Лекция на тему №8: Правовые основы денежного обращения в РФ. Дисциплина: Финансовое право Специальность: 030501. 65 Юриспруденция - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дисциплину читает: к э. н., доцент Шевелев С. Ю. Цель преподавания... 1 127.63kb.
На правах рукописи 1 308.98kb.
Лекция по теме №5 Интеллектуальная собственность в международном... 1 190.82kb.
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... 2 641.75kb.
Программа дисциплины Право Европейского Союза для специальности 030501. 1 172.73kb.
3 Особенности организации и содержания работы следователя на различных... 1 247.91kb.
«Финансовое право». 2009.№8. С. 9-11. Экономический кризис и финансовое... 1 86.59kb.
Основы профилактики легализации преступных доходов 1 880.29kb.
Методические рекомендации для студентов дневной и заочной формы обучения... 1 322.44kb.
Правовые и организационные основы участия прокуратуры в реализации... 2 603.77kb.
Программа «Бизнес и власть: правовые основы взаимодействия» 1 30.2kb.
Понятие и значение государственного кредита. Государственный внутренний... 1 635.45kb.
- 4 1234.94kb.
Лекция на тему №8: Правовые основы денежного обращения в РФ. Дисциплина: Финансовое - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Утверждаю

начальник кафедры

конституционного и

административного права

__________ В.В. Грицай

«___» ____________ 2013 г.

Лекция

на тему № 8: Правовые основы денежного обращения в РФ.



Дисциплина: Финансовое право

Специальность: 030501.65 Юриспруденция





Обсуждён и утверждён

на заседании кафедры

Протокол № 11

от «04» февраля 2013г.



Подготовил:

Профессор кафедры доктор исторических наук

___________Блок А.Ю.


Краснодар

2013 г.


Объем времени, отводимого для изучения данной темы: 2-4 часа в соответствии с тематическим планом

Место проведения: учебная аудитория

Методика проведения: традиционная форма

Основное содержание темы:

Понятие и правовые основы денежной системы Российской Федерации.

Центральный банк РФ выполняет в сфере наличного денеж­ного оборота следующие функции:

1) обеспечивает устойчивость рубля;

2) разрабатывает и проводит единую государствен­ную денежно-кредитную политику в области наличного денеж­ного обращения, направленную на защиту устойчивости рубля, взаимодействуя с Правительством РФ;

3) обладая эмиссионной функцией, монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

4) несет ответственность за покупюрный состав денежного обращения.

Основные термины и понятия: «денежное обращение», «Расчетные документы», «эмиссии».

Цели занятия:

1. Дидактическая - приобретение курсантами (слушателями) теоретических знаний о понятии и особенностях административного процесса, а также о его принципах и структуре.

2. Методическая - доведение до курсантов (слушателей) содержания основ знаний по рассматриваемой теме, рекомендуемой литературы, акцентирование внимания курсантов (слушателей) на наиболее значимых характеристиках изучаемой проблематики.

3. Воспитательная - формирование у курсантов (слушателей) убежденности в необходимости строгого следования требованиям законодательства.


План:

Введение


  1. Понятие и правовые основы денежной системы Российской Федерации.

  2. Правовые основы обращения наличных денег и безналичного денежного обращения.

  3. Правила ведения кассовых операций на предприятиях и в воинских частях ВВ МВД России.

Заключение.

ВВЕДЕНИЕ
Денежная система любого государства является объектом правового регулирования. Конституция РФ относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации (ст.71).

Нормы финансового права детально фиксируют статус денежной системы РФ. Кроме того, с помощью норм финансового права о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов и т.п. обеспечивается ее нормальное функционирование.

Денежное обращение – это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

Порядок ведения кассовых операций распространяется на банки и другие учреждения, включая воинские части внутренних войск МВД России, имеющие кассы. Наличные деньги и ценности, находящиеся в кассе проверяются лично командиром воинской части не реже одного раза в месяц, о чем делается запись в кассовой книге.

