран зарубежья (европейская и американская литературы) и учебного плана подготовки аспирантов в ГОУ ВПО «МГОГИ» по основной профессиональной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 10.01.03 Литература народов стран зарубежья (европейская и американская литературы).

Вступительный экзамен по специальной дисциплине обязателен при поступлении в аспирантуру. К экзамену абитуриенты готовятся в ходе освоения обязательной дисциплины «Зарубежная литература» и других литературоведческих дисциплин учебного плана по специальности «Филология», «Лингвистика».

Вступительный экзамен призван выявить степень полноты и основательности знаний в области истории зарубежной литературы, понимания основных закономерностей русско-зарубежных литературных взаимодействий, владения литературоведческими технологиями.


2. Цели экзамена:

Проверить владение абитуриентами навыков использования научного понятийного аппарата, а также проверить знание экзаменующимся важнейших вех истории зарубежной литературы, основных процессов и научных направлений (школ) в русском и мировом литературоведении.


3. Процедура экзамена и структура экзаменационных материалов:
Подготовка к экзамену ориентирует абитуриентов на освоение общих методологических проблем, стоящих перед литературоведением как фундаментальной наукой. Экзамен предполагает выявление уровня знакомства экзаменующихся с первоисточниками – работами выдающихся лингвистов и литературоведов. Также на экзамене проверяется знания экзаменующихся об основных этапах истории зарубежной литературы.

В процессе подготовки к экзамену абитуриенты пишут реферат, рассчитанный на углублённое изучение деятельности и взглядов отдельных выдающихся литературоведов, а также школ и направлений как отечественного, так и общемирового литературоведения. Отчёт по избранной экзаменующимся теме реферата также входит в процедуру экзамена.

Процедура экзамена обязательно включает ответы абитуриентов на поставленные вопросы (см.ниже).

Форма проведения вступительного экзамена: устная (экзамен).

Критерии оценки ответов при проведении вступительного экзамена в аспиран­туре: билеты вступительного экзамена содержат по 2 вопроса по специальности «Зарубежная литература». Результаты оцениваются по 5-балльной шкале. При ответе на во­просы абитуриент должен продемонстрировать глубокие знания по предмету.

Вопро­сы составлены таким образом, чтобы охватить все основные направления современ­ного литературоведения (истории и теории литературы), в которых абитуриент должен свободно ориентироваться.



Этапы проведения экзамена:

  • подготовка к ответу на вопросы билета - 50 минут;

  • ответ на вопросы экзаменационного билета - 20 минут;

  • ответы на дополнительные вопросы - 10 минут;

  • собеседование по реферату - 10 минут.


4. Вопросы к сдаче вступительного экзамена по специальности

10.01.03 Литература народов стран зарубежья (европейская и американская литературы).
Зарубежная литература Средних веков и Возрождения

Основные памятники европейского героического эпоса. Куртуазная поэзия. Становление рыцарского романа.

Проявление народных смеховых традиций в различных жанрах литературы Средних веков и Возрождения.

Гуманизм как основа европейского Возрождения. Его основные этапы. Хронологические границы. Роль отдельных европейских стран в культуре Возрождения. Сервантес. Шекспир. Рабле.


Зарубежная литература XVII - XVIII веков

Барокко и классицизм: идеология и поэтика. Западноевропейский сентиментализм. Барочный и классицистический театры в их типологической сущности и национальных вариациях. Плутовской роман и его национальные истоки.



Зарубежная литература XIX века

Проблемы периодизации литературного процесса в Западной Европе. Отличительные признаки литературы XIX в контексте мирового историко-культурного развития.

Основные этапы развития французского романтизма. «Предисловие к "Кромвелю"» Гюго.

Национальное своеобразие американского романтизма. Э.А. По. Аналитический психологический метод Стендаля и специфика его реализации в романах «Красное и черное», «Пармская обитель».

Проблематика, принципы построения «Человеческой комедии» Бальзака. Система персонажей.

