Крещение Руси (мирэа) - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Крещение Руси (мирэа) - страница №1/1




Крещение Руси (МИРЭА)

Крещение Руси. Мы сказали, что киевский князь Владимир Святославович при-нял христианство. За крещением князя тотчас же последовало при-нятие христианства всею Русью и торжественное упразднение язы-чечкого культа на Руси. Языческие верования наших предков вообще мало известны.Как и все арийцы, русские славяне поклонялись силам видимойприроды и почитали предков. Не достигшее большого развития и не имевшее внутреннейкрепости языческое миросозерцание наших предков должно былолегко уступать посторонним религиозным влияниям. Если славянелегко примешивали к своим суевериям суеверия диких финнов иподпадали влиянию финских шаманов - "волхвов" и "кудесников", -то тем более должна была влиять христианская вера на тех сла-вян, которые могли ее познать. Торговые сношения с Грецией облегчали для Руси знакомствос Христовою верою. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чащеславян ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращатьсяв христианство и приносили на Русь новое учение, передавая егославянам. В княжение Игоря в Киеве была уже христианская цер-ковь св.Илии, так как по слловам летописца, в Киеве "мнози бобеша варязи христиани". В дружине самого князя Игоря было многохристиан. Жена князя св.княгиня Ольга также была христианкою.Словом, христианская вера стала хорошо знакома киевлянам ещепри первых варяжских князьях. Правда, Святослав был холоден кгреческой вере; а при сыне его Владимире в Киеве еще стояли ещеязыческие "кумиры" (идолы) и еще бывали пред ними человеческие"требы", или жертвы. Летописец рассказывает, как при Владимиреязыческая толпа киевлян однажды (983) убила двух варягов-хрис-тиан, отца и сына, за отказ отца добровольно отдать своего сынав жертву "богам". Но все же, несмотря на это мучение христиан,христианство в Киеве продолжало распространяться и в общем де-лало большие успехи. Князь Владимир принял новую веру, имеяполную возможность познакомиться с нею и узнать ее превосходс-тво и внутреннюю силу. О том, как крестился князь Владимир и как от крестил свойнарод, на Руси существовало много преданий. Не помня точныхобстоятельств дела, одни рассказывали, сто князь крестился вКиеве; другие указывали место его крещения в городе Василеве(в35 верстах от Киева); третьи говорили, что он принял крещение вКрыму, в греческом городе Корсуне (Херсонесе), после того6 каквзял этот город у греков. Лет сто спустя после крещения Русилетописец занес в свою летопись такие предания об этом событии: Пришли (говорит он) к Владимиру (986) сначала волжскиеболгары, похваляя свое магометанство, затем немцы от римскогопапы, затем хазарские евреи с проповедью своего закона и, нако-нец, греческий философ с православным учением. Все они хотелипривлечь Владимира в свою веру. Он же выслушивал их и всех от-сылал прочь, кроме грека. С греком он беседовал долго, отпустилего с дарами и почестями, но пока не крестился. В следующем го-ду (987) созвал Владимир своих советников и рассказал им о при-ходе к нему проповедников, прибавив, что более всего его пора-зили рассказы греческого философа о православной вере. Советни-ки дали мысль князю послать в разные страны своих послов пос- - 2 -мотреть: "Кто како служит Богу?" Побывав и на востоке, и на за-паде, послы попали в Царьград и были поражены там несказаннымблаголепием греческого богослужения. Они так и сказали Владими-ру, прибавив, что сами не хотят оставаться более в язычестве,познав православие. Это испытание вер через послов решило дело.Владимир прямо спросил своих советников: "Где крещение примем?"А они согласно ответили: "Где тебе любо". И вот в следующем 988году Владимир пошел с войсками на Корсунь и осадил его. Городупорно сопротивлялся. Владимир дал обед креститься, если возь-мет Корсунь и действительно взял его. Не крестясь еще, он пос-лал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя ид-ти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказалиему, что не могут выдать царевну замуж за "поганого", то естьза язычника. Владимир ответил, что готов креститься. Тогда цариприслали ва Корсунь сестру свою и снею духовенство, котороекрестило русского князя и венчало его с царевноб. Перед креще-нием Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во времясамого таинства крещения. Помирясь с греками и отдав им Кор-сунь, он возвратился с православным духовенством в Киев и крес-тил всю Русь в православную греческую веру. Таково сказание летописи. В нем, повидимому, соединились водну повесть разные предания: 1) предание о