Литература 20 приложения 21 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Литература Приложения 1 307.9kb.
Приложения приложения приложение 1 Факторы в оценке эмоциональной... 1 299.79kb.
Закрепление знаний по теме «Банковская система. Кредиты. Депозиты» 1 77.47kb.
Занятие 6: Приложения с несколькими формами 1 54.95kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 555.09kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 436.88kb.
Литература для педагога Литература, рекомендуемая обучающимся и родителям 2 610.16kb.
Литература 20 века. Вопросы к семинарам и диспутам 1 62.57kb.
16. приложения 15 1657.5kb.
Жанр полонеза в педагогическом репертуаре детских музыкаьных школ 2 535.01kb.
Мартюкова Ирина Леонидовна учитель русского языка и литературы 1... 1 183.02kb.
Исследование влияния профилактической соли и гипотензивных трав на... 1 120.37kb.
- 4 1234.94kb.
Литература 20 приложения 21 - страница №1/1








Педагогический поиск:

работа с одаренными детьми

Щукина Надежда Михайловна,

учитель английского языка МОУ «Гимназия» г. Абакана,

Заслуженный учитель РХ,

Отличник народного образования
Содержание



ОДАРЕННОСТЬ = ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ 5

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ 8

ПЕДАГОГИКА 9

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 10

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ 11

КОНТРОЛЬ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 13

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ТВОРЧЕСТВО 14

КОМПЬЮТЕР В ДИДАКТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ 17

ЛИТЕРАТУРА 20

ПРИЛОЖЕНИЯ 21





Школа… твой испытательный полигон… Ты проходишь через него и достигаешь вершины, издали кажущейся неприступной.

Может быть кто-то разочарован твоей целью, они могут ни во что ставить твои результаты, но ведь ты добрался до вершины не для того, чтобы хвастать этим. Просто возвращаешься другим, вот и все.

Можешь вернуться вообще без сил, но ты стал сильнее, и это главное.
Взрастить ученика – труд, труд и еще раз труд. Работа с детьми – постоянный поиск. Даже оказавшись на правильном пути, вы рискуете сойти с него, если остановитесь хоть на минуту…

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК Мы должны решить для себя: по-прежнему быть в тисках дидактической дисциплинарной изоляции или взяться за воплощение идей междисциплинарной интеграции, мириться или нет с методическим примитивизмом или осуществить методический прорыв в технологии, актуальные дню нынешнему, перейти к открытости дидактических моделей.

Уровень отношений (развитие умений найти выход из коммуникативных тупиков, преодолевать ловушки социокультурного недопонимания)



Уровень знаний (постепенный уход от авторитарной педагогики)

Уровень духовности (умение держать курс ценностных ориентаций)




Дидактическая целесообразность педагогического
поиска



Уровень социализации (умение не попадать под влияние ложных стереотипов)


Структурная организация педагогического поиска





Обобщение и распространение опыта (презентация педагогич. поиска)

Экспертный уровень II (мониторинг результативности)

Деятельностный уровень (создание дидактической основы и внедрение опыта)

Учебно-исследовательский уровень (трансформация материала, конкретизация)

Информационно-базовый уровень (изучение банка методических материалов)

Экспертный уровень I (поиск проблемного поля, определение направления пед. поиска



ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ… КТО ОНИ? – Они наши ученики. Все ученики без исключения. Мы, преподаватели иностранных языков, из года в год мы наблюдаем с каким желанием и радостью дети приступают к изучению нового предмета. Он загадочен и влечет всех. Они еще не представляют себе, какие это будут уроки, и как они будут учиться, но все уверенны в успехе и с нетерпением ждут первого урока. Как же хорошо нужно подготовиться учителю к этой встрече и как хорошо нужно работать дальше, чтобы не обмануть ожидания детей, суметь сделать свои уроки уроками плодотворного творческого сотрудничества учеников с учителем. Учителю необходимо знать так много: как можно формировать мотивы учения, как увлечь детей учебной работой, организовать различные режимы общения, создавать ситуации, стимулирующие речевую активность школьников. И особое внимание в учебно-воспитательном процессе учитель уделяет формированию личности школьника, воспитанию у него таких черт характера, как трудолюбие и настойчивость, воля, активность, любознательность, а также развитию мышления, памяти, эмоции, воображения.

И так, одаренность… Что это? Нам думается, слово «одаренность» можно поставить в ряд со словом «индивидуальность», т.к. каждый ребенок примечателен своей индивидуальностью, одарен в конкретной, индивидуальной сфере творчества.




ОДАРЕННОСТЬ = ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ



Необходимо отметить основные, базовые, фундаментальные принципы работы с одаренными детьми.

принцип принцип принцип принцип

«весов» «фейерверка» рейтинга успеха
ПРИНЦИП «ВЕСОВ» предполагает умение создать творческие группы учеников, общения «ученик – ученик». Работа в таком режиме происходит намного более комфортно и естественно. Учащиеся, находясь в равном положении, чувствуют себя раскованно, каждый стремится реализовать свое коммуникативное намерение наилучшим образом. Но возникает атмосфера соревнования, желания проявить себя с наилучшей стороны, что стимулирует активность обучающихся. Действует командный «дух», т.к. при равных условиях успех группы зависит от каждого.

?

!






ПРИНЦИП «ФЕЙЕРВЕРКА» показывает стремление ребенка выбрать собственный путь самореализации, темп работы, направление творческого поиска. Посмотрите – все звездочки светят одинаково ярко, независимо от направления и дальности полета. Дадим же нашим детям свободу творчества, поиска, проявления своей индивидуальности.

















