Культура в годы Великой Отечественной войны - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Культура в годы Великой Отечественной войны - страница №1/1

АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПЕРМСКОГО КРАЯ


ГБОУ НПО « ПУ № 35»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ





Разработала: Хатмуллина Н.Н.
преподаватель истории,


высшая квалификационная категория

2013 г



ТЕМА: Культура в годы Великой Отечественной войны.
УРОК № 46. Культура военного времени.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ВИД УРОКА: урок развивающего обучения с элементами КИМ.

ЦЕЛЬ УРОКА: создание условий, способствующих формированию различных компетенций.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающая: раскрыть воспитывающую роль культуры в годы Великой Отечественной войны, показать, что советское искусство формировало у людей стремление отстоять независимость своей Родины, укрепляло и закаляло дух народа, оно было сражающимся;

Развивающая: развивать навыки работы с дополнительной литературой, применять знания, полученные как на одном уроке так и на других, учить мыслить логически, правильно выражать свои мысли;

Воспитательная: продолжить работу по развитию гражданской компетенции: воспитание патриотизма путем показа сражающегося характера искусства.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА:

  1. Мотивационный этап

  2. Деятельностный этап.

  3. Рефлексивный этап.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебники, карточки-задания, плакаты, выставка книг, интеллектуальные вопросы, интерактивная доска, интернет, дополнительная литература.

ПЛАН УРОКА:



п/п

Этап урока

Приёмы и методы

Формируемые компетенции

Время, мин

1

2

3

4

5

1

Мотивационный этап

Приемы сообщения информации и демонстрации.
Методы: словесный (рассказ-объяснение и беседа), и наглядный (показ слайдов)

Регулятивная: определение темы и плана урока. Эмоционально-психологическая: установление связи с учащимися, настрой на учение с интересом.

5

2.

Деятельностный этап

Приемы: организации самостоятельной познавательной деятельности, работы с первоисточниками, демонстрации.

Методы: наглядные – плакаты, карточки-задания, отрывки из к\ф, грамзаписи, тексты стихотворений, показ слайдов.

Словесный- рассказ, беседа.


Учебно-познавательная: самостоятельная работа на уроке.

Коммуникативная: работа в группе, взаимодействие, умение, координация действий.

Социально - трудовые: сотрудничество в группе, терпимость к знаниям других и их принятие.

Творческая: умение принять решения.

Гражданская: воспитание чувства патриотизма.

Аналитическая: работа с первоисточниками.

Компетенция самосовершенствования: применение знаний, интеллектуальное саморазвитие.


32

3

Рефлексивный этап

Прием организации самостоятельной познавательной деятельности.

Метод: словесный- беседа; наглядный- листок контроля.



Компетенция самосовершенствования: навыки самоконтроля.

Эмоционально-психологическая: отношение к уроку-микроклимат, настрой на работу.

Регулятивная: умение делать выводы.


8


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
I. Мотивационный этап.

1. Песня «Валенки»- Л. Русланова.

2. Рассказ - объяснение преподавателя.

Не удивляйтесь, что урок начался с этой песни. Впервые песня прозвучала в 1942 году и ее исполнила Лидия Русланова. Она вспоминала, что нужна была песня о доме , о мирной жизни, чтобы воодушевить бойцов на защиту страны.

В годы войны обрели новый смысл стихи А.С.Пушкина, романы Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, музыка М.Глинки и П.И.Чайковского…

Свой вклад в Победу внесли и ученые. АН СССР перебралась в Новосибирск, где и был разработан план мобилизации ресурсов Урала для обороны страны. По этому плану освоили добычу бокситов, молибдена, нефти…

Появились новые станки-автоматы, метод размагничивания мин.

Хирурги Бурденко и Вишневский улучшили методику лечения раненых. Мазь Вишневского с тех пор известна во всем мире.

Первый реактивный самолет Болховитинова и знаменитая «Катюша», Т-34 и «КВ», самолеты «ИЛ-2» и «МиГ-3» прошли испытания в ходе войны.

Несмотря на тяжелые времена страна училась, училась в прямом смысле слова: открывались новые школы, в том числе и вечерние, вводилась защита дипломов в вузах, за особые заслуги в учебе стали награждать золотыми и серебряными медалями.