Новеллистика П. Мериме.

Г. Флобер. Художественный мир Г. Флобера. Новый тип героя.

Ч. Диккенс. Периодизация творчества. Типология характеров. Традиции и новаторство.

У. Теккерей. Общая характеристика творческого пути. «Ярмарка тщеславия» Теккерея.

Зарубежная литература конца XIX - начала XX веков

Творческая проблематика рубежа веков и культура ХХ века. Декаданс. Своеобразие историзма декаданса, тема «заката Европы».

Теоретические сочинения Э. Золя и становление натуралистической школы во Франции. Концепция романного цикла «Ругон –Маккары» Золя и принципы работы писателя над ним.

Символизм во французской литературе: парнасская и бодлеровская традиция. Поэзия Верлена, Рембо, Малларме.

Творчество Т. Манна. Роман «Будденброкки». Новеллистика Т. Манна.

Драматургия Б. Шоу. Шоу и Ибсен. Шоу и Чехов.

Литературная ситуация в США. Творчество М. Твена.

Зарубежная литература ХХ века

Концепция мира и человека. Мэтры модернизма: Д. Джойс, Ф. Кафка, М. Пруст, У.Фолкнер.

Творчество Пруста. Смысл названия цикла романов «В поисках утраченного времени».

Ф.Кафка. Новеллы и романы Кафки.

Э. Хемингуэй. Творческий путь: рассказы и романы. Основные образы.

Экзистенциализм Сартра и Камю. Романы, пьесы и философские произведения Сартра. Романы Камю «Посторонний», «Чума».

Авангардистский театр во Франции: С.Беккет, Э.Ионеско.

Французский Новый Роман: Саррот, Роб-Грийе, Бютор, Симон.



Проблемы постмодернизма в литературе. Специфика постмодернистского романа.

Персоналии: Данте, Рабле, Сервантес, Шекспир, Мольер, Вольтер, Гете, Руссо, Байрон, Гюго, Гофман, Скотт, По, Бальзак, Диккенс, Теккерей, Стендаль, Флобер, Золя, Кафка, Пруст, Манн, Мориак, Хемингуэй, Фолкнер, Камю.
5. Рекомендуемая литература

5.1. Основная литература

  1. Крупчанов Л.М. Введение в литературоведение, М.: Издательство Юрайт, 2013 – 479с.

  2. Зарубежная литература конца XIX - начала XX века. Под ред. Толмачёва В.М., М.: Издательство Юрайт, 2013 – 811 с.

  3. Гиленсон Б.А. История мировой литературы от античности до середины XIX века.

М.:Издательство Юрайт, 2014 – 904с.

  1. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы второй половины ХХ – начала XXI века. М.:Издательство Юрайт, 2014 – 290 с.

  2. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М., 1987.

  3. Зарубежная литература Средних веков. Хрестоматия. Сост. Пуришев Б.И. М., 1974 (Ч. 1); М., 1975 (Ч. 2).

  4. История всемирной литературы: В 9 т. Т. I. М., 1983. С. 271-302, 501-515; Т. 2. М., 1984. С. 438-592.

  5. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. Курс лекций. М,. 1996.

  6. Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. М., 1986.

  7. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы 19 в. М., 1972.

  8. Кирнозе З.Я. Французский роман XX в. Горький, 1977.

  9. Пасхарьян Н.Т. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.: Учебно-методическое пособие. М., 1996.


4.2. Дополнительная литература

  1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965 или 1992.

  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

  3. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940 (или более позднее издание).

  4. Елина Н.Г. Данте. М., 1965.

  5. АникстА. А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.

  6. Хлодовский Р.И. Декамерон. Поэтика и стиль. М., 1982.

  7. Зарубежная литература ХVII-XVIII вв.: Хрестоматия. М., 1982.

  8. Зарубежная литература XVIII в.: Хрестоматия. М., 1988.