ПРИНЦИП РЕЙТИНГА предполагает создание особого режима выполнения тестовых заданий. Оставим в прошлом строгие рамки наших недавних контрольных работ, где мы выступали диктаторами: делай только это…, начинай только с этого…, ты должен сделать…, ты должен выполнить… Мы в своей работе используем рейтинговую систему тестовых заданий. Схематично ее можно изобразить так:




extra



поуровневые

задания



min(базовый стандарт)
Задания базового стандарта (фундамент) должны сделать все учащиеся без исключения. Поуровневые задания предлагаются на выбор: три уровня сложности дают возможность каждому ученику работать в индивидуальном режиме. Каждое задание имеет определенное количество баллов, согласно рейтинговой таблице. Задания класса «extra» являются наиболее трудными и выполняются по желанию, они оцениваются наибольшим количеством баллов. Над учениками не весит навязанная учителем тактика выполнения теста, и это является дополнительным психологическим плюсом.
ПРИНЦИП УСПЕХА – необходимый компонент процесса обучения, именно он иногда является решающим фактором успешного урока. Создание поля психологического комфорта – задача каждого учителя.
«Я САМ» «ХОЧУ»






«МОГУ» «УМЕЮ»
При соблюдении этих принципов каждый ученик покажет свою одаренность, пусть не такую яркую, как лидеры класса, но не менее ценную, каждый сумеет проявить свое «Я».

Работа с одаренными детьми – это, прежде всего, ЭВРИСТИЧЕСКИЙ режим работы учителя. Полное отличие от старых канонов урока: отличие во всем – задачах, содержании, формах и режиме работы.



  • Основными задачами обучения ИЯ сегодня – развитие:

  • специальных умений и навыков (говорение, аудирование, чтение, письмо, перевод)

  • содержательных знаний

  • профильно-ориентированных знаний

  • обще-учебных знаний (-учебно-организационные умения

-учебно-интеллектуальные умения

-учебно-информационные умения

-учебно-коммуникативные умения)


  • ценностной ориентации

  • социализации умений

 При отборе материала необходимо учитывать следующие параметры:



  • культурологическая аутентичность (обучение языку неотделимо от знакомства с культурой стран, где говорят на этом языке, с особенностями быта и менталитета их граждан)

  • информативная аутентичность (информация оценивается с точки зрения ее значимости, доступности, подбирается в соответствии с возрастными особенностями и интересами учащихся)

  • ситуативная аутентичность (предполагает естественность ситуации, естественность ее обсуждения, подбор материалов, отражающих целый спектр разнообразных жизненных обстоятельств)

  • аутентичность национальной ментальности (необходимо принимать во внимание особенности менталитета и быта, учитывать национальную специфику, типичную для жизни носителей языка)

  • аутентичность оформления (в современных УМК ELT тексты часто представлены как бы в факсимильной репродукции, учебные тексты часто сопровождаются рисунками, схемами, картами, диаграммами, что приближает их к аналогичным по содержанию текстам, функционирующим во внеучебной среде)

  • аутентичность учебных заданий (задания стимулирующие взаимодействие с материалом, основанные на операциях, которые совершаются во внеучебной среде)

технологии, используемые при работе с одаренными детьми должны быть в полном соответствии с новейшими зарубежными методиками (технологии ELT) т.к. только они могут помочь в формировании ЗУМ согласно евростандартам. В нашей гимназии используем разные технологии:

  • модульная технология (создание модулей – тематических, лексических, лексико-грамматических, грамматических, рассчитанных на два – четыре учебных часа)

  • технология блок-систем (интенсивное обучение с использованием блоков – грамматических, тематических, охватывающих материал 6-8-10-12 уч. часов)

  • мастер-классы (интенсивная методика с использованием эвристических принципов работы школы Чейса, Монтессори, Лобка и др.)

  • технология «французских мастерских» (этапы работы: мотивация  индукция (выход на проблему)  этап информационного обеспечения  этап первичной обработки информации (деконструкция)  контроль + коррекция  этап реконструкции  этапы комплексного применения знаний  самоконтроль + коррекция  проект (самостоятельное применение знаний в новой ситуации))

  • технология ассоциативного мышления (урок творчества, фантазии и выдумки)

  • технология социализации (интеллектуальные игры, синтез ИЯ, экономики, обществоведения и психологии)

  • режим работы предполагает большой процент самостоятельности учащихся, они работают с источниками, модулями индивидуально или в парах, группах. При затруднении есть два пути получения помощи: обратиться к справочным материалам, блок-картам, словарям или получить консультацию учителя или одноклассников. Схематично режим работы можно представить так:

уч1
уч2 учитель




уч3

Information

уч4


ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ

Прослеживая особенности работы в новых технологических режимах, необходимо отметить, что выход на результат – неотъемлемое условие учебного процесса. И именно использование проектной методики в процессе обучения позволяет применять речевые навыки и умения на практике. Выполнение заданий проекта выходят за рамки урока и требуют много времени, но усилия оправдывают себя, т.к. при этом решается ряд важных задач:



  • занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных ЗУМ, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу

  • учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу, самостоятельно добывая необходимую информацию

  • в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, меняется роль учителя – в место контролера он становится равноправным партнером и консультантом

  • в проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося: здесь прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности

  • усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, т.к. каждый ученик, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности

  • совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщения, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио – и видеозапись, оформить альбом, коллаж, стенгазету, выставку, организовать вечер для родителей, одноклассников. Форму презентации (репортаж, сообщение, ролевая игра, викторина, шоу, концерт, дискуссия и т.д.) и документации учащиеся выбирают сами

Организация работы по проекту предполагает следующие этапы:

  1. Выдвижение идеи

  2. Формирование микрогрупп

  3. Распределение заданий в микрогруппе

  4. Практическая деятельность учащихся в рамках проекта

  5. Промежуточный контроль

  6. Обсуждение способов оформления проекта

  7. Документирование проекта

  8. Презентация результатов проекта

  9. Подведение этогов выполнения проекта

  10. Этап практического использования результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставок и т.д.)