Дубликаты ключей от кассы воинской части хранятся у начальника финансового органа (опечатанные в тубусе сургучной печатью кассира) и у дежурного по воинской части.

Касса воинской части должна быть в отдельной комнате, исключающей доступ в неё посторонних лиц.





  1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В Российской Федерации, в условиях перехода к рыночной эко­номике, деньги используются как один из важнейших регулято­ров экономических отношений, формирования их в направлении, необходимом для достижения государственных и общественных интересов, а также частных интересов, не противоречащих инте­ресам государственным и общественным. В процессе экономичес­ких преобразований неизбежно выявлялись недостатки существо­вавшей ранее денежной системы, ряд параметров которой опреде­лялся не экономическими, а административными методами.

Все эти обстоятельства делают необходимым проведение ком­плекса мер по становлению и укреплению денежной системы Рос­сии.

Известно, что в разных странах в разное время функции денег выполняли самые различные товары. При этом учитывались гео­графические, национальные и иные особенности населения, про­живавшего в соответствующих странах, а также специфика хозяй­ственной деятельности этих стран. С течением времени практичес­ки во всех странах перешли к универсальному денежному средст­ву — золоту, учитывая особые качества золота как вещества и товара: компактность; неизменяемость физических свойств; боль­шое количество труда и средств, затрачиваемых на добычу и пере­работку золота, следовательно, и высокую его стоимость, и т.п. Однако наличное обращение золота (в слитках, монетах, издели­ях) затруднено из-за необходимости постоянного перемещения его больших масс и из-за физической изнашиваемости монет, слит­ков, изделий.

Поэтому в XVII—XIX вв. практически во всех странах перехо­дят на бумажные деньги, особенностью которых являлось выраже­ние в денежной единице определенной меры (массы) золота.

Длительное время традиционно сохранялись право владельца бумажных денег на их обмен на определенное количество золота и соответствующая обязанность эмитента (т.е. субъекта, выпус­тившего в обращение деньги) обменять представленные бумажные деньги на золото. Это было характерно, в частности, для дореволю­ционной России и для советского государства времен новой эконо­мической политики 1920-х гг.

Современная практика подавляющего большинства государств и банков исходит из отсутствия права и обязанности обменять бумажные деньги на золото. Внешним ее проявлением является отсутствие на бумажных денежных знаках некогда традицион­ных надписей о соответствии «бумажной» денежной единицы оп­ределенной массе золота и об обязательстве эмитента обменять бумажную купюру на соответствующее количество золота. Таких надписей нет, в частности, на бумажных денежных знаках Банка России.

В современной практике организации денежного обращения в различных странах становятся все более редкими надписи на бу­мажных денежных знаках о том, что эти знаки обеспечиваются золотом и другими драгоценностями, «всем достоянием» конкрет­ного государства или банка-эмитента (такие надписи были, в част­ности, на бумажных денежных знаках Союза ССР).

Принято считать, что денежные знаки (как бумажные, так и металлические) обеспечены всеми активами эмитента.

Это положение в общей форме закреплено в законодательных актах соответствующих государств о денежном обращении.

В частности, в ст. 30 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» указано, что банк­ноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не ус­танавливается.

Поэтому нет необходимости в специальном указании на каждой банкноте (монете) о возможности ее обмена на золото или об ином способе ее обеспеченности. Такая необходимость, вызванная пси­хологическими мотивами, ощущалась при переходе от непосредст­венно золотого и ему подобного денежного обращения к традици­онному обращению.

Наряду с золотом функции денег широко выполняли другие драгоценные металлы — платина и серебро. В настоящее время лишь очень немногие государства используют серебро для изготов­ления монет.

В современной Российской Федерации золотые, серебряные и платиновые монеты выпускаются как сувениры, как объект кол­лекционирования, причем специально обработанные и упакован­ные. Хотя такие монеты обязательны к приему наряду с денежны­ми купюрами и обычными монетами, в денежном обращении их фактически нет.

