Кризис 17 августа 1998 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Кризис 17 августа 1998 - страница №1/1




Кризис 17 августа 1998

Оглавление:1. Экономическая ситуация в стране 32. Механизм кризиса 5 2.1. Кризис 5 2.2. Консилиум 63. Меры правительства 94. Последствия кризиса 111. Экономическая ситуация в стране С ноября '97 года российская экономика вошла в полосу острого изатяжного кризиса на финансовых рынках, который стал тяжёлым испытанием длянаших финансов и денежной системы. До ноября в экономике отмечались определённые позитивные тенденции-снижение инфляции (? до 11% в год), прекращение спада и небольшой ростпроизводства. При этом происходил рост денежной массы и кредитных вложенийв реальную сферу (на 38% в год), процентные ставки для конечных заёмщиковснизились ? с 70 до 30%. Эти факты свидетельствуют о начале интенсивногопроцесса монетизации экономики. Существенно возросли иностранныеинвестиции.[1] По данным министерства экономики, за '97 год объём зарубежныхинвестиций составил 3,2 млрд. долл., что в 1,5 раза больше чем за '96.Общий объём накопленных иностранных инвестиций в '97 году достиг, пооценке, 9,3 млрд. долл. Наиболее привлекательные отрасли российской экономики для иностранныхпрямых инвестиций приведены в диаграмме: Накопленный с '92г. объём иностранных инвестиций в Россию составил наконец '97 года всего 23 млрд. долл. Насколько малы эти показатели для нашейстраны, становится ясно при сравнении с Китаем, в который ежегоднопоступают иностранные инвестиции в размере 20 – 25 млрд. долл.[2] Правда, эти позитивные тенденции развивались на фоне ряда застарелыхслабостей нашей экономики, прежде всего бюджетного кризиса, связанным сплохим сбором налогов, высокими обязательствами государства по расходам инеэффективной системой контроля за использованием государственных средств,и как следствие, значительным дефицитом федерального бюджета. Федеральный бюджет России за '97 год сведён с дефицитом 86,5 трлн.неденоминированных рублей (? 14,9 млрд. долл.), что составляет 3,2% к ВВП,свидетельствуют данные Госкомстата и Минфина России. Законодательно установленный размер бюджетного дефицита России на '97год составлял 3,5% к ВВП. Вместе с тем, по результатам исполненияфедерального бюджета '97 года дефицит достиг 21,1% от общей суммы расходов,при законодательно установленном размере в 18,01%. Дефицит федеральногобюджета'97 на 38,2% был покрыт за счёт внутреннего финансирования (восновном доходов от операций с ГКО). Из внешних источников профинансировано61,8%. Доходы федерального бюджета'97 составили 74,3% от законодательноутверждённой суммы (т.е. без учёта секвестра). Расходы бюджета исполнены на77,3% от утверждённой суммы и на 97,1% от секвестрированного объёмаассигнований.[3] В основном поэтому в ноябре'97 российская экономика оказалась весьмачувствительна к волне мирового финансового кризиса, пришедшего из Азии, кухудшению конъюнктуры на мировом рынке энергоносителей, а по-русски кпадению цен на нефть. Следует отметить, что и в первые 5 месяцев '98 года по основнымобъективным показателям в российской экономике дела в целом шли не хуже,чем в '97. Рост потребительских цен с начала года составил 4%, что в 1,5раза ниже темпа инфляции за тот же период '97. Объём ВВП и промышленнойпродукции остались практически стабильны. Стабильны также показатели,характеризующие уровень жизни населения. Однако на финансовых рынках ситуация развивалась драматически. Сноября'97 трижды (ноябрь, январь, май) наблюдались резкие падения котировокроссийских государственных и корпоративных ценных бумаг, доходность по ГКОвыросла с 19-22% в ноябре'97 до 60-70% в мае-июне'98. Резко обострилось положение с бюджетом. Несмотря на сокращениебюджетного дефицита (4,4% к ВВП против 6,7% в[4] '97 по международномуопределению) и превышение доходов над расходами без процентных расходов (на17,4 млрд. р. за 5 месяцев), всё больше средств пришлось использовать напогашение долговых обязательств, чтобы не перефинансировывать их почрезмерно высоким ставкам доходности. С апреля снова стал ухудшаться сборналогов и соответственно бюджетных назначений по непроцентным расходам.Вновь стала расти задолженность по ЗП бюджетникам и пенсиям. В этих условиях вновь подскочили ставки по ссудам для реальной сферы,сократились кредитные вложения. Позитивные тенденции оказались сломлены.