Лев Николаевич Гумилев Величие и падение Древнего Тибета Работы по истории Тибета – 0 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отношений Китая и Тибета сейчас очень актуальна. Многие страны активно... 1 56.78kb.
Лев Николаевич Гумилёв От Руси к России. Очерки этнической истории 12 3912.47kb.
Лев Николаевич Гумилев Зигзаг истории Работы по Хазарии – 1 7 1895.1kb.
Лев Николаевич Гумилев Открытие Хазарии (историко-географический... 8 2400.87kb.
Лев Николаевич Гумилев Выбор веры Работы по Хазарии – 7 1 61.6kb.
Лев Николаевич Гумилев Сказание о хазарской дани Работы по Хазарии – 8 1 322.64kb.
Око возрождения Питер Кэлдер 2 828.44kb.
Лев Николаевич Толстой Война и мир. Том 2 Война и мир – 2 Лев Николаевич... 16 5427.5kb.
Лев Николаевич Толстой Война и мир. Том 3 Война и мир – 3 Лев Николаевич... 17 5850.4kb.
Лев Николаевич Толстой Война и мир. Том 1 Война и мир – 1 Лев Николаевич... 16 5337.43kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира... 1 547.74kb.
Урока Урок истории по теме "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" 1 136.59kb.
- 4 1234.94kb.
Лев Николаевич Гумилев Величие и падение Древнего Тибета Работы по истории Тибета - страница №3/3

Богословский В.А., с. 36.

40 Правописание тибетских имен до сих пор тибетологами не установлено. У разных переводчиков одно и то же имя пишется по-разному. Иногда основой является транслитерация, иногда транскрипция, иногда фонетическая запись с того или иного диалекта, а иногда даже китайская трансиероглифизация. Так, упомянутое нами имя пишется у Е.Шлагинтвейта (Schlagintweit E. Die Konige von Tibet, Munchen, 1886) Srong-btsan sgam-po; у А. Франке (Francke A. A History of Western Tibet) — Shrong tsan sgampo; у Демевиля (Demieville P. Le Concile de Lhasa, Paris, 1957) — Sron-bcan-sgam-po; у Б.И. Кузнецова (Тибетская летопись «Светлое зерцало царских родословных») — Сронцангамбо; у В.А. Богословского («Очерк истории…») — Сонг-цэн-гам-по и, наконец, у Бичурина, переводившего с китайского языка (История Тибета и Хухунора), — Цицзун Лунцзянь. Здесь приведены отнюдь не все варианты произношения и написания, и сложность цитирования многочисленных авторов возрастает при отсутствии единого принципа орфографии из-за необходимости приводить цитату точно. Поэтому в нашем повествовании не будет выдержана та или другая система воспроизведения имен. В наиболее ответственных случаях в подстрочных примечаниях будут даны разночтения, имеющие значение для понимания текста и сверки его с источником-переводом.

41 Щербатской Ф.И. Буддийский философ о единобожии //Записки Восточного отделения ИРАО. 1906, т. XVI.

42 Бонгард-Левин Г.М. Аграмес — Уграсена — Нанда и воцарение Чандрагупты //ВДИ, 1962, N4, с. 15.

43 «После победы он (Чандрагупта) лозунг свободы превратил в рабство, ибо, захватив власть, он сам стал притеснять народ, который он освободил от иностранного господства» (Юстин XV, 4, 13–44) (Бонгард-Левин Г.М. Аграмес — Уграсена — Нанда и воцарение Чандрагупты //ВДИ, 1962, N4, с. 19).

44 Getty A. The Gods of Nonhern Buddhism, Oxford, 1914, p. 163.

45 Legge J. A Record of Buddhistic Kingdoms being an account by the Chinese Моnс Fahien, Oxford, 1886.

46 Julien St. Histoire de la vie de Hiouentsang et des voyages dans l'Inde… //Memoires sur les contrees occidentales traduits de sanscrit en chinois en l'an 648 par Hiouentsang. T. I–II, Paris, 1857–1858.

47 Григорьев B.B. Восточный или Китайский Туркестан. Т. II, СПб., 1873, с. 153.

48 Chavannes E. Les religieux eminents par I-tsing, Paris, 1894, с. XV.

49 Ibid, p. XVII.

50 Bell Ch. The Religion of Tibet, p. 10.

51 Ibid, p. 19.

52 Иакинф (Н.Я. Бичурин), с. 132.

53 Союзы Тибета с Непалом и Китаем были скреплены браками с непальской царевной в 639 г. и китайской княжной в 641 г.

54 Богословский В.А., с. 41, 48, 89.

55 Cordier H. Histoire generate de la Chine, I, p. 416.

56 Богословский В.А., с. 41.

57 Так его можно назвать после проведенных им реформ, хотя процесс становления монархии в Тибете затянулся и не завершился.

58 Это была вторая попытка буддийской проповеди в Тибете. Первая, при Латотори, не имела успеха, и индийские миссионеры вернулись домой. См.: Roerich O.N. The Biue Annals, Calcutta, 1949, p. 38.

