Лекция по теме №5 Интеллектуальная собственность в международном частном праве Специальность: 030501. 65 Юриспруденция - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лекция на тему №8: Правовые основы денежного обращения в РФ. 1 279.64kb.
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... 2 641.75kb.
3 Особенности организации и содержания работы следователя на различных... 1 247.91kb.
Методические рекомендации для студентов дневной и заочной формы обучения... 1 322.44kb.
Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена... 3 958.44kb.
Интеллектуальная собственность в сфере военно-технического сотрудничества... 1 164.86kb.
Правопреемство в международном праве (Контрольная) 1 136.86kb.
Программа дисциплины Право Европейского Союза для специальности 030501. 1 172.73kb.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 1 73.63kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 2 374.25kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история религии 2 610.53kb.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 1 73.63kb.
- 4 1234.94kb.
Лекция по теме №5 Интеллектуальная собственность в международном частном праве Специальность - страница №1/1

Министерство внутренних дел

Российской Федерации

Краснодарский университет

«УТВЕРЖАЮ»

Начальник кафедры

гражданского права и

гражданского процесса

д.э.н., профессор,

полковник полиции

И.В. Петров

«_____»______________2012г.
ЛЕКЦИЯ

по теме № 5

Интеллектуальная собственность в международном частном праве

Специальность: 030501.65 – Юриспруденция


Обсуждена и одобрена Подготовил:

на заседании кафедры преподаватель

«____» _____________2012г. В.Л.Фоменко
Протокол № ____

Краснодар, 2012


Вопросы для рассмотрения

1. История развития международной охраны интеллектуальной собственности.

2. Виды объектов авторских прав, подлежащих охране.

3. Основания предоставления и общие принципы конвенционной

охраны авторских прав.

4. Основные права авторов, подлежащих международной охране

5. Охрана прав на объекты промышленной собственности.


  1. Истрия развития международной охраны интеллектуальной

собственности
В современном мире вопросы правового регулирования отношений, связанных с интеллектуальной собственностью, приобретают все большее значение. В нашей стране издаются произведения иностранных авторов, ставятся пьесы иностранных драматургов, исполняются лучшие произведения зарубежной музыки. Российские граждане реализуют свои авторские права за рубежом. Международное культурное сотрудничество служит взаимному духовному обогащению народов. Одной из важных проблем в этой сфере является необходимость охраны прав на объекты интеллектуальной собственности. Такая охрана может быть наиболее эффективной, если предоставляется сразу во многих странах, что обеспечивается благодаря заключению международных конвенций.

Международная охрана авторских прав базируется на двух основополагающих международных актах: Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений1 (далее – Бернская конвенция) и Всемирной конвенции об авторском праве (далее - Всемирная конвенция)2. Россия участвует в обеих из них.

Идею защиты прав авторов на их произведения связывают с открытием искусства книгопечатания. Так, французский король Людвиг XII назвал это открытие «изобретением скорее божественным, чем человеческим»3. Я.А. Каторович по этому поводу высказывался следующим образом: «Первые издатели, предпринимавшие какое-нибудь издание, должны были затрачивать расходы на приобретение рукописи, на сличение с другими рукописями, на сличение ошибок и т.д. На деле же оказывалось, что, выпустив в свет книгу, они вскоре встречали убыточную для себя конкуренцию в лице других издателей, которые, пользуясь отпечатанным экземпляром, перепечатывали его, не затрачивая никаких предварительных расходов, какие имели первые издатели, и продавали книгу по цене более дешевой, убивая, таким образом, первое издание»4.

Для защиты прав авторов стали выдаваться привилегии, которые закрепляли исключительное право на произведение за первоначальным издателем и запрещали всем другим выпускать произведение. Первым законом, который закрепил личное право автора на охрану опубликованного произведения сроком на 14 лет (этот срок при жизни автора мог быть продлен еще на 14 лет), принято считать «Статут королевы Анны», принятый в Англии в 1710 году.

В России первым законодательным актом, регулирующим выдачу привилегий издательствам, явился Высочайший манифест от 17 июня 1812 г. «О привилегиях на разные изобретения и открытия в ремеслах и художествах». В дальнейшем права на литературные произведения, периодические издания, художественные и музыкальные произведения были урегулированы более поздними правовым актами: Сводом законов Российской Империи (т.X, ч.1, ст.420), Уставом гражданского судопроизводства (ст.1040,1041), Уставом о цензуре и печати (ст.114)5.