Хочу привести примеры проектных работ, выполненных учащимися 9-10-11 классов гимназии: «Трудно ли быть молодым», «Телевидение: за и против», «Всегда ли ложь во благо», «Секреты бабушкиного сундука», «Домашний доктор», «Досуг молодежи», «Школа моей мечты», «Наш характер. Можем ли мы изменить его?», «Русский характер… Что это?», «Как улучшить свою память» и др. Успех работы зависит от того, какая тема выбрана, как она способствует столкновению различных мнений, а следовательно, развитию дискуссии. Сама подготовка к таким урокам активизирует познавательную деятельность учащихся, стимулирует их самостоятельность в поисках нужной информации, дает учащимся возможность оценить свой уровень владения ИЯ.





ПЕДАГОГИКА


СОТРУДНИЧЕСТВА

Хотелось бы отметить еще раз основные характеристики стратегии работы учителя с одаренными детьми: максимум самостоятельности своим ученикам, максимум доверия, педагогика сотрудничества, программирование успеха («ты можешь…», «ты умеешь…», «у тебя все получится…»). Главное правило работы школы Монтессори – «учись доверять ученику».


«Покажи мне, и я узнаю.

Расскажи мне, и я запомню.

Позволь мне делать самому, и я научусь…»


ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

На протяжении последних десятилетий педагоги различных стран пытаются найти пути создания на каждом уроке атмосферы, способствующей творческому применению каждым ребенком своих знаний. Одним из инновационных методов, позволяющих ученикам обучаться в творческой, креативной атмосфере, является метод проектов.

Я часто использую метод проекта на уроках, потому что он имеет ряд достоинств: он хорошо вписывается в учебный процесс, интегрируясь в реальную урочную систему, и позволяет достичь поставленных целей другими, альтернативными методами. Эта технология обеспечивает как успешное усвоение материала, так и интеллектуальное развитие, самостоятельность учеников.

Метод проектов – это всегда самостоятельная деятельность учащихся (индивидуальная, парная, групповая), которую они выполняют на уроке и дома, в библиотеке и компьютерном классе. Это всегда решение какой-то проблемы, и для выполнения задания необходимо использовать разнообразные методы и средства обучения, знания из различных областей наук.

Проекты серии «How Well Do We Know Ourself?», выполненные учениками 10-11 классов в 2006-2007 уч. году представляют собой работы-размышления. Ребятам удалось понять и раскрыть суть темы. Их проекты помогают им самим, их сверстникам понять особенности существования, сосуществования, развития тинэйджеров. Поколение NEXT… Это так сложно. Это так непонятно. Это так интересно.

Задача проектов – заставить задуматься над собственным Я, увидеть себя в мире сверстников, понять свое назначение в этой жизни.

Цели проектов:


  • учить анализировать собственную деятельность, взаимодействие с окружающим миром

  • учить видеть социальную сторону своего существования

  • учить видеть свои недостатки, плюсы и минусы своего характера, планировать и корректировать собственную траекторию развития

Структура проекта многослойна. В первой части учащиеся пытаются найти ответы на многие вопросы, важные для них:


Почему люди такие разные?
Как определить людей «плохих» и «хороших»?
Почему люди делают такие разные выводы из своих ошибок?
Существует ли психология криминала

(или это плохое воспитание)
Характер – это дано природой?
Может ли человек изменить свою судьбу.

Проекты серии «The Live as We See It» философские рассуждения на тему «Жизнь, какова она есть». Здесь мы видим рассуждения о христианских ценностях, природе юмора и тапах темперамента.

В третьей части ребята пытаются найти ответ на вопрос «Что такое – человек сегодняшнего дня?», ищут пути самосовершенствования.

Данные работы дали ребятам возможность задуматься над проблемой самосовершенствования, понять каким хотят видеть его окружающие люди, лучше понять своих сверстников. Пока живу – совершенствуюсь…




АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

I этап работы – этап мотивации.

Работа над любым материалом я начинаю не с учебника, а с установки на проблему, с создания ситуации общения равных собеседников. В основе вводного слова может лежать заметка из газеты, журнала, телевизионной передачи. Мой опыт подсказал мне, что формированию интереса и личностного восприятия материала способствуют:


  • выдвижение в качестве предмета обучения проблем, не имеющих однозначного решения;

  • акцентирование внимания на проблемах, интересующих, в первую очередь, самого учащегося.

Этот этап очень важен, т.к. от него зависит, в большой степени, успех работы над материалом. Часто учащиеся получают опережающие домашние задания (установка на проблему).

II этап работы – этап информационного обеспечения.

На этом этапе происходит мощная информационная загрузка (все компоненты УМК) + материалы Интернета + периодика. Задача данного этапа – дать учащимся возможность познакомиться с полным объемом информации по данному вопросу.