Страна оказалась перед опасностью нового обострения кризиса.2. Механизм кризиса Все неприятности почему-то начинаются с понедельника. Всю предыдущуюнеделю страну мучили ночные кошмары и беспокоило смутное предчувствиенадвигающейся беды. Неужели грянет? Но к субботе нервное перенапряжение иусталость дали себя знать, и граждане, слегка ошарашенные зрелищемфинансовой и фондовой катастрофы, отправились отдыхать. Только в резиденциипрезидента «Русь» в это время вовсю кипела работа. Четыре человека - БорисЕльцин, Сергей Кириенко, Анатолий Чубайс и Валентин Юмашев сошлись вместедля того, чтобы уже в понедельник страна поперхнулась глотком утреннегокофе и потом долго недоумевала, что бы все это значило.2.1. Кризис 13 августа стало "черным четвергом" для российских рынков. Котировкиакций в этот день снизились до беспрецедентного уровня. Возникла реальнаяугроза краха банковской системы. Несмотря на то, что власти продолжалиутверждать, что не допустят девальвации рубля, а премьер Кириенко заявил,что причины кризиса находятся в области психологии, а не реальнойэкономики, то, что произошло в конце предыдущей недели, можно назвать однимсловом - паника. Кризис коснулся сразу нескольких рынков. Утро четверга началось с новогопадения цен на фондовом рынке. Фактически парализованной оказалась торговляна рынке государственных ценных бумаг - ГКО. На западных рынках упаладоходность российских еврооблигаций. Объемы торгов свелись к минимуму.Никто не хотел рисковать и покупать ценные бумаги. Иностранные инвесторыбросились выводить свои денежные средства. Резко на 15-20% рухнуликотировки акций крупнейших российских компаний. Несмотря насверхпривлекательную доходность государственных облигаций, котораядостигала на пике 300% годовых, что примерно соответствует уровню 1995 г.,в основном торговались бумаги с очень короткими сроками обращения. Всефондовые индексы резко пошли вниз. Решением Федеральной комиссии по ценнымбумагам почти на час были приостановлены торги на биржевых площадках.Получасовой интервал в торгах позволил несколько снизить накал страстей,однако даже без этих решений активность участников на рынке была невелика. На завершающем этапе операции в бой вступила тяжелая артиллерия. Нераньше и не позже, а почему-то именно 13 августа известный финансовыйспекулянт Джордж Сорос выступил в лондонской газете «Financial Times» сзаявлением о том, что кризис финансового рынка в России достиг смертельнойфазы. По мнению финансиста, для выхода России из кризиса ей потребуется неменее 50 млрд долл. Золотовалютный резерв ЦБ РФ сейчас находится на уровне18 млрд долл., еще 17 млрд будет предоставлено в виде займа. Не хватает еще15 млрд. Он призвал государства "большой семерки" незамедлительно помочьРоссии, выделив ей дополнительно недостающие 15 млрд долл. В нынешнейситуации лучшим выходом из создавшегося положения для России Сорос считаетвсю ту же девальвацию рубля в пределах 15-20%, и после этого жесткуюпривязку рубля к доллару США или евро. Правда, днем позже, когда дело былосделано, Сорос заявил, что его просто неправильно поняли, что заваливатьрубль никак не входило в его планы, а совсем даже наоборот, и что вообщерубль тут ни при чем. Оказывается, игра велась против немецкой марки, арубль так, под горячую руку подвернулся. Действительно, фонды ДжорджаСороса провели почти за сутки крупную операцию по продаже доллара США ипокупке немецкой марки на сумму порядка 2 млрд долл. Однако не стоитзабывать, что Сорос имеет серьезные финансовые интересы и в России. Еговложения в российский рынок оцениваются в 2,5 млрд долл., поэтому егозаявление о необходимости удешевления рубля можно расценивать какподготовку к осенней распродаже госсобственности.2.2. Консилиум А в ЦБ открещивались от девальвации как могли. Заместитель председателяЦБ Денис Киселев, комментируя заявление Сороса, сказал, что реализация мер,предлагаемых им, не позволит решить стоящих перед правительством задач, новнесет нервозность на финансовые рынки. Проведение единовременнойдевальвации рубля на 10-20% внесет дополнительный дестабилизирующий факторна рынки и создаст благоприятные условия для спекулятивной игры. НачальникPR Ирина Ясина заявила, что «мы не рассматриваем эту проблему в принципе.Все слухи о том, что у нас готовятся некие документы - это вымысел и ложь.