Кравцов Владимир Владимирович, доцент кафедры печатных сми академии медиаиндустрии, доктор филологических наук - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Кравцов Владимир Владимирович, доцент кафедры печатных сми академии медиаиндустрии - страница №2/2


Общественное мнение26

Соединенные Штаты: В соответствии с телефонным опросом 1 029 жителей США от 18 лет, проведенным Маристским институтом общественного мнения в декабре 2010 года, 70 % американских респондентов – особенно республиканци и более старшее население – думают, что утечка несет больше вреда, чем пользы, позволяя врагам США видеть конфиденциальную и секретную информацию, касающуюся внешней политики Соединенных Штатов. Примерно 22 % – особенно молодые либералы – считают, что утечки принесли больше пользы, чем вреда, сделав правительство США более прозрачным и подотчетным. 59 % хотят, чтобы людей, стоящих за Викиликс наказали в судебном порядке, в то время как 31 % заявили, что публикация секретных документов защищена Первой поправкой, гарантирующей свободу прессы.

Германия: Согласно телефонному опросу 1 004 граждан Германии от 18 лет, который проводился в конце ноября для немецкой государственной вещательной компании ARD, 53 % не одобряют Викиликс, в то время как 43 %, в основном, поддерживают идею. В вопросе, касающемся обнародования дипломатической переписки США, почти две трети (65 %) считают, что эти документы не следовало публиковать, по сравнению с 31 % согласились с необходимостью их публикации.

Великобритания: Голосование 2 010 взрослых граждан Британии на CNN в декабре 2010 года подтвердило, что люде скорее согласны, чем не согласны с тем, что Викиликс была права, разоблачив дипломатическую переписку, из расчета 42 % против 33 %. Оставшиеся 25 % не имеют четкой позиции. Согласно тому же голосованию, 41 % британцев считают, что Ассанж не должен преследоваться по закону за данную утечку, в то время как 30 % хотят, чтобы он подвергся суду. Почти половина респондентов (44 %) также считает, что … обвинения против Ассанжа являются лишь «отговоркой», чтобы держать его под надзором, чтобы правительство США могло привлечь его к суду за разоблачение дипломатической переписки, в то время как 13 % не согласны с этим. Однако, почти половина британцев заявила, что их правительство должно выслать Ассанжа в Швецию для допроса. Более старшие граждане были значительно более откровенно настроены против Викиликс. 42 % людей от 65 лет считают, что Ассанж должен быть наказан за обнародование дипломатических телеграмм, но это мнение разделяется лишь 21 % людей от 25 до 34 лет.

Как видим, азбучные истины демократии, постулирующие об открытости публичного пространства, в котором сопряжение политики и массмедиа происходит на основе взаимной выгоды и взаимного интереса, еще не срабатывают. Причин здесь много. И все же в заключение полемики вокруг феномена «Викиликс» хочется вспомнить слова В. Яковлева - основателя газеты «Коммерсантъ» о кредо ответственного журналиста: «…огромной частью профессии журналиста… является способность работать с властью…, умение находить и публиковать информацию, которая интересна и полезна читателю, хотя при этом не доставляет удовольствия власти»27.

Оригинальность и успех «Викиликс» заключается в том, что «они не скрывают собственной идеологии и работают в рмках этой идеологии свободные от политических влияний», - поясняет В. Лейбин – главный редактор журнала «Русский репортер». Почти повторяя слова Ассанжа о том, что «скрытая дипломатия станет невозможной. Преступные замыслы и сговоры выплывут наружу. Мир вступит в новую полосу – полосу честности и открытости»28.

Возросшая в ХХ веке зависимость общества от информации обращает особое внимание на интересы и поведение аудитории – различные сообщества, для которых и существуют СМИ. На рубеже 1950-1960гг. исследователь Д. Смайт29 выдвинул гипотезу о том, что главным «товаром» СМИ является аудитория. Он полагал, что медиаиндустрия возникает тогда, когда медиакомпании конструируют и производят аудиторию СМИ, доступ к которой затем продается рекламодателям. Д. Смайт указывал, что в условиях рынка происходит размывание границ между такими сторонами жизни человека, как «работник» и «покупатель»30.

Содержание СМИ становится в таких условиях способом привлечь аудиторию, а создание аудитории, «продаваемой» рекламодателю, путем предложения ей определенного контента, является основной формой31.