III этап работы – этап первичной обработки информации (личностный).

Восприятие любого материала имеет яркую личностную окраску: происходит первичный анализ материала, согласно опыту, знаниям, интересам учащихся. Один и тот же материал воспринимается по разному.

IV этап работы – этап первичной обработки информации (коллективный).

Создаются предпосылки для коллективной работы над материалом. Именно на этом этапе продолжается сбор информации, обмен мнениями, появляются первые идеи, мотивы, которые могут заинтересовать собеседников. Задача учителя на данном этапе – умение поставить цель, заострить противоречия между поставленной целью и имеющимися на данный момент у ученика знаниями и умениями, предложить систему частично-поисковых задач, способствующих приобретению новой информации, способов действия. На этом этапе происходит определение «белых пятен» в контексте, определяется тема и подтемы, формулируются основные мысли (на уровне гипотезы), составляется первоначальный план работы. Появляется «поле эмоционального тяготения», т.е. склонность и желание ученика работать над тем или иным аспектом данной проблемы. Происходит формирование групп «по интересам».

V этап работы – этап вторичной обработки информации (в группах).

Каждая группа работает над определенной идеей, аспектом проблемы. Происходит самостоятельное конструирование проблемных ситуаций, выявление противоречий там, где все казалось привычным и простым, происходит обмен информацией (на более конкретном уровне), корректировка плана, уточнение темы, основной мысли, проводится поисковая работа согласно плану, составляются обобщающие таблицы. Группа работает над минипроектами.

VI этап работы – этап дополнительной информации.

Этот этап предполагает умение сопоставлять имеющиеся знания и новую информацию. В процессе работы в группах ученики непременно столкнутся с проблемой «нехватки» материала. Появляются материалы проблемного характера, часто происходит ломка стереотипа восприятия той или иной ситуации. Появившиеся проблемы позволяют взглянуть еще раз на объект изучения, но уже под углом «не решенных» вопросов, выступающих уже как парадоксы, что позволит учащимся обратиться к ним еще раз.

VII этап работы – этап осмысления, сравнения, анализа и коррекции.

С мой точки зрения, этот этап самый важный в работе, т.к. именно здесь происходит «рост» человека, становление личности. На этом этапе ребята учатся анализировать, сравнивать, делать обобщения, проводить коррекцию; не только отстаивать свою точку зрения, но, иногда, и иметь смелость признать ошибки, исправить их и выработать свое понимание проблемы (этап эвристического озарения).

Дидактическая модель: «через углубление познания к творческой активности» с учетом мотивационно-прагматических установок личности учащихся САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА УРОКЕ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ДЕЙТСВИЕ НА БОЛЕЕ ВЫСОКОМ УРОВНЕ (решение задач, предполагающих перенос знаний и способов действия в новую ситуацию). Конечная цель – становление творческой личности, ее самореализации, готовность к преобразующей деятельности. На этом этапе учащиеся обычно проводят дополнительные социологические исследования, анкетирование, подводит итоги.

Заключительный этап – проект (индивидуальный, парный, групповой).

Учащиеся 10-11 классов выполнили много проектов по УМК «English X-XI». Хочу познакомить Вас с результатами труда учеников неязыковых классов 10 «Б», 10 «В», 11 «Б» и 11 «В». Классы с литерой «Б» являются профильными «история – право», с литерой «В» - экономика. Эти классы и представляли наибольшую трудность для учителя английского языка, т.к. еще пару лет назад было множество причин, мешающих достижению оптимального результата по ИЯ. В самом обще рассмотрении их может быть три:

а) ученику не хватает способностей в изучении предметов гуманитарного цикла и у него образовались пробелы в освоении материала (индивидуальная сторона)

б) ученик не умеет учиться, т.е. не сформирован в достаточной мере навык учебной деятельности (субъективная сторона)

в) ученик достаточно «прохладно» относится к предмету: у него низкий уровень интереса и мотивации

Мои ученики, главным образом, уделяли максимум внимания и сил на изучение профильных предметов – математики, экономики, истории, права и т.д. С появлением УМК «English X-XI» картина изменилась, по меткому выражению одного из учеников, они «забыли, что учат английский», материалы УМК на столько интересны и своевременны для них, что иностранный язык стал выступать только средством познания нового. Темы проектов выбираются учениками из предложенных или формулируются самими участниками проекта. На следующей схеме вы увидите образцы минипроектов, которые выполнялись на уроке или были результатом домашнего задания. Минипроекты обычно небольшие по объему, но требуют ознакомления с достаточно большим количеством информации, ее переработки, осмысления и представления в форме резюме, таблиц, схем.

Особенностью работы неязыковых классов является недостаточное количество часов для изучения материалов УМК. На изучение английского языка (I иностранный язык) отводится 4 часа в неделю, поэтому приходится давать материал крупными блоками, увеличивать количество материала для самостоятельного изучения. Проектная методика работы как нельзя лучше подходит для работы в данных условиях. Такой тип работы по душе моим ученикам. Несмотря на то, что в работах встречаются ошибки (сказываются пробелы в языковой подготовке), работы показывают главное – ребята увлечены. Я думаю, их работы похожи на птичье гнездышко – шаг за шагом, страничка за страничкой, они отовсюду несут туда веточки вдохновения. Иногда их работы несовершенны, иногда – откровенно слабы. Это с моей точки зрения. Но они как зеркало отражают уровень языковой подготовки и становления своего «Я» на данный момент. Своего рода мониторинг. Они заставляют задуматься. Они вносят коррекцию в деятельность и ученика, и учителя…

Проектная работа – это принцип «фейерверка». Не каждой звездочке удается быть неотразимой, но они – звездочки. Каждая звездочка выбирает свой путь полета, у одних он длинный, у других… Самое главное – ситуация успеха, открытое информационное пространство, постоянное совершенствование фонда умения.