59 Попов И. Ламаизм в Тибете, его история, учение и учреждения, Казань. 1898, с. 143.

60 Богословский В.А., с. 40.

61 Иакинф (Н.Я. Бичурин), с. 135.

62 Bell Ch. The Religion of Tibet, p. 34.

63 Roerich G.N. The Blue Annals, p. 40.

64 Иакинф (Н.Я. Бичурин),с. 135.

65 Он же — Тонг-цэн (по В.А. Богословскому), кит. Лудун-цзань (по И. Бичурину).

66 Иакинф (Н.Я. Бичурин), с. 136.

67 Кузнецов Б.И. Тибетская летопись «Светлое зерцало царских родословных», с. 50.

68 Иакинф(H.Я. Бичуpин), c. 93.

69 Некий вельможа хотел захватить хана и его жену, китайскую царевну, и отвезти их в Тибет (Иакинф(H.Я. Бичуpин), с. 94).

70 Иакинф(H.Я. Бичуpин), с. 95, 135.

71 Иакинф(H.Я. Бичуpин), с. 95, 136.

72 Тибетское чтение не установлено. Возможны варианты: «Три-дринг», «Кон-Линг», «Тхим-Линг». См.: Богословский В.А., с. 49.

73 Иакинф (Н.Я. Бичурин). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. II, М. — Л., 1950, с. 120 и сл.

74 Иакинф (Н.Я. Бичурин), с. 136–137.

75 Иакинф(H.Я. Бичуpин), с. 138; Chavannes E. Documents sur les Tou-kiue (Turcs) occidentaux, СПб., 1903 («Сборник трудов Орхонской экспедиции», вып. VI), р. 281.

76 Бухайн-гол — небольшая река, впадающая в озеро Хуху-Нор с запада, она пересекает широкую долину и окружена редким прибрежным лесом. См.: Козлов П.К. Монголия и Амдо, М.-Л., 1923, с. 312–313: Кюнер Н.В. Описание Тибета. Ч. I, вып. 2, с. 30.

77 Иакинф (Н.Я. Бичурин), с. 142.

78 Грумм-Гржимайло Г.Е., с. 292.

79 Иакинф (Н.Я. Бичурин), с. 143; Дю-сонг (по В.А. Богословскому, с. 50); Гун-Срон-ду-рже (Schlagintweit Е. Die Konige von Tibet, p. 50), кит. Цину-Синун (Иакинф (Н.Я.Бичурин), с. 143).

80 Дансянов, т. е. тангутов, населявших правый берег Желтой реки к югу от озера Хуху-Нор. См.: Иакинф (Н.Я. Бичурин), с. 237.

81 Мань — общее название южных лесных племен. См.: Грумм-Гржимайло Г.Е., с. 27.

82 Армия, посланная против тибетцев в 690 г., была возвращена с дороги. См.: Иакинф (Н.Я. Бичурин), с. 146.

83 Иакинф(H.Я. Бичуpин), с. 147–149.

84 Лянчжоу-фу в Алашане.

85 Иакинф (Н.Я.Бичурин), с. 153.

86 Schlagintweit Е. Die. Konige von Tibet, с. 50–51.

87 Об этом ясно говорит цитата из Дуньхуаньской хроники: «В маленькой долине Чапу подданный стремится стать правителем, сын Гара стремится стать правителем». См.: Богословский В.А., с. 52.

88 См.: Богословский В.А., с. 52.

89 Богословский В.А., с. 50.

90 Богословский В.А., с. 51.

91 Иакинф (Н.Я. Бичурин), с. 154.

92 Иакинф (Н.Я. Бичурин), с. 155.

93 В 703 г. китайский посол Кам Кэнг даже оказал почести цэнпо. См.: Богословский В.А., с. 52–53.

94 Эту дату следует предпочесть. См.: Кузнецов Б.И., с. 75, и Синха Н.К., Банерджи А.Ч. История Индии, М., 1954, с. 100; ср.: Богословский В.А., с. 53.

95 Более подробно об этом см.: Гумилев Л.Н. Древние тюрки, гл. XXI, М., 1967.

96 Богословский В.А., с. 54.

97 При вступлении на престол ему было 7 лет. Это значит, что власть опять оказалась в руках знатных семей, посадивших на трон ребенка, чтобы править страной от его имени. Его полное имя Тридэцуктэн Мэагцом.

98 Кузнецов Б.И., с. 25.

99 Иакинф (Н.Я. Бичурин), с. 189.

100 Bell Ch., p. 44.

101 Подробное описание войн Тибета в Срединной Азии см.: Гумилев Л.Н. Древние тюрки.

102 Кузнецов Б.И., с. 25.

103 Богословский В.А., с. 58.

104 Demieville P. Le Concile de Lhasa, Paris, 1957, p. 18.

105 См.: Кузнецов Б.И., с. 82. Ю.Н. Рерих предложил дату — 745 г. См.: Roerich G.N., р. XIX.