том, Владимирупредлагали свою веру болгары, хазары, немцы и греки, пришедшиев Киев и жившие в нем; 2) предание о том, что Владимир, нетолько пребывавший во тьме язычества, но пораженный и физичес-кою слепотою, чудесно во время крещения прозрел сразу и духов-ными и телесными очами, и 3) предание о том, что для принятиягреческой веры Владимир счел нужным осадить греческий городКорсунь, чтобы вместе с ним как бы завоевать и веру греческую,приняв ее рукою победителя. По сказаниям греков и арабов вот что известно о походеВладимира на Корсунь: В то время в Византийской империи прои-зошло восстание войска под предвадительством полководца Вар-ды-Фоки. Греческое правительство, не располагая силами, искалопомощи у киевского князя Владимира. Союз был заключен (987):Владимир соглашался послать свои войска в помощь Византии, зачто получал руку греческой царевны Анны, а сам обязывался при-нять христианство. Благодаря русскому вмешательству, мятеж былподавлен и Варда-Фока погиб (988). Но Византийцы после победыне исполнили своих обещаний, данных Владимиру. Тогда Владимирначал войну с греками, осадил и взял Корсунь, - главный гречес-кий город в Крыму, - и настоял на исполнении греками договора.Он принял христианство и получил в супружество царевну (989).Где именно был он крещен и когда именно состоялось крещение, -в 988 или 989 году, - точно неизвестно. Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим ду-ховенством, Владимир начал обращать киевлян и всю Русь к новойвере. Он крестил в Киеве народ на берегах Днепра и его притокаПочайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены вреку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в другихгородах, где христианство водворяли княжеские наместники. Попреданию, новая вера распространялась мирно, за исключениемнемногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу. В глу- - 3 -хих углах (например, у вятичей) язычество держалось, не уступаяхристианской проповеди, еще целые века; да и по всей странестарые верования не сразу были забыты народом и сплетались сновым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия. Крещение Руси не следует представлять себе, как одну прос-тую премену верований. Христианство, став господствующей рели-гией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении,но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Грециипришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит,поставляемый константинопольским патриархом; в других городахбыли поставлены подчиненные митрополиту епископы (на первых по-рах их было пять, потом число их дошло до 15-ти). В Киеве и вовсех епархиях строились церкви и устраивались монастыри; причтыцерквей и братия монастырей подчинялись своему епископу, а че-рез него митрополиту. Таким образом власть митрополита прости-ралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Вместес христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжноепросвещение. Как ни слабо оно было на первых порах, оно все жеоказывало могучее влияние на познавших его людей. Богослужебныеи священные книги были принесены на Русь на доступном для всехязыке славянском, том самом, на котором изложили их славянскиепервоучители свв. Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики.Язык этих книг был вполне понятен русским и "книжное учение"было поэтому незатруднено. Тотчас по крещении на Руси возникаютшколы с учителями-священниками и появляются книжники-любителипросвещения, собиравшие и переписывавшие книги. Митрополит ивообще духовенство управляли и судили подчиненных им людей так,как это делалось в греческой церкви, на основании особого сбор-ника законов Номоканона, получившего на Руси в болгарском пере-воде название Кормчей книги. В этом сборнике заключались цер-ковные правила Апостольские и вселенских соборов, также граж-данские законы православных византийских императоров. Церквипринадлежали земли, на которых духовенство и монастыри вели хо-зяйство по-своему, руководясь византийскими обычаями и закона-ми, устанавливая такие юридические отношения к земледельцам,какие были приняты в Греции. Таким образом на Руси вместе с новым вероучением появилисьновые власти, новое просвещение, новые законы и суды, новыеземлевладельцы и новые землевладельческие обычаи. Так как Русьприняла верц из Византии, то все новое, что пришло вместе с ве-рою, имело византийский характер и служило проводником визан-тийского влияния на Русь. В языческое время на Руси было лишь одно общественное раз-личие: люди делились на свободных и несвободных, или рабов.