Деньги являются общепринятым орудием обмена и сред­ством платежа. К основным функциям денег относятся, во-пер­вых, функция измерения стоимости товаров (деньги как мера стоимости); во-вторых, посредническая функция при товарно-денежном обмене (деньги как средство обращения); в-третьих, функция платежного средства (деньги как средство платежа); в-четвертых, функция накопления и сбережения (деньги как средство тезаврации); и, наконец, в-пятых, функция мировых денег (как всеобщее средство платежа, покупательное средство и общественная материализация богатства). В ходе историчес­кого развития в каждом государстве складывается своя собствен­ная «национальная» денежная система.

Денежная система — это форма организации денежного об­ращения, т. е. непрерывного процесса движения денег в каче­стве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная законодательно. Организация и функционирование денежной системы относятся к числу фак­торов первоочередного значения для экономики страны и жиз­необеспечения государства в целом. Денежная система государ­ства отражает состояние его экономики. Деньги, обслуживаю­щие оборот общественного продукта, выступают в двух формах: в форме' обращения наличных денег и в форме безналичных денежных расчетов. Законодательством каждой страны опреде- ляется собственная структура денежной системы, а следователь­но, и денежного обращения как ее основы.

В общем виде денежное обращение представляет собой дви­жение денег в наличной и безналичной формах, обслуживаю­щее оборот общественного продукта, а также нетоварные плате­жи и расходы. В первом случае (при наличном денежном обра­щении) средством платежа являются реальные денежные знаки (банкноты, монеты и т. п.), передаваемые одним субъектом дру­гому за товары, оказанные работы (услуги), т. е. по принципу «из рук в руки». Во втором же (при безналичном обращении) происходит списание определенных денежных сумм со счета одного субъекта в банковской кредитной организации и зачис­ление ее на банковский счет другого субъекта, при которой наличные денежные знаки отсутствуют. Обе сферы денежного оборота между собой тесно связаны и важны для эффективного функционирования экономики государства. Однако безналич­ные платежи имеют преобладающий вес (как правило, около 85% составляют именно безналичные платежи).

Денежная система РФ включает в себя; во-первых, офици­альную денежную единицу; во-вторых, порядок эмиссии налич­ных денег; в-третьих, организацию и регулирование денежного обращения.



Первый и основной элемент денежной системы РФ — офици­альная денежная единица (валюта) РФ, которой является рубль, состоящий из 100 копеек. Законом запрещено введение на тер­ритории РФ других денежных единиц и выпуск денежных сур­рогатов, т. е. денежных знаков, не предусмотренных законода­тельством. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается и ежедневно публикуется Банком России. Лица, виновные в нарушении указанных требо­ваний, несут уголовную, административную или имуществен­ную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Вторым элементом российской денежной системы является порядок эмиссии наличных денег. Эмиссия наличных денег, как и организация, их обращения и изъятия из обращения на террито­рии РФ, осуществляются исключительно Банком России. Для функционирования денежной системы большое значение имеет положение ч. 1 ст. 75 Конституции РФ о недопустимости в Российской Федерации введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Наличные деньги в России выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металличе­ской монеты, которые являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с Правительством РФ. Сообщения о выпуске в обращение бан­кнот и монет новых образцов, а также их описание публикуют­ся Банком России в средствах массовой информации. Финансово-правовые основы организации и функционирования россий­ской денежной системы закреплены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

В настоящее время на территории РФ выпущены в обращение банкноты (банковские билеты) достоинством 5; 10; 50; 100; 500; 1000 руб., а также монеты достоинством 1; 5; 10; 50 коп. и 1; 2; 5 руб. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Банком России, обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории РФ во все виды платежей, а также для зачис­ления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода. На Банк России возлагается ответственность за покупюрный состав наличных денег в обращении, необходимый для бесперебойного проведения расчетов наличными деньгами на территории РФ.

Третьим элементом российской денежной системы является организация и регулирование денежного обращения. Регулируя денежное обращение, российское законодательство исходит из единства денежной массы (наличных и безналичных средств), единства обращения, связи оборота денег с кредитной полити­кой, руководствуясь при этом Основными направлениями де­нежно-кредитной политики Российской Федерации.