Тем не менее, названные правовые акты закрепляли территориальный характер действия авторского права. Это означает, что авторское право признается лишь в пределах того государства, в соответствии с законодательством которого они возникли. В конце XIX века такое положение не удовлетворяло интересы крупных издательств, которые стремились к наиболее широкой реализации своих прав на произведения литературы и искусства. В юридической литературе приводится по этому поводу следующий пример. Произведение, которое печаталось фирмой в Англии, предприимчивый американский издатель по телеграфу частями передал в США. В результате произведение было издано в США раньше, чем в Англии. Возникла конкуренция, которая подрывала интересы первой фирмы. Никакого вознаграждения первой издательской фирме выплачено не было6.

В интересах подобных издательских фирм в 1886 г. была заключена Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, которая неоднократно пересматривалась на различных конференциях (в 1896, 1898, 1914, 1928, 1948, 1967, 1971).

Понятие «интеллектуальная собственность» закреплено в п. VIII ст.2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) 1967 г. и включает в себя права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукописи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям, научным открытиям, товарным знакам и т.д. Данный перечень не является исчерпывающим


2. Виды объектов авторских прав, подлежащих охране
Содержание объектов авторских прав, подлежащих защите, предусмотрено ст.1 Всемирной конвенции. В ней сказано, что каждое Договаривающееся государство обязано принять меры для обеспечения достаточной и эффективной охраны прав авторов (других обладателей) на литературные, научные и художественные произведения. Конкретизируется форма произведения: письменная, музыкальная, кинематографическая, изобразительная (произведения живописи, графики скульптуры).

В соответствии с Бернской конвенцией охране подлежат права авторов на литературные и художественные произведения. В статье 2 раскрывается термин «литературные и художественные произведения» - любая продукция в области литературы, науки, искусства вне зависимости от способа и формы ее выражения. Приводится широкий перечень таких форм (книги, брошюры, лекции, обращения, проповеди, драматические, музыкально-драматические произведения и т.д.), который не является исчерпывающим. При этом, в п. 2 ст.2 делается оговорка о том, что законодательством стран Бернского союза (страны, присоединившиеся к Конвенции образуют союз по охране прав авторов на их литературные и художественные произведения, далее – Бернский союз, Союз) произведения, не закрепленные в той или иной материальной форме, могут быть изъяты из охраны.

Охране подлежат как опубликованные, так и не опубликованные произведения (ст.3 Бернской конвенции). В п.3 ст.3 дано понятие «опубликованные произведения». К ним относятся произведения, опубликованные с согласия их авторов, вне зависимости от способа изготовления экземпляров, при условии, что количество имеющихся в обращении экземпляров способно удовлетворить разумные потребности публики, принимая во внимание характер произведения. В данной норме закреплено, что не является опубликованием представление драматического, музыкально-драматического или кинематографического произведения, исполнение музыкального произведения, публичное чтение литературного произведения, сообщение по проводам или передача в эфир литературных или художественных произведений, показ произведения искусства или сооружение архитектурного произведения.

Таким образом, публичное сообщение произведения, если не были изготовлены в сравнительно большом количестве и не распространялись его копии, не является опубликованием, а, следовательно, будет проблематично обеспечить охрану и защиту данного произведения, которое имеет своего автора и претендует на фактическую защиту от различных источников нарушения7.

Всемирная конвенция в отношении произведений, подлежащих охране, использует несколько иную терминологию: «выпущенные в свет», «не выпущенные в свет» произведения. Под «выпуском в свет» понимается воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведения для чтения или ознакомления путем зрительного восприятия.

Если проводить сравнительный анализ приведенных определений, то можно отметить черты их сходства. Оба определения указывают на материальную форму произведения. В Бернской конвенции – это экземпляры, изготовленным любым способом. Как сходные следует трактовать положения: «способность удовлетворения разумных потребностей публики» и «предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведения для чтения или ознакомления». Отличительным может считаться такой признак как «зрительное восприятие» произведения.