Свободные назывались мужами; рабы носили название "челядь" (вединственном числе холоп, роба). Положение рабов, очень много-численных, было тяжко: они рассматривались как рабочий скот вхозяйстве своего господина. Они не могли иметь собственногоимущества, не могли быть свидетелями в суде, не отвечали засвои преступления пред законом. За них ответствовал господин,который имел право жизни и смерти над своим холопом и наказывалего сам, как хотел. Свободные люди находили себе защиту в своихродах и сообществах; холоп мог найти себе защиту только у свое- - 4 -го господина; когда же господин его отпускал на волю или прого-нял, раб становился изгоем и лишался покровительства и приста-нища. Таким образом в языческом обществе княжеская власть неимела той силы и значения, какое имеет государственная властьтеперь. Общество делилось на самостоятельные союзы, которые од-ни лишь своими силами охраняли и защищали своих членов. Вышед-ший из своего союза человек оказывался бесправным и беззащитнымизгоем. Семья, при обычаи многоженства, умычки и покупки не-вест, имела грубый языческий характер. Рабство было очень расп-ространено. Грубая сила господствовала в обществе и человечес-кая личность сама по себе в нем не имела никакого значения. Под влиянием христианства языческие порядки на Руси начализаметно смягчаться. Христианская церковь, основанная на Руси князем Владими-ром, не могла примириться с таким порядком. Вместе с Христовымучением о любви и милости церковь принесла на Русь и начала ви-зантийской культуры. Уча язычников вере, она стремилась улуч-шить их житейские порядки. Под влиянием христианства отдельныелица из языческой среды изменяли к лучшему свои взгляды и нра-вы, шли вослед Христу и являли высокие примеры нравственнойхристианской жизни и даже подвижничества. О самом князе Влади-мире предание говорит, что он смягчился под влиянием новой ве-ры, стал милостив и ласков. Среди дружины из земских людей поя-вилось много благочестивных христиан, почитавших церковь, лю-бивших книги и иногда уходивших от мирских соблазнов в монасты-ри и в пустынное житье. Через свою иерархию и примером ревните-лей новой веры церковь действовала на нравы и учреждения Руси.Проповедью и церковною практикою она показывала, как надо житьидействовать в делах личных и общественных. Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Кня-зей она учила, как они должны управлять: "воспрещать злым иказнить разбойников". "Ты поставлен от Бога на казнь злым, адобрым на милованье", - говорила духовенство князю Владимиру,указывая ему, что князь не может остаться безучастным к насилиюи злу в своей земле, что он должен блюсти в ней порядок. Такойвзгляд духовенство основывало на убеждении, что княжескаявласть, как и всякая земная власть, учинена от Бога и должнатворить Божью волю. Но так как "всяка власть от Бога" и так каккнязь "есть Божий слуга", то ему надлежит повиноваться и егонадлежит чтить. Церковь требовала от подданных князя, чтобы они"имели приязнь" к князю, не мыслили на него зла и смотрели нанего, как на избранника Божия. Очень грубо было воззрение язы-ческой Руси на князей, как на дружинных конунгов, которые берутдань за свои военные услуги земле и которых можно прогонять,если они не угодны, и даже убивать (как древляне Игоря). Цер-ковь всячески боролась с таким взглядом и поддерживала автори-тет князей, смотря на них как на прирожденных и богоданных го-сударей. Когда князья сами роняли свое достоинство в грубыхссорах и междоусобиях ("которах" и "коромолах"), духовенствостаралось мирить их и учить, чтобы они "чтили старейших" и "непереступали чужого предела". Так духовенство проводило в жизньидеи правильного государственного порядка, имея пред собою при- - 5 -мер Византии, где царская власть стояла очень высоко. Найдя на Руси ряд союзов, родовых и племенных, дружинных игородских, церковь образовала собою особый союз - церковное об-щество; в состав его вошло духовенство, затем люди, которыхцерковь опекала и питала, и, наконец, люди, которые служилицеркви и от нее зависели. Церковь опекала и питала тех, кто немог сам себя кормить: нищих, больных, убогих. Церковь давалаприют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирскихобществ и союзов. Церковь получала в свое владение села, насе-ленные рабами. И изгои, и рабы становились под защиту церкви иделались ее работниками. Всех своих людей одинаково церковь су-дила и рядила по своему закону (по Кормчей книге) и по церков-ным обычаям; все эти люди выходили из подчинения князю и стано-вились подданными церкви. И как бы ни был слаб или ничтоженцерковный человек, церковь смотрела на него по-христиански -как на свободного человека. Для церковного сознания все былибратья во Христе и не было пред Господом ни раба, ни господина.