«ХОЧУ» – «МОГУ» – «УМЕЮ» – «Я САМ» …

КОНТРОЛЬ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В работе учителя мы прослеживаем несколько задач: одна из задач – дать знания, другая – заставить учится, третья – «ревизия» знаний.


Контроль знаний – удел учителя (и ученика!!!) всегда необходим. Процедура эта, порой, утомительна, да и времени урока жаль. Таким образом, перед нами задача-противоречие: проверить как можно больше материала, проверять знания как можно чаще и, при этом, затратить минимум сил и времени. Существует целая индустрия в методике – тестирование. Цель (в идеале) следующая – разработать такую технологию тестирования, которая позволит учителю видеть объективную картину сформированности знаний, умений, навыков у учащихся, тестирование, которое поможет держать учащихся в «тонусе». Ушла в прошлое практика поурочного контроля, материал дается большими блоками, изменились и виды контроля. Но прежними остались вопросы, которые должен ставить учитель при организации любого контроля (тестирования):
форма тестирования?

необходимо ли?

мотивированно ли?

своевременно ли?

не формально ли?

эффективно ли (для учащихся, учителя)?
В планировании контроля и отслеживания качества знаний по ИЯ есть, несомненно, особенности:

  • Качество знаний по ИЯ должно оцениваться не только по объему (образовательный стандарт + гимназическое знание), но и потому, насколько учащиеся умеют ими пользоваться в решении познавательных задач на обобщение, сравнение, анализ и т.д.).

  • Кроме того, в центре внимания работы учителя ИЯ находится задача формирования интеллектуальных и коммуникативных умений, отслеживание которых тоже требует определенной системы контроля. С учетом этих особенностей планируются и формы контроля, и отслеживание результатов обученности по данному предмету.

Говоря о контроле в целом, мы конечно же имеем в виду его составные части: цель, содержание, форма, специфика проверки (marking). Каждая часть имеет свою расшифровку.


Особого внимания требует контроль творческой активности учащихся. На данный период не существует методических рекомендаций и технологий на эту тему. Поэтому сформировался свой стиль работы по определению сформированности и объему творческого потенциала учащегося.
Творческая активность учащегося «развивается» циклообразно:

Первый виток – вход в проблему, умение понять актуальность вопроса, его важность. Качество творческой активности, самостоятельность в учебно-познавательном процессе учащихся на уроке характеризуется, прежде всего, уровнем аналитического мышления у них. Известно, что начало процесса мышления, сам процесс мышления определяются прежде всего знаниями. Без знаний, хотя бы самых элементарных, невозможна активная умственная деятельность. Учащийся не может творчески мыслить.

Второй виток – итак, учащийся не может творчески мыслить, проявить глубину ума, гибкость, сообразительность, не располагая определенными знаниями. На данном витке определяется не только «количество» знаний, но и умение учащегося оперировать накопленным материалом. Чем шире, прочнее знания учащегося, тем выше у него уровень анализа и синтеза, обобщение и абстрагирования, тем свободнее он оперирует своими конкретными знаниями.

Третий виток – определение умения учащихся планировать свой ответ, ход решения поставленной задачи, последовательность действий.
Четвертый виток – определение умения учащихся заинтересовать своей идеей окружающих, вовлечь в творческое решение своей задачи других учащихся.

Пятый виток – определение умения учащихся анализировать и оценивать итоги своей деятельность и деятельность своих товарищей по учебе. Основа этого – навык контроля и самоконтроля, т.е. постоянное наблюдение учащихся за собственной работой, за работой своих товарищей, анализ и самоанализ, нахождение собственных ошибок и ошибок товарищей по учебе; исправление их, способность совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность.

Творческая работа на уроке дает возможность:



  • обеспечить учащимся широкую образовательную культуру;

  • максимально развить интеллектуальные способности, научить мыслить независимо, критически, альтернативно;

  • создать широкие условия для воспитания компетентности, уверенности в себе при решении возникающих проблем;

  • развить коммуникативные навыки, научить работать в группе, уважая мнение других людей, понимая ценность плюрализма, взаимопонимания;

  • формирования устойчивых гражданских и духовно-нравственных качеств;

  • расцвета собственной личности.


ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ТВОРЧЕСТВО

Современные требования к ученику предполагают наличие у него не сколько обширных энциклопедических знаний, сколько умения мыслить - мыслить стройно, организованно, - уметь защитить свою точку зрения, уметь рассматривать проблему с разных позиций, слушать собеседника, находить вместе с ним компромисс и т.д. Подобное мышление называют креативным, и оно невозможно без умения человека творчески подойти к поставленной проблеме.

Как научить ребёнка свободно, без страха и стеснения общаться на иностранном языке, пробудить в нём активный интерес к этому общению? Имея большой опыт преподавания английского языка, работая с учащимися разного возраста, мы обнаружили общую закономерность: его Величество Творчество в процессе обучения – главный помощник учителю.

Возьмём из множества определений этого понятия самое простое.