Аудиторию – с точки зрения СМИ – при этом необходимо рассматривать и «как производную, полученную в результате реализации политических стремлений властных элит. Следовательно, в условиях рынка формирование аудитории представляет собой процесс, в равной степени необходимый и для политических процессов (следовательно, политических элит)»32.

В результате современный человек превращается в «Человека медийного» (homo mediatus), и это становится сегодня важнейшей особенностью общества. «Человек медийный» - это член общества, бытие которого определяется и в значительной степени формируется содержанием СМИ как продуктом, производимым отдельной отраслью современной экономики – медиаиндкстрией и потребляемым в процессах массовой/социальной коммуникации, а также коммуникационными отношениями и интересами индивида33.

Постановку проблемы активности аудитории СМИ, в нашем случае интернет-СМИ, освещающих избирательный процесс, степени ее вовлеченности в процессы функционирования этих самых интернет-СМИ, апеллирующей к явлению конвергенции, как основной архетипической характеристики современного общества, оценку степени разработанности данной проблемы вновь находим у Е.Л. Вартановой. «После Второй мировой войны в различных странах были проведены исследования аудитории СМИ с пристальным вниманием к тем эффектам, которые на них оказывали журналисты и масс-медиа в целом. Сегодня эта область, пожалуй, предстает одной из наиболее разработанных. От теорий «магического снаряда» и «подкожной иглы» к теории ограниченных эффектов и снова к теориям масштабных воздействий, планируемых и непланируемых эффектов – такой многоступенчатый путь прошли исследования эффектов СМИ с начала 1920-х годов, когда Г. Ласуэлл и У. Липман заложили основы изучения этих эффектов. В целом, несмотря на многочисленные попытки изучить ответные реакции аудитории, исследователи СМИ относились к аудитории достаточно схематично. Она не воспринималась ни как активный элемент, ни как сложносоставная общность, ни как среда, в которой действуют СМИ, ни как основной компонент схем финансирования медиаиндустрии»34.

Китайская исследовательница Цзя Лежун, не так давно защитившая диссертацию на факультете журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, пишет: «Сегодня, в начале ХХI в., онлайновые СМИ стали новым медийным феноменом. Как новый вид СМИ они обладают отличительными от традиционных СМИ особенностями, оригинальной коммуникационной моделью, своеобразными экономическими и регулирующими методами, в результате чего модификация медийной системы стала неизбежной»35.

Рассматривая предпосылки и философские парадигмы трансформации медиа в виртуальную среду, одним из первых формирование особой цифровой реальности заметил Г.М. Маклюэн. Еще до формирования концепции «информационного общества», он заговорил о новой социальной среде, назвав ее «Акустическое пространство».

Из многочисленных последовавших за этой концепцией определений и интерпретаций мы выделим определение данное научной сферой коммуникативистики:

«Акустическое пространство (acoustic space) – концепция канадского культуролога Г.М. Маклюэна, утверждавшего, что после изобретения спутниковых глобально-информационных систем связи человечество вступило в новую эру цивилизации, поскольку информационные средства в мысленном ограниченном визуальном пространстве (т.е. письменные знаки и печатные формы) уступают дорогу акустическим структурам волнообразных колебаний эфира, не имеющих границ. «Визуальное пространство имеет содержание, акустическое не имеет. Визуальное пространство может иметь что-то в себе. Акустическое просто существует» На таком противопоставлении Маклюэн Построил свою теорию об умирании печатной культуры эры Гуттенберга»36.

М. Кастельс отмечает закономерность появления и резкий подъем онлайновых СМИ в особый для общества период формирования «новой электронной коммуникационной системы», породивший «новые средства массовой информации», характеризующиеся отсутствием «однонаправленности»37.

Обращаясь к определению Итиель де Сола Пул, М. Кастельс дает простое и вместе с тем емкое определение Интернет, называя его «технологией свободы»38.

Эта концепция получила свое отражение и в работах отечественных исследователей. Нелинейность, отсутствие однонаправленности коммукации в виртуальной среде подчеркивают Калмыков А.А. и Коханова Л.А. в книге «Интернет-журналистика»39.

«Интернет, а вместе с ним и СМК, действительно можно рассматривать как ядро цивилизационного развития и как феномен культуры. – пишут они, - Однако, цивилизационный и культурный взгляд на Интернет отличаются друг от друга так же, как цивилизация и культура.