На Банк России в данной сфере деятельности возлагаются:

1) планирование объемов производства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов;

2) установле­ние правил Хранения, перевозки и инкассации наличных денег;

3)установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

4) определение порядка ведения кассовых опера­ций в Российской Федерации.

Все это характеризует централизованное управление денеж­ной системой в Российской Федерации соответственно нормам Конституции РФ об отнесении финансового и валютного регу­лирования, денежной эмиссии, федеральных банков к исклю­чительному ведению самой Федерации (п. «ж» ст. 71).

Правовые основы денежной системы Российской Федерации

Денежная система любого государства является объектом пра­вового регулирования.

Конституция Российской Федерации относит финансовое и ва­лютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации (см. п. «ж» ст. 71 Кон­ституции Российской Федерации). Следовательно, денежная сис­тема имеет конституционную основу, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного (государ­ственного) права и нормами финансового права.

Нормы финансового права детально фиксируют организацию денежной системы Российской Федерации. Кроме того, с помощью норм финансового права — о признаках платежеспособности де­нежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов и т.п. обеспечивается ее нор­мальное функционирование.

Нормы гражданского права регулируют вопросы права собст­венности на деньги (денежные знаки), порядок расчетов при сдел­ках гражданско-правового характера.

Нормы административного права устанавливают ответствен­ность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения.

Наконец, нормы уголовного права предусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных про­тив денежной системы (ранее это, в основном, фальшивомонетни­чество — изготовление или сбыт поддельных денег — ст. 186 УК РФ). В УК РФ, вступившем в действие с 1 января 1997 г., впервые введена ответственность за «Злоупотребление при выпуске ценных бумаг (эмиссии)» — ст. 185.

Таким образом, к денежной системе имеют непосредственное отношение нормы многих отраслей права.

Комплекс финансово-правовых норм, специально посвящен­ных денежной системе, содержится в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Кроме того, отдельные нормы, относящиеся к денежной системе, содержатся в Федеральном законе «О банках и банковской дея­тельности», в Гражданском кодексе Российской Федерации и в некоторых других законодательных актах Российской Феде­рации.

Вопросы финансово-технического характера, обеспечивающие функционирование денежной системы (изготовление денежных знаков, правила их перевозки, хранения и инкассации, создание резервных фондов денежных знаков, установление признаков и порядка платежности, замены и уничтожения поврежденных де­нежных знаков и другие), регулируются нормативными актами Банка России, издаваемыми на основе законодательства.

Основными целями финансово-правового регулирования денежной системы РФ являются разработка и нормативно-правовое закрепление системы мер, обеспечивающих экономиче­ский рост, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, смягчение структурных хо­зяйственных диспропорций в условиях рыночной экономики. К основному источнику финансового права, регулирующему правоотношения в сфере денежной системы, относится Феде­ральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Кроме того, указанные отношения регулиру­ются нормами федеральных законов «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле». Особое значение имеют правовые акты Банка России (как правило, в форме Положений, Указаний, носящих норма­тивный характер). Они уточняют и конкретизируют общие по­ложения федерального законодательства о денежной системе, чем способствуют их реализации. Банк России в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции, а также ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и про­водит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Перечень основных инструментов и методов этой политики закреплен в разделе VII названного Закона. Центральный банк РФ осуществляет свои полномочия в сфере денежного обращения независимо от других органов государственной власти.

Одним из способов обеспечения стабильности рубля являет­ся регулирование отношения рубля к иностранной валюте. Это достигается и посредством применения так называемого валют­ного коридора, когда Центральный банк РФ гарантирует допу­стимые пределы колебания курса иностранной валюты по отно­шению к рублю, используя свои резервы иностранной валюты на межбанковских торгах. Особое значение имеет и возмож­ность применения в качестве одного из инструментов денежно-кредитной политики Банка России валютных интервенций, т, е. купли-продажи Банком России иностранной валюты на валют­ном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Средством защиты рубля является и уста­новление признаков платежности денежных знаков, а также изъятие из обращения поврежденных и ветхих денежных ку­пюр, выпуск наличных денег, обладающих «средствами защи­ты», позволяющими избежать их подделки.

Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Фе­дерации осуществляется Банком России. В порядке указанного регулирования Банк России определяет нормы обязательных резе­рвов, учетных ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для коммерческих банков, проводит операции с цен­ными бумагами.

Банк России в соответствии с ч.2 ст. 75 Конституции РФ, а также со ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» во вза­имодействии с Правительством Российской Федерации разрабаты­вает и проводит единую государственную кредитно-денежную по­литику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.



Денежное обращение — движение денег в наличной и безналич­ной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нето­варные платежи и расчеты.

Имеется два вида денежного обращения.

Во-первых, это обращение наличных денег, т.е. денежных зна­ков (банкнот и монет). Средством платежа в данном случае явля­ются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотрен­ных законодательством случаях (например, штрафы).

Во-вторых, это безналичное денежное обращение. Оно состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации, либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа от­сутствуют.

Право выбирать форму расчетов — наличную или безналич­ную — принадлежит заинтересованным предприятиям, учрежде­ниям, другим организациям, гражданам. Только в специально предусмотренных законодательством случаях форма расчетов должна быть четко определенной. Это, к примеру, выплата заработ­ной платы, стипендий и пенсий, производимая в наличной форме.

Подчеркивая теснейшую связь обращения наличных и безна­личных денег, законодательство оперирует категорией «денежная масса».

Денежная масса — это денежные знаки, находящиеся в обращении; денежные средства на счетах и во вкладах юридичес­ких лиц и граждан; другие безусловные денежные обязательства банков.

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (ст. 43 Федерального закона «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).





  1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЩЕНИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ И БЕЗНАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Обращение наличных денег регулируется как часть сово­купного денежного оборота и осуществляется Центральным банком РФ. К основным правовым актам, регулирующим об­ращение наличных денег в Российской Федерации, помимо названных, относятся ГК РФ, а также многочисленные акты Центрального банка РФ, среди которых основным является По­ложение от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».

Обращение наличных денег начинается с их эмиссии, т. е. выпуска в обращение. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия на территории РФ осуществляется исклю­чительно Банком России. Образцы банкнот и монет утвержда­ются Банком России по согласованию с высшим представитель­ным органом РФ. При этом периодически осуществляется и модификация, банкнот и монет, что, как правило, заключается во введении денежных знаков более крупных достоинств.

Центральный банк РФ выполняет в сфере наличного денеж­ного оборота следующие функции:

1) обеспечивает устойчивость рубля;

2) разрабатывает и проводит единую государствен­ную денежно-кредитную политику в области наличного денеж­ного обращения, направленную на защиту устойчивости рубля, взаимодействуя с Правительством РФ;

3) обладая эмиссионной функцией, монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

4) несет ответственность за покупюрный состав денежного обращения.

В области наличного денежного оборота Банк России:

а) определяет порядок ведения кассовых операций;

б) организу­ет изготовление банкнот и монеты;

в) устанавливает правила перевозки и хранения наличных денег;

г) определяет признаки платежности денежных знаков;

д) регламентирует порядок за­мены и уничтожения денежных знаков.

Законодательством установлено, что банкноты и монета Бан­ка России не могут быть объявлены недействительными (утра­тившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограниче­ния по суммам или субъектам обмена. При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет. Банк России без огра­ничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соот­ветствии с установленными им правилами. Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет директоров Банка России. Он же утверждает но­миналы и образцы новых денежных знаков.

Организуя наличное денежное обращение, Банк России осу­ществляет следующие функции: прогнозирование и организа­ция производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных органи­заций; установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций.

Суммы расчетов в наличной форме между физическими ли­цами не ограничиваются, между юридическими лицами они подлежат ограничению. Так, Указанием Банка России от 14 ноября 2001 г. «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юри­дическими лицами по одной сделке» установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тыс. руб.