ТВОРЧЕСТВО. Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. («Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова)

И одной из сложнейших – и интереснейших – задач современного учителя и является установление способов дать каждому человеку шанс стать поистине творческой личностью, показать ему ту дорогу, по которой он может пойти, развиваясь как полноценный Творец и Созидатель, и их более высокая ступень развития одарённость – неразрывно связаны с понятием творчества.

Творчество – неотъемлемая часть уроков иностранного языка в гимназии. У каждого учителя существуют свои алгоритмы творческой деятельности учащихся, освоение которых возможно, по нашему мнению, даже в ходе традиционного обучения детей. На каждом этапе урока мы пытаемся отыскать нишу для реализации креативной деятельности наших гимназистов.

Каждый ребенок в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздей­ствиям, к освоению того или иного вида деятельности. Известно, например, что у ученика начальной школы интенсивно развивается устная речь, в среднем и старшем возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры и обна­руживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли.

Роль первых «толчков» в развитии способностей, по-видимому, очень велика, и они всегда связаны с яркими эмоциональными переживаниями.

Уже в начальных классам мы проводим, так называемые, уроки-FANTASY, когда полету фантазии нет предела. На таких уроках широко используются стиль кроки, аппликационный материал, реквизиты кукольного театра. Мини-сказки – первая проба пера: «Приключения лунного человечка», «Братья гномы и их волшебный дом», «Неразлучные друзья», «Страна трех солнц», «Приключения в стране Хишиит», «Бал в королевстве Зазеркалья» и др.:


***

I’m going to tell you a fairy tale. Once upon a time there was a magic house.

Look. Here it is! It’s so nice, red, green and yellow. Who lives in this house? Guess!

Dwarves live there. They are so different, but all of them are friendly and like to have many friends.

Mickey likes to eat. He says: “We have many sweets, apples and cakes. Welcome to our house!”

Bobby likes to read very much. He says: “We have so many books at home. Welcome to our house!”

Snoopy likes animals very much. He says: “We have so many cats, dogs, rabbits, horses and sheep. Welcome to our house!”

Willy likes to sleep very much. He says: “Welcome to our house, we can sleep all day long!”

They are happy and have many friends. (Гирш Настя, 5Б)
***

My story is about good friends. They are Tony, Bob, Sam, Mike and Kate. One day they decided to build houses.

Bob is very romantic. He likes to read, to sing, to dance. He built a house out of balloons, flowers and ribbons. It’s a nice house, isn’t it?

Tony likes cars, tractors and different machines. He built a house out of metal.

Mike and Sam are twins. They have a sister Kate. They are very friendly and want to live together. They built a house out of bricks.

Look! Do you like this town? It’s beautiful, colorful and merry! (Жихарев Дима, 5Б)


***

I would like to tell you a story about a fantastic town.

Look, there are three suns (one, two, three) and two moons (one, two) there. It’s very strange of course! Who lives in this town?

Snowmen. Many snowmen. Count: one, two, three, four, …

The head of this town is Father Frost and his daughter Snegurochka. I would like to live here!! (Попков Вова, 5А)
***

I’m going to tell you a very fantastic story.

Look. This is a moon. It’s so big, nice and magic. Who lives on the moon?

Look. This is an alien! His name is Groove, he is strange and unusual. He is green, he has three legs and three eyes. I think he is not angry and greedy. To my mind he is lovely and friendly.

He has a girl-friend. Her name is Alice. She is very pretty and Groove fells in love with her. He gives her a present, a VERY BIG PRESENT, a very unusual present.

Look, this is the present for Alice. What is there? Is it a cat? – No, it isn’t. Is it a dog? – No, it isn’t. Is it a new dress? – No, it isn’t.

It’s a robot, Moon Robot. He helps Alice to clean her flat, to do shopping, to do homework. I would like to have such robot too! (Чечурина Регина, 5Б)
***

Look, these are monsters! I think they are not friends because they are very different. This is an angry monster. His name is … He likes to eat most of all. He has two mouths and many sharp teeth. He likes to eat everything: tables and chairs, lamps and books, pens and pencils. His four arms (one, two, three, four) help him to catch animals and naughty girls.

And this is his brother … He is clever, kind and lovely. He has six ears (one, two, three, four, five, six) and four eyes (one, two, three, four). He likes to hear and to see everything. He is very curious. (Марков Витя, 5Б)

Приложение №1 «Сказки для моей сестренки» (Творческие работы учащихся начальной школы).

Приложение №2 «Грамматические сказки: приключения в королевстве HeSheIt» (опыт коллективного творчества учащихся 3 классов)

Широкие возможности для активизации учебного процесса и подготовки младших школьников к творческим видам работы дают ролевые игры. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышенным интересом к предмету.

Способность играть выражается в том, что ученики четвертых классов охотно принимают воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет. Это позволяет применять на уроках сюжетные ролевые игры сказочного содержания. Например, с целью отработки в устном высказывании некоторых вопросов о погоде, природных явлениях, временах года используется ролевая игра по сюжету сказки «Теремок». «Обитатели теремка» задают «гостям» вопросы и только после правильных ответов разрешают им войти. Среди заданных вопросов могут быть следующие: Who are you? What season is it now? Is it warm or cold now? When is it cold? When does it rain? Etc. Участники игры не только охотно принимают предлагаемый им сюжет, но и с интересом обыгрывают маски, костюмы, в зависимости от роли меняют походку, жесты, тембр голоса.