Особые требования установлены для отдельных видов произведений. Так, в соответствии с п.3 ст.2 Бернской конвенции переводы, адаптации, музыкальные аранжировки и другие переделки литературного или художественного произведения охраняются наравне с оригинальными произведениями, но без ущерба прав автора оригинального произведения. К ним относятся переводы и переделки, которые осуществлены с согласия автора8. Подобные правила действуют и в отношении кинематографических произведений (ст.14 Бернской конвенции).

Сборники литературных и художественных произведений (энциклопедии, антологии) охраняются лишь в случае, если по подбору и расположению материала они представляют результат интеллектуального творчества.

Бернская конвенция не исключает возможности охраны официальных текстов законодательного, административного и юридического характера, а также официальных переводов таких текстов (п.4 ст.2), оставив этот вопрос на усмотрение национального законодателя. Правда, в мире подобная охрана практически не применяется, что вызвано принципиально иной целью создания указанных «произведений» - они по своей природе предназначены для неограниченного публичного использования9.

Возможные ограничения охраны определенных прав предусмотрены и ст.2 bis Бернской конвенции. Так, национальным законодательством могут полностью или частично изыматься из охраны политические речи и речи, произнесенные в ходе судебных процессов. Страны Бернского союза могут предусматривать условия, на которых лекции, обращения и другие, произнесенные публично произведения могут воспроизводиться в прессе, передаваться в эфир и сообщаться для всеобщего сведения по проводам, когда такое использование оправдывается информационной целью.

В юридической литературе высказан по этому поводу справедливый вывод о том, что «произведения», предназначенные исключительно для неопределенного круга лиц и касающиеся каждого отдельно взятого гражданина данного государства, не могут получить международную охрану; такой режим охраны должно предоставлять внутригосударственное законодательство10.

В Бернской конвенции названы неохраняемые объекты – новости дня и иные сообщения информационного характера (п.8ст.2).

Отечественное законодательство помимо названных в конвенциях к неохраняемым объектам относит государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов (п.6 ст.1259 ГК РФ).


  1. Основания предоставления и общие принципы конвенционной

охраны авторских прав
Международная охрана авторских прав осуществляется на основании двух критериев: территориального и гражданства автора. Критерий гражданства означает, что охране подлежат произведения, авторами которых являются граждане одной из стран Союза, вне зависимости от того опубликованы они или нет (п.1 (а) ст. 3 Бернской конвенции). Аналогичный критерий регламентируется и ст. II Всемирной конвенции.

Территориальный критерий означает, что международная охрана предоставляется в отношении произведений авторов, не являющихся гражданами стран-участниц и не имеющих в них основного места жительства. В соответствии с п.1 (b) ст.3 Бернской конвенции в отношении произведений, авторы которых не являются гражданами одной из стран Союза, предоставляется охрана, если они опубликованы в одной из стран-участниц или одновременно в стране, не входящей в Союз, и в стране Союза. Пункт 1 статьи II Всемирной конвенции предоставляет охрану тем произведениям, которые выпущены в свет на территории Договаривающегося государства.

К общим положениям конвенционной защиты обычно относят: принцип национального режима, предоставление охраны вне зависимости от соблюдения формальностей, срочный характер охраны и отсылка к праву страны, где испрашивается защита, в качестве основного коллизионного начала11.

Некоторые авторы эти положения относят к принципам, включая критерии гражданства и территориальности. Так, З.Ю. Пантелеева полагает, что институт международной охраны авторских прав построен на следующих принципах: 1) принцип гражданства автора; 2) территориальный принцип; 3) принцип национального режима; 4) принцип срочного характера охраны; 5) принцип предоставления охраны вне зависимости от соблюдения формальностей12.

Полагаем, что какого-либо серьезного значения различия в названных суждениях роли не играют. С точки зрения лексического значения термины «правило», «положение», «принцип» рассматриваются в качестве синонимов13.

Итак, обратимся к принципу национального режима. Наиболее ярко он проявляется во Всемирной конвенции. В статье II сказано: «Выпущенные в свет произведения граждан любого Договаривающегося государства, равно как произведения, впервые выпущенные в свет на территории такого государства, пользуются в каждом другом Договаривающемся государстве охраной, которую такое государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые выпущенным в свет на его собственной территории.

Не выпущенные в свет произведения граждан каждого Договаривающегося государства пользуются в каждом другом государстве охраной, которую это государство предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих граждан».