Но в годы войны главной задачей был разгром врага. Огромную роль отводили деятелям культуры, которые пели гимны и реквием в честь тех, кто выжил и победил.

3.Беседа.

- Что означает «культура» в вашем понимании?

Наука.


Поэзия.

Живопись.

Кино.

- Мы составили план урока. Сформулируйте тему.



- Культура в годы Великой Отечественной войны.

- Что Вы хотели узнать на уроке – Вы сказали. Меня тоже интересуют эти вопросы, значит, урок у нас получится. Сегодня мы более подробно остановимся на вопросах поэзии, живописи и кино. Узнаем: какую роль сыграла культура в годы войны? Почему именно ей отводилось важное место в деле разгрома врага? Постараемся ответить на эти вопросы.



II. Деятельностный этап.

  1. Организационный момент.

Работа на уроке пройдет в режиме военного времени. Мы – редакция газеты «За Победу». Все три отдела редакции вернулись с передовой и доставили материал, который завтра появиться в ней. У каждого отдела было свое спецзадание, которое надо отредактировать. По окончании работы Вы должны сделать отметку о его выполнении: на сколько баллов.

Спецзадание и листки контроля перед Вами: приступайте к выполнению. На работу – 5 минут.



  1. Самостоятельная работа по микрогруппам.

( задания – см. в приложении)

  1. Этап закрепления новых знаний.

а) Рассказ преподавателя.

Итак, товарищи корреспонденты Вы проработали собранный материал. Рассмотрим его.

Не успевшие стать крылатыми,

Уходили мальчишки с рассветами,

Умирали они солдатами.

Оставались они поэтами.

К. Симонов.

Поэты – какие стихи ими были написаны. Они шли из самого сердца, звали в бой, укрепляли боевой дух. Многие поэты и писатели: М,Шолохов, И.Эренбург, А. Фадеев и др. ушли на фронт. А.Фадеев тогда сказал:»Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться с пером». Поэзия надела военную шинель и шагнула в бой. Уже на третий день войны, как призыв зазвучала «Вставай страна огромная» . 24.06.1941год. Белорусский вокзал. Войска уходят на фронт. Впервые звучит эта песня. После окончания ее наступила тишина, которая потом взорвалась криками: «Давай еще!». Весь день эшелоны уходили на фронт, унося в душе слова :»Вставай страна…» Потом будут «Огонек», «Вечер на рейде», «Смуглянка», «Соловьи», 7 симфония Шостаковича… Будут концертные бригады Л.Руслановой, Л.Утесова, К.Шульженко с ее знаменитым «Синим платочком». В этом году исполняется 70 лет стихотворению К.Симонова «Жди меня» - в 1942г. эти слова стали клятвой для тех, кто ждал своих любимых.

Говорят, что у войны не женское лицо, но среди солдат были и женщины: летчицы, снайперы, поэтессы: А.Ахматова, О.Бергольц, Ю.Друнина.

Я только раз видала рукопашный,

Раз – наяву! И тысячи во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

б) Первый отдел. Зачитайте Ваше задание.

Напоминаю, что Вы должны знать основные битвы, которые были пройдены на предыдущих уроках.

- идет работа по заданию.

- Дополнительный вопрос: песня на стихи Листова «В землянке». Что особенного в этой песне есть для нас, жителей Урала, в частности горнозаводчан? ( 1941г. ГКО. Пашийский завод. Буржуйки).

в) Работа со вторым отделом.

В бой звали не только песни и стихи. Картины Герасимова, Пластова, Дейнеки отражали гражданскую страстность, звали в бой. Особо в годы войны важна была роль «Окон ТАСС». Это было секретное оружие Красной Армии, т.к. война это и идеологическая битва. «Окна ТАСС» создали на второй день войны, первый плакат вышел 27.06.1941г., всего- 1250. Это летопись войны, которую, создавали 130 художников и 80 поэтов. Их имена известны: Б.Ефимов, В.Лебедев, Д.Бедный, С.Маршак,… Но сегодня на уроке поговорим подробнее о Кукрыниксах.

- Кто знает : кто такие Кукрыниксы?

- КУприянов Михаил Васильевич, КРЫлов Порфирий Никитич, НИКолай Александрович Соколов.

