Культурология - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Культурология - страница №1/8



Московская международная высшая школа бизнеса

«МИРБИС» (Институт)

КУЛЬТУРОЛОГИЯ



МОСКВА 2005

Составитель: к.ф.н., доцент Аксенова О.В.

Культурология / Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт). – М., 2005. – 132 с.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...………………….......4

I. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН .………………..………...…….…….6

II. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ……..…………………..7

Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ ………………………….…..………………..7

Тема 1.1. Состав и структура современного

культурологического знания ………………………………….………………7

Тема 1.2. Методология культурологических исследований

и их типология ………………………………………………...……………….8

Тема 1.3. Европейская культура в поисках смыслов

(XIX-XX вв.)……………...…………………………………….………………8

Раздел 2. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР

(КУЛЬТУРОГЕНЕЗ) ……………………………………………………..........9

Тема 2.1. Культура древних цивилизаций ………………………..……….....9

Тема 2.2. Западноевропейская культура: от Средневековья

до Новейшего времени………..…………………………………...…………..9

Тема 2.3. Особенности культуры в России …………………………………12

Раздел 3. КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА …………….…………13

Тема 3.1. Культурная антропология ..………………...……………….…….13

Тема 3.2. Нравственность и культура …..……………………………….…..13

Тема 3.3. Экономика и культура …………………………………………….14

III. БАЗОВЫЙ СТИП (Словарь Терминов И Персоналий) ………………..15

IV. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ………………………………….………….121

V. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ………………….124

VI. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ЗАЧЁТУ …………………………………………..………….………..…..124

VII. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ………………………………..…127

VIII. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. КОММЕНТАРИЙ

К ПРОГРАММЕ И ДИСЦИПЛИНЕ ……………...……………………….131



ВВЕДЕНИЕ


Учебно-методическое пособие (УМП) включает в себя рабочую программу и ряд приложений, обеспечивающих качественное усвоение дисциплины.

Рабочая программа учебной дисциплины «Культурология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, предъявляемыми к содержанию учебных курсов по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Актуальность изучения дисциплины. Характерной особенностью современных социокультурных процессов является их динамизм. Происходят радикальные изменения социокультурных связей и форм человеческого общения. Усложнение и интенсификация социокультурной жизни ведёт к существенным изменениям в структуре культурных традиций и норм. Сегодня во всех сферах общества и структурах государства необходимы специалисты, способные понимать и грамотно учитывать проблемы культурно-цивилизационного характера в своей практической деятельности. Культурологические знания, соединённые с углублённым изучением профилирующих (в данном случае – экономических) дисциплин – важное условие ясного понимания и верной оценки многих сложных и противоречивых тенденций и явлений действительности, профессионального успеха.

Место дисциплины в структуре учебного плана подготовки дипломированных специалистов экономического профиля. Культурология самым непосредственным образом связана с такими гуманитарными дисциплинами как история, философия, политология, этнология, социальная и культурная антропология, эстетика, искусствоведение, этика и т.д. Для современного социогуманитарного знания понятие «культура» является одним из исходных и центральных, подобно тому как, например, «вещество» – в химии или «бытие» – в философии. В рамках культурологии культура изучается как естественное материальное и духовное следствие и основа становления человека и общества. В конечном итоге культурологическое знание (интегративное по своей природе) призвано транслировать понимание того, что есть человек, в каком мире он живёт и какие существуют формы его коммуникации с окружающей действительностью. Это обстоятельство определяет основную функцию культурологии – мировоззренческую.

Авторская идея курса – культура определяет «всё». Иными словами, культура тотальна и пронизывает все сферы жизнедеятельности человека и общества: от культуры речи и поведения в быту до управления государством и осмысления глобальных проблем макрокосмоса. Предметная область культурологии необъятна, поэтому в Программе выделены узловые (с точки зрения автора-составителя) положения дисциплины. При этом была учтена экономическая специализация студентов.

В основе Программы заложен комплексный подход, который раскрывается в первом разделе.



Цель курса: изложить и обсудить со слушателями роль «духовности» в теоретико-исторической ретроспективе, а также в межкультурном общении современного общества. Акцент делается на антропологической составляющей культурологии.

Задачи:

  • дать студентам представление о культурологии как инструменте познания исторического прошлого и освоения современной социально-культурной реальности;

  • показать возможности данной дисциплины в профессиональном осмыслении и решении вопросов материального и духовного бытия;

  • сформировать у студентов навыки самостоятельного, творчески активного анализа культурных процессов и явлений; а также осознания себя субъектом культурного творчества.

Методика проведения занятий. По некоторым содержательно объёмным темам (например, тема 2.2.), в зависимости от уровня общей культуры студентов, лекции и семинарские занятия проходят в форме опроса-собеседования по выбору слушателей.

Предполагается проведение одного «игрового» занятия (инсценировка фрагментов трагедии Эсхила «Прометей прикованный»), а также аудиовизуальная демонстрация и последующее обсуждение шедевров мировой и русской культуры (по выбору студентов). По возможности желательно посещение (по выбору и общему согласию) одного из музеев, театров или Консерватории с последующим обсуждением.



Форма отчётности: одна контрольная работа в середине семестра и зачёт.

I. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Название разделов и тем

Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ.

Тема 1.1. Состав и структура современного культурологического знания.


Тема 1.2. Методология культурологических исследований и их типология.

Тема 1.3. Европейская культура в поисках смыслов (XIX-XX вв.).

Раздел 2. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР (КУЛЬТУРОГЕНЕЗ).

Тема 2.1. Культура древних цивилизаций.



Тема 2.2. Западноевропейская культура: от Средневековья до Новейшего времени.

Тема 2.3. Особенности культуры в России.

Раздел 3. КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА.

Тема 3.1. Культурная антропология.



Тема 3.2. Нравственность и культура.

Тема 3.3. Экономика и культура.


II. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ


Тема 1.1. Состав и структура современного

культурологического знания

Понятия «культура» и «логос». Проблема понимания: культура (со-творенный и транслируемый в символах и вещах специфический образ человеческого бытия) – культурология (наука, анализирующая конкретные культурные феномены, т.е. «физика» культуры) – философия культуры (метафизическое, универсальное знание о бытии явлений и процессов культуры, т.е. онтология культуры) – теория культуры (анализ тенденций и закономерностей возникновения и развития культурных процессов) – история культуры (констатация и периодизация культурных феноменов в пространстве и времени).

Духовная культура – исторически сформировавшаяся и передаваемая из поколения в поколение совокупность жизненных стандартов, ценностей, идей, знаний и достижений в жизни общества и индивида.

Морфология культуры. По предметным основаниям: язык (коммуникатор), этнос (специфичность, особенность), эстетика (красота и «некрасота»), этика (добро и зло), религия (смысл и символ). По объекту: литература, театр, кино, телевидение, музыка, живопись, графика, скульптура, архитектура.

Культура и цивилизация: совмещаемость, взаимозависимость, противостояние. Глобализация и культура. Неоднозначность культурно-исторического развития: новые возможности как результат кризисных процессов.

Функции культуры: описательная и объяснительная. Традиционная и современная культуры (многообразие культурного опыта человечества). Носители культурных ценностей. Человек - субъект и объект культуры. Массовая и элитарная культуры как знаковые сферы естественного «неравенства». Молодёжная субкультура (множественность форм - хиппи, панки, металлисты, рокеры, кришнаиты, сатанисты и др.). Случайное и закономерное в культуре. Причины переоценки ценностей в культуре.

Диалог культур. Плюрализм и закономерность оппозиций в культуре. Противоестественность конфронтации идей внутри культуры.

Уровни культурологии как учебной дисциплины: теоретический, функциональный, прикладной.


Тема 1.2. Методология культурологических исследований и

их типология

Комплексный подход и его составляющие: системно-ценностный элемент (целостная структура духовных ценностей), социально-психологический (эмоциональное отношение к культуре в социуме), семиотический (восприятие и понимание знаковых феноменов и процессов в культуре), информационный («замер» осведомлённости о культурных явлениях). Аспекты анализа: концептуальный (соответствующий господствующим мировоззренческим ориентациям), цивилизационный (определяющий количество инновационных идей в культуре), формационный (отражающий качественное содержание культуры в соотнесении с социально-экономическим развитием), природно-географический (обусловливающий специфику локальных культур), демографический (констатирующий специфику субкультур).

Понятие типа культуры. Культурный код эпохи (система транслируемых духовных ценностей). Исторические типы европейской культуры: природно-символический тип (первобытная культура), антропокосмогонический, мифологический тип (культура античности), религиозный (Средневековье), универсально-гармонический (Возрождение), рационально-нормативный (Классицизм), утопический (Романтизм), индивидуально-прагматический (буржуазная), тоталитарно-бюрократический (социалистическая советского типа), демо-технотронный (современная). Восточный тип культур (созерцательно-эстетический).

Сложность моделирования культурных процессов.


Тема 1.3. Европейская культура в поисках смыслов (XIX-XX вв.)


Основные культурологические концепции и школы: эволюционизм (прямая однолинейность развития культур, т.е. от простого к сложному). Концепция Э. Тайлора. Культурология Л Уайта – новый этап эволюционизма. Диффузионизм (распространение культурных явлений через контакты между народами) – теория культурных кругов Ф. Гребнера. Биологизм попытка изучения исторических факторов развития культур биологическими, т.е. проблема соотношения врождённого и приобретённого в культуре. Психологизм – объяснение культуры посредством «психологии народов», т.е. через народный дух, который понимается как психическое сходство индивидов, принадлежащих к одному народу и одновременно как их самосознание. Психоанализ – понимание культуры на основе психосексуального влечения индивидов как определяющего мотива истории (культурологические теории З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма). Функционализм – рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из элементов, т.е. разложение целого (культуры) на составляющие части и выявление зависимостей между ними, а также определение роли элемента культуры по отношению к целому (теория культуры Б. Малиновского). Этологизм – изучение культуры через поведение человека в «естественном» (природном) состоянии.

Основные направления в культуре: романтизм, реализм, натурализм, формализм («Правдивый формализм является молчанием» – А. Камю), авангардизм, модернизм – постмодернизм, андерграунд.



следующая страница >>