Очень общий, неизменно повторяющийся факт состоит в том, что одаренные дети обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к которой они способны. Они могут очень долго заниматься интересующим их делом, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Это для них одновременно и труд и игра. Все их интересы, переживания, поиски, вопросы кон­центрируются вокруг этих занятий.

Трудно определить, как именно связаны высокие до­стижения способных детей и их эмоциональная увлечен­ность, что здесь причина, а что следствие. Справедливо считается, что оба эти фактора взаимосвязаны и один усиливает другой.

«Работая в паре», интеллект и творчество цепляются друг за друга, «тянут» друг друга на следующую ступень развития;

Наши ученики уже в средних классах умеют быстро сориентироваться в нестандартной ситуации и «подогнать» старые решения под новую задачу, чуть изменив её – а то и придумав совершенно новый путь. Таким подросткам интересно исследовать мир, они работают с увлечением, не просто выполняя рутинные задания – но, пытаясь улучшить что-то в своей работе,

В старших классах уровень владения языком позволяет заняться литературным творчеством в полной мере. Занимаясь по УМК В.В. Сафоновой «Английский язык 10-11», имеем огромный простор для раздумий и созиданий:

«Молодость и популярность: совместимы ли эти понятия?»

«Время – деньги, или что-нибудь еще»

«Самообразование: может ли оно изменить нашу жизнь?»

«Есть те, кто силен умом, есть те, кто силен мускулами: последними управляют» (китайский философ IV века до н.э.)

«Какой ты, Человек?»

«Осуждение истории – дело бесполезное? »

«Жизнь начинается в 16 ?»

«Фокус: успех в бизнесе»

«Что принесет с собой XXI век, и каким мы хотим его видеть»

«Развитие технического процесса и человек: фантастика и реальность»

«Стереотипы: верны ли они и что способствует их формированию?»

«Русские храмы – часть нашего исторического и культурного наследия» и т.д.



Приложение №3 «Темы творческих работ и Интернет-проектов старшеклассников»

Приложение №4 «Сценарии Интернет-проектов старшеклассников в рамках программы “английский язык в контексте Евросоюза”».

Приложение №5 «Звездопад» (альманах творческих работ учащихся).
Это темы для дискуссий, предлагаемые автором УМК.

Активные формы работы, которые мы используем в процессе обучения: дискуссии, Интернет-форумы, сессии НОУ, проекты и так далее помогают нашим талантливым и одаренным пройти свой путь к человеку Мыслящему и Разумному.

В данном альманахе предлагаются творческие работы учащихся старших классов: сказки и быль, эссе, стихи, философские размышления, социологические исследования, мечты , терзания и просто размышления шестнадцатилетних подростков: «Кто Я?», «Родовое гнездо», «Свобода: миф и реальность», «Самый печальный момент в моей жизни», «Сказки для младшего брата», «Мысли о будущем и прошлом», «Моя мечта или “я хочу”», «История моей семьи», «Гражданская война в Америке», «Идеальный друг», «Природа в американской поэзии», «Человек и природа в романтической поэзии», «Мое видение: творчество Агаты Кристи», «Оскар Уайлд – наш современник» и т.д.

В этих работах – душа и мысли наших учеников.

Творческие работы наших гимназистов заняли первое место в межрегиональном конкурсе «Урок английского языка XXI века» (НИЦ «Еврошкола», г. Москва) и стали лауреатами конкурса творческих работ учащихся в центральном выставочном зале (г. Москва).


КОМПЬЮТЕР В ДИДАКТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

В арсенале любого учителя содержится немало приемов, позволяющих активизировать деятельность ученика на уроке. Использование ИКТ учителем – один из них. В рамках программы ПНП «Образование» стал свободным доступ в Интернет всем учащимся и учителя. Только первые шаги были сделаны в разном направлении.

Современная школа воспринимает Интернет как электронную образовательную среду, технологию развивающего обучения, открытого образования.

Что касается ученика, по опыту знаю, что дома учащиеся зачастую используют компьютер и Интернет как игрушку, не осознают, что это может стать инструментом познания, средством получения информации.

Таким образом, интегрированный подход к преподаванию, использование информационно-коммуникативных технологий на уроках, разработка методики использования компьютеров и всемирной сети – неотъемлемая часть учебного процесса.

Одним из видов работы можно считать организацию самостоятельной работы гимназистов в компьютерных классах, их проектную деятельность с использованием Интернет, использование электронных учебных ресурсов, например, электронных средств дидактического характера виртуальной школы «Кирилл и Мефодия», обмен учебными материалами посредством электронной почты (форумы, конференции, чаты), тестирование и самообучение в электронных образовательных средах

Часто используются на уроках материалы, поставляемые Интернет-издательством «English To Go» (www.english-to-go.com). Считаю, что Интернет-материалы должны стать гармоничной частью урока. Интернет-проект для младших школьников «Забота о мире» (The Sense of Caring http://www.sch130.nsc.ru/~eva/caring/) помог нам включить Интернет-проекты в школьную программу младших классов.

Я расту… Я – зрелый учитель, расту вместе с моими учениками. Как любой учитель-новичок, поначалу заблудилась во Всемирной паутине. Какой уж здесь дидактический аспект: реклама, объявления, информационные статьи…

Куда идти? Где что брать? Как использовать материал так, чтобы это не было пустая трата времени, дань новомодным тенденциям? С годами пришел опыт, хочется поделиться, так называемой подсказкой. Может, она поможет кому-либо не заплутать, подружиться с Его Величество Интернет.