Интернет в цивилизационном отношении - это всего лишь новая коммуникативная технология, рационализирующая и глобализирующая отношения между людьми и организациями – экономические, политические, научные и т.п. Мы можем ждать от Интеренета формирования новых глобальных форм этих отношений, которые теоретически собраны в проекте информационного общества.

Значительно более сложная картина возникает при рассмотрении Интернета как феномена культуры. (…) Интернет действительно способен быть всем: и книгой, и картиной, и скульптурой, и фильмом, и газетой, и театром, и танцем и т.д. Но столь широкие претензии были и у кинематографа, а затем и у телевидения. (…) Обозначение эры Интернета как постгутенберговой эры (т.е. постпечатно-книжной) является односторонним и ущербным. Интернет-культура начинается тогда, когда сеть создает себе новые формы культурного бытия и транслирует их в нашу повседневную жизнь.

Необходимо отметить, что эта культура прошла уже по крайней мере четыре этапа формирования. Эти этапы выделены на основании Модернизированной схемы Ж.. Бодрийара: подделка – производство – симулякр, к которой добавлена четвертая стадия – симулятивная коммуникация»40.

Подделка человеческой культуры рассматривается как «создание виртуальных моделей бытия»41, производство отождествляется с «тиражированием культуры», тезис симуляции культуры интерпретируется как «симулякр свободы и индивидуального человеческого всемогущества» на примере движения хакеров, четвертый этап – «симуляция коммуникации с культурой» говорит о всеобщем объединении культур42.

Интересен этот этап выдвижением на первый план явления конвергенции, получившего постоянную прописку не только в теории, но и в практике сети.

«Интернет претендует на всеобщую потенциальную связность всех со всеми, и всего со всем, и всего со всеми. Особо важно отметить его направленность на обеспечение связности каждого члена общества с интегрированной человеческой культурой. Однако эта связь регламентируется алгоритмами интернет-математики и, следовательно, более проста, несмотря на видимую вариативность, чем естественная связь человека со своей культурой.

Таким образом, Интернет всего лишь симулякр связи с культурой, а не сама эта связь»43.

Пространство, которое представляет собой сеть, имеет свои особенности: «Поскольку онлайновые медиа основаны на Интернете, то на их регулирование повлияли технические особенности глобальной Сети (такие, как дерегулирование, децентрализация). Происходящий процесс конвергенции проявляется не только на техническом, но и на индустриальном уровне»44.

Исследователи резюмируют качества, которые Интернет-пространство привносит в избирательную журналистику:

«Интерактивность – диалоговость; интерактивность заложена в саму технологию WWW, что заставляет журналистику отказываться от исключительно однонаправленных способов работы.

Персональный подход – можно учесть потребности и привычки конкретного читателя и/или группы читателей.

Инфоцентричность – встроенная возможность сколь угодно глубокой иерархической информации допускает при участии читателя практически любую степень детализации в изложении, не загружая ненужными деталями основное изложение.

Мгновенность – схематично интернет можно представить себе как центральную часть, скорость передачи информации в которой постоянно растет и удешевляется, и периферийную часть от провайдера к клиенту. Скорость передачи информации в центральной части делает его самым непосредственным средством массмедиа.

Измеримость – сеть обладает инструментами, позволяющими быстро оценить популярность той или иной публикации. Элементы медиамаркетинга оказываются автоматически встроенными в саму систему.

Гибкость – позволяет излагать материал самым замысловатым образом и быстро его обновлять.

Взаимосвязанность – гипертекст, делающий любой текст связанным со всеми текстами.

Экономичность – веб-издание при прочих равных условиях все же намного дешевле бумажного»45.

В контексте разговора о значении Интернет-технологий в сфере развития СМК, исследователи отмечают трансформацию работы журналиста, адаптировавшего свою деятельность для сети.

«Детерминирование интеллектуальных технологий в технологической и производственной сферах и уменьшение значимости и фундаментальности материальной собственности в системе ценностей обеспечивают конкурентное преимущество информационной и научной деятельности над материальным производством. Целевая установка журналистики - участие в разработке и широкое использование интеллектуальных технологий представления (презентации) знаний и фактов; роботизация новостных потоков и первичной аналитической обработки; виртуализация производственных циклов издания»46.

Исследователи еще раз подчеркивают значение новой медийной сферы в формировании и поддержании общественного мнения, образа-имиджа. Основные характеристики Интернет-среды в качестве средства массовой коммуникации в умелых, профессиональных руках журналиста и маркетолога становятся наиболее дешевым и эффективным средством пиар-деятельности, рекламы.