Мы не рассматриваем эту проблему, потому что мы очень хорошо понимаем, чтоона не ведет ни к чему хорошему, а наоборот создает дополнительныепроблемы, как то, усугубляющаяся бедность, обесценение тех вкладов, которыеесть сейчас у наших граждан в любом банке страны. И плюс это большиетрудности для банковской системы, из которых безболезненно она не выйдет...Призывы о том, что нам необходимо девальвировать рубль, раздающиеся из-зарубежа или внутри страны, мы воспринимаем только как призывы людей, либодалеких от жизни этой страны, либо корыстных». Кабинет Кириенко тоже демонстрировал уверенность в своих силах и четкоеследование собственной программе. Премьер прямо заявил, что никакихфинансовых предпосылок для паники нет. При общении с журналистами Кириенкоакцентировал внимание на то, что сегодня бюджет страны сбалансирован какникогда. Даже при худшем варианте развития событий правительство сумеетрасплатиться по своим долгам. «Сегодня мы имеем гораздо больший запасрезервов Центрального банка с учетом полученных средств от МВФ... Мысделали несколько вариантов бюджета августа - и пессимистический иоптимистический. Даже вот сейчас в худшем варианте, когда рынки закрыты, имы не можем рефинансировать государственный долг на рынках, все равнобюджет августа сбалансирован. Мы практически завершили выплатузадолженности по денежному довольствию, по зарплате за июль и в любомслучае профинансируем все необходимые расходы, первоочередные расходыавгуста, при этом обеспечив полное обслуживание долга». Главными причинами лихорадки на фондовых рынках, по убеждению премьера,являются причины внешние и психологические - падение мировых цен на нефть иобщее для всех развивающихся рынков негативный настрой. А лучшим ответомпаникерам Кириенко считает безусловное исполнение программы правительства,и Кабинет министров придерживается именно этой тактики. В самый разгарпаники премьер был подчеркнуто спокоен и деловит. Заседание правительства вчетверг прошло строго по заявленной повестке дня. Кабинет одобрил пакетвносимых в Думу законопроектов, которые, по замыслу правительственныхфинансистов, и должны способствовать впредь пополнению казны. Меньше всегопремьер был склонен вступать в дискуссии о будущих сценариях, а слова"девальвация рубля" вообще не произнес ни разу. «Психоз больше чистопсихологический, - подчеркнул Кириенко, - он связан с ситуацией внешней, онсвязан с конъюнктурой и различными спекуляциями в общественном мнении окакой-то, якобы, утечке информации, о каких-то потенциальных безумныхсценариях действий. Могу совершенно ответственно сказать, что программаправительства сформулирована - совместная программа правительства иЦентрального банка, и единственное, что мы будем делать - это безусловно еевыполнять». Что характерно, и президент, и премьер делали свои судьбоносныезаявления вне пределов столицы. Находящийся в отпуске президент во времяпосещения Новгорода впервые за время обострения кризиса прямо заявил на всюстрану, что из-за финансовых неурядиц он не собирается прерывать отпуск:«Девальвации не будет. Твердо и четко». Премьер, в свою очередь, тожепосчитал необходимым развеять остатки сомнений, еще раз высказавшись поповоду перспектив девальвации и финансового кризиса после окончаниязаседания ассоциации «Большая Волга», проходившем в Казани. «Некоторыесомневаются, - сказал Кириенко, - в том, что мы все вместе, государствосможем переломить тенденцию и начать жить по средствам. Опасения инвесторов- они же понятны. Они заключаются в одном - экономические преобразования,которые надо сделать, тяжелы, сложны, требуют очень жестких действий. Ноничего другого, кроме как реализовать программу, обеспечивсбалансированность доходов и расходов, на этой основе стабилизироватьфинансовый рынок, а после этого реализовать нормальную промышленнуюполитику, обеспечивающую сбалансированность платежного баланса страны - несуществует. Мы обязаны это сделать». Центральный банк, в свою очередь, поспешил заверить, что все держит подконтролем и готов к решению любых возникающих проблем. Решение советадиректоров банка ввести лимиты на продажу валюты для коммерческих банковуже затормозило спрос на доллары. Эту шокирующую новость Ирина Ясинапрокомментировала так: «Вся та валюта, которая нужна банкам для выполненияобязательств перед кредиторами, будет им продана без