Плакаты приводили фашистов в бешенство, их расстреливали на передовой, обещали вздернуть на виселице всех, кто работал в «Окнах ТАСС». Плакаты призывали к Победе, напоминали о героическом прошлом народов России, поэтому они и были популярны как в СССР, так и за ее пределами. В годы войны выставки с успехом прошли в Англии, США, Швеции, Китае.

- 2 отдел. Ваше спецзадание.

- Работа с учащимися.

г) Патриотическая тема стала ведущей и в кино. На фронтах воевало 150 кинооператоров, еженедельно выходил «Союзкиножурнал», где голос Ю.Б.Левитана звал на борьбу, давал надежду на встречу, на Победу. Первый фильм о войне: « Разгром немецко-фашистских захватчиков под Москвой», последний – «Суд народов» в 1946г.

- 3 отдел – Ваше задание.

- Работа – стихотворение З.В.Сибиряковой.

3 отдел. Уточните: из каких фильмов эти отрывки?.

Как Вы заметили фильмов о войне больше снято после , в наши дни.

Нет в России семьи такой, где б непамятен был свой герой. Если Вы знаете историю своей семьи, то наверняка вспомните деда или прадеда, который воевал, который выжил или погиб, защищая нас, мир, Родину. Вам - будущим воинам продолжать их традиции, потому что есть такая профессия: защищать Отчизну.

Но пока Вы только познаете мир, изучая литературу, ОБЖ, химию, физику, историю.


  1. Этап первичной проверки понимания нового материала.

а) История- это не только рассказ о том, что было, но и возможность показать свои знания. Предлагаю трем отделам пройти «мозговой штурм». Ответить на интеллектуальные вопросы, связанные с пройденным материалом.

Вопросы задают представители штаба округа, присутствующие на нашем заседании.

а) На высоком берегу реки Угра, что на Смоленщине стоит поселок Всходы, где прошла юность М.Исаковского. Именно здесь был создан первый в мире музей песни, ставшей гимном бойцов Сопротивления Италии и Франции. Назовите песню.

б) В январе 1942года в блокадном Ленинграде была выпущена колода игральных карт, которая должна была действовать как нестандартный прием пропаганды. Что же было изображено на этих картах?

в) Когда Рокоссовский был на Полюсе, Жуков со своим Кумиром приближался к нему. Это было заснято кинооператорами в 1945году. Назовите день и месяц этого сближения?

Вывод. Скажите: так какую роль сыграла культура в годы войны? Для чего она была нужна?



III. Рефлексия.

  1. Всех вернувшихся из командировки прошу заполнить отчет. Насколько Вы оцениваете собранный материал и свою работу. Я, как старший по званию имею право внести свои корректировки.

  2. Сдать отчеты.

  3. Заседание подходит к финалу. Прошу высказать свои мнения по его проведению. Что запомнилось? Что нового узнали?

  4. Рефлексия преподавателя и учащихся

  5. На следующих занятиях Вы расскажите об итогах войны, о цене Победы, о начале мирной жизни и ее проблемах.

  6. Давно заросли раны на полях сражений. Давно сняли гимнастерки участники войны. Многие не вернулись. Но сколько бы лет не прошло со дня Победы, картины, «Окна ТАСС», стихи и песни, которые возникли в те грозные годы, останутся в строю. Они звучат на концертах в честь Победы. Какая же Победа без любимых песен, без «Валенок» Л. Руслановой!
    Урок закончен.



Приложения
Задание №1

Соотнесите стихотворения по годам сражений Великой Отечественной войны

1.Вставай, страна огромная...

2.Бьётся в тесной печурке огонь…

3.Перед Волгою – рекою…

4.На бульваре пыльном в Сталинграде..

5.Песня о Днепре

6.Горит Варшава…

7.Темная ночь

8.Враги сожгли родную хату

9.Первая тишина

10.Прага



Эталон ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1941

1941

1942

1942

1943

1944

1944

1945

1945

1945


Задание №2

Сравните изображения фашистов и советских солдат. С какой целью изобразили их так?



рисунок2.png

Придумайте свои названия к этим плакатам


0_72e67_5869d485_xl.jpg3704.jpeg

plakat_12.jpg
Задание №3

Найдите в стихотворении преподавателя литературы ПУ №35 З.В.Сибиряковой – 10 названий художественных фильмов о войне.