106 Bell Ch., p. 35; Roerich G.N., p. 40–41.

107 Богословский В.А., с. 59.

108 Roerich G.N. Trails to Inmost Asia…, New Haven, 1931, p. 357.

109 Tucci G. The Tombs of Tibetan Kings, p. 98.

110 Богословский В.А., с. 60.

111 Roerich G.N., p. 42.

112 Гумилев Л.Н. Легенда и действительность в древней истории Тибета //Вестник истории мировой культуры, 1960, N 3, с. 103–114.

113 Богословский В.А., с. 61.

114 Попов И., с. 154.

115 Иакинф (Н.Я. Бичурин), I, с. 175.

116 И. Попов называет его Канбо-бодисатва (Ламаизм в Тибете, с. 155).

117 Grousset R. Histoire de l'Extreme-Orient, I, P., 1929.

118 Ibid,p.361.

119 Waddel L.A. The Buddhism of Tibet or Lamaism, L, 1895, p. 26.

120 Попов И., с. 157.

121 Grunwedel A. Mythologie du Buddhisme, Leipzig, 1900, p. 52.

122 Waddel L.A., p. 28.

123 Grunwedel A., p. 56–57.

124 Waddel L.A.,p. 29.

125 В.А. Богословский (с. 65–66) предполагает, что индийская точка зрения победила потому, что была понятнее для народа и подходила господствующему классу. Думается, что обе концепции были одинаково экзотичны и чужды тибетцам, но решающую роль сыграли кровь, пролитая в боях с китайцами, и надежды получить материальную помощь из индийских владений, для чего компромисс с индийскими учеными был необходим.

126 Кузнецов Б.И., с. 43–44.

127 Богословский В.А., с. 66.

128 Schlagintweit E., р. 55.

129 Laufer B., p. 22–44, 38–39.

130 Ibid, p. 40.

131 Иакинф (Н.Я. Бичурин), I, с. 189–191.

132 Laufer B., p. 42–44.

133 Ibid.

134 Schlagmfweit E.,p.56.

135 Tucci G., p. 73.

136 Schlagintweit E., p. 56; Попов И., с. 158.

137 Schlagintweit E., p. 56; Попов И., с. 158.

138 У населения изымались золото, серебро, жемчуг, бирюза и одежда. Обложению не подлежали монастыри. Население не верило в передел имущества, считая, что оно останется в казне и не попадет в руки бедняков. Даже сами буддийские священнослужители были против уравнения имущества, объясняя царю, что бедность происходит от грехов в прошлой жизни и поэтому не может быть устранена (см.: Кузнецов Б. И., с. 45–46).

139 Roerich G.N., p. XX.

140 К. аналогичному выводу, хотя другим путем, пришел Б.И. Кузнецов (с. 78).

141 Иакинф (Н.Я. Бичурин), I, с. 208–209.

142 По Б.И. Кузнецову (Тибетская летопись) — Тидэсронцан, по G. Tucci (The Tombs of Tibetan Kings) — Денти.

143 Schlagintweit E.,p.58.

144 Griinwedel A., p. 181.

145 Schmidt 1.1. Geschichte der Ost-Mongolen und ihres Furstenhauses, St.-Pbg., 1829, p. 345.

146 Богословский B.A., с. 71.

147 Богословский B.A., с. 71.

148 Schmidt I.J. Geschichte der Ost-Mongolen.

149 Иакинф (Н.Я. Бичурин), I, с. 220–221.

150 Schlagintweit E., p.60.

151 Roerich G.N., p. 53.

152 Francke A. A History of Western Tibet, p. 56–60; ср.: Иакинф (Н.Я. Бичурин), I, с. 232.

153 Кузнецов Б.И., с. 56.

154 Кузнецов Б.И., с. 57.

155 По китайской хронологии.

156 Малов С.Е. Енисейская письменность тюрков, М. — Л., 1952, с. 56–58. Если даже считать, что это посольство было раньше, то надпись показывает характер тибетско-кыргызских отношений.

157 Schlagintweit E.,p.62.

158 Иакинф (Н.Я. Бичурин), I, с. 226 и cл.

159 Иакинф (Н.Я. Бичурин), с. 228.

160 Иакинф (Н.Я. Бичурин), с. 227.

161 Иакинф (Н.Я. Бичурин).

162 Судьба самого Шан Биби неизвестна; после 849 г. войском командовал его помощник Тоба-хуай-гуан.

163 Иакинф (Н.Я. Бичурин), с. 233.

164 Schlagintweit E.,p.62.

165 В области Нгари были построены две кумирни — в год лошади и в год овцы (ibid, р. 63), что соответствует 850 и 851 гг. либо 862 и 863 гг. В 50-х годах во главе Тибета стоял узурпатор Кунжо, поэтому предпочесть следует раннюю датировку.

<< предыдущая страница