Правовые основы безналичного денежного обращения.

Безналичные расчеты представляют собой расчеты между субъектами без использования наличных денег (денежных ку­пюр), посредством перечисления денежных средств со счетов в банковских (иных кредитных) организациях в целях зачетов взаимны требований. В условиях рыночной экономики безна­личные расчеты играют важную роль в ускорении оборачивае­мости средств, снижении издержек обращения и т. п.

Правовые основы безналичных расчетов в Российской Феде­рации закреплены финансовым и гражданским законодатель­ством. К основным источникам правового регулирования без­наличного денежного обращения относятся ГК РФ, а также Федеральный закон «О Центральном банке Российской Феде­рации (Банке России)». Банк России в соответствии со ст. 80 указанного Закона является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации. Он устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществле­ния безналичных расчетов. Расчеты на территории России осу­ществляются в валюте РФ, за исключением случаев, предусмот­ренных законодательными актами РФ.

Формы безналичных расчетов определяются правилами, уста­навливаемыми Банком России в соответствии с законодатель­ными актами РФ. Под формой безналичных расчетов понимаются предусмотренные правовыми нормами или банковской практикой способы перевода денежных средств через кредитные орга­низации. Формы безналичных расчетов установлены ст. 862 ГК РФ. К ним относятся:

1) расчеты платежными поручениями;

2) по аккредитиву;

3) чеками;

4) по инкассо.

Однако этот пере­чень не является исчерпывающим и, расчеты могут осуществ­ляться в иных формах, если они соответствуют закону и приме­няются в банковской практике на основе банковских правил и обычаев делового оборота.

Формы безналичных расчетов различаются условиями предос­тавления средств в распоряжение получателя, порядком доку­ментооборота, видом расчетного документа.

Расчетные документы — это оформленные в виде документов на бумажном носителе или, в установленных случаях, в виде электронных платежных документов:

а) распоряжение плательщи­ка (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

б) распоря­жение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указан­ный получателем средств (взыскателем).

Установлены следую­щие виды платежных документов:

а) платежные поручения;

б) аккредитивы;

в) чеки;

г) платежные требования;

д) инкассо1-вые поручения.

ГК РФ установлены общие положения о расчетах (гл. 46). Так, в соответствии со ст. 861 ГК РФ безналичная (либо налич­ная) форма расчетов выбирается гражданами в добровольном порядке. Расчеты между юридическими лицами, а также между физическими и юридическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Банком России, осуществляются только в безналичном порядке. Безналичный рас­четы между юридическими лицами и гражданами-предпринимателями производятся, как правило, через банки либо иные кредитные организации (далее — банки), в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов. Межбанковские расчеты, т.е. расчеты между банками, Банк России осуществля­ет через свои учреждения — расчетно-кассовые центры (РДЦ). В сфере безналичных расчетов действует правило, что общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операци­онных дней в пределах субъекта РФ и пяти операционных дней в пределах РФ. Хозяйствующие субъекты (участники торгового оборота) вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, установленную законодательством.

В данной сфере действует Положение о безналичных расче­тах в Российской Федерации, утвержденное Банком России 3 октября 2002 г., которое детально регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте РФ и на ее территории. Названное Положение не распространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с уча­стием физических лиц. Эти расчеты регулируются Положением Центрального банка РФ от 1 апреля 2003 г. № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации».

Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием:

1) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;

2) корреспондентских счетов, откры­тых в других кредитных организациях;

3) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;

4) счетов межфилиаль­ных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

Одной из обособленных и самостоятельных форм безналич­ных расчетов является применение векселей — ценных бумаг, удостоверяющих ничем не обусловленное обяза­тельство векселедателя (простой вексель) либо иного указанно­го в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя (ст. 815 ГК РФ).