«Постэкономические отношения и виртуальная экономика порождают доминирующие процессы, которые носят характер дискурса – знаковой манипуляции и входят в сферу компетентности информационных и коммуникационной отраслей человеческой деятельности. Индивидуальная активность перестает утилитарно мотивированной и направляется на дематериализованные компоненты производственных продуктов. Упаковка, форма, имидж, паблисити, мнение и другие невещественные образования становятся реальнее и значимее, чем та реальность, которая стоит за ними. Информационное общество – это общество индустрии образов и знаний»47.

«В отечественной науке виртуалистика появилась не так давно, однако достаточно быстро вызвала интерес у специалистов различных направлений. Виртуалистика делает возможным философски концептуализировать виртуальность, сделать ее предметом научных исследований и практических преобразований»48.

Система массовых коммуникаций обладает следующими свойствами:

- является зеркалом реальности и одновременно особой формой реальности;

- ориентирована не на отражение (освещение) событий, а на производство собственных событий, которые заключаются в изменении структуры организации информации. Событие – это порождение новых типов коммуникаций;

- осуществляет глобальную структуризацию реальности в слове;

- интегрирует культурные среды;

- устанавливает достоверность сообщения через референцию структуры информации;

- подвержена процессу спонтанного повышения уровня организованности и сложности;

- каждая отдельная коммуникация является средством коммуникации и самим сообщением;

- ориентирована на установление субъект-субъектных отношений между участниками коммуникации;

- полноправным участником любой коммуникации всегда является многослойная система социальных, экономических, политических контектстов, а также сама СМК;

- содержание сообщений имеет тенденцию ухода от безапелляционности и характеризуется всеобщим плюрализмом;

- ценность информации повышается на фоне снижения ценности таких понятий, как власть, деньги, производство и т.д.;

- реализуется через систему диалоговых интерактивных коммуникаций, которые осуществляются при помощи текста, имеющего форму гипертекста. Гипертекст же выступает в роли онтологической;

- порождает множественность виртуальных реальностей (полионтологичность);

- трансформирует реальность, причем в этом процессе участвует в качестве коммуникатора виртуал, который обеспечивает рождение новых связей. Виртуальная реальность в этом смысле представляет собой мир активных коммуникаций, т.е. со-бытийность49.

Коммуникативные характеристики Интернет-среды являются наилучшими в освещении политической тематики, тематики избирательной. Интеграция выборов в виртуальный контент неслучайна. Направленность предвыборной агитации в значительной степени повышается за счет многонаправленных технических ресурсов сети.

«Интернет представляет собой мощное средство, впитавшее в себя сильные стороны сразу нескольких коммуникационных каналов – как традиционных СМИ, так и директ-маркетинга. Интернет-рекламу положительно отличают сравнительно низкая стоимость еще только развивающегося средства; широта аудитории (десятки тысяч людей); широкий выбор целевых групп; избирательность. Ее можно нацеливать на аудиторию по самым различным параметрам: по географическому положению пользователя, по социально-демографическим характеристикам (вплоть до места работы), по времени пользования компьютером, по информационным предпочтениям реципиента и, что особенно важно, по знакомству с рекламой»50.

В этой связи Е.Л. Вартанова ссылается на статистику другого исследователя Интернет-медиа Т. Бокарева51.

Е.Л. Вартанова настаивает, прежде всего, на технических характеристиках Интернета, делающих его одним из самых мобильных, вариативных, стратегически важных для маркетинга и экономичных СМК. «В сети можно не только направлять рекламу определенным образом, но и собирать, анализировать детальную, весьма ценную для рекламодателя информацию о пользователях, например, количество пользователей, побывавших на странице с рекламой; количество показов баннеров; количество кликов (нажатий на «мышь») на баннер; учет того, какие страницы на сайте и как часто смотрят, когда, сколько времени; прирос или уменьшение просмотра в сравнении с предыдущим периодом времени (день, неделя, месяц и т.д.); характеристика пользователей, включающая данные о том, откуда и когда приходили, чем и когда интересовались, как долго были в Сети и т.д. Анализ такой информации позволяет рекламодателю скорректировать рекламную деятельность»52.

«Специфика Интернета позволяет владельцам сайтов легко устраивать обратную связь с читателями через гостевые книги, чаты, форумы, конференции, голосования, опросы в режиме реального времени»53.