Не вечен человек. Но вечен мир.

Шумит листва. Холодный хлещет дождь.

Сигналы прорываются в эфир

Порой плохие. Ты хороших ждешь.

Горячий снег. Студеная вода.

Холодный взгляд. Небесный тихоход.

Граница, различимая едва,

И щит, и меч. Бойцы идут в поход.

Солдаты. Офицеры. Рядовой-

Апостол верный, генерал войны-

О, сколько вас унес неравный бой…

Отец солдата, где твои сыны?

…А где-то уж запели соловьи.

«Катюша» павшим почесть отдала.

Священная война, сыны твои

Уж завершили на земле дела.

…И это –мир. А есть еще война.

Вы- два бойца. Так было век от века…

Встает заря. Над городом туман.

Война есть смерть!

Но жизнь-судьба человека!
Правильные ответы
1. Горячий снег

2. Небесный тихоход

3. Граница

4. Щит и меч

5. Офицеры

6. Апостол

7. Отец солдата

8. Два бойца

9. Туман

10. Судьба человека



Интеллектуальные вопросы
Вопросы задают представители штаба округа, присутствующие на нашем заседании.
а) На высоком берегу реки Угра, что на Смоленщине стоит поселок Всходы, где прошла юность М.Исаковского. Именно здесь был создан первый в мире музей песни, ставшей гимном бойцов Сопротивления Италии и Франции. Назовите песню.
б) В январе 1942года в блокадном Ленинграде была выпущена колода игральных карт, которая должна была действовать как нестандартный прием пропаганды. Что же было изображено на этих картах?
в) Когда Рокоссовский был на Полюсе, Жуков со своим Кумиром приближался к нему. Это было заснято кинооператорами в 1945году. Назовите день и месяц этого сближения?


ХОД УРОКА




этапа

Работа педагога, ссылки

Работа обучающихся, ссылки

1

Мотивационный

1.Рассказ преподавателя о достижениях ученых, буднях школы в годы войны.

- учебники истории од редакцией В.П. Дмитренко и В.П. Островского, интернет, фотомонтаж, музыкальные записи.

2. Беседа: составление плана урока и определение темы.



1. Учащиеся слушают и отвечают на вопросы.

2. Составляют план урока.

3. Определяют тему урока.


2

Деятельностный (см. приложения)

1.Активизация умственной работы учащихся.

- карточки – задания, плакаты, грамзаписи, тексты стихотворений.

2. Помощь во время самостоятельной работы учащимся.

3. Рассказ о поэтах и их произведениях, «Окнах ТАСС» и Кукрыниксах, кинофильмах.

- картины, грамзаписи, плакаты, отрывки из художественных фильмов.

4.Этап первичной проверки материала.

- интеллектуальные вопросы.


1.Учащиеся самостоятельно работают с первоисточниками: плакатами, текстами стихотворений.

2.Обсуждают и отвечают на поставленные перед ними задачи.

3. Делают выводы.

4. Находят ответы на вопросы брэйн – ринга.


3

Рефлексивный

1.Подведение итогов урока.

- отчет о работе на уроке.

2. Постановка новых проблем.

3. Рефлексия .

1.Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

2.Отвечают на поставленные вопросы.

3.Определяют свое отношение к уроку.




Список используемой литературы


1.Дмитриенко В.П. «История Отечества» . 11класс. М. 1995г.
2.Островский В.П. «История Отечества». 11класс.М. «Дрофа». 1995г.
3.Чубарьян А.О. Отечественная история XX - начала XXI века. 11 класс. М. Просвещение. 2005г.
4.Искусство в боевом строю. Воспоминания. Дневники. Очерки. М. 1985г.
5.Священная война. Стихи о Великой Отечественной войне. М. «Художественная литература» . 1966г.
6. Копейка Е. Вопросы и задания к конкурсам. Пермский областной интеллектуальный клуб «Гиперборей». 2000г.
7. План – конспект урока «Наш край в годы Великой Отечественной войны». Личный архив Хатмуллиной Н.Н.
8. Интернет-ресурсы.
Преподаватель ________________ / Хатмуллина Н.Н.