Кроме того, в качестве самостоятельной разновидности без­наличного денежного обращения можно рассматривать и платеж­ные банковские карты. Банковская карточка представляет собой, как правило, пластиковую пластинку с нанесенной магнитной полосой или встроенной микросхемой, обеспечивающей доступ к специальному карточному счету в кредитной (банковской) организации. Кредитные карточки банков используются для покупки товаров с использованием кредитной линии (кредито­вые карточки) и для получения денег в банкоматах (Положение о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием, утвержденное Центральным банком РФ 9 апре­ля 1998 г., в части, не противоречащей Указанию Центрального банка РФ от 9 апреля 1999 г. «Об изменении порядка распрос­транения кредитными организациями платежных карт и предоплаченных финансовых продуктов»).

Кредитные организации вправе осуществлять распростране­ние платежных или банковских карт других эмитентов в соот­ветствии с законодательством РФ на основании лицензии на право осуществления банковских операций. Кредитным орга­низациям не требуется разрешения Банка России на распрост­ранение платежных или банковских карт других эмитентов, дорожных чеков, а также чеков и векселей, являющихся неэмиссионными ценными бумагами в соответствии с законодатель­ством РФ. Распространение (продажа) кредитными организа­циями-резидентами карт может осуществляться только по спе­циальному разрешению Банка России.





  1. ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Кассовые операции — совокупность материально-технических процедур по приему, хранению и выдаче наличных денег (валюты). Указанные процедуры урегулированы нормами финансового права, представляющими в своей совокупности специальный финансово-правовой институт.

Законодательством установлены различия в ведении кассо­вых операций в зависимости от субъектного состава. Так, уста­новлены особенности осуществления кассовых операций:

1) банками и другими кредитными организациями;

2) предпри­ятиями, учреждениями и иными организациями;

3) предприя­тиями и другими организациями по непосредственному приему от населения платежей за товары, услуги и работы.

Источни­ками правового регулирования порядка ведения кассовых опе­раций являются федеральные и региональные нормативно-правовые акты. Особая роль здесь принадлежит и нормативно-правовым актам Банка России, так как регулирование кассовых операций отнесено к его функциям Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Основные, наиболее общие положения, касающиеся поряд­ка ведения кассовых операций на территории РФ, были закреп­лены еще в Указе Президента РФ от 14 июня 1992 г. «О допол­нительных мерах по ограничению налично-денежного обраще­ния», которым были установлены единые для всех предприятий, организаций и учреждений правила в сфере кассовых операций. Так, все указанные субъекты,

во-первых, обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков;

во-вторых, произво­дить расчеты по своим обязательствам с другими предприятия­ми в безналичном порядке через учреждения банков;

в-третьих, могут иметь в своей кассе наличное деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий;

в-четвертых, обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остат­ка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждением банка;

в-пятых, имеют право хранить в своих кас­сах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.

Для предприятий, организаций и учреждений (включая орга­низации торговли), имеющих постоянную денежную выручку и осуществляющих расходование ее для оплаты труда и на другие цели (выплату пенсий, закупку сельскохозяйственной продук­ции, скупку тары и вещей у населения), установлен запрет за­держивать в своих кассах наличные деньги до наступления сро­ков выплат.

Решением Совета директоров Банка России 22 сентября 1993 г. утвержден Порядок ведения кассовых операций в Рос­сийской Федерации, которым детально регламентируется веде­ние кассовых операций предприятиями, учреждениями и орга­низациями (далее — предприятиями) независимо от организа­ционно-правовых форм и сферы деятельности. Установлено, что все предприятия должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в без­наличном порядке через банки или применять другие формы безналичных расчетов, устанавливаемое Банком России в соот­ветствии с законодательством РФ. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным примене­нием контрольно-кассовых машин. При этом наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке. Выдача наличных денег под отчет произво­дится из касс предприятий: на хозяйственно-операционные рас­ходы, на расходы экспедиций, геолого-разведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельные под­разделений хозяйственных организаций в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу де­нег, счетам и др.), которые должны быть подписаны руководи­телем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными.