Одним из наиболее практичных способов грамотного и целенаправленного планирования размещения информации в сети является, по мнению Е.Л. Вартановой, ее качественное исследование – мониторинг.

«Он позволяет, во-первых, оценить рыночную ситуацию, т.е. кто, когда, сколько рекламируется, проконтролировать выход собственной рекламы – время, место, объем»54.

Этот метод аналитического исследования лег в основу «Теории Медиаэффектов», широко распространенной в коммуникативистике.

«Если в дотелевизионный период (1930-1940-е годы) основное внимание уделялось пропагандистским функциям печати, то во второй половине ХХ века изучение многообразных видов электронных масс медиа придало исследованиям эффективности СМИ большую многоплановость и объемность. Глубже стали вестись бихейвиаристские наблюдения при анализе влияния масс медиа на коллективное и индивидуальное сознание. Всемирное признание среди ученых получили принципы Культивационного анализа Анненбергской школы, направленные, с одной стороны, против тотальной коммерциализации СМИ, а с другой – против попыток придать их деятельности стихийный характер. Новейшей тенденцией 1990-х годов явилось стремление связать проблемы эффективности медиа с проблемами коммуникации как культурной экологии»55.

Причем, в этой связи Вартанова вводит понятие «Индустрия содержания» - наиболее четко характеризующего рассматриваемую нами торговлю политической информацией в сети.

«Индустрия содержания (от англ. Content industry (-ies) можно перевести как «индустрия производства содержания»). Становление индустрии содержания стало прямым продолжением процессов социальной трансформации, при которых внутри современного общества – на основе новых признаков (экономических, геодемографических, образовательных, гендерных, стиля жизни) – выделилось большее число новых социальных групп. Отвечая на информационные запросы этих сегментов аудитории, индустрия содержания начала производить продукты более индивидуализированные, учитывая запросы отдельных потребителей, что способствовало дальнейшей фрагментации аудитории»56.

Исследуя различные модели взаимодействия СМК с аудиторией (модели М. ДеФлёра, Б. Уэстли - М. Маклейна, У. Шрамма), Е.Л. Вартанова выделяет как ключевую «Линейную модель коммуникации К.Шэннона-У.Уивера», в соответствии с которой «от источника информации сообщение попадает отправителю/передатчику, преобразующему/кодирующему его в сигнал, передаваемый получателю/приемнику, который может быть как самим адресатом, так и его декодирующим устройством»57.

Тем самым, Е.Л. Вартанова подтверждает вывод Калмыкова и Кохановой, становясь в один ряд исследователей интерактивных медиа, что «процесс массовой коммуникации не однолинеен»58.

«Напротив, он подвергался многочисленным воздействиям со стороны аудитории – на источники информации, на журналистов (кодировщиков и декодировщиков сигнала), на сам сигнал и на технологии передачи»59.

Еще О. Тоффлер ввел в употребление понятие «Когнитариат»60.

Обратимся вновь к разъясняющей словарной статье:

«Когнитариат (cognitariat от сл. cognition – познание) – неологизм, придуманный О. Тоффлером для обозначения новой растущей общественной силы – интеллектуалов, от знаний которых будут зависеть будущие судьбы информационного общества и цивилизации в целом. «Старое представление о том, что знания – это сила, устаревает, - писал О. Тоффлер, - чтобы сегодня овладеть силой, надо иметь еще и знания о знаниях» и если «вторая волна» (индустриальное общество), согласно О. Тоффлеру, создала пролетариат, то «третья волна» (информационное общество) создает когнитариат»61.

Не все ученые согласны с О. Тоффлером, что информационное общество породит всплеск интереса к знаниям и станет обществом постоянно находящихся в процессе коммуникации интеллектуалов. К примеру, Г.М. Маклюэн напротив выдвигает пессимистическую идею о том, что люди забудут навыки вербальной коммуникации.

«Условие немоты» (condition of speechlessness) – концепция канадского культуролога Г.М. Маклюэна, утверждавшего, что развитие электронно-информационной революции в глобальных масштабах сможет освободить человечество от словесного общения, так как люди будут связываться друг с другом с помощью аудиовизуальных масс медиа, погружаясь в состояние «немоты», которое может даровать бесконечность коллективной гармонии и мира62.

Тенденция замещения языка образностью – возникает в ходе развития видеокультуры, которая вытесняет вербальные дискурсы образными, понятными всем людям, несмотря на различие языков. На основе такой концепции создаются футурологические прогнозы образно-эмоционального «универсального языка» глобализирующегося информационного общества, с одной стороны, и предсказания усиления тенденций к нонкоммуникации, с другой стороны63.