В церкви не существовало рабство: рабы, подаренные церкви, об-ращались в людей лично свободных; они были только прикреплены кцерковной земле, жили на ней и работали на пользу церкви. Такиобразом, церковь давала светскому обществу пример нового, болеесовершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себезащиту и помощь все немощные и беззащитные. Церковь затем влияла на улучшение семейных отношений и во-обще нравственности в русском обществе. На основании греческогоцерковного закона, принятого и подтвержденного первыми русскимикнязьями в их "церковных уставах", все проступки и преступленияпротив веры и нравственности подлежали суду не княжескому, ацерковному. Церковные судьи, во-первых, судили за святотатство,еретичество, волшебство, языческие моления. Церковные судьи,во-вторых, ведали все семейные дела, возникавшие между мужьямии женами, родителями и детьми. Церковь старалась искоренитьязыческие обычаи и нравы в семейном быту: многоженство, умыка-ние и покупку жен, изгнание жены мужем, жестокости над женами идетьми и т.п. Применяя в своих судах визянтийские законы, болееразвитые, чем грубые юридические обычаи языческого общества,духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси, насаждало лучшиепорядки. В особенности восставало духовенство против грубых формрабства на Руси. В поучениях и проповедях, в беседах и разгово-рах представители духовенства деятельно учили господ быть мило-сердными с рабами и помнить, что раб - такой же человек и хрис-тианин, как и сам его господин. В поучениях запрещалось нетолько убивать, но и истязать раба. В некоторых слючаях церковьпрямо требовала у господ отпуска рабов и рабынь на свободу. По-лучая рабов в дар, церковь давала им права свободных людей иселила их на своих землях; по примеру церкви иногда тоже делалии светские землевладельцы. Хотя такие примеры были и редки, хо-тя увещания благочестивых поучений и не искореняли рабства, од-нако изменялся и смягчался самый взгляд на раба, дурное обраще-ние с рабами стало почитаться "грехом". Оно еще не каралось за-коном, но уже осуждалось церковью и становилось предосудитель-ным. - 6 - Так широко было влияние церкви на гражданский быт язычес-кого общества. Оно охватывало все стороны общественного уст-ройства и подчиняла себе одинаково как политическую деятель-ность князей, так и частную жизнь всякой семьи. Это влияние бы-ло особенно деятельно и сильно благодаря одному обстоятельству.В то время, как княжеская власть на Руси была еще слаба и киев-ские князья, когда их становилось много, сами стремились к раз-делению государства, - церковь была едина и власть митрополитапростиралась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единов-ластие на Руси явилось прежде всего в церкви, и это сообщалоцерковному влиянию внутреннее единство и силу. Рядом с воздействием церкви на гражданский быт Руси мы ви-дим и просветительную деятельность церкви. Она была многообраз-на. Прежде всего просветительное значение имели те практическиепримеры новой христианской жизни, которые давали русским людямотдельные подвижники и целые общины подвижноков - монастыри.Затем просветительное влияние оказывала письменность, как пере-водная греческая, так и оригинальная русская. Наконец, просве-дительное значение имели те предметы и памятники искусства, ко-торые церковь создала на Руси с помощью греческих художников. Примеры благочестивой христианской жизни являли как мирс-кие, так и церковные люди. Летописец говорит, что сам князьВладимир после крещения стал добрым и миростивым, заботился обубогих и нищих, думал о книжном просвещении. Среди его сыновейбыли также благочестивые князья. В среде простых людей на пер-вых же порах после принятия новой веры являются христиане в са-мом высоком смысле слова. Таков, например, Иларион, из священ-ников села Берестова (около Киева), поставленный в сан русскогомитрополита за свое благочестие, ученость и удивительный ора-торский талант. Таков инок св.Феодосий, игумен Печерского Киев-ского монастыря, с детства проникнутый Христовым учением, оста-вивший зажиточный дом для монашеской убогой жизни и стяжавшийсебе славу подвижника, писателя и проповедника. Влияние подоб-ных людей в русском обществе было очень велико и благотворно.Вокруг них собирались их последователи и ученики и образовывалицелые общины, называемые монастырями. Древние монастыри невсегда были похожи на нынешние. Удаляясь из городов в леснуюглушь, тогдашние монахи составляли свое особое поселение как быв пустыне, не имея до времени ни храма, ни монастырских стен.