разговоров. Вся тавалюта, которая необходима для выполнения обязательств перед вкладчиками,тоже будет продана. Только в том случае, если банк хочет превратить своирублевые активы в валютные и оставить их без движения, так сказать, начерный день, в кубышку, вот тогда мы будем настаивать на том, чтобы непродавать им валюту». К пятнице фондовый и финансовый рынки лежали в руинах. Банковскаясистема страны пребывала в тяжелейшей коме. Если биржевая паника сама собойначала понемногу утихать, то межбанковский рынок просто умер. Дляпредотвращения лавинообразного невыполнения банками своих обязательств, ЦБв 10 раз увеличил объемы однодневных кредитов. Крупным банкам, чтобыпокрыть потери, возникшие из-за падения российских еврооблигаций, такжебыли выделены кредиты. Поскольку банки закрыли друг на друга лимиты,реальную валюту они могли купить только на ММВБ по фиксированному курсу ЦБ.Несмотря на то, что объемы торгов достигли рекордного уровня, многие банкиприостановили операции с наличной валютой. Ажиотажный спрос на валютуобъяснялся прежде всего ожиданием девальвации. Только жесткие нестандартныерешения могли вывести страну из финансового тупика. И такие решения былиприняты.3. Меры правительства В понедельник правительство РФ и Центробанк распространили совместноезаявление, содержащее комплекс мер, направленный на нормализацию финансовойи бюджетной политики. Первое. Для того, чтобы ослабить остроту спекулятивных атак и избежатьсокращения валютных резервов ЦБ, направляемых на поддержание курса рубля, с17 августа валютный коридора расширен почти на 50%. Теперь цена за долларможет колебаться от 6 до 9,5 руб. Официальный курс рубля определяетсяЦентральным банком ежедневно по итогам торгов на биржевом и внебиржевомсекторах внутреннего валютного рынка. Для контроля за динамикой колебанийвалютного курса в установленных рамках государство будет использовать своивалютные резервы. Система плавающего изменения курса означает возможностьболее гибко реагировать на ситуацию на рынке, а отнюдь не девальвацию,подчеркнул Кириенко. Что ж, может быть. Во всяком случае решительность исмелость Сергея Кириенко вполне компенсируют его извинительные в такихдвусмысленных обстоятельствах попытки сохранить лицо. Второй пункт касается государственных кредитных обязательств. Снижениенагрузки на бюджет и реструктуризация внутреннего долга позволитправительству высвободить средства на погашение задолженности передбюджетной сферой и на социальные выплаты. В этих целях государственныеценные бумаги со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. будутпереоформлены в новые ценные бумаги, а пока не завершится переоформление,торги по ГКО-ОФЗ приостанавливаются. Государство без сомнения обеспечит ихпогашение, но в более растянутые сроки. Это означает гарантию того, чтопирамида ГКО не обрушится на головы наших сограждан, а будет аккуратнодемонтирована. Третье. Чтобы окончательно не «посадить» ликвидность банков и компаний,обеспечить защиту российского рынка от дестабилизирующего воздействиямиграции краткосрочного спекулятивного капитала, правительство вводитвременные ограничения на операции капитального характера для резидентов РФ.С 17 августа '98г. объявлен трехмесячный мораторий на осуществление выплатпо возврату финансовых кредитов, полученных от нерезидентов, на выплатустраховых платежей по кредитам, обеспеченным залогом ценных бумаг и навыплаты по срочным валютным контрактам. Особо подчеркнем, что объявленныемеры не коснутся международных обязательств России, которые будутобслуживаться строго по графику. Одновременно вводится запрет длянерезидентов на вложение средств в рублевые активы со сроком погашения до 1года. Нетрудно представить себе реакцию иностранных кредиторов, и без тогоне страдающих избытком доверия, но тут логика правительства проста ипонятна. Эти меры объективно работают на улучшение всей экономическойситуации и инвестиционного климата в стране. Отпугнув недоверчивогопортфельного спекулянта, они будут способствовать приходу серьезныхстратегических инвесторов в реальный сектор экономики. Кроме того, поддержка правительством и ЦБ создания платежного пула из12-ти крупнейших российских банков, целью которого является поддержаниестабильности межбанковских расчетов, означает намерение взять наконец поджесткий контроль банковскую систему страны, что есть несомненное благо какдля крупных банков, так и для исполнительной власти. Обрушившийсяфинансовый рынок нуждается в реконструкции и притоке дополнительныхсредств. В целях создания ликвидного рынка для коммерческих банковправительство начнет размещение краткосрочных (одно- и двухнедельных)государственных ценных бумаг. Будет расширен спектр бумаг, выпускаемых длянаселения.