По мнению А.Барда и Я. Зодеркиста, «новую правящую элиту в информационном обществе следует охарактеризовать как сообщество нетократов»64. «Нетократы – это те, кто вовремя понял эффективность сетевых технологий и научился грамотно ими управлять. Любопытна референция исследователей к печальным событиям 11 сентября 2001 года. Атаковавшие ВТЦ террористы были хорошо образованы и прекрасно осведомлены о том, как жить в Сети. Даже свои билеты они заказали онлайн. Террористы обладали необходимыми финансовыми возможностями, но что еще более важно, навыками построения эффективных сетевых коммуникаций, необходимых для реализации своих планов. Эти навыки позволили им обойти спецслужбы сильнейшего государства мира»65.



Явление массовости является определяющим для многих коммуникационных процессов. В данном случае рассматриваемый нами ресурс стал не только массовым, трансформировал восприятие обществом подачи общественно-политической тематики в сети, но стал первым в мире ресурсом, позволяющим трансформировать понимание концентрации политической тематики как таковой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Медведев Д.А. Стенографический отчет о заседании Совета по развитию информационного общества в России. 8 июля 2010 г., Тверь. – URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/8296 (дата обращения 08.11.2010)

  2. Castells M. // La sociedad red. Vol. 1 de “La era de la informacion”.- Madrid: Alianza., 2005

  3. Акопов А.И. Электронные сети как новый вид СМИ//Журналистика электронных сетей. Сборник научных работ под ред. проф. А.И.Акопова. Воронеж, 2007

  4. "What is WikiLeaks? How does WikiLeaks operate?". WikiLeaks. 2008. Archived from the original on 16 February 2008. http://web.archive.org/web/20080216000537/http://www.wikileaks.org/wiki/Wikileaks:About#What_is_WikiLeaks.3F_How_does_WikiLeaks_operate.3F. Retrieved 28 February 2008. 




  1. "Wikileaks has 1.2 million documents?". WikiLeaks. Archived from the original on 16 February 2008. http://web.archive.org/web/20080216000537/http://www.wikileaks.org/wiki/Wikileaks:About#Wikileaks_has_1.2_million_documents.3F. Retrieved 28 February 2008. 

  2. "Wikipedia:WikiLeaks is not part of Wikipedia". Wikipedia. Wikimedia Foundation. http://en.wikipedia.org/wiki/Wikipedia:WikiLeaks_is_not_part_of_Wikipedia. Retrieved 1 December 2010. 




  1. Difficult relationship between WikiLeaks and Wikipedia". The Signpost (Wikipedia). 6 September 2010. http://en.wikipedia.org/wiki/Wikipedia:Wikipedia_Signpost/2010-09-06/In_the_news. Retrieved 1 December 2010. 




  1. Daly, John W. (13 July 2010). "Wau Holland Foundation sheds light on WikiLeaks donations – Hardware, ISP, travelling costs". TechEye.net. 9. 9. http://www.techeye.net/internet/wau-holland-foundation-sheds-light-on-wikileaks-donations#ixzz0td0dXhBx. Retrieved 1 August 2010. 




  1. Советский энциклопедический словарь. М., Изд-во «Советская энциклопедия», 1985.

  2. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: Изд-во РИП-холдинг, 2003.

  3. Прохоров Е.П. Ведение в теорию журналистики. – М, 1998.

  4. Weir, Fred (26 October 2010). "WikiLeaks ready to drop a bombshell on Russia. But will Russians get to read about it?". The Christian Science Monitor (Boston). http://www.csmonitor.com/World/Europe/2010/1026/WikiLeaks-ready-to-drop-a-bombshell-on-Russia.-But-will-Russians-get-to-read-about-it. Retrieved 29 November 2010. 




  1. Greenberg, Andy (29 November 2010). "An Interview With WikiLeaks' Julian Assange". Forbes (New York). http://blogs.forbes.com/andygreenberg/2010/11/29/an-interview-with-wikileaks-julian-assange/2/. Retrieved 1 December 2010.; Carney, John (2 December 2010). "Bank of America's Risky WikiLeaks Strategy". CNBC. http://www.cnbc.com/id/40471184/. Retrieved 5 December 2010. 