Наши пятиклассники не любят письменные задания, боятся сделать ошибки в правописании и грамматике. По началу им кажется, что их мини-сочинения, творческие работы будут маленькими, простенькими, неинтересными. Но первая проба пера – первый успех – первые знакомства по электронной почте – первые подарки друзьям по переписке – сказки в стиле фэнтези (Приложение №6 «Творческие работы учащихся»).

Гимназисты старшего звена широко используют тестирование онлайн. Выполнение тестов международного уровня, выполнение Интернет-проектов – хорошее средство проверить свой уровень владения языком. Особая гордость сташеклассников – сайт «The Cranberries In Your Head» (http://www.the-cranberries.ru), который в течение 2 лет посетили боле 175 тыс. человек (Приложение №7 CD-диск с сайтом).

Эта работа старшеклассников представляет собой учебно-методическое пособие по английскому языку и может быть использовано как дополнительный материал при изучении темы «Музыка». Виртуальный урок способен сделать учебный процесс максимально эффективным и доступным, что дает особую степень усвоения материала. С точки зрения содержания особое внимание уделяется актуализации, достоверности и глубине информации. Пособие выполнено в форме интер-сайта, по ряду разделов выходит за рамки школьной программы и может быть использовано для индивидуальной подготовки, для проведения групповых занятий. Наряду с текстами CD-ROM содержит видео-фрагменты, звуковое сопровождение и гипертекст. Широкий изобразительный ряд, тестирующая система придают работе широкие обучающие возможности.

Работа над Интернет-проектами помогает нашим ученикам:


  • формировать навыки и умения поиска информации в справочных материалах на электронных носителях;

  • формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологи;

  • формировать мотивацию к учению в целом и к данному курсу в частности и достичь возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, оказание мультимедийной поддержки урока.

Предлагаю Вам посмотреть на сайты, которыми регулярно пользуемся в гимназии, такие, как www.teachingenglish.org.uk и www.worldwidewords.org.

В работе со старшими школьниками используем:

Федеральный портал Российского образования – www.edu.ru

Портал Федерации Интернет Образования – www.fio.ru

Министерство образования РФ – www.ed.gov.ru

Центр информатизации Министерства общего, среднего и профессионального образования РФ – www.informika.ru

Официальный сайт российского школьного образования – www.school.edu.ru

Москва школьная – www.mschools.ru

Учительская газета – www.ug.ru

Первое сентября – www.1september.ru

В профильных классах с учащимися, углубленно изучающими английский язык, неоценимую дидактическую ценность представляют материалы следующих сайтов:

Английский язык on-line – www.english.language.ru

Английский язык: Ресурсы Интернета. Обучение иностранным языкам – www.study.ru

Сервер бесплатного дистанционного образования. Иностранный язык – www.anriintern.com/indlanuadge.php

Экзамен TOEFL – www.toefl.ru

Портал «Английский для всех» - http://english-language.chat.ru

Поисковая система онлайновых газет и журналов «Виртуальная библиотека» - http://www.vlibrary.ru

Использование Интернета учителем позволит решить следующие дидактические задачи:



  • формировать навыки работы с большими объемами информации;

  • формировать умения и навыки критического мышления;

  • формировать навыки и умения формулировать проблему и выбирать стратегию ее решения;

и достичь следующих дидактических целей:

  • оказание учебно-методической помощи учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом при использовании учителем таких педагогических технологий как: метод проектов, исследовательский метод, разноуровневая технология организации учебного процесса и т.д.

  • оказание мультимедийной поддержки урока, доклада, реферата, презентации.

Использование мультимедийных технологий – не «панацея», оно оправдано тогда и только тогда, когда их применение повышает скорость усвоения, объем, качество приобретаемых знаний, умений и навыков по сравнению с традиционными образовательными технологиями, способствуют более точному формированию понятий и образов, представляемых учащимся дополнительные средства для самореализации. Все виды энциклопедии, программы-тренажеры, электронные учебники и программно-методических комплексов по предмету, обучающие игры, средства дистанционного обучения, средства моделирования и конструирования.

Использование ИКТ и Интернета в работе дает учителю и ученику средства и возможность, которые не могут быть представлены традиционными формами обучения или недоступны в школе по соображениям безопасности, себестоимости. Может быть, мы с вами приблизим то время, когда компьютер будет таким же традиционным и бесспорным средством обучения, как мел и доска.


По-моему, главным принципом работы учителя должен стать принцип воспитания средствами предмета личности самостоятельной, способной на принятие решений, личности, привыкшей к творческому подходу в жизни, существующей в условиях выбора, личности толерантной миру.
Воспитать человека… По-настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранный урожай – нет, о нем говорят качества человека, которого производит страна (Р.У. Эмерсон).


ЛИТЕРАТУРА





    1. Бухаркина М.Ю. Мультимедийный учебник: что это? // ИЯШ, 2001, №4 – С.29

    2. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения. – Воронеж: «Истоки», 1996.

    3. Современные методы преподавания и изучения иностранных языков. // Сост. Витлин Ж.Л. – С.Петербург: Институт образования взрослых Российской академии образования, 1997.

    4. Якушина Е. Народное образование. 2005. №7. С.133-140.

    5. Halliwell C. Teaching English. – Longman, 1992.

    6. Щукина Н.М. «Современные проблемы языкового образования» Методический сборник. Еврошкола, М.; 2001 г., ч. II, с. 23-40


ПРИЛОЖЕНИЯ