Их община кормилась своими трудами и терпела нужду даже во всенеобходимом до той поры, пока не получала известности и непривлекала благочестивых поклонников. Строгая жизнь и трога-тельное братство иноков, способ хозяйства их, совершенно новыйдля языческой среды, основанный на личном бескорыстии иноков ина их неустанном труде на пользу братии, - все это очень сильнодействовало на умы тогдашних людей. Они желали помочь благочес-тивой братии, чем могли: строили в монастыре храмы, дарили мо-настырю земли и рабов, жертвовали золото и драгоценности.Скромная община монахов превращалась в богатый и благоустроен-ный монастырь и делалась религиозным и просветительным средото-чием для своей области. Монастырь учил не только вере, но и"книжному почитанию", и хозяйственным приемам. В монастырях об-разовывались целые библиотеки и процветала грамотность; почти - 7 -все знаменитые писатели Киевской Руси вышли из монастырей. Хо-зяйство монастырей устраивалось по византийским образцам и ру-ководилось византийскими законами и правилами. В этом хозяйствене было рабов, потому что церковь не допускала у себя рабства,и рабочий люд пользовался гражданскими правами, хотя и былприкреплен к церковной земле. На обширных землях монастырей всехозяйственные порядки установлялись сообразно указаниям гречес-кого закона и отличались правильностью и стройностью. Поэтомумонастырское (и вообще церковное) землевладение становиллосьобразцом не только для частных, но даже и для княжеских земель-ных хозяйств. В первое время христианская письменность на Руси не былаобширна. Книги, принесенные на Русь вместе с крещением, предс-тавляли собою болгарские переводы Библии, богослужебных книг,поучений, исторических книг, Кормчей книги и т.п. Под влияниемэтой болгарской письменности создалась и собственная русскаяписьменность, в которой главное место занимали летописи и житиясвятых, поучения и молитвы. Эта письменность, за немногими иск-лючениями, не отличалась ни ученостью, ни литературным искусс-твом. Первые киевские писатели были просто грамотными людьми,обладавшими некоторой начитанностью. Они подражали переводнымобразцам так, как умели, без школьной учености и риторическогоискусства. Тем не менее их произведения оказывали заметное вли-яние на духовную жизнь наших предков и содействовали смягчениюнравов на Руси. Наконец, христианская вера на Руси совершила переворот вобласти пластического искусства. Языческая Русь не имела храмови довольствовалась изваяниями идолов. Христианство повело ксозданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Киевс-кий храм Успения Богоматери, получивший название Десятиннойцеркви потому, что Владимир уделил на его содержание "десятину"(то есть десятую часть) княжеских доходов, был древнейшим ка-менным храмом в Киеве. Каменные храмы в Киеве, Новгороде и вдругих главнейших городах Руси были созданы вслед за Десятинноюцерковью. Они строились по византийским образцам и украшалисьбогатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живописьпод влиянием церковного строительства достигли в Киеве значи-тельного развития. А с ними вместе развились и прочие искусстваи художественные ремесла, в особенности же ювелирное дело ипроизводство эмали. Первыми мастерами во всех отраслях худо-жественного производства были, конечно, греки. Позднее под ихруководством появились и русские мастера. Развилось таким обра-зом национальное искусство. Но оно в Киевской Руси отличалосьрезко выраженным византийским характером и поэтому известно внауке под именем русско-византийского. Митрополит Иларион в своем "Слове о Законе и благодати"находит заслуживающим удивление то, что Владимир решился при-нять эту веру, не быв никем в ней просвещен, своим великим умомв состоянии был понять, что, христианство лучше язычества, "Ка-ко верова! Како разгореся в любовь Христову?" Монах Иаков написал "Похвалу князю Русскому Володимеру".Он объясняет его поступок, во-первых, тем, что сам Бог "просве-тил сердце его", во-вторых, тем, что, "слышав о бабке своей - 8 -Ольге, как приняла она святое крещение и пожила всеми добрымиделы украсившися", возгорел желанием подражать ей. Нестор Печерский дает знать, что Владимиру было особенное,сверхъестественное откровение. В вопросе о принятии Владимиром христианской православнойверы содержатся два отдельные вопроса, во-первых: кем он обра-щен в нее; во-вторых: от кого он принял крещение. Для проповеди православного христианства к Владимиру неприходили ни посол греческий, ни какой бы то ни было сторонниймиссионер. Следовательно, его проповедников нужно искать дома,и, следовательно, ясно, что таковыми были те варяги-христиане,которые в большом числе находились в Киеве со времени Игоря.