Аналогичные положения содержатся и в Бернской конвенции (п.1 ст.5), однако в несколько иной интерпретации. В ней говорится о том, что охрана предоставляется авторам, которые «пользуются в странах Союза, кроме страны происхождения произведения, правами, которые предоставляются в настоящее время или могут быть предоставлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своим гражданам».

Таким образом, в соответствии с национальным принципом права иностранных авторов полностью уравниваются с правами авторов государств-участников.

Предоставление правовой охраны без соблюдения каких-либо формальностей предусмотрено в п.2 ст.5 Бернской конвенции. Таким образом, международная охрана авторских прав возникает автоматически, когда создается произведение, заслуживающее режима такой охраны. Несколько иные правила предусмотрены п.1 ст. III Всемирной конвенции. В данной норме сказано, что если по внутреннему законодательству государства непременным условием охраны авторских прав является соблюдение формальностей (депонирование экземпляров, регистрация, оговорка о сохранении авторского права, нотариальное удостоверение, уплата сборов и т.д.), то эти требования считаются выполненными в отношений всех охраняемых произведений при условии, что все экземпляры таких произведений, начиная с первого выпуска в свет, будут носить знак авторского права – © с указанием имени обладателя авторского права и года первого выпуска в свет. При этом «знак, имя и год выпуска должны быть помещены таким способом и на таком месте, которые ясно показывали бы, что авторское право сохраняется». Данное правило не распространяется на произведения, впервые выпущенные в свет на территории страны-участницы или на произведения ее граждан, независимо от места выпуска их в свет, т.е. в этих случаях требуется соблюдение формальностей, предусмотренных внутренним законодательством.

По Бернской конвенции срок охраны авторского права составляет период жизни автора и 50 лет после его смерти. Однако этот срок является минимальным. Если по закону государства- участника Союза, в которой предъявляется требование об охране, подобный срок является более продолжительным, то применяется именно данный срок. Тем не менее, установлено, что он не может быть более продолжительным, чем срок действия охраны авторских прав, установленный в стране происхождения произведения (п.1,8 ст.7 Бернской конвенции). Предусмотрен специальный порядок исчисления сроков для произведений, выпущенных анонимно или под псевдонимом. Срок охраны в этих случаях истекает спустя 50 лет после того, как произведение было «правомерно сделано доступным для всеобщего обозрения» (п.3 ст.7). Исключение составляют случаи, когда псевдоним не вызывает сомнений в личности автора или когда автор раскрыл свою личность до истечения срока охраны. Помимо этого предусмотрен сокращенный срок охраны фотографических произведений и произведений прикладного искусства – 25 лет. Исчисляться он может с момента создания произведения (п.4 ст.7).

Согласно ст. IV Всемирной конвенции срок охраны произведения определяется законодательством того государства, в котором предъявляется требование об охране (п.1). Вместе с тем, он не может быть меньше периода, охватывающего время жизни автора и 25 лет после его смерти. В отдельных случаях и для некоторых категорий произведений допускается исчисление срока охраны с момента первого выпуска в свет. Также как и в Бернской конвенции, предусмотрен сокращенный срок охраны для фотографических произведений и произведений прикладного искусства – 10 лет.

Пункт 4 ст.1256 ГК РФ регулирует предоставление на территории Российской Федерации охраны произведениям в соответствии с международными договорами. Охрана осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного ГК РФ срока действия исключительного права на них. Срок действия исключительного права в РФ – период жизни автора и 70 лет после его смерти.

Следует иметь в виду, что предоставление охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия исключительного права на эти произведения на территории Российской Федерации не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения.


4. Основные права авторов, подлежащих международной охране
Права авторов принято делить на 2 группы: имущественные и личные неимущественные. Российское законодательство (ст.1226 ГК РФ) содержит такое понятие как интеллектуальные права, под которыми понимаются исключительное право, являющееся имущественным правом, а также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).

На наш взгляд в разделе VII ГК РФ имеется очень много проблем в законодательном регулировании понятий «исключительные права», «интеллектуальная собственность». В соответствии с п. 1 ст. 1225 ГК РФ понятие интеллектуальной собственности употребляется в значении родового понятия перечисленных в законе результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий и, соответственно, отнесено к числу объектов права. Освободившееся же пространство в зоне действия субъективных прав заполняется нормами об интеллектуальных правах. Как следствие проведенной замены вышеизложенных прав, положения об интеллектуальной собственности после их воспроизведения в п. 2 ст. 1226 ГК РФ в нарушение ст. 44 Конституции РФ в последующем законодателем исключаются из Гражданского кодекса. Интеллектуальные же права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации ставятся в монопольное положение в зоне действия субъективных прав.