  1. Lippmann W. The Public Philosophy. Transaction Publisher, 1992.

  2. Zetter, Kim (30 July 2010). "WikiLeaks Posts Mysterious 'Insurance' File". Wired (New York). http://www.wired.com/threatlevel/2010/07/wikileaks-insurance-file/. Retrieved 31 July 2010. 

  3. Вартанова Е. Теория СМИ: актуальные вопросы. –М.: «Итар-Тасс», 2009.

  4. Основы медиабизнеса: Учеб. пособие для студентов вузов/ Под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2009.

  5. Лежун Ц. Интернет и китайские онлайновые СМИ. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.

  6. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций. – М.:Изд-воМоск. ун-та, 1999.

  7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М., 2000.

  8. Калмыков А.А.. Коханова Л.А. Интернет-журналистика. - М.: Юнити-Дана, 2005.

  9. Основы медиабизнеса: Учеб. пособие для студентов вузов/ Под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2009.

  10. Бокарев Т. Энциклопедия Интернет-рекламы. М., 2000.

  11. Бард А., Зодеркист Я. Neтократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. – СПб, 2004 (Цит. по Вартанова Е. Теория СМИ: актуальные вопросы. –М.: «Итар-Тасс», 2009.

 

1 Медведев Д.А. Стенографический отчет о заседании Совета по развитию информационного общества в России. 8 июля 2010 г., Тверь. – URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/8296 (дата обращения 08.11.2010)

2 Castells M. // La sociedad red. Vol. 1 de “La era de la informacion”.- Madrid: Alianza., 2005

3 Акопов А.И. Электронные сети как новый вид СМИ//Журналистика электронных сетей. Сборник научных работ под ред. проф. А.И.Акопова. Воронеж, 2007. С.6.

4 Там же. С.6.

5 "What is WikiLeaks? How does WikiLeaks operate?". WikiLeaks. 2008. Archived from the original on 16 February 2008. http://web.archive.org/web/20080216000537/http://www.wikileaks.org/wiki/Wikileaks:About#What_is_WikiLeaks.3F_How_does_WikiLeaks_operate.3F. Retrieved 28 February 2008. 


6 "Wikileaks has 1.2 million documents?". WikiLeaks. Archived from the original on 16 February 2008. http://web.archive.org/web/20080216000537/http://www.wikileaks.org/wiki/Wikileaks:About#Wikileaks_has_1.2_million_documents.3F. Retrieved 28 February 2008. 

7"Wikipedia:WikiLeaks is not part of Wikipedia". Wikipedia. Wikimedia Foundation. http://en.wikipedia.org/wiki/Wikipedia:WikiLeaks_is_not_part_of_Wikipedia. Retrieved 1 December 2010. 


8"Difficult relationship between WikiLeaks and Wikipedia". The Signpost (Wikipedia). 6 September 2010. http://en.wikipedia.org/wiki/Wikipedia:Wikipedia_Signpost/2010-09-06/In_the_news. Retrieved 1 December 2010. 


9 Геворкян Е.Н. Указ. соч. – стр. 42

10 Daly, John W. (13 July 2010). "Wau Holland Foundation sheds light on WikiLeaks donations – Hardware, ISP, travelling costs". TechEye.net. http://www.techeye.net/internet/wau-holland-foundation-sheds-light-on-wikileaks-donations#ixzz0td0dXhBx. Retrieved 1 August 2010. 


11 Советский энциклопедический словарь. М., Изд-во «Советская энциклопедия», 1985. С. 498

12 Советский энциклопедический словарь. М., Изд-во «Советская энциклопедия», 1985. С. 465

13 Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: Изд-во РИП-холдинг, 2003. – С.56.

14 Прохоров Е.П. Ведение в теорию журналистики. – М, 1998. – С. 32.

15 Там же. – С. 33.

16 Там же. – С.56-57.

17 Пиратская партия Швеции окажет помощь Wikileaks (20 августа 2010).- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/WikiLeaks#cito_ref.-18. ; "Swedish Pirate Party to host WikiLeaks servers". CNN. 18 August 2010. http://edition.cnn.com/2010/WORLD/europe/08/18/sweden.wikileaks/#fbid=zfd5Igi2Lea&wom=false. Retrieved 21 August 2010. 


18 Weir, Fred (26 October 2010). "WikiLeaks ready to drop a bombshell on Russia. But will Russians get to read about it?". The Christian Science Monitor (Boston). http://www.csmonitor.com/World/Europe/2010/1026/WikiLeaks-ready-to-drop-a-bombshell-on-Russia.-But-will-Russians-get-to-read-about-it. Retrieved 29 November 2010. 