[5]4. Последствия кризиса Среди проявлений финансового кризиса в России, особенно обострившегося кавгусту 1998 года, можно назвать следующее. Во-первых, снижение доверия как внешних, так и внутренних инвесторов кПравительству, Центральному банку и Министерству финансов России. Преждевсего, это означает утрату возможностей занимать деньги как на внешних, таки на внутренних рынках, а также отток зарубежных инвестиций и, какследствие, дальнейшее отдаление перспектив экономического роста. Во-вторых, резкое снижение уровня цен на рынке государственныхдолговых обязательств и последующее принудительное переоформление ГКО-ОФЗ вдолгосрочные низкопроцентные бумаги, по сути означающее дефолтгосударственных обязательств. В-третьих, быстрая девальвация национальной валюты, стабильностькоторой являлась стержневым условием всего предыдущего курсамакроэкономической стабилизации. В-четвертых, резкое ускорение инфляционных процессов в экономике какследствие повышения цен на импортную продукцию, составляющую значительнуюдолю всего российского потребления и бегства от рублей в условияхдевальвации. В-пятых, закрытие как внешних, так и внутренних источниковфинансирования дефицита государственного бюджета вследствие беспрецедентныхмер Правительства по существу означают переход к инфляционному характеруфинансирования и возвращение к практике кредитования ЦентробанкомПравительства России или достижение бездефицитного бюджета. Это, в своюочередь, повысит темпы роста денежной массы и неизбежно скажется на ростепотребительских цен, курсе доллара и общем ослаблении жесткости денежно-кредитной политики. В-шестых, крах отечественного банковского сектора, происходящего нетолько из-за потерь на финансовых рынках, но и из-за самого факталиквидации важнейшего источника получения доходов - рынка ГКО-ОФЗ.Специфика отечественной финансовой системы состояла в её крайнейзависимости от пирамиды государственных ценных бумаг. Таким образом, дефолтна данном рынке в отсутствие других надежных источников дохода укоммерческих банков (например, кредитов в реальный сектор) должен привестик обострению кризиса неплатежей по всей стране, осуществляемых банковскойсистемой. В-седьмых, дефолт на рынке ГКО-ОФЗ, серьезно ухудшивший финансовоесостояние большинства российских банков, практически разрушил межбанковскийкредитный рынок. В целях выживания банки объединились в несколько групп,однако, и это скорее всего не станет панацеей, поскольку несмотря на то,что крупному финансовому институту или группе легче получить кредит,западные банки вряд ли станут кредитовать наш западный сектор. В-восьмых, обвал на российском рынке акций, отразивший реальнуюпривлекательность портфельных инвестиций в российский корпоративный сектор.Индекс РТС-1 с начала октября 1997 года (максимальное за всю историюзначение индекса РТС-1, зафиксированное 6 октября 1997 года составило571,66.) до начала сентября 1998 года упал на 90%. В-девятых, ожидаемое усиление деловой активности в нефтегазовом идругих экспортоориентрованных секторах экономики благодаря изменениюсоотношения "затраты в рублях/выручка в валюте" может не произойти,поскольку в условиях обострения бюджетного кризиса государство постараетсявыбирать все дополнительные прибыли из сектора. В-десятых, произошло обострение социально-политический ситуации,поскольку любой кризис, а тем более, девальвация национальной валюты,быстро уменьшающая размеры рублевых сбережений и доходов населения являетсядополнительным козырем в руках оппозиции.[6]-----------------------[1] “Экономика и Жизнь” №26, 06.98 “Проект программы стабилизации экономикии финансов”.[2] “Экономика и Жизнь” №14, 03.98[3] “Экономика и Жизнь” №13, 03.98[4] “Экономика и Жизнь” №26, 06.98 “Проект программы стабилизации экономикии финансов”.[5] П. Зимин[6] Архипов С.А., Дробышевский С.М., Луговой О.В.Copyright © Институт экономических проблем переходного периода и СовамТелепорт.-----------------------[pic]