Эти варяги-христиане расположили принять христианство Ольгу,они же обратили в христианство и Владимира. Россия в продолжение долгого времени после крещения Влади-мирова оставалась без митрополита и без церковного управления.Но если бы Владимир крестился от греков, то какие причины моглибы воспрепятствовать последнем дать нам митрополита и ввестицерковное управление вскоре после крещения? Возможное из сегозаключение есть то, что Владимир крестился не от греков и впродолжение того или другого времени не завязывал с ними сноше-ний. Дело о крещении Владимира обыкновенно представляется так,что, решившись принять христианство и крестившись сам, он тот-час же приступил к крещению своего народа. В действительностиэто не могло быть так. Переменить веру для народа не шутка.Игорь и Ольга не отважились на это. Крестившись сам, Владимирмог находить благоразумным подготовить народ к перемене веры.Владимир не вступал в сношения с греками потому, что его собс-твенное крещение было делом частным. Прежде чем обращаться к речи о том, что расположило Влади-мира оставить язычество и принять христианство, считаем нужнымвозвратиться к повести, помещенной в летописи, чтобы дать неко-торые разъяснения. Кто был творцом повести, пока остается неизвестным. Естьвероятность предполагать, что он был не русский, а грек, изчисла многих греков, живших в России в период домонгольский.Сравнив Владимира с Константином Великим, автор взывает к нимобоим: "О святая царя Константине и Володимире! избавляйта отвсякие беды греческие и русские!" Русские не притязали молитьсяо греках, считая их людьми слишком высокими, чтобы они моглинуждаться в чужих молитвах, слово "греческие" заставляет подоз-ревать в авторе грека. Для какого грека не могло быть желательным убедить русс-ких, что вера, которую они, русские, приняли от греков, естьвера самая лучшая? Практическая цель редакции повести: укрепить русских людейв привязанности к своей вере и усилить отвращение к чужим ве-рам. В Киеве и других городах жило немалое количество людей ла-тинской веры в качестве солдат в войсках князей, торговцев.Купцы русские, кроме Запада, ездили в магометанскую КамскуюБолгарию, разноверный Крым. Таким образом, некоторые классы на-ходились в большом общении с иноверцами. А это могло воспламе- - 9 -нить ревность какого-нибудь особенно усердного поборника веры ввидах воспитания и отвращения к другим верам создать нашу по-весть. Приняв веру истинную, Владимир должен был воодушевлятьсяжеланием дать ту же веру и своему народу. Но в этом решениипринимали участие и мотивы государственные, он действовал и каквеликий государь. Русские принадлежали к семейству европейских народов, нооказывались в нем, так сказать, уродом. Все другие европейскиенароды были уже христианскими и начали жить тою новою гражданс-кою жизнью, которую получили вместе с христианством и котораяотделяла их от народов языческих как особый нравственный мир.Чтобы войти в этот мир, и нам ничего не оставалось более сде-лать, как последовать примеру других. Владимир понял настоявшую Россию необходимость стать стра-ною христианскою, чтобы сделаться страною вполне европейскою. Представителями христианства были в то время греки и папа.Обратителями Владимира были киевские варяги-христиане. Варягине имели личного интереса убеждать Владимира принять христианс-тво именно от греков. Крестившись от папы, Владимир вступил бы в многочисленныйсонм окружавших его государей. Но он был бы в нем младшим, сде-лался бы весьма ограниченным в своей свободе его членом. Напротив, крестившись от греков, Владимир сохранял свободу, неподвергал себя опасности быть в мальчиках и на послугах у дру-гих. Спустя два года после собственного крещения, Владимир ре-шился приступить к крещению народа. Прежде чем делать это, онрешился войти в сношения с греками, так как для будущей русскойцеркви нужна была иерархия. Для сей цели надлежало отправитьпосольство с просьбой. Но он поступил иначе: отправился войнойна греческий город и только в качестве победителя завязал сгреками сношения. Язычество не было религией в современном понимании. Этобыла довольно хаотическая совокупность различных верований,культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и це-лого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объедине-ние людей разных племен, в чем так нуждались восточные славянив Х-ХII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Между темстремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночествасреди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных яв-лений природы заставляли людей искать объединения. Время и события требовали познания мира и истории в широ-ких