19 Greenberg, Andy (29 November 2010). "An Interview With WikiLeaks' Julian Assange". Forbes (New York). http://blogs.forbes.com/andygreenberg/2010/11/29/an-interview-with-wikileaks-julian-assange/2/. Retrieved 1 December 2010.; Carney, John (2 December 2010). "Bank of America's Risky WikiLeaks Strategy". CNBC. http://www.cnbc.com/id/40471184/. Retrieved 5 December 2010. 

 


20 http://ru.wikipedia.org/wiki/WikiLeaks#cito_ref.-1-259.

21 "Media says government's reaction to WikiLeaks 'troubling'". The Sydney Morning Herald. 14 December 2010. http://www.smh.com.au/technology/technology-news/media-says-governments-reaction-to-wikileaks-troubling-20101214-18vrb.html. Retrieved 28 December 2010. 

22 Lippmann W. The Public Philosophy. Transaction Publisher, 1992. P. 26.

23 Zetter, Kim (30 July 2010). "WikiLeaks Posts Mysterious 'Insurance' File". Wired (New York). http://www.wired.com/threatlevel/2010/07/wikileaks-insurance-file/. Retrieved 31 July 2010. 

24 Raymond, Matt (3 December 2010). "Why the Library of Congress Is Blocking Wikileaks". Library of Congress blog. http://blogs.loc.gov/loc/2010/12/why-the-library-of-congress-is-blocking-wikileaks/. Retrieved 3 December 2010. ; de Sola, David (4 December 2010). "U.S. agencies warn unauthorized employees not to look at WikiLeaks". CNN. http://edition.cnn.com/2010/US/12/03/wikileaks.access.warning/index.html. Retrieved 4 December 2010. 

 


25 http://ru.wikipedia.org/wiki/WikiLeaks#cito_ref.-1-259.

26 Там же. Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/WikiLeaks#cito_ref.-1-259.

27 Газета «Московские новости», 2006. №31.

28 http//rusrep.ru/»Русский репортер»

29 см. Smythe D.W. Communications: Blindsport of Western Marxism// Canadian Journal of Political and Society Theory. -1977.

30 Вартанова Е. Теория СМИ: актуальные вопросы. –М.: «Итар-Тасс», 2009. – С. 59.

31 Там же. – С. 60.

32 Там же.

33 Там же.

34 Основы медиабизнеса: Учеб. пособие для студентов вузов/ Под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2009. - С.118-119.

35 Лежун Ц. Интернет и китайские онлайновые СМИ. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. - С. 112.

36 Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций. – М.:Изд-во Моск. ун-та, 1999, - С.14-15.

37 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М., 2000. - С. 323

38 Там же. – С.327.

39 Калмыков А.А., Коханова Л.А. Указ. соч. – С.43-44.

40 Там же.

41 Там же. – С.44.

42 Там же. – С.45.

43 Там же. – С.46.

44 Лежун Ц. Указ. соч. – С. 12-13.

45 Калмыков А.А.. Коханова Л.А. Интернет-журналистика. - М.: Юнити-Дана, 2005, указ. соч.- С.69.

46 Там же. – С. 71.

47 Там же.

48 Там же. – С.72.

49 Там же. – С.73-74.

50 Основы медиабизнеса: Учеб. пособие для студентов вузов/ Под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2009. - С.244.

51 Бокарев Т. Энциклопедия Интернет-рекламы. М., 2000. - С. 384.

52 Там же. Основы медиабизнеса.- С. 244.

53 Там же.

54 Там же. – С. 248.

55 Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций. – М.:Изд-во Моск. ун-та, 1999, - С. 226.

56 Там же. Основы медиабизнеса. – С. 116-117.

57 Там же. – С.117

58 Там же.

59 Там же.- С. 118.

60 См. Тоффлер О. Указ соч.

61 Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций. – М.:Изд-во Моск. ун-та, 1999, - С. 82.

62 Землянова Л.М. Указ соч. – С. 241.

63 Там же. – С. 226.

64 Бард А., Зодеркист Я. Neтократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. – СПб, 2004 (Цит. по Вартанова Е. Теория СМИ: актуальные вопросы. –М.: «Итар-Тасс», 2009. – с. 27.).

65 Там же.

<< предыдущая страница