  9. АникстА. Творческий путь Гете. М., 1986.

  10. Конради И. Гете. Жизнь и творчество: В 2 т. М., 1987.

  11. Берковский Н.В. Романтизм в Германии. Л., 1973.

  12. Боброва М.Н. Дж.Ф. Купер. Саратов, 1967.

  13. Ботникова А.Б. Гофман и русская литература. Воронеж, 1977.

  14. Ботникова А.Б. Художественный мир Гофмана. М., 1982.

  15. Дмитриев А.С. Проблемы иенского романтизма. М., 1975.

  16. Дмитриев А.С. Романтическая эстетика А. Шлегеля. М., 1974.

  17. Дьяконова Н.Я. Байрон в годы изгнания. Л., 1974. Лирическая поэзия

  18. Байрона. М., 1975.

  19. История зарубежной литературы 19 в. /Под ред. Я.Н. Засурского. М., 1982.

  20. Обломиевский Д.Д, Французский романтизм. М., 1947.

  21. Реизов Б.Г. Творчество В. Скотта. М.-Л., 1965.

  22. Романтические традиции американской литературы 19 в. и современность /Под ред. Я.Н. Засурского. М., 1982.

  23. Соловьева Н.А. У истоков английского романтизма. М., 1988.

  24. Шрейдер Н.С. Три романа-исповеди: их авторы и герои //Шатобриан. Рене, Б. Констан. Адольф. А. де Мюссе. Исповедь сына века. М., 1973.

  25. Дьяконова Н. Я. Английский романтизм. М., 1978.

  26. История зарубежной литературы XIX века. М., 1991.

  27. Михальская Н.П. Чарльз Диккенс. М.,1987.

  28. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. История зарубежной литературы XIX в.: западноевропейская реалистическая проза: Учебное пособие для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов. М., 1998.

  29. История зарубежной литературы конца XIX- начала XX веков. М., 1970.

  30. Практические занятия по зарубежной литературе. М., 1980.

  31. Зарубежная литература XX века. М., 1996.

  32. Зарубежная литература XX века. М., 1989.

  33. Ивашева В.В. Литература Великобритании XX в.М., 1984.

  34. История зарубежной литературы XX в. /Под ред. Л.Г.Андреева.

  35. История литературы ФРГ. М., 1980.

  36. Литературная история США /Под ред. У. Торпа и Р. Спиллера: В 3 т. Т.З. М., 1979.

  37. Андреев Л.Г. Ж.-П. Сартр. Свободное сознание XX в.М., 1993.

  38. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - XX вв. М.: МГУ, 1987.

  39. Затонский Д. Искусство романа и XX в. М., 1973.

  40. Зверев А.А. Модернизм в литературе США. М., 1979.

  41. Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX в. М., 1986.

  42. Федоров А.А. Т. Манн. Время шедевров. МГУ, 1984.


4.3. Справочная литература

  1. Краткая литературная энциклопедия. Любое издание.

  2. История всемирной литературы в 9-ти томах. М.: ИМЛИ, 1983-1984.

  3. Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь в 2-х частях. М.: Просвещение, 1997.


4.4. Журналы

  1. Вопросы литературы.

  2. Новое литературное обозрение (НЛО).

  3. Иностранная литература.

  4. Вестник МГУ (Филология).


4.5. Интернет-ресурсы
http: //lib.lunn.ru - сайт библиотеки НГЛУ. http: //elibrary.ru - научная электронная библиотека. http: //www.lib.msu.su - каталог научной библиотеки МГУ. http: //www.phl.freecopy.ru/search.php - философский словарь. http://magazines.russ.ru/voplit/ -сайт журнала «Вопросы литературы». http://magazines.russ.ru/inostran/ - сайт журнала «Новое литературное обозрение (НЛО)».

http://www.nlobooks.ru/ - сайт журнала «Иностранная литература». http://www.philol.msu.ru/cgi-bin/vest.cgi - сайт журнала «Вестник МГУ
5. ВОПРОСЫ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ В АСПИРАНТУРУ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 10.01.03


  1. Троянский цикл мифов как материал для «Илиады» и «Одиссеи» Гомера. Особенности гомеровского эпоса.