Создается впечатление, что подобного рода негативное отношение к понятию интеллектуальной собственности как субъективному праву на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации и замене его в ГК РФ нормами об интеллектуальных правах было заранее запланированной акцией со стороны законодателя. Представляется, что, формулируя понятия «интеллектуальные права», «интеллектуальная собственность», «исключительное право», законодатель не придерживался смысла общепринятых норм международных договоров.

Итак, личные неимущественные права автора перечислены в ст.6 bis Бернской конвенции. Он вправе требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора. Такие права сохраняют силу после смерти автора, по крайней мере, как сказано в Конвенции, до прекращения срока действия его имущественных прав и полностью сохраняются в случае их уступки. При этом оговаривается, что те страны, законодательство которых на момент ратификации Конвенции или присоединения к ней не содержат положений, обеспечивающих охрану после смерти автора, могут предусмотреть, что некоторые из этих прав не сохраняют силу после смерти автора.

В статье 1255 ГК РФ закреплены следующие неимущественные права: право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения. Как видим, положения нормы отечественного законодательства вполне согласуются с конвенционными нормами. Дополнительно, предусмотрено право на обнародование произведения.

К имущественным правам автора относится, исключительное право переводить и разрешать переводы своих произведений (ст.8 Бернской конвенции). Аналогичное право закреплено и в ст. V Всемирной конвенции. Государство-участник своим внутренним законодательством может ограничить это право, но с соблюдением определенных условий. Если по истечение 7 лет со времени первого выпуска в свет письменного произведения его перевод на национальный язык (национальный язык Договаривающегося государства) не был выпущен обладателем данного права, то любой гражданин Договаривающегося государства может получить от компетентного органа этого государства неисключительную лицензию на перевод и выпуск в свет данного произведения. При этом, ходатайствующий о выдаче лицензии обязан доказать, что обращался к автору, но его просьба не была вручена автору либо он не мог получить от обладателя авторского права разрешения на перевод. В тех случаях, когда ходатайствующий не мог вручить просьбу обладателю права перевода, он должен направить ее копии издателю, имя которого указано на произведении, дипломатическому или консульскому представителю государства, гражданином которого является обладатель права. На получение ответа отводится два месяца, т.е. до истечения этого срока лицензия не может быть выдана.

Внутренним законодательством государства, допускающего выдачу лицензий, принимаются меры для того, чтобы обеспечить обладателю права справедливого вознаграждения. Лицензия имеет территориальный характер, поэтому действительна лишь в отношении выпуска в свет перевода на территории того государства, в котором она испрашивается.

В п. 1 статьи 9 Бернской конвенции закреплено право автора на воспроизведение любым образом и в любой форме. Воспроизведением признается любая звуковая или визуальная запись (п.3 ст.9). Воспроизведением можно считать и создание копий произведения. Право на воспроизведение закреплено и в ст.IV bis Всемирной конвенции в ред. 1971 г.

Авторы пользуются исключительным правом разрешать: 1) передачу своих произведений в эфир или сообщение для всеобщего сведения этих произведений любым другим способом беспроводной передачи знаков, звуков или изображений; 2) любое сообщение для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроводной связи переданного в эфир произведения, если такое сообщение осуществляется иной организацией, нежели первоначальная; 3) сообщение для всеобщего сведения переданного в эфир произведения с помощью громкоговорителя или любого другого аналогичного устройства, передающего знаки, звуки или изображения (п.1 ст.11 bis Бернской конвенции). При этом разрешение на передачу произведения в эфир не включает в себя разрешение записи произведения с помощью устройств, записывающих звуки или изображения. Для этого требуется согласие правообладателя (п.3 ст.11 bis). В Венской конвенции (в ред. 1971 г.) также закреплено исключительное право автора разрешать передачу произведения в эфир (ст.IV bis).