масштабах. Достойно особого внимания, что эта тяга к болееширокому пониманию мира, чем то, которое давалось язычеством,сказывалось прежде всего по торговым и военным дорогам Руси,там, где вырастали первые государственные образования. Стремле-ние к государственности не было, разумеется, принесено извне,иначе оно не имело бы на Руси такого феноменального успеха, ко-торым ознаменовался Х век. Истинный создатель огромной империи Руси - князь Владимир1 Святославович в 980 году делает первую попытку объединенияязычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки - 10 -и Волги, от Балтийского моря до Черного. После создания панте-еона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород, итот "постави кумира над Волхвом". Однако интересы страны звалиРусь к религии более развитой и более вселенской. Последняядолжна была служить своеобразным приобщением Руси к мировойкультуре. И не случайно этот выход на мировую арену органическисоединялся с появлением на Руси высокоорганизованного литера-турного языка, который это приобщение закрепил бы в текстах,прежде всего переводных. Письменность давала возможность обще-ния не только с современными культурами, но и с культурамипрошлыми. Она лелала возможным написание собственной истории,филосовского обобщения своего национального опыта, литературы. Христианизация Руси и родство правящего рода с византийс-ким двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенноравных основаниях. Благодаря болгарской письменности христианство сразу выс-тупило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокойкультурой. Та церковная письменность, которая была передана намБолгарией, - это самое важное, что дало Руси крещение. Христи-анство в целом способствовало возникновению сознания единствачеловечества. Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магоме-танской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой.Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать лите-ратуру, а продолжать ее и создавать в первый же век христианс-тва произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама по себекультура не знает начальной даты. Но если говорить об условнойдате начала русской культуры, то я считала бы самой обоснован-ной 988 год. Пушкин так сказал о христианстве: "История новейшая естьистория христианства". Роль и значение христианства на Руси бы-ли очень изменчивы, как изменчиво было на Руси само правосла-вие. Однако, учитывая то, что музыка, живопись, в значительноймере архитектура и почти вся литература в Древней Руси находи-лись в орбите христианской мысли, ясно, что Пушкин был прав,если широко понимать его мысль. Принятие Русью христианской веры - выдающееся событие в ееистории, во многом предопределившее дальнейшее развитие полити-ческой, общественной, культурной и духовной жизни. Крещению Ру-си уделено большое место в "Повести временных лет". В ней под-робно повествуется о принятии христианской веры кназем Владими-ром Святославичем, крещении киевлян, новгородцев. Этот эпизодпредваряется рассказом о выборе или "испытании" различных рели-гий, предпринятом князем Владимиром накануне крещения, в ре-зультате чего он и отдал предпочтение христианству. Сообщаемыелетописцем сведения отразили подлинные исторические события, нонекоторые из них явно вымышлены. Евгений Евстигнеевич Голубинский (1834-1912) - один изкрупнейших дореволюционных исследователей истории русской церк-ви. Его главный труд - двухтомная "История русской церкви", ох-ватившая период с Крещения Руси до середины XVI в. Историк обс-тоятельно изучил многие рассказы, повести, бытовавшие в офици-альной церковной традиции, показал легендарность и недостовер- - 11 -ность многих из них, за что оказался в немилости у Синода. Так,по его мнению, входящий в состав "Повести временных лет" расс-каз о выборе веры князем Владимиром составлен гораздо позднееКрещения Руси, Чтобы прославить православную веру и отвратитьрусский народ от других религий. В 1988 г. широко и торжественно отмечалось Крещение Руси.Появилось множество статей и книг, авторы которых вновь и вновьпытаются осмаслить историческое значение этого эпохального со-бытия. Среди них - работы академика Дмитрия Сергеевича Лихаче-ва, одного из крупнейших современных исследователей истории,культуры, литературы Древней Руси. Многие годы Дмитрий Сергее-вич Лихачев возглавляет сектор древнерусской литературы Инсти-тута русской литературы (Пушкинского дома) в Санкт-Петербурге.В статье, отрывок из которой приводится здесь, автор размышляето широком гуманитарном значения принятия христианства на Руси,что связано со "вселенским", всечеловеческим характером этойрелигии.