Особо урегулировано ведение кассовой книги и хранение денег. Предприятие имеет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована и опечатана сургучной или мастич­ной печатью. В ней учитывается каждое поступление и выдача наличных денег. При условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизи­рованным способом.

Контроль за правильным ведением кассовой книги возлага­ется на главного бухгалтера предприятия. На руководителей предприятия возложена обязанность оборудовать кассу (изоли­рованное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохран­ность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. Установлено правило о про­ведении ревизии кассы и осуществлении контроля за соблюде­нием кассовой дисциплины. Так, в сроки, установленные руко­водителем предприятия, а также при смене кассиров на каждом предприятии производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой дру­гих ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной налич­ности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге.

Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и кассиров. Банки систематически проверяют со­блюдение предприятиями требований Порядка ведения кассо­вых операций.

Проверки Порядка ведения кассовых операций в бюджетных организациях осуществляются соответствующими финансовы­ми органами. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции проверяют техническую укрепленность касс и кассовых пунктов, обеспечение условий сохранности денег и ценностей на предприятиях.

Для субъектов, получающих от населения деньги за оказыва­емые услуги, работы, продаваемые товары, установлен особый порядок ведения кассовых операций — с обязательным исполь­зованием контрольно-кассовых машин. Порядок ведения кассовых операций в кредитных организациях регулируется Положением Центрального банка РФ от 9 октября 2002 г. № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации», которым устанавливается порядок совершения кассовых операций, а так­же инкассации денежных средств и других ценностей для кре­дитных организаций и их филиалов, действующих на террито­рии РФ.

Кассовые операции - это прием, хранение и выдача наличных денег.

Порядок ведения кассовых операций распространяется на банки и другие учреждения; на предприятия, организации и воинские части внутренних войск, имеющие кассы; на предприятия и организации, осуществляющие прием от на­селения платежей за товары, услуги и работы.

Наличные деньги разрешается хранить в кассе не более трех рабочих дней. Касса проверяется командиром части не реже одного раза в месяц.

Касса воинской части - изолированная комната, оборудованная сейфом для наличных денег, металли­ческими шкафами для документов, решетками на окнах. Дверь должна быть обита желе­зом и запирается изнутри; сигнализация (охранная и пожарная).

На что наличные деньги из кассы воинской части расходуются на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработ­ной платы рабочим и служащим; на повседневные текущие нужды.

Дубликаты ключей от кассы воинской части хранятся у начальника финансового органа (опечатанные в тубусе сургучной печатью кассира); а, ключи кассира - у дежурного по воинской части.

Сохранность наличных денег в кассе воинс­кой части достигается

ежедневной сдачей денег под охрану караула в сейф у знаме­ни части;

предоставлением командиром части транспорта и вооруженной охраны при доставке наличных денег из банка.

Кассиру запрещается:

- передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам;

-оставлять ключи и печать в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты ключей;

- хранить в кассе не учтенные деньги и ценности.

В случае внезапного оставления кассиром работы - это деньги и ценности по письменному приказу командира воинс­кой части передаются другому работнику финансового органа с составлением акта за подписями указанных лиц.

Согласно ст. 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившихся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что вопрос о денежной системе в настоящее время очень актуален. Это связано с инфляцией. Курс доллара по отношению к рублю стабилизировался.

Вопросы финансово-технического характера, обеспечивающие функционирование денежной системы (изготовление денежных знаков, правила их перевозки, хранения и инкассации, создание резервных фондов денежных знаков, установление признаков и порядка платежности, замены и уничтожения поврежденных денежных знаков и др.), регламентируется нормативными актами Банка России, издаваемыми на основе законодательства.



Кроме того, сегодня, товарищи курсанты, Вы узнали, что хранить в кассе воинской части наличные деньги не более трех рабочих дней, что кассовый узел должен быть технически укрепленным и иметь охранную и пожарную сигнализации. И Вам, как будущим командирам воинских частей необходимо знать, что командир воинской части обязан предоставлять транспорт и вооруженную охрану при доставке наличных денег из учреждения банка.