  2. Общая характеристика древнеримской цивилизации и литературы. «Энеида» Вергилия как эпическое произведение: тема, идея, система образов.

  3. Периодизация и общая характеристика средневековой литературы. Общее понятие об эпосе. Эпические циклы («Беовульф», «Песнь о нибелунгах», «Песно о Роланде»). Анализ одной из эпических поэм.

  4. Данте Алигьери как последний поэт Средневековья и первый поэт Нового времени. «Божественная комедия» как философско-художественный синтез средневековой культуры.

  5. Общая характеристика Возрождения. Гуманизм как идейно-философская основа Ренессанса. Национальное своеобразие французского Возрождения. Творчество Ф. Рабле. Анализ романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». М.М. Бахтин о романе Рабле.

  6. Национальное своеобразие английского Возрождения Общая характеристика творчества У. Шекспира. Великие трагедии Шекспира.

  7. Национальное своеобразие испанского Возрождения. «Дон Кихот»
    Сервантеса как роман нового времени: история создания, композиция. Дон Кихот и Санчо Панса как вечные образы.

  8. Общая характеристика XVII столетия как литературной эпохи. Барокко и
    классицизм как основные стили. Театр французского классицизма. «Сид»
    Корнеля и «Федра» Расина: сходства и различия.

  9. Высокая комедия классицизма. Новаторство Мольера. «Тартюф», «Мизантроп», «Дон Жуан» как вечные образы. Анализ одной из комедий.

  10. Общая характеристика эпохи Просвещения. Литература французского Просвещения. Творчество Вольтера и Руссо. Анализ философской повести Вольтера «Кандид».

  11. Общая характеристика английской литературы эпохи Просвещения. Философское и жанровое многообразие романного жанра. Романы Д. Дефо и Дж. Свифта.

  12. Общая характеристика немецкой литературы эпохи Просвещения Трагедия И.В. Гёте «Фауст»: история создания, композиция, образы Фауста и Мефистофеля.

  13. Общая характеристика реализма XIX века. «Предисловие к «Человеческой комедии»» Бальзака. Анализ одного из романов О. Бальзака.

  14. Особенности реализма 2-ой пол. XIX в. Эстетика Г. Флобера. Анализ романа «Госпожа Бовари».

  15. Особенности реализма в Англии. Этапы творчества Диккенса. Анализ
    одного из романов: основные мотивы и темы, система образов.

  16. Теккерей и его роман «Ярмарка тщеславия».

  17. Особенности романтизма в Германии. Творчество Э.Т.А. Гофмана.

  18. Особенности романтизма в Англии. «Восточные поэмы» Байрона.
    «Паломничество Чайльд-Гарольда» Байрона как лиро-эпическая поэма:
    история создания, автор и герой в поэме.

  19. Общая характеристика натурализма. Анализ одного из романов из цикла «Ругон-Макаров» Э. Золя.

  20. Модернизм. Художественный мир М.Пруста, Ф. Кафки, Дж. Джойса, У.Фолкнера.

  21. Литература французского экзистенциализма. Романы и пьесы Сартра. Анализ произведений А. Камю «Посторонний», «Чума».

  22. Современная западная драма: «эпический театр» Б. Брехта, «театр абсурда» (Э. Ионеско, С. Беккет, Г. Пинтер, С. Мрожек).

  23. Французский Новый Роман.

  24. Понятие о постмодернизме: исторические и философские основы. Теоретики постмодернизма (Р. Барт, Ю. Кристева, У. Эко). Постмодернизм в литературе (Дж. Фаулз, У. Эко, А. Зюскинд).

  25. Автор (произведение) зарубежной литературы последнего времени (по выбору экзаменуемого).