Статьей 12 Бернской конвенции закреплено право авторов на переделки, аранжировки и другие переработки своих произведений. В свою очередь, статья 14 Конвенции подчеркивает, что авторы имеют исключительное право разрешать: кинематографическую переделку и воспроизведение своих произведений и распространение переделанных или воспроизведенных таким образом произведений; публичное представление, исполнение и сообщение по проводам для всеобщего сведения переделанных или воспроизведенных таким образом произведений. Переделка в любую другую художественную форму кинематографических постановок, созданных на основе литературных или художественных произведений, требует разрешения авторов оригинальных произведений.

Бернская конвенция закрепляет еще одно имущественное право автора - «право долевого участия на оригиналы произведений искусства и рукописей», так называемое право следования (ст.14 ter Бернской конвенции). Оно означает, что в отношении произведений искусства, оригиналов рукописей писателей и композиторов автор, а после его смерти правопреемники имеют право на долю в каждой продаже произведения, следующей за его первой уступкой, совершенной самим автором. Однако подобные правила действуют лишь в том случае, если они предусмотрены внутренним законодательством страны автора.

Бернская конвенция выделяет группу прав, которыми наделены авторы драматических и музыкально-драматических произведений. Они имеют исключительное право разрешать публичное представление или исполнение своих произведений и их переводов любыми средствами или способами, а также передачу любым способом их постановок и исполнений для всеобщего сведения (ст.11 Бернской конвенции).


5. Охрана прав на объекты промышленной собственности
Охрана прав на объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования) осуществляется как российским законодательством, так и международными договорами РФ.

Основным международным договором в данной области является Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883г. (в ред. 1967г.) (далее – Парижская конвенция). Участниками данной Конвенции образован Союз по охране промышленной собственности.

Парижская конвенция не предусматривает единого международного патента или свидетельства, который бы действовал одновременно во всех государствах – участниках, но облегчает для иностранцев из числа граждан государств-участников регистрацию и патентование их объектов промышленной собственности в других государствах-участниках, устанавливая правило о национальном режиме.

Конвенция также содержит положение о конвенционном приоритете. Приоритет может быть установлен по дате заявки в государстве-участнике Парижской конвенции, если заявка на изобретение, полезную модель поступила в патентное ведомство в течение 12 месяцев с указанно даты, а на промышленный образец – в течение 6 месяцев.




1 Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (ред. от 28.09.1979 г.). Россия приняла решение о присоединении к Конвенции в 1994 г. (Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1224). Конвенция вступила в силу для России 13.03.1995 г. // Бюллетень международных договоров. 2003. № 9. С.3-34.

2 Всемирная конвенция об авторском праве действует в двух редакциях: от 6 сентября 1952 г. и от 24 июля 1971 г. Россия участвует в обеих с 27 мая 1973 г. и с 9 марта 1995 г.// Собрание постановлений Правительства СССР. Отдел второй. 1973. № 24. Ст.139; Международные нормативные акты ЮНЕСКО- М.: Логос, 1993. С.425-432.

3 Рузакова О.А. Право интеллектуальной собственности. Учебно-практическое пособие для вузов. – М.: ООО «Издательство Элит». 2005. С.13.

4 Канторович Я.А. Авторское право. Систематизированный комментарий к постановлению ЦИКа и СНК Союза ССР от 30 января 1925 г. «Об основах авторского права». М., 1926. С.7 // Цит. по: Рузакова О.А. Указ. соч. С.13-14.

5 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). М.: Фирма «СПАРК», 1995. С.254-261.

6 Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник.- 3-е изд., перераб., и доп.- М.: Юристъ, 1999. С.261.

7 Пантелеева З.Ю. Актуальные проблемы международной охраны авторских прав// Международное публичное и частное право. 2008. № 3 (42).С.20.


8 Международное частное право: Ученик./Под ред. Г.К. Дмитриевой.- М., 2004: ТК Велби. С.303.

9 Шугурова И.В. Международно-правовая охрана изобретения как объекта промышленной собственности: Автореф. дис. …канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С.9.

10 Пантелеева З.Ю. Актуальные проблемы международной охраны авторских прав// Международное публичное и частное право. 2008. № 3 (42).С.20.

11 Международное частное право: Ученик./Под ред. Г.К. Дмитриевой.- М., 2004: ТК Велби. С.306.

12 Пантелеева З.Ю. Актуальные проблемы международной охраны авторских прав// Международное публичное и частное право. 2008. № 3 (42).С.20.

13 Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. – 8-е изд., стереотип. – М.: Русские словари: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. С.460.